статья "ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в сборнике материалов Ежегодных Митррофановских церковно-исторических чтений (г. Борисоглебск, 7 декабря 2018 г.)
статья на тему
стр. 77 сборника материалов
ссылка: https://yadi.sk/i/ulRqvBkEVWdMPg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matveevalysenkoanikushina_statya_mitrofanovskie_chteniya.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 7
ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И. З. Матвеева, Е. А. Лысенко, Е. А. Аникушина
МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств» Железногорского райна Курской области
e-mail: st.dshi@yandex.ru
Современной школе искусств необходима деятельность, направленная на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи на основе приобщения к ценностям родной культуры. Преподавателями ДШИ разработан комплексный подход с использованием различных предметных областей в исследовании и изучении традиций Курского края. Через погружение в атмосферу культуры родного края у молодёжи происходит осознание важности изучения наследия предков, с целью сохранения своей самобытности.
Ключевые слова: традиции; родной край; Курский край; карагод; Кожлянская игрушка; Тимоня; школа искусств.
В настоящее время возрождается интерес общества и государства к народным традициям, все больше проводится выставок народных промыслов, фестивалей фольклорных вокальных и танцевальных коллективов. Современной школе искусств необходима образовательная и культурно-просветительская деятельность, направленная на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе сохранения, возрождения и приобщения к ценностям традиционной культуры родного края.
В процессе многолетней работы с детьми и молодёжью преподаватели Студенокской детской школы искусств столкнулись с тем, что их воспитанники мало знакомы с культурой и традициями своей малой родины. Назрела потребность переломить сложившееся отношение подрастающего поколения к культурному наследию своих предков и исправить недостаток знаний в этой области. В этих целях творческой группой преподавателей ДШИ разработана идея комплексного подхода с использованием различных предметных областей – музыки, декоративно-прикладного творчества, хореографии – в исследовании и изучении традиций Курского края.
В основу методической разработки по данной теме легли научные работы выдающихся мастеров и исследователей музыкального, хореографического и художественного видов творчества:
- Б. М. Неменского, ратующего за возрождение у детей и молодёжи чувства ответственности за судьбу своей Родины, утверждающего, что русская культура является огромной силой и резервом самосохранения народа;
- А. В. Рудневой, изучающей и популяризирующей особенности музыкально-поэтической стилистики русской народной песни, её ритмики, формообразования, народного инструментария и отличительных черт фольклора Курской области;
- ведущих исследователей в области преподавания танца, осознающих важность сохранения и развития русского народного танца в его традициях, в исторической динамике.
Зачастую внеклассные мероприятия проходят в форме лекций по одной теме одного направления, а преподаватели Студенокской ДШИ использовали интегрированный подход, объединив музыку, танец и декоративно-прикладное искусство в рамках одного занятия, одновременно предложив зрителям стать участниками курского карагода, попробовать себя в роли певца, танцора, исполнителя на народных инструментах, мастера Кожлянской игрушки.
В качестве формы работы выбрано внеклассное мероприятие. Материал подаётся блоками, в конце каждого следует включение зрителей в практическое действие. Преподавателями тщательно подобраны костюмы для ведущих мероприятия: стилизованные народные костюмы Курской области и реплика на летний женский костюм. Действие проходит в специально оборудованных и оформленных учебных помещениях: зрительный зал с мультимедийным оборудованием для просмотра теоретического материала; класс хореографии и класс прикладного искусства. Звучащие традиционные Курские мелодии помогают создать творческую, праздничную атмосферу.
В первом блоке преподаватель теоретических дисциплин знакомит с историей Курского края и возникновением культурных традиций, с древними литературными источниками, музыкальными, вокальными особенностями курского фольклора, представляет музыкальные инструменты, используемые в народных гуляньях курян, одновременно на экране демонстрируя видеоряд с исполнением наигрышей на традиционных музыкальных инструментах. Преподаватель рассказывает, что интересная и своеобразная по своей манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, в частности хороводная или, как говорили в Курской области, «карагодная» появилась в XVI веке при массовом заселении территории Курской области; объясняет, что в нашей местности карагод – это не только танцующие, но и стоящие рядом, и играющие на музыкальных инструментах, что у каждого участника карагода своя роль. Рассказ сопровождается показом видеоматериалов с исполнением плясок «Тимоня» и «Чеботуха» в исполнении различных фольклорных коллективов. Для более глубокого погружения в музыкальное творчество курян преподаватель предлагает присутствующим попробовать себя в роли музыканта и участника карагодных гуляний, исполнив частушки под наигрыш «Тимоня», аккомпанируя себе на народных инструментах (кугиклах, рожке, жалейке, дудке, свистульках, трещотках, ложках, рубеле и бубне).
Во втором блоке мероприятия преподаватель изобразительного искусства знакомит с особенностями народных промыслов Курского края на примере Кожлянской игрушки, рассказывает об истории её возникновения, на экране демонстрирует фотографии наиболее характерных образцов, вместе с присутствующими обсуждает характерную форму игрушки, особенности ее росписи. Закрепить полученные знания предлагается в «мастерской». Здесь зрители чувствуют себя мастерами росписи Кожлянской игрушки, копируют древние образы под руководством преподавателя. Практическое занятие проходит под звучание курской плясовой музыки в атмосфере свободного творчества, а готовые игрушки с собственной росписью каждый забирают с собой, как частичку родной культуры.
В третьем блоке преподаватель хореографии рассказывает о танцевальной культуре родного края, об особенностях исполнения курских карагодов - танков, наглядно демонстрируя на экране в исполнении профессиональных коллективов танцевальные движения мужской и женской пляски, характерные только для Курской области. Особое внимание уделяется особенностям и отличию костюма Курской области от костюмов других областей Центральной России.
Затем в классе хореографии каждый может ощутить себя участником курского карагода и потанцевать в одном большом круге или в нескольких кругах, двигающихся в разных направлениях, заплетая танок в «плетень» или в «улитку», притоптывая характерным танцевальным ходом Курского края, сойтись «стенка на стенку», исполняя линейный танок, а так же поиграть в «ручеек» под традиционную музыку курян, звучащую в исполнении концертмейстера-баяниста.
Комплексный подход с показом в одном ключе различных видов искусства и закреплением материала на практике пробуждают у детей и молодёжи неподдельный интерес к песенному и танцевальному творчеству, народным ремеслам, рождает чувство сопричастности к истории своей малой родины и гордости за богатство и красоту культуры родного края. При такой подаче учебного материала в игровой форме усвоение происходит легко и непринужденно, а полученные знания сохранятся более прочно.
Таким образом, погружение в атмосферу культуры родного края помогает участникам мероприятия осознать, что главная задача и ответственность подрастающего поколения - сохранение уникального наследия предков, передача потомкам накопленных знаний через изучение и приобщение к традиционной культуре с целью сохранения своей самобытности.
Данный опыт транслируется на обучающихся всех отделений детской школы искусств, на учеников общеобразовательной школы д. Студенок. В рамках открытых зональных внеклассных мероприятий преподаватели средней общеобразовательной школы д. Студенок, детских школ искусств г. Железногорска и Железногорского района познакомились с новыми педагогическими технологиями, применяемыми преподавателями Студенокской ДШИ.
Список литературы
- Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные пляски. М. – Л., Музгиз, 1951.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии, М., «Искусство», 1964.
- Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие. В 2 ч. Орел: ОГИИК, 1999.
- Казьмин П. Сто русских народных песен. М., Музгиз, 1958.
- Климов А. Основы русского народного танца. М., «Искусство», 1981.
- Надеждина Н. Русские танцы, М., 1951.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва «Просвещение», 2012.
- Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М.: «Коллекция М», 2003.
- Руднева А.В. Курские танки и карагоды, М., «Советский композитор», 1975.
- Руднева А.В. Народные песни Курской области. М., 1957.
- Сысоева Г.Я. Локальные стили в южно-русской песенной традиции // Духовное наследие русской национальной культуры. Материалы научно-практической конференции. Курск. 1998, с. 8-12.
- Ткаченко Т. Народный танец. М., «Искусство», 1967.
- Устинова Т. Русский народный танец. М., «Искусство», 1976.
Матвеева Ирина Засимовна, директор МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», преподаватель I квалификационной категории, преподаватель теоретических дисциплин МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», г. Железногорск Курской области
Лысенко Елена Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», г. Железногорск Курской области
Аникушина Елена Александровна, преподаватель I квалификационной категории, преподаватель хореографии МКУ ДО «Студенокская детская школа искусств», г. Железногорск Курской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология родного края. номинация "экологическая культура"
Значение регионального литературно-художественного журнала «Отчий край» в культурной, общественной и литературной жизни Волгоградской области (на конкурс научно-исследовательских работ "Экология родно...
«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения музыкальной культуры родного края»
Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Нельзя забывать, что...
воспитание личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края через внедрение национально-регионального компонента (НРК) в учебно-воспитательный процесс.
Моя методическая проблема...
Изучение истории родного края через поисково-краеведческую деятельность при Музее техникума
Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей все...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...
Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"
Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обуч...
КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ по выполнению практических работ по дисциплине «История и культура родного края»
Комплект инструкционно-технологических карт предназначен для выполнения практических работ по дисциплине «История и культура родного края» и нацелен на оказание практической и методи...