Методические указания к практическим занятиям по разделам “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН” “ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ”
методическая разработка на тему
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802.
Для закрепления теоретических знаний и для приобретения необходимых практических умений учебной программой «Профилактика травматизма в строительном производстве» предусматриваются практические работы, которые проводятся после изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.
Следует обратить внимание студента на то, что перед началом решения задач по каждой из тем он должен изучить соответствующие разделы из рекомендованного учебника (учебного пособия) или материалы лекций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГОУ СПО ТО «Новомосковский строительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению
практических занятий | по разделам “Основы безопасности технологии процессов и эксплуатации строительных машин” “Основы пожарной безопасности в строительстве” | |
МДК.03.01.02 | «Профилактика травматизма в строительном производстве» | |
для специальности | 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
г. Новомосковск 2013 г.
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
предметной (цикловой) | |
комиссией | |
Председатель комиссии | Директор техникума |
___________ Л.А.Портнова | ___________ О.М. Акиньшина |
__ __________ 2013 г. | __ __________ 2013 г. |
ОДОБРЕНО | |
методическим советом | |
Председатель методического совета | |
___________ Е. В. Селиванова | |
__ __________ 2013 г. | |
Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802
Автор: Ю.В.Малахова, преподаватель
Л.А.Портнова, преподаватель
Рецензент: О.С.Ершова, преподаватель
Рецензия
на методические указания по выполнению практической работы
по дисциплине МДК03.01.02 «Профилактика травматизма при монтаже строительных конструкций»
для специальности 270802
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,
разработанные преподавателями Малаховой Ю.В. и Портновой Л.А.
Работа подробно и в доступной форме описывает порядок проведения практической работы. К работе прилагаются бланки раздаточного материала в виде титульных листов, таблиц, карт и схем, а также варианты работ. Пояснения к практической работе являются пошаговой инструкцией, что позволяет студенту проследить последовательность выполнения работы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что любой преподаватель, заменяющий основного, может качественно провести данную практическую работу, размножив раздаточный материал и следуя инструкциям.
Преподаватель ГОУ СПО ТО «НСТ» О.С.Ершова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
Тема 1.2. Профилактика травматизма при монтаже строительных конструкций ПР1. Расчет стальных канатов на прочность. | 6 |
ПР2. Установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; строящихся зданий и линий электропередач. | 8 |
Тема 2.5. Основы прекращения горения и тушения пожаров на строительной площадке; технические средства тушения. | 11 |
ПР3. Оказание первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током и пострадавшим при пожарах | 16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 19 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 20 |
Введение
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802.
Для закрепления теоретических знаний и для приобретения необходимых практических умений учебной программой «Профилактика травматизма в строительном производстве» предусматриваются практические работы, которые проводятся после изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.
Следует обратить внимание студента на то, что перед началом решения задач по каждой из тем он должен изучить соответствующие разделы из рекомендованного учебника (учебного пособия) или материалы лекций.
Если работа сдана позже установленного срока, то она должна быть защищена на консультациях.
Работы должны выполняться аккуратно. За небрежность оценка может быть снижена.
Студенты при изучении учебной дисциплины «Профилактика травматизма в строительном производстве» должны
Обладать профессиональными компетенциями:
- обеспечивать соблюдения требований безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
знать/понимать:
- обеспечение соблюдения требований безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
уметь:
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
- вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
- инженерные решения по технике безопасности при использовании строительных машин и оборудования;
- требования по аттестации рабочих мест;
- основы пожарной безопасности;
- методы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
- технику безопасности при производстве работ.
Тема 1.2. Профилактика травматизма при монтаже строительных конструкций
Практическое занятие №1
Расчет стальных канатов на прочность.
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить с расчетом стальных канатов на прочность.
Развивающие:
- Активизация познавательной деятельности
- Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
- Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.
Воспитательные:
- Создать предпосылки для самообразования
- Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
- Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.
Ход урока:
В процессе занятия студенты получают задания на расчет канатов на прочность.
А. Расчёт пеньковых канатов.
Допускаемое натяжение пеньковых канатов в кгс определяется по формуле
S =
где: R – разрывное усилие каната, принимаемое в условиях монтажа по сертификату, а при проектировании по ГОСТу (табл. 1), в кгс;
К – коэффициент запаса прочности; для чалочных канатов К = 8.
Пример 1. Определить допускаемые усилие в пеньковом бельном канате диаметром (d), равным 28,7 мм.
Решение.
- Находим величину разрывного усилия для данного каната по табл.1
R = 3880 кгс
Таблица 1. Пеньковые канаты (выдержка из ГОСТ 483-55)
Размеры каната в мм | Число каталок в канате | Канаты бельные | Канаты смольные | |||
По окружности | По диаметру | Вес 100 м каната в кгс | Разрывное усилие каната в кгс | Вес 100 м каната в кгс | Разрывное усилие каната в кгс | |
35 40 45 50 60 65 75 90 100 115 125 150 175 | 11,1 12,7 14,3 15,9 19,1 20,7 23,9 28,7 31,8 36,6 39,8 47,8 55,7 | 18 24 30 36 51 60 84 120 150 147 174 249 339 | 8,5 11,3 14,3 17,2 25,3 30,0 40,2 50,0 72,8 94,8 112,0 161,0 220,0 | 680 907 1121 1323 1842 2117 2822 3880 4725 5927 6918 9761 12719 | 10,0 13,3 17,0 20,3 29,8 35,4 47,4 70,0 86,0 112,0 132,0 190,0 260,0 | 646 862 1065 1257 1750 2011 2681 3686 4489 5630 6572 9272 12083 |
- Подсчитываем допускаемое усилие в канате
S = = =485 кгс
Пример 2. Определить диаметр пенькового смольного каната для допускаемого усилия
S = 750 кгс.
Решение.
- Находим величину разрывного усилия для данного каната
R = SК = 750х8 = 6000 кгс
- По найденному разрывному усилию по табл. Подбираем смольный канат в = 39.8 с разрывным усилием 6572 (подбирается ближайшее большее к расчётному).
Б. Расчёт стальных канатов.
Стальные канаты рассчитываются в следующей последовательности:
- Тип и конструкция каната выбираются в зависимости от его назначения:
для элементов, неподвижных и не испытывающих резких перегибов (ванты, оттяжки, крепление отдельных элементов такелажа), выбирать наиболее жёсткий канат конструкции 6х19;
для оснастки грузоподъёмных механизмов (лебёдок, полиспастов, кранов) и стропов применяются более гибкие канаты конструкции 6х37.
- Разрывное усилие в стальном канате в кгс определяется по формуле
R = SК
где: S – максимальное усилие в канате при выполнении такелажной операции в кгс;
К – коэффициент запаса прочности, учитывающий назначение каната и режим его работы (выбирается по приложению 2).
- По найденному разрывному усилию, пользуясь таблицами ГОСТ (приложение 1), подбирают канат и определяют его технические данные: тип, конструкцию, разрывное усилие, предел прочности на растяжение (временное сопротивление разрыву) и диаметр.
Пари расчёте необходимо:
разрывное усилие подбирать по ближайшему большему к расчётному; принимая наименьший диаметр каната требуемого типа, подбирать канат с наибольшим пределом прочности на растяжение;
канат большего диаметра, определённого расчётом, можно заменять несколькими меньших диаметров соответствующей прочности.
Пример 3. Подобрать и рассчитать стальной канат для транспортирования агрегата пяти тонной электрической лебёдкой с лёгким режимом работы.
Решение.
- Для оснастки лебёдки подбираем стальной канат средней гибкости типа ТЛК-0, конструкции 6х37.
- Определяем разрывное усилие в стальном канате при транспортировании агрегата, учитывая, что тяговое усилие лебёдки S = 5000 кгс (по приложению 2 k = 5)
R = SК = 5000х5 = 25000 кгс
- По найденному разрывному усилию по приложению 1 подбираем стальной канат со следующими данными:
Конструкция каната - 6х37
Разрывное усилие в кгс - 26750
Предел прочности на растяжение в кгс/ мм2 - 160
Диаметр в мм - 230
Приложение 1
Канаты стальные
(выдержки из ГОСТ 2688-69 и 3079-69)
Диаметр каната в мм | Вес 100 м каната в кгс | Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву в кгс/мм2 | ||||
140 | 160 | 170 | 180 | 200 | ||
Разрывное усилие в кгс | ||||||
Канат типа ЛК-Р конструкции 6х19 (ГОСТ2688-69) | ||||||
11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 16,5 18,0 19,5 21,0 22,5 24,0 25,5 28,0 30,5 32,0 33,5 37,0 39,5 42,0 44,5 47,5 51,0 56,0 | 46,2 52,7 59,6 72,8 84,4 102,5 122,0 140,5 163,5 185,0 211,0 239,0 291,1 349,0 384,5 422,0 501,6 574,0 653,5 738,5 843,1 954,6 1165,0 | - - 7255 8850 10250 12400 14800 17050 19850 22450 25600 29000 35400 42400 46750 51300 61000 69800 79500 89850 102500 116000 141500 | 6415 7325 8295 10100 11700 14200 16950 19500 22700 25650 29300 33150 40450 48500 53450 58600 69700 79750 90850 102500 117000 132500 161500 | 6815 7780 8810 10750 12450 15100 18000 20750 24100 27250 31100 35250 43000 51500 56750 62300 74050 84750 96500 106000 121000 137000 167000 | 7025 8020 9085 11050 12850 15550 18550 21350 24850 28100 32050 36300 44300 53100 58500 64200 76350 87350 99500 110000 126000 142500 174000 | 7665 8750 9910 12050 14000 16950 20250 23300 27100 30650 35000 39650 48350 57950 63850 70050 83300 95300 108500 - - - |
Канат типа ТЛК-Р конструкции 6х37 (ГОСТ3079-69) | ||||||
18,5 15,5 17,1 19,5 21,5 23,0 25,0 27,0 29,0 30,5 | 66,3 65,6 106,5 135,0 167,0 196,1 224,5 265,0 301,5 346,5 | - - - 16100 19900 23400 26800 31650 36050 40700 | 9050 11600 14500 18400 22750 267750 30650 36200 41200 46500 | 96165 12350 15450 19550 24200 28450 32550 38450 43750 49400 | 9910 12700 15900 20150 24950 29300 33550 39650 45100 50950 | 10800 13900 17350 22000 27200 32000 36600 43250 49200 55600 |
Диаметр каната в мм | Вес 100 м каната в кгс | Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву в кгс/мм2 | ||||
140 | 140 | |||||
Разрывное усилие в кгс | ||||||
33,0 35,0 39,0 43,0 47,0 50,0 52,0 54,0 56,0 58,0 62,0 | 390,5 443,5 539,5 667,5 784,5 911,5 984,0 1060,0 1135,0 1206,0 1395,0 | 46650 53000 64500 79750 93750 108500 117500 126500 135000 144000 166500 | 53300 60550 73700 91150 107000 124000 134000 144500 154500 164500 190000 | 56650 64390 78300 96850 113500 132000 142500 153500 164000 175000 197000 | 58350 66350 80750 99850 117000 136000 146500 158500 168500 180500 204500 | 63700 72350 88100 111000 128000 148500 160500 173000 184500 196500 - |
Примечание.
Задания находятся у преподавателя ведущего дисциплину.
Практическое занятие №2
Установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей;
строящихся зданий и линий электропередач.
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить с установкой кранов вблизи откосов, котлованов и траншей;
строящихся зданий и линий электропередач.
Развивающие:
- Активизация познавательной деятельности
- Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
- Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.
Воспитательные:
- Создать предпосылки для самообразования
- Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
- Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.
Ход урока:
В процессе занятия студенты получают задания на установку кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; строящихся зданий и линий электропередач.
Варианты заданий выдаёт преподаватель.
1. Установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей.
Задание: установить (привязать) самоходный кран вблизи отрытого котлована или траншеи (незакреплённые откосы).
Условия размещения механизмов зависят от расположения и размеров подземной части здания, грунтовых условий, принятых способов производства работ и технических характеристик кранов.
Устанавливать самоходный кран, складировать материалы (конструкции), устраивать подъездные дороги вблизи котлованов и траншей следует на безопасном расстоянии от нижней бровки котлована за пределами обрушения + 1 м. наименьшее расстояние принимают в соответствии таблицы из СНиП III-4-80* “Правила устройства и безопасности грузоподъёмных кранов.”
Наименьшее допустимое расстояние (м) от бровки котлована до ближайшей опоры крана.
Таблица 1.
Глубина котлована, м | Грунт (ненасыпной) | ||||
Песчаный и гравелистый | Супесчаный | Суглинистый | Глинистый | Лессовый сухой | |
1 | 1,5 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
2 | 3,0 | 2,4 | 2,0 | 1,5 | 2,0 |
3 | 4,0 | 3,6 | 3,25 | 1,75 | 2,5 |
4 | 5,0 | 4,4 | 4 | 3,0 | 3,0 |
5 | 6,0 | 5,3 | 4,75 | 3,5 | 3,5 |
2.Установка рельсового крана при возведении подземной части зданий.
Задание : Установить башенный или рельсовый кран вблизи отрытого котлована или траншеи (неукреплённые стенки котлована или траншеи).
Б – база крана; lк – расстояние от опор до нижней бровки котлована; lв – вылет стрелы (крюка) крана.
Установку башенных кранов и рельсовых стреловых кранов вблизи котлованов и траншей, не имеющих специальных креплений для предупреждения оползания грунта, производят исходя из глубины выемки и характеристики грунта. (см. таблицу 2
СНиП III-4-80*)
3.Установить башенный кран (рельсовый) у здания.
Установка башенных и рельсовых стреловых кранов у зданий и сооружений производится исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют согласно рисунка по формуле
1 – строящееся здание; 2 – инвентарное ограждение; 3 – зона склада за пределами зоны монтажа; 4 – водоотводная канава
В = Rпов. + lбез
где В – минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения, м;
R пов - радиус поворотной платформы (или другой выступающей части крана), принимают по паспортным данным крана или справочникам;
lбез – безопасное расстояние, минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т.п.; принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте 2 м.
- Работа механизмов вблизи ЛЭП.
При прохождении на строительной площадке воздушной линии электропередачи (ЛЭП) выделяют охранные зоны по обе стороны от проводов следующих размеров:
Напряжение, кВ | Расстояние, м |
До 1 20 35 110 150220 330500 | 2 10 15 20 25 30 |
Напряжение, кВ | Расстояние, м |
400 500 750 800 (постоянный ток) | 30 30 40 30 |
Например: напряжение ЛЭП 220 кВ
Работа в охранной зоне ЛЭП запрещена. Исключение: только по соответственно оформленному наряду-допуску.
Допустимые расстояния по воздуху от работающих и перемещаемых
машин до проводов
Напряжение ЛЭП, кВ | до 1 | от 1 до 20 | от 35 до 110 | от 150 до 220 | 330 | от 500 до 750 | 800 – постоянного тока |
Расстояние м, не менее | 1,5 | 2 | 4 | 5 | 6 | 9 | 9 |
Тема 2.5. Основы прекращения горения и тушения пожаров на строительной площадке; технические средства тушения.
Практическое занятие №3
Оказание первой (доврачебной) помощи при поражении
Электрическим током и пострадавшим при пожарах.
Цели урока:
Образовательные:
1.Познакомить с оказанием первой (доврачебной) помощи при поражении
электрическим током и пострадавшим при пожарах.
Развивающие:
1.Активизация познавательной деятельности
2.Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
3.Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.
Воспитательные:
1.Создать предпосылки для самообразования
2.Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
3.Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.
Ход урока:
В процессе занятия студенты получают задания в виде тестового опроса по оказанию первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током и пострадавшим от пожара.
При поражении человека электрическим током необходимо принять срочные меры для быстрейшего освобождения его от действия тока и немедленного оказания ему медицинской помощи. Малейшее промедление (сверх 56 мин.) влечёт за собой тяжёлые, а порой непоправимые последствия. Студент должен знать и владеть навыками оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим.
- Действия спасателей после освобождения пострадавшего от действия электрического тока
а) вызвать скорую помощь;
б) определить дышит ли он, проверить наличие пульса, уложить пострадавшего на спину, определить состояние зрачка;*
в) придать пострадавшему удобное положение, уложить на спину.
- Как определить дышит ли пострадавший
а) по движению грудной клетки;
б) приложить к его груди ухо;
в) по подъёму грудной клетки, по отклонению нитки, полоски бумаги, зеркальца, поднесённого ко рту или носу пострадавшего.*
- Как определить состояние пострадавшего по глазам
а) узкий зрачок;
б) нормальный зрачок;
в) широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжение мазга.*
- Где проверяют наличие пульса
а) по руке;
б) на открытом участке тела;
в) у запястья руки на лучевой артерии или на сонной артерии, на шее.*
- За какой промежуток времени определяют состояние пострадавшего
а) в течение 10-15 секунд;
б) в течение 25 секунд;
в) в течение 15-25 секунд, после чего ему оказывают первую доврачебную помощь и вызывают врача.*
- В каком случае делают искусственное дыхание
а) дышит судорожно;
б) едва прощупывается пульс;
в) дышит резко, не прослушивается пульс.*
- Когда нужно проводить наружный (непрямой) массаж сердца
а) дышит резко, судорожно;
б) если у пострадавшего отсутствует не только дыхание, но и пульс;*
в) у пострадавшего отсутствует пульс .
- Действия оказывающего помощь при искусственном дыхании
а) вдыхать в рот пострадавшего воздух с достаточной силой;
б) вдувать с силой воздух в рот пострадавшего и при этом плотно зажать ему нос;*
в) плотно зажать пострадавшему нос и ждать приезда скорой помощи.
- До какого времени делают искусственное дыхание
а) до появления свободных слабых вздохов;
б) искусственное дыхание продолжают делать до полного восстановления дыхания или прибытия врача;*
в) до прибытия врача скорой помощи.
- Положение рук при массаже сердца
а) на груди пострадавшего;
б) давят руками во время вздоха на грудь;
в) массаж сердца производят двумя руками при согнутом положении оказывающего помощь.*
- Какова частота искусственного дыхания
а) 20 раз в минуту;
б) 12 - 16 раз в минуту;*
в) 10 - 12 раз в минуту.
- Надавливать на грудную клетку следует толчком достаточной силы, чтобы сместить её
а) на 3 – 4 см;*
б) на 5 – 6 см;
в) на 1 – 3 см.
- Почему при проведении искусственного дыхания подбородок должен находиться на одной линии с шеей
а) чтобы открыть пострадавшему рот;
б) восстановить проходимость дыхательных путей;*
в) чтобы видеть лицо, рот и нос пострадавшего.
- Признаки ожога первой степени
а) боль;
б) покраснение кожи;*
в) покраснение кожи, боль, появление пузырей.
- Признаки ожога второй степени
а) сильная боль и покраснение;
б) коричневые полосы;
в) сильная боль и образование пузырей.*
- Признаки ожогов III и IV степени
а) глубокие мокрые ожоги;
б) омертвение кожи и подкожных тканей;*
в) болевой шок и потеря сознания.
- Можно ли смазывать, смачивать ожоги III и IV степени
а) приложить специальную противоожоговую мазь;
б) не смазываются и не смачиваются, а пострадавший немедленно направляется в лечебное учреждение;*
в) закрыть место ожога стерильной повязкой.
- При ожогах кислотой поражённый участок кожи следует
а) немедленно промыть (в течение 10…15 минут);
б) немедленно промыть (в течение 10…15 минут) большим количеством воды и на обожженное место наложить примочку 2%-ным раствором питьевой соды;*
в) наложить стерильную повязку и вызвать скорую помощь.
- При ожогах щелочью нужно
а) наложить стерильную повязку;
б) немедленно промыть (в течение 10…15 минут) большим количеством воды и на обожженное место наложить примочку 1…2%-ным раствором уксусной кислоты;*
в) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
- При ожогах глаз необходимо
а) немедленно промыть большим количеством воды;
б) промыть раствором питьевой соды;
в) немедленно промыть большим количеством воды, а затем 3%-ным раствором питьевой соды.*
Заключение
Данная работа имеет практическую цель: научить студентов вести расчёт стальных канатов на прочность; устанавливать краны вблизи откосов котлованов, траншей и строящихся зданий; оказывать первую (доврачебную) помощь. Способствует теоретическому закреплению материала и самостоятельному решению профессиональных задач.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
- Охрана труда в строительстве/ Н.П. Сугробов, В.И. Поляков, Н.Ф. Бубырь: М., Стройиздат – 2007, 341с.
- Охрана труда в строительстве/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин: М., издательский центр «Академия» - 2008, 286с.
- Охрана труда в строительстве/ А.А. Сухачев: М., издательство «Кнорус», 2011, 272с.
Дополнительные источники:
- СНиП III-4-80*»Техника безопасности в строительстве. М,. 1999г.
- СНиП 12.03.2001. Безопасность труда в строительстве. Госстрой РФ от 14.08.2001, № НЗ-443317.
- ППБ 01-03. «Правила пожарной безопасности» от 18.06.03 №313.
- Конституция Российской Федерации.
- Кодекс законов о труде Российской Федерации.
- Постановление Минтруда России от 6 апреля 2001г. №30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
Интернет-ресурсы:
- truddok. narod. ru. – Охрана труда
- www.ot-kirov.ru - Информация и документы в области ОТ и ТБ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ.02. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Данные методические указания предназначены для организации практических занятий с обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по ПМ 02. Выполнение технологически...
Методические указания к практическим занятиям по основам анализа бухгалтерской отчетности для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В разработке представлены методические указания по планированию, организации и контролю по проведению практических занятий обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (наименование дисциплины) Тема: Оказание первой медицинской помощи при: обморожении; ожогах; поражении электрическим током.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...
Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...
Методические указания к практическим работам по разделу "Детали машин" предмета "Техническая механика
Методические указания к практическим работам по расчетам шпоночных и шлицевых соединений...
Методические указания для практических занятий по Разделу 2. Менеджмент и управление в профессиональной сфере для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена
Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.03.01 Основы организации и планирования производственных работ на буровой, Раздел 2 Менеджмент и управление в профессиональной сфере пре...