Основы безопасного вождения
статья
В жизни нам приходится принимать много разных решений, но лишь некоторые из них могут определить нашу дальнейшую судьбу. В первую очередь к ним можно отнести решения, которые принимаются при управлении автомобилем. Любое решение представляет собой выбор. При вождении это выбор наиболее безопасного в данных условиях режима движения автомобиля. Подобно лоцману, водитель должен провести свой автомобиль, минуя окружающие его опасности. Какие же решения он должен при этом принимать?
Прежде всего следует выбрать цель и маршрут движения, а также время начала поездки. Уже на этой вне дорожной стадии можно в большей мере уменьшить или, наоборот, увеличить опасность .поездки. Например, выбрав наиболее безопасный маршрут и время движения, вы уменьшите количество опасностей, с которыми придется встретиться. Выехав заранее, получите необходимое спокойствие. Теперь о самом движении. В вашей власти выбор курса движения автомобиля, т.е. скорости и траектории, а также предупреждающих сигналов, т.е. способов взаимодействия с другими участниками движения.
Какая скорость лучше всего отвечает требованиям безопасности в данной ситуации? Когда и как выполнить маневр так, чтобы он был минимально опасен для вас и окружающих? Какие приемы управления автомобилем и сигналы лучше всего при этом использовать? Казалось бы, простые вопросы, но, как показывает практика, решаются они далеко не всегда наилучшим образом.
Дать готовые рецепты на все случаи дорожной жизни невозможно, но общие принципы, пользуясь которыми вы сможете правильно решать задачи, поставленные дорогой, существуют. О них и пойдет речь.
Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда было как можно больше свободного пространства. Чем больше окружающая вас «ничейная» зона, тем больше времени будет для наблюдения, осмысливания обстановки, выбора и реализации решения.
Плавность, безопасность, экономичность и комфортабельность движения — все это следствие умения поддерживать необходимую зону безопасности в любых дорожно-транспортных ситуациях. Ее размер и форма зависят от дорожных, транспортных и погодных условий. В любой момент времени свободное пространство вокруг автомобиля должно быть таким, чтобы позволяло исправить свою или чужую ошибку, т.е. избежать происшествия при неожиданном возникновении конфликтной ситуации.
Для удобства рассмотрения всю зону безопасности можно представить в виде трех частей: пространства спереди автомобиля, сбоку, сзади.
Зона безопастности впереди. Дистанция.
Представьте такую ситуацию: вы движетесь по городской дороге, и вдруг водитель лидирующего автомобиля неожиданно начинает резко тормозить. Успеете ли вы избежать попутного столкновения?
Для этого вам надо, во-первых, увидеть и осознать, что лидирующий автомобиль останавливается, во-вторых, перенести ногу на педаль тормоза и нажать ее. Если вы успеете сделать все это до того, как достигнете места, с которого другой водитель начал торможение (т. е. нажал на педаль тормоза), вы, возможно, успеете избежать столкновения. Значит, многое зависит от того, насколько близко вы двигались за лидером, т. е. соблюдали дистанцию.
К сожалению, очень часто дистанцию не соблюдают, и поэтому в городе попутные столкновения происходят чаще всех других видов происшествий.
Чтобы успеть остановить свой автомобиль при внезапной остановке движущегося впереди транспортного средства, нужно заранее предвидеть тот момент, когда лидирующий водитель начнет торможение, и постоянно поддерживать по меньшей мере 2-секундную дистанцию по отношению к нему. Такая дистанция обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки впереди.
Как ее определить? Лучше всего с помощью счета. Приметьте какой-нибудь неподвижный объект впереди вблизи дороги. Как только задний бампер автомобиля, движущегося впереди, минует этот объект, начинайте считать: одна тысяча один, одна тысяча два. Если вы произнесли «одна тысяча два» до того, как проехали этот объект, ваша дистанция недостаточна, ее необходимо увеличить.
Постарайтесь приучить себя соблюдать 2-секундную дистанцию. Это очень удобно: ориентироваться по времени, а не по расстоянию, которое всегда меняется в зависимости от скорости; 2-секундная дистанция — минимальная дистанция безопасности. Она приемлема для движения только в плотном транспортном потоке. Чаще всего дистанция должна быть больше.
Ниже перечислены ситуации, в которых надо увеличить дистанцию хотя бы до 4—5 с:
впереди вас движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее обзор обстановки впереди. Увеличение диставции позволяет увеличить боковой и передний обзор обстановки;
скользкая дорога. Если автомобиль, движущийся впереди вас, внезапно тормозит, вам необходимо значительно большее, чем при движении на сухом покрытии, расстояние для остановки;
впереди движется мотоцикл. Если мотоциклист опрокинется, вам понадобится дополнительное расстояние, чтобы его объехать. Вероятность падения мотоциклиста увеличивается при мокром дорожном покрытии, на металлических поверхностях, таких, как каркасы мостов или трамвайные пути, а также на гравии;
водитель следующего за вами автомобиля собирается пойти на обгон., В этой ситуации следует снизить скорость, чтобы увеличить свободное пространство впереди вашего автомобиля и облегчить обгоняющему завершение маневра; ваш автомобиль сильно нагружен или имеет прицеп. Необходимость увеличения дистанции в этом случае связана с тем, что дополнительный груз увеличивает величину тормозного пути;
вы подъезжаете к зоне, где возможно торможение лидирующего автомобиля, например к перекрестку, пешеходному переходу, реконструируемому участку дороги я т. п.
Иногда трудно выдерживать дистанцию до лидирующего автомобиля из-за того, что он постоянно без видимой необходимости замедляет движение или останавливается. Водитель такого автомобиля нарушает общий ритм движения и создает другим массу трудностей, впрочем, и себе такой дерганой ездой он ничем не помогает. Лучше всего держаться от него подальше, найдя себе место среди равномерно движущихся автомобилей.
Старайтесь двигаться по такой полосе, на которой движение более равномерно. На крайней левой полосе обычно скапливаются автомобили, поворачивающие налево. Поэтому лучше ехать правее, но крайняя правая полоса тоже не самая удобная, ритм движения потока может нарушаться из-за транспортных средств, въезжающих с примыкающих направлений или, наоборот, съезжающих на них, а также общественного трансаорта, часто останавливающегося на обозначенвых остановках.
Когда полос для движения всего одна или две, выбирать не из чего. Если же их три и более, лучше всего двигаться по средним полосам.
Зона безопасности сбоку (интервал).
Свободное пространство должно быть по обе стороны вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения опасности (например, выезд какого-нибудь автомобиля на вашу полосу) у вас имелась возможность уклониться от столкновения.
«Атаки» на вашу полосу могут быть со стороны встречных автомобилей, автомобилей, движущихся попутно по соседней полосе, автомобилей, выезжающих с мест стоянки.
Если по какой-то причине встречный автомобиль оказался на вашей полосе, опасность очень велика, поскольку последствия лобового столкновения обычно самые тяжелые. При таких столкновениях скорости двух движущихся навстречу друг другу транспортных средств складываются. Поэтому старайтесь располагать свой автомобиль так, чтобы между вашим и встречным автомобилем была по меньшей мере одна полоса. По возможности не выезжайте на крайнюю левую полосу. На двухполосной дороге старайтесь двигаться по своей полосе как можно правее. Это особенно важно на поворотах, где водитель встречного транспортного средства может не вписаться в поворот из-за неверно выбранной скорости, а также при подъезде к пересечениям, где он может повернуть налево без подачи предупреждающего сигнала.
Водители, движущиеся по соседним полосам, могут неожиданно начать перестроение, поэтому старайтесь не двигаться слишком близко к ним и не находиться в их «слепой» зоне. Соблюдайте боковой интервал и выбирайте скорость так, чтобы не попадать в «слепую» зону.
Стоящие автомобили могут неожиданно для вас начать выезжать со стоянки. Из-за стоящего автомобиля может появиться пешеход. Предвидя возмохность появления этих опасностей, не приближайтесь к стоящим автомобилям слишком близко, оставляйте запас безопасности сбоку. Постоянно наблюдайте за ними. Сигналом того, что кто-то из них будет выезжать, может быть включение указателя поворота или стоп-сигнала. При движении по автомагистрали увеличивайте боковой интервал до автомобилей, выезжаюврк на автомагистраль, перестроением на левую полосу движения. Старайтесь не двигаться рядом с другими транспортными средствами при проезде выезда с магистрали, так как некоторые водители могут неожиданно начать перестроение на правую сторону для поворота или, передумав, резко повернуть с выезда обратно на магистраль.
Всегда увеличивайте боковой интервал при проезде мимо участников движения,' которые могут вас не видеть. Например, водители, выезжающие со двора, обзор обстановки для которых ограничен зданиями, деревьями или стоящими транспортными средствами; дети, играющие в непосредственной близости от проезжей части; водители, выезжающие задним ходом со стоянки; водители автомобилей, стекла которых покрыты снегом, загрязнены или запотели; пешеходы, лица которых закрыты зонтиками.
В ситуации ограниченного обзора будьте особенно внимательны, увеличьте запас безопасности, снизьте скорость. Особенно это касается жилых зон, где вас подстерегает множество неожиданностей.
Зона безопасности сзади.
Соблюдение безопасной дистанции сзади в большей степени зависит от того, кто движется за вами. Однако надеяться на него можно не всегда.
Если вы движетесь достаточно быстро, соблюдая установленные скоростные ограничения, и видите, что кто-то спешит и едет за вами почти вплотную, дайте ему возможность обогнать вас.
Если же движущийся сзади не торопится, а приблизился к вам на опасно близкую дистанцию просто из-за неграмотности, увеличьте дистанцию по отношению к движущемуся впереди до 3—4 с. Тогда в случае необходимости торможения у вас будет достаточно времени и места, чтобы тормозить плавно, давая этим возможность движущемуся сзади остановить автомобиль.
На загородной дороге старайтесь быть в одиночестве, не пристраивайтесь к проезжающим пачкам автомобилей.
Изменяя форму зоны безопасности, вы можете снизить вероятность столкновения в любой ситуации. Для этого надо выбрать наиболее подходящую траекторию и скорость движения. Например, если вы видите ребенка на правой стороне дороги, объезжайте его как можно левее. Если к вам на большой скорости приближается грузовик с прицепом, займите крайнее правое положение. Этим вы обеспечите себе возможность успешного устранения последствий своих и чужих ошибок. Снижение скорости позволит не только облегчить выполнение избегающего маневра, но также уменьшит тяжесть возможного происшествия.
Старайтесь двигаться посередине полосы движения, которую вы выбрали, не отклоняясь вправо или влево. Тем самым вы обеспечите равномерное распределение свободного пространства с обеих сторон автомобиля. При увеличении вероятности присутствия невидимого вами участника ситуации необходимо увеличить свободное пространство с той стороны, где он может появиться. Например, вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку. Справа растут деревья, закрывающие обзор обстановки на примыкающей справа дороге. Каким образом можно увеличить безопасность в такой ситуации?
Подъезжайте к перекрестку как можно левее. Это позволит вам, во-первых, заметить помеху справа раньше, во-вторых, водитель автомобиля, подъезжающего справа, будет иметь возможность также раньте увидеть вас и затормозить, в-третьих, у вас будет дополнительное
пространство, столь необходимое в случае возникновения конфликта. При проезде мимо стоящего транспорта, в особенности автобуса или троллейбуса, следует держаться по возможности левее, так как из-за него могут появиться люди, переходящие дорогу.
Довольно часто две или несколько опасностей появляются одновременно. Например, автомобиль, движущийся впереди, начинает поворачивать направо, а встречный транспорт завершает обгон. В этом случае можно рекомендовать такие варианты решений: увеличить зону безопасности со стороны одного из наиболее опасных объектов; увеличить зону безопасности с той стороны, где количество опасностей наибольшее.
Дорожная обстановка меняется постоянно, поэтому выбор наиболее безопасной траектории движения — непрерывный процесс. При этом старайтесь учесть следующие важные моменты.
Обеспечивает ли выбранная траектория движения наилучшую для данной ситуации зону безопасности? Какова ваша видимость? Видимость может быть ограничена холмами, поворотами дороги, объектами, стоящими в придорожной области, другими транспортными средствами. Надо стараться так разместить свой автомобиль на проезжей части, чтобы вам была видна окружающая обстановка, а другие участники ситуации хорошо бы видели вас.
Не мешает ли ваш автомобиль движению потока? Чем меньше затруднений вы будете создавать для других, тем меньше их будет у вас самих.
Соответствует ли траектория вашего движения состоянию проезжей части дороги? На дорогах встречаются участники с пониженным коэффициентом сцепления, канавами, ухабами. Их надо избегать.
Следующий прием, который можно использовать для поддержания необходимой зоны безопасности, — это согласование по времени своего движения с характером дорожно-транспортной обстановки. Например, выбрав наилучшее место разъезда со встречным транспортом, вы можете снизить вероятность столкновения с ним. Для этого надо выбрать такую скорость движения, чтобы ваш разъезд произошел на участке, имеющем наибольшее свободное пространство. Избегайте разъезда на узком участке дороги или в местах, где присутствуют другие опасности: пешеходы, велосипедисты, плохая проезжая часть, недостаточная видимость и т. д. Допустим, двигаясь по узкой дороге, вы нагоняете велосипедиста, едущего по вашей стороне, в то время как впереди появляется встречный грузовик. В этой ситуации надо выбрать такую скорость, которая позволит избежать встречи с велосипедистом и грузовым автомобилем в одном месте. Если водитель грузовика или велосипедист совершает неожиданный маневр, у вас будет необходимое пространство на дороге, которое позволит исправить ошибку.
При выборе скорости движения исходите из наиболее возможных ошибок других участников ситуации. При этом поступайте так, чтобы ваши действия были понятны другим.
Теперь о выборе времени для совершения маневра. Старайтесь находить для выполнения маневра наилучшие условия. Например, не стоит обгонять на участках, имеющих скользкое покрытие или плохую видимость. Условия могут быть более благоприятны в какое-то определенное время. В это время и следует выполнять маневр. Например, для поворота в узкий проезд надо выбрать такое время, чтобы исключить возможность встречного столкновения с транспортом, выезжающим из него. Обгон или смену полосы движения не надо начинать, находясь в «слепой» зоне. При совершении любого маневра старайтесь занимать как можно меньше места. Избегайте выполнения сразу двух маневров. Избегайте бессмысленных маневров. Если вы пропустили благоприятный момент для поворота, лучше сделайте его на следующем перекрестке.
Довольно распространенная ошибка — одновременное выполнение нескольких действий по управлению автомобилем, часть которых можно спокойно выполнить раньше или позже. Например, не стоит пытаться одновременно включать сигнал поворота, переключать передачу, устанавливать зеркало заднего вида и закуривать. К добру это не приведет. Ограничьтесь только самым необходимым для выполнения маневра. Старайтесь расположить ваш автомобиль при движении по дороге таким образом, чтобы другие участники движения видели вас. Одной из распространенных ошибок является движение в зоне невидимости. Старайтесь избегать движения сбоку и чуть сзади других автомобилей в течение длительного времени. Увеличьте скорость и проезжайте вперед либо немного отстаньте. Обгоняя автомобиль, постарайтесь миновать зону невидимости его водителя как можно быстрее. Чем дольше вы будете в ней находиться, тем больше будет опасность.
При совершении маневров на пересечениях дорог следует помнить, что наиболее опасен такой поворот, при котором вы пересекаете максимальное число полос. Поэтому поворачивайте с полосы, находящейся ближе всего к стороне поворота. Если вы поворачиваете налево, займите левую полосу. Если вы поворачиваете направо, займите правую полосу.
После поворота займите полосу, ближайшую к той, с которой вы повернули. При левом повороте выезжайте на левую полосу, при правом — на правую. Если вы хотите перестроиться, делайте это только после того, как закончили поворот и убедились в отсутствии помех.
Если вы уже выехали на перекресток, продолжайте движение. Если начали делать поворот, закончите его. Изменение направления в последний момент часто приводит к ДТП.
Выбор скорости
Выбирать и контролировать скорость водителю приходится постоянно, так как окружающая обстановка меняется и вам приходится кого-то обгонять, где-то поворачивать налево или направо, съезжать с одной дороги и выезжать на другую и т. д.
Принимая решение, помните: чем больше скорость, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем больше путь, который пройдет автомобиль до полной остановки, тем выше вероятность происшествия и тяжелее его последствия.
Но слишком малая скорость тоже опасна. Она увеличивает вероятность попутного столкновения. Скорость движения должна быть как можно более равномерной, она должна устраивать не только вас, но и других участников дорожного движения, а также соответствовать условиям движения и выполняемому маневру.
Транспортные потоки
Слияние с транспортным потоком. Если вы вливаетесь в интенсивный транспортный поток с примыкающей дороги или с места стоянки, нужно дождаться такого момента, когда для вашего маневра будет достаточно места. Только в этом случае вы обеспечите безопасность себе и другим. Дождавшись достаточного разрыва в потоке транспорта, плавно его занимайте, а затем постепенно увеличивайте скорость, уравнивая ее со средней скоростью потока.
Выезд на автомагистраль с примыкающей дороги, не имеющей волосы разгона. В этом случае надо быть особенно внимательным, не рисковать. Интервал в транспортном потоке, позволяющий вам безопасно выехать на автомагистраль, должен быть не менее 5 с. Если автомобиль, приближающийся по правой крайней полосе, закрывает видимость обстановки на выезде, сбавьте скорость или остановитесь. Выезжайте на автомагистраль только при свободной правой полосе. Выехав на автомагистраль, оставайтесь на правой полосе до тех пор, пока не наберете скорость, соответствующую скорости транспортного потока на автомагистрали.
Выезд на автомагистраль по полосе разгона. Когда примыкающая дорога имеет полосу разгона, маневр выполняется значительно легче и безопаснее. Ведь на ней можно разогнаться и набрать скорость, соответствующую средней скорости транспортного потока до выезда на автомагистраль. К тому же у вас больше времени для наблюдения за обстановкой на магистрали.
Чтобы полностью использовать все преимущества, которые вам дает полоса разгона, соблюдайте следующие правила:
на полосе разгона резко не тормозите. Любое торможение при движении на полосе разгона — большая неожиданность для водителей, движущихся сзади. Они ожидают, что вы будете увеличивать скорость, а не снижать ее,
не останавливайтесь в конце полосы разгона. Такая остановка — это самое худшее, что вы можете сделать. Из-за нее вы станете помехой всем, кто движется сзади. Вам придется набирать скорость уже на самой автомагистрали, вы будете торопиться. Поэтому если уж хотите остановиться, то делайте это в начале полосы разгона.
Выезд из транспортиого потока. Общий порядок таков: посмотрите в зеркало заднего вида: нет ли автомобилей сзади; заранее предупредите водителей, движущихся сзади, включив указатель поворота за 4—5 с до начала маневра; начинайте снижать скорость, при этом несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза. Мигание стоп-сигналом будет дополнительным предупреждением о ваших намерениях.
Если на автомагистрали нет полосы торможения, приходится снижать скорость на автомагистрали. Ничего не поделаешь. Надо заранее подать предупредительный сигнал, чтобы движущиеся сзади знали о ваших намерениях.
Учитывайте, что после длительного движения с высокой скоростью даже малое ее снижение кажется очень большим, т. е. вам будет казаться, что вы движетесь ухе медленно, на самом же деле все еще быстро. Так что не очень доверяйте себе, ваши оценки могут быть неточны, лучше взгляните на спидометр.
Наличие полосы торможения обеспечивает безопасность при выезде с автомагистрали. Полоса торможения позволяет вам покинуть транспортный поток, движущийся по автомагистрали, до того как вы начнете снижать скорость. Это, естественно, безопаснее, чем тормозить на автомагастрали. Однако не забудьте подать заранее предупредительный сигнал.
Проехав полосу торможения и доехав до ее конца, убедитесь в том, что вы достаточно снизили скорость, для того чтобы продолжать движение по обычной дороге.
Сообщайте другим о своем присутствии.
Иногда вам нужно просто сообщить другим водителям о том, где вы находитесь, чтобы вас заметили. Можно, конечно, полностью полагаться на других, считая, что они все прекрасно видят. Однако такая доверчивость очень часто приводит к происшествию. Помогите другим увидеть вас — так надежнее. Сделать это вы можете тремя способами: габаритными огнями и светом фар, звуковым сигналом, позицией автомобиля на проезжей части.
Габаритны согни и свет фа р. В пасмурные дни и в сумерки, когда автомобиль как бы растворяется на фоне дороги, не забывайте включать габаритные огни. Если вам трудно разглядеть других участников дорожного движения, значит, самое время обозначить и себя.
Иногда одних габаритных огней недостаточно и надо использовать ближний свет фар. Свет фар не только помогает вам видеть других в темное время суток, но и позволяет другим лучше видеть вас днем.
Переключение света фар (мигание) — хороший способ предупредить другого водителя, который по каким-то причинам не заметил вас вовремя.
Звуковой сигнал стоит применять в случаях, связанных с предотвращением дорожно-транспортного происшествия. Как его применять, зависит от конкретной дорожной ситуации. Если нет непосредственной опасности, достаточно легкого однократного нажатия на сигнал, чтобы привлечь к себе внимание. В таком случае не нужен продолжительный громкий сигнал, подобный вою сирены, это только напугает других участников движения и может даже ускорить происшествие. Легкого нажатия достаточно в следующих ситуациях: когда вблизи вас находится пешеход или велосипедист и почему-то не замечает вас;
когда пешеход находится в опасной близости от проезжей части; вообще в условиях опасной близости с пешеходом или велосипедистом нужно быть предельно осторожным, чтобы не напугать его. Испугавшись, он может броситься не от вас, а прямо к вам под колеса;
при обгоне. Например, вы начали обгонять транспортное средство, водитель которого вас не заметил и сам начал готовиться к обгону; если какой-то водитель небрежно выполняет маневр (разворот, движение задним ходом, выезд со двора, со стоянки), не обращая внимания на окружающих. Вот в таких случаях, слегка нажав на звуковой сигнал, вы достигнете желаемого — вас заметят, станут внимательнее, сосредоточеннее, настроятся на управление автомобилем, если они от него отвлеклись.
Когда лучше уступить дорогу другому?
Бывают случаи, когда преимущество на вашей стороне, но в целях предотвращения критической ситуации лучше его уступить другому.
Например:
а) притормозить и пропустить встречный автомобиль,
поворачивающий налево на перекрестке (хотя по Правилам он должен пропускать вас). Перед торможением не забудьте посмотреть в зеркало заднего вида;
б) перестроиться влево, чтобы дать возможность приближающемуся по примыкающей дороге автомобилю въехать на главную дорогу;
в) замедлить движение, если вас обгоняют.
Если вы отдадите свое преимущество другому водителю, руководствуясь при этом соображениями безопасности всех участников движения, дайте ему об этом знать и убедитесь в том, что он вас понял. Если вы намереваетесь уступить полосу, предпочтительнее не снижать скорость, так как это может быть непонятно тому, кому вы уступаете дорогу, а по возможности перестройтесь на соседнюю полосу (скажем, при въезде другого автомобиля на вашу дорогу с примыкающей). Однако следите за тем, чтобы ваше желание помочь другим не превратилось в опасную нерешительность и нелогичность действий, что может привести как раз к обратному результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovi_bezopasnogo_vozhdeniya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы безопасного вождения
В жизни нам приходится принимать много разных решений, но лишь некоторые из них могут определить нашу дальнейшую судьбу. В первую очередь к ним можно отнести решения, которые принимаются при управлении автомобилем. Любое решение представляет собой выбор. При вождении это выбор наиболее безопасного в данных условиях режима движения автомобиля. Подобно лоцману, водитель должен провести свой автомобиль, минуя окружающие его опасности. Какие же решения он должен при этом принимать?
Прежде всего следует выбрать цель и маршрут движения, а также время начала поездки. Уже на этой вне дорожной стадии можно в большей мере уменьшить или, наоборот, увеличить опасность .поездки. Например, выбрав наиболее безопасный маршрут и время движения, вы уменьшите количество опасностей, с которыми придется встретиться. Выехав заранее, получите необходимое спокойствие. Теперь о самом движении. В вашей власти выбор курса движения автомобиля, т.е. скорости и траектории, а также предупреждающих сигналов, т.е. способов взаимодействия с другими участниками движения.
Какая скорость лучше всего отвечает требованиям безопасности в данной ситуации? Когда и как выполнить маневр так, чтобы он был минимально опасен для вас и окружающих? Какие приемы управления автомобилем и сигналы лучше всего при этом использовать? Казалось бы, простые вопросы, но, как показывает практика, решаются они далеко не всегда наилучшим образом.
Дать готовые рецепты на все случаи дорожной жизни невозможно, но общие принципы, пользуясь которыми вы сможете правильно решать задачи, поставленные дорогой, существуют. О них и пойдет речь.
Запас безопасности
Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда было как можно больше свободного пространства. Чем больше окружающая вас «ничейная» зона, тем больше времени будет для наблюдения, осмысливания обстановки, выбора и реализации решения.
Плавность, безопасность, экономичность и комфортабельность движения — все это следствие умения поддерживать необходимую зону безопасности в любых дорожно-транспортных ситуациях. Ее размер и форма зависят от дорожных, транспортных и погодных условий. В любой момент времени свободное пространство вокруг автомобиля должно быть таким, чтобы позволяло исправить свою или чужую ошибку, т.е. избежать происшествия при неожиданном возникновении конфликтной ситуации.
Для удобства рассмотрения всю зону безопасности можно представить в виде трех частей: пространства спереди автомобиля, сбоку, сзади.
Зона безопастности впереди. Дистанция.
Представьте такую ситуацию: вы движетесь по городской дороге, и вдруг водитель лидирующего автомобиля неожиданно начинает резко тормозить. Успеете ли вы избежать попутного столкновения?
Для этого вам надо, во-первых, увидеть и осознать, что лидирующий автомобиль останавливается, во-вторых, перенести ногу на педаль тормоза и нажать ее. Если вы успеете сделать все это до того, как достигнете места, с которого другой водитель начал торможение (т. е. нажал на педаль тормоза), вы, возможно, успеете избежать столкновения. Значит, многое зависит от того, насколько близко вы двигались за лидером, т. е. соблюдали дистанцию.
К сожалению, очень часто дистанцию не соблюдают, и поэтому в городе попутные столкновения происходят чаще всех других видов происшествий.
Чтобы успеть остановить свой автомобиль при внезапной остановке движущегося впереди транспортного средства, нужно заранее предвидеть тот момент, когда лидирующий водитель начнет торможение, и постоянно поддерживать по меньшей мере 2-секундную дистанцию по отношению к нему. Такая дистанция обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки впереди.
Как ее определить? Лучше всего с помощью счета. Приметьте какой-нибудь неподвижный объект впереди вблизи дороги. Как только задний бампер автомобиля, движущегося впереди, минует этот объект, начинайте считать: одна тысяча один, одна тысяча два. Если вы произнесли «одна тысяча два» до того, как проехали этот объект, ваша дистанция недостаточна, ее необходимо увеличить.
Постарайтесь приучить себя соблюдать 2-секундную дистанцию. Это очень удобно: ориентироваться по времени, а не по расстоянию, которое всегда меняется в зависимости от скорости; 2-секундная дистанция — минимальная дистанция безопасности. Она приемлема для движения только в плотном транспортном потоке. Чаще всего дистанция должна быть больше.
Ниже перечислены ситуации, в которых надо увеличить дистанцию хотя бы до 4—5 с:
впереди вас движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее обзор обстановки впереди. Увеличение диставции позволяет увеличить боковой и передний обзор обстановки;
скользкая дорога. Если автомобиль, движущийся впереди вас, внезапно тормозит, вам необходимо значительно большее, чем при движении на сухом покрытии, расстояние для остановки;
впереди движется мотоцикл. Если мотоциклист опрокинется, вам понадобится дополнительное расстояние, чтобы его объехать. Вероятность падения мотоциклиста увеличивается при мокром дорожном покрытии, на металлических поверхностях, таких, как каркасы мостов или трамвайные пути, а также на гравии;
водитель следующего за вами автомобиля собирается пойти на обгон., В этой ситуации следует снизить скорость, чтобы увеличить свободное пространство впереди вашего автомобиля и облегчить обгоняющему завершение маневра; ваш автомобиль сильно нагружен или имеет прицеп. Необходимость увеличения дистанции в этом случае связана с тем, что дополнительный груз увеличивает величину тормозного пути;
вы подъезжаете к зоне, где возможно торможение лидирующего автомобиля, например к перекрестку, пешеходному переходу, реконструируемому участку дороги я т. п.
Иногда трудно выдерживать дистанцию до лидирующего автомобиля из-за того, что он постоянно без видимой необходимости замедляет движение или останавливается. Водитель такого автомобиля нарушает общий ритм движения и создает другим массу трудностей, впрочем, и себе такой дерганой ездой он ничем не помогает. Лучше всего держаться от него подальше, найдя себе место среди равномерно движущихся автомобилей.
Старайтесь двигаться по такой полосе, на которой движение более равномерно. На крайней левой полосе обычно скапливаются автомобили, поворачивающие налево. Поэтому лучше ехать правее, но крайняя правая полоса тоже не самая удобная, ритм движения потока может нарушаться из-за транспортных средств, въезжающих с примыкающих направлений или, наоборот, съезжающих на них, а также общественного трансаорта, часто останавливающегося на обозначенвых остановках.
Когда полос для движения всего одна или две, выбирать не из чего. Если же их три и более, лучше всего двигаться по средним полосам.
Зона безопасности сбоку (интервал).
Свободное пространство должно быть по обе стороны вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения опасности (например, выезд какого-нибудь автомобиля на вашу полосу) у вас имелась возможность уклониться от столкновения.
«Атаки» на вашу полосу могут быть со стороны встречных автомобилей, автомобилей, движущихся попутно по соседней полосе, автомобилей, выезжающих с мест стоянки.
Если по какой-то причине встречный автомобиль оказался на вашей полосе, опасность очень велика, поскольку последствия лобового столкновения обычно самые тяжелые. При таких столкновениях скорости двух движущихся навстречу друг другу транспортных средств складываются. Поэтому старайтесь располагать свой автомобиль так, чтобы между вашим и встречным автомобилем была по меньшей мере одна полоса. По возможности не выезжайте на крайнюю левую полосу. На двухполосной дороге старайтесь двигаться по своей полосе как можно правее. Это особенно важно на поворотах, где водитель встречного транспортного средства может не вписаться в поворот из-за неверно выбранной скорости, а также при подъезде к пересечениям, где он может повернуть налево без подачи предупреждающего сигнала.
Водители, движущиеся по соседним полосам, могут неожиданно начать перестроение, поэтому старайтесь не двигаться слишком близко к ним и не находиться в их «слепой» зоне. Соблюдайте боковой интервал и выбирайте скорость так, чтобы не попадать в «слепую» зону.
Стоящие автомобили могут неожиданно для вас начать выезжать со стоянки. Из-за стоящего автомобиля может появиться пешеход. Предвидя возмохность появления этих опасностей, не приближайтесь к стоящим автомобилям слишком близко, оставляйте запас безопасности сбоку. Постоянно наблюдайте за ними. Сигналом того, что кто-то из них будет выезжать, может быть включение указателя поворота или стоп-сигнала. При движении по автомагистрали увеличивайте боковой интервал до автомобилей, выезжаюврк на автомагистраль, перестроением на левую полосу движения. Старайтесь не двигаться рядом с другими транспортными средствами при проезде выезда с магистрали, так как некоторые водители могут неожиданно начать перестроение на правую сторону для поворота или, передумав, резко повернуть с выезда обратно на магистраль.
Всегда увеличивайте боковой интервал при проезде мимо участников движения,' которые могут вас не видеть. Например, водители, выезжающие со двора, обзор обстановки для которых ограничен зданиями, деревьями или стоящими транспортными средствами; дети, играющие в непосредственной близости от проезжей части; водители, выезжающие задним ходом со стоянки; водители автомобилей, стекла которых покрыты снегом, загрязнены или запотели; пешеходы, лица которых закрыты зонтиками.
В ситуации ограниченного обзора будьте особенно внимательны, увеличьте запас безопасности, снизьте скорость. Особенно это касается жилых зон, где вас подстерегает множество неожиданностей.
Зона безопасности сзади.
Соблюдение безопасной дистанции сзади в большей степени зависит от того, кто движется за вами. Однако надеяться на него можно не всегда.
Если вы движетесь достаточно быстро, соблюдая установленные скоростные ограничения, и видите, что кто-то спешит и едет за вами почти вплотную, дайте ему возможность обогнать вас.
Если же движущийся сзади не торопится, а приблизился к вам на опасно близкую дистанцию просто из-за неграмотности, увеличьте дистанцию по отношению к движущемуся впереди до 3—4 с. Тогда в случае необходимости торможения у вас будет достаточно времени и места, чтобы тормозить плавно, давая этим возможность движущемуся сзади остановить автомобиль.
На загородной дороге старайтесь быть в одиночестве, не пристраивайтесь к проезжающим пачкам автомобилей.
Изменяя форму зоны безопасности, вы можете снизить вероятность столкновения в любой ситуации. Для этого надо выбрать наиболее подходящую траекторию и скорость движения. Например, если вы видите ребенка на правой стороне дороги, объезжайте его как можно левее. Если к вам на большой скорости приближается грузовик с прицепом, займите крайнее правое положение. Этим вы обеспечите себе возможность успешного устранения последствий своих и чужих ошибок. Снижение скорости позволит не только облегчить выполнение избегающего маневра, но также уменьшит тяжесть возможного происшествия.
Старайтесь двигаться посередине полосы движения, которую вы выбрали, не отклоняясь вправо или влево. Тем самым вы обеспечите равномерное распределение свободного пространства с обеих сторон автомобиля. При увеличении вероятности присутствия невидимого вами участника ситуации необходимо увеличить свободное пространство с той стороны, где он может появиться. Например, вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку. Справа растут деревья, закрывающие обзор обстановки на примыкающей справа дороге. Каким образом можно увеличить безопасность в такой ситуации?
Подъезжайте к перекрестку как можно левее. Это позволит вам, во-первых, заметить помеху справа раньше, во-вторых, водитель автомобиля, подъезжающего справа, будет иметь возможность также раньте увидеть вас и затормозить, в-третьих, у вас будет дополнительное
пространство, столь необходимое в случае возникновения конфликта. При проезде мимо стоящего транспорта, в особенности автобуса или троллейбуса, следует держаться по возможности левее, так как из-за него могут появиться люди, переходящие дорогу.
Довольно часто две или несколько опасностей появляются одновременно. Например, автомобиль, движущийся впереди, начинает поворачивать направо, а встречный транспорт завершает обгон. В этом случае можно рекомендовать такие варианты решений: увеличить зону безопасности со стороны одного из наиболее опасных объектов; увеличить зону безопасности с той стороны, где количество опасностей наибольшее.
Дорожная обстановка меняется постоянно, поэтому выбор наиболее безопасной траектории движения — непрерывный процесс. При этом старайтесь учесть следующие важные моменты.
Обеспечивает ли выбранная траектория движения наилучшую для данной ситуации зону безопасности? Какова ваша видимость? Видимость может быть ограничена холмами, поворотами дороги, объектами, стоящими в придорожной области, другими транспортными средствами. Надо стараться так разместить свой автомобиль на проезжей части, чтобы вам была видна окружающая обстановка, а другие участники ситуации хорошо бы видели вас.
Не мешает ли ваш автомобиль движению потока? Чем меньше затруднений вы будете создавать для других, тем меньше их будет у вас самих.
Соответствует ли траектория вашего движения состоянию проезжей части дороги? На дорогах встречаются участники с пониженным коэффициентом сцепления, канавами, ухабами. Их надо избегать.
Следующий прием, который можно использовать для поддержания необходимой зоны безопасности, — это согласование по времени своего движения с характером дорожно-транспортной обстановки. Например, выбрав наилучшее место разъезда со встречным транспортом, вы можете снизить вероятность столкновения с ним. Для этого надо выбрать такую скорость движения, чтобы ваш разъезд произошел на участке, имеющем наибольшее свободное пространство. Избегайте разъезда на узком участке дороги или в местах, где присутствуют другие опасности: пешеходы, велосипедисты, плохая проезжая часть, недостаточная видимость и т. д. Допустим, двигаясь по узкой дороге, вы нагоняете велосипедиста, едущего по вашей стороне, в то время как впереди появляется встречный грузовик. В этой ситуации надо выбрать такую скорость, которая позволит избежать встречи с велосипедистом и грузовым автомобилем в одном месте. Если водитель грузовика или велосипедист совершает неожиданный маневр, у вас будет необходимое пространство на дороге, которое позволит исправить ошибку.
При выборе скорости движения исходите из наиболее возможных ошибок других участников ситуации. При этом поступайте так, чтобы ваши действия были понятны другим.
Теперь о выборе времени для совершения маневра. Старайтесь находить для выполнения маневра наилучшие условия. Например, не стоит обгонять на участках, имеющих скользкое покрытие или плохую видимость. Условия могут быть более благоприятны в какое-то определенное время. В это время и следует выполнять маневр. Например, для поворота в узкий проезд надо выбрать такое время, чтобы исключить возможность встречного столкновения с транспортом, выезжающим из него. Обгон или смену полосы движения не надо начинать, находясь в «слепой» зоне. При совершении любого маневра старайтесь занимать как можно меньше места. Избегайте выполнения сразу двух маневров. Избегайте бессмысленных маневров. Если вы пропустили благоприятный момент для поворота, лучше сделайте его на следующем перекрестке.
Довольно распространенная ошибка — одновременное выполнение нескольких действий по управлению автомобилем, часть которых можно спокойно выполнить раньше или позже. Например, не стоит пытаться одновременно включать сигнал поворота, переключать передачу, устанавливать зеркало заднего вида и закуривать. К добру это не приведет. Ограничьтесь только самым необходимым для выполнения маневра. Старайтесь расположить ваш автомобиль при движении по дороге таким образом, чтобы другие участники движения видели вас. Одной из распространенных ошибок является движение в зоне невидимости. Старайтесь избегать движения сбоку и чуть сзади других автомобилей в течение длительного времени. Увеличьте скорость и проезжайте вперед либо немного отстаньте. Обгоняя автомобиль, постарайтесь миновать зону невидимости его водителя как можно быстрее. Чем дольше вы будете в ней находиться, тем больше будет опасность.
При совершении маневров на пересечениях дорог следует помнить, что наиболее опасен такой поворот, при котором вы пересекаете максимальное число полос. Поэтому поворачивайте с полосы, находящейся ближе всего к стороне поворота. Если вы поворачиваете налево, займите левую полосу. Если вы поворачиваете направо, займите правую полосу.
После поворота займите полосу, ближайшую к той, с которой вы повернули. При левом повороте выезжайте на левую полосу, при правом — на правую. Если вы хотите перестроиться, делайте это только после того, как закончили поворот и убедились в отсутствии помех.
Если вы уже выехали на перекресток, продолжайте движение. Если начали делать поворот, закончите его. Изменение направления в последний момент часто приводит к ДТП.
Выбор скорости
Выбирать и контролировать скорость водителю приходится постоянно, так как окружающая обстановка меняется и вам приходится кого-то обгонять, где-то поворачивать налево или направо, съезжать с одной дороги и выезжать на другую и т. д.
Принимая решение, помните: чем больше скорость, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем больше путь, который пройдет автомобиль до полной остановки, тем выше вероятность происшествия и тяжелее его последствия.
Но слишком малая скорость тоже опасна. Она увеличивает вероятность попутного столкновения. Скорость движения должна быть как можно более равномерной, она должна устраивать не только вас, но и других участников дорожного движения, а также соответствовать условиям движения и выполняемому маневру.
Транспортные потоки
Слияние с транспортным потоком. Если вы вливаетесь в интенсивный транспортный поток с примыкающей дороги или с места стоянки, нужно дождаться такого момента, когда для вашего маневра будет достаточно места. Только в этом случае вы обеспечите безопасность себе и другим. Дождавшись достаточного разрыва в потоке транспорта, плавно его занимайте, а затем постепенно увеличивайте скорость, уравнивая ее со средней скоростью потока.
Выезд на автомагистраль с примыкающей дороги, не имеющей волосы разгона. В этом случае надо быть особенно внимательным, не рисковать. Интервал в транспортном потоке, позволяющий вам безопасно выехать на автомагистраль, должен быть не менее 5 с. Если автомобиль, приближающийся по правой крайней полосе, закрывает видимость обстановки на выезде, сбавьте скорость или остановитесь. Выезжайте на автомагистраль только при свободной правой полосе. Выехав на автомагистраль, оставайтесь на правой полосе до тех пор, пока не наберете скорость, соответствующую скорости транспортного потока на автомагистрали.
Выезд на автомагистраль по полосе разгона. Когда примыкающая дорога имеет полосу разгона, маневр выполняется значительно легче и безопаснее. Ведь на ней можно разогнаться и набрать скорость, соответствующую средней скорости транспортного потока до выезда на автомагистраль. К тому же у вас больше времени для наблюдения за обстановкой на магистрали.
Чтобы полностью использовать все преимущества, которые вам дает полоса разгона, соблюдайте следующие правила:
на полосе разгона резко не тормозите. Любое торможение при движении на полосе разгона — большая неожиданность для водителей, движущихся сзади. Они ожидают, что вы будете увеличивать скорость, а не снижать ее,
не останавливайтесь в конце полосы разгона. Такая остановка — это самое худшее, что вы можете сделать. Из-за нее вы станете помехой всем, кто движется сзади. Вам придется набирать скорость уже на самой автомагистрали, вы будете торопиться. Поэтому если уж хотите остановиться, то делайте это в начале полосы разгона.
Выезд из транспортиого потока. Общий порядок таков: посмотрите в зеркало заднего вида: нет ли автомобилей сзади; заранее предупредите водителей, движущихся сзади, включив указатель поворота за 4—5 с до начала маневра; начинайте снижать скорость, при этом несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза. Мигание стоп-сигналом будет дополнительным предупреждением о ваших намерениях.
Если на автомагистрали нет полосы торможения, приходится снижать скорость на автомагистрали. Ничего не поделаешь. Надо заранее подать предупредительный сигнал, чтобы движущиеся сзади знали о ваших намерениях.
Учитывайте, что после длительного движения с высокой скоростью даже малое ее снижение кажется очень большим, т. е. вам будет казаться, что вы движетесь ухе медленно, на самом же деле все еще быстро. Так что не очень доверяйте себе, ваши оценки могут быть неточны, лучше взгляните на спидометр.
Наличие полосы торможения обеспечивает безопасность при выезде с автомагистрали. Полоса торможения позволяет вам покинуть транспортный поток, движущийся по автомагистрали, до того как вы начнете снижать скорость. Это, естественно, безопаснее, чем тормозить на автомагастрали. Однако не забудьте подать заранее предупредительный сигнал.
Проехав полосу торможения и доехав до ее конца, убедитесь в том, что вы достаточно снизили скорость, для того чтобы продолжать движение по обычной дороге.
Сообщайте другим о своем присутствии.
Иногда вам нужно просто сообщить другим водителям о том, где вы находитесь, чтобы вас заметили. Можно, конечно, полностью полагаться на других, считая, что они все прекрасно видят. Однако такая доверчивость очень часто приводит к происшествию. Помогите другим увидеть вас — так надежнее. Сделать это вы можете тремя способами: габаритными огнями и светом фар, звуковым сигналом, позицией автомобиля на проезжей части.
Габаритны согни и свет фа р. В пасмурные дни и в сумерки, когда автомобиль как бы растворяется на фоне дороги, не забывайте включать габаритные огни. Если вам трудно разглядеть других участников дорожного движения, значит, самое время обозначить и себя.
Иногда одних габаритных огней недостаточно и надо использовать ближний свет фар. Свет фар не только помогает вам видеть других в темное время суток, но и позволяет другим лучше видеть вас днем.
Переключение света фар (мигание) — хороший способ предупредить другого водителя, который по каким-то причинам не заметил вас вовремя.
Звуковой сигнал стоит применять в случаях, связанных с предотвращением дорожно-транспортного происшествия. Как его применять, зависит от конкретной дорожной ситуации. Если нет непосредственной опасности, достаточно легкого однократного нажатия на сигнал, чтобы привлечь к себе внимание. В таком случае не нужен продолжительный громкий сигнал, подобный вою сирены, это только напугает других участников движения и может даже ускорить происшествие. Легкого нажатия достаточно в следующих ситуациях: когда вблизи вас находится пешеход или велосипедист и почему-то не замечает вас;
когда пешеход находится в опасной близости от проезжей части; вообще в условиях опасной близости с пешеходом или велосипедистом нужно быть предельно осторожным, чтобы не напугать его. Испугавшись, он может броситься не от вас, а прямо к вам под колеса;
при обгоне. Например, вы начали обгонять транспортное средство, водитель которого вас не заметил и сам начал готовиться к обгону; если какой-то водитель небрежно выполняет маневр (разворот, движение задним ходом, выезд со двора, со стоянки), не обращая внимания на окружающих. Вот в таких случаях, слегка нажав на звуковой сигнал, вы достигнете желаемого — вас заметят, станут внимательнее, сосредоточеннее, настроятся на управление автомобилем, если они от него отвлеклись.
Когда лучше уступить дорогу другому?
Бывают случаи, когда преимущество на вашей стороне, но в целях предотвращения критической ситуации лучше его уступить другому.
Например:
а) притормозить и пропустить встречный автомобиль,
поворачивающий налево на перекрестке (хотя по Правилам он должен пропускать вас). Перед торможением не забудьте посмотреть в зеркало заднего вида;
б) перестроиться влево, чтобы дать возможность приближающемуся по примыкающей дороге автомобилю въехать на главную дорогу;
в) замедлить движение, если вас обгоняют.
Если вы отдадите свое преимущество другому водителю, руководствуясь при этом соображениями безопасности всех участников движения, дайте ему об этом знать и убедитесь в том, что он вас понял. Если вы намереваетесь уступить полосу, предпочтительнее не снижать скорость, так как это может быть непонятно тому, кому вы уступаете дорогу, а по возможности перестройтесь на соседнюю полосу (скажем, при въезде другого автомобиля на вашу дорогу с примыкающей). Однако следите за тем, чтобы ваше желание помочь другим не превратилось в опасную нерешительность и нелогичность действий, что может привести как раз к обратному результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безоп...
основы безопасного вождения
Методические рекомендации...
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ (для начинающих водителей)
Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге. Очень важно знать, как водить машину, уметь это де...
Методические указания к практическим занятиям по разделам “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН” “ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ”
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксп...
Правила безопасного вождения в неблагоприятных погодных условиях
Правила безопасного вождения в неблагоприятных погодных условиях...
Внеклассное мероприятие по дисциплинам: Основы безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда. Интегрированная игра «Безопасная реальность»
игра Безопасная реальность...
Десять базовых действий, определяющих безопасность вождения
Психическая регуляция деятельности водителя — достаточно сложный механизм. Однако, есть действия, выраженные определенными глаголами, которые характеризуют поведение человека, а, следовател...