Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.
методическая разработка по теме

Елена Александровна Антонова

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №93

г. Новый Оскол

Методическая разработка на тему:

Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.

Мастера п/о                   Е.А. Антонова

июль 2013г.

Содержание

Введение

1. Формы организации самообразования.

2.Диагностика и планирование процесса самообразования.

3.  Технология организации самообразования педагогов.

Заключение.

Список литературы.

Введение

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности мастера сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание мастера в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, мастер п/о должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания мастера является самообразование, которое  является «целенаправленной, определенным образом осуществляемой познавательной деятельности педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».  Самообразование — основа роста учителя как специалиста.             Если процесс образования: осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

      Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Способность к самообразованию не формируется у мастера одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли мастера п/о, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием преподавателя к своей профессиональной деятельности);

"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Различают следующие формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3.Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и разных практических форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, как бы ни был высок уровень способностей мастера п/о к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования мастера п/о. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Диагностика и планирование процесса самообразования и самовоспитания.

        Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация образовательного учреждения и методические объединения педагогов. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самовоспитанию. Организация наставничества, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда – это лишь неполный перечень форм работы администрации образовательных учреждений. Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность мастеров, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

        Каждый мастер п/о, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.

2-й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа.

3-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

4-й этап – внедренческий, на котором мастер п/о в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился мастер п/о, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную деятельность окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только ученика, но и коллектива.

Составляющие процесса самообразования мастера п/о:

 - Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

 -  Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

 - Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

 - Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

 - Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

 -   Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

         Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту мастера п/о:

• Систематический просмотр определенных телепередач

 • Чтение конкретных педагогических периодических изданий

 • Чтение методической, педагогической и предметной литературы

 • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

 • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

 • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

 • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

 • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

 • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

 • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

 • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

 •  Изучение информационно-компьютерных технологий

 • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

 • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

 • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

        На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый мастер составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования мастера на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

 • повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

 • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

 • разработка новых форм, методов и приемов обучения

 • доклады, выступления

 • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

 • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

 • разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

 • создание комплектов педагогических разработок

 • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

 • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

 • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Мастер понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

 • Мастер п/о обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе производственной деятельности возникает необходимость получения практических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

 • Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

 • Педагог обладает готовностью к практическому творчеству.

 • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

 

       

Заключение.

Самообразование и самовоспитание мастера п/о есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к мастеру самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Мастер п/о должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.  Мастер п/о должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного мастера п/о, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности мастера п/о к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют мастера – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Какие мотивы  побуждают мастера к самообразованию?

 • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общему  мероприятию, у мастера п/о возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

 • Желание творчества. Мастер – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

 • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

 • Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, он имеет больше прав в выборе нагрузки и др.

 • Общественное мнение. Мастеру не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом  быть обидно.

 • Материальное стимулирование. Категория мастера, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства.

 Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах мастера личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования и самовоспитания.

Список литературы:

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.: Педагогика, 1989. -338с.

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст] М., 1956.- 258с.

3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст] — Владивосток: ПИППКГС, 1997. – 448с.

4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.

6. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя [Текст] - М., 1990.-250с.

7. Педагогика /  Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.

8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.

9. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134

10. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62

11.Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического  портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32 «Самообразование педагога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"

Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния,  с целью повторения с ними методики пров...

статья на тему "Организация работы методического объединения преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения"

В данной статье раскрыты общие понятия о методической работе образовательного учреждения. Представлен опыт методической работы образовательного учреждения по повышению профессианализма педагогов и мас...

Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....

Методические рекомендации по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения

Методические рекомендации  по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения...

Методическая разработка внедрения стандартов WRS в урок производственного обучения по теме " Выполнение декоративных покрытий"

Урок производственного обучения по теме " Выполнение декоративных покрытий" по стандартам WSR...

Методическая разработка по теме: «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший ...