Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Мягкие лекарственные формы»
учебно-методический материал

Захарова Наталья Ивановна

Учебно-методическая разработка для проведения  практического занятия по фармакологии Тема: «Мягкие лекарственные формы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_mlf2021.docx.docx102.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6» Структурное подразделение №2

Учебно-методическая разработка для проведения  практического занятия по фармакологии

Тема: «Мягкие лекарственные формы»

Специальность: 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень

34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень

Москва

                                             2020-2021 учебный год

«Одобрено»

П(ЦК) ОПД

Протокол №

От_______2021г.

Председатель П(Ц)К ОПД  _______________________________________О.В. Пашедко

ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

               Автор Н.И.Захарова        Преподаватель фармакологии

Высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»       СП №2

                                               

                                               

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………
  1. Пояснительная записка………………………………………………………….
  1. Организационно-методический блок…………………………………………....
  1. Технологическая карта занятия………………………………………………………
  1. Цели занятия……………………………………………………………………………
  2. Оснащение занятия……………………………………………………………............
  3. Список литературы…………………………………………………………………....
  4. Домашнее задание……………………………………………………………………..
  5. Хронологическая карта занятия……………………………………………………..
  1. Схема междисциплинарных связей…………………………………………………
  2. Схема внутридисциплинарных связей……………………………………………...
  1. Информационный блок………………………………………………………
  1. Опорный конспект……………………………………………………………
  2. Методические указания для студентов к практической работе…………………..
  3. Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………………………………………….
  1. Блок контроля знаний………………………………………………………...
  1. Вопросы для проверки базовых знаний в форме тестовых заданий……………..
  2. Профессиональные задачи для проверки эффективности обучения
  3. Критерии оценки………………………………………………………………………
  4. Эталоны ответов тестового контроля………………………………………………..
  5. Эталоны ответов   анализа    рецептурных   прописей      мягких             лекарственных форм………………………………………………………………….
  1. Приложения…………………………………………………………………….
  1. Глоссарий………………………………………………………………………………
  2. Таблица: «Классификация лекарственных форм»………………………………….
  3. Таблица «Падежные окончания латинских склонений»…………………………...

Введение

Мягкие лекарственные формы занимают значительную часть в разделе «Общая рецептура».

Отдельным разделом фармакологии является общая рецептура-это раздел лекарствоведения о путях введения лекарственных средств в организм в различных лекарственных формах и правилах выписывания рецептов. Для успешной работы в любой области науки, техники и производства необходимо понимание и правильное применение специальных терминов.

В медицине, как и в любой науке необходимо правильное толкование терминов. Основными терминологическими понятиями этого раздела являются: лекарственное средство, лекарственная форма, лекарственный препарат, субстанция, рецепт и др.

Наименование лекарственной формы входит в состав обязательной информации в лекарственном препарате, предоставляемой пациентам и специалистам здравоохранения в инструкциях по применению препаратов, в официальных и справочных изданиях, электронных информационно - поисковых системах.

Содержание данного занятия по теме «Мягкие лекарственные формы» поможет будущим специалистам здравоохранения в решении их профессиональных задач.

  1. Пояснительная записка

Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по фармакологии по теме «Мягкие лекарственные формы», специальность 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень, 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень.

Практическое занятие рассчитано на два академических часа.

Учебной целью занятия является грамотное применение специальных терминов и понятий лекарствоведения, использование нормативной документации, медицинских справочников, необходимых для выполнения профессиональных задач, умение выписывать рецепты в виде мягких ЛФ.

При подготовке к занятию обучающиеся выполняют самостоятельную внеаудиторную работу.

Для наиболее эффективного закрепления знаний и умений по теме: «Мягкие лекарственные формы», формирования общих и профессиональных компетенций студенты на занятии осуществляют различные виды деятельности-отвечают на вопросы преподавателя, решают тестовые задания и ситуационные задачи. Выполняют самостоятельную аудиторную работу.

Использование в процессе занятия технологических средств обучения, раздаточного материала способствуют усвоению изучаемого материала, глубокому его пониманию, без снижения интереса к изучаемому материалу.

Специально разработанные критерии оценки, получаемых на занятии знаний и умений реализуют дифференцированный подход к студентам, как субъектам образовательного процесса, позволяют объективно оценивать знания и умения обучающихся на этапе «Рефлексия» выявить, проанализировать и исправить допущенные ошибки.

Преподавателю для реализации предлагаемой формы занятия необходимо:

  • Четко хронометрировать этапы занятия
  • Владеть техническими средствами обучения (мультимедийной установкой)  

Использование методической разработки по теме: «Мягкие лекарственные формы» позволит преподавателю повысить результативность усвоения знаний обучающихся по данной теме, формировать общие и профессиональные компетенции и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов.

   

                                                                       

  1. Организационно-методический блок

2.1. Технологическая карта  занятия

Классификатор  и наименование специальности    31.02.02 Акушерское дело; 34.02.01 Сестринское дело

Дисциплина/МДК   Фармакология

Количество часов 2

Тема занятия  Мягкие лекарственные формы

Вид занятия  Практическое  

Тип занятия   Комбинированный урок

Курс  1  

2.1.1.Цели занятия :

Знать: 

  1. Классификацию лекарственных форм, мягких ЛФ
  2. Понятия о ЛС, ЛП, ЛФ.
  3. Способы выписывания в рецептах мягких ЛФ.

Уметь:

  1. Определять ЛФ препаратов.
  2. Выписывать рецепты с учётом требований, предъявляемых к мягким ЛФ.
  3. Проводить анализ рецепта.

Формируемые  ОК  и  ПК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.

  Развиваемые ОК

  • Аналитически мыслить
  • Делать логические выводы
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразования

2.1.2 Оснащение занятия

НД:

ГФ РФ -14 издание 2018г

ФЗ №61-2010г «Об обращении лекарственных средств»

Приказы МЗ РФ и СР №4-н;403-н

Учебная и медицинская литература ОИ-1 ДИ

Машковский М.Д. «Лекарственные средства»

Наглядные пособия: презентация «МЛФ »

Раздаточный материал (глоссарий, таблицы)    

Лекарственные формы, лекарственные препараты, вспомогательные вещества, лекарственные средства (образцы)

                                                               

Дидактические материалы:

Методические указания для студентов к практической работе, контрольные вопросы для исходного уровня и ситуационные задачи для проверки эффективности обучения

ТСО:

Мультимедийная аппаратура (мультимедийная презентация)

2.1.3 Список литературы

                                                               Основные                                 

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Основы фармакологии с рецептурой Издательство «КноРус», 2015

В.А. Астафьев

Издательство «КноРус», 2015

Дополнительные

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Фармакология

Д.А. Харкевич

ГЭОТАР-Медиа, 2016,ЭБС

2

Фармакология с общей рецептурой

В.В. Майский, Р.Н. Аляутдин

ГЭОТАР – Медиа 2015

3

Лекарственные средства в 2-х томах

Машковский М.Д.

М., - Медицина, 2015 г.

5

"Об обращении лекарственных средств".

«Об обращении ЛС

Федеральный закон N61

6

Фармакология

Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан

2015

Интернет- ресурсы

http://www.antibiotic.ru/

http://www.pharmateca.ru/

http://www.farmacevtic.ru/

http://www.dasigna.ru/

http://www.aptekarjournal.ru/

2.1.4 Домашнее задание

  1. Подготовиться к практическому занятию по теме: «Жидкие лекарственные формы»- изучить материалы лекции по теме: «Жидкие лекарственные формы ».

 Учебная и медицинская литература ОИ-1

2. Подготовить внеаудиторную самостоятельную работу согласно индивидуальному плану.

                                                     

2.1.5 Хронологическая карта занятия

Этапы занятия и продолжительность

  1. Организационные моменты и мотивация учебной деятельности – 3 минуты

Дидактические единицы: приветствие, создание оптимальных условий для восприятия учебного материала. Проверка отсутствующих, внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщение темы, цели занятия.

Цели этапа: создать рабочую обстановку в группе, формировать интерес познавательной деятельности. Проверить готовность группы, кабинета.

Методы и средства: вербальный и невербальный контакт преподавателя со студентами.

Деятельность преподавателя: преподаватель фармакологии приветствует студентов, проверяет отсутствующих, внешний вид студентов, готовность студентов и аудитории к занятию. Заполняет журнал. Проводит мотивацию занятия: объясняет значимость темы для будущей профессиональной деятельности.

Деятельность студента:

Записывает в рабочую тетрадь по практике тему, цели занятия. Принимает участие в постановке целей занятия, определении значимости темы занятия для профессиональной деятельности медицинского работника.

2.Контроль исходного уровня – 15 минут

- тестовый контроль

Дидактические единицы: диагностика исходного уровня знаний по вопросам фармакологии (перечень вопросов прилагается и представлена на мультимедийной презентации).

Цели этапа: выявить имеющий уровень знаний, соотнести его с требуемым для данного этапа обучения, избежать со стороны студентов непонимания.

Методы и средства обучения: репродуктивный. Индивидуальный устный и письменный опрос студентов.

Деятельность преподавателя:                         

Преподаватель настраивает студентов на работу, вводит в ситуацию общения, комментирует и корректирует ответы студентов.

Деятельность студента: 

Отвечают на вопросы, задают вопросы, учувствуют в обсуждении результатов ответов.

Пишут тестовый контроль.

3. Инструктаж студентов перед практической работой- 5 минут

Дидактические единицы: подготовка студента к выполнению практической работы.

Цели этапа: создать условия для выполнения практической работы.

Методы и средства обучения: объяснительно-иллюстрационный

Деятельность преподавателя: подробно инструктирует студентов о ходе проведения практической работы и оформлении результатов.

Деятельность студента: знакомится с методическими указаниями по выполнению самостоятельной аудиторной работы.                                             

4.Самостоятельная работа студентов- 45 минут

Дидактические единицы: подготовка рабочего места

- выполнение практических заданий

- оформление результатов работы

Цели этапа: закрепить имеющиеся знания, формировать практические умения по выработке поиска правильного решения задач, обобщения результатов, по выписыванию рецептов в виде МЛФ.

Методы и средства обучения: репродуктивный, частично-поисковый метод. Индивидуальная и самостоятельная работа. Помощь и контроль со стороны преподавателя.

Деятельность преподавателя: наблюдает за работой, корректирует их самостоятельную деятельность.                                          

Деятельность студента: выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями, оформляют рабочую тетрадь, делают расчёты и выводы по результатам работы.

5.Контроль эффективности обучения-15 минут

Дидактические единицы: диагностика эффективности обучения. Разбор заданий практической работы.

Цели этапа: обобщить и систематизировать полученные знания. Научить анализировать полученную информацию.

Методы и средства обучения: репродуктивный. Индивидуальный устный и письменный опрос студентов.

Деятельность преподавателя: оценивают правильность выполнения практической работы каждого студента индивидуально (лист оценивания). Проводят контроль эффективности обучения с использованием решения ситуационных задач.

Деятельность студента: отвечают на вопросы разного уровня сложности. Объясняют результаты своей работы.

                                                                     

6.Подведение итогов занятия (рефлексия) – 5 минут

Дидактические единицы: анализ работы по закреплению знания и результатов обучения: оценка достижения целей занятия; положительных и отрицательных моментов в ходе самостоятельной практической работы студентов, выставление оценок.

Цели этапа: оценить результаты работы студентов.

Методы и средства обучения: объективный подход к контролю знаний и умений. Личностно-вербальное поощрение студентов.

Деятельность преподавателя: оценивает индивидуальную работу студентов, положительные и отрицательные моменты в ходе самостоятельной практической работы студентов.

                                                               

Деятельность студента: обобщают изученный материал на занятии, анализируют ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

7.Домашнее задание – 2 минуты

Дидактические единицы: 1.подготовка к практическому занятию по теме: «Жидкие лекарственные формы » - изучить материалы лекции по данной теме;

2. Подготовить внеаудиторную самостоятельную работу согласно индивидуальному плану.

Цели этапа: объяснить содержание и выполнение домашнего задания.

Методы и средства обучения: общение с группой.

Деятельность преподавателя: объясняет тему следующего занятия, при необходимости поясняет сложные моменты.

Деятельность студента: записывают домашнее задание

                                                                       

2.2. Схема междисциплинарных связей

Фармакология

                                

                

Латинский

язык

Раздел: «Общая рецептура»

Латинские    названия                                                                    Термины и понятия по

МЛФ с учетом                                                                          общей рецептуре.

        классификации. Чтение                                                            Правила выписывания и            

и выписывание на лат.яз.                                                         отпуска лек.ср-в: Рецепт              

рецептов на МЛФ                                             Лек.формы. Классификация                                       Характеристика  МЛФ                                                                        

        

                                                          Правила выписывания рецептов

                                                                   на МЛФ        

                                       

                                                             

                                  2.3. Схема внутридисциплинарных связей

Введение

Основные разделы Фармакологии

Нормативные документы

Мягкие лекарственные формы

 

   Раздел «Общая рецептура»

Классификация лекарственных форм

Характеристика и классификация МЛФ:

Термины и понятия:

Лек.ср-во; лек.ф.; лек.пр-т; рецепт и др.

                                  Правила выписывания рецептов                         

Общая фармакология

Частная фармакология


Пути введения ЛС

Биодоступность лек.ср-в                         Особенности действия МЛФ

                         при введении их в организм

                         с учетом особенности

                         патологии и схемы приема


                                                                     

3.Информационный блок

3.1. Опорный конспект

Глоссарий

Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;

Вспомогательные вещества - вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств;

Лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;

Лекарственное растительное сырье - свежие или высушенные растения либо их части, используемые для производства лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств или изготовления лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

Лекарственный препарат - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;

Фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;

Рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе;                        

  Мази-мягкая лекарственная форма,предназначенная для нанесения на кожу,раны и слизистые ооболочки.

  Мазевые основы-придают мази объем,консистенцию,обеспечивают заданную концентрацию действующих веществ.

 Пасты-мази плотной консистенции,содержание порошкообразных веществ в которых превышает 25%

Гели-мази,в которых для получения иссплавляющаяся пользуются гелеобразователи природного и синтетического происхождения.

Кремы-мази мягкой консистенции

Линименты-(жидкие мази)лекарственная форма для наружного применения,представляющая собой густые жидкости

 Суппозитории-твердая при комнатной температуре дозированная ЛФ,предназначенная для введенияв полости тела и расплавляющаяся при температуре тела

 ректальные свечи-суппозитории,предназначенные для введения в прямую кишку 

 вагинальные  шарики - суппозитории,предназначенные для введения во влагалище

Пластыри-ЛФ,предназначенная для наружного применения, иобладающая способностью прилипать

 Мягкие лекарственные формы:

Мази

Пасты

Суппозитории

Пластыри

Кремы

Гели

Лекарственные пленки

Мази (Unguenta)

Мази  — мягкая лекарственная форма, предназначенная для нанесения на кожу, раны и слизистые оболочки и состоящая из основы и равномерно распределенных в ней лекарственных веществ.

Лекарственные вещества мазей относятся практически ко всем фармакологическим группам:  антисептические средства, сульфаниламидные препараты, гормоны и их аналоги, антибиотики, витамины, анестетики, средства для лечения грибковых заболеваний.

 Мазевые основы  (вазелин, парафин, ланолин, животные жиры, растительные масла, воски, синтетические основы).

                                          Простая  мазь

Выписать 50,0 мази, содержащей 2,5  оксида цинка. Назначить для смазывания поражённых участков тела.

1. развернутый  способ прописи

Rp.: Zinci oxydi  2,5

       Vaselini  ad 50,0

        M.f. unguentum

        D.S.: Cмазывать пораженные  участки тела

        

        2. сокращенная форма прописи

Rp.: Unguenti (Ung.) Zinci oxydi  5% - 50,0

       D.S.: Cмазывать пораженные  участки тела

Мазь сложного  состава со специальным  патентованным  названием

 Выписать 20 г мази «Эвкамон». Назначить для смазывания поражённых участков тела.

Rp.: Unguenti (Ung.) «Efcamonum» 20,0

       D.S.: Cмазывать пораженные  участки  тела

Пасты (Pastae)

Паста– разновидность суспензионной мази с содержанием порошкообразных веществ (тальк, крахмал, белая глина) более 25%.

Пасты обладают выраженными адсорбирующими свойствами, лучше удерживаются на месте приложения.

Применение при опрелостях, поражениях кожи.

Пропись паст в рецептах.

Пасты относятся к числу недозированных лекарственных форм, поэтому их выписывают общим количеством.

 Выписать 50,0 пасты, содержащей 3,0 анестезина, цинка оксида 20,0 для нанесения на поражённый участок кожи.

Rp.: Anaesthesini 2,5

        Zinci oxydi 20,0

        Vaselini ad 50,0

        M.f.pasta

        D.S.: Наносить на повреждённую поверхность кожи.

Суппозитории (Suppositoria)

Суппозитории  - дозированная  лекарственная  форма, расплавляющаяся  при  температуре  тела.  

В состав суппозиториев входят ЛС и основа (масло какао или специальные сплавы)

Виды суппозиториев – ректальные /свечи , вагинальные

Особенности действия ректальных и вагинальных суппозиториев, применение ректальные /свечи  (местное и резорбтивное), вагинальные (местное действие), всасываются через нижнюю полую вену, минуя печень.

Прописи суппозиториев  в рецептах

 Выписать 10 ректальных суппозиториев, содержащих  0,15 эуфиллина. Назначить в прямую кишку по 1 суппозиторию 2 раза в день.

Rp.: Suppositoria cum  Euphyllino 0,15

         D. t. d. № 10

         S. Вводить в прямую кишку по 1 суппозиторию 2 раза в день.

Rp.: Euphyllini 0,15
       Olei Cacao q. s.
       ut f. suppositorium rectale
       D. t. d N. 10
       S. Вводить в прямую кишку по 1 суппозиторию 2 раза в день.

Пластыри

Определение 

Твёрдая при комнатной температуре и размягчающаяся при температуре тела ЛФ для наружного применения, некоторые предназначены для фиксирования краёв раны.  

Кремы

Кремы (мягкие мази) — мази мягкой консистенции, представляющие собой эмульсии типа “вода — масло”.

защитный - крем, используемый для защиты кожи, часто с добавлением силикона (например, диметикона). Защитные кремы часто приносят человеку значительное облегчение, смягчая кожу при различных кожных раздражениях, в том числе при опрелостях и пролежнях.

обезболивающий - крем, содержащий смесь местноанестезирующих средств. Наносимый на кожу толстым слоем, он оказывает местное обезболивающее действие, позволяя взять на анализ образцы крови и облегчить выполнение биопсии у маленьких детей.

Гели

Гель  — мягкая лекарственная форма вязкой консистенции, способная сохранять форму и обладающая упругостью и пластичностью

Гели - тперспективная лекарственной формой, не закупоривают поры кожи, быстро и равномерно распределяются.

Лекарственные пленки

Пленки лекарственные —  лекарственные формы в виде полимерных пленок и пластинок, содержащих лекарственное вещество.

Использование пленок (пластинок) обеспечивает быстрое наступление эффекта и длительное действие.

Пленки применяют путем аппликации на слизистую оболочку полости рта.

Глазные лекарственные пленки выпускаются в виде стерильных твердых пластинок овальной формы в герметично закрытых флаконах.

Преимущества глазных пленок:

  1. длительность действия до 24 ч;
  2. точная дозировка лекарственного вещества;
  3. высокая концентрация лекарственного вещества в тканях глаза;
  4. отсутствие раздражения конъюнктивы и нарушений зрения.

Через 1,5 ч пленка полностью растворяется, равномерно распределяя лекарственное вещество по поверхности глазного яблока.

общая характеристика, применение.

 3.2 Методические указания для студентов к практической работе

Тема:  «Мягкие лекарственные формы»

Время занятия: 90минут.

Цели:

- научиться определять лекарственную форму препарата и форму рецептурного бланка для выписывания, учитывая токсикологическую группу;

- закрепить знания по правилам выписывания рецептов на мягкие лекарственные формы.

Оснащение занятия.

Формы рецептурных бланков.

Образцы лекарственных форм: мягкие ЛФ

НД (приказы МЗ и СР 4-н, 54н и другие).

ФЗ №61 от 12.04.2010г «Об обращении лек.средств.»

Справочные материалы: лек.средства.

М.Д. Машковский: учебная и медицинская литература (ОИ-1 и ДИ-1). 

                                                                     

                              Контрольные вопросы  для подготовки к практическому занятию по теме  «Общая рецептура»

  1. Дайте определение основным понятиям: лекарственное средство, лекарственная форма, вспомогательное вещество, субстанция, рецепт.
  2. Какие требования предъявляются к рецепту?
  3. Как классифицируют лекарственные формы?
  4. Дайте определение ЛФ мази,приведите классификации, как они применяются?
  5. Охарактеризуйте состав мази, мазевые основы (вазелин, парафин, ланолин), каково влияние основы на всасывание? 
  6. Как прописываются  мази в рецептах?                                                       
  7. Дайте определение ЛФ пасты, каков состав пасты, отличие пасты от мази, применение.
  8. Как прописываются  пасты в рецептах?
  9. Дайте определение суппозиториев, охарактеризуйте состав, виды суппозиториев.
  10. Каковы особенности действия ректальных и вагинальных суппозиториев, их применение?

11.Как прописываются  суппозитории  в рецептах?

 Упражнения по рецептуре

Тема:»Мягкие ЛФ»

ВЫПИСАТЬ:

1.10,0 мази, содержащей 0,2 кислоты салициловой (Acidum salicylicum) и 0,6 кислоты бензойной (Acidum benzoicum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

2.20,0 мази, содержащей 2,0 резорцина (Resorcinum). Для смазывания пораженных участков кожи.

3. 10,0 мази, содержащей в 1,0 10 000 ЕД эритромицина (Erythromycinum). Глазная мазь. Для закладывания за нижнее веко на ночь.

4. 30,0 мази, содержащей 0,2 % фурацилина (Furacilinum). Для нанесения на пораженные участки

5.30,0 мази на ланолине (Lanolinum), содержащей 5,0 оксид цинка (Zinci oxydum). Для смазывания пораженных участком кожи

6. 15,0 мази «Лоринден С» («Lorinden С»). Для втирания в кожу тонким слоем 2 раза в день.

7. 30,0 мази «Финалгон» («Finalgon»). Для втирания в кожу 3 раза в день.

8. 30,0 официнальной грамицидиновой пасты (Gramicidinum). Назначить для нанесения тонким слоем на пораженную поверхность с последующим наложением марлевой повязки.

 9.100,0 пасты, содержащей 2,0 салициловой кислоты (Acidum salicylicum) и по 25,0 цинка окиси (Zinci oxydum) и крахмала (паста Лассара). Для нанесения на пораженные участки кожи. 

10.5 ректальных свечей для ребенка трех лет, содержащих 0,05 анестезина (Anaesthesinum) и 1,5 масло какао. Назначить по 1 свече в прямую кишку 2 раза в день. 

11.10 официнальных суппозиториев «Анузол» («Anusolum»). Назначить по 1 свече 2 раза в день в прямую кишку.

12.10 трансдермальных терапевтических систем Нитродерм ТТС (Nitroderm TTS) по 25 мг. Наклеить пластырь на чистый участок кожи, удалить через 5 дней

 Порядок действий:

  • Запишите: дату, тему занятия, формулировку задания в тетрадь для практических работ.
  • Выполните практические задания.

                                                                      Задание №1

                               Проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль)

1. ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО,КОТОРОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО

 ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА, ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА:                                                           

1Фармацевтическая субстанция

2Лекарственная форма

3Вспомогательное вещество

4Лекарственный препарат

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО УТВЕРЖДЁННЫЙ СВОД СТАНДАРТОВ И НОРМ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЭТО:

1Государственная Фармакопея

2Рецепт

3Справочник лекарственных средств

4Официальная пропись

3. ВСЕ НАЗВАНИЯ ОДНОГО ПРЕПАРАТА ЭТО:

1Синонимы

2Антонимы

3Топонимы

4 Аналоги

4. ПРЕПАРАТЫ СПИСКА «II» ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ВЫПИСЫВАЮТСЯ НА БЛАНКЕ ФОРМЫ:

1.148-у/88

2.107/1-НП

3.107/1-у

4.Красного цвета

5. ТВЁРДАЯ ДОЗИРОВАННАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА, ПОЛУЧЕННАЯ ПУТЁМ НАСЛАИВАНИЯ НА САХАРНЫЕ ГРАНУЛЫ:

1Таблетка

2Капсула

3Драже

4Пластинка

6. МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ:

1таблетки и капсулы

2мази и драже

3пасты и суппозитории

4пластыри и карамели

7. МЯГКАЯ ДОЗИРОВАННАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ РЕКТАЛЬНОГО ИЛИ ВАГИНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

1.порошок

2.мазь

3.суппозиторий

4.драже

8. ПАСТА ПО СРАВНЕНИЮ С МАЗЬЮ ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ:

1.более густой консистенции

2.применяется местно

3.быстро всасывается

4.оказывает общее(резорбтивное) действие

9. ПРИМЕНЯЕТСЯ В ВИДЕ ПРИСЫПКИ:

1.Драже

2.Таблетки

3.Порошки

4.Гранулы

10.Твёрдая лекарственная форма, получаемая прессованием порошков это:

      1.Драже

2.Таблетки

3.Порошки

4.Гранулы

                                                                           II вариант

Выберите правильный ответ

1. СОСТОЯНИЕ ПРЕДАВАЕМОЕ ЛЕКАРСТВЕННОМУ СРЕДСТВУ ЭТО:

1Лекарственный препарат

2Лекарственное средство

3Лекарственная форма

4Лекарственное вещество

2. ЛЕКАРСТВЕНЫЕ НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СПИСКА «II»:

1Глюкоза

2Промедол

3Диазепам

4Фенобарбитал

3. ПРЕПАРАТ-ДЖЕНЕРИК ПО СРАВНЕНИЮ С ПАТЕНТОВАННЫМ ПРЕПАРАТОМ:

1Имеет аналогичный состав действующих веществ

2Обладает большей биодоступностью

3Имеет иной состав действующих веществ

4Более дорогостоящий

4. РЕЦЕПТУРНАЯ ЧАСТЬ РЕЦЕПТА ОФОРМЛЯЕТСЯ НА ЯЗЫКЕ:

1Русском

2Латинском

3Государственном

4Родном для пациента

5. НА ОДНОЙ СТРОКЕ ПРОПИСИ МОЖНО ПИСАТЬ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО:

1Одно

2Два

3Три

4Сколько поместится

6. ДОЗА 5 ДЕЦИГРАММ В РЕЦЕПТЕ ПРОПИСЫВАЕТСЯ:

1.5,0

2.0,5

3.0,05

4.0,005

7. ТВЁРДАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА, ПОЛУЧАЕМАЯ ПУТЁМ ПРЕССОВАНИЯ:

1.Драже

2.Таблетка

3.Капсула

4.Ампула

8. ОКАЗЫВАЮТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТАБЛЕТКИ:

1.Рапид

2.Ретард

3.Форте

4.Митте

9. РАЗОВАЯ ДОЗА ПРЕПАРАТА 40 МГ В АПТЕКЕ ВЫДАЛИ ПРЕПАРАТ ДОЗИРОВКОЙ 0,04 Г. СКОЛЬКО СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ ТАБЛЕТОК НА 1 ПРИЁМ:

      1.   1

                   2.   2

                         3.   3

                         4.    4

10. МЯГКАЯ НЕДОЗИРОВАННАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

1.Порошок

2Мазь

3Капсула

4Плёнка

                                          Задание №2

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

Вид работы: Составление таблицы

Тема: Общая характеристика МЛФ

Выполнение данной работы поможет Вам лучше усвоить изучаемую тему, углубить, расширить и систематизировать знания по данному вопросу.

Алгоритм Ваших действий:

  1. Внимательно изучите ОФС ГФ XIV издания, материалы лекции и учебник
  2. Составьте таблицу по следующей форме на листах формата А, оформите и представьте на занятии.

Наименование МЛФ

(русское и латинское название)

Общая

характеристика МЛФ

                                                 

                                               

                                                   

                                           

                                         

                                            Задание №3

                                                      Анализ рецептов

1.Укажите разовую и суточную дозы ЛС в данном рецепте:

Rp:Extracti Belladonnae spissi 0,015  

      Analgini

      Anaesthesini                 ana 0,5

      Ol.Cacao                        q.s.

      Misce,fiat suppositorium rectale

      D.t.d.N10

      S.По 1 свече  3 раза в день                              

2.Пользуясь образцами выписывания рецептов на МЛФ, таблицей падежных                            окончаний латинских склонений, проведите анализ рецептов и укажите замечания.

                 Выписать рецепты с учетом замечаний.

1.Rp:Tetracyclini 3%-10,0  

              D.S. Намазывать на пораженный участок, на ночь.

                2. Rp: Pasta Zinci 20,0

                  D.S. Намазывать на пораженный участок, на ночь.

               

3. Rp.: Extracti Belladonnae  0,015

                           Analgini

                            Anaesthesini                 ana 0,5

                            M.f.suppositorium rectale

                            D.S.  По 1 свече  3 раза в день

               4.   Rp:  Euphyllini 0,15

                            ut f. suppositorium rectale

                            D. t. d N. 10

                            S. Вводить в прямую кишку по 1 суппозиторию 2 раза в день.

 3.3. Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Вид работы: составление таблицы «Общая характеристика мягких лекарственных форм»

Цели:

После выполнения работы студент должен

Знать:

  1. классификацию мягких лекарственных форм.
  2. латинские названия МЛФ.определения, свойства, преимущества и недостатки МЛФ

Уметь:

находить сведения о свойствах МЛФ в доступных базах данных.

Алгоритм действий:

  1. внимательно прочитайте ОФС ГФ XIV издания, материалы учебника и лекций.
  2. запишите в таблицу:

Наименование МЛФ, русское и латинское название, характеристика МЛФ.

  1. оформите Вашу работу и предоставьте ее на занятии.

Требования к оформлению работы

Работа выполняется на листах формата А4 и включает в себя:

1.Титульный лист с указанием темы, вида работы и ФИО выполнившего, № группы.

2.Заполните таблицу по образцу:

Общая характеристика жидких лекарственных форм

Наименование МЛФ

  1. (русское и латинское название)

Общая

характеристика МЛФ

                                                         

                                     

                                         

                                        4.Блок контроля знаний






















4.1. Тестовые задания

                 

                               Проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль)

I вариант

                              Выберите правильный ответ

1. ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО,КОТОРОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО

 ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА, ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА:                                                           

1Фармацевтическая субстанция

2Лекарственная форма

3Вспомогательное вещество

4Лекарственный препарат

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО УТВЕРЖДЁННЫЙ СВОД СТАНДАРТОВ И НОРМ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЭТО:

1Государственная Фармакопея

2Рецепт

3Справочник лекарственных средств

4Официальная пропись

3. ВСЕ НАЗВАНИЯ ОДНОГО ПРЕПАРАТА ЭТО:

1Синонимы

2Антонимы

3Топонимы

4 Аналоги

4. ПРЕПАРАТЫ СПИСКА «II» ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ВЫПИСЫВАЮТСЯ НА БЛАНКЕ ФОРМЫ:

1.148-у/88

2.107/1-НП

3.107/1-у

4.Красного цвета

5. ТВЁРДАЯ ДОЗИРОВАННАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА, ПОЛУЧЕННАЯ ПУТЁМ НАСЛАИВАНИЯ НА САХАРНЫЕ ГРАНУЛЫ:

1Таблетка

2Капсула

3Драже

4Пластинка

6. МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ:

1таблетки и капсулы

2мази и драже

3пасты и суппозитории

4пластыри и карамели

7. МЯГКАЯ ДОЗИРОВАННАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ РЕКТАЛЬНОГО ИЛИ ВАГИНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

1.порошок

2.мазь

3.суппозиторий

4.драже

8. ПАСТА ПО СРАВНЕНИЮ С МАЗЬЮ ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ:

1.более густой консистенции

2.применяется местно

3.быстро всасывается

4.оказывает общее(резорбтивное) действие

9. ПРИМЕНЯЕТСЯ В ВИДЕ ПРИСЫПКИ:

1.Драже

2.Таблетки

3.Порошки

4.Гранулы

10.Твёрдая лекарственная форма, получаемая прессованием порошков это:

      1.Драже

2.Таблетки

3.Порошки

4.Гранулы

                                                                       II вариант

Выберите правильный ответ

1. СОСТОЯНИЕ ПРЕДАВАЕМОЕ ЛЕКАРСТВЕННОМУ СРЕДСТВУ ЭТО:

1Лекарственный препарат

2Лекарственное средство

3Лекарственная форма

4Лекарственное вещество

2. ЛЕКАРСТВЕНЫЕ НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СПИСКА «II»:

1Глюкоза

2Промедол

3Диазепам

4Фенобарбитал

3. ПРЕПАРАТ-ДЖЕНЕРИК ПО СРАВНЕНИЮ С ПАТЕНТОВАННЫМ ПРЕПАРАТОМ:

1Имеет аналогичный состав действующих веществ

2Обладает большей биодоступностью

3Имеет иной состав действующих веществ

4Более дорогостоящий

4. РЕЦЕПТУРНАЯ ЧАСТЬ РЕЦЕПТА ОФОРМЛЯЕТСЯ НА ЯЗЫКЕ:

1Русском

2Латинском

3Государственном

4Родном для пациента

5. НА ОДНОЙ СТРОКЕ ПРОПИСИ МОЖНО ПИСАТЬ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО:

1Одно

2Два

3Три

4Сколько поместится

6. ДОЗА 5 ДЕЦИГРАММ В РЕЦЕПТЕ ПРОПИСЫВАЕТСЯ:

1.5,0

2.0,5

3.0,05

4.0,005

7. ТВЁРДАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА, ПОЛУЧАЕМАЯ ПУТЁМ ПРЕССОВАНИЯ:

1.Драже

2.Таблетка

3.Капсула

4.Ампула

8. ОКАЗЫВАЮТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТАБЛЕТКИ:

1.Рапид

2.Ретард

3.Форте

4.Митте

9. РАЗОВАЯ ДОЗА ПРЕПАРАТА 40 МГ В АПТЕКЕ ВЫДАЛИ ПРЕПАРАТ ДОЗИРОВКОЙ 0,04 Г. СКОЛЬКО СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ ТАБЛЕТОК НА 1 ПРИЁМ:

      1.   1

                   2.   2

                         3.   3

                         4.    4

10. МЯГКАЯ НЕДОЗИРОВАННАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

1.Порошок

2Мазь

3Капсула

4Плёнка

4.2.Профессиональные задачи для проверки эффективности обучения

1.Укажите разовую и суточную дозы ЛС в данном рецепте:

    Rp:Extracti Belladonnae spissi 0,015  

      Analgini

      Anaesthesini                 ana 0,5

      Ol.Cacao                        q.s.

      M.f.supp.

      D.t.d.N10

      S.По 1 свече  3 раза в день                              

               2.Пользуясь образцами выписывания рецептов на МЛФ, таблицей падежных                            окончаний латинских склонений, проведите анализ рецептов и укажите замечания.

Выписать рецепты с учетом замечаний.

  1. Rp:Tetracyclini 3%-10,0  

       D.S. Намазывать на пораженный участок, на ночь.

2. Rp: Pasta Zinci 20,0

           D.S. Намазывать на пораженный участок, на ночь.

3. Rp.: Extracti Belladonnae  0,015

            Analgini

            Anaesthesini                 ana 0,5

            Ol.Cacao                        q.s.

            M.f.suppositorium rectale

            D.S.  По 1 свече  3 раза в день

4. Rp:  Euphyllini 0,15

            ut f. suppositorium rectale

            D. t. d N. 10

            S. Вводить в прямую кишку по 1 суппозиторию 2 раза в день.

4.3.Критерии оценки знаний и умений студентов

По итогам работы студентов на занятии по данной теме выставляется общая оценка, которая складывается из оценок за выполнение различных видов заданий на различных этапах занятия:

1.Ответы на вопросы преподавателя фармакологии по ходу занятия

2.Тестовый контроль

3.Самостоятельная работа аудиторная работа (выполнение заданий)

4.Внеаудиторная самостоятельная работа

Оценочный лист

№п/п

ФИО студента

1

2

3

4

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 Критерии оценки выполнения тестового контроля

Каждый правильный ответ – 1 балл

Шкала                                Оценка

9-10 баллов                        «5»

8 баллов                                «4»

7 баллов                                «3»

6 баллов и менее                «2»

Критерии оценки выполнения внеаудиторной работы

  1. Правильность и осознанность изложения содержания
  2. Речевая грамотность и логическая последовательность изложения

Оценка «5» (отлично) - ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно учувствует во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.

Оценка «4» (хорошо) - ставится, если студент выполняет задания с 1-2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно учувствуют во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.

Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, учувствует во всех видах деятельности.

Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий выполняет не верно, допускает грубые ошибки.

4.4. Эталоны ответов на тестовые задания

I  вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

1

1

1

2

3

3

3

1

3

2

II вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

3

2

1

2

1

2

2

2

1

2

  1. Эталоны ответов  на задание 3

Анализ    рецептурных   прописей      мягких             лекарственных форм

1.А)РД   экстракта белладонны  густого-0,015

    СД  экстракта белладонны  густого-0,045

Б)РД анальгина и анестезина-0,5

    СД анальгина и анестезина-1,5

2.В рецепте 1-не указана ЛФ(мазь)

Rp:Unguenti Tetracyclini 3%-10,0  

  D.S. Намазывать на пораженный участок, на ночь.

    В рецепте2-  окончание в слове паста должно быть в род.падеже

Rp: Pastae Zinci 20,0

  D.S. Намазывать на пораженный участок, на ночь

В рецепте3-не указано количество доз к отпуску

Rp.: Extracti Belladonnae  0,015

            Analgini

            Anaesthesini                 ana 0,5

            Ol.Cacao                        q.s.

            M.f.suppositorium rectale

            Da tales dosesN10

            S.  По 1 свече  3 раза в день

В рецепте4-не указана основа(масло какао) для изготовления  ректальных суппозиториев 

Rp:      Euphyllini 0,15

            Olei Cacao 3,0

            ut f. suppositorium rectale

            D. t. d N. 10

            S. Вводить в прямую кишку по 1 суппозиторию 2 раза в день.

                                         

                                         5.Приложения

5.1.Глоссарий

Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;

Вспомогательные вещества - вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств;

Лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;

Лекарственное растительное сырье - свежие или высушенные растения либо их части, используемые для производства лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств или изготовления лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

Лекарственный препарат - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;

Фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;

Рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе;                        

  Мази-мягкая лекарственная форма,предназначенная для нанесения на кожу,раны и слизистые ооболочки.

  Мазевые основы-придают мази объем,консистенцию,обеспечивают заданную концентрацию действующих веществ.

 Пасты-мази плотной консистенции,содержание порошкообразных веществ в которых превышает 25%

Гели-мази,в которых для получения иссплавляющаяся пользуются гелеобразователи природного и синтетического происхождения.

Кремы-мази мягкой консистенции

Линименты-(жидкие мази)лекарственная форма для наружного применения,представляющая собой густые жидкости

 Суппозитории-твердая при комнатной температуре дозированная ЛФ,предназначенная для введенияв полости тела и расплавляющаяся при температуре тела

 ректальные свечи-суппозитории,предназначенные для введения в прямую кишку 

 вагинальные  шарики - суппозитории,предназначенные для введения во влагалище

Пластыри-ЛФ,предназначенная для наружного применения, иобладающая способностью прилипать

5.2Таблица: «Классификация лекарственных форм»

Классификация лекарственных форм

Уровень

Классификационный признак

Лекарственные формы по агрегатному состоянию

1

Твёрдые

Жидкие

Мягкие

Газообразные

Лекарственные формы по типу дисперсионной системы

2

Гомогенные

Гетерогенные

Комбинированные

Лекарственные формы по пути введения

3

для приема внутрь

для наружного применения

для местного применения

для парентерального применения

Лекарственные формы по типу высвобождения

4

с обычным высвобождением

с модифицированным высвобождением

5.3. Таблица «Падежные окончания латинских склонений»

Окончания именительного, родительного и винительного падежей латинских склонений

ПАДЕЖ

СКЛОНЕНИЕ

1-е

2-е

3-е

4-е

5-е

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

-a

-us, -er,

 -um

различные

us, -u

-es

Родительный

-ae

-i

-is

us

ei

Винительный

-am

-um

em (im)

um, -u

-em

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

-ae

-i, -a

-es, -a, (ia)

us, -ua

-es

Родительный

-arum

-orum

-um (ium)

-uum

-erum

Винительный

-as

-os, -a

-es, -a (ia)

-us, ua

-es


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по учебной дисциплине Фармакология, раздел 2. Рецептура, тема: "Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы"

Электронная презентация подготовлена для проведения теоретических занятий по учебной дисциплине Фармакология в учебных группах специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело....

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»

В представленном материале  - указания для преподавателя по проведению практического занятия...

Учебно-методическая разработка для проведения теоретического занятия по фармакологии Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства»

В представленном материале - рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия...

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...

Тестовые задания по ТИЛФ для теоретического обобщающего занятия "Мягкие лекарственные формы"

Тестовые задания по теме "Мягкие лекарственные формы" предназначены для студентов специальности 33.02.01 Фармация по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм для закрепления теор...

Методическая разработка Мягкие лекарственные формы по УД Фармакология специальность 31.02.01 Лечебное дело

Методическая разработка Мягкие лекарственные формы по УД Фармакология специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Тема 10 "Контроль качества мягких лекарственных форм"

Учебный материал для студентов 2 курса...