Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения
учебно-методический материал на тему
В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание.
Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.
Перед демонстрацией детям слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_metodicheskie_priemy_ispolzovaniya_naglyadnosti.docx | 13.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения
В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание.
Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.
Перед демонстрацией детям слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов.
Во время работы детей с наглядностью педагог направляет и корригирует их восприятие: зрительное - в случаях использования изобразительной и графической наглядности, символической, зрительно-осязательное (в случаях использования рельефной наглядности всех видов) или полисенсорное – в случаях работы с предметной наглядностью.
После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.
Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).
Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...
Методы и приемы обучения массажистов с нарушением зрения.
Для успешной реализации программы медицинского среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в нашем учебном заведении применяются средства и приемы обуче...
Методическая мозаика: Использование некоторых методических приемов на занятиях биологической направленности в медицинском колледже
В своей подготовке к теоретическим и практическим занятиям по «Генетике человека с основами медицинской генетики», по «Основам микробиологии и иммунологии» я использовала разли...
Конспект НОД "Путешествие в космос" для подготовительной группы детей с нарушением зрения
Предлагаю помощь коллегам....
Методические рекомендации по использованию мнемотехники в обучении детей.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти, речи и других психических процессов. Без памяти человек не сможет ничего изобрести, н...
Принцип наглядности, реализация его в обучении детей с нарушенями интеллекта (младшие классы, на примере различных дисциплин).
На примере различных дисциплин представлены сценарии уроков для детей с интеллектуальными нарушенями....