«Диагностика и ремонт тормозной системы АВS Ford Cargo.»
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия для изучения тормозной системы грузовиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_po_gruzovikam_obrez.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Автодорожный колледж»
Методическая разработка урока учебной практики
Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»
ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Тема урока:
«Диагностика и ремонт тормозной системы АВS Ford Cargo.»
Мастер производственного обучения
Сушков Александр Михайлович
Санкт-Петербург
Цели урока:
- Образовательные:
- получить знание по проведению проверки и техническому обслуживанию элементов тормозной системы ABS;
- должны научиться пользоваться диагностическим оборудованием, знать коды неисправностей;
- отработать способы определения работоспособности приборов коррекции тормозной системы ABS.
2. Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы, концентрации внимания, наглядно-пространственного воображения.
- развитие логического мышления.
3. Воспитательные:
- воспитание положительной мотивации к профессии;
- воспитание бережного отношения к инструментам и оборудованию;
- формирование ответственности, точности, аккуратности, дисциплинированности;
- воспитание чувства взаимопомощи.
Тип урока:
Комбинированный (проверка знаний и умений, обучающихся по пройденному материалу, изучение нового материала, самостоятельное выполнение обучающимися операций, приемов, комплекса трудовых действий).
Технологии и методы обучения:
- активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса; индивидуальная работа и работа вдвоём;
- информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приёмов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.
Форма организации обучения: индивидуальная
Межпредметные связи:
МДК 1. . Тема: Электротехника. Тема: Электроизмерительные приборы.
МДК 2. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Контрольные приборы, датчики, выключатели, предохранители.
Основы пользования ПК. Тема: Создание компьютерной презентации в приложении Power Point. Работа с файлами.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование и инструменты:
- учебный автомобиль(макет, стенд) - 1 шт.;
- универсальный комплект инструментов – 1 шт.;
- специальный инструмент(для диагностики автомобильного электрооборудования);
-специальный набор автоэлектрика ;
-диагностический сканер;
-осциллограф.
Техническая документация:
- Схема электрических соединений тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo;
-Таблица. Коды ошибок системы самодиагностики и их описание .
Компьютерное обеспечение:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение:
- задание;
- критерии оценки.
Литература:
1. FORD CARGO / CARGO VAN / CARGO SPACE / TRANSIT (V347 / 348) / TOURNEO (BUS M1 / M2) / KOMBI / VAN / SUPERVAN (Форд Карго) с 2006 и с 2011 бензин / дизель Книга по ремонту и эксплуатации
2. Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание. М.: «Академия», 2013.
3. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание автомобилей. .–М.: «Академия», 2013.
Интернет-ресурсы:
- https://www.youtube.com/watch?v=FpFdl7TBNjg
- https://spectekhnika.info/
- http://autogeriko.com/files/1max_d6529900.png
- https://www.ford-trucks.com/forums/attachment.php?attachmentid=29654&stc=1&d=1289605667
План проведения урока учебной практики
Время | Этап урока | ||
10:00 – 10:05 | Организационный момент | ||
10:05 – 10:50 | Вводный инструктаж | ||
10:50 – 11:35 | Самостоятельная работа обучающихся | ||
11:35 – 11:55 | Обед | ||
11:55 – 13:25 | Самостоятельная работа обучающихся | ||
13:25 – 13:45 | Перерыв | ||
13:45 – 14:30 | Самостоятельная работа обучающихся | ||
14:30 – 15:10 | Заключительный инструктаж | ||
п\п | Ход урока | Деятельность мастера п\о | Деятельность обучающихся |
1. | Организационная часть (5 мин) |
Объявление темы урока учебной практики | Приветствие мастера п/о. Рапорт дежурного. Заполнение дневников. |
2. | Вводный инструктаж (45 мин) | ||
2.1 | Этап целевой установки | Цель урока учебной практики: изучить способы проверки и технического обслуживания элементов тормозной системы ABS. Задачи:
| |
2.2 | Этап актуализации | Опрос обучающихся по материалу специальных предметов и прошлых уроков учебной практики (Темы:1. Диагностирование и ремонт электронных датчиков и приборов. Электронные блоки тормозной системы . 2. Электрические схемы ): 1.Знание электрической схемы тормозной системы; 2.Знание распиновки блока управления ABS; 3.Алгоритм проведения диагностики работоспособности датчика ABS,датчиков тормозных колодок,предохранителей управления тормозной системы автомобиля ; 4.Порядок работы диагностическим оборудованием. 5.Обозначение кодов неисправностей . | Отвечают на вопросы |
Повторение алгоритма технического процесса поиска неисправности, вызвать 1-го обучающегося. | Обучающийся демонстрирует приёмы и операции. Вся группа участвует в обсуждении действий. | ||
Повторение алгоритма устранения неисправности, вызвать 1-го обучающегося. | Обучающийся демонстрирует приёмы и операции. Вся группа участвует в обсуждении действий. | ||
2.3 | Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы | - Рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционно-технологической карте - Рассказать об инструменте, приспособлениях, применяемых при выполнении операций: а) рабочий инструмент: ключи торцевые, отвертки, шестигранники б)контрольно- измерительный инструмент: контрольная лампа, диагностическое оборудование . | Следят по инструкционно-технологической карте. |
2.4 | Рассмотрение типичных ошибок | Проверка датчика тестером. Сканирование кодов неисправностей.
| |
2.5 | Показать приёмы выполнения работы | ||
2.6 | Проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа (пробное выполнение приёмов операций, показанных мастером) | Предложить обучающимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли и выполнили. Мастер п/о вызывает 3-х обучающихся (демонстрирует правильную работу с диагностическим оборудованием, сканирует коды ошибок. Показывает приемы определения работоспособности тормозной системы автомобиля). | Обучающийся демонстрирует приёмы и операции по определению неисправностей и их устранению, комментируя свои действия. Вся группа участвует в обсуждении действий согласно инструкционно-технологической карте. |
2.7 | Объяснение и показ организации рабочего места и правил безопасности труда | Организация рабочего места:
| |
Техника безопасности (Мастер п/о вызывает обучающегося для наглядной проверки внешнего вида):
| Сообщают о нарушениях | ||
2.8 | Выдача заданий и распределение по рабочим местам | Сообщить нормы времени при выполнении заданий. Сообщить обучающимся критерии оценок. | Переходят в мастерскую |
3 | Текущий инструктаж (180 мин) | ||
Во время выполнения задания мастер проводит целевые обходы: Первый обход: Проверка содержания рабочих мест и правильности применения инструментов. Мастер п/о корректирует действия обучающихся, особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности труда. Второй обход: Проверка соблюдения технических и технологических условий выполнения приемов и операций. Мастер п/о обращает особое внимание на выбор инструментов в соответствии с их назначением. Коллективный текущий инструктаж: В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких обучающихся, которая может привести к браку, мастер останавливает работу группы и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций. Третий обход: Оценка состояния выполняемого задания. | Самостоятельная работа в соответствии с полученным заданием. Временные и количественные нормативы выполнения задания представлены в задании Уборка рабочих мест | ||
4. | Заключительный инструктаж (40 мин) | ||
| Самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями |
Приложение № 1
Задание
ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
«Диагностика и ремонт тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo»
Цели задания:
Сформировать следующие компетенции:
ПК.1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК.1.3. Определять неисправности, разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Содержание компетентностно- ориентированного задания:
Вам необходимо в соответствии с инструкционно-технологической картой (Приложение № 2) выполнить полную проверку и тормозной системы ABS, произвести сканирование кодов неисправностей с помощью диагностического оборудования, и в соответствии с инструкционно-технологической картой (Приложение №3) выполнить ремонт тормозной системы автомобиля Ford Cargo :
- Проверка предохранителей управления тормозной системы автомобиля;
- Проверка электропроводки тормозной системы;
- Проверка блока управления ABS;
Время выполнения задания – 180 минут.
Результат представляется мастеру п/о в виде отчёта (Приложение № 3).
Используемые инструменты: набор ключей и приспособлений, контрольно-измерительный инструмент, спецодежда.
При выполнении задания можно пользоваться инструкционно-технологическими картами.
Приложение № 2
Инструкционно-технологическая карта по проведению диагностики и ремонту тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo.
№ п/п | Операции | Инструмент | Примечание | |
1 | Надеть спецодежду и обувь. | |||
2 | Накрыть сиденье и руль защитными чехлами. | руки | ||
Проверка предохранителей управления тормозной системы автомобиля.
| ||||
3 | Извлечь предохранитель блока управления ABS | зажим |
| |
4 | Произвести проверку предохранителя при помощи мультиметра. | мультиметр |
| Для того чтобы проверить предохранитель мультиметром: Не забыть переключить в звуковой режим мультиметра . Красный проводок со щупом присоединить к одной контакту, а черный проводок со щупом присоединить ко второму. Слышен писк мультметра- значит исправен,если звука нет-перегорел. В случае неисправного предохранителя,необходимо заменить. |
Проверка электропроводки тормозной системы. | ||||
5 | Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ; | Руки, зажим, ключ |
|
|
6 | Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра. | мультиметр | ||
7 | Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля; | мультиметр | Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет. Если экран остается статичным – где-то в электроцепи есть разрыв. Разрыв устранить | |
Проверка блока управления ABS | ||||
8 | Подготовить диагностический сканер к работе. Подключить разъем диагностики, включить зажигание и запустить программу. После непродолжительной паузы система выдает сообщение, что связь установлена – можно приступать к диагностике. | диагностический сканер | Если ошибки есть, переходим на вкладку «Коды» и смотрим номер ошибки вместе с расшифровкой. | |
9 | Проверить систему при не работающем двигателе. | диагностический сканер | ||
10 | В случае отсутствия ошибок , необходимо проверить блок управления при помощи осциллографа | осциллограф |
| |
11 | Присоединить штекер осциллографа к блоку управления ABS и запустить программу диагностики | осциллограф | По синусоиде определяем исправность блока управления ABS. Сигнал должен быть без отклонений (искажения и помехи). Если такие присутствуют,перейти к следующему пункту. | |
12 | Извлечь блок управления ABS. | ключ | ||
13 | Произвести диагностику каждого элемента блока управления ABS. | мультиметр | Выявить не исправный элемент блока. | |
14 | Дать заключение о годности блока управления ABS. | В случае не годности блока управления, блок ЗАМЕНИТЬ! |
Приложение №3
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ
компетентностно-ориентированного задания
«Диагностика и ремонт тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo»
№ зада-ния | Содержание задания | Критерии оценки | Балл, выставленный мастером п/о | Самоана-лиз | |
1 | Диагностика контрольно - измерительным прибором. | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ в соответствии с техпроцессом. | |||
соблюдение последовательности поиска неисправностей. | |||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | |||||
2 | Определение неисправностей | правильно снял клеммы с АКБ | |||
в правильной последовательности и аккуратно разобрал приборную панель. | |||||
пользовался инструкционно-технологическими картами | |||||
правильно извлек плавкий предохранитель | |||||
правильно произвел диагностику предохранителя | |||||
пользовался схемой | |||||
правильно произвел проверку электрической цепи тормозной системы | |||||
использовал мультиметр при диагностике | |||||
правильно определил расположение места обрыва электрической цепи | |||||
Пользовался диагностическим сканером | |||||
аккуратно отсоединил колодки с проводами | |||||
правильно извлек блок управления ABS | |||||
правильно произвел диагностику блока управления ABS | |||||
пользовался литературой | |||||
Праильно пользовался осциллографом | |||||
восстановил соединения | |||||
Не нарушил ТБ | |||||
Максимальное количество баллов -60 балловОтметка «2» - менее 31 балла Отметка «3» - 31-40 балловОтметка «4» - 41-55 баллов Отметка «5» - 56- 60 баллов | |||||
3 балла – выполнено без ошибок 2 балла – выполнено с нарушениями 1 балл – выполнено с грубыми нарушениями 0 – не выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тормозные системы автомобилей"
Учебно-методический материал по теме: "Тормозные системы автомобилей"...
Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114
Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобил...
Презентация на тему «Диагностика и ремонт дизельной системы питания»
Диагностика и ремонт дизельной системы питания...
ИСПЫТАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Рабочая тетрадь ИСПЫТАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ...
Статья. Диагностика тормозной системы с гидравлическим приводом
Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или гря...
Проект технического направления «Важность своевременной замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозной системы автомобиля »
Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что тормозную жидкость в гидравлическом приводе сцеплению следует заменять каждые 1- 2 года эксплуатации автомобиля, в зависимости ...
Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем
Материал для проведения лекции на тему "Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем" студентам 3 курса автомеханики. В Материале рассмотрены основные вопросы по техническому обслужива...