проект ЗОЖ
проект на тему

Сивцева Елена Ильинична

Введение

Актуальность. Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодежи является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.

 Молодежь  - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к молодежи, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей молодежь чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Так по данным социологических исследований по России курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. В 60% причиной потребления алкоголя является наличие компании друзей.

Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zozh.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и профессионального образования РС (Я)

Республиканский конкурс

 «заместителей директора по воспитательной работе»

ПРОЕКТ

Колледж – центр здорового образа жизни

Автор: Сивцева Елена Ильинична

заместитель директора по воспитательной работе

Якутского торгово-экономического колледжа

 потребительской кооперации

Якутск - 2011


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы здорового образа жизни….………………………...6

2. Проект «Колледж- центр здорового образа жизни»……….…………….7

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература…………………………………………………………………….....16

Введение

Актуальность. Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодежи является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.

 Молодежь  - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к молодежи, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей молодежь чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Так по данным социологических исследований по России курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. В 60% причиной потребления алкоголя является наличие компании друзей.

Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Теоретические основы здорового образа жизни

 Здоровый образ жизни основывается на повседневных элементах, к наиболее значимым из которых можно отнести:

  1. Двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба);
  2. Закаливание организма (солнцем, водой, воздухом);
  3. Рациональное питание;
  4. Гигиена труда и отдыха;
  5. Личная и общественная гигиена;
  6. Гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе;
  7. Охрана окружающей среды (в быту, в учебном заведении, на производстве, во время отдыха).

Подвергаясь постоянно влиянию окружающей среды, человек испытывает воздействие неблагоприятных факторов. Всемирная Организация Здравоохранения выделила более 200 факторов,  основными, из которых являются:

  1. низкая физическая активность
  2. питание с избыточным количеством жира и соли (нерациональное питание)
  3. вредные привычки - курение, употребление алкоголя и наркотиков.
  4. стресс, нарушение сна
  5. рискованное сексуальное поведение.

Ряд факторов, обусловливающих заболевания, создаются самим человеком и являются результатом неправильного трудового режима, быта и отдыха, вредных привычек, традиций.

Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди молодежи. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.

В своей работе мы выделили ряд составляющих здорового образа жизни это:

  1. Досуг
  2. Физическая культура и спорт, двигательный режим.
  3. Рациональное питание.
  4. Гигиена труда и отдыха.
  5. Вредные привычки.

Досуг

Молодежь  обладают специфическими характеристиками, многие из которых очевидны и обуславливаются решаемыми ими социальными задачами. Во-первых, в этом возрасте организм приобретает зрелость, под которой понимается социальная способность к труду в общественном производстве без возрастных ограничений. Во-вторых, происходит выбор профессии, то есть определение своего места в системе общественного разделения труда. В-третьих, для молодежи характерно ускоренное формирование процесса основополагающих потребностей и их закрепление, выработка нравственной модели поведения. В-четвертых, у юношей и девушек образуются семьи, рождаются дети, которых нужно растить и воспитывать. Нередко все эти задачи молодежь решает практически одновременно, что придает ее образу жизни особую динамичность, интенсивность.

 Поэтому организация свободного времени должна содействовать выявлению и развитию способностей людей в процессе жизнедеятельности. Гармоничность развития и полнота выявления способностей, их органичное единство - важная характеристика здорового образа жизни. В рамках здорового образа жизни досуг должен обеспечить молодежи восстановление затраченных сил после трудовой или учебной деятельности, выявление имеющихся задатков и способностей, их развитие и гармонизацию.

Физическая культура и спорт, двигательный режим.

Сегодня гиподинамия (низкая физическая активность) - проблема века, обусловлена внедрением в жизнь телевидения, видеотехники, компьютеров. Физическая культура и спорт в сознании молодежи не связаны со здоровьем, с успехами в учебе, высокой работоспособностью, в силу чего они не носят массовый характер, а являются только необходимостью выполнения учебной программы.

В работах многих ученных за рубежом и в нашей стране было убедительно доказано, что у людей с недостаточно развитой мускулатурой, слабых в физическом отношении в пять раз чаще, чем у лиц тренированных и имевших развитую мускулатуру тела, встречались случаи психических срывов, тяжелых неврозов, резкого снижения работоспособности. Регулярные занятия физкультурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

В этом качестве физическая культура может и должна стать главным лекарством современного человека, позволяющим сохранить то количество здоровья, которое обеспечит ему полноценную творческую жизнь на долгие года.

Рациональное питание 

Проблема рационального питания населения для обеспечения здорового образа жизни всегда была значимой. В последние годы ясно определился дисбаланс в питании населения за счет хлеба, круп, макаронных изделий, сахара. Этими продуктами обеспечивается высокий калораж дневного рациона, но одновременно проявляются отрицательные стороны такого дисбаланса. Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни подростков. Являясь одним из важных факторов внешней среды, питание постоянно воздействует на различные стороны обмена веществ, направленно их регулирует, тем самым, изменяя течение как физиологических, так и патологических процессов в организме. От того, насколько правильно питается человек, зависят иммунобиологические свойства его организма, физическая и умственная деятельность, работоспособность и производительность труда, показатели здоровья, продолжительность жизни. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Оно строится на принципах: достижение энергетического баланса, установление правильных соотношений между основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами, устанавливается определенное соотношение между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами, сбалансированности минеральных веществ, витаминов.

Гигиена труда и отдыха.

Труд, учеба должны приносить радость, способствовать развитию молодого человека, реализации его физического и духовного потенциала.

На долю труда и учебы приходится примерно 1/3 общего бюджета времени активной жизни человека. Если рассматривать здоровый образ жизни как разностороннюю жизнедеятельность, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья и работоспособности человека, и создание возможности полноценно и активно заниматься учебной, трудовой и общественной деятельностью, то следует признать, что важным компонентом формирования здорового образа жизни является рациональная организация учебы и труда, соответствующая физиологическим возможностям конкретного организма.

В любые возрастные периоды режим труда опирается на законы физиологии, в соответствии с которыми трудовые процессы должны чередоваться с отдыхом. Организация труда должна способствовать максимальной производительности при минимальных затратах физических и нервно-психических сил человека, то есть при наибольшем сохранении его здоровья.

Особого нервно-психического напряжения требует учеба, которая является разновидностью умственного труда и также нуждается в регламентации на основе гигиенических принципов организации труда. Оптимальной с гигиенической точки зрения можно считать организацию, обеспечивающую сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебной деятельности без развития выраженного утомления, что способствует в конечном итоге укреплению состояния здоровья студентов.

Вредные привычки и здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствует укреплению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.

Даже эпизодическое употребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развивается у молодых людей быстро. Настоящее время наблюдается тенденция не только к стремительному росту случаев наркомании, но и к ее "омоложению" и увеличению тяжелых наркологических состояний. Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как до последнего времени отмечается тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи.

Тема проекта «Колледж- центр здорового образа жизни»

 Цель: Проведение комплексной профилактической работы среди студентов, коллектива колледжа, для выработки навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственного неприятия употреблению психоактивных веществ.  

Задачи:

- Достичь   определенного   уровня      здоровья     студентов,  педагогов, администрации,   постоянно    улучшать    здоровье     и     качество      жизни      всех     участников   образовательного    процесса;

- профилактическая работа.

Для решения этих задач и основываясь на опыте работы прошлых лет, выбрали следующие направления:

  1. Здоровьесберегающие мероприятия.
  2. Развитие внеучебной  профилактической информационно-образовательной и воспитательной работы по формированию здорового образа жизни со студентами, преподавателями, персоналом.
  3. Создание условий привлечения широких масс студентов, преподавателей и персонала колледжа к занятиям физической культурой.
  4. Активизация научно- исследовательской деятельности преподавательского состава и студентов по вопросам формирования здорового образа жизни.

I. Здоровьесберегающие мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные за исполнение

1.

Разработка и утверждение положения о медицинском обслуживании студентов и персонала колледжа.

 Май 2011

фельдшер

2.

Проведение диспансеризации студентов, профилактических медицинских осмотров и вакцинации студентов и персонала  колледжа

Ежегодно 1 семестр

Фельдшер, кураторы

3.

Внедрение инновационного образовательного проекта « Здоровое питание студентов как элемент образовательной системы колледжа»

Сентябрь 2011 г

Зав.столовой, кафедра технологии

4.

Организация фитобара для студентов и персонала колледжа.

Сентябрь 2011г

кафедра технологии

5.

Кабинет лечебной физкультуры

2012

Преподаватели физической культуры

II. Развитие внеучебной  профилактической информационно-образовательной и воспитательной работы по формированию здорового образа жизни со студентами, преподавателями, персоналом.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные за исполнение

1.

Организация для студентов и персонала колледжа  акций, вечеров, декад,  диспутов, посвященных формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья

Ежегодно 1 и 2 семестр по плану

Зам.директора по ВР, соц. педагог, кураторы, студсовет

2.

 Разработка и утверждение на методическом совете колледжа программы цикла тематических классных часов по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний студентов

Май 2011

Зам.директора по ВР, соц. педагог, кураторы, методист.

3.

Организация подготовки  инструкторов по санитарному просвещению из числа студентов-волонтеров 2-3 курсов для работы со студентами.

Ежегодно на базе кружка по валеологии

Преподаватели валеологии, студсовет

4.

Организация конкурса социальной рекламы по ЗОЖ среди студентов, с использованием мультимедиа.

Сентябрь 2011

Преподаватели информатики, студсовет

5.

Оформление стендов по формированию здорового образа жизни в колледже.

ежегодно

Соц. педагог, фельдшер, студсовет

6.

Ежемесячный выпуск молний:

- «Самая никотиновая группа»

- «Группа, которую любит БОХУС (бог вина)»

сентябрь

Психолог, фельдшер, студсовет

III. Создание условий привлечения широких масс студентов, преподавателей и персонала колледжа к занятиям физкультурой. 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные за исполнение

1.

Расширение действующих спортивных секций (волейбол, баскетбол, спортивная  аэробика и др.), открытие новых спортивных секций.

ежегодно

Администрация , преподаватели физической культуры

2.

Проведения соревнований между группами « Лучшая спортивная группа»

ежегодно

Преподаватели физической культуры, студсовет

3.

Организация показательных спортивных мероприятий и праздников в целях пропаганды здорового образа жизни.

ежегодно

Преподаватели физической культуры, студсовет

4.

Организация спортивных соревнований среди студентов и сотрудников по игровым видам спорта, проведение туристических пешеходных и водных походов.

 Сентябрь 2011

Преподаватели физической культуры, профком, студсовет

5.

Организация групп «Здоровья» для сотрудников и студентов

Сентябрь 2011

Преподаватели физической культуры, профком

 

IV. Активизация научной деятельности преподавательского состава и студентов по вопросам формирования здорового образа жизни

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные за исполнение

1.

Проведение научных исследований по выявлению факторов риска для здоровья у студентов и персонала колледжа и обоснованию мер профилактики.

ежегодно

Преподаватели валеологии, фельдшер

2.

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах по ЗОЖ.

ежегодно

Методический отдел, преподаватели валеологии

Заключение

Осуществление проекта позволит:

  • обеспечить занятость студентов во внеурочное время;
  • увеличение числа людей, ведущих здоровый, трезвый образ жизни, занимающихся    спортом и физкультурой, общее оживление культурной массовой жизни;
  • уменьшением  количества, употребляющих спиртные изделия и курящих;
  • улучшение воспитательной структуры по противодействию негативным социальным     процессам;
  • повышение роли самоуправления студентов в вопросах ЗОЖ. 

Список использованной литературы:

  1. ФЗ от 24.06.1999 г.  № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и    
  2. правонарушений несовершеннолетних».
  3. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействие злоупотреблению
  4. наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005 – 2009 г.г.»
  5. Закон РС (Я) от 25.12.2003 г. 109-З № 221 – 111 «О профилактике злоупотребления  
  6. алкогольной продукции в РС (Я)».
  7. Закон РС (Я) от 27.11.2006 г. 399 – З № 811-111 «Об основных направлениях
  8. профилактики наркомании и токсикомании на территории РС (Я)».
  9. Республиканская комплексная программа «Профилактика правонарушений в РС (Я) на
  10. 2007-2011 года», утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) от 28. 08.2006 г.
  11. под № 369.
  12. Комплексный план по улучшению наркологической ситуации в Республике Саха
  13. (Якутия) на 2007-2011 г.г., утвержденный постановлением Правительства Республики
  14. Саха (Якутия) от 12.04.2007 г. под № 139.
  15. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
  16. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.
  17. Ершов А. Россию ждет эпидемия студенческого алкоголизма //Комсомольская правда. 20 марта 2003
  18. Дебольский Н.Г. Лекции по психологии, Москва, 1986г.
  19. Куракина Л.М. Сигарета и молодежь: состояние проблемы в Ленинградской области// Человек и общество: тенденции социальных изменений. СПб., 1997. Книга 1. С.306-307.
  20. Алкоголизм. Методические рекомендации по преодолению зависимости/ Под общей редакцией А.Н.Гапранского. М.-С.-Петергург,2000. 283 с.
  21. Петренко Л. Ф. "Коварный враг", "Знание" 1981 год
  22. Сюнькова В. Я.: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. 2000
  23. Энтин Г. М. "Когда человек себе враг", "Знание" 2003 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Карта реализации проекта "Удивительные проекты"

Карта представляет собой паспорт проекта,в котором указываются основание для разработки, цели, задачи, сроки выполнения и оформления данной работы, структуру поэтапной раработки с указанными видами де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...