Рабочая программа Учебной дисциплины ОП 05 Основы технического черчения профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин.
рабочая программа

Загора Олег

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии   23.01.06. Машинист дорожных и  строительных машин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osn.teh_.cherch.md_2020.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

                        

УТВЕРЖДАЮ:

_____________________

Директор Е.А. Малыхина

«___»____________2020 Г.

Рабочая программа

Учебной дисциплины ОП 05 Основы технического черчения

профессии 23.01.06. Машинист дорожных  и  строительных машин.

Срок обучения 2 года 10 мес.

Магнитогорск

2020 г

Одобрена и рекомендована

Предметной (цикловой) комиссией

Протокол № __9_ от «__20__» 2020

Председатель предметной (цикловой)

комиссии

___________ Сундукова В.А.

Согласовано:

Зам. директора по УР

_____________ Е.С.Засова

Организация-разработчик:

ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Разработчик (и):

Загора О.Н.., преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Внутренний рецензент:

Е.И. Кенарь, зам, директора по НМР ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Рецензент внешний:

   

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

4

8

9

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ

1.1.Область применения учебной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии   23.01.06. Машинист дорожных и  строительных машин.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать  рабочие и сборочные чертежи и схемы;

- выполнять  эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- правила чтения технической документации;

- способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

- правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

- технику и принцип нанесения размеров

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;

самостоятельной работы обучающегося 23 часов.

2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)        

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

    лабораторные работы

-

    практические занятия

26

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

в том числе:

Виды самостоятельной работы: ознакомление с нормативными документами, выполнение технического рисунка,  расчетно-графическая работа.

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «основы технического черчения»

№ учебного занятия

Содержание учебного материала,  практические занятия, контроль,

самостоятельная работа обучающихся

Объем  часов

Уровень освоения

1

2

3

4

                                                    Раздел 1. Графическое оформление чертежей                   28            

1

Введение

Цели и задачи дисциплины

Краткие сведения из истории развития чертежей

Значение строительного черчения в профессиональной деятельности.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана

Государственные стандарты на составление и оформление чертежей

Требования ЕСКД и ЕСТД

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта 

Внеаудиторная работа: составление презентаций уроков по теме «шрифты», «линии,» «масштабы»

6

Контроль в форме проверки презентаций

2

Основные сведения по оформлению чертежей

Определение понятия чертеж.

Организация рабочего места и требования к чертежным инструментам и принадлежностям

Чертежная бумага (форматы листов чертежей)

Основная надпись на чертежах: рамка, штамп

Заполнение основной надписи чертежа

Классификация группы стандартов ЕСКД

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

3

Линии чертежа

Нормативные документы: ГОСТ 2.303 – 68

Начертание. Название, соотношение толщин и назначение.

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление таблицы «Линии чертежа»

Контроль в форме проверки составленной таблицы

4-5

Практическая работа №1 «Начертание линий чертежа»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

6

Чертежный шрифт.

Типы шрифтов – ГОСТ 2.304-81 (А и Б)

Углы наклона шрифта

Размер шрифта

Параметры шрифта (высота и ширина прописных, строчных букв и цифр)

Последовательность написания букв чертежного шрифта                  

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

7

Практическая работа №2  «Выполнение чертежного шрифта»

1

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

8

Основные сведения о нанесении размеров на чертеже

Нормативные документы: ГОСТ 2.307-68 для всех отраслей промышленности и строительства

Основные правила нанесения размеров на чертежах (выносная линия, размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, расположение размерных чисел)

Расстояние между линией контура и размерной линиями

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

9

Практическая работа №3  «Нанесение размеров и единиц измерения»

1

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

10

Масштабы чертежей

Нормативные документы: ГОСТ 2.302-68 с изменениями (СТ СЭВ 1180-78)

Определение понятия «масштаб»

Назначение линейного масштаба

Назначение углового (пропорционального) масштаба

Правила нанесение масштаба на чертеже

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

11-12

Практическая работа №4 «Выполнение чертежа плоской детали в масштабе»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

13

Геометрические построения при выполнении чертежей

Определение понятия «построение»

Правила построения перпендикуляров и параллельных прямых линий

Правила деления прямой линии на равные отрезки

Правила построения  углов 30º, 60º, 45º при помощи угольников

Правила деления углов при помощи циркуля

Правила деления окружности на равные части и построения правильных многоугольников

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

14

Сопряжение

Определение понятия «сопряжение»

Определение понятия «точка сопряжения»

Определение понятия «центр сопряжения»

Определение понятия «радиус сопряжения»

Алгоритм построения сопряжения прямого, острого и тупого углов на чертежах

Построение сопряжения двух параллельных прямых

Построение сопряжения окружности и прямой дугой заданного радиуса

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

15-16

Практическая работа №5 – «Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

 Внеаудиторная работа: составление презентаций уроков по теме «сопряжение», «геометрические построения».

6

Контроль в форме проверки презентаций

                                         Раздел 2. Техническое черчение                                                                  47    

17

Технический чертеж.

Общие сведения: определение понятия «технический чертеж», назначение.

Определение понятия «деталь»

Общие представления о детали и её конструктивных элементах 

Виды конструкторской документации и отображение в ней технической информации о деталях 

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление презентации урока по теме «построение третьей проекции по двум заданным», «прямоугольное проецирование»

6

Контроль в форме проверки презентаций

18

Основы проекционного черчения

Определение понятия «изображение», назначение, правила расположения предмета при создании изображения

Определение понятия «проецирование».

Последовательность получения проекции.

Элементы проецирования.

Центральное и параллельное проецирование (прямоугольное и косоугольное).

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

19

Проецирование геометрических тел на три плоскости проекций

Правила построения проекций многогранников: призмы, параллелепипеда, пирамиды

Последовательность построения третьей проекции детали по двум заданным

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

20

Виды детали на чертеже

Определение понятия «вид»

Правила получения и расположения видов детали на чертеже

Дополнительные виды детали  

Местный вид детали

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

21

Правила построение третьего вида детали по двум данным видам

1-й способ построения – на основе анализа формы

2-й способ построения – с помощью постоянной вспомогательной прямой чертежа

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

22-23

Практическая работа №6 – «Выполнение построения третьего вида детали по двум данным видам»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

24

Общие сведения о наглядном изображении детали.

Определение понятия «аксонометрия»

Определение понятия «аксонометрическая проекция»

Общие сведения об аксонометрических проекциях чертежа

Виды аксонометрических проекций

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

25

Правила построения аксонометрических проекций детали на чертеже

Правила расположения осей

Правила построения аксонометрических проекций плоских фигур

Правила построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составления опорного конспекта

26-27

Практическая работа №7– «Выполнение построения аксонометрической проекции детали»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

28

Технический рисунок детали

Определение понятия «технический рисунок детали»

Назначение технического рисунка детали

Последовательность выполнения технического рисунка детали

Штриховка на техническом рисунке детали

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

29-30

Практическая работа №8 – «Выполнение технического рисунка детали»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

31

Общие сведения о сечениях детали на чертежах

Определение понятия «сечение детали»

Назначение сечений детали

Сечение детали как способ выявления поперечной формы детали

Правила выполнения и обозначения сечений детали

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

32-33

Практическая работа №9– «Выполнение построения сечения детали»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

34

Общие сведения о разрезах детали на чертежах

Определение понятия «разрез детали»

Назначение разрезов детали

Виды разрезов детали по количеству секущих плоскостей

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

35-36

Практическая работа №10 – «Выполнить построение простого разреза детали»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

37

Чтение и выполнение чертежей                                                

Последовательность анализа геометрической формы предмета

«Расчленение» детали на геометрические тела

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

Внеаудиторная самостоятельная работа : презентация по теме «чтение сборочных чертежей»

5

Контроль в форме проверки презентаций

38

Нанесение размеров с учетом формы предмета

Последовательность анализа формы предмета

Нанесение размеров основных частей предмета

Нанесение размеров взаимного расположения частей предмета

Нанесение размеров для изготовления предмета

Нанесение габаритных размеров

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

39-40

Практическая работа №11– «Выполнение комплексного чертежа детали с нанесением размеров»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

41

Порядок чтения чертежей деталей

Последовательность чтения чертежа детали

Рассмотрение ответов на вопросы к чертежу детали

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

42-43

Практическая работа№12 «Составление алгоритма чтения чертежа»»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

44

Эскиз. Выполнение эскизов деталей

Определение понятия «эскиз детали»

Назначение эскизов детали

Последовательность выполнения эскиза детали

Измерительные инструменты

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

45-46

Практическая работа №13 – «Выполнение эскиза детали с построением разрезов»

2

2

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

47

Общие сведения о соединении деталей.

Типы соединений деталей (неразъемные и разъемные)

Определение понятия «резьба».

Условное изображение резьбы на чертежах.

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

48

Сборочный чертеж изделий

Определение понятия «сборочный чертеж»

Правила нанесения размеров, расположения и обозначения изображений на сборочных чертежах изделий

Определение понятия «спецификация».

Условности и упрощения на сборочных чертежах изделий

Последовательность выполнения сборочного чертежа изделия

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

49-50

Практическая работа №14

2

Чтение сборочных чертежей

Контроль в форме проверки выполнения практической работы

51

Деталирование

Определение понятия «деталирование»

Нормативные документы: ГОСТ 2.305-68 ЕСКД – правильное выполнение всех чертежей деталей

Правила определения размеров деталей по сборочному чертежу изделия 

Правила выбора числа проекций и масштаба для каждой детали сборочного чертежа изделия

1

1

Самостоятельная работа при изучении темы: составление опорного конспекта

Контроль в форме проверки качества составленного опорного конспекта

52

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1

Всего

75

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Черчение».

Оборудование учебного кабинета «Черчение»:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Черчение»;

- набор стандартов ЕСКД;

- натуральный образцы деталей для вычерчивания;

- набор плакатов по дисциплине;

- натуральные образцы соединений деталей;

- модели узлов для выполнения общих видов и деталирования чертежей.
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечение и мультимедиа проектором.

3.2.Информационное обеспечение обучения

      Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебной пособие. - Высшая школа, 2015

2. Миронов Б.Г., Панфилова Е.С.Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: – М.: «Академия», 2014

3. Миронова Б.Г., Миронова Р.С., Пяткина Д.А., Пузиков А.А. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей и на компьютере. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа., 2014

4. Государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ГОСТ ЕСКД).

Дополнительные источники:

1.Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению. - М.: Машиностроение, 2015

2. Вышнепольский И.С.Техническое черчение: учебник для учащихся начального профессионального образования. - М.: Высшая школа, 2015

Интернет-ресурсы:

http://bookz.ru/abc/books-ch-0.html

        

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

          Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенный знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Читать рабочие и сборочные чертежи схемы

Выполнять эскизы, технические рисунки, чертежи деталей, их элементов и узлов

Выполнять простые сборочные чертежи и спецификацию к ним

Знания:

Правила чтения технической документации

Способы представления объектов и схем в графике

Правила выполнения чертежей, технических рисунков. Сборочных чертежей и эскизов

Технику и принципы нанесения размеров

Текущий контроль:

практические занятия;

внеаудиторная самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

тестирование.

Итоговый контроль:

Дифференциальный зачет

        Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-демонстрация интереса к будущей профессии

Наблюдение в ходе выполнения  практических работ, внеаудиторной самостоятельной работе

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания  и ремонта  дорожных и строительных машин  (по видам)

-оценка эффективности и качества выполнения

Наблюдение в ходе выполнения лабораторных и практических работ, внеаудиторной самостоятельной работе

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

-организация самостоятельных работ при изучении профессионального модуля;

-самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Наблюдение в ходе выполнения  практических работ, внеаудиторной самостоятельной работе

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

-эффективный поиск необходимой информации

-использование различных источников, включая электронные

Наблюдение в ходе выполнения  практических работ, внеаудиторной самостоятельной работе

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

-анализ инноваций в области разработки перспективных способов осуществления технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам);

-умение работать на современном диагностическом оборудовании;

Наблюдение в ходе выполнения  практических работ, внеаудиторной самостоятельной работе

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

-умение доводить смысл и содержание своей информации до партнера по общению;

-умение вести диалог, консультирование коллегу или клиента в рамках своей профессиональной компетенции;

-умение расположить к себе клиента;

Наблюдение в ходе выполнения  практических работ.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

-демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности

Наблюдение в ходе выполнения  практических работ, внеаудиторной самостоятельной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД01. Введение в профессиональную деятельность (Обще профессиональная подготовка) профессия: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Учебная дисциплина Введение в профессию введена основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО (СПО), 08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-ко...

программа по дисциплине основы технического черчения для профессии: Машинист дорожных и строительных машин

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) ...

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования

Рабочая программа рассчитана на 36 часов. Дисциплина изучается в 3 семестре, специальность Механизация сельского хозяйства....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ&r...