Учить учиться
статья на тему

Грачёва Ольга Николаевна

Автор: Грачёва Ольга Николаевна, преподаватель учебной дисциплины Фармакология

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы». Образование – высшее, фармацевтический факультет Рязанского  медицинского института имени академика И.П.Павлова.

           Преподавание теоретических дисциплин в   медицинском колледже предоставляет прекрасные возможности для выработки у студента навыка учиться самостоятельно, а в идеале – для выработки осознанной потребности в самостоятельном обучении. Почему эта цель актуальна в настоящее время?      Во -  первых, для того, чтобы уйти от существующего противоречия между знанием как предметом учебной деятельности и знанием как средством регуляции профессиональной деятельностью. Это противоречие лежит в основе бытового скептицизма по отношению к знанию в целом: «Придя на производство, забудьте всё, чему вас учили в …».

            В учебных учреждениях необходимо выработать у студента навык обращаться со знаниями как со средством регуляции своей профессиональной деятельности.

Во – вторых, в настоящее время рынок труда всё настойчивее выдвигает требование: «Умей учиться!».

         Причин этого целый букет – от сверх быстро развивающегося технического прогресса до введения регулярных аттестаций, чего не было ещё совсем недавно в седее профессионалов со средним медицинским образованием.

Что поможет нам продвинуться на пути выработки у студента, имеющего от роду 15 – 17 лет, такой благородной черты, как «осознанная потребность в самообучении»?

       Наши студенты подчас имеют, мягко говоря, среднюю базовую подготовку. Однако в школе, как показало анкетирование студентов и наблюдения преподавателей, им привили навыки самостоятельной работы над теоретическим материалом. Кроме того, и это самое главное, - они в массе своей желают учиться. Современные студенты, в отличие от своих предшественников пяти – семилетней давности, понимают необходимость не только получения диплома, но и, прежде всего, знаний. Осознанно стремятся к получению профессии, которая удовлетворит их потребность в уважении окружающих и в самоуважении. Понимают, что знания – основа профессиональной ответственности.

          Задачи преподавателя теоретической дисциплины в данной ситуации    представляются следующими:

- организовать учебный процесс таким образом, чтобы основной  объём учебной деятельности приходился на      самостоятельную интеллектуальную работу студента при изучении теоретического материала, учитывать при этом по возможности индивидуальные особенности обучающихся;

- спланировать мотивационной поле каждого занятия так, чтобы заинтересовать в этой работе обучающихся;

- учитывать возрастные особенности студентов, создать положительный эмоциональный климат на занятиях;

- наладить само и взаимоконтроль уровня знаний, желательно с использованием задач на применение знаний.

        Помогать надо тем студентам, которые хотят учиться, но не знают как оптимально наладить этот процесс.                 

 

 

 

       За время работы преподавателем я разработала, освоила и внедрила в учебный процесс методику преподавания фармакологии с использованием аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Методика основывается на современных  педагогических, психологических и методических требованиях.

     Планирую самостоятельную интеллектуальную деятельность студентов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.  Содержание и способы работы с дидактическими материалами основаны на создании мотивационного поля у студентов и закреплении умения учиться самостоятельно. Учебный материал чётко структурирую. Ознакомление с новыми темами начинаю с дихотомической схемы классификации препаратов. Для более глубокого изучения темы предлагаю студентам подготовить по  лекционным материалам  таблицу характеристики изучаемых препаратов. Таблица основана на алгоритме изучения лекарственных препаратов и включает следующие элементы:- название препарата;

- место препарата в фармакологической классификации с учётом моментов, связанных с сестринским делом;

- принцип действия;

- основные фармакологические эффекты;

- основные показания к применению;

- основные побочные эффекты;

-  основные противопоказания;

- «Запомнить в сестринском деле!» - данный элемент включает сведения о  мерах профилактики побочных эффектов средствами сестринского ухода.

       Особенностью методики является то, что студентам на выбор предоставляется две возможности. Первая возможность - работа с уже  готовыми схемами и таблицами. Вторая  возможность - дополнение схем и таблиц сведениями из  терминологических словарей, опорных конспектов лекций, то есть самостоятельная интеллектуальная деятельность.  Предваряет такую деятельность обсуждение с преподавателем вопросов, направленных на актуализацию знаний. Предлагаю студентам представить ситуацию из будущей профессиональной деятельности, когда необходимо будет в доступной форме объяснять пациенту необходимость мер профилактики побочных эффектов препаратов.

      При подготовке методических материалов по учебным темам чётко структурирую материал. Создаю систему заданий, направленную на формирование у студента умения учиться самостоятельно. Содержание разработок основано на создании мотивационного поля для обучающихся. 

     Материал для самостоятельной работы структурирую следующим образом:

-дихотомические схемы классификации препаратов; таблицы характеристик препаратов; вопросы для самостоятельной подготовки и актуализации знаний; терминологический словарь по изучаемой теме; опорный конспект лекции; мультимедийные презентации; материалы само – и взаимоконтроля.   На практических занятиях отрабатываю у студентов навыки по выписыванию в рецептах препаратов в различных лекарственных формах.

            Студенты имеют возможность реально оценить свои достижения с помощью самопроверки и взаимопроверки, компьютерного тестирования и тестирования с помощью мультимедийных презентаций.

        Использую здоровье сберегающие технологии: планирую и осуществляю учебную работу по восприятию информации на фоне положительного эмоционального климата на занятиях, использую видеосюжеты, мультимедийные презентации.  Вырабатываю у студентов умения и навыки самоконтроля и взаимоконтроля уровня знаний. Результаты успеваемости студентов отражают достаточный уровень знаний и умений студентов, их стабилизацию с тенденцией к положительной динамике итогового уровня знаний: средний балл с 3,9 до 4,3.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Грачёва Ольга Николаевна, преподаватель учебной дисциплины Фармакология

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы». Образование – высшее, фармацевтический факультет Рязанского  медицинского института имени академика И.П.Павлова.

           Преподавание теоретических дисциплин в   медицинском колледже предоставляет прекрасные возможности для выработки у студента навыка учиться самостоятельно, а в идеале – для выработки осознанной потребности в самостоятельном обучении. Почему эта цель актуальна в настоящее время?      Во -  первых, для того, чтобы уйти от существующего противоречия между знанием как предметом учебной деятельности и знанием как средством регуляции профессиональной деятельностью. Это противоречие лежит в основе бытового скептицизма по отношению к знанию в целом: «Придя на производство, забудьте всё, чему вас учили в …».

            В учебных учреждениях необходимо выработать у студента навык обращаться со знаниями как со средством регуляции своей профессиональной деятельности.

Во – вторых, в настоящее время рынок труда всё настойчивее выдвигает требование: «Умей учиться!».

         Причин этого целый букет – от сверх быстро развивающегося технического прогресса до введения регулярных аттестаций, чего не было ещё совсем недавно в седее профессионалов со средним медицинским образованием.

Что поможет нам продвинуться на пути выработки у студента, имеющего от роду 15 – 17 лет, такой благородной черты, как «осознанная потребность в самообучении»?

       Наши студенты подчас имеют, мягко говоря, среднюю базовую подготовку. Однако в школе, как показало анкетирование студентов и наблюдения преподавателей, им привили навыки самостоятельной работы над теоретическим материалом. Кроме того, и это самое главное, - они в массе своей желают учиться. Современные студенты, в отличие от своих предшественников пяти – семилетней давности, понимают необходимость не только получения диплома, но и, прежде всего, знаний. Осознанно стремятся к получению профессии, которая удовлетворит их потребность в уважении окружающих и в самоуважении. Понимают, что знания – основа профессиональной ответственности.

          Задачи преподавателя теоретической дисциплины в данной ситуации    представляются следующими:

- организовать учебный процесс таким образом, чтобы основной  объём учебной деятельности приходился на      самостоятельную интеллектуальную работу студента при изучении теоретического материала, учитывать при этом по возможности индивидуальные особенности обучающихся;

- спланировать мотивационной поле каждого занятия так, чтобы заинтересовать в этой работе обучающихся;

- учитывать возрастные особенности студентов, создать положительный эмоциональный климат на занятиях;

- наладить само и взаимоконтроль уровня знаний, желательно с использованием задач на применение знаний.

        Помогать надо тем студентам, которые хотят учиться, но не знают как оптимально наладить этот процесс.                  

       За время работы преподавателем я разработала, освоила и внедрила в учебный процесс методику преподавания фармакологии с использованием аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Методика основывается на современных  педагогических, психологических и методических требованиях.

     Планирую самостоятельную интеллектуальную деятельность студентов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.  Содержание и способы работы с дидактическими материалами основаны на создании мотивационного поля у студентов и закреплении умения учиться самостоятельно. Учебный материал чётко структурирую. Ознакомление с новыми темами начинаю с дихотомической схемы классификации препаратов. Для более глубокого изучения темы предлагаю студентам подготовить по  лекционным материалам  таблицу характеристики изучаемых препаратов. Таблица основана на алгоритме изучения лекарственных препаратов и включает следующие элементы:- название препарата;

- место препарата в фармакологической классификации с учётом моментов, связанных с сестринским делом;

- принцип действия;

- основные фармакологические эффекты;

- основные показания к применению;

- основные побочные эффекты;

-  основные противопоказания;

- «Запомнить в сестринском деле!» - данный элемент включает сведения о  мерах профилактики побочных эффектов средствами сестринского ухода.

       Особенностью методики является то, что студентам на выбор предоставляется две возможности. Первая возможность - работа с уже  готовыми схемами и таблицами. Вторая  возможность - дополнение схем и таблиц сведениями из  терминологических словарей, опорных конспектов лекций, то есть самостоятельная интеллектуальная деятельность.  Предваряет такую деятельность обсуждение с преподавателем вопросов, направленных на актуализацию знаний. Предлагаю студентам представить ситуацию из будущей профессиональной деятельности, когда необходимо будет в доступной форме объяснять пациенту необходимость мер профилактики побочных эффектов препаратов.

      При подготовке методических материалов по учебным темам чётко структурирую материал. Создаю систему заданий, направленную на формирование у студента умения учиться самостоятельно. Содержание разработок основано на создании мотивационного поля для обучающихся.  

     Материал для самостоятельной работы структурирую следующим образом:

-дихотомические схемы классификации препаратов; таблицы характеристик препаратов; вопросы для самостоятельной подготовки и актуализации знаний; терминологический словарь по изучаемой теме; опорный конспект лекции; мультимедийные презентации; материалы само – и взаимоконтроля.   На практических занятиях отрабатываю у студентов навыки по выписыванию в рецептах препаратов в различных лекарственных формах.

            Студенты имеют возможность реально оценить свои достижения с помощью самопроверки и взаимопроверки, компьютерного тестирования и тестирования с помощью мультимедийных презентаций.

        Использую здоровье сберегающие технологии: планирую и осуществляю учебную работу по восприятию информации на фоне положительного эмоционального климата на занятиях, использую видеосюжеты, мультимедийные презентации.  Вырабатываю у студентов умения и навыки самоконтроля и взаимоконтроля уровня знаний. Результаты успеваемости студентов отражают достаточный уровень знаний и умений студентов, их стабилизацию с тенденцией к положительной динамике итогового уровня знаний: средний балл с 3,9 до 4,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись учиться"

В помощь первокурсникам...

Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"

Материал содержит следующую информацию:Программа «Учись учиться». Что она собой представляет?  Основной акцент здесь делается на организации  самоуправления и преемственности.Роль педагога-к...

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться"

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"...

Мастер класс «Учить учиться…»

Шагай в ногу со временем...

Учим и учимся с увлечением. Как сделать уроки интересными (из опыта работы)

Статья из опыта работы преподавателя истории и обществознания...

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...