Урок по анатомии 90 минут
план-конспект урока на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_dyhatelnoy_sisteme.docx | 448.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по дыхательной системе
Цель: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.
Задачи:
Образовательные: установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; усвоить значение дыхательного процесса; выяснить механизм голосообразования; выявить роль кислорода для организма.
Развивающие: развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы); развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма; уметь работать с учебником.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение; формировать культуру учебного труда; привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса.
Оборудование: наглядные таблицы по теме “Строение дыхательной системы”, презентация (Приложение 1), инструктивная карта (Приложение 2).
Основные термины и понятия:
воздухоносные пути гортань трахея бронхи плевра альвеолы щитовидный хрящ голосовые связки, надгортанник
Оформление доски: дата, оформление таблицы “Строение и функции органов дыхания”, словарь терминов.
Технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, системно-деятельностный подход.
Конспект урока
I.Организационный момент (2 мин.)
- Вступительное слово преподавателя: Добрый день ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас в здравии и с улыбками на лице.
II. Контроль знаний (15 мин). Студенты разделились на группы при входе в аудиторию и выбирая стикеры разного цвета (розовый, синий , желтый, зеленый), каждый цвет определяет настроение, с которым дети пришли на урок.
Каждой группе выдается конверт с заданием. Составить кластер по анализаторам 1. слуховой, 2. зрительный, 3. тактильный, 4.вкусовой и обонятельный. У доски работают 2 человека из группы: один заносит кластер, другой дает объяснение все остальные в момент прослушивания готовят вопросы толстые и тонкие.
III. ВЫЗОВ. (15 мин.)
- Посмотрите на картинки и скажите, что изображено на них и какой фактор их объединяет? (слайд 2)
- Знаете ли вы…
1. Что площадь легких очень велика? ( Если легкие развернуть на плоскую поверхность, то они смогут покрыть теннисный корт!)
2. Что дыхание плода отличается от дыхания родившегося ребенка? (Человеческий зародыш в начале своего развития имеет анаэробное дыхание. Кроме того, анаэробное дыхание характерно и для клеток различных опухолей. Анаэробно дышат и мышцы тела в момент большой физической нагрузки. А вот одышка – это восполнение мышц недостающими порциями кислорода.)
3. Знаете ли вы, что желание сходить в туалет «по маленькому» посреди ночи часто может быть связано с дыханием ртом во время сна? (Дело в том, что, когда мы дышим ртом, мочевой пузырь сжимается, вызывая потребность справить нужду).
4. Знаете к чему может привести неправильное дыхание ртом? (Если вы привыкли дышать ртом, то со временем, это может привести к сокращению челюсти, что, в свою очередь, оборачивается кривыми зубами (или возвращением кривизны зубов после того, как вам удалят скобы).
5.Знаете какая часть организма человека потребляет большую часть кислорода? (Человеческий мозг, занимая всего 2% от общей массы тела взрослого человека, потребляет 20% кислорода, необходимого всему человеческому организму).
- Вы уже поняли, какую тему нам предстоит рассмотреть? Тема “Дыхание. Строение органов дыхания”(слайд 3)
- Пишем тему на доске и в тетради.
- Давайте поставим перед собой цель: 1. Изучить строение органов дыхания, выполняемые функции. (слайд 4).
- Обратите внимание на доску, на ней написана основная цель нашего урока. Эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять слова древнеримского поэта Овидия (слайд 5).
Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 6)
- Запишем определение в тетради: Дыхание –совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и некоторых других веществ (слайд 7).
- Нарисуйте схематично дыхательную систему.
- Один человек рисует на доске.
- А теперь сравним рисунок с табличным изображением. (слайд 8)
- Какие органы дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания. (Работа по карточке №1)
Карточка 1
межреберные мышцы, носоглотка, альвеолы, печень, гортань, трахея, бронхи, легкие, желудок, сердце, язык, носовая полость, головной мозг, ребра, ротоглотка, диафрагма (слайд 9)
- Достаточно ли наших знаний??? Все ли мы знаем ….???
IV. ОСМЫСЛЕНИЕ (35 мин.)
1. Строение органов дыхания. Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.
- Обратимся к таблице “Строение органов дыхания” и посмотрим расположение этих путей. При помощи карточки №1 определим, какие из них относят к верхним, а какие – к нижним.
- Достройте схему на карточке 2.Строение органов дыхания (слайд 10)
- Проверим выполнение карточки 2 (слайд 11).
2.Носовая полость
Слова Гоголя (слайд 12) (7 мин.)
- Заполним таблицу ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Носовая полость |
| Внешнее строение: 1. корень носа 2. спинка носа 3. верхушка 4. крылья носа (в стенках имеют хрящи крыльев) Внутреннее строение:
- Какими костями черепа образуется полость носа? (образованна решетчатой костью, сошником и хрящом перегородки носа)
|
- Для заполнения графы «узнал» изучаем материал стр.171
- Рассказ по таблице с использованием (слайда13)
- Почему дышать рекомендуется носом? (слайд 14).
3.Гортань (7 мин.)
- Заполним таблицу ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Место локализации Строение Участие в голосообразовании | Располагается: - передний отдел шеи, ниже подъязычной кости -впереди поверхностная мышца шеи -сзади гортанная часть глотки -сбоков доли щитовидной железы и нервные и сосудистые пучки -вверху соединена с подъязычной костью -внизу с грудиной Строение: Непарные хрящи:
Парные хрящи:
Отделы гортани:
Голосовые складки
|
- Рассказ учителя. Она имеет сложное строение и образована хрящами, связками и мышцами (слайд 15).
- Давайте попробуем выяснить роль надгортанника при глотании и проведем следующий эксперимент (слайд 16).
- Задание. Объясните смысл поговорки “Когда я ем, я глух и нем”
Надгортанник прикрывает вход в гортань и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. Это происходит во время глотания. При действии особых мышц надгортанник наклоняется и закрывает вход в гортань. Пища проскальзывает в пищевод.
- Какие еще органы участвуют в формировании речи? (Язык, зубы, губы, щеки, мышцы гортани
- Какой орган усиливает звук? Наблюдение. Эксперимент (слайд 17-18)
От чего возникают нарушения голоса? (простудные заболевания – ларингит, фарингит и другие; большая нагрузка на голосовой аппарат у певцов, актеров, дикторов, учителей – людей “говорящих” профессий, курение, алкоголь)
Предложите правила гигиены голоса. (слайд 19)
- Не петь подолгу и громко.
- Не кричать. Воспитывать в себе культуру разговора.
- Не курить.
- Закаляться, беречься от простуд.
4.Трахея (7 мин.) (Слайд 20)
- Как вы думаете, куда воздух попадает из гортани? В трахею.
- Изучить материал стр.176 и ответить на вопросы
- Где начинается трахея? (На уровне 6 шейного позвонка переходит в грудную полость.)
- На каком уровне делится и как называется процесс? (На уровне 5 грудного делится на 2 главных бронха- бифуркация трахеи.)
- Каково строение трахеи? (16-20 хрящевых полуколец. Внутренняя стенка - слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием)
- Выполняемые функции?
- Что расположено позади трахеи? (пищевод).
5.Бронхи. (5 мин)
Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый).
Правый бронх короче и шире, левый бронх более длинный. В воротах легких бронхи делятся на долевые бронхи: правый на 3, левый на 2. Долевые делятся на сегментарные, затем внутридольковые 22-23 порядка. Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов (слайд20).
Перепутанная цепочка: Трахея-> сегментарные бронхи-> альвеолы-> долевые бронхи -> главный бронх->дольковые бронхи. (слайд 21)
Проверим :(слайд 22)
Трахея-> главный бронх -> долевые бронхи –>сегментарные бронхи->дольковые бронхи->альвеолы
И где же пузырек закончит свое путешествие? В легких.
6.Легкие (7мин.) Инсерт.(слайд23)
«V» -уже знал
«+» -новое
«- « -думал иначе
«?» не понял
Внешнее строение
Форма:
- Верхушка-конусообразное сужение
- Основание
Поверхности:
- Реберная- выпуклая, прилежит к внутренней поверхности грудной полости
- Диафрагмальная- вогнутая, прилежит к диафрагме
- Средостенная- медиастинальная, на ней есть углубление ворота легкого
Края:
- Передний- отграничивает реберную поверхность от средостенной
- Нижний- реберную от диафрагмальной.
Внутреннее строение
Доли:
Правое легкое- 3 доли: верхнюю, среднюю, нижнюю
Левое легкое- 2 доли: верхнюю, нижнюю
Доли делятся на сегменты 10 в каждом
Сегменты из долек 80 в каждой.
В каждую дольку входит дольковый бронх – концевые бронхиолы – дыхательные бронхиолы – альвеолярные ход - альвеола. Изнутри альвеолы покрыты особым веществом (сурфактантом), которое предупреждает спадание альвеол во время выдоха.
Одна концевая бронхиола- ацинус в каждой дольке 12-18 ацинусов.
Составит кластер по теме : «Легкие»
7.Плевра - серозная оболочка ( 3 мин.)
Имеет два листка:
- Висцеральный- срастается с паренхимой легкого по корню переходит в париетальную плевру.
- Париетальный - выстилает грудную полость
- Реберная плевра
- Диафрагмальная
- Средостенная
Между плеврами есть плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая увеличивает скольжение легких в плевральных полостях.
Гигиена органов дыхания (слайд 24)
Мы закончили изучение анатомического строения органов дыхания человека. Посмотрите еще раз на цель урока, написанную на доске. Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания и голосообразования, значение дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).
V.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
по теме “Строение органов дыхания”
A)тестовая работа
1.Не пропускает пищу в гортань.
2.Не дают трахее сужаться.
3.Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
4.Поверхностный слой воздухоносных путей.
5.Выстилает наружную поверхность легких.
6.Основной орган дыхания человека.
7.Внутри содержит голосовые связки.
8.Самая длинная часть воздухоносного пути.
9.Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Шифр для ответов.
А) слизистая оболочка Б) легкие В) бронхи Г) трахея Д) носовая полость Е) надгортанник Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца И) плевра
Проверьте свои ответы.
1 – Е 2 – З 3 – Д 4 – А 5 – И 6 – Б 7 – Ж 8 – В 9 – Г
Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в инструктивной карте. Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).
Б) Выполнение задания в карточке. Назовите органы, обозначенные цифрами.
V. РЕФЛЕКСИЯ (5 мин.)
Составить синквейн на термин "Легкие"
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 мин.)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин.) Кроссворд «Дыхание. Органы дыхательной системы»
1. Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём.
2. Дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками ткани.
3. Оболочка, покрывающая лёгкое.
4. Воспаление лобной пазухи.
5. Обмен газов между клетками и окружающей средой.
6. В них происходит газообмен.
7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец с мягкой стороной.
8. Процесс, при котором лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.
9. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части.
10. Опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку.
11. Воспаление миндалин.
12. Щитовидный хрящ мужчин.
13. Полость, относящаяся к верхним дыхательным путям.
14. Дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью.
15. Процесс, когда при дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что приводит к охлаждению крови и всего организма.
16. Полость, относящаяся к нижним дыхательным путям.
17. Специалист, занимающийся лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.
18. Клетки носовой полости, воспринимающие запахи.
19. Воспаление гайморовых пазух.
Приложение 2
Инструктивная карта
1. Карточка №1
Какие органы дыхания человека вы знаете? У вас на столах лежат перечни органов. Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.
межреберные мышцы, носоглотка, альвеолы, печень, гортань, трахея, бронхи, легкие, желудок , сердце, язык, носовая полость, головной мозг, ребра, ротоглотка, диафрагма
2. Карточка №2
Органы дыхания
Дыхательные пути Легкие
Верхние Нижние
? ?
- Носовая полость.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
4. Гортань
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
5.Трахея.
Ответить на вопросы:
- Где начинается трахея?
- На каком уровне делится и как называется процесс?
- Каково строение трахеи?
- Выполняемые функции?
- Что расположено позади трахеи?
6.Бронхи.
Перепутанная цепочка:
Трахея-> сегментарные бронхи-> альвеолы-> долевые бронхи -> главный бронх- > дольковые бронхи.
7.Карточка №3 Подпишите органы дыхания, обозначенные цифрами
8.Тест на усвоение знаний по теме «Строение органов дыхания»
- Не пропускает пищу в гортань.
- Не дают трахее сужаться.
- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
- Поверхностный слой воздухоносных путей.
- Выстилает наружную поверхность легких.
- Основной орган дыхания человека.
- Внутри содержит голосовые связки.
- Самая длинная часть воздухоносного пути.
- Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Шифр для ответов.
А) слизистая оболочка Е) надгортанник
Б) легкие Ж) гортань
В) бронхи З) хрящевидные полукольца
Г) трахея И) плевра
Д) носовая полость
9. Кроссворд
1. Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём.
2. Дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками ткани.
3. Оболочка, покрывающая лёгкое.
4. Воспаление лобной пазухи.
5. Обмен газов между клетками и окружающей средой.
6. В них происходит газообмен.
7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец с мягкой стороной.
8. Процесс, при котором лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.
9. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части.
10. Опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку.
11. Воспаление миндалин.
12. Щитовидный хрящ мужчин.
13. Полость, относящаяся к верхним дыхательным путям.
14. Дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью.
15. Процесс, когда при дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что приводит к охлаждению крови и всего организма.
16. Полость, относящаяся к нижним дыхательным путям.
17. Специалист, занимающийся лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.
18. Клетки носовой полости, воспринимающие запахи.
19. Воспаление гайморовых пазух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного занятия (90 минут) «Общие сведения. Устройство стартера." по дисциплине «Автомобили», на базе компьютерного кабинета.
Данная методическая разработка позволяет индивидуально организовать деятельность студентов на занятии, актуализировать их знания с помощью выполнения тестовых заданий на ПК, показывает эффективн...
Презентация к уроку ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Презентация по ОД.02.08 Пластическая анатомия по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы...
Конспект + презентация урока математики по теме "Минуты в часы - и обратно" в 3 классе УМК "Планета знаний"
Данный урок изучается в разделе "Числа и величины". Это урок изучения и первичного получения знаний....
Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор"
Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор", с экспериментами...
Урок культуры "Цена минуты"
25.01.2021г. Урок культуры "Цена минуты"Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится. Януш Корчак...
Лекция по анатомии «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»
Цель занятия:Дать обучающимся целостные, взаимосвязанные знания об анатомии и физиологии человека, как медицинских наук, показать связь анатомии и физиологии с другими медицинскими предметами, познако...