Методическая разработка к открытому уроку по теме "Замена термостата"
методическая разработка

Саутов Млкайдар Таумратович

Методическая разработка к открытому уроку по теме "Замена термостата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_zamena_termostata-szhatyy.docx836.61 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

«Замена термостата»

Методическая разработка занятия учебной практики

Магнитогорск

2018

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

учебной практики

  1. Наименование ПМ: «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

  1.         Ремонт системы охлаждения

  1. Тема урока: Замена термостата
  2. Тип урока: Выполнение простых комплексных работ

Цели урока

Обучающая : формирование профессиональной компетенции обучающихся при выполнении простых комплексных работ по организации выполнения замены термостата, подбирать и пользоваться инструментом и приспособлениями в соответствии с технологической картой.

Развивающая: развитие профессионально-значимых психофизиологических свойств личности: практического мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, конкретизация, сравнение); инициативы, ответственности за результат своего труда; развитие аккуратности, точности.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к выбранной профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных мастером.

  1. Методическая характеристика урока

Метод

Методический прием

Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации интереса к

учению

Создание проблемной ситуации, познавательной новизны, способствующей формированию профессиональной компетенции.

Создание позитивного фона занятия, способствующего достижению цели урока

Ситуационная задача, беседа о значимости темы урока в профессиональной деятельности и будующей работы

Реализация межпредметных связей

Ориентация на успех

Использование вербальных и невербальных средств общения

Поощрение

Словесный

Беседа

Учебная дискуссия Комментирование

1. Боровских Ю.И., Бураев Ю.В.,Морозов К.А., Никифорв В.М., Фищенко А.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.:Академия. 2015, с. 388-399.

Анализ конкретных производственных ситуаций

2.Чумачкнко Ю.Т., Герасименко А.И. Автомобильный практикум. - Ростов на Дону:

«Феникс», 2014, с.455-466.

Инструктирование

3.Слон Ю.М. Автомеханик. - Ростов на Дону: «

Феникс», 2015, с.60-67

Инструктаж по охране труда

Наглядно- демонстрационн ый

Использование средств ИКТ

Использование средств натуральной наглядности

Экран, проекционная аппаратура. ЦОР: слайды Оборудование: рабочее место автомеханика

Демонстрация приёмов выполнения простой комплексной работы

Спецодежда

Практический

Выполнение учебно- производственных заданий

Инструкционно-технологическая карта «Замена термостата»

Рабочее место автомеханика

Инструменты и оборудование для выполнения простой комплексной работы: отвертка, шестигранный ключ на 5

Методы контроля

Задания входного и итогового тестов Самоконтроль

Взаимоконтроль

Эталоны ответов входного и итогового тестов

Карта оценивания выполнения учебно- производственного задания

3

  1. Ход урока

№ и название этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность мастера п/о

Виды и содержание цифровых бразовательных ресурсов (слайд-фото

-рисунок, -текст, -схема, -таблица, электронный учебник, видеофильм,

трансляция on-line и др. электронный тест)

Рефлексивная деятельность обучающихся

1

2

3

4

5

I.

Организацион ный этап

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Предъявление единых педагогических требований:

  • приветствие;
  • выявление отсутствующих на уроке;
  • проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка техникума)

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие.

Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала урока.

Организация внимания и готовности обучающихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию урока.

II. Вводный этап урока. Вводный инструктаж.

Сообщение темы.

Подготовка к

основному этапу занятия учебной практики

Мотивация.

Обеспечение возникновения у

обучающихся мотива – внутреннего

побудителя деятельности, придающего ей

личностный смысл и соответствующего

требованиям учения и будущей профессии.

Представьте производственную ситуацию.

Водителем вовремя не был замечен резкий запах от

выкипающей охлаждающей жидкости и пошел пар из-под капота, верный признак перегрева двигателя.

Как вы думаете, в чем причина?

Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.

Перечисляют возможные причины:

-забитый радиатор;

-неисправный        датчик температуры охлаждения жидкости;

-неисправность вентилятора;

Молодцы, вы верно определили причину перегрева двигателя. Это неисправность термостата.

А теперь назовите способы устранения неисправностей.

-Как вы догадались, этим видом деятельности мы будем заниматься на сегодняшнем уроке.

-поломка водяного насоса;

-неисправный термостат.

Перечисляют возможные способы устранения дефекта:

-заменить термостат;

Сообщение темы урока

Тема сегодняшнего урока: Замена термостата Запишите тему в конспект.

Слушают название темы. Записывают тему в конспект.

Постановка цели.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Перед Вами стоит следующая цель. Вы должны:

Уметь:

  • снимать и устанавливать детали термостата;
  • определять способы и средства ремонта термостата;
  • определять и устранять возникшие неисправности термостата в соответствии с технологической картой;
  • производить коррекцию выполненной работы;
  • организовать рабочее место;
  • подбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • выполнять заключительные работы.

Знать:

  • приёмы устранения дефектов и алгоритм трудовых действий при замене термостата;
  • время на выполнение работ;
  • критерии оценки качества выполненной работы

Прежде, чем перейти к теме нового занятия, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Предлагаю ответить на

вопросы входного теста. Время 5 минут.

После изучения темы занятия

Вы будете:

Уметь:

  • снимать и устанавливать детали термостата;
  • определять способы и средства ремонта термостата;
  • определять и устранять возникшие неисправности в термостате в

соответствии с технологической картой;

  • производить коррекцию выполненной работы;
  • организовывать рабочее место;
  • подбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • выполнять заключительные работы.

Знать:

  • приемы устранения дефектов и алгоритм трудовых действий при замене термостата;
  • устройство и конструктивные особенности термостата;
  • назначение и взаимодействие основных деталей термостата;
  • виды и методы ремонта;
  • способы замены деталей.

Обучающиеся осмысливают т цель в терминах «иметь представление», «уметь»,

«знать».

Входной контроль.

Актуализация опорных знаний.

Реализация связей:

  • межпредметных (производственное обучение – спецпредметы –

общеобразовательные предметы);

  • внутрипредметных (материал

предыдущих и данного уроков).

Входной тест Выберите правильный ответ:

1. Назначение термостата:

  1. предотвращает быстрый прогрев двигателя;
  2. способствует быстрому прогреву двигателя;
  3. поддерживает в двигателе оптимальную температуру.

Слайд –текст с алгоритмом трудовых действий

Выберите правильный ответ:

1. Назначение термостата:

  1. предотвращает быстрый прогрев двигателя;
  2. способствует быстрому прогреву двигателя;
  3. поддерживает в двигателе оптимальную

температуру.

Отвечают на вопросы.

Сравнивают свои ответы с эталонами (прилагаются).

Определяется коэффициент усвоения.

Верно ли утверждение:

  1. Антифриз является безвредным для здоровья водителя

Исключите лишнее слово:

  1. Какую воду нельзя применять в системах охлаждения?
  1. колодезную;
  2. дождевую;
  3. морскую;
  4. снеговую.

Выберите правильный ответ:

  1. В каком положении должен находиться клапан термостата, если температура жидкости в рубашке охлаждения выше 90 градусов С:
  1. в открытом;
  2. в закрытом4
  3. в одном из указанных положений в зависимости от особенностей устройства системы охлаждения.

  1. Антифриз является безвредным для здоровья водителя

  1. Какую воду нельзя применять в

системах охлаждения?

  1. колодезную;
  2. дождевую;
  3. морскую;
  4. снеговую;

  1. В каком положении должен

находиться клапан термостата, если температура жидкости в рубашке охлаждения выше 90 градусов С:

  1. в открытом;
  2. в закрытом;
  3. в одном из указанных положений в

зависимости от особенностей устройства

системы охлаждения.

Выберите правильный ответ:

  1. Что необходимо сделать, чтобы ускорить прогрев холодного двигателя:
  1. жалюзи открыть;
  2. жалюзи закрыть полностью;
  3. жалюзи держать частично закрытыми.

Соотнесите:

  1. Неисправности системы охлаждения:
  1. неисправен термостат;
  2. засорение радиатора;
  3. повреждение прокладки головки цилиндров;
  4. образование воздушных пробок.

  1. заменить прокладку;
  2. удалить воздух;
  3. заменить;
  4. промыть радиатор.

Выберите правильный ответ:

  1. Применение в системе охлаждения «жесткой» воды, содержащей большое количество солей, ведет:
  1. к образованию накипи;
  2. к повышению коррозии;
  3. к перегреву двигателя;
  4. ко всему названному.

  1. Что необходимо сделать, чтобы

ускорить прогрев холодного

двигателя:

  1. жалюзи открыть;
  2. жалюзи закрыть полностью;
  3. жалюзи держать частично закрытыми.

Причины        Способ устранения

  1. неисправлен термостат        1)заменить прокладку
  2. засорение радиатора        2) удалить воздух
  3. повреждение        3) заменить прокладки головки

цилиндров        4) промыть радиатор

  1. образование воздушных

пробок

  1. Применение в системе охлаждения

«жесткой» воды, содержащей

большое количество солей, ведет:

  1. к образованию накипи;
  2. к повышению коррозии;
  3. к перегреву двигателя;
  4. ко всему названному.

8. Перечислите основные инструменты, необходимые при замене термостата

Эталоны ответов к входному тесту.

Эталоны ответов:

1. 2), 3).

  1. Нет. Антифриз вызывает химический ожог при попадании на кожу.
  2. 1), 3).
  3. 2).
  4. 5).
  5. 1) -3), 2) -4), 3) -1), 4) -2).
  6. 1).
  7. Шлицевая отвертка, крестовая отвертка, торцевой ключ.
  8. 1).
  9. Рубашка охлаждения (водяная рубашка), радиатор, вентилятор, термостат, жидкостный насос (помпа), расширительный бачок, соединительные патрубки и сливные краны., отопитель салона.

Коррекция опорных знаний.

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных

знаниях обучающихся.

Разбор вопросов, вызвавших затруднения

Определяют и восполняют пробелы в знаниях.

Организация взаимопомощи.

Сильные помогают более слабым.

Формирование ориентировоч ной основы учебной деятельности.

Изучение нового

материала.

Обеспечение восприятия и

осмысления способов действий.

Формирование умений составления алгоритма трудовых действий.

Ответы входного теста показали, что вы готовы к выполнению работ по замене термостата.

Переходим к теме нашего занятия.

Предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма по теме урока. Постарайтесь максимально запомнить ход работы.

Замена        термостата        выполняется        в        следующей последовательности:

  1. Выполнить подготовительные работы: организовать рабочее место автомеханика; подготовить инструменты и приспособления; проверить средства индивидуальной защиты.
  2. Отключить и снять аккумулятор.
  3. Слить охлаждающую жидкость..
  4. Ослабить затяжку двух хомутов шлангов на патрубках крышки гнезда термостата.

Видеофильм «Замена термостата»

Воспринимают,

осмысливают способы действий.

Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы.

  1. Ослабить второй хомут заднего шланга на подводящей трубе водяного насоса.
  2. Снять с патрубков передний шланг.
  3. Снять задний шланг.
  4. Снять термостат.
  5. Зажать крышку в тиски так, чтобы не повредить алюминиевую крышку.
  6. Вынуть из крышки термостат. 11.Проверить термостат.

12.Заменить термостат.

13.Установить термостат в порядке, обратном снятию. 14.Заполнить жидкостью систему охлаждения.

15. Выполнить заключительные работы.

Проанализируем каждую из операций:

1. Объяснить, для чего нужны подготовительные работы?

Для выполнения данного вида работы необходимы инструменты:

Шлицевая отвертка Крестовая отвертка Торцевой ключ

Рабочее место должно быть очищено от грязи и пыли.

По площади оно должно быть достаточным для

размещения инструмента, приспособлений и снятых деталей.

Не должно быть лишнего, ненужного оборудования.

2. С какой целью снимаем аккумулятор?

Для более комфортных условий выполнения

замены термостата

3. Расскажите порядок слива охлаждающей жидкости.

Внимание!

Охлаждающая жидкость ядовита, будьте осторожны.

Снять пробку с расширительного бачка и отвернуть внизу радиатора сливную пробку. Слить оттуда жидкость и обратно завернуть пробку.

4. Для чего ослабляем затяжку хомутов шлангов?

Для снятия шлангов

5. Какой инструмент используем при данно1 операции?

Отвертка

6. Для чего снимаем шланги с патрубков?

Для дальнейшего снятия крышки с термостатом3ц2

7.Что надо сделать при снятии заднего шланга?

Сдвинуть задний шланг по подводящей трубе водяного насоса

8.Каким образом снимаем термостат?

Надо отвернуть три болта крепления крышек

9. Что надо сделать, чтобы не повредить крышку?

На тиски установить накладки или губки

10.Как вынуть термостат из крышки?

Отжать пластину фиксации термостата вниз, преодолевая при этом усилие пружины.

Повернуть пластину в любое удобное

направление, вывести из зацепления с пазами.

Извлечь термостат из крышки.

11.Каким способом проверяется термостат?

Опустить в горячую воду, примерно в 78–80 градусов и нагреть воду до 87–90 градусов, при этом постоянно

помешивая её.

12.В каком случае заменяется термостат?

Если шток из силиконового элемента при температуре 87-90 градусов не

выдвигается, то его надо заменить. В случае, если этого не произошло, значит, он не пригодный и его необходимо заменить на новый.

13.На что обратить внимание при остановке термостата?

Обратить внимание на состояние уплотнительного резинового кольца в пазу гнезда. Сильно

деформированное, надорванное или потерявшее упругость кольцо заменить.

14.В каком порядке производится заполнение охлаждающей жидкостью системы охлаждения?

Заливать её до верхней кромки ремня крепления расширительного бака (в расширительный бачок). Завернуть пробку и завести двигатель.

Выполните заключительные работы: уберите рабочее место.

Проверить качество выполненной работы.

Проверка понимания алгоритма действий.

Определение возможности допуска учащихся к

самостоятельной работе.

Насколько хорошо Вы усвоили тему урока, покажут результаты итогового теста

Итоговый тест

-Установить технологическую последовательность замены термостата в системе охлаждения

Организация самоконтроля.

Установить технологическую последовательность замены термостата:

  • Выполнить подготовительные работы.
  • Отключить и снять аккумулятор.
  • Слить охлаждающую жидкость.
  • Ослабить затяжку двух хомутов шлангов на патрубках крышки гнезда термостата.
  • Ослабить второй хомут заднего шланга на подводящей трубе водяного насоса.
  • Снять с патрубков передний шланг.
  • Снять задний шланг.
  • Снять крышку вместе с термостатом.
  • Зажать крышку в тиски так, чтобы не повредить алюминиевую крышку.
  • Вынуть из крышки термостат.
  • Проверить термостат.
  • Заменить термостат.
  • Установить термостат в порядке, обратном снятию.
  • Залить жидкость в систему охлаждения.
  • Произвести осмотр деталей и сделать вывод о пригодности и работоспособности термостата.

Отвечают на вопросы. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий.

Коррекция знаний ориентировоч ной основы действий.

Выявление пробелов и исправление ошибок в понимании

ориентировочной основы действий.

Организация взаимопомощи.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях.

Сильные учащиеся

объясняют более слабым.

III. Основной этап урока. Самостоятель ная работа учащихся, текущий инструктаж.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление.

Результаты итогового теста показали, что вы готовы к выполнению учебно-производственного задания.

А теперь, давайте повторим требования охраны труда при выполнении работ по замене термостата в системе охлаждения.

Максимальное количество баллов:30

Перевод в отметку:

30-27 баллов – «5»;        26-24 баллов – «4»;        23-21 баллов – «3»        Если набрано 20 баллов и менее, работа не оценивается

Самоконтроль правильности выполнения трудовых приемов

Осмысление

необходимости безопасных способов выполнения

работ.

№ п/п

Показатели и категории оценивания

Бал лы

Вес ово й коэ фф ици

ент

Фа кт. кол

-во бал

лов

1

Владение приемами работ

  • самостоятельно, правильно и точно владеет приемами работы, осуществляет контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера п.о. в

отдельных случаях; (Разборка и сборка узлов и агрегатов, устранение неисправностей).

3

2

  • уверенно владеет приемами работ, но возможно несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся

2

  • недостаточное владение приемами работ

1

2

Соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ

  • качественно выполняет работу в полном соответствии с требованиями технической и технологической документации

3

3

  • уровень качества выполненной работы снижен незначительно; работу выполняет самостоятельно (возможна несущественная помощь мастера)

2

  • значительные отклонения по качеству работы

1

3

Соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места

  • уверенно организует рабочее место, отвечающее требованиям НОТ для устранения возникших во время эксплуатации транспортных средств мелких неисправностей в соответствии с технической документацией

3

1

  • незначительные замечания по выполнению требований безопасности труда и организации рабочего места

2

  • нарушения правил безопасности труда; существенные ошибки в организации рабочего места

1

4

Умение пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями

  • уверенно и умело пользуется оборудованием, инструментами и приспособлениями

3

2

  • правильно пользуется оборудованием, инструментами и приспособлениями, но возможны несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся

2

  • недостаточное умение пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями

1

Требования по охране труда

  1. Работать в спецодежде и застегнутых манжетах рукавов.
  2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать вс лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
  3. Проверить        наличие        и        исправность        инструмента приспособлений
  4. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним
  5. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости

предварительно смачивать керосином или специальным составом. Правильно подбирать размер гаечного ключа.

  • Работать в спецодежде и застегнутых манжетах

рукавов.

  • Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
  • Проверить наличие и исправность инструмента,

приспособлений

  • Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним
  • Трудноотварачиваемые гайки при необходимости

предварительно смачивать керосином или

специальным составом. Правильно подбирать размер гаечного ключа.

Самооценка. Саморегуляция

IV. Заклю- чительный этап урока. Заключительн ый инструктаж

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

  1. Подвести        итоги        за        день.        Анализ        работы        каждого обучающегося.
  2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.
  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.
  4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся и рекомендации по их устранению.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Мотивация.

Формирование у обучающихся

ориентации на успех.

Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Каждый обучающийся освоил трудовые приемы проведения замены термостата, что в дальнейшем Вам поможет освоить операции по

дальнейшему ремонту автомобиля.

Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели

домашнего задания.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сообщение домашнего задания:

1. 2. Повторить тему «Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения».

Учебник «Боровских Ю.И.» §28.1 стр.3

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Постановка новой цели к следующему уроку.

Тема следующего урока: «Ремонт системы смазки»

На этом уроке вы сможете освоить приемы

 ремонта масляного насоса.

Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....