ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА учебного занятия по ОП 01. Материаловедение
материал
Технологическая карта учебного занятия по теме " Медь и медные сплавы" согласно тематическому плану рабочей программы входит в раздел "Металловедение"и является продолжением изучения различных видов сплавов, применяемых в машиностроении.
Целью урока является задача сформировать знания о меди и медных сплавах, их свойствах и использование их в машиностроении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_kombinirovannogo_uroka.doc | 97 КБ |
med_i_mednye_splavy.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Цыренжапова Галина Шойнхоровна | ||||||||
Учебная дисциплина/МДК | ОП 01. Материаловедение | ||||||||
Группа | СДМ-169 | ||||||||
Специальность | 23.01.06 Машинист строительных и дорожных машин | ||||||||
Раздел дисциплины\МДК | Цветные металлы и сплавы | ||||||||
Тема урока | Медь и медные сплавы | ||||||||
Номер учебного занятия по КТП | 13 | ||||||||
Вид занятия | Урок | ||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||
Вид урока | Беседа, практикум | ||||||||
Цель урока: образовательная | Сформировать знания о меди и медных сплавах, их свойствах и использование в машиностроении | ||||||||
развивающая | В процессе выполнения заданий развивать способность анализировать и осмысливать выполняемую работу, оценивать и корректировать свою деятельность | ||||||||
воспитательная | Формирование интереса и повышение мотивации к выбранной профессии | ||||||||
Образовательные результаты | |||||||||
Общие компетенции | Профессиональные компетенции | Практический опыт (действия) | Умения | Знания | |||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин | определять основные свойства материалов по различным маркам медных сплавов | выбирать материалы для профессиональной деятельности; определять основные свойства материалов по маркам | основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов | |||||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования | ||||||||
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | |||||||||
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | |||||||||
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||||||||
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | |||||||||
Организация образовательной среды | |||||||||
Педагогические технологии | Методы обучения | Образовательные ресурсы | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Формы организации работы | |||||
Репродуктивный; перспективно-опережающего обучения | Наглядный, частично поисковый | Ю.Т. Чумаченко «Материаловедение», индивидуальные задания | ПМ01 Устройство автомобиля | Индивидуальная, фронтальная |
Технологический процесс урока
Тип урока Комбинированный урок
Деятельность преподавателя и объем времени | Деятельность обучающихся | Формируемые образовательные результаты | |||
Общая компетенция | Профессиональная компетенция | ||||
Умения | Знания | Умения | Знания | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный этап. | |||||
- Подготовка кабинета к занятию; -организация учащихся на включение в активную деятельность 1-2 мин | Эмоциональный настрой на новую тему | ||||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | |||||
Постановка цели и задач занятия (совместно с учащимися). Совместное решение оценивания деятельности учащихся на занятии 3-4 мин | Стремление понять цель и задачи занятия, обсуждение системы оценивания своей деятельности | Проявлять устойчивый интерес к своей профессии через изучение данной дисциплины Умение объективно оценивать свою работу | |||
III.Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений | |||||
- Проверка выполнения домашнего задания – подготовки сообщения о получении меди; - актуализация изучаемой темы: использование меди и медных сплавов в машиностроении 10 мин | Выборочный отчет и совместное обсуждение; проявляют внимание к теме | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задачи Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||
IV. Воспроизведение ранее полученных знаний и их применение в стандартных условиях | |||||
Для использования полученных ранее знаний по сплавам на данном занятии проверить знания в виде решения кроссворда с последующим обсуждением и оцениванием результатов 10 мин | Соотносят данные по классификации цветных сплавов | Умение проанализировать данную ситуацию и логически решить данную задание | |||
V. Первичное усвоение новых знаний. | |||||
Объяснение нового материала: - физические данные меди; - главные достоинства и недостатки меди; - легирование меди; - классификация медных сплавов; - латуни, маркировка; - бронзы, маркировка; -использование меди и медных сплавов в вашей профессии 35 мин | Беседа, дискуссия, составляют схему классификации медных сплавов, пишут конспект, расшифровывают марки латуни и бронзы | Анализировать и корректировать свою деятельность | выбирать материалы для профессиональной деятельности; определять основные свойства материалов по маркам | Использование медных сплавов в машиностроении | |
VI. Первичная проверка понимания и закрепление знаний. | |||||
Вопросы: - перечислить физические свойства, достоинства и недостатки меди; - как улучшают свойства меди; - классификация медных сплавов; - как отражаются в маркировке легирующие элементы. Проверка расшифровки марок сплавов 15 мин | Отвечают на вопросы, совместно обсуждают расшифровку марок медных сплавов и выполнение схемы классификации медных сплавов | Работать и общаться вместе с коллективом | выбирать материалы для профессиональной деятельности; определять основные свойства материалов по маркам | Использование медных сплавов в машиностроении | |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |||||
Самостоятельно изучить медно-никелевые сплавы 5 мин | Поиск информации про медно-никелевые сплавы, проработка материала и конспектирование | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задачи Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||
VIII. Подведение итогов. Рефлексия | |||||
Анализ и оценка успешности достижения цели. В начале занятия были определены вопросы, на которые надо было дать ответы. Ответили на все вопросы? Что узнали сегодня на уроке? 10 мин | Получение информации о результатах учения Отвечают на вопросы | Анализировать и корректировать свою деятельность |
Предварительный просмотр:
Цель: Сформировать знания о меди и медных сплавах, их свойствах и использование в машиностроении.
Задачи: В процессе выполнения заданий развивать способность анализировать и осмысливать выполняемую работу, оценивать и корректировать свою деятельность
Медь и медные сплавы
Медь в чистом виде имеет красный цвет, температура плавления 10830 С, плотность 8,92 г/см3, НВ 40-50, прочность 220-240МПа (Для сравнения: алюминий имеет температуру плавления 660-6670 С, плотность 2,7 г/см3, НВ 20-40, прочность 80-100 МПа)
Главные достоинства меди как машиностроительного материала являются высокие тепло- и электропроводность, пластичность, коррозионная стойкость в сочетании с достаточно высокими механическими свойствами. К недостаткам меди относят низкие литейные свойства и плохую обрабатываемость резанием.
Черновая медь содержит 1-2% примесей железа, цинка, никеля и др. Как и в других сплавах в медных рудах содержатся сернистые соединения, которые максимально удаляют обжигом. Чистую медь применяют для электротехнических целей и поставляют в виде полуфабрикатов – проволоки, прутков, лент, листов, труб. Из-за малой механической прочности чистую медь не используют как конструкционный материал, а применяют ее сплавы с цинком, оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом и тд.
Легирование меди осуществляется с целью придания сплаву требуемых механических, технологических, антифрикционных и других свойств.
Химические элементы, используемые при легировании, обозначают в марках медных сплавов следующими индексами:
А – алюминий; Ж – железо; Кр – кремний, Мг – магний; Мц – марганец, Н – никель; С – Свинец; Ц – цинк; О – олово; Ф – фосфор; Б – бериллий; К – кобальт и тд.
Медные сплавы классифицируют:
по химическому составу на:
- латуни;
- бронзы;
- медноникелевые сплавы;
по технологическому назначению на:
- деформируемы;
- литейные;
по изменению прочности после термической обработки на:
-упрочняемые;
- неупрочняемые.
Латуни
Латунями называют двойные или многокомпонентные сплавы на основе меди, в которых основным легирующим элементом является цинк. При введении других элементов (кроме цинка) латуни называют специальными по наименованию элементов, например железнофосфорномарганцевая латунь.
В сравнении с чистой медью латуни обладают большей прочностью, коррозионной стойкостью и лучшей обрабатываемостью (резанием, литьем, давлением). Латуни содержат до 40-45% цинка. Содержание легирующих элементов в специальных латунях не превышает 7-9%.
ЛАЖМц66-6-3-2 – алюминиевожелезомарганцовистая латунь, содержащая 66% меди, 6% алюминия, 3% железа, 2% марганца, остальное – цинк.
Литейные латуни предназначены для изготовления фасонных отливок. Деформируемые латуни выпускают в виде простых латуней, например Л90 (томпак), Л80 (полутомпак), и сложных латуней, например ЛАЖ60-1-1 и др. Латуни поставляют в виде полуфабрикатов – проволоки, прутков, лент, полос, листов, труб и других видов прокатных и прессованных изделий.
Из ЛМцС58-2-2 изготавливают антифрикционные детали – подшипники, втулки; из ЛА67-2,5 – коррозионностойкие детали; ЛАЖМц-66-6-3-2 – червячные винты, работающие в тяжелых условиях.
Из Л68 – теплообменные аппараты, работающие при температуре 2500.
Бронзы
Сплавы меди с оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом, бериллием называют бронзами. В зависимости от легирующего элемента бронзы называют оловянными, алюминиевыми, свинцовыми и тд.
Бронзы обладают высокой стойкостью против коррозии, хорошими литейными и антифрикционными свойствами и обрабатываемостью резанием. Для повышения механических характеристик и придания особых свойств бронзы легируют железом, никелем, титаном, цинком, фосфором. Введение марганца способствует повышению коррозионной стойкости; никеля – пластичности; железа – прочности; цинка – улучшению литейных свойств; свинца – улучшению обрабатываемости.
Бронзы маркируют буквами Бр. Например, марка БрОЦС5-5-5 означает, что бронза содержит олова, свинца и цинка по 5%, остальное – медь (85%). Эту бронзу используют для изготовления антифрикционных деталей.
Оловянные бронзы имеют высокие механические свойства, антифрикционные и антикоррозионные свойства; хорошо отливаются и обрабатываются резанием. Для улучшения качества в оловянные бронзы вводят свинец для повышения антифрикционности и обрабатываемости; цинк для улучшения литейных и механических свойств. БрОФ10-1 используют для изготовления подшипников скольжения.
Различают деформируемые и литейные оловянные бронзы. Деформируемые бронзы поставляются в виде прутков, проволоки, ленты, полосы. Их применяют для вкладышей подшипников, втулок деталей приборов и тд. Литейные бронзы применяют для получения различных фасонных отливок. Высокая стоимость и дефицитность олова – основной недостаток оловянных бронз.
Безоловянные бронзы содержат алюминий, железо, марганец, бериллий, кремний, свинец. Алюминиевые бронзы (например, БрАЖ 9-4) имеют высокую коррозионную стойкость, хорошие механические и технологические свойства; применяют для изготовления арматуры трубопроводов для различных сред. Свинцовые бронзы (БрС30) отличаются высокими антикоррозионными свойствами и теплопроводностью ( в четыре раза большей, чем у оловянных бронз); применяют для высоконагруженных подшипников. Бериллиевые бронзы (БрБ2) после термической обработки имеют высокие механические свойства (прочность 1250 МПа, НВ 350, хорошую теплостойкость; из них изготавливают пружины, пружинящие контакты приборов, детали особо ответственного назначения. Кремнистые бронзы (БрКН1-3, БрКМц3-1) применяют как заменитель дорогостоящих бериллиевых бронз.
Медь и медные сплавы
- Медь в чистом виде имеет красный цвет, температура плавления 10830 С, плотность 8,92 г/см3, НВ 40-50, прочность 220-240МПа (Для сравнения: алюминий имеет температуру плавления 660-6670 С, плотность 2,7 г/см3, НВ 20-40, прочность 80-100 МПа)
- Легирование меди осуществляется с целью придания сплаву требуемых механических, технологических, антифрикционных и других свойств.
Химические элементы, используемые при легировании, обозначают в марках медных сплавов следующими индексами:
А – алюминий; Ж – железо; Кр – кремний, Мг – магний; Мц – марганец, Н – никель; С – Свинец; Ц – цинк; О – олово; Ф – фосфор; Б – бериллий; К – кобальт и тд.
- Медные сплавы классифицируют:
по химическому составу на:
- латуни;
- бронзы;
- медноникелевые сплавы;
по технологическому назначению на:
- деформируемы;
- литейные;
по изменению прочности после термической обработки на:
-упрочняемые;
- неупрочняемые.
- Латуни
Латунями называют двойные или многокомпонентные сплавы на основе меди, в которых основным легирующим элементом является цинк. При введении других элементов (кроме цинка) латуни называют специальными по наименованию элементов, например железнофосфорномарганцевая латунь.
В сравнении с чистой медью латуни обладают большей прочностью, коррозионной стойкостью и лучшей обрабатываемостью (резанием, литьем, давлением). Латуни содержат до 40-45% цинка. Содержание легирующих элементов в специальных латунях не превышает 7-9%.
ЛАЖМц66-6-3-2 – алюминиевожелезомарганцовистая латунь, содержащая 66% меди, 6% алюминия, 3% железа, 2% марганца, остальное – цинк.
Литейные латуни предназначены для изготовления фасонных отливок. Деформируемые латуни выпускают в виде простых латуней, например Л90 (томпак), Л80 (полутомпак), и сложных латуней, например ЛАЖ60-1-1 и др. Латуни поставляют в виде полуфабрикатов – проволоки, прутков, лент, полос, листов, труб и других видов прокатных и прессованных изделий.
Из ЛМцС58-2-2 изготавливают антифрикционные детали – подшипники, втулки; из ЛА67-2,5 – коррозионностойкие детали; ЛАЖМц-66-6-3-2 – червячные винты, работающие в тяжелых условиях.
Из Л68 – теплообменные аппараты, работающие при температуре 2500.
- Бронзы
Сплавы меди с оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом, бериллием называют бронзами. В зависимости от легирующего элемента бронзы называют оловянными, алюминиевыми, свинцовыми и тд.
Для повышения механических характеристик и придания особых свойств бронзы легируют железом, никелем, титаном, цинком, фосфором. Введение марганца способствует повышению коррозионной стойкости; никеля – пластичности; железа – прочности; цинка – улучшению литейных свойств; свинца – улучшению обрабатываемости.
Бронзы маркируют буквами Бр. Например, марка БрОЦС5-5-5 означает, что бронза содержит олова, свинца и цинка по 5%, остальное – медь (85%). Эту бронзу используют для изготовления антифрикционных деталей.
Оловянные бронзы имеют высокие механические свойства, антифрикционные и антикоррозионные свойства; хорошо отливаются и обрабатываются резанием. Для улучшения качества в оловянные бронзы вводят свинец для повышения антифрикционности и обрабатываемости; цинк для улучшения литейных и механических свойств. БрОФ10-1 используют для изготовления подшипников скольжения.
Безоловянные бронзы содержат алюминий, железо, марганец, бериллий, кремний, свинец. Алюминиевые бронзы (например, БрАЖ 9-4) имеют высокую коррозионную стойкость, хорошие механические и технологические свойства; применяют для изготовления арматуры трубопроводов для различных сред.
Свинцовые бронзы (БрС30) отличаются высокими антикоррозионными свойствами и теплопроводностью ( в четыре раза большей, чем у оловянных бронз); применяют для высоконагруженных подшипников.
Бериллиевые бронзы (БрБ2) после термической обработки имеют высокие механические свойства (прочность 1250 МПа, НВ 350, хорошую теплостойкость; из них изготавливают пружины, пружинящие контакты приборов, детали особо ответственного назначения.
Кремнистые бронзы (БрКН1-3, БрКМц3-1) применяют как заменитель дорогостоящих бериллиевых бронз.
Кроссворд
- Сложное вещество, полученное сплавлением (или спеканием) нескольких металлов или металлов с неметаллами.
- Способность металла сопротивляться разрушению под действием нагрузок.
- Введение специальных добавок в сплавы для улучшения и получения требуемых свойств.
- Способность расплавленного металла (сплава) хорошо заполнять полость литейной формы.
- Химическое разрушение металлов под действием на их поверхность внешней агрессивной среды.
3 | 2 | ||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
Кроссворд
- Сложное вещество, полученное сплавлением (или спеканием) нескольких металлов или металлов с неметаллами.
- Способность металла сопротивляться разрушению под действием нагрузок.
- Введение специальных добавок в сплавы для улучшения и получения требуемых свойств.
- Способность расплавленного металла (сплава) хорошо заполнять полость литейной формы.
- Химическое разрушение металлов под действием на их поверхность внешней агрессивной среды.
3 | 2 | ||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
Технологическая карта учебного занятия
Цели занятия:Образовательнаязнать: 1. Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2. Приобрести пр...
Технологическая карта учебного занятия
В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...
Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"
Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия
Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели: на первом уровне усвоения : Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...