Доклад "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде"
статья по теме
Доклад "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гармонизация межнациональных и межконфессиональных
отношений в студенческой среде
Сутайкина М.Н. зам. директора по УПР ГБПОУ РМ
«Дубенский аграрный техникум»
Россия страна, в которой проживают представители более ста народов. Наша Республика Мордовия не исключение. Каждый народ, сформировавшийся на территории Мордовии, имеет свои особенности в культуре, традициях, обычаях. Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов, укреплять единство и мощь нашего государство, не разобщать его конфликтами и разногласиями, а консолидировать общество под одной мощной идеей.
В настоящее время в Республике Мордовия в Дубенском районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории. Этому способствует проведение в республике большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.
Воспитание и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений студентов является многогранным, тонким и деликатным процессом, который включает в себя формирование убеждений, чувств, привычек, потребностей, морально-волевых качеств и поведения.
В Дубенском аграрном техникуме обучаются 147 человек, из них 72 стали респондентами в ходе проведения социологического исследования, посвященного проблеме этнического и религиозного самоопределения молодежи Республики Мордовия и в частности Дубенского района.
В опросе участвовали студенты в возрасте от 16 до 20 лет, представляющие мордовскую, русскую, татарскую, украинскую, марийскую этнические общности. Из них 66 юношей и 6 девушек. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, среди них:
1. Ваше отношение к представителям других национальностей, проживающих на территории Дубенского района?
2. Есть ли угроза возникновения межнациональных конфликтов в Дубенском районе?
3. Существует ли проблема межконфессиональных отношений в районе?
4. С чем связаны вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий?
5. Возможно ли предотвратить межэтнические и межконфессиональные столкновения и (если да) каким образом?
Отвечая на вопрос об отношении опрашиваемых к другим нациям, проживающим в Дубенском районе, 41 % ответили «нейтрально», 24 % -«положительно», 35 % - в зависимости от ситуации. 12 респондентов озвучили негативное отношение к представителям кавказских народов, объясняя свое отношение «специфическим, а порой вызывающим» поведением кавказской молодежи. Можно сделать вывод, что большинство студентов не испытывают отрицательных эмоций от соседства с другими этносами и нациями.
На вопрос «Есть ли угроза возникновения межнациональных конфликтов в Дубенском районе?» подавляющее большинство опрашиваемых (:5 %) ответило, что ее нет, 16 % ответило, что ситуация внешне спокойна, но ощущается некоторая напряженность и 19 % затруднились ответить. Таким образом, некоторая часть респондентов допускает возникновение межнациональных конфликтов. Однако источником угрозы респонденты видят не конкретные нации, а отдельных агрессивно настроенных людей или групп.
Обращаясь к проблеме межконфессиональных отношений в Дубенском районе, 77 % респондентов полагают, что поводов для волнения нет, оставшиеся 23 % опрошенных затруднились ответить. Одной из главных трудностей диалога между представителями разных конфессий (в частности, между православием и исламом) респонденты видят усиление религиозной пропаганды в обществе, в средствах массовой информации, что неизбежно приводит к обостренной полемике и конфронтации.
Вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий респонденты объясняют неправильной позицией представителей религиозных организаций (31 %), отсутствием общей культуры у представителей разных этносов или религий, ущемлением прав (59%), отсутствием толерантности в обществе (9 %). Анализируя ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу о необходимости широкого обсуждения в обществе проблем веротерпимости, национального самосознания и культурного диалога.
Отвечая на вопрос «возможно ли предотвратить межэтнические и межконфессиональные столкновения и (если да) каким образом?» 79 % респондентов согласились с возможностью предотвращения конфликтов, 21 % опрошенных выразили сомнение. В качестве решений данной проблемы были названы необходимость усиления деятельности органов внутренних дел по пресечению религиозного экстремизма и сепаратизма; проведение реформ в сфере национальной политики (создание благоприятных условий для жизни этносов на исторических территориях).
Но главным результатом данного исследования явился факт существования активной гражданской позиции у студентов техникума, что, безусловно, отражает заинтересованность молодого поколения в судьбе района, республики и государства в целом. Обсуждение такого рода проблем в пространстве культурного диалога призвано помочь в их решении и сгладить тенденцию обострения религиозных противоречий.
Особая роль в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений принадлежит, безусловно, кураторам групп. Эффективное воздействие на формирование ценностного отношения к этнотолерантности на уровне учебной группы в условиях поликультурной образовательной среды оказывает вовлечение студентов в разного рода дискуссии с последующей коллективной рефлексией на тему: «Понять себя через иную культуру», обсуждение ряда публикаций по вопросам миграции, активно анализируются бытовые ситуации межкультурного общения: «Мой сосед по общежитию», проведение конкурсов газет и плакатов. Один из педагогических путей приобщения к «чужому» миру «других» - самое общее знакомство с культурой народов. Данный подход применяется для знакомства с традициями и культурой, особенностями общения, нравственными ценностями разных народов при изучении таких тем, как «Социальные общности и группы. Этнические группы», «Этнонациональные и конфессиональные группы по учебной дисциплине «Обществознание», по дисциплине «Основы философии» - «Философия и религия», «Философия и культура», «Философия и искусство» и т.д.
Не остаются в стороне от процесса формирования межнациональных отношений и преподаватели предметники. Содержание разных предметов, например, иностранного языка, литературы, где эстетическая, образная система напрямую воздействует на эмоциональный мир личности, её ценностные ориентиры, дает множество возможностей для обращения к проблеме межнациональных отношений.
Значимую роль в гармонизации межнациональных отношений оказывает обращение к истории – к тем её эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях человеконенавистничества, будь то религиозные войны Средневековья, или фашистские зверства в 20 столетии, или сталинские репрессии советского народа и сегодняшние события на Украине. Все это не просто эпизоды истории этих народов, но и события катастрофические для всего человечества.
Большую ценность и интерес для студентов имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, национальной кухни, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. В этом им помогают дисциплины национально-регионального компонента «История мордовского края», «Литература Мордовии». При изучении этих дисциплин проводятся игры, где студенты по разработанной схеме занимаются поиском и анализом идентичных фрагментов народного фольклора и литературы разных народов. Так, например, в творческой форме могут быть представлены «Еврейская семья», «Русская семья», «Мордовская с семья», «Татарская семья». Чем больше особенностей различных культур будут знать студенты, тем больше они будут понимать поступки, взгляды их представителей. А понимание – почти всегда первая ступень к согласию. Следует также находить в недрах каждой этнической культуры элементы толерантности по отношению к другим народам, например, в пословицах, сказках, быте, крылатых выражениях и т. д.
Особое значение в гармонизации межнациональных отношений имеет физическое и патриотическое воспитание молодежи. Студенты очень активно принимают участие в проведение мероприятий, посвященных ко Дню Великой Победы, Дню защитника Отечества, в военно-спортивных играх.
Гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде, это длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Главная педагогическая задача – помочь будущим специалистам обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
В работе содержится пути решения проблем межнациональных и межконфиссиональных отношений среди молодежи...
ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ...
Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде
Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде...
Формирование заботливого отношения к природной среде
Статья, посвящена теме формирования заботливого отношения к природной среде в процессе подготовке рабочих кадров...
Девиантное поведение в студенческой среде
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результ...