Проект технического направления «Важность своевременной замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозной системы автомобиля »
проект
Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что тормозную жидкость в гидравлическом приводе сцеплению следует заменять каждые 1- 2 года эксплуатации автомобиля, в зависимости от марки используемой жидкости. Это прискорбно, потому что немного заботы и внимания могут сберечь время, деньги, а самое главное обеспечить безопасность движения на автомобиле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tehnicheskogo_napravleniya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский автомеханический техникум»
Проект технического направления
«Важность своевременной замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозной системы автомобиля »
Автор работы : Игнатов Николай, студент 3 курса группы ТО-31 специальность 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». |
Руководитель: Нехорошев В.М, преподаватель специальных дисциплин ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум |
Сыктывкар 2022 г.
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть.
- Назначение тормозных жидкостей, условия работы.
- Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей.
- Виды тормозных жидкостей. Выбор тормозных жидкостей в зависимости от температуры воздуха.
2.Практическая часть.
2.1. Описание эксперимента.
2.2. Сроки исследования.
2.3. Место исследования.
2.4. Методы исследования.
2.5. Участники исследования.
2.6. Результаты исследования:
-анкетирования;
-наблюдения;
Выводы и предложения.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что тормозную жидкость в гидравлическом приводе сцеплению следует заменять каждые 1- 2 года эксплуатации автомобиля, в зависимости от марки используемой жидкости. Это прискорбно, потому что немного заботы и внимания могут сберечь время, деньги, а самое главное обеспечить безопасность движения на автомобиле.
Замена тормозной жидкости не занимает много времени, процесс замены достаточно прост, а стоимость жидкости невысока. Изменение свойств тормозной жидкости во время эксплуатации ведет не только к снижению эффективности тормозной системы, но и к выходу из строя элементов гидропривода. Несвоевременная замена тормозной жидкости, просто выведет из строя тормозную систему, тем самым может привести к ДТП.
Цель проекта: на материале различных источников выявить причины потери свойств тормозной жидкости, узнать важность технического обслуживания тормозной системы.
Задачи:
1.Показать на примере различных источников актуальность данной темы.
2.Провести исследование среди студентов, преподавателей, других лиц, не связанных с техникумом.
3.Поддержание интереса к овладению знаниями, умениями и навыками по специальности.
4.Формирование познавательной активности обучающихся.
5.Расширение теоретических и практических знаний обучающихся в области изучаемой специальности.
Вид проекта – исследовательский.
Направление исследовательской работы - техническое.
Практическая значимость проекта - содействовать осознанию значимости ухода за тормозной системой в жизни водителя.
Гипотеза исследования – Нет плохих тормозных жидкостей, есть не замененные вовремя.
Объект исследования –
студенты 1-го, 2-го, 3-го курса, их родители и педагоги.
Предмет исследования – Тормозная жидкость DOT-4 на автомобиле
Оборудование: Прибор для проверки тормозной жидкости iCartool IC-145
.
1.Теоретическая часть.
1.1. Назначение тормозных жидкостей, условия работы.
Тормозная система обеспечивает управляемость и замедление автомобиля и является важнейшим элементом безопасности дорожного движения. Тормозные характеристики автомобиля зависят от скорости повышения давления в механизмах торможения, обеспечения их быстродействия с наименьшим запозданием. Гидравлический привод тормозов устанавливают на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей.
Назначение тормозной жидкости состоит в передаче необходимой для торможения энергии от главного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или барабанам.
Давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа. Рабочая температура тормозной жидкости при движении автомобиля по шоссе колеблется в пределах 6О...7О°С, на горных трассах и длительном пологом спуске достигает 100... 120 °С и выше, в дисковых тормозах — 150... 190 "С. При этом в тормозную систему через резиновые уплотнители и в резервуар с жидкостью проникает влажный воздух.
В результате «увлажнения» тормозной жидкости температура ее кипения понижается. Эксплуатация автомобиля с температурой кипения тормозной жидкости ниже 150 °С может привести к ее закипанию и выделению пузырьков газа и пара, перемешиванию с паровыми пузырьками с образованием паровых пробок в системе. С увеличением давления в гидроприводе пузырьки пара дробятся, сжимаются и растворяются. Педаль тормоза начинает «проваливаться», эффективность торможения резко снижается, что может привести к отказам и аварийной ситуации.
1.2 Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей.
Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, высокой физической и химической стабильностью, совместимостью с металлами и материалами уплотнений. Основными показателями качества тормозной жидкости являются: уровень гигроскопичности (впитывания влаги), температура кипения и морозостойкость.
Температура кипения тормозной жидкости — важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Температура кипения зависит от содержания в рабочей тормозной жидкости воды. Поэтому к жидкости для тормозных систем предъявляется требование минимальной гигроскопичности, в том числе для предотвращения коррозии и образования ледяных пробок в зимний период.
Тормозные жидкости используют всесезонно, поэтому важным показателем свойств является их морозостойкость. Критерий морозостойкости определяет стабильную вязкость при низких температурах. С увеличением вязкости пропорционально увеличивается время срабатывания тормозов.
Тормозные жидкости должны иметь хорошие смазывающие и антикоррозийные свойства, быть совместимыми с деталями тормозной системы (с резиновыми манжетами для предотвращения преждевременного их набухания и протечек).
1.3 Виды тормозных жидкостей. Выбор тормозных жидкостей в зависимости от температуры воздуха.
Современная классификация тормозных жидкостей включает в себя классы: DOT-3, DOT-4 (наиболее распространенный) и относительно новый класс — DOT-5.1.
Тормозные жидкости класса DOT-3 и DOT-4 производят на минеральной основе. Температура их кипения находится в пределах 23О...25О°С.
Синтетическая тормозная жидкость DOT-5.1 превосходит DOT-4 по ряду характеристик: температура кипения — в пределах 275 °С, морозоустойчивости, нейтральности к металлам и совместимости со всеми резиновыми уплотнителями. Жидкости класса DOT-5.1 несовместимы с жидкостями других классов.
Тормозные жидкости «Нева», «Томь», «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» готовят на основе двухатомных спиртов — гликолей в смеси с полимерами и присадками. Характеристики тормозных жидкостей приведены в табл. 11.4.
Тормозная жидкость БСК прозрачная, однородная, красного цвета, без осадков и механических примесей; ранее имела широкое распространение для старых моделей автомобилей (ГАЗ, Запорожец, Москвич и т.п.); непригодна для современных систем с дисковыми тормозами. Жидкость представляет собой смесь равных частей бутилового спирта и растительного касторового масла с добавлением органического красителя.
При температуре ниже - 17 о С из-за интенсивной кристаллизации жидкость начинает переходить в твердую фазу. Жидкость применяют при температуре окружающего воздуха не ниже -20 о С и не выше +30 "С. При попадании воды однородность жидкости нарушается. Расслоение жидкости делает ее непригодной к использованию.
Тормозная жидкость «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостной, противоизносной, ингибитора коррозии) и красителем имеет цвет от светло-желтого до желтого, прозрачная. Жидкость имеет хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), противоизносные и защитные характеристики, низкую испаряемость. Эксплуатационные свойства обеспечивают надежную работу тормозных систем автомобилей в интервале температур окружающего воздуха ~40...+45°С. При поглощении воды расслаивания жидкости не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкости — высокая гигроскопичность. Накопление влаги в рабочей тормозной жидкости резко снижает температуру кипения с 180... 200 до 120... 140 °С и безопасность эксплуатации автомобиля.
Рекомендуется для применения в гидроприводе тормозов и сцеплений легковых автомобилей, а также грузовых и легковых автомобилей выпуска до 1985 г. Срок службы ограничен одним годом.
Тормозная жидкость « Томь» разработана взамен жидкости «Нева», совместима с ней при смешивании в любых соотношениях. Представляет собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной (загущающей) и антикоррозионной присадок. По сравнению с тормозной жидкостью «Нева» имеет лучшие эксплуатационные свойства: меньшую гигроскопичность, высокую температуру кипения при обводнении и улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства. Тормозная жидкость «Томь» обеспечивает надежную работу гидропривода тормозов и сцеплений всех моделей легковых и грузовых автомобилей за исключением моделей ВАЗ с передним приводом. Работоспособность при температуре окружающего воздуха -40... +45 "С. Срок службы два года.
Тормозные жидкости «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» — представляют собой композиции на основе борсодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок, имеют хорошие эксплуатационные свойства, в частности высокотемпературную стабильность. Их можно использовать в системах всех типов современных автомобилей при температуре окружающей среды -40... +45 °С. Совместимы с тормозными жидкостями «Нева», «Томь» в любых соотношениях. Срок службы три года.
В автомобилях используются только рекомендованные в инструкциях по эксплуатации марки тормозных жидкостей. Все тормозные жидкости огнеопасны, ядовиты и токсичны — попадание на кожу человека приводит к дерматитам.
Жидкости при утечке могут вступать в контакт с кузовом и разъедать лакокрасочное покрытие.
Зарубежными аналогами жидкостей «Нева», «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации DOT-3 (температура кипения более 205 °С), жидкостей «Роса» — DOT-4 (температура кипения более 230 °С). Смешение указанных жидкостей с маркой БСК недопустимо. Недопустимо также смешение любой тормозной жидкости с топливом и маслами. Нефтепродукты разрушают резиновые детали тормозной системы и приводят к ее отказу. Запрещается применение в тормозной системе смесей спирта и глицерина и т. д.
- Практическая часть.
2.1. Описание эксперимента.
Свою работу я разделил на несколько этапов. В первую очередь я провел анкетирование «как часто вы заменяете тормозную жидкость?» (приложение 1). Анкетирование проводилось среди преподавателей и студентов нашего техникума, течение первой недели ноября и было выбрано 3 автомобиля у студентов, которые проводили замену тормозной жидкости за 1 , 1,5 и 2 года до начала исследования.
Далее течении 5-ти месяцев (ноябрь, декабрь 2021 г, январь февраль, март 2022 года) мною проводились наблюдения за состоянием тормозной жидкости. Один раз в два месяца производился визуальный осмотр (изменение цвета) , а так же определение процентного содержания воды в тормозной жидкости, с помощью тестера тормозной жидкости - iCartool IC-145. Допустимое процентное содержание воды в тормозной жидкости не более 3,5 процента Последним этапом моего исследования было проведение анализа выполненной работы.
2.2. Сроки исследования.
Мое исследование заняло 5 учебных месяцев: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март 2021-2022 гг.
2.3. Место исследования.
Учебный филиал №2 Сыктывкарского Автомеханического Техникума.
2.4 Методы исследования.
- наблюдение.
- сбор информации.
- анкетирование.
- эксперимент.
- анализ и обобщение.
2.5 Участники эксперимента.
Основную массу составили преподаватели, обучающиеся нашего техникума, их родители.
2.6 Результаты исследования.
Анкетирование «Как часто Вы заменяете тормозную жидкость?»
Вопросы анкеты:
- Месяц, год последней замены тормозной жидкости?
- Ваш интервал замены тормозной жидкости ?
- Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?
- Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?
Вывод: Я провел анкетирование и выяснил, что многие не заменяют тормозную жидкость при ТО тормозной системы, хотя знают о необходимости ее замены, часть водителей даже не задумываются о необходимости замены, а лишь контролируют ее уровень и лишь небольшая часть заменяет жидкость строго по регламенту, прописанному в технической документации автомобиля
Наблюдение: Было выбрано 3 автомобиля на которых проводили замену тормозной жидкости за 1 , 1,5 и 2 года до начала исследования.
Автомобиль №1,
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Месяц, год последней замены тормозной жидкости? | Октябрь 2020 г. |
1 | Ваш интервал замены тормозной жидкости ? | 1 раз в 2 года |
2 | Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости? | да |
2 | Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости? | 1 раз в неделю |
Таблица процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1
№ | Месяц | Процентное содержание воды | Цвет жидкости |
1 | Ноябрь | 2, 4 | Темно- желтый оттенок |
2 | Январь | 2,8 | Желтовато- коричневый оттенок |
3 | Март | 3 | Желтовато- коричневый оттенок |
Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1
Автомобиль №2
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Месяц, год последней замены тормозной жидкости? | апрель 2021 г. |
1 | Ваш интервал замены тормозной жидкости ? | 1 раз в год |
2 | Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости? | да |
2 | Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости? | 1 раз в неделю |
Таблица процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1
№ | Месяц | Процентное содержание воды | Цвет жидкости |
1 | Ноябрь | 1,6 | Прозрачная жидкость |
2 | Январь | 1,9 | Прозрачная жидкость |
3 | Март | 2,3 | Желтоватый оттенок |
Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №2
Автомобиль №3
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Месяц, год последней замены тормозной жидкости? | Машина приобретена в октябре 2019 года, жидкость еще не заменялась |
1 | Ваш интервал замены тормозной жидкости ? | Не менялась |
2 | Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости? | да |
2 | Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости? | 1 раз в неделю |
бтрррТаблица процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1
№ | Месяц | Процентное содержание воды | Цвет жидкости |
1 | Ноябрь | 2,9 | Темно- коричневый |
2 | Январь | 3,3 | Темно- коричневый |
3 | Март | 3,6 | Темно- коричневый |
Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №3
Выводы и предложения.
Я провел исследование и выяснил, что замена тормозной жидкости является важной операцией при техническом обслуживании тормозной системы автомобиля и требует очень важного внимания.
Как видно из исследования тормозная жидкость гигроскопична, то есть впитывает влагу. Влага, содержащаяся в тормозной жидкости, приводит к коррозийным повреждениям элементов тормозной системы и понижает ее температуру кипения.
После анализа результатов исследования, я пришел к следующим выводам:
- На автомобиле № 1 – жидкость необходимо в скором времени заменить.
- На автомобиле № 2 – состояние жидкости в норме.
- На автомобиле № 3 – требуется срочная замена тормозной жидкости
На ниже приведенной диаграмме хорошо видно изменения процентного содержания воды в тормозной жидкости автомобилей участвовавших в исследовании.
Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобилях №1, №2, №3.
В своей работе я поднял очень важную проблему. в ходе которой выявилось, что правильная своевременная замена тормозной жидкости обеспечивает долгую и надежную работу, что не только позволяет экономить финансы, но и гарантирует большую безопасность при езде на автомобиле.
Поэтому мой совет каждому автовладельцу вовремя производить замену тормозной жидкости своевременно при техническом обслуживании автомобиля.
Список использованной литературы.
- Шестопалов С.К. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» Учебник для нач. проф. Образования.- М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1998.- 544с.
- Овчинников, В. В., Автомобильные эксплуатационные материалы : учебник / В. В. Овчинников. — Москва : КноРус, 2023. — 238 с. — ISBN 978-5-406-10765-2. — URL:https://book.ru/book/947253
- Головачев, С. С., Автомобильные эксплуатационные материалы : учебно-практическое пособие / С. С. Головачев. — Москва : КноРус, 2022. — 155 с. — ISBN 978-5-406-10100-1. — URL:https://book.ru/book/944631
- Пехальский, И. А., Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебник / И. А. Пехальский, А. Ю. Измайлов, А. С. Амиров, А. П. Пехальский. — Москва : КноРус, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-406-10032-5. — URL:https://book.ru/book/944142
- Кириченко Н.Б « Автомобильные эксплуатационные материалы» учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования; Академия 2012. – 208 с.
Приложения
1. Анкета.
Марка автомобиля: ______
Марка применяемой тормозной жидкости:____________
1. Месяц, год последней замены тормозной жидкости?
_______________________________________________________________
2. Ваш интервал замены тормозной жидкости ?
_______________________________________________________________
3. Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?
_______________________________________________________________
4. Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?
_______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тормозные системы автомобилей"
Учебно-методический материал по теме: "Тормозные системы автомобилей"...
Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»
Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...
Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"
Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...
Методическое пособие «Приведение в соответствие с профессиональными стандартами УМК по дисциплине «Гидравлические и пневматические системы и приводы"
Составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности15.02.01 «Монтаж...
Методическое пособие для проведения дифференцированного зачета по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"
Предназначено для преподавателей и студентов...
Статья. Диагностика тормозной системы с гидравлическим приводом
Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или гря...
Методическая разработка на тему:м«Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля ГАЗ-3307»
Тема урока: «Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля «ГАЗ 3307»Цели урока:Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по содержанию и осно...