методическая разработка открытого урока, раздел: "Спортивные игры. Баскетбол"
методическая разработка на тему

Полякова Елена Викторовна

Материал методической разработки «Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке на два счёта» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Спортивные игры». В методической разработке отображена сущность работы преподавателя на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры – баскетбол», способствующих овладению новым практическим навыкам, а именно: бросок мяча одной рукой от головы на два счёта, который далее будет использоваться в игровой практике. Данный материал необходим для приобретения студентами новых навыков и занимает особое место при формировании устойчивых мотивов и потребностей к бережному отношению к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, организации здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                 зам.директора

                                                                                                 по методической  работе

                                                                                                  ________Н.А.Ряснянская

                                                                                                 «__»____________20__г.

Методическая разработка

открытого урока

Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке

на два счёта

                                  Разработала:                            

Преподаватель физической культуры

Е.В.Полякова

Лиски 2015г.

Оглавление

Введение

3

Подготовительный этап

4

Учебно-методическая карта

5

Методика проведения

7

Заключение

9

Список использованной литературы

10

Приложения

11

Введение

Материал методической разработки «Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке на два счёта» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Спортивные игры». В методической разработке отображена сущность работы преподавателя на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры – баскетбол», способствующих овладению новым практическим навыкам, а именно: бросок мяча одной рукой от головы на два счёта, который далее будет использоваться в игровой практике. Данный материал необходим для приобретения студентами новых навыков и занимает особое место при формировании устойчивых мотивов и потребностей к бережному отношению к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, организации здорового образа жизни.

Посредством проведения уроков «Спортивные игры – баскетбол» развиваются физические качества:  скоростно-силовые, ловкость, координация и повышаются функциональные возможности организма. Занятия расширяют кругозор, формируют компетентность физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческий опыт в индивидуальных формах занятиях физическими упражнениями.

Изучение данного раздела позволяют знать требования безопасности на занятиях баскетболом, способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности, влияние занятий на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни.

В данной методической разработке описаны такие методы как словесно-наглядный: объяснение, наглядный показ упражнения учителем, демонстрационный показ с использованием схемы-рисунка, видеоролика, доклад-сообщение освобождённым студентом, использование спортивного сайта интернета; практические методы: индивидуальный, групповой, командный.

Структура методической разработки включает в себя введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту, методику проведения урока, заключение, список использованной литературы, приложения.

Для закрепления материала по всей дисциплине имеет смысл провести комбинированный урок.

Подготовительный этап

Проведению комбинированного урока, который включает в себя несколько форм, в том числе и соревнования, предшествует большая подготовительная работа преподавателя и студентов.

Преподавателю необходимо разъяснить студентам цель проведения занятия, какими знаниями они должны владеть, какой учебный материал повторить к уроку освобождёнными студентами. Преподаватель заранее предлагает студентам сформировать 2 спортивных отделения по 8 человек.

За несколько дней до урока преподаватель проводит консультации, зачитывает окончательный вариант план урока, объясняет правила. Заранее отделениям даётся возможность ознакомиться с более сложными специальными упражнениями и спортивными командами. Также отделения должны самостоятельно записать видеоклип из энциклопедии спорта или обучающий ролик по технике выполнения броска одной рукой от головы на два счёта, который обязан проверить преподаватель. Освобождённому от урока физической культуры студенту предлагается подготовить доклад об истории возникновения баскетбола.

Последним этапом подготовительной работы является подготовка спортивного зала и спортивного инвентаря.

Учебно-методическая карта № 35

Раздел дисциплины: Спортивные игры – баскетбол

Тема урока: бросок мяча одной рукой от головы в прыжке на два счёта

Цель: овладение новым практическим навыкам

Задача:

Образовательная: обучить, обобщить, систематизировать и проконтролировать выполнение заданий

Воспитательная: способствовать воспитанию честного противоборства, чувства взаимоподдержки

Оздоровительная: способствовать укреплению здоровья и организации здорового образа жизни

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированный

Методы обучения: словесно-наглядный, практические: индивидуальный, групповой, командный

Средства обучения:

Квалификационные требования: студенты должны

знать:

- место и значение игры в системе физической культуры, достижения российских баскетболистов;

- основа техники изучаемых приёмов;

- упрощённые правила игры.

уметь:

- овладеть практическими умениями и навыками, т.е выполнить правильно изучаемый приём(требуется общая правильная согласованность движения);

- выполнить бросок мяча в движении из-под щита(количество попаданий из 10 попыток);

- уметь судить по упрощённым правилам.

Наглядные пособия, раздаточный материал: рисунки, билетики, стенд «Техника выполнения бросков»

Оборудование: баскетбольные мячи, секундомер, разметочные фишки, гимнастическая скакалка, гимнастическая скамейка, шведская стенка, гимнастический мат, свисток, ноутбук, МР3плеер

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 90 минут

Участники: студенты группы Б-2

Структура урока

№ п/п

Элементы занятия, изучаемые

вопрсы

Методы обучения

Планируемое время

1

2

3

4

Подготовительная часть

5 мин

1.

Организационная часть

словесный

2 мин

2.

Вводный инструктаж

словесный

3 мин

Основная часть

75 мин

1.

Измерение пульса, разминка

наглядный

10 мин

2.

Закрепление прошедшего

материала

словесно-нагляд.,

практический

15 мин

3.

Подведение итогов

словесный

3 мин

4.

Изучение нового материала

словесно-нагляд.,

практический

15 мин

5.

Игра-соревнование, измерение пульса

20 мин

6.

Подведение итогов

словесный

3 мин

Заключительная часть

19 мин

1.

Упражнения для восстановления организма, измерение пульса

словесно-нагляд.,

практический

6 мин

2.

Выступление студента с докладом

словесный

4 мин

3.

Рефлексия

словесный, практический

4 мин

4.

Подведение итогов всего урока

словесный

5 мин

Методика проведения

Организационная часть – один из важнейших элементов урока. Преподаватель в самом начале урока должен правильно организовать труд студентов.

В организационной части необходимо отметить отсутствующих студентов и правильность расположения их на рабочих местах.

В своей вступительной речи преподаватель рассказывает о целях проведения этого урока, о задачах, которые необходимо решить студентам для достижения поставленных целей. Преподаватель раздаёт всем студентам красочные билеты, которые они должны сохранить до конца урока. Их назначение объясняется в заключительной части урока на этапе рефлексия. Затем преподаватель кратко информирует студентов о ходе проведения урока, знакомит их с критериями оценки работы отделений.

Первый этап урока  начинается с измерения пульса в состоянии покоя (данный метод целесообразен в применении, т.к. преподаватель должен знать пульс до начала урока, чтобы правильно распределить физическую нагрузку и не допустить утомление студентов), а затем выполняются разминочные упражнения для подготовки всех органов и систем органов к последующей физической нагрузке. В ходе разминки студенты выполняют упражнения под специальные команды преподавателя. При выполнении наиболее сложных, специальных упражнений вся группа останавливается и после показа упражнения преподавателем, продолжают выполнять задание. Наглядный метод, а именно: показ упражнений преподавателем, целесообразен в применении и необходим для того, чтобы студенты научились правильно выполнять специальные упражнения по технике их выполнения. После разминки измеряется пульс на данную физическую нагрузку, преподаватель делает вывод.

Второй этап урока:

– закрепление уже изученного материала «прил.1». 1. Выбивание мяча при ведении. Данное задание студенты выполняют попарно в своих отделениях, а преподаватель корректирует, исправляя ошибки. 2. Поступательные передачи. Данное задание выполняется отделениями в  колоннах. Преподаватель следит за техничным выполнением поступательной передачи и техникой безопасности. 3. Бросок в движении. Каждое отделение делится на две подгруппы для работы с двух сторон на каждом кольце, и затем выполняют упражнение под руководством преподавателя. По команде преподавателя происходит смена сторон, и закрепление элемента продолжается. Преподаватель постоянно следит за техникой выполнения броска.  По необходимости выполнение приостанавливается, и исправляются грубейшие ошибки, правильность элемента сопровождается наглядным показом. По окончанию подводятся итоги овладения техникой элемента, и вновь измеряется пульс.

Третий этап урока – это изучение нового материала, а именно: броска  мяча одной рукой от головы в прыжке на два счёта. Преподаватель объясняет приём, демонстрирует его фазное выполнение при помощи рисунка «прил.2», а затем сам показывает его или это делает студент, который владеет этим приёмом. Также в помощь овладению приёмом преподаватель демонстрирует видеоролик «прил.3». Для овладения техникой данного приёма студенты выполняют несколько подводящих упражнений:

  1. Повторное выполнение имитации броска в глубину с гимнастической скамейки «прил.2».
  2. Выполнение броска-передачи в прыжке на два счёта партнёру на ориентир после передвижения и остановки с ловлей от него мяча «прил.4».

И только после отработки данных упражнений следует приступить к выполнению приёма в целом. Преподаватель во всех упражнениях контролирует технику выполнения приёма пофазно.

Следующим шагом в совершенствовании изученных элементов предоставляется использование приёмов в игровой и соревновательной форме. Игра повышает эмоциональный фон студентов, снимает напряжение и утомление, способствует в непринуждённой обстановке раскрыть свой потенциал, развивает физические качества (скоростно-силовые, ловкость, координацию, быстроту реакции), воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки. Применяются упражнения для совершенствования:

  1. Игра «Выбей мяч у дриблера»;
  2. Игра «активный защитник» «прил.5»;

Для отдыха студентам демонстрируется видеофильм и фотографии с участием знаменитых баскетболистов с использованием мобильного интернета и выходом на сайт sport WWW sport.box. ru.

  1. Игра 3:3 по упрощённым правилам.

По окончанию игры подводятся итоги совершенствования в овладении техникой баскетбольных приёмов, и измеряется пульс. Студенты в движении в колонне по кругу выполняют несколько упражнений для восстановления организма после физической нагрузки.

Освобождённый от физической культуры студент делает сообщение на тему: «История возникновения игры в баскетбол» «прил.6».

      На этапе рефлексия преподаватель предлагает студентам в выданных им в начале урока билетиках нарисовать картинку, отображающую их эмоциональное состояние в течение всего урока. Таким образом, устанавливается обратная связь «студент-преподаватель».

Пред тем как выставить оценки за работу на уроке,  преподавателю необходимо проанализировать работу студентов на уроке, объяснить со своей точки зрения победу одной команды и проигрыш другой, сделать выводы об активности членов команд. В конце своего выступления преподаватель высказывает свое мнение о том, достигнуты ли поставленные на уроке цели.

Заключение

Как показывает практика, проведения обучающих уроков способствует приобретению новых навыков, студенты активны на них, с большой охотой выполняют все предложенные задания, переживают не только за свои оценки, но и за итоги команды в целом.

И студенты, и преподаватель получают удовлетворение от такой формы проведения урока. Комбинированный урок плюс соревнования наиболее подходит для обучения и закрепления пройденного материала по всей дисциплине. Дух соперничество и желание обучающихся внести свой вклад в победу команды помогают им сконцентрировать свою память, все свои знания и умения одной общей задачей. Они лишний раз убеждаются в том, что коллективная деятельность не может быть плодотворной без конкретного клада каждого члена коллектива. О наличии  «лидеров» в команде помогает правильно распределить обязанности, организовать и направить в нужное русло работу группы. Эффективность работы зависит не только от знаний и умений студентов, но и от рациональной организации их труда.

Уроку предшествовало большая подготовительная работа преподавателей и студентов были приготовлены: рисунки, схемы, сообщения, обучающие видеоролик, использовался мультимедийный видеокомпликс.

Преподаватель в течение всего урока должен делать заметки по ходу, отмечая работу отдельных студентов, направлять выполнение упражнений в нужном направлении.

При проведении подобных уроков у преподавателя есть возможность оценить работу каждого студента и выставить оценки всем присутствующим на уроке.

Список литературы

  1. Бистрюков В.Г. Физическая культура – М.: « Высш.шк.», 2003. Леонов А.Д., Малый А.А.. Баскетбол. – Киев: Изд-во «Радяньска школа», 1999.
  2. В.Р.Яхонтов В.Р. Мяч летит в кольцо. – Лениздат, 1984.
  3. Лепёшкин В.А. Учимся играть в баскетбол // Физическая культура в школе. – 2004. -№4
  4. Лепёшкин В.А. Учимся играть в баскетбол // Физическая культура в школе. – 2007. -№5
  5. Леонов А.Д., Малый А.А.. Баскетбол. – Киев: Изд-во «Радяньска школа», 1999.

Приложение 1

Общие методические указания к закрепляющему материалу

Акцентировать внимание студентов на качественном выполнении всех приёмов. Игроков распределить по тройкам с учётом уровня развития их быстроты и технической подготовленности. Указать на ошибки и стремиться к их исправлению. После 6-8 повторений задания каждой тройкой переместить занимающихся в и.п. к противоположному щиту на этой же стороне площадки и направить атаку в обратном направлении. Все игровые приёмы соответственно будут выполняться другой рукой.

Приложение 2

Общие методические указания к обучающему материалу

Мяч следует ловить вытянутыми вверх руками выше точки прыжка. Спрыгивая со скамейки, приземляться в положение, когда одноимённая с бросающей рукой нога находится впереди. Отталкиваться от пола («отпрыгивать») для броска максимально мощно и быстро. Задание выполнять по 5-6 раз. В случае искажения правильной структуры движения, возвратиться к индивидуальному выполнению приёма по частям.

Приложение 3

Обучающий видеоролик по технике выполнения броска одной рукой

от головы в прыжке

http://www.youtube.com/watch?v=ASh6bQSSAV4

Приложение 4

Схема выполнения броска-передачи на два счёта

Приложение 5

Схема выполнения игрового упражнения «Активный защитник»

                                                                                                                        Приложение 6      

Доклад

История развития игры «Баскетбол».

Начиналось с корзины для персиков. Это редчайший случай в истории спорта. В один прекрасный декабрьский день 1891 года Джейс Нейсмит, преподаватель физического воспитания колледжа в Спрингфилде (Массачусетс, США), «изобрёл» игру, которой суждено было в короткий срок завоевать мир. Сам Нейсмит не думал об этом. Он хотел всего лишь найти более интенсивный вид спорта, чем гимнастика, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом.

Корзины из-под персиков для новой игры достал сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили к балконам на обеих сторонах небольшого гимнастического зала. Нейсмит взял обычный футбольный мяч и предложил каждой команде забросить его в корзину. Стеббинс должен был стоять на стремянке и доставать из корзины попавший туда мяч. В той первой игре Стеббинсу не пришлось много работать - мяч лишь один раз угодил в корзину.

Чтобы избежать грубости в игре, Нейсмит написал первые правила, согласно которым игрокам запрещалось хватать друг друга руками, вести силовую борьбу и т.д. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитом, а дно у корзин было отрезано. Сейчас они заменены металлическими кольцами, к которым подвешены сетки, но высота корзин над полом сохранилась прежней – 3,05 м. На такой высоте были балконы в зале.

Высокая воспитательная и оздоровительная ценность игры обеспечила ей победное шествие по всему миру. Сейчас баскетболом занимаются многие миллионы людей всех возрастов более чем в 150 странах мира. Это не удивительно. Ведь в основе игры лежат естественные движения: бег, прыжки, метания. И не последней причиной популярности баскетбола для занятий им в свободное время является его корректность и необходимая самодисциплина. Игрок, получивший пять фолов (замечаний) за грубость, удаляется до конца игры с ущербом для своей команды.

Приложение 7

Наглядные рисунки по технике выполнения броска одной рукой от головы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике"

Успех обучения и воспитания зависит не тольлько от эффективных методов и форма обучения на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету.Цель проведения открытого внеклассного мероприятия ...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) НА ТЕМУ «В ГОСТИНИЦЕ»,

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ)НА ТЕМУ «В ГОСТИНИЦЕ»,...

Методическая разработка открытого урока игра «Мир микроорганизмов»

Методическая разработка открытого урока игра «Мир микроорганизмов»...