Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_recepta.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский областной медицинский колледж №2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию по теме:
«Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»
(комплексный урок по дисциплинам:
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»,
«Фармакология»)
г. Раменское
2010 год
Одобрена цикловой методической
общепрофессиональных
дисциплин
Председатель ЦМК Заместитель директора по учебной работе
___________ /Наговицына Ю.А./ _____________ / Александрова Е.П./
Протокол № 1 от «___»__________2010г. «____»__________________ 2010г.
Авторы:
Дудина Н.М., преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории
Наговицына Ю.А., преподаватель дисциплины «Фармакология» высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Комплексный урок по дисциплинам: «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и «Фармакология» проводится на практическом занятии в группе 2Ф в Ι семестре.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка и фармакологии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые студентам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателей.
Перечень использованной литературы:
Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993
Аляутдин Р.Н. и др. «Фармакология», ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2010
Форма проведения: традиционная лекция с использованием ИКТ
Цели занятия:
Выявить междисциплинарные взаимосвязи при изучении темы «Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»
Закрепить теоретические знания основных правил выписывания рецептов и обозначений количества лекарственного вещества.
Выработать умение хорошо ориентироваться в структуре рецепта и нормативных документах по выписыванию рецептов.
Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальными знаниями.
Время проведения: 1,5-2 часа
Оснащение:
Раздаточный материал:
Федеральный закон от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2010 ( по 1 экземпляру на парту)
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств» ( по 1 экземпляру на парту)
Формы рецептурных бланков (по 1 набору на парту)
Презентации
«Структура рецепта»
«Правила оформления латинской части рецепта»
«Виды обозначения концентрации веществ»
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов (Приложение 1)
План проведения занятия.
Ознакомление с Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Заполнение таблицы 1 «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)
Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ | № статьи |
Разработка и издание государственной фармакопеи | |
Разработка и доклинические испытания лекарственных средств | |
Организация проведения экспертизы лекарственных средств, в целях их государственной регистрации | |
Государственный контроль при обращении лекарственных средств | |
Производство и маркировка лекарственных средств | |
Уничтожение лекарственных средств | |
Мониторинг безопасности лекарственного препарата |
Ознакомление Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств»
Студенты читают часть ΙΙ и письменно выполняют задания:
1). Заполнение таблицы 2 «Выписывание различных групп лекарственных средств на соответствующих рецептурных бланках » и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)
Группа лекарственных средств | Соответствующий рецептурный бланк |
Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ | |
Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня | |
Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту | |
Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан | |
Анаболические стероиды | |
Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта |
2). Заполнение таблицы 3 «Сроки действия рецептов при выписывании различных групп препаратов» » и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (5 минут)
Группа лекарственных средств | Сроки действия рецептов |
Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ | |
Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня | |
Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан | |
Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта |
3). Решение ситуационных задач и проверка правильности решения вместе с преподавателем фармакологии (6 минут)
Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. Фармацевт отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте. Фармацевт отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта один год. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?
Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит фармацевт в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Ознакомление с целями применения различных формрецептурных бланков
Учащимся раздают на стол по 4 формы рецептурных бланков и преподаватель вместе со студентами с помощью таблицы 2 определяют цели их применения, уточняет правила оформления каждой формы (10 минут)
Просмотр презентаций и заполнение рецептурной формы.
Презентации:
«Структура рецепта»
«Правила оформления латинской части рецепта»
«Виды обозначения концентрации веществ»
Одновременно учащиеся заполняют Форму рецептурного бланка 107/у (30 минут)
Проведение текущего контроля по теме «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»
Приложение 1.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов.
Таблица 1. «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ | № статьи |
Разработка и издание государственной фармакопеи | |
Разработка и доклинические испытания лекарственных средств | |
Организация проведения экспертизы лекарственных средств, в целях их государственной регистрации | |
Государственный контроль при обращении лекарственных средств | |
Производство и маркировка лекарственных средств | |
Уничтожение лекарственных средств | |
Мониторинг безопасности лекарственного препарата |
Таблица 2. «Выписывание различных групп лекарственных средств на соответствующих рецептурных бланках»
Группа лекарственных средств | Соответствующий рецептурный бланк |
Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ | |
Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня | |
Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту | |
Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан | |
Анаболические стероиды | |
Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта |
Таблица 3. «Сроки действия рецептов при выписывании различных групп препаратов» »
Группа лекарственных средств | Сроки действия рецептов |
Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ | |
Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня | |
Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан | |
Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта |
Ситуационные задачи.
Задача 1.
Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. провизор отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Задача 2.
Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте, провизор отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Задача 3.
Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта был максимальный. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?
Задача 4.
Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит провизор в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Контролирующие задания «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»
Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни....
Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело I курс, 2014...
Методическая разработка. Тема « Комплексные соединения. Комплексонометрия» .Курс аналитическая химия.
Химия является не только общетехнической, но и общеобразовательной наукой. Проблема внедрения химических знаний в сознание учащихся заключается, прежде всего, в разработке системного подхода, исключаю...
Методическая разработка практического занятия «Выписывание в рецепте лекарственных форм»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто...
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....