Методические указания к практическим занятиям по разделам “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН” “ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ”
методическая разработка на тему

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802.

Для закрепления теоретических знаний и для приобретения необходимых практических  умений учебной программой «Профилактика травматизма в строительном производстве» предусматриваются практические работы, которые проводятся после изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.

Следует обратить внимание студента на то, что перед началом решения задач по каждой из тем он должен изучить соответствующие разделы из рекомендованного учебника (учебного пособия) или материалы лекций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Министерство образования Тульской области

ГОУ СПО ТО «Новомосковский строительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению

практических занятий

по разделам “Основы безопасности технологии процессов и эксплуатации строительных машин”

“Основы пожарной безопасности в строительстве”

МДК.03.01.02

«Профилактика травматизма в строительном производстве»

для специальности

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

г. Новомосковск  2013 г.


РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой)

комиссией

Председатель комиссии

Директор техникума

___________  Л.А.Портнова

___________         О.М. Акиньшина

 __     __________ 2013  г.

__     __________ 2013  г.

ОДОБРЕНО

методическим советом

Председатель методического совета

___________     Е. В. Селиванова

__     __________ 2013  г.

Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802

Автор:            Ю.В.Малахова, преподаватель

                         Л.А.Портнова, преподаватель

Рецензент:    О.С.Ершова, преподаватель                            

       


Рецензия

на методические указания по выполнению практической работы

по дисциплине МДК03.01.02 «Профилактика травматизма при монтаже строительных конструкций»

для специальности  270802

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,

разработанные преподавателями Малаховой Ю.В. и Портновой Л.А.

        Работа  подробно и в доступной форме описывает порядок проведения практической работы. К работе прилагаются бланки раздаточного материала в виде титульных листов, таблиц, карт и схем, а также варианты работ. Пояснения к практической работе являются пошаговой инструкцией, что позволяет студенту проследить последовательность выполнения работы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что любой преподаватель, заменяющий основного, может качественно провести данную практическую работу,  размножив раздаточный материал и следуя инструкциям.

Преподаватель   ГОУ СПО ТО «НСТ»                                   О.С.Ершова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

5

Тема  1.2.  Профилактика травматизма при монтаже строительных конструкций 

 ПР1. Расчет стальных канатов на прочность.

6

      ПР2. Установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей;

               строящихся зданий и линий электропередач.

8

Тема  2.5.  Основы прекращения горения и тушения пожаров на строительной площадке; технические средства тушения.

11

     ПР3. Оказание первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током и пострадавшим при пожарах

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

20

Введение

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802.

Для закрепления теоретических знаний и для приобретения необходимых практических  умений учебной программой «Профилактика травматизма в строительном производстве» предусматриваются практические работы, которые проводятся после изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.

Следует обратить внимание студента на то, что перед началом решения задач по каждой из тем он должен изучить соответствующие разделы из рекомендованного учебника (учебного пособия) или материалы лекций.

Если работа сдана позже установленного срока, то она должна быть защищена на консультациях.

Работы должны выполняться аккуратно. За небрежность оценка может быть снижена.

Студенты при изучении учебной дисциплины «Профилактика травматизма в строительном производстве» должны

Обладать профессиональными компетенциями:

- обеспечивать соблюдения требований безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

знать/понимать:

- обеспечение соблюдения требований безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных  задач.

уметь:

  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
  • вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
  • инженерные решения по технике безопасности при использовании строительных машин и оборудования;
  • требования по аттестации рабочих мест;
  • основы пожарной безопасности;
  • методы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
  • технику безопасности при производстве работ.

Тема  1.2.  Профилактика травматизма при монтаже строительных   конструкций

Практическое занятие №1

Расчет стальных канатов на прочность.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с расчетом стальных канатов на прочность.

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

В процессе занятия студенты получают задания на расчет канатов на прочность.

А. Расчёт пеньковых канатов.

Допускаемое натяжение пеньковых канатов в кгс определяется по формуле

S =

где: R – разрывное усилие каната, принимаемое в условиях монтажа по сертификату, а при проектировании по ГОСТу (табл. 1), в кгс;

        К – коэффициент запаса прочности; для чалочных канатов К = 8.

Пример 1. Определить допускаемые усилие в пеньковом бельном канате диаметром (d), равным 28,7 мм.  

Решение.

  1. Находим величину разрывного усилия для данного каната по табл.1

R = 3880 кгс

Таблица 1. Пеньковые  канаты (выдержка из ГОСТ 483-55)

Размеры каната в мм

Число каталок в канате

Канаты бельные

Канаты смольные

По окружности

По диаметру

Вес 100 м каната в кгс

Разрывное усилие каната в кгс

Вес 100 м каната в кгс

Разрывное усилие каната в кгс

35

40

45

50

60

65

75

90

100

115

125

150

175

11,1

12,7

14,3

15,9

19,1

20,7

23,9

28,7

31,8

36,6

39,8

47,8

55,7

18

24

30

36

51

60

84

120

150

147

174

249

339

8,5

11,3

14,3

17,2

25,3

30,0

40,2

50,0

72,8

94,8

112,0

161,0

220,0

680

907

1121

1323

1842

2117

2822

3880

4725

5927

6918

9761

12719

10,0

13,3

17,0

20,3

29,8

35,4

47,4

70,0

86,0

112,0

132,0

190,0

260,0

646

862

1065

1257

1750

2011

2681

3686

4489

5630

6572

9272

12083

  1. Подсчитываем допускаемое усилие в канате

S = = =485 кгс

Пример 2. Определить диаметр пенькового смольного каната для допускаемого усилия

S = 750 кгс.

Решение. 

  1. Находим величину разрывного усилия для данного каната

R = SК = 750х8 = 6000 кгс

  1. По найденному разрывному усилию по табл. Подбираем смольный канат в = 39.8 с разрывным усилием 6572 (подбирается ближайшее большее к расчётному).

Б. Расчёт стальных канатов.

Стальные канаты рассчитываются в следующей последовательности:

  1. Тип и конструкция каната выбираются в зависимости от его назначения:

 для элементов,  неподвижных и не испытывающих резких перегибов (ванты, оттяжки, крепление отдельных элементов такелажа), выбирать наиболее жёсткий канат конструкции 6х19;

 для оснастки грузоподъёмных механизмов (лебёдок, полиспастов, кранов) и стропов применяются более гибкие канаты конструкции 6х37.

  1. Разрывное усилие в стальном канате в кгс определяется по формуле

R = SК

где: S – максимальное усилие в канате при выполнении такелажной операции в кгс;

        К – коэффициент запаса прочности, учитывающий назначение каната и режим его работы (выбирается по приложению 2).

  1. По найденному разрывному усилию, пользуясь таблицами ГОСТ (приложение 1), подбирают канат и определяют его технические данные: тип, конструкцию, разрывное усилие, предел прочности на растяжение (временное сопротивление разрыву) и диаметр.

Пари расчёте необходимо:

разрывное усилие подбирать по ближайшему большему к расчётному; принимая наименьший диаметр каната требуемого типа, подбирать канат с наибольшим пределом прочности на растяжение;

канат большего диаметра, определённого расчётом, можно заменять несколькими меньших диаметров соответствующей прочности.

Пример 3. Подобрать и рассчитать стальной канат для транспортирования агрегата пяти тонной электрической лебёдкой с лёгким режимом работы.

Решение. 

  1. Для оснастки лебёдки подбираем стальной канат средней гибкости типа ТЛК-0, конструкции 6х37.
  2. Определяем разрывное усилие в стальном канате при транспортировании агрегата, учитывая, что тяговое усилие лебёдки S = 5000 кгс (по приложению 2 k = 5)

R = SК = 5000х5 = 25000 кгс

  1. По найденному разрывному усилию по приложению 1 подбираем стальной канат со следующими данными:  

Конструкция каната -                                                6х37

Разрывное усилие в кгс -                                         26750

Предел прочности на растяжение в кгс/ мм2 -  160

Диаметр в мм  -                                                          230

Приложение 1

Канаты стальные

(выдержки из ГОСТ 2688-69 и 3079-69)

Диаметр каната в мм

Вес 100 м каната в кгс

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву

в кгс/мм2

140

160

170

180

200

Разрывное усилие в кгс

Канат типа ЛК-Р конструкции 6х19 (ГОСТ2688-69)

11,0

12,0

13,0

14,0

15,0

16,5

18,0

19,5

21,0

22,5

24,0

25,5

28,0

30,5

32,0

33,5

37,0

39,5

42,0

44,5

47,5

51,0

56,0

46,2

52,7

59,6

72,8

84,4

102,5

122,0

140,5

163,5

185,0

211,0

239,0

291,1

349,0

384,5

422,0

501,6

574,0

653,5

738,5

843,1

954,6

1165,0

-

-

7255

8850

10250

12400

14800

17050

19850

22450

25600

29000

35400

42400

46750

51300

61000

69800

79500

89850

102500

116000

141500

6415

7325

8295

10100

11700

14200

16950

19500

22700

25650

29300

33150

40450

48500

53450

58600

69700

79750

90850

102500

117000

132500

161500

6815

7780

8810

10750

12450

15100

18000

20750

24100

27250

31100

35250

43000

51500

56750

62300

74050

84750

96500

106000

121000

137000

167000

7025

8020

9085

11050

12850

15550

18550

21350

24850

28100

32050

36300

44300

53100

58500

64200

76350

87350

99500

110000

126000

142500

174000

7665

8750

9910

12050

14000

16950

20250

23300

27100

30650

35000

39650

48350

57950

63850

70050

83300

95300

108500

-

-

-

Канат типа ТЛК-Р конструкции 6х37 (ГОСТ3079-69)

18,5

15,5

17,1

19,5

21,5

23,0

25,0

27,0

29,0

30,5

66,3

65,6

106,5

135,0

167,0

196,1

224,5

265,0

301,5

346,5

-

-

-

16100

19900

23400

26800

31650

36050

40700

9050

11600

14500

18400

22750

267750

30650

36200

41200

46500

96165

12350

15450

19550

24200

28450

32550

38450

43750

49400

9910

12700

15900

20150

24950

29300

33550

39650

45100

50950

10800

13900

17350

22000

27200

32000

36600

43250

49200

55600

Диаметр каната в мм

Вес 100 м каната в кгс

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву

в кгс/мм2

140

140

Разрывное усилие в кгс

33,0

35,0

39,0

43,0

47,0

50,0

52,0

54,0

56,0

58,0

62,0

390,5

443,5

539,5

667,5

784,5

911,5

984,0

1060,0

1135,0

1206,0

1395,0

46650

53000

64500

79750

93750

108500

117500

126500

135000

144000

166500

53300

60550

73700

91150

107000

124000

134000

144500

154500

164500

190000

56650

64390

78300

96850

113500

132000

142500

153500

164000

175000

197000

58350

66350

80750

99850

117000

136000

146500

158500

168500

180500

204500

63700

72350

88100

111000

128000

148500

160500

173000

184500

196500

     -

Примечание.

Задания находятся у преподавателя ведущего дисциплину.

Практическое занятие №2

Установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей;

строящихся зданий и линий электропередач.

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить с установкой кранов вблизи откосов, котлованов и траншей;

                  строящихся зданий и линий электропередач.

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

В процессе занятия студенты получают задания на установку кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; строящихся зданий и линий электропередач.

Варианты заданий выдаёт преподаватель.

1. Установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей.

Задание: установить (привязать) самоходный кран вблизи отрытого котлована или траншеи (незакреплённые откосы).

Условия размещения механизмов зависят от расположения и размеров подземной части здания, грунтовых условий, принятых способов производства работ и технических характеристик кранов.

Устанавливать самоходный кран, складировать материалы (конструкции), устраивать подъездные дороги вблизи котлованов и траншей следует на безопасном расстоянии от нижней бровки котлована за пределами обрушения + 1 м. наименьшее расстояние принимают в соответствии таблицы из СНиП III-4-80* “Правила устройства и безопасности грузоподъёмных кранов.”

Наименьшее допустимое расстояние (м) от бровки котлована до ближайшей опоры крана.

Таблица 1.

Глубина котлована, м

Грунт (ненасыпной)

Песчаный и

гравелистый

Супесчаный

Суглинистый

Глинистый

Лессовый

сухой

1

1,5

1,25

1,0

1,0

1,0

2

3,0

2,4

2,0

1,5

2,0

3

4,0

3,6

3,25

1,75

2,5

4

5,0

4,4

4

3,0

3,0

5

6,0

5,3

4,75

3,5

3,5

2.Установка рельсового крана при возведении подземной части зданий.

Задание : Установить башенный или рельсовый кран вблизи отрытого котлована или траншеи (неукреплённые стенки котлована или траншеи).

Б – база крана; lк – расстояние от опор до нижней бровки котлована;  lв – вылет стрелы (крюка) крана.

Установку башенных кранов и рельсовых стреловых кранов вблизи котлованов и траншей, не имеющих специальных креплений для предупреждения оползания грунта, производят исходя из глубины выемки и характеристики грунта. (см. таблицу 2

СНиП III-4-80*)

3.Установить башенный кран (рельсовый) у здания.

Установка башенных и рельсовых стреловых кранов у зданий и сооружений производится исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют согласно рисунка по формуле

1 – строящееся здание; 2 – инвентарное ограждение; 3 – зона склада за пределами зоны монтажа; 4 – водоотводная канава

В = Rпов. + lбез

где В – минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения, м;

R пов  -  радиус поворотной платформы (или другой выступающей части крана), принимают по паспортным данным крана или справочникам;

lбез – безопасное расстояние, минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т.п.; принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте  2 м.

  1. Работа механизмов вблизи ЛЭП.

При прохождении на строительной площадке воздушной линии электропередачи (ЛЭП) выделяют охранные зоны по обе стороны от проводов следующих размеров:

Напряжение, кВ

Расстояние, м

До 1

20

35

110

150220

330500

2

10

15

20

25

30

Напряжение, кВ

Расстояние, м

400

500

750

800 (постоянный ток)

30

30

40

30

Например: напряжение ЛЭП 220 кВ

Работа в охранной зоне ЛЭП запрещена. Исключение: только по соответственно оформленному наряду-допуску.

Допустимые расстояния по воздуху от работающих и перемещаемых

машин до проводов

Напряжение ЛЭП, кВ

до 1

от 1 до 20

от 35 до 110

от 150 до 220

330

от 500 до 750

800 – постоянного тока

Расстояние м, не менее

1,5

2

4

5

6

9

9

Тема  2.5.  Основы прекращения горения и тушения пожаров на строительной площадке; технические средства тушения.

Практическое занятие №3

Оказание первой (доврачебной) помощи при поражении

Электрическим током и пострадавшим при пожарах.

Цели урока:

Образовательные:

1.Познакомить с оказанием первой (доврачебной) помощи при поражении

                    электрическим током и пострадавшим при пожарах.

Развивающие:

1.Активизация познавательной деятельности

 2.Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной  форме, но и в повседневной практической деятельности

 3.Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

1.Создать предпосылки для самообразования

2.Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач

3.Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

 В процессе занятия студенты получают задания в виде тестового опроса по оказанию первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током и пострадавшим от пожара.

При поражении человека электрическим током необходимо принять срочные меры для быстрейшего освобождения его от действия тока и немедленного оказания ему медицинской помощи. Малейшее промедление (сверх 56 мин.) влечёт за собой тяжёлые, а порой непоправимые последствия. Студент должен знать и владеть навыками оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим.

  1. Действия спасателей после освобождения пострадавшего от действия электрического тока

а) вызвать скорую помощь;

б) определить дышит ли он, проверить наличие пульса, уложить пострадавшего на  спину, определить состояние зрачка;*

в)  придать пострадавшему удобное положение, уложить на спину.

  1. Как определить дышит ли пострадавший

а) по движению грудной клетки;

б) приложить к его груди ухо;

в) по подъёму грудной клетки, по отклонению нитки, полоски бумаги, зеркальца, поднесённого ко рту или носу пострадавшего.*

  1. Как определить состояние пострадавшего по глазам

а) узкий зрачок;

б) нормальный зрачок;

в)  широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжение мазга.*

  1. Где проверяют наличие пульса

а) по руке;

б) на открытом участке тела;

в)  у запястья руки на лучевой артерии или на сонной артерии, на шее.*

  1. За какой промежуток времени определяют состояние пострадавшего

а) в течение 10-15 секунд;

б) в течение 25 секунд;

в)  в течение 15-25 секунд, после чего ему оказывают первую доврачебную помощь и вызывают врача.*

  1. В каком случае делают искусственное дыхание

а) дышит судорожно;

б) едва прощупывается пульс;

в)  дышит резко, не прослушивается пульс.*

  1. Когда нужно проводить наружный (непрямой) массаж сердца

а) дышит резко, судорожно;

б) если у пострадавшего отсутствует не только дыхание, но и пульс;*

в) у пострадавшего отсутствует пульс .

  1. Действия оказывающего помощь при искусственном дыхании

а) вдыхать в рот пострадавшего воздух с достаточной силой;

б) вдувать с силой воздух в рот пострадавшего и при этом плотно зажать ему нос;*

в)  плотно зажать пострадавшему нос и ждать приезда скорой помощи.

  1. До какого времени делают  искусственное дыхание

а) до появления свободных слабых вздохов;

б) искусственное дыхание продолжают делать до полного восстановления дыхания или прибытия врача;*

в)  до прибытия врача скорой помощи.

  1. Положение рук при массаже сердца

а) на груди пострадавшего;

б) давят руками во время вздоха на грудь;

в)  массаж сердца производят двумя руками при согнутом положении оказывающего помощь.*

  1. Какова частота искусственного дыхания

а) 20 раз в минуту;

б) 12 - 16 раз в минуту;*

в)  10 - 12 раз в минуту.

  1. Надавливать на грудную клетку следует толчком достаточной силы, чтобы сместить её

а) на 3 – 4 см;*

б) на 5 – 6 см;

в)  на 1 – 3 см.

  1. Почему при проведении искусственного дыхания подбородок должен находиться на одной линии с шеей

а) чтобы открыть пострадавшему рот;

б) восстановить проходимость дыхательных путей;*

в)  чтобы видеть лицо, рот и нос пострадавшего.

  1. Признаки ожога первой степени

а) боль;

б) покраснение кожи;*

в)  покраснение кожи, боль, появление пузырей.

  1. Признаки ожога второй степени

а) сильная боль и покраснение;

б) коричневые полосы;

в)  сильная боль и образование пузырей.*

  1. Признаки ожогов III и IV степени

а) глубокие мокрые ожоги;

б) омертвение кожи и подкожных тканей;*

в)  болевой шок и потеря сознания.

  1. Можно ли смазывать, смачивать ожоги III и IV степени

а) приложить специальную противоожоговую мазь;

б) не смазываются и не смачиваются, а пострадавший немедленно направляется в лечебное учреждение;*

в)  закрыть место ожога стерильной повязкой.

  1. При ожогах кислотой поражённый участок кожи следует

а) немедленно промыть (в течение 10…15 минут);

б) немедленно промыть (в течение 10…15 минут) большим количеством воды и на обожженное место наложить примочку 2%-ным раствором питьевой соды;*

в)  наложить стерильную повязку и вызвать скорую помощь.

  1. При ожогах щелочью нужно

а) наложить стерильную повязку;

б) немедленно промыть (в течение 10…15 минут) большим количеством воды и на обожженное место наложить примочку 1…2%-ным раствором уксусной кислоты;*

в)  доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

  1. При ожогах глаз необходимо

а) немедленно промыть большим количеством воды;

б) промыть раствором питьевой соды;

в)  немедленно промыть большим количеством воды, а затем 3%-ным раствором питьевой соды.*

Заключение

Данная работа имеет  практическую цель: научить студентов вести расчёт стальных канатов на прочность; устанавливать краны вблизи откосов котлованов, траншей и строящихся зданий; оказывать первую (доврачебную) помощь. Способствует теоретическому закреплению материала и самостоятельному решению профессиональных задач.

Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники

  1. Охрана труда в строительстве/ Н.П. Сугробов, В.И. Поляков, Н.Ф. Бубырь: М., Стройиздат – 2007, 341с.
  2. Охрана труда в строительстве/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин: М., издательский центр «Академия» - 2008, 286с.
  3. Охрана труда в строительстве/ А.А. Сухачев: М., издательство «Кнорус», 2011, 272с.

Дополнительные источники:

  1. СНиП III-4-80*»Техника безопасности в строительстве. М,. 1999г.
  2. СНиП 12.03.2001. Безопасность труда в строительстве. Госстрой РФ от 14.08.2001, № НЗ-443317.
  3. ППБ 01-03. «Правила пожарной безопасности» от 18.06.03 №313.
  4. Конституция Российской Федерации.
  5. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
  6. Постановление Минтруда России от 6 апреля 2001г. №30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»

Интернет-ресурсы:

  1. truddok. narod. ru. – Охрана труда
  2. www.ot-kirov.ru  - Информация и документы в области ОТ и ТБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.02. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Данные методические указания предназначены для организации практических занятий с  обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по  ПМ 02. Выполнение технологически...

Методические указания к практическим занятиям по основам анализа бухгалтерской отчетности для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В разработке представлены методические указания по планированию, организации и контролю по проведению практических занятий обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (наименование дисциплины) Тема: Оказание первой медицинской помощи при: обморожении; ожогах; поражении электрическим током.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...

Методические указания к практическим работам по разделу "Детали машин" предмета "Техническая механика

Методические указания к практическим работам по расчетам шпоночных и шлицевых соединений...

Методические указания для практических занятий по Разделу 2. Менеджмент и управление в профессиональной сфере для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.03.01 Основы организации и планирования производственных работ на буровой, Раздел 2 Менеджмент и управление в профессиональной сфере пре...