статья "ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в сборнике материалов Ежегодных Митррофановских церковно-исторических чтений (г. Борисоглебск, 7 декабря 2018 г.)
статья на тему

Лысенко Елена Александровна
ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И.З. Матвеева, Е.А. Лысенко, Е.А. Аникушина
МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств» Железногорского
райна Курской области
Современной школе искусств необходима деятельность, направленная
на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи на ос-
нове приобщения к ценностям родной культуры. Преподавателями ДШИ
разработан комплексный подход с использованием различных предмет-
ных областей в исследовании и изучении традиций Курского края. Че-
рез погружение в атмосферу культуры родного края у молодёжи проис-
ходит осознание важности изучения наследия предков, с целью сохране-
ния своей самобытности.
Ключевые слова: традиции; родной край; Курский край; карагод;
Кожлянская игрушка; Тимоня; школа искусств.

стр. 77 сборника материалов

ссылка: https://yadi.sk/i/ulRqvBkEVWdMPg

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 7

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И. З. Матвеева, Е. А. Лысенко, Е. А. Аникушина

МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств» Железногорского райна Курской области

e-mail: st.dshi@yandex.ru

Современной школе искусств необходима деятельность, направленная на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи на основе приобщения к ценностям родной культуры. Преподавателями ДШИ разработан комплексный подход с использованием различных предметных областей в исследовании и изучении традиций Курского края. Через погружение в атмосферу культуры родного края у молодёжи происходит осознание важности изучения наследия предков, с целью сохранения своей самобытности.

Ключевые слова: традиции; родной край; Курский край; карагод; Кожлянская игрушка; Тимоня; школа искусств.

В настоящее время возрождается интерес общества и государства к народным традициям, все больше проводится выставок народных промыслов, фестивалей фольклорных вокальных и танцевальных коллективов. Современной школе искусств необходима образовательная и культурно-просветительская деятельность, направленная на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе сохранения, возрождения и  приобщения к ценностям традиционной культуры родного края.

В процессе многолетней работы с детьми и молодёжью преподаватели Студенокской детской школы искусств столкнулись с тем, что их воспитанники мало знакомы с  культурой  и традициями своей малой родины. Назрела потребность переломить сложившееся отношение подрастающего поколения к культурному наследию своих  предков  и исправить недостаток знаний в этой области. В этих целях творческой группой преподавателей ДШИ разработана идея комплексного подхода с использованием различных предметных областей – музыки, декоративно-прикладного творчества, хореографии – в исследовании и изучении традиций Курского края.

В основу методической разработки по данной теме легли научные работы выдающихся мастеров и исследователей музыкального, хореографического и художественного видов творчества:

  • Б. М. Неменского, ратующего за возрождение у детей и молодёжи чувства ответственности за судьбу своей Родины, утверждающего, что  русская культура является огромной силой и резервом самосохранения народа;
  • А. В. Рудневой, изучающей и популяризирующей особенности музыкально-поэтической стилистики русской народной песни, её ритмики, формообразования, народного инструментария и отличительных черт  фольклора Курской области;
  • ведущих исследователей в области преподавания танца, осознающих важность сохранения и развития русского народного танца в его традициях, в исторической динамике.

Зачастую внеклассные мероприятия проходят в форме лекций по одной теме одного направления, а преподаватели Студенокской ДШИ использовали интегрированный подход, объединив музыку, танец и декоративно-прикладное искусство в рамках одного занятия, одновременно предложив зрителям стать участниками курского карагода, попробовать себя в роли певца, танцора, исполнителя на народных инструментах, мастера Кожлянской игрушки.

В качестве формы работы выбрано внеклассное мероприятие. Материал подаётся блоками, в конце каждого следует включение зрителей в практическое действие. Преподавателями тщательно подобраны костюмы для ведущих мероприятия: стилизованные народные костюмы Курской области и реплика на летний женский костюм. Действие проходит в специально оборудованных и оформленных учебных помещениях: зрительный зал с мультимедийным оборудованием для просмотра теоретического материала; класс хореографии и класс прикладного искусства. Звучащие традиционные Курские мелодии помогают создать творческую, праздничную атмосферу.

В первом блоке преподаватель теоретических дисциплин знакомит  с историей Курского края и  возникновением культурных традиций, с древними литературными источниками,  музыкальными, вокальными особенностями курского фольклора, представляет музыкальные инструменты, используемые в народных гуляньях курян, одновременно на экране демонстрируя видеоряд с исполнением наигрышей на традиционных музыкальных инструментах. Преподаватель рассказывает, что интересная и своеобразная  по своей манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, в частности хороводная или, как говорили в Курской области, «карагодная» появилась в XVI веке при массовом заселении территории Курской области; объясняет, что в нашей местности карагод – это не только танцующие, но и стоящие рядом, и играющие на музыкальных инструментах, что у каждого участника карагода своя роль. Рассказ  сопровождается показом видеоматериалов  с исполнением плясок «Тимоня» и «Чеботуха» в исполнении различных фольклорных коллективов. Для более глубокого погружения в музыкальное творчество курян преподаватель  предлагает присутствующим попробовать себя в роли музыканта и участника карагодных гуляний, исполнив частушки под наигрыш «Тимоня», аккомпанируя себе на народных инструментах (кугиклах, рожке, жалейке, дудке, свистульках, трещотках, ложках, рубеле и бубне).

Во втором блоке мероприятия преподаватель изобразительного искусства знакомит с особенностями народных промыслов Курского края на примере Кожлянской игрушки, рассказывает об истории её возникновения, на экране демонстрирует фотографии наиболее характерных образцов, вместе с присутствующими обсуждает характерную форму игрушки, особенности ее росписи. Закрепить полученные знания предлагается в «мастерской». Здесь зрители чувствуют себя мастерами росписи Кожлянской игрушки, копируют древние образы под руководством преподавателя. Практическое занятие проходит под звучание курской плясовой музыки в атмосфере свободного творчества, а готовые игрушки с собственной росписью каждый забирают с собой, как частичку родной культуры.

В третьем блоке преподаватель хореографии рассказывает о танцевальной культуре родного края, об особенностях исполнения курских карагодов - танков,  наглядно демонстрируя на экране в исполнении профессиональных коллективов танцевальные движения мужской и женской пляски, характерные только для Курской области. Особое внимание уделяется особенностям и отличию костюма Курской области  от костюмов других областей  Центральной России.

Затем в классе хореографии каждый может ощутить себя участником курского карагода и потанцевать в одном большом круге или в нескольких кругах, двигающихся в разных направлениях, заплетая танок  в «плетень» или  в «улитку», притоптывая характерным  танцевальным ходом Курского края, сойтись «стенка на стенку», исполняя линейный танок, а так же поиграть в «ручеек» под традиционную музыку курян, звучащую в исполнении концертмейстера-баяниста.

 Комплексный подход с показом в одном ключе различных видов искусства и закреплением материала на практике пробуждают у детей и молодёжи неподдельный интерес к песенному и танцевальному творчеству, народным ремеслам, рождает чувство сопричастности к истории своей малой родины и гордости за богатство и красоту культуры родного края. При такой подаче учебного материала в игровой форме усвоение происходит легко и непринужденно, а полученные знания сохранятся более прочно.

Таким образом, погружение в атмосферу культуры родного края помогает участникам мероприятия осознать, что главная задача и ответственность подрастающего поколения - сохранение уникального наследия предков, передача потомкам накопленных знаний через изучение и  приобщение к традиционной культуре с целью сохранения своей самобытности.

Данный опыт транслируется на обучающихся всех отделений детской школы искусств, на учеников общеобразовательной школы д. Студенок. В рамках открытых зональных внеклассных мероприятий преподаватели средней общеобразовательной школы д. Студенок, детских школ искусств г. Железногорска и Железногорского района познакомились с новыми педагогическими технологиями, применяемыми преподавателями Студенокской ДШИ.

Список литературы

  1. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные пляски. М. – Л., Музгиз, 1951.
  2. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии,  М., «Искусство», 1964.
  3. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие. В 2 ч. Орел: ОГИИК, 1999.
  4. Казьмин П. Сто русских народных песен. М., Музгиз, 1958.
  5. Климов А. Основы русского народного танца.  М., «Искусство», 1981.
  6. Надеждина Н. Русские танцы, М., 1951.
  7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва «Просвещение», 2012.
  8. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.  М.: «Коллекция М», 2003.
  9. Руднева А.В. Курские танки и карагоды,  М., «Советский композитор», 1975.
  10. Руднева А.В. Народные песни Курской области.  М., 1957.
  11. Сысоева Г.Я. Локальные стили в южно-русской песенной традиции // Духовное наследие русской национальной культуры. Материалы научно-практической конференции. Курск. 1998, с. 8-12.
  12. Ткаченко Т. Народный танец. М., «Искусство», 1967.
  13. Устинова Т. Русский народный танец. М., «Искусство», 1976.

Матвеева Ирина Засимовна, директор МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», преподаватель I квалификационной категории, преподаватель теоретических дисциплин МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», г. Железногорск Курской области

Лысенко Елена Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», г. Железногорск Курской области

Аникушина Елена Александровна, преподаватель I квалификационной категории, преподаватель хореографии МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», г. Железногорск Курской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология родного края. номинация "экологическая культура"

Значение регионального литературно-художественного журнала «Отчий край» в культурной, общественной и литературной жизни Волгоградской области (на конкурс научно-исследовательских работ "Экология родно...

«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения музыкальной культуры родного края»

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Нельзя забывать, что...

Изучение истории родного края через поисково-краеведческую деятельность при Музее техникума

Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей все...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»

Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...

Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"

Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обуч...

КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ по выполнению практических работ по дисциплине «История и культура родного края»

Комплект инструкционно-технологических карт предназначен для выполнения практических  работ по дисциплине «История и культура родного края» и нацелен на оказание практической и методи...