«Диагностика и ремонт тормозной системы АВS Ford Cargo.»
методическая разработка

Методическая разработка практического занятия для изучения тормозной системы грузовиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_po_gruzovikam_obrez.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Автодорожный колледж»

                                                 

Методическая разработка урока учебной практики

Профессия: 23.01.03   «Автомеханик»

ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Тема урока:

«Диагностика и ремонт тормозной системы АВS Ford Cargo.»

Мастер производственного обучения 

Сушков Александр Михайлович

Санкт-Петербург

Цели урока: 

  1. Образовательные:
  • получить  знание по проведению проверки и техническому обслуживанию     элементов тормозной системы ABS;
  • должны научиться пользоваться диагностическим оборудованием, знать коды неисправностей;
  • отработать способы определения работоспособности приборов коррекции тормозной системы ABS.

2. Развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной работы, концентрации внимания, наглядно-пространственного воображения.
  • развитие логического мышления.

3. Воспитательные:

  • воспитание положительной мотивации к профессии;
  • воспитание бережного отношения к инструментам и оборудованию;
  • формирование ответственности, точности, аккуратности, дисциплинированности;
  • воспитание чувства взаимопомощи.

Тип урока:

 Комбинированный (проверка знаний и умений, обучающихся по пройденному материалу, изучение нового материала, самостоятельное выполнение обучающимися операций, приемов, комплекса трудовых действий).

Технологии и методы обучения:

- активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса; индивидуальная работа и работа вдвоём;

  • информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приёмов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.

Форма организации обучения: индивидуальная

Межпредметные связи:

МДК 1. . Тема: Электротехника. Тема: Электроизмерительные приборы.

МДК 2. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Контрольные приборы, датчики, выключатели,  предохранители.

Основы пользования ПК. Тема: Создание компьютерной презентации в приложении Power Point. Работа с файлами.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование и инструменты:

- учебный автомобиль(макет, стенд) - 1 шт.;

- универсальный комплект инструментов – 1 шт.;

- специальный инструмент(для диагностики автомобильного электрооборудования);

-специальный набор автоэлектрика ;

-диагностический сканер;

-осциллограф.

Техническая документация:

- Схема электрических соединений тормозной  системы  ABS автомобиля Ford Cargo;  

-Таблица. Коды ошибок системы самодиагностики и их описание .

Компьютерное обеспечение:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение:

- задание;

- критерии оценки.

Литература:

1. FORD CARGO / CARGO VAN / CARGO SPACE / TRANSIT (V347 / 348) / TOURNEO (BUS M1 / M2) / KOMBI / VAN / SUPERVAN (Форд Карго) с 2006 и с 2011 бензин / дизель Книга по ремонту и эксплуатации

2.  Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание. М.: «Академия», 2013.

3. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание автомобилей. .–М.: «Академия», 2013.

Интернет-ресурсы:

  1.  https://www.youtube.com/watch?v=FpFdl7TBNjg
  2. https://spectekhnika.info/
  3.  http://autogeriko.com/files/1max_d6529900.png
  4. https://www.ford-trucks.com/forums/attachment.php?attachmentid=29654&stc=1&d=1289605667

План проведения урока учебной практики

Время

Этап урока

10:00 – 10:05

Организационный момент

10:05 – 10:50

Вводный инструктаж

10:50 – 11:35

Самостоятельная работа обучающихся

11:35 – 11:55

Обед

11:55 – 13:25

Самостоятельная работа обучающихся

13:25 – 13:45

Перерыв

13:45 – 14:30

Самостоятельная работа обучающихся

14:30 – 15:10

Заключительный инструктаж

п\п

Ход урока

Деятельность мастера п\о

Деятельность обучающихся

1.

Организационная часть

(5 мин)

  • Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, назначение дежурного.

Объявление темы урока учебной практики

Приветствие мастера п/о.  

Рапорт дежурного.

Заполнение дневников.

2.

Вводный инструктаж (45 мин)

2.1

Этап целевой установки

Цель урока учебной практики: изучить способы проверки и технического  обслуживания элементов тормозной системы ABS.

Задачи:

  1. Научиться выполнять разборочно-сборочные и диагностические операции;
  2. Изучить приёмы  определения работоспособности  приборов контроля за состоянием тормозной системы ABS ;
  3. Научиться пользоваться диагностическим оборудованием, уметь работать с таблицей кодов неисправностей.

2.2

Этап актуализации

Опрос обучающихся по материалу специальных  предметов и прошлых уроков учебной практики  (Темы:1. Диагностирование и ремонт электронных датчиков и приборов. Электронные блоки тормозной системы .

 2. Электрические схемы ):

1.Знание электрической схемы тормозной системы;

2.Знание распиновки блока управления ABS;

3.Алгоритм проведения диагностики работоспособности датчика ABS,датчиков тормозных колодок,предохранителей управления тормозной системы автомобиля ;

4.Порядок работы диагностическим оборудованием.

5.Обозначение кодов неисправностей .

Отвечают на вопросы

Повторение алгоритма технического процесса поиска неисправности, вызвать 1-го обучающегося.

Обучающийся демонстрирует приёмы и операции. Вся группа участвует в обсуждении действий.

Повторение алгоритма устранения неисправности, вызвать 1-го обучающегося.

Обучающийся демонстрирует приёмы и операции. Вся группа участвует в обсуждении действий.

2.3

Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы

- Рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционно-технологической карте

- Рассказать об инструменте, приспособлениях, применяемых при выполнении операций:

а) рабочий инструмент: ключи торцевые, отвертки, шестигранники

б)контрольно- измерительный инструмент: контрольная лампа, диагностическое оборудование .

Следят по инструкционно-технологической карте.

2.4

Рассмотрение типичных ошибок

Проверка датчика тестером. Сканирование кодов неисправностей.

  1. правильное   использование мультиметра , диагностического оборудования.

2.5

Показать приёмы выполнения работы

2.6

Проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа (пробное выполнение приёмов операций, показанных мастером)

Предложить обучающимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли и выполнили.

Мастер п/о вызывает 3-х обучающихся (демонстрирует правильную работу с диагностическим  оборудованием, сканирует коды ошибок.

Показывает приемы определения работоспособности тормозной системы автомобиля).

Обучающийся демонстрирует приёмы и операции по определению неисправностей и их устранению, комментируя свои действия. Вся группа участвует в обсуждении действий согласно инструкционно-технологической карте.

2.7

Объяснение и показ организации рабочего места и правил безопасности труда

Организация рабочего места:

  • Подготовить все необходимые для выполнения задания инструменты и приспособления, обеспечивающие безопасную работу (необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению);
  • Запрещается класть инструменты на оборудование;
  • Убрать все мешающие работе посторонние предметы, не загромождая при этом проходы;
  • Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено;
  • По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.

Техника безопасности (Мастер п/о вызывает обучающегося для наглядной проверки внешнего вида):

  • Перед началом работы следует снимать все украшения с тела: часы, кольца, наушники, серьги, цепочки;
  • Надеть спецодежду и застегнуть манжеты рукавов;
  • Спрятать волосы под головной убор.

Сообщают о нарушениях

2.8

Выдача заданий и распределение по рабочим местам

Сообщить нормы времени при выполнении заданий.

Сообщить обучающимся критерии оценок.

Переходят в мастерскую

3

Текущий инструктаж (180 мин)

Во время выполнения задания мастер проводит целевые обходы:

Первый обход: Проверка содержания рабочих мест и правильности применения инструментов.

Мастер п/о корректирует действия обучающихся, особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности труда. 

Второй обход: Проверка соблюдения технических и технологических условий выполнения приемов и операций.

Мастер п/о обращает особое внимание на выбор инструментов в соответствии с их назначением.

Коллективный текущий инструктаж: В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких обучающихся,  которая может привести к браку, мастер останавливает работу группы и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций.

Третий обход: Оценка состояния выполняемого задания.

Самостоятельная работа в соответствии с полученным заданием. Временные и количественные нормативы выполнения задания представлены в задании

Уборка рабочих мест

4.

Заключительный инструктаж (40 мин)

  • Сообщить о выполнении цели урока группой в целом;
  • Подведение итогов: анализ и самоанализ каждого обучающегося по выполненному заданию, сообщение оценок (оценки выставляются в журнал и дневники учебной и производственной практики);
  • Анализ выполнения обучающимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
  • Сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.

Самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями

Приложение № 1

 

   

Задание

ПМ 01.  Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

 

«Диагностика и ремонт тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo»

Цели задания:

Сформировать следующие компетенции:

ПК.1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК.1.3. Определять неисправности, разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Содержание компетентностно- ориентированного задания:

Вам необходимо в соответствии с инструкционно-технологической картой (Приложение № 2) выполнить полную проверку и тормозной системы ABS, произвести сканирование кодов неисправностей с помощью диагностического оборудования, и в соответствии с инструкционно-технологической картой (Приложение №3) выполнить ремонт тормозной системы автомобиля Ford Cargo :

  • Проверка предохранителей управления тормозной системы автомобиля;
  • Проверка электропроводки тормозной системы;
  • Проверка блока управления ABS;

Время выполнения задания – 180 минут.

Результат представляется мастеру п/о в виде отчёта (Приложение № 3).

Используемые инструменты: набор ключей и приспособлений, контрольно-измерительный инструмент, спецодежда.

При выполнении задания можно пользоваться инструкционно-технологическими картами.   

Приложение № 2

Инструкционно-технологическая карта по проведению диагностики и ремонту тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo.

№ п/п

Операции

Инструмент

Примечание

1

Надеть спецодежду и обувь.

2

Накрыть сиденье и руль защитными чехлами.

руки

Проверка предохранителей управления тормозной системы автомобиля.

 

3

Извлечь предохранитель блока управления ABS

зажим

 

4

Произвести проверку предохранителя при помощи мультиметра.

мультиметр

   

Для того чтобы проверить предохранитель мультиметром: Не забыть переключить в звуковой режим мультиметра  . Красный проводок со щупом присоединить к одной контакту, а черный проводок со щупом присоединить ко второму. Слышен писк мультметра- значит исправен,если звука нет-перегорел. В случае неисправного предохранителя,необходимо заменить.

Проверка электропроводки тормозной системы.

5

Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ; 

Руки,

зажим,

ключ

 

  

6

Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра.

мультиметр

7

Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля; 

мультиметр

Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет. Если экран остается статичным – где-то в электроцепи есть разрыв. Разрыв устранить

Проверка блока управления ABS

8

Подготовить диагностический сканер к работе. Подключить разъем диагностики, включить зажигание и запустить программу. После непродолжительной паузы система выдает сообщение, что связь установлена – можно приступать к диагностике.

диагностический сканер

Если ошибки есть, переходим на вкладку «Коды» и смотрим номер ошибки вместе с расшифровкой.

9

Проверить систему при не работающем двигателе.

диагностический сканер

10

В случае отсутствия ошибок , необходимо проверить блок управления при помощи осциллографа

осциллограф

  

11

Присоединить штекер осциллографа к блоку управления ABS  и запустить программу диагностики

осциллограф

По синусоиде определяем исправность блока управления ABS. Сигнал должен быть без отклонений (искажения и помехи).

Если такие присутствуют,перейти к следующему пункту.

12

Извлечь блок управления ABS.

ключ

13

Произвести диагностику каждого элемента блока управления ABS.

мультиметр

Выявить не исправный элемент блока.

14

Дать заключение о годности блока управления ABS.

В случае не годности блока управления,  блок ЗАМЕНИТЬ!

Приложение №3

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

компетентностно-ориентированного задания

«Диагностика и ремонт тормозной системы ABS автомобиля Ford Cargo»

зада-ния

Содержание задания

Критерии оценки

Балл, выставленный мастером п/о

Самоана-лиз

1

Диагностика контрольно - измерительным прибором.

правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ  в соответствии с техпроцессом.

соблюдение последовательности поиска неисправностей.

соблюдение безопасных условий труда при работе

2

Определение неисправностей

правильно снял клеммы с АКБ

в правильной последовательности  и аккуратно разобрал приборную панель.

пользовался инструкционно-технологическими картами

правильно  извлек плавкий предохранитель

правильно произвел диагностику предохранителя

пользовался схемой

правильно произвел проверку электрической цепи тормозной системы

использовал мультиметр при диагностике

правильно определил расположение места обрыва электрической цепи

Пользовался диагностическим сканером

аккуратно отсоединил колодки с проводами

правильно извлек блок управления ABS

правильно произвел диагностику блока управления ABS

пользовался литературой

Праильно пользовался осциллографом

восстановил соединения

Не нарушил ТБ

Максимальное количество баллов -60 балловОтметка «2» - менее 31 балла

Отметка «3» - 31-40 балловОтметка «4» - 41-55 баллов

Отметка «5» - 56- 60 баллов

3 балла – выполнено без ошибок

2 балла – выполнено с нарушениями

1 балл – выполнено с грубыми нарушениями

0 – не выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тормозные системы автомобилей"

Учебно-методический материал по теме: "Тормозные системы автомобилей"...

Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114

Проект поста диагностики и ремонта системы управления  бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой  технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобил...

Презентация на тему «Диагностика и ремонт дизельной системы питания»

Диагностика и ремонт дизельной системы питания...

ИСПЫТАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Рабочая тетрадь ИСПЫТАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ...

Статья. Диагностика тормозной системы с гидравлическим приводом

Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или гря...

Проект технического направления «Важность своевременной замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозной системы автомобиля »

Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что тормозную жидкость в гидравлическом приводе сцеплению следует заменять каждые 1- 2 года эксплуатации автомобиля, в зависимости ...

Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем

Материал для проведения лекции на тему "Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем" студентам 3 курса автомеханики. В Материале рассмотрены основные вопросы по техническому обслужива...