Методические материалы для проведения конкурса по теме: Антидотная терапия
методическая разработка на тему

Богданова Татьяна Евгеньевна

Для проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_antidot.docx473.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

ГБОУ СПО Медицинский колледж  5

Методические Материалы

Для проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса

Тема:    «Антидотная терапия»

Дисциплина:    «Клиническая фармакология»

Специальность:    060101 Лечебное дело 52

Оглавление

Пояснительная записка

Методический раздел

Материалы для проведения конкурса

Эталоны ответов

Приложение (дополнительный информационный материал)

Организация работы жюри

Система оценок по каждому этапу конкурса

Оценочные листы

Организация работы счётной комиссии

Пояснительная записка

   Представленные методические материалы предназначены для организации и проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса по теме: «Антидотная терапия» по дисциплине «Клиническая терапия» силами студентов III и IV курсов специальности 060101 Лечебное дело 52.

   Материалы включают в себя пояснительную записку, методический раздел, ход мероприятия, эталоны ответов, дополнительный информационный материал.

   Методический раздел содержит общие и конкретные цели с мотивацией выбранной темы, бумажные носители, материальное обеспечение, хронокарту, перечень литературы.

   В разделе «Материалы для проведения конкурса» отражен ход мероприятия с методическим оснащением двух этапов: Конкурса «Разминка» и конкурса «Антидотная терапия при передозировке диазепама». В сценарии представлено вступительное слово преподавателя с акцентом на значимость мероприятия в осуществлении нашей строной национального проекта «Здоровье».Участники конкурса показывают полученные знания в оказании неотложной помощи при отравлениях экзогенными токсинами.

  Содержание сценария выдержанно в рамках требований предъявляемых в настоящее время к специалисту среднего звена.

   При подборке материала для внутрибригадного конкурса учитывалась связь с другими учебными дисциплинами: ОСД, терапией, психическими болезнями с курсом наркологии, педиатрией, патофизиологией, фармакологией.

   В разделе «Дополнительный информационный материал» представлена организация работы жюри и счётной комиссии; система оценок по каждому этапу конкурса с приложением оценочных листов.

   Методические материалы внутрибригадного конкурса основаны на современных требованиях и подходах к правилам оказания неотложной медицинской помощи при отравлениях экзогенными токсинами, применяемых в практическом здравоохранении.

   Материалы тематического мероприятия предусматривают самостоятельную внеаудиторную работу студентов, изучение дополнительной литературы, моделирование ситуаций, углубление, расширение теоретических знаний и формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию и самореализации.

Методический раздел

Мотивация

   Эта тема выбрана потому, что проблема возникновения отравлений различными экзогенными токсинами растет с каждым годом.  Только в нашей стране ежегодно происходит 50 тысяч суицидов.  Половина несчастных  случаеви суицидов происходит с применением лекарственных средств.  Спасти жизнь пациента возможно только при раннем и правильном применении специфической антидотовой терапии.

Место проведения:         кабинет № 203

Время проведения:        45 минут

Общие цели:

  1. углубить и систематизировать знания студентов по теме «Антидотная терапия»
  2. закрепить умения в назначении и проведении рациональной терапии, в оценке действий применяемых лекарственных средств
  3. создать атмосферу творчества и сотрудничества
  4. выявить положительные личностные и профессиональные качества студентов
  5. способствовать формированию профессиональных  компетенций будущих медицинских работников среднего звена
  6. развивать  традиции  проведения внеаудиторных тематических мероприятий

Конкретные цели:

Студент должен знать:

  1. клинические симптомы основных экзогенных отравлений
  2. основные специфические антидоты
  3. правила оказания неотложной помощи
  4. алгоритм оказания НМП
  5. фармакодинамику применяемых лекарственных средств

Студент должен уметь:

  1. правильно оценить клинические симптомы при отравлениях, вызванных экзогенными токсинами
  2. оказать рациональную фармакотерапевтическую помощь
  3. применять правила профессиональной медицинской этики при лечении пациента

Бумажные носители:

  1. материалы для проведения  конкурса
  2. литература

Материальное оснащение:

  1. одноразовые шприцы для инъекций (различной ёмкости)
  2. антидот
  3. стерильные ватные шарики
  4. стерильные салфетки
  5. стерильные перчатки
  6. жгут резиновый
  7. фантом для внутривенного введения лекарственных препаратов
  8. манипуляционный столик
  9. кушетка
  10. пакеты для утилизации шприцов и биологического материала

Список литературы

Основная литература

  1. Верткин А.Л. Скорая  медицинская помощь – М.:

ГЭОТАР - Медиа, 2007

  1. Мирошниченко А.Г. Скорая  медицинская помощь – М.:

ГЭОТАР - Медиа, 2007

  1. Стандарты оказания НМП больным и пострадавшим бригадами станции  скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова, 2006

Дополнительная литература

  1. Чучалин А. Г. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007
  2. Сумин С.А. Неотложные состояния – М.: Фармацевтический мир, 2006
  3. Голиков А.П. Неотложная терапия – М.: Т-Око, 2007
  4. Радзевич А.Э. Краткий толковый словарь медицинских терминов – М.: Медпресс – информ, 2007

Хронокарта внутрибригадного конкурса

 №

                                  Содержание

Время в минутах

1.

Вступительное слово преподавателя

        2

2.

Организационный момент (представление жюри, объявление хода конкурса)

        5

3.

I этап: конкурс «Разминка»

        5

4.

Подведение итогов I этапа.

        2

5.

Жеребьёвка для IIэтапа конкурса

        1

6.

II этап: конкурс «Антидотная терапия при передозировке диазепама»

      20

7.

Подведение итогов II этапа конкурса

        2

8.

Подведение итогов внутрибригадного конкурса

        3

9.

Поздравление победителя конкурса

        2

10.

Заключительное слово преподавателя

        3

                                                                              Итого:

      45

Материалы для проведения конкурса

                                  

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя

Антидот от греч. Antidoton – даваемое против, т.е противоядие, лекарственные средства, предназначенные для обезвреживания попавших в организм ядов.

Антидоты влияют на всасывание, выведение токсических веществ, ослабляют действие яда на рецепторы, препятствуют опасному метаболизму, устраняют угрожающие жизни расстройства функции органов и систем. Антидотная терапия проводится параллельно с общереанимационными мероприятиями (интубация, ИВЛ…) и детоксикационными мероприятиями (парентеральное введение жидкости, применение активированного угля и т.п.)

2. Организационный момент

- Представление жюри

-Объявление хода конкурса:

I этап (отборочный) «Разминка»

II этап «Антидотная терапия при передозировке диазепама»

3. I этап:  конкурс «Разминка»

Участвуют все студенты бригады

Конкурс проводится письменно.

Каждому участнику предоставляется бланк с 5вопросами.

Необходимо указать специфический антидот на экзогенный токсин.

Время выполнения задания 2 минуты.

Вопросы I этапа:

  1. антидот сердечных гликозидов
  2. антидот препаратов опия
  3. антидот ФОС
  4. антидот препаратов магния
  5. антидот метилового спирта

4. Подведение итогов Iэтапа

Отбор 3-х лучших (по количеству баллов) участников конкурса и оглашение результатов

5. Жеребьёвка для II этапа конкурса

Проводится с помощью карточек

Участники прикрепляют номера на одежду

Ожидают свою очередь за пределами кабинета № 203

6. II этап:  конкурс « Антидотная терапия при передозировке диазепама» Преподаватель приглашает согласно жеребьёвке по одному участнику для выполнения задания.

Задание

1)  Назвать специфический антидот бензодиазепинов, форма выпуска, путь введения

2) Провести антидотную терапию на фантоме. Время выполнения задания не должно превышать 5 минут

7. Подведение итогов II этапа

Подсчёт баллов согласно оценочному  листу и оглашение результатов

8. Подведение итогов внутрибригадного конкурса

Суммирование баллов по I и II-ому этапу

9. Поздравление победителя конкурса

Выступление членов жюри

10. Заключительное слово преподавателя

   Надеюсь, что наш внутрибригадный конкурс, явился маленькой частицей формирования вашей профессиональной компетенции по оказанию НМП при экзогенных отравлениях.  Необходимо всегда помнить что, чем раньше применяется антидот, тем благоприятнее прогноз для больного.

  Основным показанием для применения антидотов является специфические клинические симптомы и данные анамнеза об отравлении.

                        

Эталоны ответов

Эталоны ответов на вопросы

I этапа: конкурс « Разминка»

    № вопроса

                 Токсин

                 Антидот

1.

Сердечные гликозиды

Препараты калия      (хлористый калий, панангин)

2.

Препараты опия

Налоксон

3.

Фосфорорганические соединения (ФОС)

Атропин

4.

Препарата магния (Магнезия)

Хлористый кальций

5.

Метиловый спирт

Этиловый спирт

        

       Эталоны ответов на задания

II этапа: конкурса «Антидотная терапия при передозировке  диазепама»

  1. Антидотом бензодиазепинов является флумазенил (анексат)

Форма выпуска: амп. 5,0 (0,5мг)

Вводится в/в стр. 5,0 в 0,9% - 10,0 натрия хлорида

  1. См. алгоритм действий в/в струйного введения лекарственных средств.

Приложение

(Дополнительный информационный материал)

Алгоритм  действий при выполнении внутривенной инъекции

Цель: введение  лекарств в кровеносное русло.

Показания:

1. Введение больших количеств лекарств

2. Введение лекарств, раздражающих подкожную клетчатку

3.оказание экстренной помощи при остановке дыхания, острой сердечной недостаточности, отравлениях и других состояниях, требующих немедленного оказания помощи

4.Введение концентрированных растворов (10% раствор кальция хлорида)

5. Переливание крови и кровезамещающих жидкостей

Противопоказания: аллергия к данному препарату.

Оснащение:

1. Шприц ёмкостью 10 – 20 мл.

2. Иглы длиной 4 – 6 см.

3. Три стерильные ватных шарика.

4. Спирт 70*

5. Стерильный лоток, пелёнка.

6. Стерильные марлевые.

7. Жгут, валик.

8. Назначенное лекарственное вещество.

Техника выполнения:

1. Набрать в шприц лекарство из ампулы или флакона.

2.Произвести венепункцию, снять жгут!

3. Убедившись, что игла в вене, не меняя положения шприца в правой руке, тремя пальцами левой руки (1,2,3) нажимать на поршень и медленно вводить лекарство.  Оставить в шприце 1-2 мл раствора.

4. К месту прокола приложить свежий ватный шарик, смоченный спиртом, и быстрым движением извлечь иглу. Попросить больного согнуть руку в локте или наложить давящую повязку во избежание кровотечения.

Осложнения:

1. Жировая эмболия лёгочных сосудов при введении масляных  растворов.

2. Воздушная эмболия при попадании воздуха в кровеносное русло.

3. Инфильтрат.

4. Гематома.

5. Сепсис.

6. Аллергические реакции.

7. Флебиты – воспаления стенки вены.

8. Головокружение, коллапс, нарушение ритма сердца – могут быть следствием быстрого введения препарата.

                                       

Организация работы жюри

В состав жюри входят:

  1. 2 – 3 преподавателя
  2. Представитель администрации

Регламент работы жюри:

  1. Жюри оценивает каждый этап конкурса в соответствии с оценочным листом (прилагаются)
  2. Жюри сообщает результаты конкурса после каждого этапа

Система оценок по каждому этапу конкурса

Iэтап

         Критерий оценки

                      Баллы

Неправильный ответ или отсутствие ответа

                            0

Правильный ответ

                           1

Ответы на поставленные вопросы предусматривают однозначный ответ, поэтому применяется однобальная система. Максимальное число баллов – 5

II этап

№ задания

             Критерий оценки

              Баллы

                                   1.

Антидот, формы выпуска, путь введения названы правильно

                  3

Антидот,  путь введения названы правильно.

Не знает точную форму выпуска ЛС

                  2

Антидот, дозировка названы правильно,

Не правильно назван путь введения ЛС

                  1

Не может назвать Антидот

                  0

                   2.

Антидот введён по алгоритму

в/в струйного введения ЛС

                  3

Небольшие ошибки и неточности в выполнении манипуляции

                1-2

Грубые ошибки в выполнении манипуляции (нарушение асептики и антисептики, введение антидота без снятия жгута и т.п.

                 0

Максимальное число баллов – 6

Итоговый оценочный лист

Максимальное количество балов за два этапа - 11

Лист оценки конкурса

I этап: конкурс «Разминка»

ФИО  студента:

Группа, бригада:

Задание: Назовите специфический антидот

      Экзогенный токсин

            Антидот

 Кол–во     баллов

1.

Сердечные гликозиды

2.

Препараты опия

3.

Фосфорорганические соединения  (ФОС)

4.

Препараты магния

5.

Метиловый спирт

                                          Итог:

  Лист оценки конкурса

IIэтап: «Антидотная терапия

 при передозировке диазепама»

 ФИО студента:

Группа, бригада:

                          Задание

   Кол–во баллов

1.

Антидот бензодиазепинов

2.

Проведение в/в струйной манипуляции

                                                                  Итог:

Лист оценки конкурса

Итоговый

ФИО студента:

Группа, бригада:

Этапы конкурса

Кол-во баллов

I этап

II этап

Итог:

Организация работы счетной комиссии

В состав счетной комиссии входят 2 человека.  Подсчёт баллов производится по оценочным листам после каждого этапа конкурса и итог передаётся в жюри для оглашения.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к проведению занятия по теме "Общение в сестринском деле"

Материалы к занятию   по теме "Общение " позволят преподавателю подготовится к практическому занятию по данной теме.Навыки общения необходимы любому человеку, а медсестре в особенности. Хорошо из...

Методические материалы для проведения занятий по теме: «Особенности психических процессов у здорового человека и пациента»

Методические материалы содержат конспекты лекций по теме «Особенности психических процессов у здорового  человека и пациента». В ходе изучения данной темы рассматриваются такие психические процес...

Материалы для проведения урока по теме: "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС"

В материалы для проведения урока по теме: "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС" входит: план урока, лекция, презентации: Стихийные бедствия (продолжение) 1 и 2; Техногенные катастрофы, ЧС эколог...

Методические материалы для проведения классных часов по теме «Внимание! Спайс!»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ti...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, напра...

Методические материалы для проведения урока по теме «Кредиты»

Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку и будет полезна начинающим педагогам, так как предполагает детальную проработку всех этапов ...