Применение круговых реласкопических площадок при проведении глазомерного лесопатологического обследования
статья на тему
Рассмотрены вопросы применения круговых реласкопических площадок при проведении глазомерного лесопатологического обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_relaskopa_na_lesopatologicheskom_obsledovanii_nasazhdeniy.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение круговых реласкопических площадок при проведении глазомерного лесопатологического обследования
Автор: Громова Ольга Ивановна, преподаватель Лисинского лесного колледжа
Оценка лесных насаждений может осуществляться контактным способом на основе перечислительной таксации или дистанционным наземным способом на основе измерительной таксации.
В практике лесоустройства чаще всего используется глазомерно-измерительный способ таксации на основе круговых реласкопических площадок.
Круговые реласкопические площадки представляют собой серию круговых проб, образованных за счет оценки отдельных деревьев, выполненных из одного центра.
Количество круговых реласкопических площадок устанавливается в зависимости от площади лесосеки (делянки), однородности древостоя и его полноты.
Площадки закладываются равномерно по площади насаждения или в наиболее типичных местах.
Впервые полнотомер был предложен в 1948 г. австрийским лесоводом В. Биттерлихом. Он представляет собой деревянную или металлическую рейку метровой длины, к одному концу которой перпендикулярно длине прикреплена насадка с вырезом шириной 2 см.
Техника определения суммы площадей сечения на 1 га сводится к следующему. В таксируемом древостое выбирают типичное место и становятся в его центре. Приложив свободный от насадки конец прибора к глазу и приняв какое-либо заметное дерево за начало отсчета, поворачиваются на 360 градусов, визируя через насадку поочередно на диаметры ( на высоте груди) окружающих деревьев. Площадь сечения каждого дерева, диаметр которого перекрывает прорезь насадки (угол визирования), принимают за 1 м2, точно закрывающий прорезь- за 0,5 м2. Остальные деревья учету не подлежат.
При закладке площадок обычно встречаются такие деревья, которые полностью вписываются в раствор полнотомера. В этом случае трудно сказать, учитывать или не учитывать такое дерево. Рекомендуется два таких дерева учитывать как одно.
В том случае, если одно дерево «перекрывает» другое, т.е. из центра площадки одно дерево не видно из-за другого, нужно отойти из центра площадки на 0,5-2м, чтобы перекрытое дерево было видно из новой точки стояния. Затем нужно провизировать полнотомером на перекрытое дерево и возвратиться обратно в центр площадки.
Процент поврежденности насаждений вредителями и болезнями определяется следующим образом:
-общее число учтенных деревьев составляет 100%
-процент поврежденности деревьев вредителями и болезнями определяется по формуле: %поврежденности = сумме поврежденных*100%/сумму общую
Где,
Сумма поврежденных - это количество поврежденных деревьев одной породы учтенных визирной рамкой полнотомера.
Сумма общая – общее количество деревьев всех пород на круговой реласкопической площадке, учтенных визирной рамкой полнотомера.
Пример: Всего учтено на круговой площадке – 30 деревьев
Из них Е – 10 деревьев
С – 10 деревьев
Б-10 – деревьев
Короедом – типографом поражено 3 дерева ели. Сосновой губкой – 5 деревьев сосны. Березовым заболонником – 2 дерева березы.
Подставив в формулу значение, мы получим % поврежденности соответственно: 10%, 17% и 7%.
На выделе закладывается не менее трех круговых площадок и данные зараженности вредителями и болезнями могут не совпадать. В конечном итоге берется среднее значение.
Все данные записываются в лесопатологический журнал.
Изобретение полнотомера явилось крупнейшим достижением лесной таксации за последние годы. Оно значительно упростило и облегчило определение полноты древостоев и учет их древесных запасов. Ныне такой способ получил широкое распространение во всем мире при лесоинвентаризационных работах, при таксации лесного и лесосечного фонда и т.д.
Каждый раз перед таксацией нового древостоя проводится тренировка таксаторов.
Тренировка глазомера при работе с полнотомерами (реласкопами):
1. Выбрать 1 дерево.
2. Визируя на дерево (на высоте груди -1.3 м).отойти от оси ствола на такое расстояние, при котором
ствол оценивается за 0.5 дерева. Это расстояние отметить колышком.
3. Измерить диаметр дерева мерной вилкой по 1 сантиметровой шкале (возможно по двух) и отмерить
от него в сторону своего поставленного колышка 50 диаметров.
4.С этой точки вновь оценить дерево полнотомером.Данный результат визирования на ствол с этого расстояния всегда будет приниматься за 0.5 дерева.
Запомнить положение ствола в визирной рамке полнотомера.
5. Выйти на 1 шаг вперед и вновь оценить дерево полнотомером. Ствол визируется как 1.
Запомнить положение ствола в визирной рамке полнотомера.
6. Отойти назад на 2 шага и вновь оценить дерево полнотомером. Ствол визируется как 0, т.е не учитывается.)
Запомнить положение ствола в визирной рамке полнотомера и можно приступать к оценке древостоя.
Перед началом работы полнотомеры подвергаются обязательной поверке.
В практике организации практических занятий по лесозащите в лесном колледже, этот способ таксации, по его применению к вопросам лесопатологической оценки состояния насаждений и древостоев предлагается к использованию и освоению студентами колледжа на учебной, производственной практиках и при исследовательских работах в ходе дипломного проектирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов игровой технологии при проведении профессиональных конкурсов
Конкурс профмастерства – дело серьёзное. Но элементы игровых технологий уместны и здесь. Примеры применения таких элементов отражены в данной методической разработке: конкурс профессионального мастерс...
Применение элементов проблемного обучения при проведении лабораторных работ по предмету «Основы технологии приготовления пищи»
Представлен пример применение проблемного обучения при проведении серии лабораторных работ по предмету «Основы технологии приготовления пищи» на примере темы "Соусы"....
Исследовательская работа на тему "Эффективность применения методов круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"
Исследовательская работа на тему"Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"работа несет в себе много полезной методической и педагогической и...
Эффективность применения метода круговой тренировки айкидистов 12-13 лет
Исследовательская работа о физкультуре и спорте, применении различных методов тренировки. будет полезна не только тренерам , но и преподавателям вузов....
Методика организации и проведения круговой тренировки на уроках физической культуры
Основой разработки «Методика организации и проведении круговой тренировки на уроках физической культуры , являются требования Государственных стандартов среднего и начального професс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...