Главные вкладки
Методическая разработка к открытому уроку по теме "Система зажигания"
методическая разработка
Методическая разработка к открытому уроку по теме "Система зажигания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
«Система зажигания»
Методическая разработка Учебного занятия
Магнитогорск
2022
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Открытый урок
Наименование ПМ: «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
- Аппараты систем зажигания
- Тема урока: Система зажигания
- Тип урока: Изучение устройства и работы системы зажигания
Цели урока
Обучающая : формирование профессиональной компетенции обучающихся при ознакомлении учащихся с системой зажигания.
Развивающая: развитие профессионально-значимых психофизиологических свойств личности: практического мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, конкретизация, сравнение); формировать навыки самостоятельной творческой работы с узлами и агрегатами автомобиля.
Воспитательная: формировать навыки самостоятельной творческой работы с узлами и агрегатами автомобиля, воспитание положительной мотивации к выбранной профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных мастером.
- Методическая характеристика урока
Метод | Методический прием | Средства обучения |
Методы стимулировани я и мотивации интереса к учению | Создание проблемной ситуации, познавательной новизны, способствующей формированию профессиональной компетенции. Создание позитивного фона занятия, способствующего достижению цели урока Ориентация на успех | Ситуационная задача, беседа о значимости темы урока в профессиональной деятельности и будущей работы Реализация межпредметных связей Использование вербальных и невербальных средств общения Поощрение |
Словесный | Беседа |
Инструктаж по охране труда |
Учебная дискуссия | ||
Комментирование | ||
Анализ конкретных производственных ситуаций | ||
Инструктирование | ||
Наглядно- демонстрацион ный | Использование средств ИКТ Использование средств натуральной наглядности | Экран, проекционная аппаратура. ЦОР: слайды Оборудование: наглядный макет системы зажигания |
Демонстрация приёмов выполнения простой комплексной работы | Спецодежда | |
Практический | Выполнение учебно- производственных заданий | Инструкционно-технологическая карта «ТО системы зажигания» Рабочее место автомеханика Инструменты и оборудование для выполнения простой комплексной работы: |
3
- Ход урока
№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность мастера п/о | Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, -рисунок, -текст, - схема, -таблица, электронный учебник, видеофильм, трансляция on-line и др. электронный тест) | Рефлексив ная деятельнос ть обучающих ся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Организацион ный этап | Подготовка обучающихся к работе на уроке | Предъявление единых педагогических требований:
| Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место. | |
Психологическая установка на восприятие материала урока. | Организация внимания и готовности обучающихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). | Готовятся к восприятию урока. | ||
II. Вводный этап урока. Сообщение темы. | Подготовка к основному этапу занятия учебной практики |
Мотивация. | Обеспечение возникновения у обучающихся мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. | Представьте производственную ситуацию. Ребята, скажите, пожалуйста, об источниках электрической энергии на автомобиле? Молодцы, вы верно назвали источники электрической энергии на автомобиле. Для чего предназначена cистема зажигания автомобиля? Как происходит воспламенение смеси в цилиндре бензинового двигателя? Опишите 4 такта и фазы ГРМ? -Как вы догадались, этим видом деятельности мы будем заниматься на сегодняшнем уроке. | Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессиональн ого опыта. -Учащиеся отвечают на заданные преподавател ем вопросы. Перечисляют возможные неисправности |
Сообщение темы урока | Тема сегодняшнего урока: Контактная система зажигания Запишите тему в конспект. | Контактная системы зажига Преподаватель: Саутов | Слушают название темы. Записывают тему в конспект. ния М.Т. | |
Постановка цели. | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | После изучения темы урока вы будете знать: Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, как работает система зажигания? Уметь: анализировать и определять…. Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете в течение нашего занятия. «Ребята, как вы думаете, для чего предназначена система зажигания?» | На автомобильных карбюраторных двигателях применяют контактную, контактно-транзисторную и бесконтактну систему зажигания. | Обучающиеся осмысливают т цель в терминах «иметь представление», «уметь», «знать». ю |
Актуализация опорных знаний. Реализация связей:
спецпредметы – общеобразователь ные предметы);
внутрипредметны х (материал предыдущих и данного уроков). | Входной контроль Система зажигания предназначена для создания тока высокого напряжения и распределения его по свечам цилиндров. Импульс тока высокого напряжения подается на свечи в строго определенный момент времени, который меняется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. В настоящее время на автомобилях может устанавливаться контактная система зажигания или бесконтактная электронная система. Контактная система зажигания состоит из:
Катушка зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Как и большинство приборов системы зажигания, она располагается в моторном отсеке автомобиля. Принцип работы катушки зажигания очень прост и знаком нам из школьного курса физики. Когда по обмотке низкого напряжения протекает электрический ток, то вокруг нее создается магнитное поле. Если же прервать ток в этой обмотке, то исчезающее магнитное поле индуцирует ток уже в другой обмотке (высокого напряжения).За счет разницы в количестве витков обмоток катушки, из 12-ти вольт мы получаем необходимые нам 20 тысяч вольт! Цифра весьма | Отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы с эталонами (прилагаются). Определяется коэффициент усвоения. |
впечатляющая, но это как раз то напряжение, которое в состоянии пробить воздушное пространство (около миллиметра) между электродами свечи зажигания. Если кто из вас, испугавшись этой цифры, решил вообще не дотрагиваться до чего-либо электрического в машине, то напрасно. "Убивает не напряжение, а ток" - известное выражение у электриков, как нельзя лучше подходит к ситуации с автомобилем. В системе зажигания очень маленькие токи, поэтому если вы и дотронетесь до проводов или приборов системы, то будет лишь несколько "неприятно", но не более того. Да и произойдет это, только если вы стоите босиком (в мокрой обуви) на сырой земле или если одна рука на `корпусе`, а другая на 20-ти тысячах. Прерыватель тока низкого напряжения - нужен для того, чтобы размыкать ток в цепи низкого напряжения. Именно при этом во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется ток высокого напряжения, который затем поступает на центральный контакт распределителя. Контакты прерывателя находятся под крышкой распределителя зажигания. Пластинчатая пружина подвижного контакта постоянно прижимает его к неподвижному контакту. Размыкаются они лишь на короткий срок, когда набегающий кулачок приводного валика прерывателя-распределителя надавит на молоточек подвижного контакта. Параллельно контактам включен конденсатор. Он необходим для того, чтобы контакты не обгорали в момент размыкания. Во время отрыва подвижного контакта от неподвижного, между ними хочет проскочить мощная искра, но конденсатор поглощает в себя большую часть электрического разряда и искрение уменьшается до незначительного. Но это только заметная глазу половина полезной работы конденсатора. Он еще участвует и в увеличении напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Когда контакты прерывателя полностью размыкаются, конденсатор разряжается, создавая обратный ток в цепи низкого напряжения, и тем самым, | ||||
ускоряет исчезновение магнитного поля. А чем быстрее исчезает это поле, тем больший ток возникает в цепи высокого напряжения. «Ребята, а зачем такой длинный разговор о такой маленькой штучке в такой большой машине?" Так вот учтите, при выходе конденсатора из строя двигатель работать не будет! Напряжение во вторичной цепи получится недостаточно большим для того, чтобы пробить воздушную преграду между электродами свечи зажигания. Может быть, иногда, слабая искорка и будет проскакивать, но нам нужна достаточно `горячая` и стабильная искра, которая гарантированно воспламенит рабочую смесь и обеспечит нормальный процесс ее сгорания. А для этого, как раз и необходимы те самые, страшные 20 тысяч вольт, в приготовлении которых участвует и конденсатор. Прерыватель тока низкого напряжения и распределитель высокого напряжения расположены в одном корпусе и имеют привод от коленчатого вала двигателя. Часто водители называют этот узел коротко - "прерыватель-распределитель" (или еще короче - "трамблер"). Крышка распределителя и распределитель (ротор) тока высокого напряжения предназначены для распределения тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя. После того, как в катушке зажигания образовался ток высокого напряжения, он попадает (по высоковольтному проводу) на центральный контакт крышки распределителя, а затем через подпружиненный контактный уголек на пластину ротора. Во время вращения ротора ток `соскакивает` с его пластины, через небольшой воздушный зазор, на боковые контакты крышки. Далее, через высоковольтные провода, импульс тока высокого напряжения попадает к свечам зажигания. Боковые контакты крышки распределителя пронумерованы и соединены |
(высоковольтными проводами) со свечами цилиндров в строго определенной последовательности. Таким образом, устанавливается `порядок работы цилиндров`, который выражается рядом цифр. Как правило, для четырехцилиндровых двигателей, применяется последовательность: 1 - 3 - 4 - 2. Это означает, что после воспламенения рабочей смеси в первом цилиндре, следующий "взрыв" произойдет в третьем, потом в четвертом и, наконец, во втором цилиндре. Такой порядок работы цилиндров установлен для равномерного распределения нагрузки на коленчатый вал двигателя. Подача высокого напряжения на электроды свечи зажигания должна происходить в конце такта сжатия, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки примерно 4О - 6О, измеряя по углу поворота коленчатого вала. Этот угол называют углом опережения зажигания. «Ребята, что такое угол опережения зажигания?» Необходимость опережения момента зажигания горючей смеси обусловлена тем, что поршень движется в цилиндре с огромной скоростью. Если смесь поджечь несколько позже, то расширяющиеся газы не будут успевать делать свою основную работу, то есть давить на поршень в должной степени. Хотя горючая смесь и сгорает в течение 0,001 - 0,002 секунды, поджигать ее надо до подхода поршня к верхней мертвой точке. Тогда в начале и середине рабочего хода поршень будет испытывать необходимое давление газов, а двигатель будет обладать той мощностью, которая требуется для движения автомобиля. Первоначальный угол опережения зажигания выставляется и корректируется с помощью поворота корпуса прерывателя- распределителя. Тем самым мы выбираем момент размыкания контактов прерывателя, приближая их или наоборот, удаляя от набегающего кулачка приводного валика прерывателя- распределителя. Однако, в зависимости от режима работы двигателя, условия процесса сгорания рабочей смеси в |
цилиндрах постоянно меняются. Поэтому для обеспечения оптимальных условий, необходимо постоянно менять и указанный выше угол (4О - 6О). Это обеспечивают центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания. Центробежный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения момента возникновения искры между электродами свечей зажигания, в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. При увеличении оборотов коленчатого вала двигателя, поршни в цилиндрах увеличивают скорость своего возвратно-поступательного движения. В тоже время скорость сгорания рабочей смеси остается практически неизменной. Это означает, что для обеспечения нормального рабочего процесса в цилиндре, смесь необходимо поджигать чуть раньше. Для этого искра между электродами свечи должна проскочить раньше, а это возможно лишь в том случае, если контакты прерывателя разомкнутся тоже раньше. Вот это и должен обеспечить центробежный регулятор опережения зажигания. Центробежный регулятор опережения зажигания находится в корпусе прерывателя-распределителя. Он состоит из двух плоских металлических грузиков, каждый из которых одним из своих концов закреплен на опорной пластине, жестко соединенной с приводным валиком. Шипы грузиков входят в прорези подвижной пластины, на которой закреплена втулка кулачков прерывателя. Пластина с втулкой имеют возможность проворачиваться на небольшой угол относительно приводного валика прерывателя-распределителя. По мере увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя, увеличивается и частота вращения валика прерывателя-распределителя. Грузики, подчиняясь центробежной силе, расходятся в стороны, и сдвигают втулку кулачков прерывателя `в отрыв` от приводного валика. То есть набегающий кулачок поворачивается на некоторый угол по ходу вращения навстречу |
молоточку контактов. Соответственно контакты размыкаются раньше, угол опережения зажигания увеличивается. При уменьшении скорости вращения приводного валика, центробежная сила уменьшаются и, под воздействием пружин, грузики возвращаются на место - угол опережения зажигания уменьшается. Вакуумный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения момента возникновения искры между электродами свечей зажигания, в зависимости от нагрузки на двигатель. На одной и той же частоте вращения коленчатого вала двигателя, положение дроссельной заслонки (педали газа) может быть различным. Это означает, что в цилиндрах будет образовываться смесь различного состава. А скорость сгорания рабочей смеси как раз и зависит от ее состава. При полностью открытой дроссельной заслонке (педаль газа `в полу`) смесь сгорает быстрее, и поджигать ее можно и нужно попозже. То есть угол опережения зажигания надо уменьшать. И наоборот, когда дроссельная заслонка прикрыта, скорость сгорания рабочей смеси падает, поэтому угол опережения зажигания должен быть увеличен. Вакуумный регулятор крепится к корпусу прерывателя - распределителя. Корпус регулятора разделен диафрагмой на два объема. Один из них связан с атмосферой, а другой, через соединительную трубку, с полостью под дроссельной заслонкой. С помощью тяги, диафрагма регулятора соединена с подвижной пластиной, на которой располагаются контакты прерывателя. При увеличении угла открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки на двигатель) разряжение под ней уменьшается. Тогда, под воздействием пружины, диафрагма через тягу сдвигает на небольшой угол пластину вместе с контактами в сторону от набегающего кулачка прерывателя. Контакты будут размыкаться позже - угол опережения зажигания уменьшится. И наоборот - угол увеличивается, когда вы уменьшаете газ, то есть, прикрываете дроссельную заслонку. Разряжение под ней увеличивается, передается к диафрагме и она, преодолевая сопротивление |
пружины, тянет на себя пластину с контактами. Это означает, что кулачок прерывателя раньше встретится с молоточком контактов и разомкнет их. Тем самым мы увеличили угол опережения зажигания для плохо горящей рабочей смеси. «Ребята, а как Вы думаете, для чего нужна свеча зажигания?» Свеча зажигания необходима для образования искрового разряда и зажигания рабочей смеси в камере сгорания двигателя. Когда импульс тока высокого напряжения от распределителя попадает на свечу зажигания, между ее электродами проскакивает искра. Именно эта "искорка" воспламеняет рабочую смесь и обеспечивает нормальное прохождение рабочего цикла двигателя. Свеча зажигания маленькая, но очень важная деталь вашего двигателя. Высоковольтные провода служат для подачи тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от него на свечи зажигания. |
Закрепление изучаемого материала – 8 мин. | Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью повторения материала. Ну, а теперь ответьте на вопрос: «Для чего предназначена система зажигания?» Опишите устройство и принцип работы системы зажигания. | Учащиеся работают со своими тетрадями. Предполагаем ый ответ: Для создания тока высокого напряжения и распределения его по свечам цилиндров. | ||
Обобщение и систематизаци я изучаемого | Предлагаю рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке. | Слушают вопросы, отвечают, делают выводы |
материала – 2 мин. Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся – 3 мин. | Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Принцип действия системы зажигания?» Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак,
Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке. | по изученному материалу. Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу. Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы. | ||
IV. Заклю- чительный этап урока. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. |
| Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция . | |
Мотивация. | Формирование у обучающихся ориентации на успех. | Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Каждый обучающийся освоил устройство контактной системы зажигания, что в дальнейшем Вам поможет освоить операции по дальнейшему ремонту автомобиля. | Самоактуализа ция. Саморегуляция через достижения цели. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Сообщение домашнего задания: 1. Повторить тему «Устройство и техническое обслуживани системы зажигания». Учебник «Боровских Ю.И.» §28.1 стр.3 | Самоосмыслен ие способов выполнения домашнего задания. | |
Постановка новой цели к следующему уроку. | Тема следующего урока: «Ремонт системы зажигания» На этом уроке вы сможете освоить приемы Ремонта и регулировки системы зажигания. | Самоосмыслен ие информации о задачах на ближайший урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

План-конспект урока учебной практики " Зажигание сварочной дуги и поддержания её горения".
В плане-конспекте урока учебной практики предоставлен вариант проведения урока по профессии: Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки). Рекомендован мастерам производственного обучен...