Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"
методическая разработка по теме

Дудина Нина Михайловна

Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_recepta.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский областной медицинский колледж №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию по теме:

«Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»

(комплексный урок по дисциплинам:

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»,

«Фармакология»)

г. Раменское

2010 год

Одобрена цикловой  методической        

общепрофессиональных  

дисциплин                                                    

                                                                     

Председатель ЦМК                                                        Заместитель директора по учебной работе   

___________           /Наговицына Ю.А./                          _____________    /  Александрова Е.П./

Протокол  № 1 от «___»__________2010г.                                  «____»__________________ 2010г.

Авторы:

Дудина Н.М., преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории

Наговицына Ю.А., преподаватель дисциплины «Фармакология» высшей квалификационной категории

Пояснительная записка.

Комплексный урок по дисциплинам: «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и «Фармакология» проводится на практическом занятии в группе 2Ф в Ι семестре.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка и фармакологии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые студентам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателей.

Перечень использованной литературы:

Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993

Аляутдин Р.Н. и др. «Фармакология», ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2010

Форма проведения: традиционная  лекция с использованием ИКТ

Цели занятия:

Выявить междисциплинарные взаимосвязи при изучении темы «Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»

Закрепить теоретические знания основных правил выписывания рецептов и обозначений количества лекарственного вещества.

Выработать умение хорошо ориентироваться в структуре рецепта и нормативных документах по выписыванию рецептов.

Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальными знаниями.

Время проведения: 1,5-2 часа

Оснащение:

Раздаточный материал:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2010                                                                         ( по 1 экземпляру на парту)

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств»                                                             ( по 1 экземпляру на парту)

Формы рецептурных бланков                                                                                    (по 1 набору на парту)

Презентации

«Структура рецепта»  

«Правила оформления  латинской части рецепта»                   

«Виды обозначения концентрации веществ» 

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов  (Приложение 1)

План проведения занятия.

Ознакомление с Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».  Заполнение таблицы 1 «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)

Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ

№  статьи

Разработка и издание государственной фармакопеи

Разработка и доклинические испытания лекарственных средств

Организация проведения экспертизы лекарственных средств,  в целях их государственной регистрации

Государственный контроль при обращении лекарственных средств

Производство и маркировка лекарственных средств

Уничтожение лекарственных средств

Мониторинг безопасности лекарственного препарата

Ознакомление Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств»

Студенты читают часть ΙΙ и письменно выполняют задания:

1). Заполнение таблицы 2 «Выписывание различных групп лекарственных средств на соответствующих рецептурных бланках » и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)

Группа лекарственных средств

Соответствующий рецептурный бланк

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Анаболические стероиды

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

2). Заполнение таблицы 3 «Сроки действия рецептов при выписывании различных групп препаратов» » и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (5 минут)

Группа лекарственных средств

Сроки действия рецептов

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

3). Решение ситуационных задач и проверка правильности  решения вместе с преподавателем фармакологии (6 минут)

Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. Фармацевт отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

 Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте. Фармацевт отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

 Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта один год. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?

 Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит фармацевт в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Ознакомление с целями применения различных формрецептурных бланков

Учащимся раздают на стол по 4 формы рецептурных бланков и преподаватель вместе со студентами с помощью таблицы 2 определяют цели их применения, уточняет правила оформления каждой формы (10 минут)  

Просмотр презентаций и заполнение рецептурной формы.

Презентации:

«Структура рецепта»

«Правила оформления  латинской части рецепта»

«Виды обозначения концентрации веществ»

Одновременно учащиеся заполняют Форму рецептурного бланка 107/у  (30 минут)

Проведение текущего контроля по теме «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»

Приложение 1.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов.

Таблица 1.  «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ

№  статьи

Разработка и издание государственной фармакопеи

Разработка и доклинические испытания лекарственных средств

Организация проведения экспертизы лекарственных средств,  в целях их государственной регистрации

Государственный контроль при обращении лекарственных средств

Производство и маркировка лекарственных средств

Уничтожение лекарственных средств

Мониторинг безопасности лекарственного препарата

Таблица 2.  «Выписывание различных групп лекарственных средств на соответствующих рецептурных бланках»

Группа лекарственных средств

Соответствующий рецептурный бланк

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Анаболические стероиды

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

Таблица 3.  «Сроки действия рецептов при выписывании различных групп препаратов» »

Группа лекарственных средств

Сроки действия рецептов

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

Ситуационные задачи.

Задача 1.

Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. провизор отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Задача 2.

 Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте, провизор отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Задача 3.

 Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта был максимальный. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?

Задача 4.

 Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит провизор в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Контролирующие задания «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»

Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или  для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни....

Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело

Методическая разработка  теоретического занятия  по теме: Рецепт.  Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101  Лечебное дело I курс, 2014...

Методическая разработка. Тема « Комплексные соединения. Комплексонометрия» .Курс аналитическая химия.

Химия является не только общетехнической, но и общеобразовательной наукой. Проблема внедрения химических знаний в сознание учащихся заключается, прежде всего, в разработке системного подхода, исключаю...

Методическая разработка практического занятия «Выписывание в рецепте лекарственных форм»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто...