Самообразование
рабочая программа
Образование есть, то, что остается после того,
когда многое выученное забывается.
Всякое настоящее ОБРАЗОВАНИЕ
добывается только путем САМООБРАЗОВАНИЯ.
Индивидуальная тема по самообразованию:
«Организация практического вождения обучающимися в региональных условиях»
Мастер п/о: Мысов Алексей Борисович
Цель работы: формирование и развитие профессионализма и самостоятельности обучающихся в региональных условиях
Задачи:
- Выработать рекомендации по развитию профессионализма и самостоятельности, обучающихся в региональных условиях;
- Создать оптимально комфортные условия развития личностных качеств водителя;
- Изучить литературу по теме самообразования.
Результат работы:
- Стать современным во всех областях – мастером производственного обучения, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно – воспитательный процесс, как самостоятельность, а для этого - стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем.
Общее состояние системы обеспечения безопасности дорожного движения в региональных условиях, требует решения проблемы подготовки специалистов, способных на качественном уровне осуществлять основные виды деятельности в Архангельской области . Содержание деятельности специалиста, работающего в сфере эксплуатации автотранспорта, показывает, что он должен владеть целым комплексом профессиональных качеств, особенно в условиях вождения, которые свойственны данному краю. Так как в крае переменчивые погодные условия, разное состояние дорог по качеству покрытия и наполняемость транспортными средствами дорог, следовательно, система подготовки водителя должна обеспечивать формирование всех компонентов его профессионализма. Я считаю, что задачей подготовки водителей является повышение их профессионализма, то есть водительского мастерства.
В настоящее время пока еще нет даже лишь приближенного единого для всех людей и условий критерия соответствия всем требованиям эффективного и безопасного вождения в региональных условиях. Существует необходимость понятия водительского мастерства или водительской непригодности. На мой взгляд, главная задача мастера производственного обучения дать обучающимся качественные знания правил и основ безопасности движения, сформировать у них умение водить автомашины днем и ночью в самых разных дорожных и метеорологических условиях, научить водителей определять технические возможности и правила эксплуатации автомобилей, изучаемых марок.
Опыт моей профессиональной деятельности показывает, что современная педагогическая наука должна рассматривать обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью его осознанности и самостоятельностью в приобретении им знаний. В процессе обучения вождению транспортных средств в региональных условиях, обучаемые должны приобрести, на мой взгляд, следующие основные качества:
– мастерство вождения автомобилей, которое достигается выработкой у обучаемых прочных навыков вождения, отличным знанием техники вождения, правил дорожного движения и их выполнением, постоянной бдительностью за рулем, умением быстро ориентироваться и своевременно принимать правильные решения в любой обстановке и в любых условиях. Будущему водителю нужно научиться умело, управлять в любое время суток в различных дорожных и метеорологических условиях;
– экономичность вождения - это умение грамотно эксплуатировать автомобиль с наименьшей затратой эксплуатационных материалов и минимальным износом его материальной части. Для этого обучаемым необходимо уметь своевременно и правильно проводить контрольные осмотры перед выходом в рейс и в пути, ежедневно проводить техническое обслуживание автомобиля, обнаруживать и устранять неисправности. Неотъемлемой составной частью учебного процесса является приобретение умений и навыков, что является главным результатом обучения.
Умение - это знание в действии, например, умение выполнять на автомобиле поворот направо. Оно вырабатывается путем применения знаний правил дорожного движения в сочетании с опытом управления автомобилем при выполнении определенных маневров: своевременно включить соответствующий указатель поворота, при перестроении уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении, заблаговременно занять крайне правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Первоначально все это проделывается сознательно, в последующем - уже автоматически.
Навык - автоматизированное действие, выработанное упражнениями. Так, навык выполнения правого поворота на автомобиле вырабатывается неоднократными упражнениями сначала на одном и том же перекрестке улиц, а затем и на различных перекрестках. Полное формирование знаний, умений и навыков проходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие - осмысление - закрепление - применение.
Все три понятия - знания, умение и навыки - связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Наиболее тесно связаны между собой понятия «знания» и «умение». Знания и умение приобретаются рассказом и показом, навыки - только тренировками. Общая схема обучения управлению автомобилем в моей работе складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений). Навыки дают большое моральное удовлетворение в труде, делают его радостным, творческим, высокопроизводительным, безопасным. Они развиваются и совершенствуются вначале во время обучения, а затем – в процессе трудовой деятельности. Прочные навыки - качественный показатель подготовки водителя. Процесс формирования навыков состоит из трех взаимозависимых и взаимосвязанных периодов:
1. начального - наиболее трудного, замедленного;
2. промежуточного - прогрессивного, отличающегося более быстрым развитием;
3. заключительного - завершающего развитие навыка на данной стадии подготовки.
Процесс формирования навыков неравномерен: вначале развитие навыков
замедляется, затем убыстряется и в заключительном периоде сдерживается. В навыке может объединяться комплекс различных действий. В начале обучения учащийся настраивается на выполнение ряда последовательных действий. После многократных тренировок происходит автоматизация действий и объединение их в одно крупное. Навыки проявляются не только в движениях, но и при восприятии и распределении внимания. Навыки закрепляются в психике в виде обобщенных схем и связей, позволяющих по ситуации реализовать один и тот же навык по-разному. Благодаря такой гибкости реализации навыков возможен их перенос. Так, водитель грузового автомобиля может управлять легковым автомобилем. С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления автомобилем, развивается умение выбирать способы действия с учетом меняющихся условий движения, уверенно ориентироваться в сложной обстановке, то есть все то, что называют мастерством управления автомобилем, к чему обучающийся подготавливается в ходе учебно-воспитательного процесса. В системе «водитель – автомобиль - среда» главным элементом с точки зрения безопасности дорожного движения является водитель. Он воспринимает необходимую информацию об условиях движения, окружающей обстановке, перерабатывает ее и воздействует на транспортное средство через органы управления. От мастерства и личных качеств водителя зависит безопасность дорожного движения.
Наиболее подходящим для водителя считается сильный, уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности, способный на быструю смену процессов возбуждения и торможения. Для водителей, не попадавших в ДТП, характерны дисциплинированность, уравновешенность, рассудительность, решительность, упорство, находчивость. Управляя автомобилем, водитель вынужден воспринимать и быстро реагировать на большое количество зрительных, звуковых и других внешних воздействий. На него действует разнообразные факторы: высокая скорость движения, прямолинейные и радиальные ускорения, неблагоприятные условия работы при плохой видимости, осадках, ослепление светом фар встречных автомобилей, утомление, шум, вибрации, неудовлетворительный микроклимат кабины или неудобное сиденье. Беспрерывное изменение во время движения дорожной обстановки заставляет водителя все время находиться в состоянии настороженности и готовности к немедленным действиям. Все это требует физической полноценности и способности к очень быстрым действиям для предотвращения ДТП. Поэтому к управлению автотранспортом допускаются лица, удовлетворяющие психофизиологическим требованиям, предъявляемым к профессии водителя.
Водитель в процессе работы взаимодействует с автомобилем, дорогой, пешеходами, а также находящимися на дороге транспортными средствами, неподвижными предметами и, кроме того, должен учитывать возможные ошибки или нарушения правил дорожного движения со стороны других участников дорожного движения. Получая информацию, водитель перерабатывает ее, принимает решение и осуществляет его. Расчет движения автомобиля - сложное качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера и осмотрительности. Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и обработку информации, является внимание. Невнимательность квалифицируется еще и как проявление недисциплинированности. От внимания зависит успех любой деятельности человека. Внимание - это сосредоточение сознания на каком-либо конкретном объекте или явлении с одновременным отвлечением от всего остального, выделение главного из определенного количества информации. Внимание характеризуется несколькими факторами. К важнейшим из них относятся объем, распределение, переключение, концентрация и устойчивость. Задача водителя не в том, чтобы все видеть, а в том, чтобы видеть все, что необходимо в данный момент. Водитель может держать в центре внимания несколько объектов или одновременно выполнять два действия или более, добиваясь успешного результата, - это способность распределения внимания. Водитель должен одновременно быстро воспринимать ДТС, выполнять необходимые действия по управлению транспортным средством, прогнозировать развитие дорожной обстановки на ближайшее время. Скорость и точность действий водителя в условиях современного интенсивного движения, особенно в городах, зависят от его способности переключать внимание, то есть быстро менять объекты, на которые направлено внимание, или от скорости перехода от одних видов деятельности к другим. Переключаемость внимания у различных людей различна и зависит от подвижности их нервных процессов. Медленная переключаемость внимания свидетельствует об инертности протекания психических процессов.
Реакция. Важным показателем состояния водителя является его время реакции на внешние сигналы. Время простой реакции водителя отражает его психомоторные способности, в некотором роде скоростные и координационные характеристики и не может претендовать на полноту описания мастерства водителя автомобиля по выходу из КДТС.
Моторный период определяется скоростью перемещения органа тела человека и характеристиками объекта, на который он воздействует. Сложная реакция водителя встречается на практике более часто, так как водитель должен производить выбор своих действий по управлению автомобилем в зависимости от дорожной ситуации. Сюда входит выбор номера передачи, скорости движения, угла поворота рулевым колесом, торможения. От времени реакции водителя на происходящее во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении.
Способность к быстрой реакции и выбору оптимального решения прививается путем обучения активным действиям:
- педалью ножного тормоза (для экстренной остановки автомобиля при возникновении опасности);
- рулевым колесом (уводящий поворот вправо, в крайнем случае - влево при угрозе наезда, столкновения);
- ручным тормозом (также в случае отказа ножного тормоза);
- рычагом коробки передач, педалями дросселей и сцепления (при быстром переходе на низшую передачу для остановки автомобиля, так же, как в случае отказа ножного тормоза);
- переключателем света (для предупреждения ослепления водителя встречного транспортного средства, а также включением ближнего или дальнего света ввиду неясности обстановки в условиях ограниченной видимости);
- включателями обмыва ветрового стекла и стеклоочистителя (при загрязнении стекла) и т.п.
Важно согласовывать скорость управляемого автомобиля при совместном движении с другими транспортными средствами.
Для этого необходимо, прежде всего, пользоваться показаниями спидометра. Не следует пренебрегать и такими зрительно - звуковыми характеристиками, как скорость кажущегося перемещения поверхности дороги, мелькание придорожных предметов, появление и исчезновение в поле зрения транспортных средств, пешеходов, уровень шума двигателя, шин, воздуха и т.п.
Для развития динамического глазомера учащиеся, кроме скоростных параметров, оценивают расстояния в движении. Наиболее сложный элемент развития динамического глазомера - определение скорости приближающегося сзади или встречного автомобиля, что связано с такими оценочными параметрами, как расстояние и время.
Осмотрительность - качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера. Прежде чем выполнить действие, связанное с движением автомобиля, надо убедиться в том, что это действие не создаст помех для других участников движения. Чем сложнее обстановка, чем хуже видимость, тем более необходима осмотрительность, что, прежде всего, относится к движению задним ходом, обгону, встречному разъезду развороту проезду ворот, перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов и пр. Осмотрительность - обязательная мера предосторожности, которая должна стать для учащегося потребностью. При современных скоростях движения транспортных средств решающее значение имеет предусмотрительность. Быть предусмотрительным - значит предвидеть возможны изменения обстановки и своевременно принимать меры, исключающие опасные последствия особенно в городских условиях. Если, приближаясь к перекрестку, боковому проезду или выезжая из ворот, учащийся снижает скорость - он поступает предусмотрительно. Заметив то или иное изменение обстановки движения, учащийся в качестве предупредительной меры отпускает педаль дросселя, вызывая замедление скорости автомобиля, что означает «Вижу пешехода на дороге», «Вижу знак», «Вижу сигнал светофора», «Вижу автобус (троллейбус) на остановке», «Слышу специальный сигнал и т. п.
Осторожность характеризуется умением соизмерять свои намерения, действия и скорость автомобиля с требованиями безопасности, условиями движения. Воспитание осторожности при обслуживании и вождении автомобиля – первостепенное условие дисциплинированности. Точный расчет позволяет учащемуся выбирать безопасную скорость в зависимости от условий движения определять возможность продвижения автомобиля в различной обстановке и в различных региональных условиях. Чтобы не допустить опасных последствий, расчет учащегося корректируется мастером с разбором допущенных ошибок. Известны случаи, когда водитель, разъезжаясь со встречным автомобилем на узкой дороге (часто встречающиеся участки дорог в Приморском крае), вместо того, чтобы отклониться вправо, непроизвольно поворачивает рулевое колесо влево, т.е. в сторону встречного автомобиля.
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, координировать движения, уверенно действовать в дорожных ситуациях. Ясность видения в различных частях поля зрения неодинакова: острее - в центре, слабее - по краям. Отсюда названия - зрение центральное и периферическое, или боковое. Возможность обозревать дорогу в поле зрения обусловливается подвижностью глаза. Чтобы лучше разглядеть тот или иной предмет на дороге, взгляд переводят. Часто бывает так, что учащемуся необходимо убедиться в отсутствии опасности сзади, слева или справа. В этом случае он поворачивает голову, что связано с понятием «время поворота головы» и «путь за время поворота головы». Однако обучающийся должен понимать, что прекращение зрительного контакта с дорогой перед автомобилем более чем на 1 секунду может стать опасным. В определенных условиях местности и освещенности при переутомлении возможно явление, известное под названием оптической иллюзии - обмана зрения. Искажение перспективы в тумане, на горных дорогах и т.п. также приводит к обманчивости зрительных ощущений. Профессиональный характер зрительных ощущений заключается в том, что в сфере направленного внимания учащийся должен на дороге все видеть, все замечать и ничего не упускать из виду, периодически обращаясь к показаниям контрольных приборов па переднем щитке и к отражению в зеркале заднего вида. С ограничением зрительных ощущений (по условиям видимости и т.п.) скорость снижается. Особо важную роль в работе водителя играет хорошее зрение. Все другие анализаторы для восприятия каждого вида ощущений уступают ему в количестве воспринимаемой информации. Благодаря зрению человек получает около 90% информации об окружающем мире. Зрение для водителя - важнейшее из ощущений, с помощью которого человек получает представление о величине, форме и цвете предметов, их возможном расположении, расстоянии до них и таким образом ориентируется в окружающей обстановке. При управлении автомобилем водитель оценивает его положение на дороге: расстояние от тротуара или обочины; расположение продольной оси автомобиля вдоль дороги; ширину дороги или въездных ворот; расстояние от препятствий или места остановки; расстояние между препятствиями. Точность этих восприятий обеспечивает мастерство управления автомобилем. Водителю необходимо иметь объемное поле зрения. От него зависит количество объектов, которые водитель может воспринимать одновременно.
На втором месте после зрения по важности для водителя находятся слуховые ощущения. С помощью острого слуха водитель ясно слышит передаваемые ему или принимаемые им звуковые сигналы, выделяет тембр из общего фона. Слуховые ощущения имеют немаловажное значение в безопасном управлении автомобилем. Воспринимая внешние и внутренние шумы, учащийся должен различать шумы, характеризующие отклонения от нормальной работы двигателя, возникновение опасности, а также звуковые сигналы, обязательные для «исполнения» (сирена специального автомобиля, звонок или гудок на железнодорожном переезде, свисток регулировщика, указания по радио и т. п.).
Техника вождения автомобиля в особых условиях, которые существенны Архангельской области :
1. Вождение в густом тумане.
В сильный туман, помимо ухудшения видимости, значительно изменяется восприятие цвета, нарушается правильное представление о расстоянии до окружающих предметов. В тумане желтый цвет становится красноватым, зеленый — желтоватым, а предметы кажутся дальше, чем в действительности.
Помня это, необходимо быть предельно внимательным, особенно при подъезде к светофорам и в местах, где возможно неожиданное появление препятствий. Скорость движения (в км/ч) необходимо поддерживать примерно равной половине численной величины видимости (в м). Так, при видимости 30 м скорость движения должна быть 15 км/ч. В густом тумане следует избегать резкого торможения и обгона транспортных средств, без особой необходимости не менять полосу движения, строго придерживаться правой стороны дороги. Как на стоянке, так и во время движения следует включать освещение. Однако необходимо иметь в виду, что дальний свет в условиях тумана значительно ухудшает видимость.
2. Вождение во время дождя.
В дождь ухудшаются как видимость, так и проезжая часть дорог, особенно грунтовых. При движении в дождь необходимо, прежде всего включить стеклоочистители. Глубокие лужи следует объезжать или проезжать с пониженной скоростью, так как в них могут быть крупные камни, ямы и т. п. Из-за более скользкой проезжей части необходимо держать меньшую скорость движения и большую дистанцию. Останавливаться необходимо плавно, применяя при этом комбинированное торможение. Пользоваться стояночным тормозом на мокрой и скользкой дороге не рекомендуется, так как это может вызвать блокировку колес, скольжение «юзом» и занос автомобиля. В случае заноса автомобиля необходимо отпустить педаль тормоза, повернуть колеса сначала в сторону заноса, а затем снова в сторону направления движения автомобиля и, слегка прибавив «газ», выровнять автомобиль.
3. Вождение в заболоченной местности.
Перед преодолением заболоченного участка необходимо разведать его, определить проходимость и направление движения. Определить проходимость участка простейшим способом можно при помощи лома, опуская его с высоты 0,5 м и измеряя глубину его погружения. Если глубина погружения не превышает 15—20 см - плотность грунта достаточна для проходимости. При выборе маршрута следует избегать участки с ярко-зеленой травой и низины. Преодолевать заболоченный участок лучше при сниженном давлении в шинах, на одной из низших передач, без остановок и резких поворотов, не допуская буксования ведущих колес. В случае если колеса все-таки забуксовали, необходимо немедленно выключить передачу и принять меры к устранению причин буксирования. Для этого в первую очередь надо подложить под колеса подручный материал (хворост, жерди, солому, камыш и т. п.) и, плавно трогаясь, вывести машину с участка буксования. Не следует пытаться вывести автомобиль путем «раскачки», так как это приведет к дальнейшему погружению колес. Глубоко засевшее колесо необходимо вывести при помощи ваги, подложив под нее подручные материалы. Небольшие участки заболоченного луга лучше преодолевать с разгона. Не рекомендуется ехать по следам ранее прошедших автомобилей, так как может быть нарушен дерновый слой и колея углубится. Для вытаскивания застрявшего автомобиля используют другой автомобиль или лебедку.
4. Вождение через водные преграды.
Прежде чем преодолевать водную преграду вброд, надо произвести разведку и в случае необходимости дооборудование брода и подготовку автомобиля.
Основными приметами брода служат: наличие дорог и тропинок, подходящих к реке с обеих сторон; уширение русла реки, особенно на прямых участках; мелкая рябь на поверхности воды и наиболее пологие берега, не имеющие растительности. Дооборудование брода заключается в очистке дна реки от коряг, камней и других препятствий, засыпке ям, провешивании направления движения в воде и на берегах, укреплении подручным материалом съезда к воде и пути выхода из воды. Разведка брода производится при помощи наиболее проходимой машины, имеющей лебедку. Спуск в воду и выезд из воды выбираются не круче 10—12°. Более крутые выезды из воды, намокая от выезжающих из реки автомобилей, впоследствии становятся непреодолимыми для других машин.
Для преодоления бродов требуется предварительная подготовка автомобилей. Чтобы устранить повреждение вентилятора, избежать потери мощности двигателя на его привод, а также забрызгивания двигателя, ремень привода вентилятора необходимо снять. Аккумуляторные батареи, расположенные ниже уровня воды, следует временно разместить выше, например в кабине водителя. Крышку маслозаливной горловины, отверстие для масляного щупа, прерыватель-распределитель, генератор и свечи рекомендуется герметизировать, используя для этой цели изоляционную ленту и резину от старой камеры. При помощи специальной металлической заслонки и солидола герметизируется окно в картере маховика. Контрольное отверстие бензонасоса закрывается деревянным стержнем. В предвидении длительного пребывания (20—30 мин) автомобиля в воде герметизируются сапуны агрегатов трансмиссии. Перед входом в воду жалюзи радиатора закрывают. Направление движения автомобиля в воде выбирается таким, чтобы вода не образовала сильной волны и не залила двигатель. Поэтому лучше двигаться в воде под некоторым углом к берегам, по течению и, главное, по строго разведанному и обозначенному вехами маршруту. Входить в воду следует плавно на первой передаче. При спуске в воду частоту вращения коленчатого вала двигателя увеличивать до уровня, несколько выше среднего, и поддерживать на всем протяжении брода. Снижать частоту вращения не рекомендуется, так как вода может залить глушитель и двигатель остановится. Остановка двигателя при движении в воде недопустима. После остановки двигателя вода заполнит выхлопную трубу и вновь пустить двигатель, как правило, не удается.
5. Вождение автомобиля по ледяной поверхности.
При подготовке ледовой переправы надо обеспечить плавный съезд на лед, для чего при необходимости делают деревянные сходы. Ледяные бугры и лишний снег в районе переправы удаляют. На поверхности льда оставляют снег толщиной 3—5 см для лучшего сцепления колес автомобиля со льдом. Крутые сходы на лед и выезды с него посыпают песком. Съезжать с берега на лед нужно плавно, без удара, применяя торможение двигателем. Двигаться по льду также следует плавно, со скоростью 10—15 км/ч, не допуская резких поворотов, торможения, переключения передач и резкого изменения частоты вращения. Остановка на льду категорически запрещается. При движении по льду дверцы кабины должны быть открыты, люди высажены из кабины и кузова, а груз по возможности уменьшен. Движение автомобилей допускается только в одном направлении и только в один ряд. Дистанция между автомобилями должна быть не менее 30 м. Объезд остановившихся на переправе автомобилей запрещается. При сильных прогибах льда надо плавно увеличить скорость движения и выехать из опасной зоны.
6. Вождение автомобиля по лесным дорогам.
По узким лесным дорогам необходимо двигаться с такой скоростью, при которой можно было бы быстро остановить автомобиль и своевременно предотвратить наезд на деревья или встречный транспорт.
При движении по мокрому грунту необходимо предупреждать застревание и занос, для чего опасные участки объезжать или усиливать хворостом, ветками, гравием и другими подручными материалами. На мокрой глинистой дороге надо вести автомобиль по старой колее, если она неглубокая. Труднопроходимые участки с глубокой грязью преодолевают на промежуточных передачах с разгона, при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. При застревании в грязи надо попытаться осадить автомобиль и преодолеть участок с разгона. Участки дороги, залитые водой, преодолевают осторожно, чтобы не оказаться в яме или не наехать на камни. Лучше вначале наметить путь проезда и проверить его. Для повышения проходимости на мокрых лесных дорогах рекомендуется применять цепи противоскольжения, включать ведущие передние мосты.
По колейным дорогам на гати вести автомобиль надо осторожно, так как она может расшатываться и разрушаться. Во время движения автомобиля по колейной дороге следить, чтобы не проколоть шины о гвозди, скобы и штыри. Так же проезжать мосты на лесных дорогах, двигаясь через них плавно, на пониженной передаче, без переключения передач и резких торможений. Объезжать препятствия следует осторожно, чтобы не повредить автомобиль о пни, поваленные деревья, сучья. Наезд на большой скорости на выступающие большие корневища деревьев может вызвать поломку рессор и повреждение колес. Корни деревьев лучше объезжать или преодолевать на небольшой скорости. При объезде по высокой густой траве убеждаться в отсутствии пней, ям, камней и только после этого начинать движение. Для съезда с лесных дорог водитель должен выбирать безопасное место, без препятствий. При наличии кюветов и канав целесообразно для съезда воспользоваться колейным мостиком.
Перед движением по кустарнику и мелколесью необходимо тщательно разведать намеченный путь, установить, есть ли пни, валежник и другие препятствия, которые могут помешать прохождению автомобиля. Ехать следует осторожно, на пониженной передаче, но при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. При движении по редкому лесу или кустарнику нужно быть особенно внимательным, скорость движения уменьшить и остерегаться скрытых ям, камней и пней; низкие пни следует пропускать между колесами, высокие пни объезжать.
7. Вождение по горным дорогам
Перед работой в горных условиях необходимо внимательно осмотреть автомобиль, обращая особое внимание на исправность двигателя, тормозов, рулевого управления, на крепление колес, давление воздуха в шинах и прочность бортовых запоров кузова. На подъемах следует двигаться равномерно, выбирать такую передачу, на которой можно преодолеть подъем, не переключая передач. При движении на подъеме и под уклон увеличивать дистанцию до впереди двигающегося автомобиля до 100 м. На поворотах снижать скорость, как можно больше принимать вправо. На уклонах тормозить двигателем с периодическим притормаживанием. Избегать торможения на закруглениях дорог. Периодически делать остановки для проверки и охлаждения агрегатов и механизмов автомобиля, а также для отдыха. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов на большой высоте следить за давлением воздуха в тормозной системе, не допуская его ниже 4 кгс/см2. Для охлаждения масла включать масляный радиатор. Для того чтобы удержать автомобиль от скатывания при остановках на подъеме, под колеса автомобиля, заторможенного стояночным тормозом, надо подкладывать упоры-колодки и пользоваться горным рельсом. Для остановок автомобиля выбирать открытые места, просматриваемые в обоих направлениях.
На узких дорогах при встречном разъезде скорость движения снижать до минимума, обеспечивая этим безопасность разъезда. При движении держаться правой стороны, а проезжая закрытые повороты, подавать звуковые сигналы (где они не запрещены). На горных дорогах нельзя обгонять другие автомобили вблизи поворотов, перевалов, на спусках и извилистых участках дороги. Быть
внимательным к предупреждающим дорожным знакам. Для съезда с горных дорог водитель должен выбирать безопасное место, без препятствий.
8. Вождение по песчаным берегам реки или моря
Для песчаной местности характерны сильные ветры, большая запыленность воздуха, отсутствие или бедность растительности, тяжелые дорожные условия.
При работе в песчаной местности необходимо тщательно следить за состоянием воздухоочистителей, чаще проверять уровень охлаждающей жидкости, уровень и состояние масла в двигателе и воздухоочистителе, своевременно доводить его до нормы, промывать воздухоочиститель. При следовании по песчаному берегу следует избегать сыпучих участков с песком, а выбирать участки, имеющие растительность и по возможности прямые, так как повороты на песчаном грунте сопряжены с опасностью буксования. При буксовании колес необходимо немедленно остановиться, расчистить песчаный бугор перед передними и задними колесами, подать автомобиль назад и попытаться преодолеть трудный участок с разгона. Выводить застрявший автомобиль следует, подкладывая под колеса доски, - веревочные лестницы, маты, а также другой подручный материал. Применять цепи противоскольжения не следует, так как это приводит к самозакапыванию колес. Короткие участки песчаной местности следует преодолевать с разгона на средней передаче. При большой длине участка с сыпучим песком надо заранее включить ту передачу, на которой можно преодолеть весь участок, а также включить передний ведущий мост. Двигаться нужно равномерно, без переключения передач и остановок, не делая резких поворотов рулевым колесом. При наличии колеи лучше двигаться по ней. Следует помнить, что проходимость автомобиля выше по влажному песку и при пониженном давлении в шинах.
9. Вождение по снежному покрову
Езда по накатанной снежной дороге трудностей не вызывает. Однако надо помнить, что на таких дорогах сцепление колес с дорогой небольшое. Поэтому нельзя резко поворачивать и тормозить. Перед поворотом надо заблаговременно снижать скорость. По возможности надо использовать имеющуюся колею, если она не очень глубокая. Небольшие снежные заносы и сугробы преодолеваются с разгона, без переключения передач и поворотов. Длинные заснеженные участки преодолеваются на пониженной передаче. В случае буксования колес надо немедленно остановиться, подать автомобиль назад и преодолеть участок с разгона. Если буксование продолжается, следует подсылать под колеса песок или использовать другой подручный материал. Участки с глубоким снегом лучше всего преодолевать с использованием цепей
противоскольжения, переднего ведущего моста или со сниженным давлением в шинах. При этом двигаться надо с постоянным «газом» на второй или третьей передаче. При движении в гололед необходимо быть предельно осторожным, двигаться с наименьшей скоростью и с наибольшей дистанцией между автомобилями. Во избежание «юза» и заносов нельзя резко тормозить и делать резкие повороты рулем. Тормозить следует двигателем, а тормозом притормаживать. Если при торможении произошел занос, необходимо прекратить торможение, ведущие колеса повернуть в сторону заноса, выровнять автомобиль и снова притормозить.
10. Вождение по скользким дорогам
Подъемы и спуски по скользкой дороге лучше всего объезжать, а в случае невозможности преодолевать на пониженных передачах, без изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя и переключения передач. Короткие подъемы следует преодолевать с разгона. Если на подъеме колеса начали буксовать и скользить назад, необходимо поставить автомобиль под углом к дороге и, используя бугор, камень или придорожное дерево, «мягко» остановить автомобиль, после чего возобновить движение.
Передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля в региональных условиях, я обязан прививать им чувство личной ответственности за соблюдение ПДД, воспитывать у учащихся такие качества, как дисциплинированность и аккуратность во время вождения, инициативность и решительность, твердость воли и смелость. Система организации индивидуального обучения, используемая мною в процессе подготовки водителей, способствует увеличению учебных возможностей учащихся, повышению уровня знаний и профессиональных умений, воспитанию интереса к выбранной профессии, а также безаварийной работе на дорогах Приморского края.
Во время занятий по обучению вождению замечания и указания я должен делать спокойно, кратко и доходчиво, избегать сложного построения фраз и многословия - необходимо придерживаться общепринятой технической терминологии. В случае, если обучаемый вождению делает одновременно несколько ошибок, мне необходимо объяснить ему причину наиболее существенной из них и добиться ее устранения, после чего исправить остальные. Без необходимости мне не следует вмешиваться в управление автомобилем. Начиная с первых упражнений по обучению вождению, я должен разъяснять студентам требования «Правил дорожного движения» и учить соблюдать меры предосторожности. Например, мне следует обращать внимание на правильность открывания двери кабины и выхода на левую сторону автомобиля. При обучении трогания автомобиля с места и остановкам необходимо следить за своевременностью включения учащимся указателя поворота, за тем, как он наблюдает за объезжающим транспортом и т.д. При правильном обучении вождению выполнение отработанных ранее под моим руководством приемов рекомендуется по возможности повторять чаще. Необязательно заниматься повторением в начале занятия. В некоторых случаях выполнение отдельных приемов можно повторять в ходе дальнейшего обучения вождению. Следует подчеркнуть особо, что неправильно поступает тот мастер, который не уделяет внимания повторению и ограничивается только отработкой навыков, предусмотренных данным упражнением. Пристальное внимание мне необходимо уделять выработке у студентов вождению наблюдательности и способности запоминать маршрут. Для достижения этой цели я должен спрашивать обучаемого о дорожных знаках по пути следования, указателях, линиях безопасности и особенностях маршрута. Для выработки быстроты реакции по пути следования я должен подавать студентам неожиданные команды, при выполнении которых необходимо применять быстрое торможение, переход на пониженные передачи или маневрирование. Обучение в широком смысле слова - это процесс передачи знаний мастером студентам с учетом особенностей региональных условий.
Для определения качества усвоения тем предмета и оценки знаний обучаемых проводятся итоговые занятия. По результатам итоговых занятий определяется готовность каждого обучаемого и в целом группы к экзаменам. Анализ текущей и промежуточной успеваемости показывает, что профессиональные умения и навыки учащихся соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по профессии «Водитель».
Источники.
- Богословский В.В., Маркелова В.А. Некоторые профессионально значимые свойства личности мастера производственного обучения // Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. Л., 1980
- В.А.Скакун, Введение в профессию мастера производственного обучения. Методическое пособие Издание второе, переработанное и дополненное МОСКВА - ВЫСШАЯ ШКОЛА – 1988
- http://coolreferat.com
- http://lib.znate.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomobil_uchebnyy.docx | 68.78 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Разработка индивидуального плана самообразования...
Самообразование - путь к успеху.
Соданная мною презентация является мотивирующим пособием для учителей внедряющих новые стандарты ФГОС. В ней описаны компетенции ,которыми должен владеть учитель нового времени....
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В плане профессионального самообразования подробно расписаны цели и задачи, которые я поставила перед собой, моя методическая цель, ожидаемый результат, а также подродный план на 3 года по самообразов...
Самообразование как один из аспектов личностно-профессионального роста учителя
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...
Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов
Доклад для педконференции или педсовета......
Самообразование
«Подвижные игры как средство развития физических качеств школьника.»...
Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал....