Методическая разработка открытого занятия по ОП.04 "Риски и страхование на транспорте"
методическая разработка
"Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования гражданской отвесмтвенности транспортных средств с расчётом страховой премии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»
ГБПОУ КАТ № 9
УТВЕРЖДАЮ Руководитель УП ГБПОУ «КАТ № 9» ___________________Ризванова Э. Р. «___»_____________________ 2016 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Риски и страхование на транспорте»
на тему «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств с расчётом страховой премии»
1 курс
43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»
Разработал: преподаватель ГБПОУ «КАТ № 9» Серёгина А. С.
Москва, 2016 г.
Пояснительная записка
к открытому занятию по дисциплине
«Риски и страхование на транспорте»
Тема занятия:
«Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с расчётом страховой премии»
Открытое занятие по теме «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с расчётом страховой премии» проводится по общепрофессиональной дисциплине ОП.04 «Риски и страхование на транспорте» во 2 семестре 1-го курса специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)».
Тема занятия рассчитана на два академических часа.
Занятие проводится в форме комбинированного урока с демонстрацией презентации и выполнением практического задания, что обусловлено логикой изучения дисциплины, содержанием учебного материала, целями и задачами, поставленными при изучении данной темы.
Комбинированное занятие включает в себя следующие этапы: актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков, сформированных компетенций, объяснение нового материала, закрепление приобретённых на занятии знаний и умений, домашнее задание и инструктаж к нему.
Комбинированное занятие включает в себя не только актуализацию полученных ранее знаний, обучающихся по дисциплине «Риски и страхование на транспорте», изучение нового материала, закрепление пройденного материала, но и формирование общих и профессиональных компетенций (в особенности таких, как):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Актуальность предложенной темы занятия обусловлена социально-экономическими тенденциями, связанными с ростом автомобилизации, интенсивности дорожного движения, увеличением количества дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и числа пострадавших, повышением материальной ответственности граждан и юридических лиц за последствия своих действий, нанесением большого урона экономике страны в целом.
Новизна занятия обусловлена интеграцией содержания отдельных учебных дисциплин для выявления внутреннего единства всей образовательной программы, реализуемой при подготовке специалистов по специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)», формированию компетентности будущих выпускников.
Обучающий эффект занятия определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от преподавателя и собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.
Кроме того, внедрение в процесс обучения информационных технологий позволяет увеличить интенсивность занятия, сильно расширить объём излагаемого материала за счёт использования визуальных образов, схем, таблиц, диаграмм в форме презентации по тематике занятия, а также возможность передачи информации от обучающего к обучающемуся в электронном виде.
Применение современных информационных технологий в процессе обучения позволяет повысить мотивацию студентов к обучению, сделать изучаемый материал доступным, понятным, красочным и ярким, заговорить с современной молодежью на понятном юношеству языке, раскрыть студентам возможности самообразования с помощью использования современных ресурсов сети Интернет.
Новизна занятия обусловлена также интеграцией содержания отдельных учебных тем и разделов дисциплины при подготовке специалистов и содействием формированию компетентности выпускников.
Данное занятие способствует формированию более широкого синергетического мышления, способствует формированию не только отдельно взятых компетенций, но общей компетентности специалиста, развивает способность обучающихся применять теоретические знания в практической жизни, профессиональной деятельности.
План занятия направлен на достижение заданного результата, овладение обучающимися знаниями и умениями по изучаемой дисциплине, формирование общих и профессиональных компетенций выпускников.
Задача преподавателя: скоординировано выполнить последовательность запланированных действий, ведущих к намеченному результату обучения.
Задачи обучающегося: активно участвовать в образовательном процессе, слушать преподавателя, выполнять задания преподавателя, проявить поисковую, творческую активность.
Дидактические цели занятия:
Образовательные: овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями, знаниями и умениями по дисциплине. Исследовать сущность страхования автогражданской ответственности; уточнить и расширить принципы, лежащие в основе заключения договора страхования автогражданской ответственности; научиться делать расчёт страховой премии.
Воспитательные: формирование общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, определение методов и способов решения профессиональных задач. Воспитывать чувства уважения к людям, продуктам, услугам в своей повседневной жизни и своей будущей специальности.
Развивающие: рациональная организация и планирование своего труда; анализ учебно-производственных работ с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах; нахождение пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат; применение теоретических знаний на практике; развитие навыков профессиональной деятельности, владения современными информационными технологиями; содействие формированию культуры межличностного общения; определение задач профессионального и личностного саморазвития.
Тип занятия:
Открытое занятие комбинированного типа, актуализация полученных ранее знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление нового материала, содействие формированию общих и профессиональных компетенций.
Методы обучения:
- информационно-развивающие: объяснение, демонстрация и презентация учебных материалов;
- практического обучения: индивидуальная работа обучающихся
Методы контроля:
- актуализация полученных ранее знаний и умений;
- фронтальный и индивидуальные опросы;
- практическая проверка.
Средства обучения:
- учебно-наглядные пособия: компьютерная презентация «Обязательное страхование автогражданской ответственности в РФ»;
- раздаточный материал: проект заявления на заключение договора автогражданской ответственности, проект договора страхования автогражданской ответственности; проспект по страхованию ОАО «ВТБ Страхование», базовые ставки ОАО «ВТБ Страхование», памятка для автовладельцев, правила ОСАГО.
- вербальные средства обучения: учебник, лекционный материал;
- технические средства обучения: компьютер, мультимедиа комплекс: экран, проектор, flash-карты памяти, наличие wi-fi интернета (по возможности), доска.
Основные понятия занятия: виды автотранспортного страхования, ОСАГО, КАСКО, договор страхования, франшиза, страховая премия
Условия и место проведения: занятие проводится в аудитории (каб. 226), присутствует преподаватель дисциплины «Риски и страхование на транспорте». Занятие проходит с общепринятой для среднего профессионального образования продолжительностью два академических часа, в кабинете основ законодательства в сфере дорожного движения и управления транспортными средствами. Для посетителей подготовлены специальные места, расположенные за спиной обучающихся.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Примерное распределение времени (2 акад. часа) | Ход занятия | Деятельность обучающихся |
3 мин | Организационный момент: Осуществляется приветствие, объявляется план, цели и задачи, тема занятия. | Записывают дату, номер и тему занятия. |
15 мин | Основная часть: I. Актуализация опорных знаний. Преподаватель дисциплины «Риски и страхование на транспорте» напоминает тему прошлого занятия, логично связанную с текущим занятием, делает небольшой индивидуальный опрос. | Отвечают на вопросы, опираясь на полученные ранее знания; выступают с докладами по заданным темам. |
20 мин | II. Изучение нового материала. Объяснение нового материала. Преподаватель объясняет новый материал с помощью демонстрации презентации по теме «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств». | Записывают основные положения нового материала, изучают презентацию; задают возникшие в процессе объяснения вопросы; после объяснения получают данную презентацию в электронном виде с помощью flash-карт памяти (или по сети wi-fi) с ноутбука преподавателя на свои ноутбуки и планшеты. |
30 мин. | III. Закрепление нового материала. Работа студентов в парах Преподаватель предлагает задание студентам для решения поставленной задачи в парах. | Работа в паре осуществляется студентами, сидящими за одной партой. У каждого студента имеется тетрадь с записями пройденного материала. Опираясь на имеющиеся данные (по возможности также с опорой на средства сети Интернет), студенты выполняют практическое задание в парах. |
17 мин. | Подведение итогов. Преподаватель проверяет выполнение практического задания и оценивает уровень подготовки каждого обучающегося, подводит итоги о ходе и результатах проведенной работы. | Каждый обучающийся кратко отчитывается преподавателю о проделанной работе; анализируют проделанную ими работу в ходе занятия. |
5 мин. | Преподаватель обозначает тему следующего занятия, подчеркивает взаимосвязи изучаемого материала, дает задание для самостоятельного исследования – найти материалы на тему «КАСКО» | Студенты получают и записывают домашнее задание. |
Самоанализ занятия
Комбинированное открытое занятие «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств с расчётом страховой премии» проводилось с целью развития навыков профессиональной деятельности, содействия овладению современными информационными технологиями, содействие формированию культуры межличностного общения.
При проведении комбинированного занятия открытого типа удалось выявить, что уровень знаний студентов по дисциплине «Риски и страхование на транспорте» достаточно высокий. В ходе проверки домашнего задания удалось установить, что в группе присутствуют студенты, которые уже имеют опыт адаптации на рабочем месте, и все студенты имеют опыт трудовой адаптации во время прохождения производственной практики.
По результатам проведения открытого занятия можно утверждать, что его главной особенностью является новый подход, ориентированный не на содержание, а на результат обучения – формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. Это обуславливает практическую направленность занятия, целью которого выступает формирование навыков заключения договора страхования автогражданской ответственности и расчёта страховой премии в своей будущей профессии и повседневной жизни.
Предлагаемое занятие обладает научной новизной, так как построено в рамках компетентностного подхода при реализации педагогических технологий подготовки специалистов среднего звена и упором на современные формы и методы обучения, широкое использование в учебном и образовательном процессе информационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Стеснение ребят при публичных выступлениях было преодолено ими легко и быстро.
При планировании данного занятия были учтены возрастные и личностные особенности обучающихся. Группы студентов первого курса, в которых проводится урок – это подростки 19-21 лет, следовательно, им присущи особенности юношеского возраста, когда привлекательными становятся практические формы занятий с большой долей самостоятельных действий, что учтено при вовлечении студентов в активную практическую работу на занятии.
Личностные особенности обучающихся данной группы связаны с их желанием получать те знания, которые пригодятся им в практической деятельности. Поэтому при разработке занятия было уделено особенное внимание его практической направленности, что позволило поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне в течение всего урока. Добиться этого удалось, поскольку материал был наглядным, ярким, с большим количеством визуальных образов и примеров из автомобильной отрасли, интересен студентам, поскольку они увидели возможности применить получаемые знания и навыки будущей трудовой деятельности.
Произошло осознание практической значимости изучаемого материала, что подтверждается кратким самоанализом, выполненным студентами в рамках подведения итогов урока.
Согласно закону «Об образовании» на уроке были поставлены образовательные, воспитательные и развивающие дидактические задачи. Была реализована их взаимосвязь, позволяющая достигнуть намеченных целей.
Построение этапов занятия было выполнено логично и рационально с опорой на традиционный подход. При этом удалось использовать интеграцию в максимальной мере – объединить знания и навыки, получаемые обучающимися при изучении социальной психологии с освоением профессиональных компетенций на автомобильном транспорте.
В качестве формы обучения было выбрано открытое занятие, при этом были использованы принципы построения комбинированного занятия – традиционного для среднего профессионального образования.
В качестве методов обучения были выбраны информационно-развивающие и методы практического обучения. Используемые методы контроля адекватны поставленным целям и задачам.
При проведении занятия использовались технические средства: мультимедиа-комплекс, телевизор, компьютер с выходом в Интернет раздаточный демонстрационный материал.
По результатам проведенного занятия можно сделать вывод, что поставленные цели достигнуты, задачи решены. Данное занятие может быть использовано при тиражировании педагогического опыта в учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов по специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)» также по родственным специальностям.
Технологическая карта открытого занятия «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования владельцев транспортных средств с расчётом страховой премии»
2 акад. часа (90 мин.)
Дисциплина | Риски и страхование на транспорте | |||||
Тема занятия | Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора обязательного страхования владельцев транспортных средств с расчётом страховой премии | |||||
Цель | Познакомить обучающихся с принципами страхования автогражданской ответственности в Российской Федерации; научиться заключать договоры страхования автогражданской ответственности, рассчитывать размер страховой премии; уметь применять полученные знания и навыки в жизни и своей будущей профессии; учиться аргументировано доказывать свою точку зрения. | |||||
Ф.И.О | Серёгина А. С. | |||||
Задачи | Образовательные: овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями, знаниями и умениями по дисциплине. Исследовать сущность страхования автогражданской ответственности; уточнить и расширить принципы, лежащие в основе заключения договора страхования автогражданской ответственности; научиться делать расчёт страховой премии. | |||||
Воспитательные: формирование общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, определение методов и способов решения профессиональных задач. Воспитывать чувства уважения к людям, продуктам, услугам в своей повседневной жизни и своей будущей специальности. | ||||||
Развивающие: рациональная организация и планирование своего труда; анализ учебно-производственных работ с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах; нахождение пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат; применение теоретических знаний на практике; развитие навыков профессиональной деятельности, владения современными информационными технологиями; содействие формированию культуры межличностного общения; определение задач профессионального и личностного саморазвития. | ||||||
Тип и вид занятия | Комбинированное занятие с демонстрацией и практической работой | |||||
Материально-техническое оснащение занятия | Доска, презентация, раздаточный материал, компьютер с выходом в Интернет, мультимедиа-комплекс: телевизор, flash-карты памяти, наличие wi-fi интернета (по возможности). | |||||
Этапы и время проведения занятия | Цель | Деятельность преподавателя, его функции на данном этапе | Деятельность студента | Методы обучения | Методы контроля | Форма организации деятельности студента |
Организационный момент 3 минуты | Сообщение темы, постановка цели и задач занятия, знакомство с планом занятия | Проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка целей учебного занятия | Подготовка информации старостой, проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия | Словесно-наглядный | Наблюдение | Фронтальная |
Актуализация знаний 15 минут | Показать практическую значимость изучаемой ранее темы, подготовка к восприятию нового учебного материала | Проверка домашнего задания. Напоминает тему прошлого занятия, логично связанную с текущим занятием, делает небольшой фронтальный и индивидуальный опрос. | Восприятие информации, осмысление, поиск ответа на поставленный вопрос. | Словесно-наглядный (диалог), репродуктивный | Устный опрос, наблюдение, взаимоконтроль | Фронтальная, Индивидуальная |
Объяснение нового материала 20 минут | Умение и осмысление закона при решении задач, актуализация основных понятий темы | Объясняет новый материал с помощью демонстрации презентации по теме «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» | Восприятие информации, её анализ; обобщение с целью выявления закономерности | Словесно-наглядный | Наблюдение | Фронтальная |
Закрепление нового материала 30 минут | Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала, используя ранее приобретённые навыки и умение применить их для решения поставленных задач | Проведение практической работы по тематике задания. Организация выполнения задания | Поиск ответов на поставленные вопросы | Практический | Самопроверка, взаимопроверка | Фронтальная Работа в мини-группах (парах). |
Подведение итогов занятия, рефлексия, самооценка 17 минут | Рефлексия: осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке (достижение цели, затруднения, преодоление учебных проблем) | Постановка контрольных вопросов по теме. Качественная характеристика как общей работы студентов на занятии, так и отдельных студентов | Осуществление самооценки, соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии, подведение итогов | Словесный | Наблюдение, самопроверка, устный опрос | Фронтальная, Индивидуальная |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 минут | Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Устные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов | Запись, восприятие информации, осмысление, вопросы | Словесный | Наблюдение | Фронтальная |
Во время проведения занятия преподаватель выступает в роли информатора, координатора, эксперта. Учебное пособие Шахов В. В., Медведев В. Г., Миллерман А. С. «Теория и управление рисками в страховании. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 224 с.: ил.
Преподаватель Серёгина А. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе
Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»
Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...
Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия
В предложенном материале приводится примернst рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Понятие о страховании. Виды медицинского страхования.
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме: "Понятие о страховании. Виды медицинского...