Программа по выявлению одаренных обучающихся
материал
Программа одаренных обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_odarennyh_obuchayushchihsya.docx | 68.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ « Рославльский многопрофильный колледж»
План работы
по выявлению одаренных обучающихся
на занятиях спецдисциплин.
Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта
Преподаватель В.А.Ковалёв
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссии Общепрофессионального и
профессионального циклов
специальностей 23.02.03 и 13.02.02
Протокол от «17» ноября 2016г № 3
Председатель ПЦК______________
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Новые образовательные Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Кроме того, в обучении средней и старшей ступеней обучения также используются: проектные; исследовательские, дискуссионные технологии, а также педагогика сотрудничества, учебных проблемных ситуаций, проблемного диалога, обучение смысловому чтению, ИКТ-технологии.
Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС, поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных обучающихся составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты указывают, что педагог должен создавать условия для каждого одаренного ребенка, а для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.
Для успеха в колледже важна академическая , интеллектуальная и творческая одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У обучающихся с этим видом одаренности жизнь в колледже значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще добиться успехов в работе.
Других обучающихся отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких обучающихся чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися.
Одно из условий работы с одаренными обучающимися – это грамотная работа педагогического коллектива, осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Также важно работать со всеми обучающимися, максимально развивая умения, навыки, познавательные способности, т.к. жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции педагогов, родителей, обучающихся и самих одаренных детей. К методам первичной диагностики относятся:
- различные шкалы;
- опросники;
- самоопросники;
- наблюдения, проводимые по определенной схеме;
- информация о продуктах деятельности.
Этот инструментарий позволяет упорядочить впечатления и оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных обучающихся.
Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных обучающихся – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных обучающихся:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося , что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного обучающегося в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение обучающегося в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного обучающегося психологические «преграды» и т.п.;
- подключение к оценке одаренного обучающегося экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
- оценка признаков одаренности обучающегося не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития ;
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки преподавателей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы: развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей обучающегося:
-потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
-наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом;
-тенденция к осознанию обучающимся своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентации;
- осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции; -сформированность целеполагания — переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других;
-повышенный интерес ко всем формам самообразования; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих [4].
План работы по выявлению способностей обучающихся
Реализуемая цель:
- поэтапный поиск одаренных обучающихся в процессе их обучения условиях колледжа.
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас,
-способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы выявления одаренных обучающихся:
наблюдение;
общение с родителями;
тестирование, анкетирование, опрос, беседа;
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
-познавательные характеристики обучающихся; развита речь, обширный запас информации, хорошая память, понимание причинно-следственных связей.
-мотивационные характеристики: настойчивость в достижении цели, стремление к совершенству, самокритичность, самостоятельность
-лидерские характеристики: ответственность, общительность, коммуникабельность, склонность к доминированию.
-творческие характеристики: большое количество идей, настойчивость, способность к творческим видам деятельности, развито чувство юмора, эмоциональная чувствительность.
Результаты мониторинга,
Проявление способностей обучающихся:
- в учебной деятельности:
-на внеклассных мероприятиях:
на олимпиадах, конференциях, интеллектуальных конкурсах разных уровней.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными обучающимися
Направление деятельности | содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно - правовое обеспечение: - О проведении туров предметных олимпиад - О проведении предметной недели -О научно-практической конференции, проектная неделя -О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение ( авторские программы факультативов) 3. Наличие комплекта информационно- методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям) |
Организационно-методическое обеспечение | 4. Издание материалов, оформление сайтов, (иллюстрированных отчетов.) Разработка плана на несколько лет. Изучение и обобщение опыта других педагогов Мониторинг работы |
План работы с одаренными обучающимися на 2016-17 учебный год
Цель: Создание психологических и социально-педагогических условий для всестороннего развития творческой личности обучающихся, ее самоопределения и самореализации.
Задачи:
- Разработка психологических составляющих, поиск методик, тестов, рекомендаций по работе с одаренными обучающимися.
- Совершенствование методики преподавания, распространение и внедрение наиболее эффективных нетрадиционных форм и методов обучения при работе с одаренными обучающимися.
№ п/п | Мероприятия | срок |
1 | Подбор диагностики для выявления одаренных обучающихся.Выявление особо одаренных обучающихся, диагностика типа одаренности | в течение года |
2 | Подбор факультативных, индивидуальных и групповых занятий по спецдисциплинам для одаренных обучающихся. | сентябрь, октябрь. |
3 | Организация работы кружков, факультативов. | в течение года |
4 | Участие в научно-исследовательских конференциях, WorldSkills | ноябрь-май |
5 | Проведение турниров предметных олимпиад | октябрь-май |
6 | Интеллектуальные игры в рамках предметных Недель | октябрь-май |
7 | Проведение предметных недель | согласно графику ПЦК |
8 | Награждение победителей олимпиад, конкурсов, конференций. | в течение года |
Приложение 1
Применение теста структуры интеллекта Амтхауэра, а точнее, знание степени развития тех или иных интеллектуальных способностей, позволяет оптимизировать процесс психологической коррекции интеллектуальных умений, процессы профориентации и профотбора, взаимодействие руководителя с исполнителем в процессе трудовой деятельности.
Раздел 1. Задания 1–20.
Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.
1. …не относится к погодным условиям
а) метель, б) буря, в) землетрясение, г) град, д) туман.
2. Противоположностью понятия бережливый будет…
а) дешевый, б) жадный, в) расточительный, г) достойный,
д) богатый.
3. Противоположным слову «никогда» будет слово…
а) часто, б) многократно; в) случайно, г) иногда, д) всегда.
4. Ботинок всегда имеет...
а) кожу, б) крючки, в) шнурки, г) пряжку, д) подошву.
5. Противоположностью понятия верность является...
а) любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.
6. Влияние человека на окружающих должно зависеть от…
а) власти, б) умения убеждать, в) положения, г) репутации,
д) ума.
7. В ходе соревнований необходим …
а) судья, б) соперник, в) зритель, г) аплодисменты, д) победа.
8. Человек, который скептически относится к прогрессу, явля-
ется…
а) демократом, б) радикалом, в) либералом, г) консерватором,
д) анархистом.
9. Дядя … бывает старше своего племянника
а) редко, б) часто, в) всегда, г) никогда, д) иногда.
10. У коня всегда есть…
а) конюшня, б) подкова, в) сбруя, г) копыта, д) грива.
11. Не служит предупреждением несчастных случаев…
а) стоп-сигнал, б) защитные очки, в) аптечка, г) предупреждающий сигнал, д) шлагбаум.
12. Из приведенных городов южнее всего расположен…
а) Орел, б) Иркутск, в) Ялта, г) Таллинн, д) Кишинев.
13. Отцы бывают опытнее сыновей…
а) всегда, б) обычно, в) значительно, г) изредка, л) безусловно.
14. Рост 10-летнего ребенка составляет примерно…
а) 160 см, б) 140 см, в) 110 см, г) 105 см, д) 115 см.
15. Самой высокой калорийностью обладает при одинаковом количестве…
а) рыба, б) мясо, в) жир, г) сыр, д) овощи.
16. Зная процентное отношение невыигравших лотерейных билетов к выигрышным, можно рассчитать…
а) количество выигрышей, б) доход государства, в) возможность
выигрыша, г) количество участников, д) размеры выигрышей.
17. Банкнота стоимостью в 100 долларов имеет длину
а) 17.5 см, б) 20.5 см, в) 19.5 см, г) 11.5 см, д) 7 см.
18. Не вполне проверенное высказывание называют …
а) парадоксальным, б) преждевременным, в) двусмысленным,
г) ошибочным, д) гипотетичным;
19. Расстояние между Киевом и Владивостоком составляет примерно... км.
а) 3000, б) 14000, в) 8000, г) 1200, д) 16000.
20. Сознательное присвоение себе чужой мысли и выдача ее за свою является…
а) муляж, б) плагиат, в) пародия, г) компромисс, д) компиляция.
Раздел 2. Задания 21–40.
В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так. «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.
21. а) строгать; б) есть; в) шить; г) пилить; д) ковать.
22. а) площадь; б) размер; в) объем; г) продолжительность;
д) ши рина.
23. а) направление; б) восток; в) езда; г) полюс; д) юг.
24. а) скрипка; б) тромбон; в) кларнет; г) флейта; д) саксофон.
25. а) бегать; б) стоять; в) грести; г) кататься на санках; д) скакать на лошади.
26. а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.
27. а) круг; б) стрелка; в) эллипс; г) дуга; д) кривая.
28. а) автобус; б) трамвай; в) мотоцикл; г) велосипед; д) поезд.
29. а) развод; б) разлука; в) паспорт; г) граница; д) разобщение.
30. а) овальный; б) длинный; в) острый; г) круглый; д) ребристый.
31. а) связать; б) соединить; в) освободить; г) сделать узел;
д) склеить.
32. а) волнистый; б) шероховатый; в) гладкий; г) неровный;
д) прямой.
33. а) мост; б) граница; в) брак; г) дружба; д) общество.
34. а) строгать; б) сверлить; в) шлифовать; г) полировать; д) гладить.
35. а) камень; б) сталь; в) шелк; г) резина; д) пластмасса.
36. а) компас; б) часы; в) стрелка; г) полярная звезда; д) курс.
37. а) фильтр; б) тюль; в) абажур; г) решетка; д) сеть.
38. а) молния; б) шлагбаум; в) водопроводный кран; г) отвертка;
д) штопор.
39. а) мерцающий;б) зеркальный; в) матовый; г) шероховатый;
д) блестящий.
40. а) тренировка; б) планирование; в) учение; г) решение;
д) вербовка.
Раздел 3. Задания 41–60.
В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов — полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.
41. Найти: потерять = вспомнить: …
а) сохранить; б) отказаться; в) забыть; г) думать; д) мечтать.
42. Врач: хирург = металлург: …
а) мартен; б) чугун; в) огонь; г) сталевар; д) плавка.
43. Совещание: постановление = рассуждать: …
а) вести переговоры; б) принимать решение; в) обсуждать;
г) взве шивать; д) обдумывать.
44. Трамвай: рельсы = автобус:…
а) колеса; б) кузов; в) шины; г) шоссе; д) скорость.
45. Спортсмен: шиповки = ученый:…
а) институт; б) исследование; в) работа; г) изучение; д) микроскоп.
46. Дерево: строгать = железо:…
а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.
47. Серебро: золото = кольцо: …
а) часы; б) рубин; в) драгоценный камень; г) браслет; д) платина.
48. Кровь: вена = вода: …
а) шлюз; б) труба; в) кран; г) дождь; д) река.
49. Лестница: трап = дом: …
а) лифт; б) двор; в) винтовая лестница; г) палатка; д) комната.
50. Горы: перевал = река:…
а) паром; б) мост; в) брод; г) перевоз; д) лодка.
51. Цветок: ваза = птица…
а) гнездо; б) воздух; в) куст; г) дерево; д) клетка.
52. Еда: пряности = лекция:…
а) оскорбление; б) речь; в) юмор; г) обращение; д) план.
53. Язык: кислое = нос: …
а) понюхать; б) дышать; в) попробовать; г) горелое; д) соленое.
54. Пальто: юбка = шерсть:…
а) ткань; б) овца; в) шелк; г) свитер; д) текстиль.
55. Слепота: цвет = глухота:…
а) слух; б) слушание; в) тон; г) слово; д) ухо.
56. Потребность: изобретение = жара: …
а) жажда; б) экватор; в) лед; г) солнце; д) холодно.
57. Вершина горы: давление воздуха = высота тона: …
а) камертон; б) сопрано; в) детский хор; г) длина струны;
д) тембр.
58. Такса: борзая = тление: …
а) пожарник; б) фонарь; в) пожар; г) спичка; д) лесной пожар.
59. Нерв: провода = зрачок: …
а) излучение; б) глаз; в) видение; г) свет; д) диафрагма.
60. Гнев: аффект = грустить: …
а) радость; б) злоба; в) настроение; г) бешенство; д) жалость.
Раздел 4. Задания 61–76.
В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые
объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае — двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.
61. Роза — тюльпан…?
62. Глаз — ухо…?
63. Сахар — алмаз…?
64. Дождь- снег…?
65. Почтальон — телефон…?
66. Фотоаппарат — очки…?
67. Желудок — кишечник…?
68. Много — мало…?
69. Яйцо — семя…?
70. Флаг — крест…?
71. Фиалка — слон…?
72. Газохранилище — портфель…?
73. Начало — конец…?
74. Жадность — щедрость…?
75. Предложение — спрос…?
76. Впереди — снизу…?
Раздел 5. Задания 77–96.
В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.
77. У мальчика было 50 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
78. Сколько километров проедет товарный поезд за 7 часов, если его скорость составляет 40 км/час?
79. 15 ящиков овощей весят 250 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес овощей?
80. Траншею 7 человек выкопают за 78 дней. За сколько часов выкопают такую же траншею 21 человек?
81. Три карандаша стоят 5 монет. Сколько карандашей можно приобрести на 50 монет?
82. Человек пробегает 1,75 м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?
83. Ворота находятся на 15 м южнее дома, а дерево стоит на 15м южнее ворот. Сколько метров от дерева до дома?
84. Кусок материи длиной 4,5 м стоит 90 монет. Сколько стоит 2,5 м такой же материи?
85. 7 рабочих выполняют задание за 6 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?
86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до
52 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?
87. Цех изготавливает за 8 часов 304 авторучек. Сколько авто- ручек будет изготовлено за полчаса?
88. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей свинца. Сколько граммов серебра потребуется для получения 15 г сплава?
89. За час рабочий А зарабатывает 3 рубля, а рабочий Б — 5 ру-
блей. Вместе они заработали 120 рублей? Сколько рублей заработал Б?
90. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м материи, а второй — 40 м. Сколько материи изготовит первый цех к тому времени, когда второй уже выпустит 60 м материи?
91. Мама пошла в магазин. Десятую часть денег она истратила в овощном магазине, а в парфюмерии в 4 раза больше. У нее осталось 60 коп. Сколько денег у нее было вначале?
92. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло
на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в меньшем ящике?
93. Полосу материи длиной 60 см разрезали на две части так, что
одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска
материи, который меньше?
94. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а четыре пятых остатка продает в своей стране. Какой процент продукции остался на складе предприятия?
95. Вино, заполняющий 7/8 объема емкости, стоит 84 монеты. Сколько монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?
96. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько
в семье сыновей?
Раздел 6. Задания 97–116.
В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.
97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24
98. 15, 16, 18, 19, 21, 22, 24
99. 19, 18, 22, 21, 25, 24, 28
100. 16, 12, 17, 13, 18, 14, 19
101. 2, 4, 8, 10, 20, 22, 44
102. 15, 13, 16, 12, 17, 11, 18
103. 25, 22, 11, 33, 30, 15, 45
104. 49, 51, 54, 27, 9, 11, 14
105. 2, 3, 1, 3, 4, 2, 4
106. 19, 17, 20, 16, 21, 15, 22
107. 94, 92, 46, 44, 22, 20, 10
108. 5, 8, 9, 8, 11, 12, 11
109. 12, 15, 19, 23, 28, 33, 39
110 7, 5, 10, 7, 21, 17, 68
111. 11, 15, 18, 9, 13, 16, 8
112. 3, 8, 15, 24, 35, 48, 63
113 4, 5, 7, 4, 8, 13, 7
114. 8, 5, 15, 18, 6, 3, 9
115 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69
116 5, 35, 28, 4, 11, 77, 70
Раздел 7. Задания 117–136.
В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).
Раздел 8. Задания 137–156.
Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д») Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача — определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.
Раздел 9. Задания 157–177.
Вам дается три минуты на то, чтобы Вы выучили наизусть приведенные ниже слова. Учите слова до тех пор, пока не получите указания закончить.
Таблица для заучивания
Ель, папоротник, зверобой, черемуха, жимолость
Фреза, сверло, молоток, тиски, винторез
Рисунок, гравюра, икона, драма, эпос
Цапля, канарейка, соловей, удод, ласточка
Бобер, зебра, осел, хомяк, шакал
Вопросы, касающиеся полученных слов, находятся на отдельных бланках. Вам необходимо найти слова, которые занимают такое же порядковое место, что и в заученном Вами бланке.
Задание
157. а) зверобой; б) молоток; в) цапля; г) черемуха; д) ель.
158. а) икона; б) жимолость; в) попугай; г) рубанок; д) шакал.
159. а) молоток; б) канарейка; в) папоротник; г) акварель; д) зебра.
160. а) ножницы; б) осел; в) черемуха; г) удод; д) рисунок.
161. а) ласточка; б) жимолость; в) уж; г) драма; д) ножницы.
162. а) ель; б) хомяк; в) фельетон; г) ножницы; д) попугай.
163. а) фреза; б) акварель; в) фазан; г) тюльпан; д) бобер.
164. а) рисунок; б) винторез; в) бобер; г) ласточка; д) папоротник.
165. а) винторез; б) соловей; в) гвоздика; г) хомяк; д) фельетон.
166. а) акварель; б) тюльпан; в) молоток; г) щука; д) дрозд.
167. а) черемуха; б) хомяк; в) икона; г) фазан; д) сверло.
168. а) хомяк; б) гравюра; в) тиски; г) канарейка; д) зверобой.
170. а) молоток; б) эпос; в) осел; г) жимолость; д) цапля.
171. а) сверло; б) бобер; в) рисунок; г) тюльпан; д) ласточка.
172. а) осел; б) иллюстрация; в) соловей; г) тиски; д) жасмин.
173. а) канарейка; б) папоротник; в) ножницы; г) ирис; д) хомяк.
174. а) цапля; б) фельетон; в) гвоздика; г) фреза; д) щука.
175. а) бобер; б) черемуха; в) ласточка; г) сверло; д) гравюра.
176. а) щука; б) молоток; в) зверобой; г) ель; д) икона.
177. а) папоротник; б) хомяк; в) гравюра; г) цапля; д) винторез.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
• Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г.
• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): 21д, 22б, 23а, 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30г, 31д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40 г.
• Субтест 3: «Ан» (аналогии): 41в, 42д, 43б, 44д, 45в, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51 г, 52б, 53б, 54в, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г.
• Субтест 4: «Об» (обобщение): 61 – плоды; 62 – стимуляторы; 63 – приборы; 64 – органы чувств; 65 – отражение; 66 – произведение искусства; 67 – сила; 68 – зародыши; 69 – символы; 70 – водные животные: 71 -органические потребности; 72 – живые организмы; 73 – металлические изделия; 74 – положение в пространстве; 75 – пожелания (санкции); 76 – меры воспитания.
• Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи) (в ключе к этому и следующему субтесту – первая цифра номер вопроса, вторая цифра – правильный ответ): 77-85, 78-630, 79-235, 80-24, 81-36, 82-60, 83-35, 84-50, 85-720, 86-84, 87-52.5, 88-9, 89-45, 90-60, 91-16, 92-26, 93-36, 94-5, 95-42, 96-4.
• Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): 97-27, 98-26, 99-25, 100-16, 101-62, 102-31, 103-51, 104-7, 105-8, 106-12, 107-2, 108-13, 109-42, 110-19, 111-13, 112-71, 113-15, 114-17, 115-63, 116-14.
• Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): 117б, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123д, 124а, 125а, 126б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131 в, 132а, 133г, 135б, 136в, 134г.
• Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение ): 137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151 в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.
• Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): 157-4,158-5,159-3,160-2,161-5,162-1,163-5,164-3, 165-2, 166-3, 167-5, 168-3, 169-4, 170-2, 171-2, 172-4, 173-1, 174-4, 175-3, 176-1.
Обработка результатов теста
За совпадение ответов с ключом респонденту начисляется один балл. Для Субтеста 4 баллы подсчитываются следующим образом:
• Совпадение с ключом – 2 балла.
• Аналогичное, но неполное значение слова – 1 балл.
• Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие – 0 баллов.
Интерпретация результатов теста
Описание субтестов
• Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.
• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.
• Субтест 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.
• Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
• Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.
• Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
• Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.
• Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико- синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.
• Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.
При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:
1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.
При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.
2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.
Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.
3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана.
Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.
4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.
Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.
Приложение 2.
У талантливых и одаренных обучающихся можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативности) и мотивации. Чаще всего все эти три показателя наличествуют.
Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss) можно распознать c помощью следующих факторов:
- Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости или высоко оцененном интеллекте).
- Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).
- Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости при завершении заданий).
Определение одаренности позволит при необходимости помочь обучающимся скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.
Опросник предназначен для выявления 25 поведенческих характеристик одаренных подросткового возраста по четырем шкалам:
- познавательная деятельность — 5 характеристик;
- мотивация — 5 характеристик;
- лидерство — 5 характеристик;
- творчество — 10 характеристик.
Наличие каждого качества оценивается одним баллом. Подсчитывается также сумма баллов по каждой шкале и по опроснику в целом.
Опросник не имеет пороговых значений одаренности, но позволяет обратить внимание на детей, получивших высокие оценки, а также дать структурированное качественное описание поведенческих характеристик детей, отнесенных к категории одаренных на основании других методов.
Шкала Рензулли для оценки поведенческих характеристик одаренных детей дает психологам средство для предварительного отбора одаренных и талантливых учеников.
Опросник Дж. Холланда
Из двух предложенных вариантов деятельности выберите, тот, который Вам больше нравится:
Первый вариант | Второй вариант |
|
|
Бланк ответов
Подсчитать сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведённый ниже ключ. Если ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для Вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.
Тип личности | Пункты опросника | Сумма баллов |
Реалистический | 1а, 3б, 6а, 9а, 13а, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а | ________ |
Социальный | 2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31а, 33б, 36а, 42а | ________ |
Артистический | 3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б | ________ |
Конвенциальный | 4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б | ________ |
Интеллектуальный | 1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б | ________ |
Тестовая методика Рензулли
Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов). Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).
Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Лист ответов (Шкала креативности)
В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Таблица Творческие характеристики
№ п/п | Ф.И.О. | Номера творческих характеристик | Сумма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
Уровень креативности.
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–21 |
Низкий | 20–16 |
Очень низкий | 15–10 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПРОСНИКА
Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).
Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Лист ответов
(Шкала креативности)
В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Таблица
Творческие характеристики
№ п/п | Ф.И.О. | Номера творческих характеристик | Сумма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ
Составителями опросников (Рензулли, Хартман и Калахен) были проведены исследования по установлению уровня надежности и валидности тестов.
Были получены данные о стабильности тестов — ретестовая надежность (коэффициент корреляции = 0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности показателей разных экспертов (двух учителей); коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3 месяца оценивались школьники 5–6-х классов.
Для подтверждения валидности тестов было проведено сравнение показателей опросника Рензулли и теста креативности Торренса. Корреляция между шкалой креативности и вербальными показателями теста Торренса составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями теста Торренса — незначимая.
Для установления ретестовой надежности нами был проведен ряд исследований на различных выборках российских школьников (интервал между двумя этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев). Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для сравнения мнений различных экспертов, педагогов и психологов по шкале креативности сопоставлялись мнения трех и более экспертов попарно. Корреляция между мнениями различных экспертов составляла 0,76— 0,94.
Для проверки внешней валидности сравнивались показатели опросника креативности Рензулли и опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались данные опросника Рензулли с различными показателями батареи креативных тестов Вильямса [4]; коэффициенты корреляции находились в пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими и вербальными показателями теста Вильямса. Следует также отметить, что с образными показателями теста Вильямса существует более слабая связь.
Корреляция между показателями опросника Рензулли и вербальными показателями теста Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.
НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
РЕНЗУЛЛИ
Средние и стандартные отклонения
по данным Рензулли
Одаренные N = 40 чел. | Нормальные N = 40 чел. | ||
M |
| M |
|
25.1 | 7.6 | 17.1 | 4.7 |
Уровень креативности
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–21 |
Низкий | 20–16 |
Очень низкий | 15–10 |
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
- Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
- Костева Т., Захарова Т., Верходина О., Мамченко Г. Объять необъятное – девиз одаренных детей. // Народное образование.- 2003г. - №8.- с.147-152
- Лейтес Н.С. О признании одаренности // Детское творчество. – 2001г. - №4 – Окончание. Начало в №2
- Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
- Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
- Седова Н. Одаренные дети – наше богатство // Народное образование. – 1996г. -№6
- Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению способностей обучающихся
Программа составлена на период 2016-2017 и 2017-2018 учебный год....
Программа по выявлению способностей обучающихся "Мир моих интересов"
Программапо выявлению способностей обучающихся«Мир моих интересов»Возраст детей, на которых рассчитана программа-14-15 лет.Срок реализации программы 3 года....
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ...
3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн
Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...
Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за первое полугодие 2023-2024 учебного года.одаренный обучающийся - Смальков Константин»
В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...
Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2023-2024 учебного года - одаренный обучающийся Соловьев Денис»
В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...