Методическая разработка учебного занятия Тема : " Сложное маневрирование : Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."
план-конспект занятия

Одной из будущих профессиональных компетенций водителя являются действия по обеспечению безопасности дорожного движения. В условиях интенсивности современного дорожного движения водителю жизненно необходимо ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке и принимать молниеносные,зачастую единственно верные, правильные решения. Для формирования правильного поведения на дороге, анализа складывающейся ситуации и предвидения действий других участников движения водителю в первую очередь необходимо знать и правильно применять полученные в ходе обучения навыки управления автомобилем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx206.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

Тамбовская область Кирсановский район

Методическая разработка

учебного занятия

Тема : " Сложное маневрирование : Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."

                                      Автор :

                                                                        Чернов Сергей Викторович

                                                       мастер п/о

        

                                   

Кирсановский район, 2023

Пояснительная записка

        Одной из будущих профессиональных компетенций водителя являются действия по обеспечению безопасности дорожного движения. В условиях интенсивности современного дорожного движения водителю жизненно необходимо ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке и принимать молниеносные,зачастую единственно верные, правильные решения. Для формирования правильного поведения на дороге, анализа складывающейся ситуации и предвидения действий других участников движения водителю в первую очередь необходимо знать и правильно применять полученные в ходе обучения навыки управления автомобилем .

Практическая подготовка водителей носит проблемный характер. Низкие показатели при сдаче квалификационных экзаменов на право получения водительского удостоверения в практической его части говорят о глубокой

проблеме . Следует учитывать, что контингент обучающихся водительскому ремеслу очень разнообразный, каждый человек имеет определенные знания, навыки, склонности, сугубо индивидуальное восприятие действительности, особые психофизиологические качества личности.

Помимо этого, есть объективные факторы, препятствующие достижению положительного результата:
1. Пренебрежение правилами дорожного движения на дорогах является негативным наглядным примером.

2. Неудовлетворительные дорожные условия порой просто не позволяют реализовывать требования правил дорожного движения, делая приоритетным направлением в практическом вождении сохранность автомобиля.

3. Большинство кандидатов в водители, впервые садясь за руль, испытывают страх перед  автомобилем.

        В интересах успешного решения задач формирования и воспитания у студентов общих и профессиональных компетенций необходимо развивать меж предметные  связи, а именно Психологию водителя, устройство автомобиля и знания Правил дорожного движения.

       При организации современного педагогического процесса особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его особенности характера, темперамента, способности к усвоению новой информации и трансформирование ее в умение и навыки.

        Для успешной реализации этих связей выбран комбинированный урок который при помощи интегративных связей с теоретическими предметами помогает заложить базовые знания и навыки по первоначальному вождению автомобиля ,которыми в последствии будет пользоваться водитель в своей работе многократно применяя приобретенные навыки, даже не задумываясь ( на уровне мышечной памяти ).

       Данный вид занятия используется как обобщение ранее изученного материала так и изучение нового материала с его дальнейшей практической реализацией на учебном полигоне.

        На этапе подготовки урока  было сконструировано  содержание занятия и составлена хронологическая карта.

         Конечной целью проведения данного урока можно считать  сформированный навык  у студента - умения начинать движения на подъеме  и постановку автомобиля на габаритную стоянку .

Тема  занятия: "Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."

Тип урока: Комбинированный.

Продолжительность занятия : 60 мин.

Место проведения: Учебная площадка.

Цели:

Обучающая цель урока:

 Сформировать у обучающегося умение начинать движение на подъеме, останавливаться  перед стоп линией на заданном интервале и ставить автомобиля на габаритную стоянку.

Развивающая цель урока:

Приобретать навык начала движения на подъеме ,вырабатывать мышечную память алгоритма действия органами управления автомобиля . Развивать чувство сенсорности.

Воспитательная цель урока:

Воспитывать внимательность и уважение к участникам дорожного движения.

Привить чувство личной ответственности за сохранность автомобиля.

Воспитать ответственное отношение к техническому состоянию автомобиля.

Методы обучения :

Демонстрационно-репродуктивный :

 демонстрация мастером производственного обучения действий согласно плану занятия.  Практическое занятие на учебном автомобиле ,выполнение практических заданий .

форма обучения :

индивидуальная

Материальное обеспечение:

1.Автомобиль Шевроле Лачети

2.Площадка для первоначального обучения

   

 Содержание и структура урока

Организационная часть :

1. Организационные моменты 

2.Повторение пройденного материала 

3. Сообщение темы и цели занятия

4. Текущий инструктаж:

 

1)Изучение нового материала

2) Самостоятельное выполнение обучающимся упражнения

3)  Наблюдение за действиями и поведением обучающегося

4) Разбор и исправление ошибок, допущенных обучающимся при выполнении упражнения.

5) Контрольная проверка знаний и умений обучающегося.

5. Заключительный инструктаж:

— индивидуальный разбор итогов урока;

— побуждение обучающегося к самоанализу и самооценке выполненных заданий;

— анализ недостатков и достижений в работе обучающегося на уроке.

Ход урока

1. Организационная часть:

Проверить готовность обучающегося к уроку ( проверка психофизического состояния студена путем опроса о его здоровье , эмоциональном состоянии ,наличие удобной формы одежды ).

2. Повторение пройденного материала – ежедневное техническое обслуживание учащийся проводит наружный осмотр автомобиля на предмет целостности комплектации , проверяет давления воздуха в покрышках , проверяет уровень масла ,тормозной и охлаждающей жидкостей  . Подготавливает рабочее место водителя к началу движения ,запускает и прогревает двигатель .

3. Сообщение обучающемуся темы  занятия и цели.

Сегодня мы продолжим первоначальное обучение вождению автомобиля. Займемся отработкой упражнений по сложному маневрированию.  Начнем изучение упражнений " эстакада " и " параллельная парковка "

Цель сегодняшнего занятия: научиться  начинать движение на подъеме  и постановку автомобиля на габаритную стоянку.

Но прежде несколько вопросов для повторения:

1. Как правильно выполнить трогание (начало движения)?

 2.Расскажите о порядке действия органами управления автомобиля .

3. Как произвести остановку транспортного средства?

4. Текущий инструктаж:

Объяснить последовательность выполнения упражнения «Начало движения на подъеме» . Разъяснить  последовательность  действия органами управления , важность соблюдения правильного порядка нажатия и отпускания педалей во избежание возникновения неисправностей и поломок автомобиля, а так же избежание возникновения аварийных ситуаций. Обучающийся наблюдает за действиями мастера производственного обучения . Воспринимая показ, обучающийся должен не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, несколько раз подряд.

Ставим автомобиль перед стартовой линией так как обычно упражнение " эстакада " выполняется первым.

начинаем движение и делаем остановку на подъеме перед сплошной линией таким образом чтобы все колеса находились на наклонной плоскости ,

отжимаем сцепление,

нажимаем на педаль тормоза,

выключаем передачу ,

ставим на ручной тормоз,

отпускаем педали (важный момент - машина должна остаться неподвижной , откат назад в этот момент недопустим ).

затем начинаем вторую часть - начало движение для этого выжимаем сцепление и включаем первую передачу

плавно нажимаем на педаль газа,

плавно отпускаем педаль сцепления,

отпускаем ручник,

начинаем движение на подъеме с последующим движением вперед.

в конце упражнения останавливаемся перед стоп- линией таким образом чтобы проекция переднего бампера находилась в метровой зоне .

После объяснения необходимо показать практическое выполнение упражнения.

Ознакомить студента с инструкционной картой. Предложить  ответить на вопрос: «Какова последовательность выполнения начала движения на подъеме?» и приступить к самостоятельной отработке упражнения.

В ходе выполнения обучающимся упражнения наблюдать за действиями и поведением обучающегося. Корректировать  действия  обучающегося в процессе выполнения упражнений .

Наиболее характерные ошибки при выполнении этой части задания:

Ошибки

Причины ошибок

Устранение ошибки

Откат назад

Неправильная работа педалями сцепления и газа

Своевременное прибавление газа и плавное работа педалью сцепления

Глохнет двигатель

Неправильная работа педалями сцепления и газа

Своевременное прибавление газа и плавное работа педалью сцепления

 

При необходимости указать  на  ошибки, допущенные обучающимся при выполнении упражнения и продемонстрировать правильную работу педалями газа и сцепления. В процессе упражнений на каждом его этапе обучающийся должен четко представлять себе, каких результатов он добился, насколько успешно выполнил их .

После правильного уверенного выполнения упражнения обучающимся рассматриваем ситуацию при неправильном выполнения данного упражнения, Попросить  ответить на вопрос: «Каковы последствия неправильного начала движения на подъеме?»

Ответ: Откат ведет к аварийной ситуации, заключающейся в столкновении с другим транспортным средством

Затем объяснить выполнение упражнения «Постановка автомобиля на габаритную стоянку»

1.Въезжаем в зону упражнения ( без остановки перед ним )  и останавливаемся   таким образом чтобы проекция заднего бампера была  за стоп-линией

2 .Включаем заднюю передачу и начинаем движение назад до тех пор пока заднее правое колесо не окажется напротив фишки 1 выжимаем сцепление и тормоз . Проконтролировать положение конуса нужно через правое зеркало (для этого необходимо прижаться к правой стороне габаритного коридора )

3. Выкручиваем руль до упора в правую сторону.

4. Продолжаем движение задним ходом. Смотрим в левое зеркало! Автомобиль при этом поворачивает в сторону парковочного места. Двигаться нужно ровно до того момента, пока в зеркале не появится фишка номер 2

5. Как только увидели фишку, выжимаем сцепление и тормоз .

6. Руль поворачиваем таким образом, чтобы автомобиль двигался прямо, т.е. возвращаем его в исходное положение.

7. Начинаем движение задним ходом. Смотрим в левое зеркало на прерывистую линию разметки и наше заднее колесо. Как только колесо окажется на линии разметки , останавливаемся и крутим руль до упора влево.

8. Продолжаем движение задним ходом. Автомобиль заканчивает въезд в парковочный карман.

При этом следует внимательно смотреть на фишки, расположенные как  перед автомобилем так и сзади него . Как только автомобиль принимает положение, параллельное краю воображаемой проезжей части, останавливаемся, выключаем передачу и фиксируем автомобиль в неподвижном состоянии .

9. Включаем первую передачу , выезжаем из парковочного места в габаритный коридор и едем по нему до тех пор пока проекция переднего бампера не пересечет стоп- линию, останавливаемся , выключаем передачу и фиксируем автомобиль в неподвижном состоянии (ставим на ручной тормоз так как  "парковку " обычно выполняют последней )

Показать  последовательность выполнения упражнения.

После знакомства с инструкционной картой предложить  обучающемуся ответить на вопрос: «Какова последовательность действий  выполнения постановки автомобиля на габаритную стоянку?» и приступить к самостоятельной отработке упражнения.

В ходе выполнения обучающимся упражнения наблюдать за действиями и поведением обучающегося.

Наиболее характерные ошибки при выполнении этой части задания

Ошибки

Причины ошибок

Устранение ошибки

Сбить вешки :

Если перед остановкой в зоне парковки попытаться на ходу выкрутить руль

Руль нужно выкрутить  после остановки, не рискуя завалить экзамен.

Выезд за пределы габаритного коридора :

Если не занять правую сторону полосы габаритного коридора -

Необходимо занимать правую сторону габаритного коридора

Пересечение прерывистой линии разметки :

Первая - перед остановкой в зоне парковки пытаться на ходу выкрутить руль.

Вторая - если рано (или поздно) начать крутить руль налево, когда колесо еще не оказалось на прерывистой линии разметки .

 

При необходимости исправить ошибки, допущенные обучающимся при выполнении упражнения.

После правильного  выполнения упражнения учащимся попросить его ответить на вопрос:  «Как Вы думаете,  какие могут быть последствия при неправильной постановки автомобиля на габаритную стоянку?»

Ответ: создание аварийной ситуации, заключающейся в повреждении своего и чужого ТС.

Провести  контрольную проверку умений обучающегося по выполнению начала движения на подъеме  и постановке автомобиля на габаритную стоянку Выполняя упражнения, обучающийся должен иметь прочную сознательную ориентацию, основу своих действий. Он должен четко знать, что, как и почему так нужно выполнять учебное –производственное задания

5. Заключительный инструктаж:

Разбираем  со студентом итоги по усвоению изученного материала .

Попросить  обучающегося самостоятельно проанализировать ошибки, допущенные при выполнении упражнения и оценить свою работу на уроке.

Отметить  положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения обучающимся. Объявить   оценку.

Хронологическая карта урока

Структура и содержание

Мастер п/о

студент

время

1

Организационный момент

Спрашивает  о готовности к занятию

Готовится к уроку

3 минуты

2

Повторение пройденного материала

Задает вопросы

Производит ЕТО ,регулирует сиденье , заводит двигатель

5 минут

3

Сообщение темы занятия

Постановка задач на урок

Слушает преподавателя

5 минут

4

Упражнение эстакада

Объясняет

Слушает и запоминает

5 минут

5

показывает

смотрит

6

Контролирует и исправляет ошибки

Выполняет упражнение самостоятельно

15 минут

7

Упражнение парковка

объясняет

Слушает

5 минут

8

показывает

Смотрит и запоминает

2 минуты

 9

Контролирует и исправляет ошибки

Выполняет упражнение самостоятельно

15 минут

10

Подведение итогов

Подводит итоги , выясняет степень усвоения материала

Слушает  преподавателя,

анализирует ошибки

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Остановка и начало движения на подъеме (Эстакада)

Правильность выполнения упражнения по вождению  "Остановка и начало движения"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Методическая разработка по теме: «Потребность пациента в движении», Презентация к теоретическому занятию "Потребность пациента в движении".

Методическая разработкапо теме: «Потребность пациента в движении»МДК.04.01 «Теория и практика сестринского дела»ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИ...

Методическая разработка: Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Тема: Р.2.Т.4. Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки.

В работе представлена Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к занятию по образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федераци...

Методическая разработка родительского собрания «Родительский дом – начало начал»

В данной методической разработке рассматриваются вопросы подготовки, организации и проведения родительского собрания с коллективом родителей учащихся 5-9 классов.Проводится собрание в кабинете, оформл...