Мастер-класс «Лекарственные средства, используемые для лечения органов дыхания с помощью небулайзера»
методическая разработка на тему
Игры дают такую практику,
которую ничто другое дать не может.
Р.Г.Грэм, К.Ф.Грэй
На практических занятиях по фармакологии применяю
Групповые технологии – работа малыми группами: попарно.
Игровые технологии : игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным динамическим развитием решаемой ситуации.
Учебные и ролевые игры - цели учебной игры в медицине — сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больными в своей профессиональной основной роли — среднего медицинского работника.
Главная цель и смысл учебной игры - подготовка специалистов, их тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации.
Игры дают такую практику,
которую ничто другое дать не может.
Р.Г.Грэм, К.Ф.Грэй
На практических занятиях по фармакологии применяю
Групповые технологии – работа малыми группами: попарно.
Игровые технологии : игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным динамическим развитием решаемой ситуации.
Учебные и ролевые игры - цели учебной игры в медицине — сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больными в своей профессиональной основной роли — среднего медицинского работника.
Главная цель и смысл учебной игры - подготовка специалистов, их тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры дают такую практику, которую ничто другое дать не может. Р.Г.Грэм , К.Ф.Грэй На практических занятиях по фармакологии применяю Групповые технологии – работа малыми группами: попарно. Игровые технологии : игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным динамическим развитием решаемой ситуации. Учебные и ролевые игры - цели учебной игры в медицине — сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больными в своей профессиональной основной роли — среднего медицинского работника. Главная цель и смысл учебной игры - подготовка специалистов, их тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации.
Целевые задачи: - систематизировать и интегрировать знания о применении лекарственных средств с помощью небулайзера , а также об эффективности и безопасности ЛП; - усвоить принципы и приемы медицинской биоэтики, необходимые в общении с больными; - уметь выбирать в зависимости от конкретной ситуации наиболее эффективные ЛП; - выявить профессионально значимые качества среднего медицинского работника и способы психологической подготовленности к оказанию первой медицинской помощи
Групповые технологии Занятия в малых группах позволяют студентам приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Маленькие группы более эффективны, поскольку быстрее поддаются организации, быстрее работают и предоставляют каждому студенту больше возможностей внести в работу свой вклад. По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи специальные знания окажутся полезными для выполнения группового задания. Но вместе с этим увеличивается и вероятность негативного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять студенты, чтобы дать каждому возможность высказаться. Экспертами проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов так же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации. Таким образом, можем констатировать: 1. Важность отработки нравственно-деонтологических качеств будущих врачей в процессе взаимодействия участников деловых игр; 2. Переход хорошо знакомых деонтологических принципов в тренинг конкретных методов коммуникации исполнителей различных ролей, с четкой проекцией на их ролевую специфику; 3. Наглядность коррекции деонтологического поведения всех участников игры и проецирование этого поведения на свои личностные возможности
Игровые методики преследуют цели интенсификации процесса обучения . В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. В игре студенты получают опыт коллективного поведения, учатся управлять собой, соблюдая правила медицинской деонтологии.
Экспертами проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов так же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации. Таким образом, можем констатировать: 1. Важность отработки нравственно-деонтологических качеств будущих врачей в процессе взаимодействия участников деловых игр; 2. Переход хорошо знакомых деонтологических принципов в тренинг конкретных методов коммуникации исполнителей различных ролей, с четкой проекцией на их ролевую специфику; 3. Наглядность коррекции деонтологического поведения всех участников игры и проецирование этого поведения на свои личностные возможности. Итоговая успеваемость студентов 215 группы 2012 – 2013 учебный год 2013 – 2014 учебный год
Атуальность : Заболевания органов дыхания являются одной из наиболее важных проблем в амбулаторной и стационарной практике среднего медицинского работника. Занимает одно из первых мест – до 73% в структуре детской заболеваемости и среди взрослого населения РФ. Самые распространённые заболевания: бронхиты, бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких - ХОБЛ, наиболее тяжелыми из них являются ХОБЛ и бронхиальная астма. Эти заболевания наносят огромный экономический ущерб. Согласно прогнозам, к 2020 году болезни органов дыхания, в том числе и ХОБЛ, займёт третье место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Факторами риска являются факторы окружающей среды - среди которых наиболее значимым признаётся курение и пассивное курение. Цель : После изучения темы студенты должны уметь: оценивать действие лекарственных средств на пациента. Применять инновационные методы небулайзерной терапии. Оказывать доврачебную помощь при патологии легочных заболеваний. Пропагандировать здоровый образ жизни. Знать: Основные группы и отдельные препараты, применяемые для лечения заболеваний органов дыхания, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты и методы их профилактики.
Диагностика и лечение ХОБЛ являются актуальными задачами как международного, так и российского здравоохранения, в НИИ пульмонологии в 2010 году была начата работа по созданию мобильной кардиореспираторной лаборатории « Пульмомобиль ». Целями проекта « Пульмомобиль », стартовавшего в 2011 году является раннее выявление бронхолёгочной патологии и устранение информационного вакуума по проблеме ХОБЛ. Первые итоги работы проекта были подведены в 2012 году, за это время комплексное обследование прошли жители ряда городов Подмосковья. Студентам как будущим медицинским работникам необходимо осваивать в учебе инновационные методы исследования, лечения заболеваний органов дыхания современными лекарственными препаратами и аппаратами для этой терапии, чтобы применять свои знания в работе.
Практическая часть: Задания выполняются попарно 1 . На приеме у врача: работа малыми группами, учебная игра: По рецептам приготовить раствор для проведения небулайзерной терапии в педиатрии и взрослым. Рассказ с демонстрацией правил пользования небулайзером и самостоятельная работа малыми группами. Педитрия – небулайзер-паровозик , Обучение правилам пользования молодой мамы. Пульмонологическое отделение - стационарный небулайзер . Обучение правилам пользования стационарных больных. 2. «Врач - пульмонолог – средний медицинский работник» Выписать рецепты больным БА: в рабочей тетради указать симптомы заболевания, сопутствующие заболевания больного. Проконтролировать ведение Дневника больного бронхиальной астмой и посещаемость больным занятий в школе Бронхиальной Астмы. 3. На приеме у врача: работа малыми группами, учебная игра: « Врач – средний медицинский работник - больной » Объяснить больному правила применения выписанных ЛП, проведение сравнительной характеристики лекарственных препаратов, указать синонимы и аналоги. Предупредить больного о возможных проявлениях побочных эффектов при применении лекарственных препаратов. 4.Школа Бронхиальной Астмы Подготовить материал для проведения занятия в школе Бронхиальной Астмы Обзор лекарственных препаратов для небулайзерной терапии.
Преимущества ингаляционных методов лечения заболеваний органов дыхания К современным эффективным способам доставки лекарственных веществ относятся ингаляторы, в которых происходит распыление раствора препарата в форме влажного аэрозоля. При этом образуются частицы размером 2–5 мкм, оптимальные для поступления в дыхательные пути. Ингаляционная терапия может использоваться как в стационаре, так и в домашних условиях обученными родителями. Она особенно показана детям раннего возраста
Паровой ингалятор это самый простой вариант ингалятора, представляет собой генератор водяных паров, предназначен для прогревания ВДП, для ингаляции различными лечебными маслами, лекарственными сборами, спиртовыми настойками, т.к. настойки лучше впитываются и оказывают более заметный лечебный эффект. Очень важным параметром является возможность регулировать температуру пара в зависимости от индивидуальной термочувствительности . Достоинства: Дёшево, можно дышать травами и маслами. Недостатки : метод паровой ингаляции ограничен использованием только летучих веществ, а многие ЛП требуют аэрозольной субстанции для достижения терапевтического эффекта.
Что такое небулайзер ? Слово небулайзер происходит от латинского слова « небула » (туман, облачко). Первое упоминание о небулайзерах относится к 1874 году, когда так было названо устройство, превращающее жидкое лекарство в аэрозоль. Современные небулайзеры также превращают жидкое лекарство в аэрозоль под воздействием сжатого воздуха (струйный, или компрессорный небулайзер ) или ультразвуковых волн (ультразвуковой). Небулайзер – единственный способ ингаляционной доставки некоторых лекарств: для антибиотиков и отхаркивающих дозированных ингаляторов просто нет.
Преимущества: - не нужно координировать дыхание и поступление лекарства, что облегчает пользование и позволяет применять небулайзер даже у пациентов, которые не в состоянии пользоваться другими ингаляторами; - можно использовать большие дозы лекарств; - лекарство быстро попадает в необходимую для его действия зону дыхательных путей, причем даже через суженные бронхи; - лекарство подается непрерывно; аэрозоль не содержит фреона. Недостатки: - высокая стоимость (в основном за счет компрессора); - число лекарств, подходящих для применения в небулайзерах , пока ограничено.
Ультразвуковые ингаляторы предназначены для лечения и профилактики заболеваний дыхательных путей и легких аэрозолями водных растворов лекарственных средств., т.к. позволяет распылять лекарственные препараты в виде мелкого аэрозоля, который при вдыхании проникает в самые труднодоступные участки легких. Диаметр мелких бронхов, где развивается воспалительный процесс, составляет всего 1–2 мм. Поэтому только очень мелкие частицы лекарственного препарата (размером 5–10 микрон) могут проникнуть в эти отделы дыхательных путей. Только ультразвуковой ингалятор за 10–15 мин работы способен развить высокую производительность и ввести в дыхательные пути такой объем лекарственного раствора. В настоящее время ультразвуковое распыление признано одним из лучших, не нарушающих структуру распыляемого вещества способов приготовления высокодисперсных аэрозолей жидкостей (0,5-5мкм). Вдыхание аэрозоля может осуществляться как через нос, так и через рот. В отличие от приема лекарств внутрь, нередко вызывающих аллергические, токсические, метаболические и другие расстройства, лекарственные аэрозоли действуют преимущественно местно, в патологическом очаге, что позволяет сократить количество препарата, повысить его эффективность и уменьшить вероятность осложнений медикаментозной терапии. Противопоказания: - Булёзная энфизема - Дыхательная и сердечная недостаточность - Гипертонический криз - Кровохарканье и легочные кровотечения - Индивидуальная непереносимость распыляемого препарата
Самая важная характеристика ультразвукового ингалятора — это дисперсность (размер) частиц распыляемого лекарственного раствора. Уровень поражения дыхательных путей включает бронхи самого малого калибра — 1–2 мм и менее. Поэтому проникнуть туда и оказать лечебное воздействие могут только частицы лекарственного вещества диаметром 5–10 микрон.
Компрессорные небулайзеры Превращает жидкие препараты в аэрозольное облачко с помощью струи воздуха. Достоинства: Возможность использовать все лекарства для небулайзеров . Возможность регулировать размер частиц от 10 микрон до 1 микрона. Недостатки: Сильно шумит. Достаточно небольшой объем лекарственного вещества в минуту.
Портативность, отсутствие шума при работе, меньший размер аэрозольных частиц (2–3 мкм), достигающих мелких бронхов и бронхиол в более высоких концентрациях, минимальные потери лекарственных веществ во время работы, делает их предпочтительнее при лечении (в т.ч. амбулаторно ) детей первых лет жизни с бронхиолитами .
Лекарственные препараты для лечения бронхита с астматическим компонентом АСКОРИЛ Состав: Бромгексин+Гвайфенезин+Сальбутамол ( Bromhexine+Guaifenesin+Salbutamol ) Групповая принадлежность: Комбинированное отхаркивающее средство Лекарственная форма: сироп , таблетки Фармакологическоедействие: Комбинированный препарат, оказывающий бронхолитическое , отхаркивающее, муколитическое действие Показания: Острые и хронические бронхолегочные заболевания (с трудно отделяемым вязким секретом): бронхиальная астма, трахеобронхит , обструктивный бронхит, пневмония, эмфизема легких, коклюш, пневмокониоз, туберкулз легких.
Бронхиальная астма - это хроническое рецидивирующее заболевание инфекционно-аллергической природы в основе которой лежат приступы удушья, обусловленные спазмом мелких бронхов, гиперсекреции слизи и отеком слизистой оболочки бронхов. Причины развития аллергия на пыльцу некоторых растений шерсть животных определенные пищевые продукты или лекарственные препараты сильный стресс эмоциональное перенапряжение страх повышенная физическая нагрузка инородные тела, попавшие в трахею
Инструкция по использованию ингалятора. Проверьте работу ингалятора перед первым его использованием,а также если вы не пользовались им какие-то время Снимите с ингалятора колпачок. Убедитесь, что в выходной трубке нет пыли и грязи. Держите баллончик в вертикальном положении, положив большой палец на донышко, а указательный палец – на верхушку баллончика. Интенсивно встряхните баллончик вверх-вниз. Сделайте как можно более глубокий вдох (без напряжения).Плотно зажмите губами выходную трубку баллончика. Делайте медленный вдох. В момент вдоха нажмите указательнымпальцем на клапан баллончика, выпуская дозу лекарства. Продолжайте медленновдыхать. Выньте изо рта трубку ингалятора и задержите дыхание на 10секунд или на столько, на сколько сможете без напряжения. Медленно выдохните . Если требуется более одной дозы лекарства, подождите примерно минуту и затем повторите действия, начиная с шага 2. Наденьте обратно колпачок на ингалятор.
Комбинированные препараты При лечении среднетяжелой и тяжелой ХОБЛ использование бета 2-адреностимуляторов в сочетании с м-холиноблокаторами позволяет усилить бронхорасширяющее действие и существенно уменьшить суммарную дозу бета2-адреностимуляторов и тем самым снизить риск побочного действия последних. Преимущества этой комбинации: воздействие на два патогенетических звена бронхообструкции и быстрое бронхолитическое действие. Для этой цели весьма удобны комбинации препаратов в одном ингаляторе (беродуал и др.) Однако при синдроме утомления дыхательной мускулатуры наилучший эффект достигается при использовании небулайзеров. Комбинация бета2-адреностимулятора короткого действия и м-холиноблокатора ипратропия бромида приводит к более выраженному и продолжительному увеличению объема форсированного выдоха (ОФВ), чем при использовании каждого препарата в отдельности, и не вызывает признаков тахифилаксии в течение 90 дней и более лечения. Комбинация бета2-адреностимулятора, м-холиноблокатора и/или теофиллина может обеспечивать дополнительное улучшение легочной функции и общего состояния. В состав комбинированных бронходилататоров входят бета2-адреностимулятор и ипратропия бромид в стандартных дозах
Ингаляции. ИГК показаны для профилактического лечения БА, если потребность в бета2-адреностимуляторах короткого действия возникает чаще 1 раза в день . Они вызывают значительно меньше побочных эффектов , чем системные ГК, однако могут влиять в высоких дозах на кору надпочечников и обмен веществ в костной ткани . ИГК в рекомендованных дозах в отличие от системных , как правило , не вызывают задержки роста у детей , но при длительном лечении рекомендован антропометрический контроль . ИГК необходимо применять регулярно для достижения наилучшего эффекта , симптомы БА обычно становятся менее выраженными к 3—7-му дню лечения . Беклометазон , будесонид и флутиказон обладают примерно одинаковой эффективностью , но флутиказон в 2 раза их активнее . При необходимости одновременного приема ИГК с бета2-адреностимулятором сначала производят ингаляцию последнего , что обеспечивает лучшее проникновение ИГК в бронхи . Перевод пациента после длительного лечения системными ГК на ИГК необходимо производить в период ремиссии , постепенно снижая дозу .
Высокие дозы ИГК назначают при недостаточной эффективности стандартной ингаляционной терапии . Однако следует помнить , что в этом случае возможно угнетение функций коры надпочечников , поэтому пациентам выдают « стероиднуго карточку » и в стрессовых ситуациях ( например , перед оперативным вмешательством ) профилактически вводят системные ГК. Они иногда необходимы также при инфекционном заболевании или усилении бронхоконстрикиии , когда возникает необходимость в более высоких дозах препаратов и снижена доставка препарата в бронхи малого калибра . При длительном применении ИГК в высоких дозах возможно развитие глаукомы и катаракты . Высокие дозы беклометазона , будесонида и флутиказона могут влиять на обмен веществ в костной ткани ( тем не менее повышение риска развития остеопороза не выявлено ).
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания"
Методическая разработка практического занятия...
лекции по ПМ 02 МДК 0201 Лечение пациентов терапевтического профиля (Лечение пациентов с заболеваниями органов дыхания)
Лекции по ПМ 02 МДК 0201...
Методическое пособие для студентов "Перечень лекарственных препаратов для лечения различных состояний и заболеваний в терапевтической практике (заболевания органов дыхания)"
Данное методическое пособие представляет собой краткое изложение препаратов, применяемых в терапевтической практике и разработано для студентов и преподавателей с целью применения его на доклинических...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА практическое занятие Лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания.
изучить фармакологические свойства ЛС, влияющих на функцию органов дыхания научиться оценивать возможности использования противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических препаратов для фармакотерапии...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -
Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...
Средства, влияющие на функции органов дыхания
Рабочая тетрадь создана к теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания», раздела «Частная фармакология» по дисциплине Фармакология и предназначена для внеаудиторной и ау...