Учим и учимся с увлечением. Как сделать уроки интересными (из опыта работы)
статья
Статья из опыта работы преподавателя истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 127.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя - "серая масса закомплексованных неудачников"
Из выступления проректора РАНХиГС Ивана Федотова
Обидные и несправедливые слова в адрес огромного количества моих коллег честных, квалифицированных и креативных профессионалов. Пусть небольшая статья о моем профессиональном педагогическом опыте послужит защитой того дела, которому мы посвятили почти 20-30-40 лет своей жизни.
Мне повезло, я всю жизнь занимаюсь тем что мне нравится. Мне очень нравится- научить.
В каждой профессии есть свои приёмы, свои инструменты, свои подходы и свои тайные тропы. Сейчас их называют забавным словечком "фишки". Хочу предложить вашему вниманию некоторые фишки своей "классной и домашней работы".
Работа преподавателя сопряжена с чувством бессилия, переживания и испытания терпения. Только используя свою страсть к любимой работе можно взлететь над препятствиями, а не врезаться в них и "сгорать на работе".
Хороший план- половина дела! Начнем с тематических пристрастий. Много лет мой рабочий тематический план выглядит следующим образом (пример)
Мои любимые темы по истории | Мои нелюбимые темы по истории |
- Религии Древнего мира - Древняя Греция -Крещение Руси -Татаро-монгольское нашествие -Россия начала XX века и т.д. | -Первобытная история - Древний Восток -Варварские королевства Европы - Империя Карла Великого - СССР в 1960-80 г.г. |
Это очень кратко и не принципиально. | Эти темы потребуют особого внимания в виде "приманки" и для педагога и для учащихся. |
Никакого противоречия с ПТП нет, это лишь детальная работа с планом |
Нормальная человеческая реакция, у любого педагога есть любимые и нелюбимые темы.
Что делать с темами фанатом которых я не являюсь?
- Подготовить заранее творческие задания для учащихся (на доске, на листах)
- Брейн - ринг ("Становление абсолютизма в Европе"- 1 ряд Англия, 2 ряд Испания, 3 ряд Франция)
- Заранее подготовленные проекты учащихся ("Китай в III-XIII в","Монгольское нашествие", "Династия Мин"
Прежде чем переходить к остальным фишкам и "приманкам" урока, следует остановиться на некоторых общих принципах работы, несложных и вполне достижимых:
1. Контакт
Чтобы избежать изнурительных битв с учениками, нужна способность углублять контакт. Налаживать контакт- значит взаимодействовать.
Я моделирую поведение, которого жду от своих учеников. Негибкий, зажатый, невесёлый учитель порождает негибких, зажатых, невеселых учеников.
На первых уроках нужно суметь "продать товар", я "продаю образование" - товар, который переворачивает жизнь, меняет мир. Многие учащиеся были неуспешны в школе и моя задача объяснить, втолковать, убедить, что теперь всё будет по-другому, что я умею учить и научу, что они научаться учиться. Я фанатик образования и очень красочно расскажу чем мы будем заниматься, буду горячо убеждать что у всех всё получится, что учеба-это приключение; расскажу как работает наша память и о том что в каждом скрыто несколько способностей и талантов, которые нам в помощь.
2. Личные увлечения
Планировать занятия так, чтобы можно было продемонстрировать свои увлечения, а так же позволить учащимся развивать свои.
Мои увлечения (профессиональные и не только):
- Составление работающих конспектов
- Обработка информации разными способами: интеллект-карты, опорные конспекты, схемы и т.д.( Потребуется не тетрадь для конспектов, а папка с листами А4, цветные карандаши, маркеры, распечатки таблиц, карт)
- Практическая психология
- Сценарии мероприятий на заданную тему
- Финансовая грамотность
- Мотивирующая литература
- Развивающие игры
- Я отличный рассказчик, а интригу в истории ещё никто не отменял ☺:
"Вы слышали про 1 мировую войну? А про 2-ю? А что вы знаете о Нулевой мировой войне?- начало урока "Крымская война".
- Комментарии к видеоматериалам. Это обязательно!
Делаем паузу и рассказываем "всякие крутые штуки". Учащиеся всегда чувствуют когда вы вместе с ними реагируете на видео.
Делиться уникальным собой весело и привлекательно. Приподнесение материала становится притягательным. А если вы ещё играете на гитаре, разбираетесь в автомобиле или хорошо рисуете, то нет цены вам в учебном процессе.
3. Креативность
Творческие идеи не приходят ни с того ни с сего, этот процесс включается когда мы задаём правильный вопрос и активно ищем на него ответ:
- Как мне провести урок на тему ..?
- Что я могу использовать на уроке?
Творческий потенциал редко имеет отношение к гениальности, креативные идеи возникают у правильно направленного внимания. Если задана тема, направлено внимание- нужная информация к нам придёт.
К 75-летию великой Победы мне хочется провести урок: "Как они воевали : люди и техника", о летчиках и танкистах, артиллерии и кораблях, назвать конкретные имена, показать технику, рассказать о приёмах ведения боя. Это урок реконструкция. Я делюсь задумкой с учащимися, коллегами, родными и близкими, неродными и далёкими, со всеми ,кто готов меня слушать, не могу носить идею в одиночку. И пошёл поток идей:
-Родственник предложил модели самолётов и танков из своей коллекции для демонстрации на уроке (их можно подержать в руках);
-Люди на форуме рассказали о боевом построении "Этажерка"- так воевал Покрышкин И
-Коллега предложила оформить коллаж Бессмертный полк;
-Учащийся принес видеореконструкцию "Подвиг З. Колобанова"
Можно продолжать до бесконечности, процесс запущен, люди принесли идеи, загорелись сами. Так ли уж я креативна? Правильно был поставлен вопрос, долго сконцентрировано внимание. Все должно получиться!
Креатив защищает от выгорания и хронической усталости, выгораем и устаём от рутины, серости и однообразия. Так что спасение утопающих-дело рук самих...
4.Трансформация
Создай у учащихся возможность получить необычные впечатления ( в мотивирующей литературе это называется Фиолетовая корова). Чтобы вас услышали надо выделиться. Этот принцип помогают воплотить вопросы: "Есть ли в моём арсенале уроки, на которые я могла бы продавать билеты? Учащиеся охотно идут на мои уроки? Не любят пропускать мои уроки?"
5.Сундучок с идеями
Записывать все что приходит в голову для успешного урока! Идеи быстро забываются если их не фиксировать. у более организованного человека это может быть блокнот, который всегда под рукой. У меня это пластиковый конверт на кнопке в котором разные бумажки и клочки с записями, вырезки из газет и журналов- никогда не угадаешь что и когда может пригодиться- поэтому "сундучок" хорошее подспорье.
6. Ну и последний принцип Быстро и легко
Чем больше от вас потребуется шагов чтобы быть продуктивным, тем меньше вероятность того что вы будете добиваться нужного результата. Как говорится: спортзал далеко- фитнеса не будет. Поэтому этих шести принципов вполне достаточно для продуктивной работы.
Теперь самое время ознакомиться с некоторыми "фишками" в подготовке и ведении уроков как на любимые темы, так и темы фанатами которых я не являюсь. Если не нравится слово фишки, можно использовать "крючки" т.е. то чем вы цепляете внимание своих учеников.
Цель фишек, приманок и крючков- расшевелить учащихся.
1.Удивительная история
№ | Тема урока | час | Д/з | Удивительная история |
24 | Образование государства Русь | 1 | [1] § 18 | История кн. Ольги |
26 | Крещение Руси | 1 | [1] § 19 | История крестов разной формы |
29 | Древнерусская культура | 1 | [1] § 22 | Кирилл и Мефодий |
30 | Практическая работа 3 Древнерусская литература | 1 | [1] стр.141 | |
31 | Борьба Руси с иноземными завоевателями | 1 | [1] §23 | "Мы хотим умереть"-Евпатий Коловрат |
"Удивительная история" должна зажечь интерес к теме. Желательно иметь такую захватывающую историю на каждый урок! Для удобства в ПТП (рабочий вариант) включается дополнительный пункт (см. образец выше).
Удивительные истории- вдохновляющие примеры которые дают учащимся возможность для самоанализа и личностного роста, таких историй за годы работы накопилось очень много от Евпатия Коловрата до Генри Форда.
2.Вопрос- бонус
- Кто первым догадается..?
- Кто подведет итог..?
- Кто сделает вывод..?
- Кто спрогнозирует..?
3.Хобби- крючок
Сторонние интересы учащегося или педагога помогут в преподнесении материала. В теме "Борьба Руси с иноземными захватчиками" мне помог учащийся член клуба исторической реконструкции, мы с ним совместно провели 8 уроков в разных группах и в разные годы. Ученик закончил учебу и ушёл, а связи с клубом остались. ( уч.Нозик Дмитрий)
Фото: учащийся 12 группы (2018 год) в костюме и с вооружением русского воина XIV-XV века. Снаряжение предоставлено клубом исторических реконструкций.
4.Польза в жизни
Как я могу показать учащимся, что материал будет полезен им в будущем. Тема "Ценные бумаги" вызывает живейший интерес группы и массу вопросов. После занятия учащийся попросил почитать книгу Г. Карлиц ,Д. Хониг "Начинающий инвестор" и через несколько уроков выступил перед группой с сообщением. (уч. Денис Иванов)
4.Актуальность
Какие текущие события связаны с этим уроком. "Гражданская война в России 1918-1920 гг."- гражданская война на Украине сегодня.
5.Самостоятельность
Возможности для самостоятельного выборы и для автономной работы. Самостоятельная домашняя работа в каждом семестре - поле для творчества учащихся; нужно обращать их внимание на лучшие образцы работ, с иллюстрациями, картами, схемами. Чтобы захотелось сделать подобное или ещё лучше (уч. Громов А.- Дибиров Л)
6. Движение
Неактивную группу заставить подвигаться в аудитории:
-комната-измеритель мнений (перейти от одной стены к другой
- игра с действием и движением (обществознание, игра "Пограничник и нарушители")
- чаще выходить к доске (география, "политическая КМ);
- смастерить что-то на уроке созвучное теме (журавлик- Хиросима)
7.Искусство
- музыкальные фрагменты
- визуальные образы событий
- снять видео и показать в классе
- инсценировать историческое событие ( Наполеон- Кутузов)
7. Неконференция
Дискуссионное мероприятие, в котором учащиеся сами определяют ход его работы ( история, Антигитлеровская коалиция)
Совместная работа может дать на редкость творческие, инновационные и эффективные результаты.
В заключении работы считаю необходимым уточнить, что целью нашего преподавательского труда должно стать совершенствование образования, а не его стандартизация. Мы просто должны брать самые лучшие идеи отовсюду и стараться использовать их.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Учим и учимся с увлечением.
Как сделать уроки интересными.
( из опыта работы)
Статья преподавателя
Бабыкиной Е.А.
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.
Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....
Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)
В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...
Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...
«Использование образовательных квест-технологий на уроках географии» (из опыта работы)
Квест – это совершенно новая форма, которая позволяет ребятам полностью погрузиться впроисходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен накоммуникационном взаимод...
Эссе "Учить и учиться"
Эссе...
Как сделать презентацию интересной. Презентация на тему "Зарождение письменности"
Как сделать презентацию интересной.Сделав не одну презентацию, хочу поделиться своим опытом по оформлению и содержанию презентаций.1) Краткая статья.2) Презентация "Зарождение письменности"...
Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""
В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...