Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
учебно-методическое пособие на тему

Лапина Елена Вячеславовна

методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_popd.docx86.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                        государственное автономное учреждение

                                                      Калининградской области

                                 профессиональная образовательная организация

                                                  «Колледж сервиса и туризма»

Методические рекомендации

для проведения практических занятий                        

по дисциплине

«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Калининград 2016

Редакционная коллегия

Мясникова Н.Н. – заместитель директора по учебной работе ГАУ КО ПОО КСТ

Колганова А.А.,  -

Составитель  - Лапина Е. В.., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ

Данное методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Специальности: 43.02.02 «Парикмахерское искусство»

       

                                             Выпуск ГАУ КО ПОО КСТ, 2016

Содержание

Пояснительная записка ………………………………….. …………………стр. 4

Практическое занятие №1  Анализ нормативно-правовой базы оказания парикмахерских услуг            …………………………………………………...стр. 7

Практическое занятие №2 Понятие, признаки юридического лица и его

 организационно-правовые формы               ………….………..............................стр. 8

Практическое занятие №3 Составление схем: «Основные формы собственности в РФ» и «Основания возникновения и прекращения права собственности»  ……….стр. 10

Практическое занятие №4 Способы обеспечения исполнения обязательств» - заполнение таблицы          …..……………………….…………………........... стр. 11

Практическое занятие №5  Составление договора на оказание парикмахерских услуг      …………………...……………………….…………………………стр. 14

Практическое занятие №6  Анализ текста  Закона РФ «О защите прав потребителей»             ……..……………………….…………………………стр. 15

Практическое занятие №7 Составление искового заявления о защите прав потребителей                     ….……………………….…………………………стр. 16

Практическое занятие №8 Анализ общих положений Трудового кодекса ….  стр.17

Практическое занятие №9 Решение ситуационных задач по теме: «Заключение и прекращение трудового договора»                   ………………………………....стр. 18

Практическое занятие №10 Виды времени отдыха   ……...........................стр. 21

Практическое занятие №11 Анализ статьи 193 ТК РФ – алгоритм применения дисциплинарного взыскания      …...………………….……………………….стр.  23

Практическое занятие №12 Решение ситуационных задач по теме: «Материальная ответственность сторон трудового договора      …….………………………..    стр. 26

Практическое занятие №13 Составление заявления в порядке ст. 142 ТК … стр. 28

Практическое занятие №14 Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения – деловая игра     ……………………………………………… ……………..стр. 29

Практическое занятие №15 Составление схем: «Основные виды пособий в РФ» и «Виды пенсий»                   ….………………………………………………...стр. 30

Практическое занятие №16  Основные виды юридической ответственности предпринимателей» - заполнение таблицы          ………………………………...стр. 31

Практическое занятие №17 Анализ статей Глав 1, 2, 4 КоАП РФ …………   стр. 33

Перечень рекомендуемых учебных изданий……………………………стр. 35

Пояснительная записка

Рабочая программа предусматривает проведение практических занятий. Основная задача занятий — научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям.

Главное внимание при проведении практических занятий должно уделяться выработке у студентов навыков применения законодательства, регулирующего данный вид отношений, а также постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других органов.

Теоретические вопросы рассматриваются самостоятельно, но могут быть рассмотрены в связи с решением конкретных проблем правового регулирования профессиональной деятельности.

Подготовка студентами ответов на вопросы обязательно должна быть подтверждена в письменной форме в специальной тетради для занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», о чем студенты предупреждаются на первом занятии. Тетради проверяются преподавателем. Необходимо требовать, чтобы студент полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о каждом нормативном акте и конкретной норме, примененной при подготовке ответа (наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опубликования). Студент обязан на занятии располагать копиями и выписками из соответствующего нормативного акта.

При ответе на практических занятиях студент должен рассказать содержание ответа своими словами, а не читать текст учебника, статью, нормативный акт. Преподаватель оценивает, насколько удачно и грамотно студент «доложил проблему».

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), не имеющие письменной формы подготовки, обязаны не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии.

Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается при проведении зачета. Если преподаватель не принимает зачет в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение всего семестра.

Очень важно на первом же занятии объяснить студентам учебный план подготовки по  дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и характер занятий. Необходимо обратить внимание на то, что только в сочетании всех форм занятий по  дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» можно получить требуемый уровень знаний. Особо необходимо сказать о лекциях, которыми некоторые студенты пренебрегают. Ведь только на лекции они получают систему тех знаний, которые им нужны.

Зачетные вопросы по дисциплине включены в рабочую программу по дисциплине.

Организация и проведение практических работ

Реализуя требования Федерального  государственного образовательного стандарта в области преподаваемой дисциплины, преподаватель планирует, осуществляет подготовку, организует и проводит практические занятия в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами одной или нескольких практических работ по заданию и под руководством преподавателя.

При планировании содержания и состава практических занятий преподаватель  исходит из того, что ведущей целью практических занятий является формирование практических умений и навыков. В дидактической структуре практического занятия выделяют следующие обязательные компоненты:

1) постановка целей и образовательных задач, которые должны быть достигнуты в процессе практического занятия;

2) проверка теоретической готовности студентов к выполнению задания;

3) инструктаж перед началом выполнения студентами практической работы;

4) самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – основной структурный элемент практического занятия; на данном этапе занятия студенты выполняют практические работы, осваивают новые или совершенствуют приобретенные умения;

5) анализ и оценка преподавателем выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер:

1) при выполнении работ, носящих репродуктивный характер, студенты пользуются подробными инструкциями (указаниями), в которых указываются цель работы, теоретические пояснения, оборудование и применяемые материалы, их характеристики, порядок выполнения работы, выводы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература;

2) при выполнении работ, носящих частично-поисковый характер, студенты не пользуются подробными инструкциями по последовательному выполнению этапов учебной работы; они должны самостоятельно изучить инструктивную и справочную литературу, осуществить подбор оборудования и способов выполнения работы, сформулировать выводы и др.;

3) работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам  учебных дисциплин;
  • формирование умений, в том числе тех, которые характеризуются высокой мерой освоения;
  • формирование  компетенций познавательной деятельности (критическое мышление; исследование внешней среды для выявления ее возможностей и ресурсов; разрешение проблемных ситуаций, умение структурировать и преобразовывать информацию; способность к приращению накопленных знаний);
  • выработку при решении поставленных задач профессионально значимых качеств (способность обучаться самостоятельно; готовность решать сложные вопросы, проявлять творческую инициативу и пр.);
  • приближение учебного процесса к реальным условиям работы того или иного специалиста.

Проведение практических занятий обусловлено тематическим планом дисциплины.

Практическое занятие № 1   Анализ нормативно-правовой базы оказания парикмахерских услуг (Время выполнения  - 1 час).

Цель: систематизировать и обобщить знание основ предпринимательского права; изучить действующее законодательство РФ в сфере оказания парикмахерских услуг.

Вопросы для рассмотрения:

1.Понятие предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности.

2. Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.                                                                                                 3. Какими нормативно-правовыми документами регулируется оказание парикмахерских услуг 

Выполнить следующие задания:

  1. Изобразите в виде схемы (в порядке убывания юридической силы) иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.
  2. Выстроите иерархию нормативных актов в сфере услуг.
  3. Опираясь на предыдущую схему, приведите не менее двух примеров федеральных законов каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг.                                                

4. Проанализировать нормативно-правовые акты по следующим вопросам:          - общие положения;                                                                                                    - информация для потребителей - клиентов салона красоты;                                         - оплата услуг;                                                                                                                   - порядок оказания услуг;                                                                                                 - защита прав потребителей при оказании некачественной услуги

Оснащение:

Учебник,  Гражданский Кодекс РФ; Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации,  утвержденные      постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025;  ГОСТ Р 51142-98 «Услуги бытовые Услуги парикмахерских Общие технические условия»; СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

Практическое занятие №2  Понятие, признаки юридического лица и его

 организационно-правовые формы   (Время выполнения  - 2 часа) .

Цель:  изучить особенности правового регулирования деятельности юридических лиц; научиться определять организационно-правовые формы и виды коммерческих и некоммерческих организаций; сформировать умения работы с нормативными документами; сформировать навыки самостоятельной работы.

Вопросы для подготовки к семинару:

  1. Перечислите субъектов предпринимательского права.
  2. Понятие и признаки юридического лица. Потребности, обусловившие их появление.
  3. Классификация юридических лиц. Основные разновидности.
  4. Организационно – правовые формы юридических лиц. Функции.
  5. Порядок создания юридического лица.
  6. Назовите учредительные документы юридического лица.
  7. Каков порядок государственной регистрации?
  8. Сформулируйте понятие реорганизации юридических лиц и опишите её формы.

Выполнить следующие задания:

1.Составить схему субъектов предпринимательской деятельности (коммерческие, некоммерческие).

2. Составьте схему «Виды юридических лиц», отразив на ней все известные признаки конкретного хозяйствующего субъекта. Заполните таблицу.

Вид

Признак

2.  Решить задачу:

К адвокату обратился за консультацией гр-н Васильков. Васильков просил посоветовать ему оптимальную форму предпринимательства. Его пожелания: 1) возможность заниматься любой коммерческой деятельностью;                                2) его ответственность как собственника бизнеса должна быть минимальной. Какую форму предпринимательства посоветует юрист Василькову: юридическое лицо или индивидуальное предпринимательство? Если юридическое лицо, то какая организационно-правовая форма больше подходит Василькову? Ответ обоснуйте со ссылкой на закон.

Решение: Гражданину Василькову лучше зарегистрировать юридическое лицо, так как ИП несет полную имущественную ответственность по своим обязательствам и, кроме того, сфера деятельности юридического лица шире, некоторыми видами деятельности ИП заниматься не может. Оптимальная форма для ведения бизнеса - общество с ограниченной ответственностью. (ГК РФ ст. 23-24; ст. 87)

Контрольные вопросы.

  1. Дать понятие юридического лица. Раскройте сущность образования, реорганизации и ликвидации юридического лица.
  2. Перечислить признаки юридического лица.
  3. Дайте классификацию юридического лица.
  4. В чем особенность действия хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. М., 2007
  2. Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М., 2002.

Оснащение  урока: Конспект лекции, учебное пособие, электронные презентации «Юридическое лицо», «Участники гражданских правоотношений».

Практическое занятие № 3 Составление схем: «Основные формы собственности в РФ» и «Основания возникновения и прекращения права собственности» (Время выполнения  - 2 часа) .

Цель: обобщение, систематизация, углубление, закрепление  знания студентов о формах собственности, основаниях возникновения и прекращения права собственности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Право собственности – это…?
  2. Право владения – это…?
  3. Право пользования – это…?
  4. Право распоряжения – это…?
  5. Какие виды оснований приобретения права собственности вы знаете?
  6. Перечислите первоначальные основания приобретения права собственности.
  7. Какие основания относятся к производным?
  8. Перечислите основания прекращения права собственности.
  9. Перечислите права и обязанности собственника.
  10. Назовите основные формы собственности в РФ.

Выполнить следующие задания:

  1. Составьте схему: «Основные формы собственности в РФ»
  2. Составьте схему: «Основания возникновения и прекращения права собственности».
  3. Составьте таблицу «Способы возникновения права собственности», в которой перечислите все способы, их суть и условия возникновения права собственности, ссылаясь на статьи ГК РФ.

№ п/п

Способы возникновения права собственности

Условия возникновения

Характеристика

Оснащение  урока: Конспект лекции, учебное пособие, раздаточный материал (статьи ГК РФ)

Практическое занятие № 4 Способы обеспечения исполнения обязательств» - заполнение таблицы (Время выполнения  - 1 час) .

Цель: обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по теме «Гражданско-правовые обязательства и их обеспечение»

Вопросы для обсуждения:

  1. Обязательство – это…?
  2. Перечислите основные черты обязательства.
  3. Перечислите виды обязательств.
  4. Перечислите основания возникновения обязательств.
  5. Что понимается под исполнением обязательства?
  6. Какие принципы исполнения обязательств вы знаете?
  7. Что такое способы обеспечения исполнения обязательства?
  8. Перечислите способы обеспечения обязательства.

Выполнить следующие задания:

  1. Заполнить таблицу, используя  соответствующие статьи  ГК РФ

Способы

обеспечения обязательства

характеристика

  1.  Решите задачи (работа в группах):

Задача 1 В силу обязательства Валиков должен быть отремонтировать Зотовой кожаные сапоги, но нарушил срок исполнения работы. Зотова требует от Валикова исполнения его обязательства. Что является основанием возникновения обязательства Валикова отремонтировать кожаные сапоги Зотовой?

Задача 2 В силу обязательств Докин обязан Валееву отремонтировать крышу дома, а Валеев обязан Докину привезти машину речного песка. Кто из них: Докин или Валеев является должником, а кто - кредитором?

Задача 3 Долин взял деньги у Смолина со сроком отдачи 10 мая 25 Долин хотел вернуть Смолину половину денежной суммы долга. Последний не принял их. Правомерно ли действие Смолина?

Задача 4 Громова, уходя от Смолиной в дождь, попросила последнюю дать ей плащ с последующим возвратом. Ни на следующий день, ни через неделю плащ возвращен не был. Смолина по телефону попросила Громову немедленно вернуть ей плащ. В течение какого времени Громова должна исполнить обязательство, не исполненное в разумный срок, после предъявления Смолиной требования о возврате плаща?

Задача 5  Щукин взял кредит в коммерческом банке «Волга» в г. Костроме сроком на один год. Через полгода банк переехал в г. Москву и сообщил об этом Щукину. Щукин, приехав из г. Костромы в г. Москву с целью возвращения кредита банку, потребовал от него оплатить ему убытки, связанные с изменением места нахождения банка (стоимость проезда по железной дороге в оба конца, стоимость его рабочего дня). Правомерны ли требования Щукина?

Задача 6 Штукатур, маляр и обойщик обязались Митину отремонтировав его квартиру и подписали договор. Какой вид ответственности возник у штукатура, маляра и обойщика по отношению к Митину после подписания ими договора? До каких пор эти лица останутся должниками Митина?

Задача 7 Предприниматели Галкин и Видов договорились с мясокомбинатом о том, что тот поставит каждому из них колбасных изделий в разном количестве и, подписав договор, стали солидарными кредиторами. Мясокомбинат поставил колбасные изделия в полном объеме Галкину. Правомерны ли действия мясокомбината? Что должен сделать Галкин, получивший исполнение договора от мясокомбината?

Задача 8 Килькин занял деньги у Малышева сроком на один год под соответствующие проценты. Когда Килькин захотел вернуть долг Малышеву, то оказалось, что последний судом признан недееспособным, а попечитель ему не назначен. Что должен сделать Килькин для исполнения обязательств?

Задача 9 Фабрика медицинского оборудования заключила договор с больницей о поставке ей медицинских инструментов для хирургических операций. В договоре не была предусмотрена ответственность фабрики за ненадлежащее исполнение обязательства. Все поставленные фабрикой режущие инструменты были плохо заточены. Может ли больница потребовать от фабрики уплаты неустойки за ненадлежащую заточку медицинских инструментов?

Задача 10 Ювелир Волков заключил договор с Котовым, по которому обязался изготовить для его жены серебряную брошь, украшенную малахитовыми камнями. На словах он сказал, что уплатит неустойку в случае невыполнения работы в срок. Брошь была изготовлена на месяц позднее срока, установленного в договоре. Котов потребовал от Волкова уплатить неустойку. Тот отказался. Правомерен ли отказ Волкова от уплаты неустойки, за невыполнение зорок?

Задача 11 Предприниматель Никонов, собственник фабрики ковровых изделий, взял в коммерческом банке кредит с целью модернизации фабрики. В обеспечение исполнения обязательства был заключен договор о залоге станков. Станки банк оставил у Никонова, который продолжал использовать их в производстве ковров. В каком случае право залога распространяется на продукцию и до-Ученные от использования заложенных станков?

 Задача 12 Славин, собственник земельного участка, на котором с дом, с целью восстановления дома взял кредит в ипотечном банке. В обеспечение исполнения обязательства был заключен договор о залоге земельного участка. Будет ли распространяться право залога на дом, который Славин на заложенном участке земли?

Оснащение  урока: Конспект лекции, учебное пособие, раздаточный материал 1 (статьи ГК РФ), раздаточный материал 2 (карточки с задачами)

Практическая работа № 5 Составление договора на оказание парикмахерских услуг  (Время выполнения  - 1 час) .

Цель: обобщение, систематизация, углубление, закрепление  знания студентов по теме «Гражданско-правовой договор» формирование умений составления трудового договора; приближение учебного процесса к реальным условиям работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Гражданско-правовой договор – это…?
  2. Перечислите виды гражданско-правовых договоров. Понятие, характеристика договора возмездного оказания услуг.
  3. Что необходимо для заключения гражданско-правового договора?
  4. Оферта – это…?
  5. Акцепт – это…?
  6. Что составляет содержание гражданско-правового договора?
  7. Какие условия договора являются существенными?
  8. Как можно изменить и расторгнуть гражданско-правовой договор?
  9. В каких случаях суд может расторгнуть гражданско-правовой договор в одностороннем порядке?

Выполнить следующие задания:

  1. Проанализировать представленный договор на оказание парикмахерских услуг.
  2. Составить договор на оказание парикмахерских услуг по образцу.

Оснащение  урока: Конспект лекции, учебное пособие, раздаточный материал  (образец договора на оказание парикмахерских услуг).

Практическое занятие № 6     Анализ текста Закона РФ «О защите прав потребителей» (Время выполнения  - 1 час) .

Цель: Обобщить и систематизировать и углубить знания по теме «Предпринимательское право»; осуществить контроль  знаний; научить студентов применять полученные знания на практике, процессе осуществления ими профессиональной деятельности.                                                                               

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой закон является базовым при регулировании потребительских отношений?
  2. Потребитель – это…?  
  3. Кто может быть изготовителем, исполнителем, продавцом?
  4. Недостаток – это…?
  5. Существенный недостаток - это?
  6. Безопасность товара (работы, услуги) - это?
  7. Перечислите основные права потребителей.
  8. В течение, какого времени обеспечивается безопасность товара (работы, услуги)?
  9. Перечислите основные принципы работы с потребителем.
  10. Какие обстоятельства могут освободить исполнителя, изготовителя, продавца от юридической ответственности перед потребителем

Выполнить следующие задания:

  1. Используя закон РФ «О защите прав потребителей», составить словарь терминов.
  2. Подготовить ответы на вопросы:

- Как закон РФ «О защите прав потребителей» соотносится с другими нормативными актами?

- Какими положениями закона вы будете руководствоваться при оказании парикмахерских услуг?

Оснащение  урока: Конспект лекции, учебное пособие, раздаточный материал  (статьи закона РФ «О защите прав потребителей»); электронная презентация «Защита прав потребителя».

Практическое занятие № 7 Составление искового заявления о защите прав потребителей  (Время выполнения  - 2 часа) .

Цель: Обобщить и систематизировать и углубить знания Федерального законодательства в области защиты прав потребителей; осуществить контроль  знаний; научить студентов применять полученные знания на практике, процессе осуществления ими профессиональной деятельности.                                                                                

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные права потребителей.

2. Какие гарантии потребителю предоставляет Закон?

3. Когда потребитель может обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав?  

4. На какие нормы права нужно ссылаться при составлении искового заявления?

5. Какие основные моменты должны быть указаны в исковом заявлении?

6. В каких случаях суд может отказать в принятии искового заявления?

Выполнить следующие задания:

  • «Находчивый потребитель» - выполнение задания на карточках (работа в группах)

  • Потребитель в мире товаров и услуг - учебно-деловая игра   (Презентация – правовой диктант).

3. Составление искового заявления о защите прав потребителей

-  грамотный истец  (Презентация – найти ошибки в представленном исковом заявлении);

 - написание искового заявления.

Оснащение  урока:

Конспект лекции, учебник, электронная презентация «Закон о защите прав потребителей», раздаточный материал (карточки с заданиями).

Практическое занятие № 8 Анализ общих положений Трудового кодекса РФ(Время выполнения  - 1 час) .

Цель: обобщить,  систематизировать и углубить знание законодательства в области трудового права; способствовать формированию  умения работать с нормативным документом.

Рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие трудовых отношений и трудового права.
  2. Принципы и источники трудового права.
  3. Основные нормативно - правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Выполнить следующие задания:

  1. Составить словарь основных терминов трудового права, используя соответствующие статьи Трудового кодекса РФ.
  2. Составить резюме для предоставления в службу занятости и в кадровые агентства.
  3. Составить схему «Виды и формы трудовых соглашений. Сроки их действия».
  4. Составить таблицу «Права и обязанности работодателя и устраивающегося на работу».

Оснащение  урока:

Конспект лекции, учебник, электронная презентация « Трудовое право и трудовые правоотношения», раздаточный материал ( статьи Трудового кодекса РФ).

Практическое занятие № 9 Решение ситуационных задач по теме: «Заключение и прекращение трудового договора» (время выполнения – 2 часа)

 Цель: Уяснить социально-экономическую роль трудового договора, раскрыть его юридическое  значение; научиться заключать трудовой договор; научиться составлять трудовой договор; решать практические ситуации по трудовому праву; сформировать умения работы с нормативными документами; сформировать навыки самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте определение понятия «трудовой договор». Какие виды трудового договора вам известны?
  2. В какой форме заключается трудовой договор?
  3. Что составляет содержание трудового договора?
  4. Назовите обязательные и дополнительные условия трудового договора.
  5. В каких случаях трудовой договор может быть расторгнут?

Выполнить следующие задания:

1. Решить задачи  - выполнение задания на карточках. (Приложение)

2. Обсуждение выполненной работы

3. Работа в группах: заполнение образца Трудового договора, составление заявления об увольнении по различным основаниям.

4. Игра «Верно-неверно» (Презентация)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  •  16-летний Михайлов подал заявление в ресторан «Россия» о приеме его на работу на должность официанта. Работодатель потребовал у него предоставления трудовой книжки, паспорта, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличия жилой площади и семейном положении. Установив, что Михайлов не имеет трудовой книжки и характеристики, так как после окончания 8 классов долгое время болел и нигде не работал, и что он вместе с матерью проживает в качестве члена семьи нанимателя в доме, принадлежащем наймодателю на праве личной собственности, ему было отказано в приеме на работу.

Михайлов обратился с жалобой в районную прокуратуру. Что должен предпринять прокурор?

2. Граждане Потехин и Михальчук договорились с директором магазина о приеме их на работу грузчиками, сдали администратору трудовые книжки и другие документы и на следующий день вышли на работу. Проработав две недели они узнали, что приказ о приеме их на работу не издан, а директор магазина к которому они обратились за разъяснениями, заявил им, что в их
услугах больше не нуждается.

Могут ли Потехин и Михальчук настаивать на заключении с ними трудового договора? Дайте юридически обоснованный ответ.

3. Старший бухгалтер лесоторговой базы Романова была переведена на основании п. 5 ст. 77 ТК на работу в вышестоящую организацию -объединение по производству тары на должность заместителя главного бухгалтера, с месячным испытательным сроком. Через 3 недели после
оформления приема на работу работодатель предложил Романовой вернуться на прежнюю работу в лесоторговую базу «в связи с недостаточным опытом руководящей работы». От перевода работница отказалась, после чего был издан приказ по объединению об увольнении Романовой по ст. 71 ТК как не выдержавшей испытание. С таким приказом она не согласилась и обратилась в суд за разрешением возникшего трудового спора.

Законно ли увольнение Романовой?

4. В связи с болезнью врача и фельдшера сельского медицинского пункта главный врач районного отдела здравоохранения приказал врачу районный больницы Родиной и фельдшеру Паникиной выехать в сельский медицинский пункт и заменить заболевших медицинских работников. Родина обратилась в областной департамент здравоохранения с просьбой отменить этот приказ, т. к. у нее две дочери-школьницы, за которыми нужен уход, а сельский медицинский пункт расположен в 30 км от райцентра.

Что в данном случае имеет место - перевод или командировка? В чем их отличие? Как следует разрешить жалобу Родиной?

5. В связи с производственной аварией в ремонтом цехе токаря IV разряда Изотова перевелина работу грузчиком на 2 месяца. В прокатном цехе из-за болезни разнорабочего Сазонова перевели в разнорабочие слесаря Большакова.

Изотов и Большаков обратились в КТС с жалобами на незаконный перевод. Каковы основания и условия перевода работников на другую работу по инициативе работодателя? Правомерны ли действия работодателя?

6. Воспитательница детского сада Садырина подала заявление с просьбой уволить ее по собственному желанию. По истечении 10 дней Садырина обратилась к заведующей детским садом с просьбой возвратить ей заявление, т. к. раздумала увольняться. Заведующая отказала ей в
просьбе, ссылаясь на то, что уже подобрала на ее место нового работника, и Садырина будет уволена в соответствии с заявлением.

Законны ли действия заведующего детским садом.

7. В связи с реорганизацией завода цветных металлов в г. Липецке работникам некоторых подразделений снизили заработную плату. Об этом они были уведомлены за 2 месяца. 10 работников, не согласившихся с продолжением работы в новых условиях, уволили по ст. 7 ст. 77
ТК. Работники обратились в суд. В исковых заявлениях они указали, что размер их заработка был указан в их трудовых договорах.

Правомерно ли увольнение? Разрешите спор.

 Контрольные вопросы

1.  Понятие трудового договора и его отличие от гражданско-правовых договоров о труде.                                                                                                     2.  Стороны трудового договора.                                                                                 3.  Каков общий порядок заключения трудового договора?                                             4.  Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.                  5.  Общая характеристика оснований прекращения трудового договора и их классификация.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Конституция РФ                                                                                                        2.  Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ                                   3. Трудовой кодекс РФ (с изменениями и дополнениями)

Оснащение  урока: Конспект лекции, карточки с заданиями, учебное пособие, электронные презентации «Трудовой договор»,  электронная презентация игра «Верно-неверно»; образец трудового договора.

Практическое занятие № 10   Виды времени отдыха    (время выполнения - 1 час)

Цель: систематизировать, обобщить и углубить знания студентов по теме «Трудовой договор»; способствовать формированию понятий рабочего времени; виды времени отдыха; продолжать развивать умение работать с нормативным документом;

Рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие, виды и режим рабочего времени.
  2. Учёт рабочего времени. Сверхурочные работы.
  3. Понятие времени отдыха. Виды времени отдыха.

Выполнить следующие задания:

1. Составить схему «Виды и время отдыха».

Виды  времени отдыха

Ха    Характеристика видов времени отдыха

  • перерывы в течение рабочего дня (смены)

Ст. 108, 109, 258 ТК РФ

  • ежедневный (междусменный) отдых

100 – 105 ТК РФ

  • выходные дни (еженедельный непрер отдых)

110 – 111, 319 ТК РФ

нерабочие праздничные дни

112 ТК РФ

отпуск

  1. – 128, 322,334, 255,256,335 ТК РФ

2. Решите задачи  - работа в группах:

Задача 1. Аппаратчик Смирнов, работающий по трудовому договору в ОАО «Химлром» в цехе с вредными условиями труда, где установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, обратился в прокуратуру с жалобой на то, что на предприятии рабочая смена в предвыходные и предпраздничные дни не сокращается. Сформулируйте ответ на жалобу Смирнова.

Задача 2. В организации в соответствии с графиком вечерняя смена заканчивается в 23 часа 30 минут, а ночная продолжается с 23 часов 30 минут до 7 часов 30 минут. Могут ли быть назначены на работу в ночную и вечернюю смену нижеперечисленные работники организации: Потапова, имеющая трехмесячную беременность; Карелина, имеющая двух детей в возрасте 4 и 12 лет; Туманов, обучающийся без отрыва от работы в высшем профессиональном образовательном учреждении (на вечернем отделении); Арбатова, обучающаяся без отрыва от работы на заочном отделении университета.

Задача 3. Слесарь Воробьев, опоздавший на работу на полтора часа, получил указание мастера отработать это время после окончания смены. Правомерно ли указание мастера? Можно ли считать работу Воробьева после смены сверхурочной?

Задача 4. Старший мастер цеха Бурьянов обратился с жалобой в профсоюзный орган. В жалобе указывалось, что администрация требует от него прихода на работу зэ полчаса до начала смены, по разным причинам систематически задерживает его на работе после окончания смены, часто вызывает его в ночное время, в выходные дни для устранения производственных неполадок. Ни отгулов, ни дополнительной оплаты Бурьянов не получает, так как считается работником с ненормированным рабочим временем. Дайте правовую оценку ситуации с Бурьяновым.

Задача 5. Генеральный директор ЗАО «Зенит» утвердил график сменности, согласно которому работникам, не достигшим совершеннолетия, и работникам с вредными условиями труда установлена восьмичасовая рабочая смена. Для недопущения переработки работникам от 15 до 16 лет предоставлялось четыре, а работникам от 16 до 18 лет и занятым на работах с вредными условиями труда - три свободных от работы дня. Нарушено ли в данном случае законодательство о труде?

Контроль знаний:   Верны ли утверждения?

1. Рабочее время — это время, в течение которого работник трудится на работодателя в определенном месте и на определенных условиях. (да).

 2. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для любых категорий граждан. (нет).

3. Неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем. (да).

4. К работе в ночное время привлекаются женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. ( нет).

5. Время сверхурочной работы может быть больше 120 часов в год. (нет). 6. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 42 часов в неделю. ( нет, 40 часов).

6. При шестидневной рабочей неделе продолжительность работы не может превышать 7 часов. (да).

7. Ночным считается рабочее время с 23.00 до 7.00. ( нет, с 22.00 до 06.00).

8. Продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю для работников в возрасте 16—18 лет. ( нет, не более 35 часов в неделю.

9. Привлечение работников в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется только по приказу работодателя. (нет, плюс письменное согласие работника).

Оснащение  урока: Конспект лекции, карточки с заданиями, Трудовой кодекс РФ, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Практическое занятие № 11 Анализ статьи 193 ТК РФ – алгоритм применения дисциплинарного взыскания. (время выполнения 1 час)

Цель: обобщить и систематизировать знания о дисциплине труда, о методах обеспечения дисциплины труда; условиях и правилах применения дисциплинарных взысканий.

Рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие дисциплины труда
  2. Правила внутреннего трудового распорядка
  3. Методы обеспечения трудовой дисциплины.
  4. Понятие дисциплинарной ответственности, ее виды. Виды дисциплинарных взысканий.

Выполнить следующие задания:

  1. Выполнение практического задания – работа с нормативным документом ТК РФ ст 193: Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности - составление схемы (см. презентацию).                                                                        
  2. Порядок обжалования и снятия дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суд.

Решить задачи (работа в группах):

Кейс-ситуация №1

Работник Панин Андрей Сергеевич без уважительных причин на 2 ч опоздал на работу. По этому факту с него было взято письменное объяснение. В этот же день он демонстративно ушёл с работы на три часа раньше. Считая, что в течение рабочего дня Панин отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч, администрация уволила его за прогул.

Задание:                                                                                                                              1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.                                  2. Ответьте на вопросы:                                                                                         Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.                                        Какие этапы применения дисциплинарного взыскания – увольнения предусматривает Трудовой Кодекс РФ?                                                                        3. Оформите ответ группы.

Кейс-ситуация №2

5 марта 2009 года администрация муниципального унитарного предприятия «Горэлектросеть» установила, что сварщик Хитров Алексей Иванович 26 августа 2008 года совершил прогул, и потребовала от него немедленных объяснений. Хитров, ссылаясь на трудовой кодекс, отказался писать объяснение. Тогда директор предприятия объявил Хитрову выговор.

Задание:                                                                                                                                1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.                                             2. Ответьте на вопросы:                                                                                           Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.                                        Какие сроки применения дисциплинарного взыскания содержатся в законодательстве?                                                                                                            3. Оформите ответ группы.

Кейс-ситуация №3

24 сентября сотрудник ООО «Гефест» Исаев Владимир Иванович отсутствовал на рабочем месте более четырех часов. На следующий день, 25 сентября, директор ООО «Гефест» вызвал Исаева к себе и объявил о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Работник выразил несогласие с применением такой меры дисциплинарного взыскания и обратился в суд.

Задание:                                                                                                                               1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.                                  2. Ответьте на вопросы:                                                                                                  Какие нормы Трудового кодекса РФ были нарушены сторонами? Какие существуют виды дисциплинарных взысканий и каков порядок их наложения?                                                                                                                           3. Оформите ответ группы.

Кейс-ситуация №4

Мастер участка Рыбкин Иван Федорович совершил дисциплинарный проступок, опоздал на работу на 2 часа. Представитель работодателя потребовал от работника объяснение в письменной форме, в которой Рыбкин признал свою вину и пояснил, что подобное было в первый раз и больше не повторится. Директором предприятия ему был объявлен выговор.  Через 6 месяцев работник написал заявление, попросив снять с него дисциплинарное взыскание. Однако директор завода отказал ему в этом, заявив, что у Рыбкина много мелких упущений, и снимать взыскание пока рано. Работник обратился к юристу.

Задание:

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте текст ситуации.                                         2. Ответьте на вопросы:                                                                                           Правомерен ли отказ работодателя о снятии дисциплинарного взыскания? Ответ обоснуйте. Какова процедура наложения выговора как   дисциплинарного взыскания?                                                                                  3. Оформите ответ группы.

Контроль знаний

Решить задачу:

5 мая 2005 г. охраннику хлебозавода Савушкину был объявлен выговор за халатное отношение к трудовым обязанностям, вследствие чего ночью с фабрики неизвестные лица вывезли две машины с готовой продукцией. 1 июня 2005 г. он ушел с работы за два часа до окончания смены. Какое дисциплинарное взыскание может наложить на Савушкина администрация завода?

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник, презентации «Дисциплинарная ответственность», «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности»; кейсы  с заданиями

Практическое занятие № 12 Решение ситуационных задач по теме: «Материальная ответственность сторон трудового договора (время выполнения 1 час).

Цель: обобщить и систематизировать знания о материальной ответственности,  научить студентов применять полученные знания и умения в процессе осуществления ими профессиональной деятельности.

Рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятия, основания и условия привлечения работников к материальной ответственности.
  2. Виды материальной ответственности. Реальный ущерб. Упущенная выгода.
  3. Материальная ответственность работодателя перед работником.
  4. Материальная ответственность работника.
  5. Порядок определения размера ущерба и его возмещения.

Выполнить следующие задания:

1. Составить договор о полной материальной ответственности.

2. Решите задачи – работа в группах:

  • Генеральный директор ООО «Ремсервис» установил своим приказом коллективную (бригадную) ответственность за офисную мебель, компьютеры и другие материальные ценности, находящиеся в зале приема посетителей и в кабинетах сотрудников. Правомерны ли действия генерального директора?

  • Работница пришла устраиваться по совместительству на работу в организацию на должность, связанную с материальной ответственностью. Руководитель организации отказался заключить трудовой договор, так как на должность, связанную с материальной ответственностью, можно принимать работников только по трудовой книжке на постоянную штатную работу. Правильно ли поступает руководитель?

  • Водитель Смирнов систематически перегружал автомобиль и перевозил по заданию автохозяйства вместо 3,5 т грузы весом 4 и более тонн. По итогам месяца у него постоянно образовывался перерасход бензина, за что бухгалтерия ежемесячно удерживала из его заработной платы деньги за перерасход горючего. Смирнов, полагая, что удержания производятся незаконно, обратился в КТС с заявлением о возврате незаконно удерживаемых сумм за последний год работы. Правомерны ли удержания из заработной платы Смирнова? За какой период он может потребовать возврат денег?

  • В результате неосторожных действий станочника Клочкова была выведена из строя автоматическая линия, на ремонт которой ушла вся рабочая неделя. На данной линии были заняты пять человек, которые оставались это время без работы. Возможно ли возложение материальной ответственности на Клочкова? Если да, то из каких сумм будет складываться его материальная ответственность?

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник, электронная презентация «Материальная ответственность сторон трудового договора»,  раздаточный материал (карточки с заданиями).

Практическое занятие № 13   Составление заявления в порядке статьи 142 ТК РФ (Время выполнения  - 1 час) .

Цель: Ознакомить студентов с порядком привлечения к материальной ответственности работодателя в случае задержки выплаты заработной платы.

Рассмотреть следующие вопросы:

1. В каких случаях возможна самозащита? Только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ. По ТК РФ самозащита возможна в 3-х случаях:
а) в случае задержки выплаты ЗП на срок более 15 дней (ст. 142 ТК РФ),
б) в случае поручения работы, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью работника (ст. 220, ст. 379 ТК РФ),
в) в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором (ст. 60, ст. 379 ТК РФ).          
     

2. Должен ли работник известить работодателя о самозащите?
Для того чтобы отказ от работы не был расценен как дисциплинарный проступок, работник должен известить о нем работодателя или своего непосредственного руководителя в письменной форме, в этом извещении нужно сослаться на ст. 142 ТК и конкретно описать ситуацию, которая вызвала отказ. Обязательно удостоверьтесь в том, то, что ваше извещение получено работодателем. Для этого либо получайте на своем экземпляре извещения отметку о принятии, либо отправляйте извещение заказным письмом или телеграммой.                         

3. Гарантии  работника, отказавшегося от работы в порядке самозащиты? - изучение ст. 142 ТКРФ.


Выполнить следующие задания:

  1. Анализ образца заявления в порядке ст. 142 ТК РФ.
  2. Составление заявления в порядке ст. 142 ТК РФ.

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник, электронная презентация «Материальная ответственность сторон трудового договора»,  раздаточный материал (образец заявления в порядке ст. 142 ТК РФ.).

Практическое занятие  № 14  Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения – деловая игра (Время выполнения  - 1 час) .

Цель:  расширить  знания студентов  в области трудового права;  познакомить с положениями  Трудового кодекса РФ, касающимися  разрешения  коллективных трудовых споров.

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте  понятие трудового спора.
  2. Перечислите виды трудовых споров.
  3. Дайте определение коллективного трудового спора.
  4. Перечислите стадии рассмотрения коллективного трудового спора.
  5. Назовите обязательную стадию коллективного трудового спора.
  6. Дайте определение забастовки.

Деловая игра на тему «Разрешение коллективного трудового спора»

Условия задачи: Открытое акционерное общество насчитывает 3000 работающих. Профсоюзная организация объединяет 2700 чел. В организации действует коллективный договор, заключенный от имени работников профсоюзным комитетом и от имени работодателя генеральным директором в январе 2007 года сроком на 3 года. Коллективный договор предусматривает выплату заработной платы работникам два раза в месяц: 5 и 20 числа каждого месяца. Начиная с апреля 2008 года и по настоящее время заработная плата выплачивается один раз в месяц и не в полном объёме. С мая 2006 года по настоящее время работники не получают в установленные сроки спецодежду. Имеются приложения к коллективному договору: положение об оплате труда; план мероприятий по охране труда, перечень профессий, занятость в которых даёт право на бесплатное получение в соответствии с действующими нормативами специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты; правила внутреннего трудового распорядка и другие.

Ваши действия?

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник.

Практическое занятие № 15 Составление схем: «Основные виды пособий в РФ» и «Виды пенсий» (Время выполнения  - 1 час)

Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов по теме «Социальное обеспечение граждан»

Вопросы для обсуждения:

  1. Что  такое  социальное  обеспечение?  Каковы  его  принципы и задачи.
  2. Расскажите о видах пенсий.
  3. Что такое трудовой стаж,  и каково его значение?
  4. Какие виды пособий вы знаете?
  5. Расскажите о пособии по  временной нетрудоспособности.

Выполнить следующие задания:

  1. Используя соответствующие статьи составить схему «Основные виды пособий»
  2. Используя соответствующие статьи составить схему «Виды пенсий»

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник, раздаточный материал (нормативный материал)

Практическое занятие № 16  Основные виды юридической ответственности предпринимателей» - заполнение таблицы (Время выполнения  - 1 час)

Цель:  расширить знания студентов в области предпринимательского права, систематизировать  и обобщить знания об ответственности предпринимателей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Перечислите виды ответственности предпринимателей.
  2. Дайте понятие видов гражданско-правовой ответственности.
  3. В чем заключается особенность уголовной ответственности?
  4. Что такое административное правонарушение?
  5. Назовите особенности административной ответственности.

Выполните следующие задания:

  1. Заполнить таблицу:

вид юридической ответственности

характеристика

2.        Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

 «Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».

3. Определите подведомственность спора:

- требование акционера ОАО «Искра» Петрова И.И. о признании договора купли-продажи акций его соседу Бывалому С.С. не действительным;

- требование предпринимателя Горбункова С.С. о защите чести и деловой репутации к газете «Новости»;

- требование Незнайкиной А.А. о признании несостоятельным ОАО «Турист»;

- требование ООО «Родник» о признании должника ОАО «Источник» несостоятельным;

- требование налогового органа о взыскании недоимки по налогу на прибыль с индивидуального предпринимателя Васильева Г.Д.

3.  Гражданин Васечкин А.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО «Каникулы» о взыскании 300000 рублей задолженности по договору простого товарищества «Об условиях использования объектов промышленной собственности: товарного знака и полезной модели на теплоизоляционный материал», и 120000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Подлежит ли данное требование рассмотрению в арбитражном суде?

Какие дела отнесены к специальной подведомственности арбитражного суда?

4. Потребительское общество «Земляне» (юридическое лицо) обратилось в арбитражный суд с иском к Союзу потребительских обществ (юридическое лицо), о возврате паевого взноса в сумме 1000000 рублей в связи с выходом из состава пайщиков.

Определением суда первой инстанции производство по делу прекращено. При вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ и п. 5

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», пришел к выводу, что данный спор подведомственен суду общей юрисдикции.

Правомерны ли действия суда? Назовите критерии определения подведомственности споров арбитражному суду.

Укажите порядок определения подведомственности дел по спорам между производственными и потребительскими кооперативами и их членами.

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник, раздаточный материал (нормативный материал)

Практическое занятие № 17  Анализ статей Глав 1, 2, 4 КоАП РФ (Время выполнения  - 2 часа)

Цель: Систематизировать и углубить знания студентов по теме «Административное право», способствовать усвоению понятия «административное наказание».

Выполнить следующие задания - работа в группах:

Задание №1 : определите, нормы каких отраслей права применяются в следующих случаях: заключение трудового договора; усыновление ребенка; приватизация квартиры; покупка продуктов. 

Как называется поведение, которое противоречит нормам права? (Противоправное поведение, правонарушение)

Задание №2: Что перечислено на доске: нарушение правил дорожного движения; убийство; курение в общественном месте; похищение человека; продажа некачественного товара; грабеж; безбилетный проезд; терроризм ( Правонарушение – общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу, государству). - Чем отличаются перечисленные правонарушения? (Степенью общественногого вреда,  социальной опасностью, наказанием, видом наказания). -Может ли быть за их совершение одинаковое наказание? 

Задание № 3: 1-й ряд - из данного перечня правонарушений выпишете те, которые по вашему мнению, являются более опасными  для общества, а второй ряд и третий – те, которые являются менее опасными и вредными для общества. Проверка задания.

- Какой вид ответственности  предусмотрен законодательством за совершение правонарушений К какой отрасли права  относятся правонарушения (административному праву)

Работа в группах:

Задание для 1 группы: Что такое «администрация»? Сформулировать и записать определение термина «административное право». Что определяют нормы административного права? Определить, что находится в сфере административного права. В чем сходство административного права с уголовным, а в чем их отличия? (Работа с КоАП РФ Гл. 1)

Задание для 2 группы: Перечислить основные виды административных правонарушений. Раскройте содержание признаков административного правонарушения, их отличие от уголовного состава правонарушения(Работа с КоАП РФ Гл. 4)

Задание для 3 группы: Административная ответственность: административная деликтоспособность, срок давности, цель, виды административной ответственности, порядок наложения. С какого возраста в полном объеме наступает административная ответственность. (Работа с КоАП РФ Гл. 2)

На основе соответствующих статей КоАП РФ заполнить  таблицу «Виды административных наказаний».

Виды административных наказаний

Характеристика

Оснащение  урока:

Конспект  лекции, учебник, раздаточный материал 1(статьи КоАП РФ), раздаточный материал 2 (карточки с заданиями).

Учебники:

  1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/В.В. Румынина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
  2. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 252 с.

Методические пособия:

  1. Миронов В.И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров и конфликтов // Трудовое право. 2008. № 4.
  2. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ф. Нуртдинова [и др.]; отв. ред. Ю.П. Орловский. – М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2007. – 574 с.

3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Методические указания и контрольные заданиядля студентов - заочников образовательных учрежденийсреднего профессионального образования по специальности:                    260502«Технологияпродукции общественного                                                  питания»/ГАУ СПО КСТ/составитель: Е.Г.Невесенкова. 2012. – 112 с.

Справочная литература:

  1. Гришаева Д.С. Правоведение (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2009. - 160 с.;
  2. Коршунов, Ю.Н. Рабочее время и его виды / Ю.Н. Коршунов // Справочник кадровика. – 2003. - № 11.;
  3. Гражданское право. Часть I (конспект лекций в схемах). - М.: Издательство ПРИОР», 2000. - 144 с. редактор-составитель Д.И. Платонов.
  4. Правоведение: [Шпаргалки] / сост. С.А. Князева. - М.: АСТ; Спб.: П68 Сова; Владимир: ВКТ, 2010. - 64 с.;
  5. Шпаргалка по предпринимательскому праву. - М.: Издательство «Окей-книга», 2010. - 48 с. - Ш83 (Скорая помощь студенту).

Нормативный материал:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.      
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.
  7. Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
  8. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации".
  9. Приказ АО "Росбытсоюз" от 24.03.1998 N 25 "Об утверждении нормативной документации по услугам парикмахерских".
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 59 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.2010 N 17694).
  11. ГОСТ Р 51142-98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 02.03.1998 N 31).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект материалов для проведения экзамена по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело

Комплект материалов для проведения экзамена по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)...

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочн...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в рамках ППССЗ по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность»

Контрольно-оценочные средства предназначены для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций обучающихся, освоивших программу п...

Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности", КТП по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:права и обязанн...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" в ОУ СПО 2018

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" в ОУ СПО 2018. Обложки...