Развитие технического мышления младших школьников посредством технического моделирования (из опыта работы)
опыты и эксперименты

Программа "Начальное техническое моделирование" расчитана на детей младшего школьного возраста. Для создания моделей техники им нужно выполнять чертежи, а предмет "Черчение" изучается в более старших классах, поэтому для воплощения детской мечты был придуман простой способ выполнения чертежей. С помощью прямоугольника определенного размера ребята легко и с удовольствием выполняют задуманное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_pechati.docx19.15 КБ
Файл rabota_dlya_pechati.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие технического мышления младших школьников на занятиях технического моделирования (из опыта работы)

Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется технологическим путем, т.е. путем создания и совершенствования различных технических устройств и технологических процессов. Ведущее положение приобретают специалисты, имеющие техническое образование, обладающие техническим мышлением (1).

Техническое мышление это один из механизмов трудового воспитания, обеспечивающих накопление технологических знаний и опыта эффективной организации труда, осмысление результатов трудовой деятельности; формирующий творческое отношение к делу (2).

Техническое мышление включает в себя: понятийное, образное и практическое мышление. Исследованиями психологов доказана необходимость формирования у учащегося в одинаковой степени всех трех компонентов технического мышления и развитие его у младших школьников. Недостаточное развитие хотя бы одного из составляющих (понятия, образа, действия) может привести к неудачам в решении технических задач (3).

Для успешного развития технического мышления большое значение имеет творческое воображение, которое наиболее выражено у младших школьников, поэтому его можно и нужно развивать именно в этом возрасте. Творчество помогает ребенку раскрыться, обогатить свой внутренний мир, быть более успешным в обучении. Для развития технического мышления самое главное – это создание установки на творческий поиск. Чаще всего техническое мышление проявляется при конструировании и моделировании.

Техническое моделирование – существенное звено в общей системе политического обучения младших школьников. Значение его состоит в том, что помимо решения общих задач трудового воспитания и обучения оно расширяет технический кругозор детей, формирует конструкторские знания и умения, развивает интерес к технике и техническое мышление обучающихся.

Работая педагогом дополнительного образования с 2002 года, я реализую дополнительную общеобразовательную программу «Начальное техническое моделирование». В ходе реализации программы обучающиеся изучают первоначальные конструкторско-технологические понятия, конструируют различные модели техники и окружающих нас предметов, тренируются в выполнении элементарных чертежей геометрических фигур, учатся читать простые чертежи различных видов моделей техники (машин, танков, кораблей, самолетов и т.д.) Постепенно у ребят формируется целостное представление о мире техники, устройстве механизмов, их применении в реальной жизни, формах и размерах окружающих объектов и соотношении предметов.

Программа «Начальное техническое моделирование» рассчитана на детей младшего школьного возраста. На занятиях первого года обучения все модели и объекты учащиеся выполняют по образцам и готовым чертежам, а на занятиях второго года обучения учатся выполнять задания и по собственному замыслу. Создание моделей вызывает у ребят огромный интерес, но для этого им необходимо научиться самостоятельно изготавливать развертки задуманных объектов и предметов, выполнять чертежи. Учебный предмет «Черчение» в школьной программе изучается в старшем возрасте, поэтому на занятиях с младшими школьниками необходимо использование других способов вычисления размеров и построения моделей.

С целью развития пространственного воображения и технического мышления на занятиях ребята создают не только внешнюю модель объекта, но и придумывают его внутреннее устройство. Вот тут начинают появляться различные варианты, формируется инженерная мысль. Важно, что такое творчество предполагает создание новых образцов и объектов. Именно этому и стоит отдать предпочтение. В это время педагог обязан помочь переходу процесса мышления к действию, к практической реализации идеи. Для воплощения всего, что нафантазировал ребенок, я разработала упрощенный способ создания разверток с помощью одного прямоугольника, который в свою очередь разделен пополам и по длине, и по ширине (рис.1).

Рис. 1. Шаблон для создания развертки

Имея такой шаблон, складывая его разными способами – можно начертить самые разнообразные модели, объекты и предметы (например, для создания внутреннего пространства автомобиля). Этот способ позволяет ребенку с любым уровнем развития самостоятельно нарисовать и изготовить множество задуманных, разных по сложности предметов. Для работы заготовлены такие шаблоны разных размеров, но у всех ширина в 2 раза меньше длинны – это главное условие!

Одной из важнейших задач дополнительного образования является развитие творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. Создание на занятиях условий для реализации технических идей учащихся способствует не только активному развитию технического мышления, но и гармоничному развитию личности ребенка.

Список литературы

  1. Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе //Весник Челябинского государственного университета, 2012. -№35 (289).
  2. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М.: НМЦ СПО. С.М. Вишняков, 1999.
  3. Развитие технического творчества младших школьников: книга для учителя / П.Н. Андрианов, М.А. Каюкова и др. - М.: Просвещение, 1990. – 110 с.



Предварительный просмотр:

Развитие технического мышления младших школьников на занятиях технического моделирования (из опыта работы)

Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется технологическим путем, т.е. путем создания и совершенствования различных технических устройств и технологических процессов. Ведущее положение приобретают специалисты, имеющие техническое образование, обладающие техническим мышлением (1).

Техническое мышление это один из механизмов трудового воспитания, обеспечивающих накопление технологических знаний и опыта эффективной организации труда, осмысление результатов трудовой деятельности; формирующий творческое отношение к делу (2).

Техническое мышление включает в себя: понятийное, образное и практическое мышление. Исследованиями психологов доказана необходимость формирования у учащегося в одинаковой степени всех трех компонентов технического мышления и развитие его у младших школьников. Недостаточное развитие хотя бы одного из составляющих (понятия, образа, действия) может привести к неудачам в решении технических задач (3).

Для успешного развития технического мышления большое значение имеет творческое воображение, которое наиболее выражено у младших школьников, поэтому его можно и нужно развивать именно в этом возрасте. Творчество помогает ребенку раскрыться, обогатить свой внутренний мир, быть более успешным в обучении. Для развития технического мышления самое главное – это создание установки на творческий поиск. Чаще всего техническое мышление проявляется при конструировании и моделировании.

Техническое моделирование – существенное звено в общей системе политического обучения младших школьников. Значение его состоит в том, что помимо решения общих задач трудового воспитания и обучения оно расширяет технический кругозор детей, формирует конструкторские знания и умения, развивает интерес к технике и техническое мышление обучающихся.

Работая педагогом дополнительного образования с 2002 года, я реализую дополнительную общеобразовательную программу «Начальное техническое моделирование». В ходе реализации программы обучающиеся изучают первоначальные конструкторско-технологические понятия, конструируют различные модели техники и окружающих нас предметов, тренируются в выполнении элементарных чертежей геометрических фигур, учатся читать простые чертежи различных видов моделей техники (машин, танков, кораблей, самолетов и т.д.) Постепенно у ребят формируется целостное представление о мире техники, устройстве механизмов, их применении в реальной жизни, формах и размерах окружающих объектов и соотношении предметов.

Программа «Начальное техническое моделирование» рассчитана на детей младшего школьного возраста. На занятиях первого года обучения все модели и объекты учащиеся выполняют по образцам и готовым чертежам, а на занятиях второго года обучения учатся выполнять задания и по собственному замыслу. Создание моделей вызывает у ребят огромный интерес, но для этого им необходимо научиться самостоятельно изготавливать развертки задуманных объектов и предметов, выполнять чертежи. Учебный предмет «Черчение» в школьной программе изучается в старшем возрасте, поэтому на занятиях с младшими школьниками необходимо использование других способов вычисления размеров и построения моделей.

С целью развития пространственного воображения и технического мышления на занятиях ребята создают не только внешнюю модель объекта, но и придумывают его внутреннее устройство. Вот тут начинают появляться различные варианты, формируется инженерная мысль. Важно, что такое творчество предполагает создание новых образцов и объектов. Именно этому и стоит отдать предпочтение. В это время педагог обязан помочь переходу процесса мышления к действию, к практической реализации идеи. Для воплощения всего, что нафантазировал ребенок, я разработала упрощенный способ создания разверток с помощью одного прямоугольника, который в свою очередь разделен пополам и по длине, и по ширине (рис.1).

Рис. 1. Шаблон для создания развертки

Имея такой шаблон, складывая его разными способами – можно начертить самые разнообразные модели, объекты и предметы (например, для создания внутреннего пространства автомобиля). Этот способ позволяет ребенку с любым уровнем развития самостоятельно нарисовать и изготовить множество задуманных, разных по сложности предметов. Для работы заготовлены такие шаблоны разных размеров, но у всех ширина в 2 раза меньше длинны – это главное условие!

Одной из важнейших задач дополнительного образования является развитие творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. Создание на занятиях условий для реализации технических идей учащихся способствует не только активному развитию технического мышления, но и гармоничному развитию личности ребенка.

Список литературы

  1. Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе //Весник Челябинского государственного университета, 2012. -№35 (289).
  2. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М.: НМЦ СПО. С.М. Вишняков, 1999.
  3. Развитие технического творчества младших школьников: книга для учителя / П.Н. Андрианов, М.А. Каюкова и др. - М.: Просвещение, 1990. – 110 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики

Проект курсовой работы на тему: Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Выпускная квалификационная работа студента "Сочинение как средство развития речевых компетенций младших школьников"

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.Цель работы: выявление наиболее содержательных методов...

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...

«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»

Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...

Тезисы "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"

В этой работе представлены тезисы по курсовой работе "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"...

Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...