Методические материалы для проведения урока по теме «Кредиты»
план-конспект урока

Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку и будет полезна начинающим педагогам, так как предполагает детальную проработку всех этапов урока, разработку технологической карты урока с применением активных ссылок на необходимые цифровые образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока "Кредит"299.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательной учреждение «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»

Методические материалы для проведения урока по теме «Кредиты»

Разработал: Саютина В.И.,

преподаватель

ТАМБОВ, 2023 ГОД

Содержание

Пояснительная записка 3

Основное содержание 6

Список использованной литературы 10

Пояснительная записка

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности» на тему «Кредиты», составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, с учетом рекомендаций программы просвещения ЦБ РФ.

Целью данной методической разработки является создание условий для обеспечения достаточного уровня знаний и навыков в области финансов, который позволит выпускникам колледжа правильно оценивать ситуацию на рынке финансовых услуг и принимать рациональные экономические решения.

Задачами данной методической разработки являются:

- усвоение обучающимися базовых понятий и терминов, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере;

- отработка практических умений и формирование компетенций обучающихся в сфере финансов;

- развитие навыков принятия самостоятельных, экономически разумных и обоснованных решений;

- формирование опыта, безопасного поведения на рынке финансовых услуг.

Актуальность настоящей методической разработки заключается в необходимости повышения уровня финансовой грамотности выпускников средних профессиональных учебных заведений. Урок реализуется с применением различных активных технологий обучения. В основе преподавания лежит чередование сразу нескольких педагогических технологий обучения: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационной технологии, кейс-технологии. В процессе реализации этапов урока, сменяются используемые методики обучения. Методическая разработка урока предполагает использование авторских цифровых образовательных ресурсов.

Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку и будет полезна начинающим педагогам, так как предполагает детальную проработку всех этапов урока, разработку технологической карты урока с применением активных ссылок на необходимые цифровые образовательные ресурсы.

Методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, практические.

Технологии обучения: Технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология, кейс-технология.

Технологическая карта урока

1.

Тема занятия

Кредиты

2.

Тип занятия

Комбинированный

3.

Дидактическая цель
занятия

Ознакомить обучающихся с содержанием и видами кредитов; изучить основные параметры кредита, развить навыки расчета платежа по кредиту, научиться оценивать долговую нагрузку гражданина с точки зрения рискованности для регулярности выплат

4.

Воспитательная цель занятия

Сформировать правильное отношение обучающихся к заемным средствам; воспитать сознательного гражданина, способного отвечать по своим обязательствам; показать важность изучения данной темы; расширить кругозор обучающихся; привить финансовую грамотность, развить интерес к предмету

5.

Развивающая цель занятия

Сформировать у обучающихся основы финансовой культуры; развить познавательную активность; развить внимание, память, воображение; развить аналитическое и логическое мышление

6.

Планируемые
образовательные
результаты по теме

ОК.11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Предметные:

Знать о кредитах, основных видах кредитов, принципах кредитования;

определять параметры кредита;

различать виды платежей по кредиту;

уметь применять формулу расчета ежемесячного платежа по кредиту.

7.

Учебно-методическое обеспечение

Жданова А. О., Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.; Брехова Ю.В. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций/ Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов.-М.: ВИТА-ПРЕСС, #1089;.; Электронное учебное пособие режим доступа:

8.

Средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный мобильный комплекс, гаджеты, раздаточный материал.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Предметные результаты

1. Организационный этап занятия

Создание рабочей обстановки,
актуализация мотивов учебной
деятельности

Задает рабочую обстановку,
актуализирует мотивацию к
учебной деятельности.
Проводит фронтальный опрос по предыдущей теме урока.

Отвечают на вопросы
преподавателя по
теме «Семейный бюджет».

Актуализация опорных знаний о структуре семейного бюджета и банковских продуктах

Подготовка к изучению нового материала.

Ведет беседу с обучающимися о начальных знаниях по теме. Создает проблемную ситуацию, проводит фронтальный опрос:

У кого/где можно одолжить денег?

Кого можно назвать кредитором?

Как вы думаете на какие цели нужно оформлять займы?

Какую роль играет кредит в жизни современного человека?

Как вы считаете, кредит - это полезный банковский продукт?

Как взаимосвязаны кредит и семейный бюджет?

Какие риски грозят потенциальному заемщику?

Формулируют свою точку
зрения на поставленные вопросы.

Констатируют, что проблемная ситуация не разрешена, ответы на поставленные вопросы вызывают затруднения.

2. Основной этап занятия

Формирование новых знаний и способов
деятельности (изложение нового
материала)

Излагает новый материал, вводит понятия:
кредитор, кредит, заемщик (опорный конспект
Приложение 1).

Рассказывает о принципах кредитования,

о разновидностях кредитов (демонстрирует авторскую цифровую книгу

«Кредиты»), правилах грамотного оформления кредита (применяет раздаточный материал

Инфографики).

Предлагает к просмотру обучающий видеоролик «Как правильно взять кредит».

Используя учебную презентацию, доводит до обучающихся информацию о параметрах кредита, способах платежа по кредиту и безопасных границах платежа по кредиту в структуре личного дохода.

Приводит формулу расчета аннуитетного ежемесячного платежа по кредиту, комментирует ее составляющие, значение символов.

Воспринимают изложение
нового материала.
Составляют конспект.

Просматривают учебную презентацию и видеоролик. Изучают раздаточный материал

Инфографики.

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Освоение базовых знаний о: кредитах, ипотеке;

о возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

об особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах привлечения кредитов;

о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета.

Развитие умений:

определять стратегию
поведения с учетом
экономической рациональности;

обеспечивать финансовую
безопасность с учетом
рисков и способов их
снижения.

Воспроизведение формируемых знаний и
их применение в стандартных условиях
(по аналогии, действия в стандартных
ситуациях, тренировочные упражнения)

Разделяет группу на микрогруппы и предлагает решить задачу (произвести расчет суммы аннуитетного ежемесячного платежа при заданных условиях), на время.
Проводит устное собеседование
со студентами по результатам
выполнения групповых работ (по итогам решения задач). Модерирует деятельность
студентов.

Работают с раздаточным материалом в минигруппах.
Представляют результаты
работы группы. В ходе беседы делают
уточнения, что
означает каждый символ в
формуле. Формулируют выводы
по результатам решения финансовых задач.

Развитие умений:
решения финансовых задач

Освоение знаний:

о способах расчета ежемесячных платеже по кредиту

Первичное закрепление изученного
материала, контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция

Проводит проверку первичного усвоения
материала через систему
утверждений по принципу
истина/ложь.

Например:
• Кредиторами в России могут выступать только банки;
• Кредит можно не возвращать, если нечем платить;

• Ежемесячные платежи по кредиту не должны превышать 30 % от доходов;

• Самый лучший кредит-это спонтанно оформленный кредит.

Из перечня предложенных
утверждений выбирают
истинные.

Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация
достижения целей (оценка деятельности
обучающихся); определение
перспективы дальнейшей работы

Организует проблемное обсуждение по
теме занятия. Задает учебные и
проблемные вопросы по теме урока.
Консультирует.

Принимают участие во обсуждении проблемных вопросов.

Делают выводы по теме урока.

Умение:
- формулировать собственные суждения
и давать
аргументированную
оценку/самооценку
работы.

Оценка, самооценка/
взаимооценка знаний о
(об): видах формах и функциях банковских кредитов. Правилах и особенностях кредитования физических лиц.

Рефлексия

Предлагает в игровой форме составить свое мнение о кредитах, продолжив фразу:

Кредит – это полезный банковский продукт, только в том случае …

Кредит – не следует брать, если…

Предлагает провести самооценку работы

на уроке, насколько справились, что

осталось непонятным, эффективна ли

такая работа по изучению нового

материала

Продолжают фразу и фиксируют утверждения используя знания, полученные в рамках урока. Проводят самооценку.

Установление (пояснение) способов и
содержания внеаудиторной
самостоятельной работы

Предлагает выполнить задания по
теме урока:

Ознакомиться с памяткой заемщика (раздаточный материал).

Подготовить краткое устное сообщение на тему «Кредитная история».

Ознакомится с учебным материалом электронного пособия режим доступа: разделы ; учебник «Финансовая грамотность» Жданова, Савицкая: стр. 51-61.

Выполняют задания Осуществляют поиск дополнительной информации по теме урока.

Список использованной литературы:

  1. Жданова А. О., Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.
  2. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций/ Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов.-М.: ВИТА-ПРЕСС, #1089;.
  3. Электронное учебное пособие по финансовой грамотности, экономического факультета МГУ им. Ломоносова [электронный ресурс], режим доступа: , дата обращения ()
  4. Сайт Министерства финансов РФ [электронный ресурс], режим доступа: , дата обращения ()
  5. Сайт Банка России [электронный ресурс], режим доступа: , дата обращения ()
  6. Азбука финансов – универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности [электронный ресурс], режим доступа: , дата обращения ()

Приложение 1

Опорный конспект

Организационная часть (1-3 мин.)

Принимается рапорт дежурного о готовности группы к уроку. Отмечаются отсутствующие в журнале. Проверяется наличие письменных принадлежностей, тетрадей.

Постановка целей и задач (2 мин.)

Студентам, объявляется тема урока «Кредиты», ставятся цели и задачи на урок.

Ход урока (20 мин.)

Ведется беседа с обучающимися о начальных знаниях по теме:

Вы все уже много раз слышали о кредитах, можно с уверенностью говорить, что жизнь современного человека уже не мыслима без кредита. По статистике каждый 3 человек нашей страны экономически из состава активного населения имеет кредитные обязательства. У каждого из Вас, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение кредита.

Проводится фронтальный опрос

Кого можно назвать кредитором?

Как вы думаете на какие цели нужно оформлять займы?

Какую роль играет кредит в жизни современного человека?

Как вы считаете, кредит - это полезный банковский продукт?

Как взаимосвязаны кредит и семейный бюджет?

Какие риски грозят потенциальному заемщику?

Студенты пытаются обобщить имеющиеся определения и ответить на поставленный вопрос.

Кредит - этот термин достаточно многозначен. Под кредитом мы с Вами будем понимать сумму денег, которую кредитор (чаще это банк) выдал во временное пользование гражданину - заёмщику для покупки необходимых товаров либо услуг с обязанностью в будущем вернуть такую же сумму денег и, как правило, уплатить проценты за пользование чужими деньгами. Кредитом можно назвать экономические отношения, возникающие между кредитором и заёмщиком, а также – юридическое оформление этих экономических отношений (кредитный договор).

Заемщик – это лицо, получающее по договору займа или банковского кредита денежную сумму, которую обязуется вернуть в установленный срок.

Кредитором может выступать как юридическое, так и физическое лицо, перед которым у другой стороны имеется обязательство (долг) по кредиту.

Давайте разберемся, у кого вообще вы можете одолжить денег. Как вы думаете?

Студенты пытаются перечислить основных, потенциально возможных кредиторов.

С одной стороны, это другие граждане: родственники, друзья, знакомые (в этом случае целесообразно оформить договор займа, а также написать отдельную долговую расписку во избежание споров о том, были ли деньги действительно переданы от кредитора к заемщику).

С другой стороны, это различные финансовые организации – «профессиональные кредиторы», для которых выдача кредитов или займов является одним из основных способов получения дохода. К ним относятся:

а) банки и иные кредитные организации (которые действуют на основании лицензии Центробанка),

б) некредитные финансовые организации, включая:

  • микрофинансовые организации (МФО) выдают займы на достаточно короткий срок под высокие и очень высокие проценты. Это выдаваемые без всякого обеспечения;
  • кредитные потребительские кооперативы (КПК) или кредитные союзы - это «мини-банки для своих». Люди, которые знают друг друга лично и друг другу доверяют, объединяются в некоммерческий кооператив и объединяют свои сбережения, чтобы сформировать таким образом небольшой кредитный ресурс, а затем те члены кооператива, которым нужны деньги в долг, берут займы из этих средств. Если желающих слишком много берут по очереди. Посторонним эти услуги не оказывают;
  • ломбарды - предоставляют займы гражданам по достаточно высоким ставкам под залог различных вещей.

Кредиты и займы различаются и по суммам, и по срокам, и по кредиторам, и по целевому назначению, и по технике выдачи, и по многим другим признакам. Давайте рассмотрим основные виды кредитов и дадим краткую характеристику им.

Студентам предлагается рассмотреть основные виды кредитов, при помощи авторской цифровой книги «Кредиты», режим доступа:

Обучающимся рекомендуются для самостоятельного просмотра ссылки на видеоролики об ипотечном и автокредитовании:

- Как вы думаете на какие параметры кредита важно обратить особое внимание при оформлении кредитных отношений?

Обучающиеся высказывают мнения.

Подключается авторская демонстрационная презентация к уроку «Кредиты в жизни современного человека» режим доступа: .

При получении кредита важно знать и обращать особое внимание на следующие параметры (Слайд 2):

  • сумма кредита: деньги, которые вы берете в долг в наличной или безналичной форме и обязуетесь отдать по истечении оговоренного срока. Этот параметр также может именоваться «сумма долга», «основной долг», «тело долга», «тело кредита»;
  • срок кредита: промежуток времени, по истечении которого вы должны полностью расплатиться с кредитором. При этом возможно, что в течение этого срока вы также будете совершать иные платежи по кредиту выплачивать проценты и/или погашать часть основного долга;
  • процентная ставка: математический показатель, на основании которого рассчитывается величина ваших дополнительных выплат кредитору помимо основной суммы кредита;
  • переплата по кредиту сумма всех платежей за вычетом основного долга. Легко догадаться, что переплата будет тем больше, чем дольше срок кредита и выше процентная ставка;
  • платеж по кредиту: сумма, которую вы уплачиваете кредитору в счет погашения основного долга и процентов. Платежи могут быть разовыми (один раз в конце срока) или многократными, регулярными и нерегулярными, очередными и досрочными в зависимости от условий договора;
  • платежный график (график погашения кредита): расписание платежей по кредиту с указанием сумм платежей (Слайд 3).

В зависимости от того, у кого вы взяли кредит (заём), на какую сумму и на какой срок, у вас могут быть разные способы начисления процентов, графики платежей, сопутствующие комиссии, штрафы и пени в случае просрочки.

Обучающиеся могут высказать предположение какими способами можно платить кредит.

Давайте рассмотрим 2 основных способа расчета ежемесячного платежа по кредиту: (слайд 4)

  1. Дифференцированный платеж (способ такого погашения – разделить величину основного долга на количество месяцев, на которые выдан кредит, и ежемесячно платить полученную сумму в погашение долга. Но при этом величина уплачиваемых процентов будет каждый месяц разная – ведь проценты будут начисляться на остаток задолженности, которая постоянно уменьшается, значит, и процентный платеж будет всё меньше. В результате общая сумма, подлежащая выплате, тоже будет уменьшаться с каждым месяцем).
  2. Аннуитетный платеж (этот способ погашения чаще всего используют банки при кредитовании, при этом платеж рассчитывается так, чтобы каждый раз при оплате кредита выходила одинаковая сумма, но первое время большая часть платежа идет на выплату процентов, а тело кредита почти не погашается, таков сам принцип аннуитета, обеспечивающий равномерность платежей).

Контроль усвоения знаний (10 мин):

Давайте попробуем рассчитать сумму аннуитетного платежа при заданных условиях.

Обучающимся предлагается раздаточный материал с условиями задачи, решают задачу

Задача (слайд 5,6): «Семен для покупки своего телевизора использовал кредит с аннуитетным погашением. Условия кредита: сумма – 30000 рублей, ставка – 24% годовых (2% в месяц), срок – 180 дней (6 месяцев), платеж – один раз в 30 дней, год для целей расчета процентов будем считать равным 360 дней. Рассчитайте размер ежемесячного платежа по кредиту.»

Рефлексия (10 мин).

Самое важное при решении об обращении за кредитом – расставить для себя приоритеты и понять ценность и необходимость той вещи, для покупки которой вы собираетесь брать кредит.

Важно знать: от кредита лучше отказаться в том случае, когда:

1) ежемесячные платежи по кредиту превышают 30–40 % от доходов (личных или семейных);

2) если суммы денежных средств, оставшихся после уплаты платежей по кредиту, недостаточно для удовлетворения основных нужд.

Обучающимся демонстрируется для ознакомления слайд презентации (7-8) с «термометром» определения рисков кредитования.

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? Выслушиваются ответы.

Составили ли вы свое мнение о кредитах? Выслушиваются ответы.

Подводятся итоги индивидуальной работы на уроке.

Домашнее задание (1 мин.): Ознакомиться с памяткой заемщика (раздаточный материал, подготовить краткое сообщение на тему «Кредитная история». Ознакомится с учебным материалом электронного пособия режим доступа: разделы ; учебник Финансовая грамотность: стр. 51-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения конкурса по теме: Антидотная терапия

Для проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса...

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Объёмы тел вращения».

Изложение  теории объёмов. В дальнейшем эти формулы помогут при решении задач на нахождение объёмов. круглых тел...

Методические материалы к проведению занятия по теме "Общение в сестринском деле"

Материалы к занятию   по теме "Общение " позволят преподавателю подготовится к практическому занятию по данной теме.Навыки общения необходимы любому человеку, а медсестре в особенности. Хорошо из...

Методические материалы для проведения занятий по теме: «Особенности психических процессов у здорового человека и пациента»

Методические материалы содержат конспекты лекций по теме «Особенности психических процессов у здорового  человека и пациента». В ходе изучения данной темы рассматриваются такие психические процес...

Материалы для проведения урока по теме: "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС"

В материалы для проведения урока по теме: "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС" входит: план урока, лекция, презентации: Стихийные бедствия (продолжение) 1 и 2; Техногенные катастрофы, ЧС эколог...

Методические рекомендации по проведению урока по теме «Приготовление отделочных полуфабрикатов для тортов и пирожных».

Методические  рекомендации по проведению урока по профессиональному модулю 08 Приготовление и оформления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий   профессии «Повар, кондитер...