Статья «ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НАРАБОТКИ», декабрь 2018
статья по теме
.......
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НАРАБОТКИ»
Актуальность задачи гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия обусловлена реализацией мероприятий, предусмотренных государственной программой «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. № 507, а также наличием в Государственной программе «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23.09.2013 г. № 417, цели вовлечения жителей в решение социально-экономических и общественно-политических задач региона. При этом данная цель является поддерживающей для таких стратегических целей, как:
развитие потенциала трудовых ресурсов и культуры постоянного совершенствования преимущественно среди молодежи;
гарантирование жителям республики области стандарта жизнеобеспечения;
создание конкурентоспособных условий жизнедеятельности трудовым ресурсам в точках роста;
активное формирование целевого образа региона;
обеспечение стратегического единства регионального и муниципального управления.
Потребность в решении проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия обусловлена необходимостью создания благоприятной социальной среды для жизни на территории Республики Мордовия, развития экономики и социальной сферы.
Проблемы, сложившиеся в молодежной среде.
В настоящее время социально-экономический и политический фон зачастую оказывает крайне негативное воздействие на молодёжную среду. Неопределённая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения государства приводит к росту психоэмоциональных перегрузок и усилению кризиса в межличностных отношениях.
Снижение уровня благосостояния граждан Российской Федерации в сочетании с ослаблением социального контроля над поведением молодёжи, заметное ослабление влияния общества и государства на формирование личности, утрата роли общественных и семейных институтов в воспитательной работе ведут к неуклонному росту преступности экстремистского характера.
Термин «экстремизм» происходит от латинского слова extremus – крайний. В справочной литературе под экстремизмом традиционно принято понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике) ». Слово «экстремист» трактуется как человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер.
В филологии экстремизм трактуется как приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремизм не просто неприязнь, а крайняя степень пренебрежения.
На сегодняшний день распространение молодёжного экстремизма в России стало одной из острейших проблем.
Экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодёжи, связанное с совершением действий насильственного характера по национальным, религиозным и политическим мотивам. Глубокую обеспокоенность вызывает растущее влияние в обществе экстремистских молодёжных группировок и леворадикальных организаций. Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованны, политизированы, а некоторые из них находятся под влиянием преступных сообществ.
Развитие молодёжного экстремизма представляет особую опасность, потому что молодёжный радикализм и молодёжный экстремизм, включающий и криминальные формы поведенческой активности, являющийся результатом протестных настроений, реакцией на хроническую молодёжную бедность, ослабление механизмов легальной социализации молодёжи, становится инструментом манипуляций для политических сил, преследующих цели сепаратизма, ослабления социальных и управленческих институтов государства.
Наблюдается процесс втягивания в экстремистскую деятельность неформальных молодёжных объединений и организаций (футбольных фанатов, байкеров и др.), деятельность которых ранее не носила экстремистский характер. Одновременно отмечается рост числа противоправных акций, совершаемых членами неформальных молодёжных группировок националистического толка и радикальной политической направленности, а также расширение масштабов антиобщественных выступлений молодёжных объединений.
Особую тревогу вызывают преступления насильственного характера со стороны молодежи и подростков в отношении иностранных граждан на почве национальной, расовой и религиозной вражды .
А.Т. Сиоридзе считает, что актуальность проблемы экстремизма в молодёжной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьёзные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки.
Ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодёжной среде выступают следующие категории: негативная этническая идентичность, межнациональная напряжённость, нетерпимость, национализм, расизм, шовинизм, фашизм, ксенофобия. Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым трагическим последствиям.
Важным проявлением экстремизма как социокультурного феномена выступает нетерпимость (интолерантность). Экстремисты крайне бескомпромиссно проводят границы между «своими» и «чужими» в обществе. Экстремисты воинствующе нетерпимы к членам общества, принадлежащим к «чуждым» социальным группам, исповедующим иные политические взгляды, экономические, эстетические, моральные, религиозные идеи, имеющим другой цвет кожи или этническую принадлежность.
В идеологическом плане молодёжный экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытается жёстко утверждать собственную систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязывает их оппонентам любой ценой. Аргументируя свои взгляды, лидеры молодёжных экстремистских организаций и движений обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей. Крайняя идеологизация экстремистских действий создаёт особый тип экстремистов, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции. Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии. Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.
В политическом аспекте экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, как правило, силовыми методами. Для этого экстремистские организации организуют беспорядки, акции гражданского неповиновения, террористические акции, используют методы партизанской войны. При этом они придают исключительно большое значение общественному резонансу, вызываемому их действиями.
В области культуры экстремизм проявляется в пропаганде насилия, жестокости, цинизма; уничтожении исторических памятников, предметов старины, являющихся национальным достоянием, и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания и уровне культуры российских граждан.
В межнациональных и межконфессиональных отношениях экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооружённых конфликтах, посягательствах на территорию соседних государств, в актах геноцида по отношению к некоренному населению, представителям других этнических образований. В национально-этнической сфере он может проявляться в возбуждении миграционных настроений среди населения приграничных районов, что способствует росту социальной напряжённости в регионе, порождает недовольство как в среде коренного населения, куда направляются миграционные потоки, так и в среде вынужденных переселенцев.
Молодёжь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных её свойств даже в относительно спокойные в политическом и экономическом плане времена количество агрессивно настроенных людей среди молодёжи всегда выше, чем среди остального населения.
Главное решение этих проблем – государственная молодёжная политика, основанная на социально-экономической и моральной поддержке молодёжи государством и обществом. Её цель – обеспечить доступность качественного образования, создать условия для воспитания, сохранения здоровья и трудоустройства подрастающего поколения, формирования у него гражданской ответственности и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития
Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...
Статья "Отношение современной молодежи к религии"
VII региональная научно-методическая крнференция "Актуализация компететентносто-ориентированного подхода в современных условиях образования"...
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
В работе содержится пути решения проблем межнациональных и межконфиссиональных отношений среди молодежи...
ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ...
Доклад "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде"
Доклад "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде"...
статья "ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в сборнике материалов Ежегодных Митррофановских церковно-исторических чтений (г. Борисоглебск, 7 декабря 2018 г.)
ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕРОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ.З. Матвеева, Е.А. Лысенко, Е.А. АникушинаМКУ ДО «Студенокская детская школа искусств» Железногорског...
Публикая статьи в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы", БелИРО 2018
Публикая статьи "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья" в сборнике материалов всероссийс...