Методическое пособие для самоподготовки студентов по "Терапии", раздел: "Пульмонология"
учебно-методический материал по теме

Одной из основных клинических дисциплин в подготов­ке фельдшера является «Терапия».

В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения со­держания и уровню подготовки выпускников по специально­сти «Лечебное дело», в задачи курса входит подготовка фельдшера к оказанию лечебно-диагностической медицин­ской помощи пациентам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и стационарах в пределах общих и профессио­нальных компетенций.

Задача студентов подготовиться к самостоятельной ра­боте, научиться клинически мыслить, разбираться в наиболее часто встречающейся патологии внутренних органов, оказы­вать доврачебную помощь, осуществлять уход за больными, проводить профилактические мероприятия, сан-просвет рабо­ту.

Настоящее пособие составлено в соответствие с ФГОС СПО третьего поколения.

Пособие предназначено для самоподготовки студентов отделения «Лечебное дело» к теоретическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическое пособие835 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» В Г. РАЙЧИХИНСКЕ

предмет «Терапия»

специальность «Лечебное дело»

раздел: «Пульмонология»

III семестр

Выполнила:

преподаватель терапии

Матушевич Т.В.

г. Райчихинск – 2012г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Рецензия
  3. Цели и задачи дисциплины
  4. Требования ФГОС СПО
  5. Тематический план
  6. Занятие №1 «Острые и хронические бронхиты»
  7. Занятие №2 «Бронхиальная астма. Эмфизема легких»
  8. Занятие №3 «Очаговая пневмония. Крупозная пневмония. Дыхательная недостаточность»
  9. Занятие №4 «Нагноительные заболевания Легких»
  10. Занятие №5 «Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии»
  11. Приложение
  12. Литература

Пояснительная записка.

Одной из основных клинических дисциплин в подготовке фельдшера является «Терапия».

В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Лечебное дело», в задачи курса входит подготовка фельдшера к оказанию лечебно-диагностической медицинской помощи пациентам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и стационарах в пределах общих и профессиональных компетенций.

Задача студентов подготовиться к самостоятельной работе, научиться клинически мыслить, разбираться в наиболее часто встречающейся патологии внутренних органов, оказывать доврачебную помощь, осуществлять уход за больными, проводить профилактические мероприятия, сан-просвет работу.

Настоящее пособие составлено в соответствие с ФГОС СПО третьего поколения.

Пособие предназначено для самоподготовки студентов отделения «Лечебное дело» к теоретическим занятиям.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам

освоения дисциплины:

Фельдшер должен обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями,

соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

Требования ФГОС СПО третьего поколения к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности

«Лечебное дело» 060101.

В результате изучения профессионального модуля фельдшер должен:

иметь практический опыт:

- назначения лечения и определения тактика ведения пациента;

- выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;

- организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;

  -оказания медицинских услуг в терапии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, хирург травматологии, онкологии, инфекционных  болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией, неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии,  дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии;

уметь:

- проводить дифференциальную диагностику заболеваний;

- определять тактику ведения пациента;

- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;

- определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;

- применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;

- определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

- проводить лечебно-диагностические манипуляции;

- проводить контроль эффективности лечения;

- осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста;

знать:

- принципы лечения и ухода в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией; неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии; дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний;

- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;

- показания и противопоказания  к применению лекарственных средств;

- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

- особенности применения лекарственных средств у разных  возрастных групп.

Тематический план.


п/п

Наименование тем

Теория

Практика

1.

О. и хр. бронхиты

2.

Бронхиальная астма. Эмфизема легких.

3.

Очаговая пневмония. Крупозная пневмония. ДН.

4.

Нагноительные заболевания легких.

5.

Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии.

2.ч

Занятие № 1.

Тема: «Острые и хронические бронхиты».

Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики острых и хронических бронхитов и «Д» наблюдения.

Вопросы для самоподготовки.

  1. АФО органов дыхания (вопрос для повторения).
  2. Методика объективного обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания (вопрос для повторения).
  3. Определение бронхита. Основные причины развития острых и хронических бронхитов.
  4. Патогенез и классификация бронхитов.
  5. Основные клинические симптомы и синдромы, наблюдаемые при бронхитах, их течение.
  6. Диагностика бронхитов.
  7. Принципы лечения бронхитов, осложнения.
  8. Профилактика и «Д» наблюдение.

Методические рекомендации.

  1. Для лучшего усвоения темы повторить из курса анатомии анатомо-физиологические особенности органов дыхания.
  2. Из курса пропедевтики клинических дисциплин повторите основные жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями органов дыхания, объективное обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторные и инструментальные методы диагностики.
  3. Опираясь на учебник внутренних болезней, рекомендуемую литературу, лекционный материал дайте определение, что такое «бронхит», запомните. Разберитесь в причинах развития бронхитов.
  4. Знание классификации поможет в постановке диагноза. Разберитесь и запишите в    тетради. Изучите патогенез бронхитов.

   

Пример формулировки диагноза: Хронический гнойный бронхит, дистальный, средней степени тяжести, обострение. Эмфизема легких, хроническое легочное сердце, декомпенсация, ДН II.

  1. При помощи учебника с использованием лекционного материала изучите основные клинические симптомы и синдромы их течение.
  2. Изучите основные методы диагностики бронхитов (клинический анализ крови, R-графию грудной клетки, анализ мокроты, исследование функции внешнего дыхания). Необходимо знать изменения основных показателей.
  3. Изучите принципы лечения бронхитов с учетом новых антибактериальных препаратов. Выпишите рецепты для лечения бронхитов.
  4. Запомните, к каким осложнениям может привести бронхит.
  5. Прочитайте меры профилактики и «Д» наблюдение больных.
  6. Для проверки знаний ответьте на вопросы теста.
  7. Решите задачу.

Тест-контроль.

  1. Каковы основные проявления простого бронхита:

а) повышение температуры тела с ознобом, боли в грудной клетке;

б) кашель с выделением слизисто-гнойной мокротой;

в) лихорадка, кровохарканье, слабость;

г) приступ инспираторной одышки с цианозом.

2.        Перкуторный звук при остром бронхите:

а)         легочный;

б)         коробочный;

в)         притуплённый;

г)        тимпанический.

3.        Антибиотики при остром бронхите назначаются:

а)        всегда;

б)        не назначаются;

в)        первые 4 дня;

г)        при угрозе осложнений.

4.        Ведущий симптом хронического обструктивного бронхита:

а)        кашель;

б)        лихорадка;

в)        одышка;

г)        цианоз.

Задача.

Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры до 37,5, сухой кашель. Болеет второй день, заболевание связывает с переохлаждением.

Объективно: температура тела 37,2. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД -16 в 1 мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС-72 в мин, АД 120/80 мм рт ст. Абдоминальной патологии нет.

Задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Перечислите необходимые дополнительные исследования.
  3. Назовите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.

Литература:

  1. Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Фениес», Ростов-на Дону, 2008 г
  2. Лекционный материал.

Вы проделали большую работу, подготовились к занятию. Смело приходите на занятие. Желаю успеха!

Занятие №2.

Тема: «Бронхиальная астма. Эмфизема легких». Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Оказание неотложной помощи при приступе удушья. «Д» наблюдение.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Определение бронхиальной астмы б.а, причины развития.
  2. Патогенез б.а., классификация.
  3. Основные клинические симптомы и синдромы б.а., клиника приступа удушья, астматического статуса.
  4. Диагностика бронхиальной астмы.
  5. Принципы лечения б.а.
  6. Оказание неотложной помощи при приступе б.а., астматическом статусе.
  7. «Д» наблюдение за больными.
  8. Определение, причины, клиника эмфиземы легких, диагностика, принципы лечения.

Методические рекомендации.

  1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение б.а., запомните. Изучите причины, ведущие к развитию б.а.
  2. Изучите патогенез б.а.

3.Запишите классификацию б.а.

  1. Изучите основные клинические симптомы и синдромы б.а., клинику приступа удушья, астматического статуса.
  2. Необходимо усвоить диагностику б.а., (спирография, пневмотахометрия, аллергические пробы, методы лабораторной диагностики). Провести дифференциальную диагностику вам поможет таблица № 1.
  3. Изучите принципы лечения бронхиальной астмы, неотложную помощь (см. далее), выпишите рецепты основных групп препаратов.
  4. Запишите в тетради профилактику б.а., «Д» наблюдение за больными.
  5. Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику, лечение эмфиземы легких. В тетрадях напишите небольшой конспект.
  6. Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу.

Патологические признаки бронхиальной астмы

Во время приступа бронхиальной астмы гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи, сужая дыхательные пути.

Рис. Бронх на поперечном разрезе: а - нормальный; б - при астме; 1 - слизистая,

2 – подслизистая  и 3 - мышечная оболочки, 4 - слизистая пробка

 Бронхиальная  астма (рентген)

Тест-контроль.

1.        Ведущие симптомы бронхиальной астмы:

а)        кашель с отхождением мокроты с примесью крови;

б)        резкое снижение АД4

в)        нарушение ритма и частоты дыхания;

г)        удушье с затрудненным выдохом, сухие хрипы, слышимые на
расстоянии.

2.        Кристаллы Шарко -Лейдена и спирали Куршмана встречаются при:

а)        гнойных заболеваниях легких;

б)        застое в малом кругу кровообращения;

в)        абсцессе легкого;

г)        бронхиальной астме.

3.        Какие препараты назначают больным во время приступа
бронхиальной астмы:

а)        бензилпенициллин;

б)        морфин;

в)        лазикс;

г)        эуфиллин.

4.        Пикфлоуметрия - это измерение:
а) пиковой скорости выдоха;
б) ЖЕЛ;

в) ОФВ;

5. Признак астматического состояния:

а) увеличение количества хрипов;

б) появление крепитации;

в) исчезновение кашля;

г) исчезновение дистанционных хрипов.

Задача.

Больная В., 43 года, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.

Есть двое детей 7-и и 15-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести, больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над-, и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры.

Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в минуту. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра.

На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧСС - 26 в 1 мин. Тоны сердца ритмичные, ясные 92 в мин. АД 110/70 мм рт ст. абдоминальной патологии нет.

Задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
  3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.

Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы

Признак

БА

СА

Анамнез

Хронические неспецифические заболевания легких, повторные пневмонии

Органические заболевания сердца

Начало болезни (возраст)

Чаще молодой

Преимущественно пожилой, старческий

Характер одышки

Экспираторная

Инсператорная, смешанная

Характер мокроты

Вязкая, стекловидная

Пенистая или жидкая с примесью крови

Перкуторный звук

Коробочный

Притупленный

Аускультация

Сухие свистящие хрипы, тоны сердца приглушены, ритмичные

Влажные разнокалиберные хрипы, тоны сердца глухие, аритмия, шумы

Неотложная помощь при бронхиальной астме.

Легкий приступ удушья. Физическая активность сохранена, пациент разговаривает короткими фразами, пациент возбужден, тахипное, свистящее дыхание в конце выдоха, умеренная тахикардия, ПСВ-80%:

- ингаляция сальбутамола 1-2 вдоха или беротека 3-4 раза в течение часа (для пожилых атровент).

Продолжить ингаляции каждые 4 часа и предупредить пациента о консультации врача, чтобы определить дальнейшую тактику лечения.

- При невозможности использовать ингаляции в/в медленно10 мл 2,4% раствора эуфиллина.

Приступ удушья средней тяжести. Ограничена физическая активность, разговор-короткими фразами, пациент возбужден, иногда агрессивен, выраженная эксператорная одышка, громкое свистящее дыхание, выраженная тахикардия, ПСВ-60-70%:

-сальбутамол по 1 дозе 3-4 раза в течение часа (или беродуал через небулайзер),

- преднизолон по 3 таблетки каждые 2 часа (30-60 мг в сутки).

-        При невозможности использовать ингаляции в/в медленно10 мл 2,4% раствора эуфиллина.

Тяжелый приступ удушья. Физическая активность резко ограничена, положение ортопное, испуг, «дыхательная паника», резко выраженная эксператорная одышка, громкое свистящее дыхание, выраженная тахикардия, ПСВ-меньше 60%:

  1. сальбутамол ежечастно или постоянно через небулайзер
  2. эуфиллин в/в
  3. преднизолон по 3 таблетки каждые 2 часа (30-60 мг в сутки) и в/в (врачебная помощь 200мг).

Астматический статус. Ингаляции кислорода через носовые катеторы, эуфиллин и преднизолон в/в, как при тяжелом приступе БА.

 

Микропрепарат мокроты. Спирали Куршманна (1), кристаллы Шарко - Лейдена (2) в неокрашенном препарате мокроты больного бронхиальной астмой.

Литература:

1.Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г

2.Лекционный материал.

Занятие №3.

Тема: «Очаговая пневмония. Крупозная пневмония. ДН».

Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики пневмоний, ДН. «Д» наблюдение.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Определение пневмоний, причины развития.
  2. Патогенез пневмоний, классификация.
  3. Основные клинические симптомы и синдромы пневмоний.
  4. Диагностика пневмоний.
  5. Принципы лечения пневмоний.
  6. «Д» наблюдение за больными.
  7. Определение, причины, клиника дыхательной недостаточности, диагностика, принципы лечения.

Методические рекомендации.

1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение пневмониям, запомните.

  1. Изучите этиологию и патогенез пневмоний.
  2. Запишите классификацию пневмоний.
  3. Изучите основные клинические симптомы и синдромы пневмоний.
  4. Необходимо усвоить диагностику пневмоний, (спирография, пневмотахометрия, методы лабораторной диагностики).
  5. Изучите принципы лечения пневмоний, выпишите рецепты основных групп препаратов.
  6. Запишите в тетради профилактику пневмоний, «Д» наблюдение за больными.
  7. Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику, дыхательной недостаточности. В тетрадях напишите небольшой конспект.
  8. Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу. Запишите в тетрадь симптомы и неотложную помощь при инфекционно-токсическом шоке.

 

Пневмония (рентген)                                  Правосторонняя среднедолевая

                                                                            пневмония (рентген)

 

Острая пневмония(рентген)

Тест-контроль.

1.Для какого заболевания характерно: отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания, усиление голосового дрожания под углом лопатки, крепитирующие хрипы:

а)        острый бронхит;

б)        бронхиальная астма;

в)        плеврит;

г)        крупозная пневмония.

2. Главное в лечении пневмоний - назначение лекарственных средств:

а)        антибиотиков;

б)        десенсибилизирующих;

в)        противокашлевых;

г)        мочегонных.

3.        Рентгенографически при пневмониях выявляется:

а) наличие полости в верхних отделах легких;

б) наличие горизонтального уровня жидкости;

в) очаг затемнения;

г) изменений нет.

4. Наиболее часто болеют пневмонией лица:

а) моложе 5 лет и старше 75 лет;

б) в 20-35 лет;

в) в 35-45 лет;

г) в 45-55 лет.

5. При лечении пневмоний назначается диета:
а)1;

6)2;

в)15;

г)10.

Задача.

Больной Г., 20 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, повышение температуры, кашель со слизисто-гнойной мокротой, одышку. Заболел 10 дней назад: появился насморк, кашель, болела голова лечился сам, больничный лист не брал. Хуже стало вчера - вновь поднялась температура до 38,4градусов.

Объективно: температура - 38,6 градусов. Общее состояние средней тяжести. Кожа чистая, гиперемия лица. Число дыханий 30 в 1 минуту. При осмотре грудной клетки и при пальпации изменений нет. При перкуссии справа под лопаткой притупление перкуторного звука. При аускультации в этой области дыхание более жесткое, выслушиваются звучные влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс - 98 в 1 минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 110/60 мм рт ст. язык обложен белым налетом. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
  3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.

ИНФЕКЦИОННО-ТОКСИЧЕСКИЙ ШОК.

Причинами шока чаще других инфекций бывают: менингококковая, грибковая и кишечная, а также другие инфекции при тяжелом их течении.

Симптомы в зависимости от степени компенсации:

I        степень:

-высокая лихорадка;

-возбуждение;

-одышка, тахикардия;

 -нарушение сознания;

-гипервентиляция;

-очаг инфекции в организме;

-гипотензия.

II        степень:

-заторможенность, депрессия;

 -гипотермия;

-пульс нитевидный;

-тахикардия.

III степень:

-цианоз;

-гипотермия;

-нарушение сознания;

-анурия;

-пульс нитевидный;

-тоны сердца глухие;

-АДс - 50 мм рт ст и ниже;

-интоксикация.

Неотложная помощь.

При гипертермии:

 -анальгин 50% - 2 мл в/в

-димедрол 1% -1 мл в/м

 -преднизолон - 2 мг/кг в/м.

При судорогах:

 -седуксен 0,5%

 2-4 мл в/в

-магния сульфат 25%

-10-15 мл в/м

В/в струйно (I степень): гидрокортизон 50 мг/кг или преднизолон 10 мг/кг или реополиглюкин 400 мл.

В/в струйно (II степень): гидрокортизон 75 мг/кг или преднизолон 20 мг/кг, полиглюкин 500 мл или реополиглюкин 400 мл в/в капельно, если нет эффекта - лазикс 1-2 мг/кг, в/в, преднизолон 2-5 мг/кг в/в, в/м.

При возбуждении: седуксен 0,5% - 2-4 мл, натрия оксибутират 20% - 20 мл в/в.

Тактика фельдшера.

После оказания неотложной помощи и стабилизации АД - госпитализировать пациента в специализированное отделение. Если АД не стабилизировано, вызвать спец. бригаду для транспортировки и продолжения лечения.

Литература:

1.Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом  ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г

2.Лекционный материал.

Занятие №4.

Тема: «Нагноительные заболевания легких».

Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики бронхоэктатической болезни, абсцесса и гангрены легких. «Д» наблюдение.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Определение бронхоэктатической болезни, причины развития.
  2. Патогенез бронхоэктатической болезни, классификация.
  3. Основные клинические симптомы и синдромы бронхоэктатической болезни.
  4. Диагностика бронхоэктатической болезни.
  5. Принципы лечения бронхоэктатической болезни.
  6. «Д» наблюдение за больными.
  7. Определение, причины, клиника абсцесса и гангрены легких, диагностика, принципы лечения.

Методические рекомендации.

1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение бронхоэктатической болезни, запомните.

  1. Изучите этиологию и патогенез бронхоэктатической болезни.
  2. Запишите классификацию бронхоэктатической болезни.
  3. Изучите основные клинические симптомы и синдромы бронхоэктатической болезни.

5.Необходимо усвоить диагностику бронхоэктатической болезни, (спирография, пневмотахометрия, бронхография, методы лабораторной диагностики).

  1. Изучите принципы лечения бронхоэктатической болезни, выпишите рецепты основных групп препаратов.
  2. Запишите в тетради профилактику бронхоэктатической болезни, «Д» наблюдение за больными.
  3. Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику, абсцесса и гангрены легких.
  4. Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу.

Пальцы в виде «барабанных палочек» при эмфиземе легких

 

Гангрена и абсцесс легкого                  Бронхоэктатическая болезнь (рентген)                

Тест-контроль.

1.        Какие симптомы характерны для нагноительных заболеваний легких:

а)        «лающий» кашель;

б)        сухой, «раздражающий» кашель;

в)        кашель в утренние часы с выделением большого количества слизисто-гнойной мокроты;

г)        выделение слизистой вязкой мокроты трудноотделяемой мокроты.

2.        Лихорадка в первый период абсцесса легкого:
а) постоянная;

б) гектическая;

в)        послабляющая;

г)        атипичная.

3.        Решающим методом диагностики бронхоэктатической
болезни является:

а)        бронхография;

б)        бронхоскопия;

в)        цистоскопия;

г)        УЗИ.

4.        Рентгенографически при абсцессе легких, после прорыва в бронх, выявляется:

а)        наличие затемнения в верхних отделах легких;

б)        наличие полости с горизонтальным уровняем жидкости;

в)        очаг затемнения;

г)        изменений нет.

5. Этиотропное лечение абсцесса легких, назначение препаратов:

а) мочегонных;

б) противовоспалительных;

в) антибиотиков;

г) гормонов.

Задача.

Больной Ж., обратился к фельдшеру с жалобами на слабость, недомогание, одышку, кашель с выделением обильной слизисто-гнойной мокроты без запаха особенно по утрам, за сутки выделяется до 300 мл. иногда отмечается кровохаркание. Болен в течение 5 лет, периодически состояние ухудшается, неоднократно лечился в стационаре.

Объективно: температура 37,4 градусов. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, цианоз губ, подкожно-жировая клетчатка развита недостаточно, ногтевые фаланги пальцев рук и ног в форме «барабанных палочек», ногти виде «часовых стекол», ЧСС - 22 в минуту. При перкуссии над нижними отделами легких отмечается притупление перкуторного звука при аускультации дыхание ослабленное, в нижних отделах выслушиваются единичные влажные хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс - 95 в 1 мин., ритмичный. АД - 130/60 мм рт ст. абдоминальной патологии не выявлено.

Задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
  3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента принципы лечения и профилактику данного заболевания.

Дифференциальная диагностика абсцесса легкого

Признак

Абсцесс легкого

Инфильтративный туберкулез

Рак легкого

Бронхоэктатическая болезнь

Начало заболевания

Острое с ознобами

Чаще «стертое»

«Стертое»

Периодически обострения и ремиссии

Температура

Высокая

Чаще субфебрильная

Нормальная

Субфебрильная при обострении

Мокрота

Гнилостная, обильная, 3-слойная

Серозно-гнойная, без запаха

Скудная, слизистая

Слизисто-гнойная,

2-слойная

Микрофлора мокроты

Разнообразная

Микробактерии туберкулеза

Отсутствует

Разнообразная

Физические данные

Разнообразные

Скудные

Скудные

Разнообразные

Рентгенологическая локализация процесса

Преимущественно нижние доли

Преимущественно верхние доли, реже нижние

Любая

Преимущественно нижние доли

Стенки полости

Ровные

Гладкие

Неровные

-

Уровень жидкости в полости

Характерно

Не характерно

Не характерно

Полости нет

Легочная ткань

Инфильтрированная

Фиброз, очаги «посева»

Не изменена

Ячеистость и деформация легочного рисунка

Литература:

1.Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г

2.Лекционный материал.

Занятие №5.

Тема: «Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии. Принципы оказания ПМСП при заболеваниях органов дыхания».

Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики плевритов, рака легких. «Д» наблюдение. Принципы оказания ПМСП при заболеваниях органов дыхания.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Определение плевритов, причины развития.
  2. Патогенез плевритов, классификация.
  3. Основные клинические симптомы плевритов.
  4. Диагностика плевритов.
  5. Принципы лечения плевритов.
  6. «Д» наблюдение за больными.
  7. Определение, причины, клиника рака легких, диагностика, принципы лечения.
  8. Принципы оказания ПМСП при заболеваниях органов дыхания.

Методические рекомендации.

1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение плевритов, запомните.

  1. Изучите этиологию и патогенез плевритов.
  2. Запишите классификацию плевритов.
  3. Изучите основные клинические симптомы и синдромы плевритов.
  4. Необходимо усвоить диагностику, (R-графию легких, методы лабораторной диагностики).
  5. Изучите принципы лечения плевритов, выпишите рецепты основных групп препаратов.
  6. Запишите в тетради профилактику плевритов, «Д» наблюдение за больными.
  7. Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику рака легких.
  8. Для проверки  знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу.

Экссудативный плеврит:

а) вид спереди, б) вид сзади (1- линия Дамуазо, 2 – треугольник, 3 - треугольник Раухфуса-Грокко)

 

                           Правосторонний экссудативный плеврит

Рак легкого (на рентгеновских снимках)

Тест-контроль.

1.        При сухом плеврите больной предпочитает лежать на:

а)        здоровом боку;

б)        больном боку;

в)        все равно.      

2.        Ослабление «голосового дрожания», аускультативно  дыхание не прослушивается - характерно для:

а) острых пневмоний; б)бронхитов;

в)        сухого плеврита;

г)        экссудативного плеврита.

3.        Плевральная пункция показана при:

а)        сухом плеврите;

б)        крупозной пневмонии;

в)        экссудативном плеврите;

г)        абсцессе легкого.

4.        Принципы лечения рака легких:

а)        оперативное лечение;

б)        лучевая терапия;

в)        химиотерапия;

г)        все вышеперечисленное.

5.        Вторичная профилактика рака легких включает:

а)        наблюдение в онкологическом диспансере;

б)        отказ от курения;

в)        массовое флюорографическое обследование.

Задача.

Больной Р., обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, снижение трудоспособности, ухудшение аппетита, похудание, упорный кашель с небольшим количеством мокроты. Похудел на 6 кг за 3 мес. Курит в течение 30 лет. Объективно: общее состояние удовлетворительное. Температура 36,9 градусов. Кожа чистая, бледная. Подкожножировая клетчатка развита недостаточно. Лимфатические узлы над - и подключичные, подмышечные размеров до 1 см, плотные, безболезненные, спаяны с окружающими тканями. Дыхание ослабленное, единичные влажные хрипы, перкуторно справа определяется притупление звука в 3-м межреберье по среднеключичной линии. Тоны сердца ритмичные, ясные, ЧСС - 84 в 1 мин, АД 110/70 мм рт ст. абдоминальной патологии не выявлено. Задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
  3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.

Литература:

1.Э.В. Смолева, Е.Л.Алодиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г

2.Лекционный материал.

Приложения

Литература:

      1. Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г

  1. Неотложная медицинская помощь: Пер. с англ./Под Н52 ред. Дж. Э. Тинтиналли, Р. Л. Кроума, Э. Руиза. — М.: Медицина, 2001.
  2. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. Т.2 – М.: Агар 1997

        4. Руководство по пульмонологии. Под ред. Путова Н.В., Федосеева Г.Б.    Л.: Медицина 1984

         5.  Милькаманович В.К. Методическое обследование, симптомы и

симптомокомплексы в клинике внутренних болезней. Справочно-методическое  пособие.– Минск: Полифакт – альфа. 1995

         6. Сизых Т.П. Комплексные методы профилактики и лечения астматического состояния у больных бронхиальной астмой (методические рекомендации) . –Иркутск 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

Методическое пособие для обучения студентов среднего специального образования по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Данная методическая разработка способствует и облегчает освоение обучающимися темы проектирования лесных культур. Для составления проекта необходимо учесть требования нормативных документов, которые р...

Методическое пособие для самоподготовки студентов по теме "Рахит"

Методическое пособие по теме:"Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д" предназначено для самоподготовки студентов во внеаудиторное время по МДК 02.04 "Лечение пациентов детского возраста", ПМ 02. "Лечебн...

Методическое пособие для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского дело, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки»

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского отделения, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки» и содержит ма...

Методическое пособие для работы студентов на практическом занятии по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основно упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия...

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по гигиене и экологии человека к практическому занятию по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ»

Сегодня остро стоит проблема ухудшения здоровья людей в связи с особенностями влияния условий окружающей среды.Учебно-методическое пособие поможет студентам лучше понять и изучить влияние факторов воз...

Методическое пособие для самоподготовки студентов по медицинской статистике

Методическое пособие для самоподготовки студентов  по  медицинской статистике по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение...