Проект технического направления «Важность своевременной замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозной системы автомобиля »
проект

Нехорошев Валерий Михайлович

Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что тормозную жидкость в гидравлическом приводе сцеплению следует заменять каждые 1- 2 года эксплуатации автомобиля, в зависимости от марки используемой жидкости.  Это прискорбно, потому что немного заботы и внимания могут сберечь время, деньги, а самое главное обеспечить безопасность движения на автомобиле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tehnicheskogo_napravleniya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

Проект технического направления

«Важность своевременной замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозной системы автомобиля »

Автор работы : Игнатов Николай,                            студент 3 курса группы ТО-31 специальность  23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

 

Руководитель: Нехорошев В.М, преподаватель специальных дисциплин ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум

Сыктывкар 2022 г.

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть.

  1.  Назначение тормозных жидкостей, условия работы.    
  2.  Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей.
  3.  Виды тормозных жидкостей. Выбор тормозных жидкостей в зависимости от температуры воздуха.

2.Практическая часть.

2.1.     Описание эксперимента.

2.2.     Сроки исследования.

2.3.     Место исследования.

2.4.     Методы исследования.

2.5.     Участники исследования.

2.6.     Результаты исследования:

-анкетирования;

-наблюдения;

Выводы  и предложения.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что тормозную жидкость в гидравлическом приводе сцеплению следует заменять каждые 1- 2 года эксплуатации автомобиля, в зависимости от марки используемой жидкости.  Это прискорбно, потому что немного заботы и внимания могут сберечь время, деньги, а самое главное обеспечить безопасность движения на автомобиле.

Замена тормозной жидкости не занимает много времени, процесс замены достаточно прост, а стоимость жидкости невысока. Изменение свойств тормозной жидкости во время эксплуатации ведет не только к снижению эффективности тормозной системы, но и к выходу из строя элементов гидропривода. Несвоевременная замена тормозной жидкости, просто выведет из строя тормозную систему, тем самым может привести к ДТП.  

Цель проекта: на материале различных источников выявить причины потери свойств тормозной жидкости, узнать важность технического обслуживания тормозной системы.

Задачи:

1.Показать на примере различных источников актуальность данной темы.

2.Провести исследование среди студентов, преподавателей, других лиц, не связанных с техникумом.

3.Поддержание интереса к овладению знаниями, умениями и навыками по специальности.

4.Формирование познавательной активности обучающихся.

5.Расширение теоретических и практических знаний обучающихся в области изучаемой специальности.

Вид проекта – исследовательский.

Направление исследовательской работы -  техническое.

Практическая значимость проекта - содействовать осознанию значимости ухода за тормозной системой в жизни водителя.

Гипотеза исследования – Нет плохих тормозных жидкостей, есть не замененные вовремя.

Объект исследования –  

студенты 1-го, 2-го, 3-го курса, их родители и педагоги.

 Предмет исследования – Тормозная жидкость DOT-4 на автомобиле

Оборудование: Прибор для проверки тормозной жидкости  iCartool IC-145

.

1.Теоретическая часть.

1.1. Назначение тормозных жидкостей, условия работы.

Тормозная система обеспечивает управляемость и замедление автомобиля и является важнейшим элементом безопасности дорожного движения. Тормозные характеристики автомобиля зависят от скорости повышения давления в механизмах торможения, обеспечения их быстродействия с наименьшим запозданием. Гидравлический привод тормозов устанавливают на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей.

Назначение тормозной жидкости состоит в передаче необходимой для торможения энергии от главного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или барабанам.

Давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа. Рабочая температура тормозной жидкости при движении автомобиля по шоссе колеблется в пределах 6О...7О°С, на горных трассах и длительном пологом спуске достигает 100... 120 °С и выше, в дисковых тормозах — 150... 190 "С. При этом в тормозную систему через резиновые уплотнители и в резервуар с жидкостью проникает влажный воздух.

В результате «увлажнения» тормозной жидкости температура ее кипения понижается. Эксплуатация автомобиля с температурой кипения тормозной жидкости ниже 150 °С может привести к ее закипанию и выделению пузырьков газа и пара, перемешиванию с паровыми пузырьками с образованием паровых пробок в системе. С увеличением давления в гидроприводе пузырьки пара дробятся, сжимаются и растворяются. Педаль тормоза начинает «проваливаться», эффективность торможения резко снижается, что может привести к отказам и аварийной ситуации.

1.2  Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей.

Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, высокой физической и химической стабильностью, совместимостью с металлами и материалами уплотнений. Основными показателями качества тормозной жидкости являются: уровень гигроскопичности (впитывания влаги), температура кипения и морозостойкость.

Температура кипения тормозной жидкости — важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Температура кипения зависит от содержания в рабочей тормозной жидкости воды. Поэтому к жидкости для тормозных систем предъявляется требование минимальной гигроскопичности, в том числе для предотвращения коррозии и образования ледяных пробок в зимний период.

Тормозные жидкости используют всесезонно, поэтому важным показателем свойств является их морозостойкость. Критерий морозостойкости определяет стабильную вязкость при низких температурах. С увеличением вязкости пропорционально увеличивается время срабатывания тормозов.

Тормозные жидкости должны иметь хорошие смазывающие и антикоррозийные свойства, быть совместимыми с деталями тормозной системы (с резиновыми манжетами для предотвращения преждевременного их набухания и протечек).

1.3 Виды тормозных жидкостей. Выбор тормозных жидкостей в зависимости от температуры воздуха.

Современная классификация тормозных жидкостей включает в себя классы: DOT-3, DOT-4 (наиболее распространенный) и относительно новый класс — DOT-5.1.

Тормозные жидкости класса DOT-3 и DOT-4 производят на минеральной основе. Температура их кипения находится в пределах 23О...25О°С.

Синтетическая тормозная жидкость DOT-5.1 превосходит DOT-4 по ряду характеристик: температура кипения — в пределах 275 °С, морозоустойчивости, нейтральности к металлам и совместимости со всеми резиновыми уплотнителями. Жидкости класса DOT-5.1 несовместимы с жидкостями других классов.

Тормозные жидкости «Нева», «Томь», «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» готовят на основе двухатомных спиртов — гликолей в смеси с полимерами и присадками. Характеристики тормозных жидкостей приведены в табл. 11.4.

Тормозная жидкость БСК прозрачная, однородная, красного цвета, без осадков и механических примесей; ранее имела широкое распространение для старых моделей автомобилей (ГАЗ, Запорожец, Москвич и т.п.); непригодна для современных систем с дисковыми тормозами. Жидкость представляет собой смесь равных частей бутилового спирта и растительного касторового масла с добавлением органического красителя.

При температуре ниже - 17 о С из-за интенсивной кристаллизации жидкость начинает переходить в твердую фазу. Жидкость применяют при температуре окружающего воздуха не ниже -20 о С и не выше +30 "С. При попадании воды однородность жидкости нарушается. Расслоение жидкости делает ее непригодной к использованию.

Тормозная жидкость «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостной, противоизносной, ингибитора коррозии) и красителем имеет цвет от светло-желтого до желтого, прозрачная. Жидкость имеет хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), противоизносные и защитные характеристики, низкую испаряемость. Эксплуатационные свойства обеспечивают надежную работу тормозных систем автомобилей в интервале температур окружающего воздуха ~40...+45°С. При поглощении воды расслаивания жидкости не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкости — высокая гигроскопичность. Накопление влаги в рабочей тормозной жидкости резко снижает температуру кипения с 180... 200 до 120... 140 °С и безопасность эксплуатации автомобиля.

Рекомендуется для применения в гидроприводе тормозов и сцеплений легковых автомобилей, а также грузовых и легковых автомобилей выпуска до 1985 г. Срок службы ограничен одним годом.

Тормозная жидкость « Томь» разработана взамен жидкости «Нева», совместима с ней при смешивании в любых соотношениях. Представляет собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной (загущающей) и антикоррозионной присадок. По сравнению с тормозной жидкостью «Нева» имеет лучшие эксплуатационные свойства: меньшую гигроскопичность, высокую температуру кипения при обводнении и улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства. Тормозная жидкость «Томь» обеспечивает надежную работу гидропривода тормозов и сцеплений всех моделей легковых и грузовых автомобилей за исключением моделей ВАЗ с передним приводом. Работоспособность  при температуре окружающего воздуха -40... +45 "С. Срок службы два года.

Тормозные жидкости «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» — представляют собой композиции на основе борсодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок, имеют хорошие эксплуатационные свойства, в частности высокотемпературную стабильность. Их можно использовать в системах всех типов современных автомобилей при температуре окружающей среды -40... +45 °С. Совместимы с тормозными жидкостями «Нева», «Томь» в любых соотношениях. Срок службы три года.

В автомобилях используются только рекомендованные в инструкциях по эксплуатации марки тормозных жидкостей. Все тормозные жидкости огнеопасны, ядовиты и токсичны — попадание на кожу человека приводит к дерматитам.

Жидкости при утечке могут вступать в контакт с кузовом и разъедать лакокрасочное покрытие.

Зарубежными аналогами жидкостей «Нева», «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации DOT-3 (температура кипения более 205 °С), жидкостей «Роса» — DOT-4 (температура кипения более 230 °С). Смешение указанных жидкостей с маркой БСК недопустимо. Недопустимо также смешение любой тормозной жидкости с топливом и маслами. Нефтепродукты разрушают резиновые детали тормозной системы и приводят к ее отказу. Запрещается применение в тормозной системе смесей спирта и глицерина и т. д.

  1. Практическая часть.

2.1. Описание эксперимента.

Свою работу я разделил на несколько этапов. В первую очередь я провел анкетирование «как часто вы заменяете тормозную жидкость?» (приложение 1). Анкетирование проводилось среди преподавателей и студентов нашего техникума, течение первой недели ноября и было выбрано 3 автомобиля у студентов, которые проводили замену тормозной жидкости за 1 , 1,5 и 2 года до начала исследования.

Далее течении 5-ти месяцев (ноябрь, декабрь 2021 г, январь февраль, март 2022 года) мною проводились наблюдения за состоянием тормозной жидкости. Один раз в два месяца производился визуальный осмотр (изменение цвета) , а так же определение процентного содержания воды в тормозной жидкости, с помощью тестера тормозной жидкости - iCartool IC-145. Допустимое процентное содержание воды в тормозной жидкости не более 3,5 процента   Последним этапом моего исследования было проведение анализа выполненной работы.

2.2. Сроки исследования.

Мое исследование заняло 5 учебных месяцев: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март 2021-2022 гг.

2.3. Место исследования.

Учебный филиал №2 Сыктывкарского Автомеханического Техникума.

2.4 Методы исследования.

- наблюдение.

- сбор информации.

- анкетирование.

- эксперимент.

- анализ и обобщение.

2.5 Участники эксперимента.

Основную массу составили преподаватели, обучающиеся нашего техникума, их родители.

2.6 Результаты исследования.

Анкетирование «Как часто Вы заменяете тормозную жидкость?»

Вопросы анкеты:

  1. Месяц, год последней замены тормозной жидкости?
  2. Ваш интервал замены тормозной жидкости ?
  3. Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?
  4. Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?

Вывод: Я провел анкетирование и выяснил, что многие не заменяют тормозную жидкость при ТО тормозной системы, хотя знают о необходимости ее замены, часть водителей даже не задумываются о необходимости замены, а лишь контролируют ее уровень и лишь небольшая часть заменяет жидкость строго по регламенту, прописанному в технической документации автомобиля

Наблюдение:  Было выбрано 3 автомобиля на которых проводили замену тормозной жидкости за 1 , 1,5 и 2 года до начала исследования.

Автомобиль №1,

Вопрос

Ответ

1

Месяц, год последней замены тормозной жидкости?

Октябрь 2020 г.

1

Ваш интервал замены тормозной жидкости ?

1 раз  в 2 года

2

Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?

да

2

Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?

1 раз в неделю

Таблица процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1

Месяц

Процентное содержание воды

Цвет жидкости

1

Ноябрь

2, 4

Темно- желтый оттенок

2

Январь

2,8

Желтовато- коричневый оттенок

3

Март

3

Желтовато- коричневый оттенок

Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1

Автомобиль №2

Вопрос

Ответ

1

Месяц, год последней замены тормозной жидкости?

апрель 2021 г.

1

Ваш интервал замены тормозной жидкости ?

1 раз  в  год

2

Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?

да

2

Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?

1 раз в неделю

Таблица процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1

Месяц

Процентное содержание воды

Цвет жидкости

1

Ноябрь

1,6

Прозрачная жидкость

2

Январь

1,9

Прозрачная жидкость

3

Март

2,3

Желтоватый оттенок

Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №2

Автомобиль №3

Вопрос

Ответ

1

Месяц, год последней замены тормозной жидкости?

Машина приобретена в октябре  2019 года, жидкость еще не заменялась

1

Ваш интервал замены тормозной жидкости ?

Не менялась

2

Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?

да

2

Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?

1 раз в неделю

бтрррТаблица процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №1

Месяц

Процентное содержание воды

Цвет жидкости

1

Ноябрь

2,9

Темно- коричневый

2

Январь

3,3

Темно- коричневый

3

Март

3,6

Темно- коричневый

Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобиле №3

Выводы и предложения.

Я провел исследование и выяснил, что замена тормозной жидкости является  важной операцией при техническом обслуживании тормозной системы автомобиля и требует очень важного внимания.

Как видно из исследования тормозная жидкость гигроскопична, то есть впитывает влагу. Влага, содержащаяся в тормозной жидкости, приводит к коррозийным повреждениям элементов тормозной системы и понижает ее температуру кипения.

После анализа результатов исследования, я пришел к следующим выводам:    

- На автомобиле № 1 – жидкость необходимо в скором времени заменить.

- На автомобиле № 2 – состояние жидкости в норме.

- На автомобиле № 3 – требуется срочная замена тормозной жидкости

На ниже приведенной диаграмме хорошо видно изменения процентного содержания воды в тормозной жидкости автомобилей участвовавших в исследовании.

Диаграмма процентного содержания воды в тормозной жидкости в автомобилях №1, №2, №3.

В своей работе я поднял очень важную проблему. в ходе которой выявилось, что правильная своевременная замена тормозной жидкости обеспечивает долгую и надежную работу, что не только позволяет экономить финансы, но и гарантирует большую безопасность при езде на автомобиле.

Поэтому мой совет каждому автовладельцу вовремя производить замену тормозной жидкости своевременно при  техническом обслуживании автомобиля.

Список  использованной литературы.

  1. Шестопалов С.К. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» Учебник для нач. проф. Образования.- М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1998.- 544с.
  2. Овчинников, В. В., Автомобильные эксплуатационные материалы : учебник / В. В. Овчинников. — Москва : КноРус, 2023. — 238 с. — ISBN 978-5-406-10765-2. — URL:https://book.ru/book/947253
  3. Головачев, С. С., Автомобильные эксплуатационные материалы : учебно-практическое пособие / С. С. Головачев. — Москва : КноРус, 2022. — 155 с. — ISBN 978-5-406-10100-1. — URL:https://book.ru/book/944631
  4. Пехальский, И. А., Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебник / И. А. Пехальский, А. Ю. Измайлов, А. С. Амиров, А. П. Пехальский. — Москва : КноРус, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-406-10032-5. — URL:https://book.ru/book/944142
  5. Кириченко Н.Б  « Автомобильные эксплуатационные материалы» учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования; Академия 2012. – 208 с.

Приложения

1. Анкета.

Марка автомобиля:  ______

Марка применяемой тормозной жидкости:____________

 

1. Месяц, год последней замены тормозной жидкости?

_______________________________________________________________

2. Ваш интервал замены тормозной жидкости ?

_______________________________________________________________

3. Обращаете ли вы внимание на цвет тормозной жидкости?

_______________________________________________________________

4. Часто ли проверяете уровень тормозной жидкости?

_______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тормозные системы автомобилей"

Учебно-методический материал по теме: "Тормозные системы автомобилей"...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"

Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...

Методическое пособие «Приведение в соответствие с профессиональными стандартами УМК по дисциплине «Гидравлические и пневматические системы и приводы"

Составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности15.02.01 «Монтаж...

Статья. Диагностика тормозной системы с гидравлическим приводом

Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или гря...

Методическая разработка на тему:м«Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля ГАЗ-3307»

Тема урока: «Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля «ГАЗ 3307»Цели урока:Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по содержанию и осно...