Средства, влияющие на функции органов дыхания
методическая разработка
Рабочая тетрадь создана к теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания», раздела «Частная фармакология» по дисциплине Фармакология и предназначена для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов. Состоит из блоков: информационного, внеаудиторной самоподготовки и аудиторной самостоятельной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Филиал «Борский»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФАРМАКОЛОГИИ
по теме: Средства, влияющие на функции органов дыхания
для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной
работы студентов
специальности 34.02.01 Сестринское дело
Фамилия __________________________________
Имя ______________________________________
Группа__________________
Составитель: Мурзаева Е.С. – преподаватель фармакологии, первой квалификационной категории.
Борское 2020 г
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………..3
- Введение………………………………………………………………………………..6
- Информационный блок………………………………………………………………..7
- Интегральные связи (внутри и межпредметные)…………………………………….8
- Классификация средств, влияющих на функцию органов дыхания…………….....10
- Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время...…………………..11
- Самостоятельная работа студентов в аудиторное время.........................................14
- Проблемный блок…………………………………………………………………….16
- Блок «Контроль усвоения полученных знаний, умений и навыков……………....19
- Критерии оценки самостоятельной работы студентов…………………………....22
- Перечень рекомендуемых учебных изданий……………………………………....23
- Приложения…………………………………………………………………………..24
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь создана к теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания», раздела «Частная фармакология» по дисциплине Фармакология и предназначена для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов. Разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки и минимуму содержания по дисциплине ОП. 07 Фармакология.
Рабочая тетрадь составлена в помощь студентам и состоит из блоков: информационного, внеаудиторной самоподготовки и аудиторной самостоятельной работы.
Предложенная схема рабочей тетради предусматривает определенную последовательность в изучении учебного материала.
Материал для самоподготовки изложен в следующей последовательности:
- информационный блок, включающий классификацию групп веществ;
- цель самоподготовки;
- вопросы для изучения;
- различного рода задания;
- средства для самоподготовки (список литературы, перечень наглядных средств обучения и др.);
- вопросы для самоконтроля.
В информационном блоке учебный материал представлен в виде мини-конспекта, акцентирующего внимание студентов на вопросах фармакологического действия лекарственных препаратов. Он сопровождается таблицей, которая иллюстрирует, поясняет и помогает запомнить вопросы классификации лекарственных препаратов, их основные фармакологические свойства, применение, особенности введения. Классификация лекарственных средств в виде таблиц существенно уменьшает объем пособия за счет плотности информации и в то же время повышает наглядность, позволяет студенту охватить весь спектр логических связей, что также способствует систематизации знаний, их углублению, более полному закреплению.
Приступая к подготовке к занятию, студент должен:
- изучить цель самоподготовки;
- повторить исходный материал по фармакологии и смежным дисциплинам;
- изучить тему по указанной литературе, используя план изучения, приведенный в пособии;
- выполнить предложенные по теме задания, решить задачи, ответить на вопросы, по результатам ответов можно определить уровень подготовки по теме;
- отметить неясности и подготовить вопросы для преподавателя.
Вторая часть рабочих тетрадей включает задания для выполнения на занятиях в аудитории и включает в себя:
- задания на выяснение исходного уровня знаний;
- проблемный блок, состоящий из задач (типовых, развивающих и творческих) и кроссворда;
- контроль за усвоением полученных знаний и умений (задачи, тестовые задания);
- приложения.
Задания выполняются в тетради и способствуют закреплению знаний, умений и навыков студентов по следующим позициям:
рекомендации рационального приема лекарственных средств внутрь с учетом времени приема пищи и наступления сна;
выявление побочных (нежелательных) реакций организма при приеме лекарственных средств данной фармакологической группы с последующей их коррекцией;
правильный подбор комбинированного применения лекарств данной фармакологической группы и некоторых отдельных препаратов с другими лекарственными средствами во избежание осложнений.
В рабочую тетрадь включен элемент игрового обучения в виде кроссворда, что при групповом изучении приводит к состязательности, а, следовательно, и к получению более прочных знаний, а при индивидуальном - к самооценке уровня усвоения материала.
На практических занятиях по фармакологии студент должен выполнить:
- самостоятельную работу, согласно заданиям рабочей тетради, состоящую из контроля исходного уровня знаний, работы с заданиями проблемного блока и контроля усвоения учебного материала.
Материал изложен в доступной для студентов форме: практические вопросы частной фармакологии представлены в виде задач на определение вещества, группы веществ по совокупности их фармакологических свойств, фармакодинамики и локализации действия. Кроме того, студенту предлагаются задачи по оценке возможности использования лекарственных средств, для лечения заболеваний на основе представлений об их свойствах, выбору нужного препарата в той или иной ситуации.
Самостоятельная работа студентов на занятиях предусматривает выработку навыков поиска правильного решения, обобщения результатов, работу с книгой, решение задач по и выписывания рецептов.
Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения. Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов. Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Данная тетрадь по фармакологии представлена как системообразующий элемент образовательных средств в самостоятельной работе студента. Тщательное выполнение студентом предложенных заданий будет способствовать расширению его кругозора в области фармакологии, приобретению общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а также систематизации знаний и успешной сдачи промежуточной аттестации по изучаемой дисциплине.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой по фармакологии и согласно календарно-тематическому плану дисциплины, отвечает требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта специальности Сестринское дело базовый уровень СПО
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Введение
Фармакология – фундаментальная медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. Фармакология изучает действие лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики разных заболеваний и патологических состояний, а одна из самых важных задач фармакологии — изыскание новых эффективных лекарственных средств. Как и в других медико-биологических дисциплинах, границы фармакологии не определены и не являются постоянными.
Данная дисциплина служит теоретической основой фармакотерапии и фундаментом для изучения клинических дисциплин: терапии, педиатрии, хирургии и др. Знания в области фармакологии необходимы для будущих специалистов-медиков.
Успешное усвоение материала по этой дисциплине во многом зависит от оптимизации учебного процесса, необходимо применение разнообразных подходов в самостоятельной работе студентов, в том числе использование рабочей тетради в качестве учебного пособия, имеющего особый дидактический аппарат. Именно с этой целью и разработана рабочая тетрадь, которая позволит систематизировать информацию, полученную на теоретических занятиях, углубить и закрепить знания, охватить широкий спектр логических, межпредметных и внутри предметных связей.
Уважаемые студенты!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь представляет собой дидактическое дополнение к учебникам и лекционному курсу раздела «Частная фармакология» по теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания».
По усмотрению и указанию преподавателя задания выполняются письменно или устно, на занятиях или дома, применяются для контроля, самоконтроля или обучения. Свободное место, чистые страницы в рабочей тетради предназначены для выполнения заданий, решения задач.
Основной целью создания данной рабочей тетради было стремление автора облегчить ваш труд и повысить его эффективность.
Информационный блок
Средства, влияющие на функцию органов дыхания.
Лекарственные средства, используемые при заболеваниях органов дыхания, относятся к различным фармакологическим группам (смотри таб.).
Стимуляторы дыхания имеют ограниченное клиническое применение. Они лишены избирательности действия, могут формировать судорожную готовность и вызывать генерализованные судороги. Некоторые из препаратов этой группы используются в качестве аналептиков.
Противокашлевые средства используются для симптоматического лечения кашля, сопровождающего самые разные заболевания. Если кашель вызывает осложнения и физиологически неоправдан, то симптоматическое лечение его необходимо. В иных случаях кашель, как правило, специального лечения не требует. Противокашлевые средства не могут заменить нужных патогенетических препаратов. Для облегчения сухого раздражающего кашля показаны противокашлевые средств центрального действия. Они не эффективны при кашле, вызванном заболеваниями плевры.
К группе отхаркивающих средств относятся препараты, которые увеличивают жидкую часть бронхиального секрета, понижают вязкость мокроты, активируют функцию мерцательного эпителия. Могут действовать непосредственно или рефлекторно. Эффективны при непродуктивном кашле, обусловленном раздражением слизистой оболочки густым вязким секретом. Разделение препаратов данной группы на отхаркивающие и муколитические необоснованно. Собственно, муколитический, но не единственный эффект проявляют лишь отдельные препараты (бромгексин). Ферментные препараты действуют как фибринолитики. Независимо от преимущественного механизма действия, все они применяются с целью разжижения мокроты, уменьшения ее вязкости и облегчения отхаркивания.
Бронхолитики (бронхорасширяющие средства) - это препараты, которые относятся к разным фармакологическим группам, но имеют общее назначение. Они используются для лечения или профилактики острого приступа бронхиальной астмы, проявляющегося удушьем, обусловленным повышенным сопротивлением поступательному движению воздуха через спазмированные бронхи.
Фармакотерапия бронхиальной астмы включает применение следующих средств: 1) для купирования острого приступа бронхиальной астмы; 2) для предупреждения острого приступа бронхиальной астмы; 3) для лечения астматического статуса; 4) для поддерживающего лечения в межприступный период. Но при возникшем приступе бронхиальной астмы, прежде всего, вводят бронхолитики.
Интегральные связи (внутри и межпредметные)
Междисциплинарные связи
Внутридисциплинарные связи
Классификация средств, влияющих на функцию органов дыхания
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время
Цель самоподготовки:
Студент должен представлять:
- механизм действия аналептиков, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и бронхолитических средств.
Студент должен уметь:
- пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств и уметь выписать рецепт.
Студент должен знать:
- фармакологические эффекты,
- показания к применению,
- побочные эффекты аналептиков, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и бронхолитических средств.
Задание №1.
Изучите теоретический материал по теме, используя следующую структуру учебного материала:
1.1. Аналептики (этимизол, кордиамин, кофеин-бензоат натрия, сульфокамфокаин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
1.2. Отхаркивающие средства прямого и непрямого действия (растительные препараты, препараты йода, натрия гидрокарбонат), показания к применению, побочные эффекты.
1.3. Муколитические средства (бромгексин, амброксол, ацетилцистеин), особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
1.4. Противокашлевые средства центрального (кодеин, глауцин, окселадин) и периферического (либексин) действия, показания к применению, побочные эффекты.
1.5. Бронхолитические средства: адреномиметики (адреналин, эфедрин, изадрин, сальбутамол, фенотерол, кленбутерол), М - холинолитики (атропин, атровент, тровентол), ксантины (теофиллин, эуфиллин), показания к применению, побочные эффекты.
Задание №2. Дайте определения понятий:
Аспирация – это_________________________________________________________
Асфиксия – это__________________________________________________________
Астма – это_____________________________________________________________
Аналептики– это_________________________________________________________
Бронхолитики - это_______________________________________________________
Муколитики – это____________________________________________________________
Бронхорелаксация – это_____________________________________________________
Бронходилятацияэто______________________________________________________
Миотропное действие – это________________________________________________
Бронхообструктивный синдром – это __________________________________________
Задание №3. Завершите логическую цепочку
Тонус гладкой мускулатуры бронхов регулируется вегетативной нервной системой, в частности симпатический отдел тонус бронхов понижает, парасимпатический наоборот повышает. Значит для устранения бронхоспазма, для бронходилятации и бронхорелаксации необходимо воздействовать либо на тонус гладкомышечных волокон бронхов - препараты миотропного действия, либо на симпатическую и парасимпатическую иннервацию, а именно………………………...
Задание №4. Решите задачи письменно:
1. У больного приступ бронхиальной астмы. В Вашем распоряжении бемегрид, эуфиллин и кордиамин. Что Вы выберете в данном случае и почему?
2. У больного приступ бронхиальной астмы, сопутствующее заболевание - гипертоническая болезнь. В Вашем распоряжении эфедрина гидрохлорид и платифиллина гидротартрат. Что Вы выберете в данном случае и почему?
3. У больного приступ бронхиальной астмы, страдает сахарным диабетом. В Вашем распоряжении адреналина гидрохлорид и атропина сульфат. Что Вы выберете в этой ситуации и почему?
Задание №5. Выпишите рецепты. Данные занесите в таблицу.
Название препарата | Фармакологическая группа | Показания к применению | Рецепт |
либексин | |||
глауцин | |||
тусупрекс | |||
калия йодид | |||
трипсин | |||
ацетил цистеин | |||
бромгексин | |||
амброксол | |||
сальбутамол | |||
эуфиллин | |||
кетотифен |
Задание №6. Составьте таблицу фармакологических групп веществ, влияющих на функции органов дыхания.
Задание №7. Повторите следующие темы предыдущих занятий:
“М-холиноблокирующие средства, “Адреномиметические средства”, “Симпатомиметические средства”.
Задание №8. В тетрадях для внеаудиторных практических работ выполните задания:
1. Выпишите в рецепте кордиамин для приема внутрь. Указать фармакологическую группу препарата и показания к его применению.
2. Выпишите в рецепте микстуру, состоящую из 1 г натрия бромида, 0,1 г кофеин-бензоата натрия и 100 мл воды дистиллированной.
Объяснить действие каждого вещества, входящего в микстуру. Указать терапевтический эффект микстуры.
3. Выпишите в рецепте настой травы термопсиса. Указать фармакологическую группу препарата. Отметить механизм его действия.
4. Выпишите в рецепте эуфиллин, для инъекций при ступе бронхиальной астмы. Указать фармакологическую группу препарата и объяснить его действие при данном заболевании.
5. Выпишите в рецепте маннит, для внутривенного капельного введения. Объяснить действие препарата. Отметить показания к его применению.
Вопросы для самоконтроля
- В каких случаях показано применение стимуляторов дыхания?
- Какие средства оказывают противокашлевое действие?
- Каков механизм отхаркивающего действия настоя травы термопсиса?
- Какие фармакологические группы препаратов обладают бронхолитическим свойством?
- Какие препараты используются для купирования приступа бронхиальной астмы?
- Как действуют мочевина и маннит при отеке легких?
- Объясните фармакодинамику аналептиков и н-холиномиметиков, используемых для стимуляции дыхания.
- Объясните фармакодинамику отхаркивающих средств рефлекторного типа действия.
- Какие рекомендации вы дадите больному при применении отхаркивающих средств?
- Каковы пути введения и особенности применения трипсина как вспомогательного средства для облегчения удаления вязких секретов и экссудатов при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей?
- О чем необходимо помнить при приеме кодеина?
- Какие требования должен выполнять больной при применении либексина и почему?
- Объясните фармакодинамику бронхолитических средств.
- Укажите фармакологические группы препаратов, применяемых для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы.
- Можно ли для купирования приступа бронхиальной астмы использовать аналептики и почему?
- С какой целью используют спирт этиловый при отеке легких?
- С какой целью при отеке легких используют бензогексоний?
- Зачем при отеке легких используют маннит и мочевину?
- С какой целью при отеке легких применяют строфантин?
- Приведите классификацию лекарственных средств, влияющих на функцию органов дыхания.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время
Контроль исходного уровня знаний
Задание№ 1. Из перечня средств выберите средства:
- для купирования приступов бронхиальной астмы (А);
- для предупреждения приступов бронхиальной астмы (Б);
- лекарственные средства которые противопоказаны при бронхиальной астме (В)
В ответе с рядом буквенным индексом перечислите соответствующие средства (цифровые индексы).
Перечень средств:
- Адреналин .
- Атропин.
- Изадрин 1% раствор.
- Изадрин, таблетки по 0,005 г.
- Сальбутамол.
- Эфедрин 5% раствор в ампулах по 1 мл.
- Эфедрин, таблетки по 0,025 г.
- Анаприлин.
- Прозерин.
Задание №2. В перечне средств, имеющихся в наличии (цифровые индексы), найдите средства (буквенные индексы) для замены отсутствующих в данный момент в аптеке.
Перечень средств, отсутствующих в аптеке:
- Эуфиллин.
- Эфедрин.
- Изадрин.
- Кодеин.
- Трава термопсиса.
- Натрия иодид.
- Мочевина.
Перечень средств, имеющихся в аптеке:
А. Сальбутамол.
Б. Этилморфин.
В. Маннит.
Г. Папаверин.
Д. Корень алтея.
Е. Адреналин.
Ж.Калий иодид.
З. Бромгексин.
Задание №3. Выполните тестовые задания
- Противокашлевое средство:
- цититон,
- либексин,
- бромгексин.
- Отхаркивающее средство:
- тусупрекс,
- бромгексин,
- цититон.
- Бронхолитическое средство:
- эуфиллин,
- либексин,
- лобелин.
- Адреномиметик для купирования приступов бронхиальной астмы:
- эфедрин,
- анаприлин,
- резерпин.
- Отметить показания к применению эуфиллина :
- гипертензия,
- бронхоспазм,
- сосудистый коллапс,
- обморок.
- Найти соответствие:
Отметить способ введения:
- эуфиллин 2,4 % - 10 мл
- эуфиллин 24 % - 1 мл
а) подкожно б) внутримышечно
в)внутривенно медленно, на физ. растворе
7. Противокашлевые средства центрального типа действия:
1) этилморфин
2) глауцин
3) тусупрекс
4) либексин
5) кодеина фосфат
8. Противокашлевые средства периферического типа действия:
1) этилморфин
2) глауцин
3) тусупрекс
4) либексин
5) кодеина фосфат
9. Препарат, обладающий противокашлевым и бронхорасширяющим действием:
1) тусупрекс
2) либексин
3) кодеина фосфат
4) бромгексин
10. Недостатки наркотических противокашлевых средств:
1) их высокая эффективность
2) угнетают кашлевой центр
3) угнетают дыхательный центр
4) уменьшают дыхательный объем
5) вызывают пристрастие
11. Отхаркивающие средства рефлекторного типа действия:
1) трипсин
2) препараты термопсиса
3) препараты алтея
4) терпингидрат
5) натрия иодид
6) натрия гидрокарбонат
12. Отхаркивающие средства резорбтивного типа действия:
1) трипсин
2) препараты термопсиса
3) препараты алтея
4) терпингидрат
5) натрия иодид
6) натрия гидрокарбонат
13. Бронхолитические ингаляционные средства:
1) атропин
2) изадрин
3) беротек
4) эуфиллин
5) эфедрина гидрохлорид
6) сальбутамол
14. Найти соответствие:
препарат форма выпуска
1) атропина сульфат а) амп. 1% - 1мл
2) кодеина фосфат б) амп. 3% - 1мл
3) эуфиллин для в/в введения в) амп. 0,1% - 1мл
4) эуфиллин для в/м введения г) амп. 24% - 1мл
5) преднизолон д) амп. 2,4% - 10мл
е) табл. 0,015
Контрольные вопросы:
- О чем необходимо помнить при приеме кодеина?
- Какие требования должен выполнять больной при применении либексина и почему?
- Укажите фармакологические группы препаратов, применяемых для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы.
- Какие средства оказывают преимущественно прямое стимулирующее действие на центр дыхания?
- Какие стимуляторы дыхания действуют преимущественно рефлекторно?
Проблемный блок
Задание № 1. Задачи на определение вещества и группы веществ.
Определите вещество или группу веществ, выпишите рецепт на данный лекарственный препарат:
1. Применяется в виде настоя, порошка, таблеток, сухого экстракта. При приеме внутрь оказывает умеренное раздражающее действие на рецепторы желудка и рефлекторно влияет на бронхи и бронхиальные железы, стимулирует отхаркивание, усиливает физиологическую активность мерцательного эпителия и перистальтические движения бронхиол, способствуя продвижению мокроты из нижних отделов в верхние отделы дыхательных путей и ее выведению.
Для улучшения разжижения мокроты и облегчения отхаркивания рекомендуется одновременно назначать обильное питье (не менее 1,5 л в сутки).
2. Применяется для успокоения кашля. В сочетании с ненаркотическими анальгетиками (анальгином, амидопирином), кофеином, фенобарбиталом назначается при головной боли, невралгиях, входит в состав микстуры Бехтерева, применяемой в качестве успокаивающих средств. Является составной частью таблеток "Кодтерпин", "Пенталгин", "Седалгин". При повторном применении возможны привыкание и пристрастие.
3. Синтетический противокашлевый препарат. По активности примерно равен кодеину. Не угнетает дыхания, не вызывает пристрастия. Обладает местно-анестезирующей активностью. При хронических бронхитах отмечено и противовоспалительное действие. Во избежание анестезии слизистой оболочки полости рта препарат необходимо проглотить, не разжевывая.
4. Ферментный препарат. Применяется как вспомогательное средство для облегчения удаления вязких секретов и экссудатов при воспалительных заболеваниях дыхательных путей (бронхиты, трахеиты, пневмонии). Используется в основном для ингаляции. Вызывает разжижение мокроты и облегчает ее выделение. Можно применять его внутримышечно и интраплеврально.
5. Оказывает стимулирующее влияние на центральную нервную систему, применяется при угнетении дыхания и кровообращения различного происхождения. При передозировке препарата возможны тошнота, рвота, судороги.
Форма выпуска: ампулы по 10 мл 0,5 % раствора.
6. β- адреномиметик, применяется для купирования и предупреждения приступов бронхиальной астмы. Назначается в виде 0,5—1 % растворов для ингаляций 2—3 раза в день.
7. Препарат применяется внутрь в каплях в качестве отхаркивающего средства, особенно при бронхитах. Представляет собой бесцветную или слегка желтоватую жидкость с сильным анисовым запахом.
8. Препарат вызывает расширение бронхов, сужение сосудов, повышение артериального давления, торможение перистальтики кишечника, расширение зрачков, оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему (в спортивной практике относится к допингам). Применяется при бронхиальной астме. В данном случае целесообразно комбинировать с эуфиллином, димедролом, глюконатом кальция. Входит в состав таблеток "Теофедрин", комплексного препарата "Солутан", используемого в виде капель и ингаляций. Назначается внутрь в таблетках, порошках и парентерально.
9. По структуре и действию близок к β2-адреностимуляторам. Оказывает бронхорасширяющее и токолитическое действие. Применяется при бронхиальной астме и других заболеваниях, протекающих со спастическим состоянием бронхов. Повторение ингаляции производится с промежутками 4—6 ч.
Форма выпуска: аэрозольные алюминиевые баллоны вместимостью 10 мл, содержащие 200 разовых доз.
10. Применяются в комплексной терапии с антибиотиками, сульфаниламидными препаратами, бронхолитиками, сердечными средствами. Желательно при приеме этих препаратов назначать обильное теплое питье. Способствуют удалению из легочных путей при различных патологических процессах.
Задание №2. Решите ситуационные задачи.
1. У больного приступ бронхиальной астмы. В вашем распоряжении бемегрид, эуфиллин и кордиамин.
Что вы выберете в данном случае?
2. У больного приступ бронхиальной астмы, сопутствующее заболевание — гипертоническая болезнь. В вашем распоряжении эфедрина гидрохлорид и платифиллина гидротартрат.
Что вы выберете в данной ситуации?
3. У больного приступ бронхиальной астмы, страдает сахарным диабетом. В вашем распоряжении адреналина гидрохлорид и атропина сульфат.
Что вы выберете в данной ситуации и почему?
4. Бригада скорой помощи, вызванная на место происшествия, обнаружила у больного состояние легкого опьянения, шум ушах, головокружение, головную боль, стук в висках, слезотечение, тошноту, рвоту, расстройство зрения и слуха, мышечную слабость, причем при самом незначительном физическом напряжении возникала резкая одышка. Характерен алый цвет лица и слизистых оболочек из-за высокого содержания карбоксигемоглобина в крови.
Поставлен диагноз: отравление угарным газом.
Что вы можете предложить в данном случае?
Задание №3. Разгадайте кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
По вертикали в выделенных клетках: синтетическое противокашлевое средство.
По горизонтали: 1. Спазмолитик миотропного типа действия для лечения бронхиальной астмы. 2. Новогаленов препарат для стимуляции дыхания. 3. Средство, стимулирующее дыхание рефлекторно. 4. Бронхолитическое средство из группы α, β-адреномиметических средств. 5. Ганглиоблокатор, применяемый при отеке легких. 6. Отхаркивающее средство, обладающее протеолитической активностью. 7. Противокашлевое средство — алкалоид опия. 8. β -адреномиметическое средство для лечения бронхиальной астмы
Блок «Контроль усвоения полученных знаний, умений и навыков»
Задание №1. Выпишите в рецептах
I
1. Стимулятор дыхания центрального типа действия.
2. Средство, применяемое при отеке легких.
3. М-холиноблокатор для купирования приступа бронхиальной астмы.
4. Отхаркивающее средство рефлекторного типа действия.
5. Противокашлевое средство.
II
1. Стимулятор дыхания рефлекторного типа действия.
2. ß-Адреномиметик при бронхиальной астме.
3. Дегидратационное средство, применяемое при отеке легких.
4. Противовспенивающее средство.
5. Симпатомиметик для профилактики приступов бронхиальной астмы.
III
1. Отхаркивающее средство прямого действия.
2. α и ß-Адреномиметик для купирования приступа бронхиальной астмы.
3. Противокашлевое средство периферического действия.
4. Спазмолитик миотропного действия для лечения бронхиальной астмы.
5. Дегидратирующее средство при отеке легких.
Задание №2. Методом выбора найдите правильные ответы
1. Указать стимуляторы дыхания, оказывающие прямое действие на дыхательный центр;
а) кофеин;
б) цититон;
в) коразол;
г) бемегрид;
д) лобелина гидрохлорид.
2. В каких случаях применяют стимуляторы дыхания рефлекторного типа действия:
а) при асфиксии новорожденных;
б) при остановке дыхания в стадии наркоза;
в) при отравлении угарным газом;
г) при бронхиальной астме;
д) при отеке легких;
е) при отравлении снотворными.
3. Отметить противокашлевые средства:
а) сухой экстракт термопсиса;
б) кодеин;
в) либексин;
г) трипсин;
д) этилморфин;
е) капли нашатырно-анисовые.
4. Указать отхаркивающие средства прямого действия:
а) настой травы термопсиса;
б) калия йодид;
в) трипсин;
г) натрия гидрокарбонат;
д) кодеин;
е) капли нашатырно-анисовые.
5. Отметить отхаркивающее средство рефлекторного типа действия:
а) калия йодид;
б) настой травы термопсиса;
в) этилморфин;
г) натрия гидрокарбонат;
д) кодеин;
е) трипсин.
6. Препараты каких фармакологических групп оказывают бронхолитическое действие:
а) М-холиноблокаторы;
б) м-холиномиметики;
в) β-Адреномиметики;
г) β-Адреноблокаторы;
д) спазмолитические средства миотропного действия;
е) α- и β-Адреномиметики.
7. Указать препараты, используемые для купирования приступов бронхиальной астмы:
а) атропина сульфат;
б) кодеин;
в) адреналина гидрохлорид;
г) изадрин;
д) эуфиллин;
е) эфедрина гидрохлорид.
8. Отметить механизм действия изадрина:
а) возбуждает α- и β-адренорецепторы;
б) возбуждает α-адренорецепторы;
в) возбуждает β-адренорецепторы;
г) блокирует β-адренорецепторы;
д) оказывает миотропное спазмолитическое действие.
9. Указать фармакологические группы препаратов, применяемых при отеке легких:
а) симпатомиметики;
б) дегидратирующие средства;
в) противовспенивающие средства;
г) отхаркивающие средства;
д) гипотензивные средства;
е) сердечные гликозиды.
10. Отметить дегидратирующие средства:
а) мочевина для инъекций;
б) кофеин-бензоат натрия;
в) маннит;
г) спирт этиловый;
д) бензогексоний;
е) строфантин.
Задание №3. Подберите соответствующие пары по принципу «вопрос—правильный ответ»
Вопросы:
1. Кофеин-бензоат натрия 4. Настой травы термопсиса
2. Цититон 5. Кодеин
3. Калия йодид 6. Эуфиллин
Ответы:
а. Стимулятор дыхания рефлекторного типа действия
б. Противокашлевое средство
в. Отхаркивающее средство рефлекторного типа действия
г. Спазмолитическое средство миотропного действия
д. Стимулятор дыхания прямого (центрального) типа действия
Задание №4
Решите задачи.
1. Препарат является алкалоидом. Оказывает выраженное Противокашлевое и слабое болеутоляющее действие. Назначается в порошках, таблетках и в составе микстур. При длительном применении вызывает привыкание и лекарственную зависимость. Определить препарат. Выписать рецепт.
2. Препарат является веществом медиаторного типа действия, способен повышать артериальное давление, стимулировать работу сердца и снижать тонус бронхиальных мышц. Применяется для купирования приступа бронхиальной астмы, при шоке, коллапсе, аллергических реакциях. Указать фармакологическую группу препарата и объяснить его действие при остром приступе бронхиальной астмы.
3. Препарат является алкалоидом. Повышает выброс медиатора из окончаний адренергических нервных волокон. Вызывает сужение сосудов, повышает артериальное давление, оказывает несколько более слабый, но продолжительный бронхолитический эффект по сравнению с адреналином. Применяется для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы, при ринитах. Определить препарат, указать его лекарственные формы.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов:
Оценка «5» ставится тогда, когда:
- Студент свободно применяет знания на практике;
- Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
- Студент усваивает весь объем программного материала;
- Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;
Оценка «4» ставится тогда, когда:
- Студент знает весь изученный материал;
- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- Студент умеет применять полученные знания на практике;
- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;
Оценка «3» ставится тогда, когда:
- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
- Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;
Оценка «2» ставится тогда, когда:
- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
- Материал оформлен не в соответствии с требованиями.
Формы контроля самостоятельной работы
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
- Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
- Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
- Проведение письменного опроса.
- Проведение устного опроса.
- Организация и проведение индивидуального собеседования.
- Организация и проведение собеседования с группой.
Критерии оценки:
«5» -выполнение в полном объеме, ответы на вопросы;
«4» -неполный объем, неполные ответы;
«3» -ошибки при заполнении таблицы, частичные ответы на вопросы;
«2» -неполный объем таблицы, незнание ответов на вопросы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
- Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре, учебное пособие, изд. Мед. 2015
- Гаевый М.Д, Галенко-Ярошевский П.А, Петров В.И., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой, учебник/ изд. центр «Март», 2018
- Майский В.В. Фармакология, учебное пособие для мед.училищ, Учебное пособие – М: «ГЭОТАР-Медиа», 2018
- Федюкович Н.И. Фармакология,7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2015
- Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой, учебник 3 изд. исправленное и дополненное – М «ГЭОТАР - Медиа», 2016
- Адяутдина Р.Н. Наглядная фармакология: учебное пособие/пер. с англ. – М., 2015.-104 с. Обложка
- Аляутдина Р.Н., В.Ю. Балабаньяна,-М., Фармакология в вопросах и ответах: учебное пособие/под ред. А. Рамачандрана; пер. с англ. 2016-560 С. Обложка
- Громова Э.Г. Справочник по лекарственным средствам, справочник 2017
- Ингерлейб М.Б. Полный лекарственный справочник медсестры, 2015
- Кржечковская В.В, Вахтангишвили Р.Ш. Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии, Ростов н/Д: Феникс, 2017
- Липахинаи В.К, Петрова В.И, Хабриева Р.У. Большой справочник лекарственных средств: под ред. Зиганшиной Л.Е. – М., 2018 – 3600 с. Переплет
- Майкл Дж. Нил, под ред. Аляутдина Р.Н. Наглядная фармакология, перевод с английского, (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2015
- Машковский М.Д. Лекарственные средства, «NOTVALIDRECORD» 762785 в 2Т., 2017
- Петров Р.В. Лекарственные средства справочник – путеводитель, ГЭОТАР МЕДИА, 2015
- ФедюковичН.,И. Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер, М.Мед. 2015
- Харкевич Д.А. Фармакология, учебник, ГЭОТАР МЕДИА.2018
- Чучалин А.Г, Белоусов Ю.Б. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр), 2017
Приложения
Формы выпуска веществ, влияющих на функции органов дыхания
Название препарата | Формы выпуска |
Бемегрид Bemegridum | Ампулы по 10 мл 0,5% раствора |
Калия йодид Kalii iodidum | Порошок |
Капли нашатырно – анисовые Liguor Ammonii anisatus | Флаконы по 25 мл |
Кодеин Codeinum | Порошок; таблетки по 0,015 Г |
Кодеина фосфат Codeini phosphas | Порошок |
Коразол Corazolum | Ампулы по 1 мл 10% раствора |
Кордиамин Cordiaminum | Ампулы по 1 и 2 мл; флаконы по 10 и 30 мл (для приема внутрь) |
Кофеин-бензоат натрия Coffeinum – natrii benzoas | Порошок; таблетки по 0,1 и 0,2 г; ампулы по 1 и 2 мл 10% и 20% раствора |
Либексин Libexinum | Таблетки по 0,1 г |
Лобелина гидрохлорид Lobelini hydrochoridum | Ампулы по 1 мл 1% раствора |
Маннит Mannitum | 15% стерильный раствор в ампулах по 200 и 400 мл |
Мочевина для инъекции Urea pro injectionibus | Флаконы по 200 и 400 мл с содержании сухого стерильного препарата по 30, 45, 60 и 90 г |
Натрия гидрокарбонат Natrii hydrocarbonas | Порошок; таблетки по 0,5 г |
Строфантин К Strophanthinum K | Ампулы по 1 мл 0,05% раствора |
Трипсин кристаллический Trypsinum crystallisatum | Ампулы или флаконы, содержащие по 0,005 и 0,01 г трипсина кристаллического |
Фуросемид (лазикс) Furosemidum | Таблетки по 0,04 г; ампулы по 2 мл 1% раствора |
Цититон Cutitonum | Ампулы по 1 мл |
Экстракт термопсиса сухой Extractum Thermopsidis siccum | Порошок; таблетки по 0,05 г |
Этилморфина гидрохлорид Aethymorphini hydrochloridum | Порошок; таблетки по 0,015 г |
Эуфиллин Euphyllinum | Порошок; таблетки по 0,15 г; ампулы по 1 мл 24% раствора для введения в мышцу и ампулы по 10 мл 2,4% раствора для введения в вену |
Важнейшие рецептурные сокращения
Сокращение Полное написание Перевод
аа | ana | по, поровну | |
ас, acid. | acidum | кислота | |
amp. | ampulla | ампула | |
aq. | aqua | вода | |
aq. dest. | aqua destillata | дистиллированная вода | |
but. | butyrum | масло (твѐрдое) | |
comp., cps. | compositus (a, um) | сложный | |
D. | Da (Detur. Dentur) | Выдай (Пусть выдано. Пусть будут) | |
D.S. | Da. Signa. (Detur.Signetur.) | Выдай. Обозначь. (Пусть будет выдано, обозначено) | |
D.t.d. | Da (Dentur) tales doses | Выдай (Пусть будут выданы) такие дозы | |
dil. | dilutus | разведѐнный | |
div. in p. aeq. | divide in partes aequales | раздели на равные части | |
extr. | extractum | экстракт, вытяжка | |
f. | fiat (fiant) | пусть образуется (образуются) | |
gtt- | gutta, guttae | капля, капли | |
inf. | infusum | настой | |
in amp. | in ampullis | в ампулах | |
in tab. | in tabulettis | в таблетках | |
linim. | linimentum | жидкая мазь | |
liq. | liquor | жидкость | |
M. pil. | massa pilularum | пилюльная масса | |
M. | Misce. (Misceatur) | Смешай. (Пусть будет смешано) | |
N. | numero | числом | |
ol. | oleum | масло (жидкое) | |
past. | Pasta | паста | |
pil. | pilula | пилюля | |
p. aeq. | partes aequales | равные части | |
pet., | praec. praecipitatus | осаждѐнный | |
pulv. | pulvis | порошок | |
q.s. | quantum satis | сколько потребуется, сколько надо | |
г., rad. | radix | корень | |
Rp. | Recipe | Возьми | |
Rep. | Repete. (Repetatur) | Повтори. (Пусть будет повторено) | |
rhiz. | rhizoma | корневище | |
S. | Signa. (Signetur) | Обозначь. (Пусть будет обозначено) | |
sem. | semen | семя | |
simpl. | simplex | простой | |
sir. | sirupus | сироп | |
sol. | solutio | раствор | |
supp. | suppositorium | свеча | |
tab. | tabuletta | таблетка | |
t-ra, tinct., tct. | tinctura | настойка | |
ung. | unguentum | мазь | |
vitr. | vitrum | склянка | |
Предлоги, употребляемые в рецептах | |||
ad | до, для | ||
ad gargarisma | для полоскания | ||
ad usum internum | для внутреннего употребления | ||
ad usum externum | для наружного употребления | ||
ad cataplasmata | для припарок | ||
ad hipertoniam | при гипертонии | ||
ad decubitum | при пролежнях | ||
contra | против | ||
contra tussim | против кашля | ||
cum | с | ||
cum extracto | с экстрактом | ||
cum radicibus | с корнями | ||
cum Ichthyolo | с ихтиолом | ||
ex | из | ||
ex fructibus | из плодов | ||
ex tempore | по мере требования | ||
ex oleis | из масел | ||
ex seminibus | из семян | ||
in | в | ||
in ampullis | в ампулах | ||
in capsulis (amylaceis, gelatinosis) | в капсулах (крахмальных, желатиновых) | ||
in sacculis chartaceis | в бумажных мешочках | ||
in lagena (originali) | в бутылочке (оригинальной) | ||
in oblatis | в оболочках (в облатках) | ||
in sacculo | в мешочке | ||
in scatula | в коробочке | ||
in spritz-tubulis (-o) | в шприц-тюбиках (-е) | ||
in tabulettis (obductis) | в таблетках (покрытых оболочкой) | ||
in vitro nigro | в тѐмной склянке | ||
per | через, в течение, посредством | ||
per diem | в течение дня | ||
per horam | в течение часа | ||
per inhalationem | посредством ингаляции | ||
per os | через рот, перорально | ||
per rectum | через прямую кишку | ||
per se | в чистом виде (= через себя) | ||
per vaginam | через влагалище | ||
pro | для | ||
pro auctore | для автора (т.е. составителя рецепта) | ||
pro me | для меня (пишет врач в рецепте для себя) | ||
pro cursu | на курс лечения | ||
pro die | на день (т.е. суточная доза) | ||
pro dosi | на 1 приѐм, разовая доза | ||
pro infantibus | для детей | ||
pro inhalatione | для ингаляции | ||
pro injectionibus | для инъекций | ||
pro narcosi | для наркоза | ||
pro r(o)entgeno | для рентгена | ||
sub | под | ||
sub linguam | под язык | ||
sub lingua | под языком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания"
Методическая разработка практического занятия...
Мастер-класс «Лекарственные средства, используемые для лечения органов дыхания с помощью небулайзера»
Игры дают такую практику,которую ничто другое дать не может.Р.Г.Грэм, К.Ф.ГрэйНа практических занятиях по фармакологии применяюГрупповые технологии – работа малыми группами: попарно.Игровы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.
Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА практическое занятие Лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания.
изучить фармакологические свойства ЛС, влияющих на функцию органов дыхания научиться оценивать возможности использования противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических препаратов для фармакотерапии...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -
Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»...