Статья "Отношение современной молодежи к религии"
статья на тему

Новикова Александра Николаевна

VII региональная научно-методическая крнференция "Актуализация компететентносто-ориентированного подхода в современных условиях образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novikova_a._n.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

А. Н. Новикова

ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Отношение современной молодежи к религии

В наши дни, когда социальная действительность, характеризуется ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни - утратой, вызванной потерей веры в справедливость, добро, милосердие в людей и себя, в «нормальные человеческие отношения», роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Обосновывая реальность и ценность религиозной жизни для человека, многие отечественные и зарубежные психологи [1-8] сходятся во мнении о том, что религиозная вера, есть психологический феномен, присущий человеку от рождения и указывающий путь к нравственному и духовному самосовершенствованию. В свою очередь Н. Г. Дебольский убежден, что существование Бога и Его образа в человеке свидетельствует о его нравственности [4, с.49 ].

Целью статьи является исследование отношения к религии современной молодежи, уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии мною была разработана специальная анкета, включающая следующие вопросы:

Каковы ваши взгляды, касающиеся атеизма, веры в Бога, религии, свободы совести? 1. Атеист (отрицаю существование Бога).2. Верую в существование Бога: а. Исповедую религию б. Верую в Бога, но не придерживаюсь какой-либо религии.3. Агностик (не знаю, существует Бог или нет). 4. Являюсь "воинствующим безбожником", то есть считаю, что с верой в Бога следует бороться. 5. Сторонник полной свободы совести (быть атеистом или верить в Бога - частное дело любого человека, в это не нужно вмешиваться). 6. Сторонник полного отделения церкви (религии) от государства. В школах, вузах, в армии присутствие священников и преподавание богословия (теологии) недопустимо. 7. Считаю, что допустимо преподавание богословия в школах и вузах, присутствие священников в войсках, освящение зданий и собраний и т. д.  8. Какими, на Ваш взгляд, должны быть взаимоотношения науки и религии?

При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии: а) когнитивный компонент, связанный со знанием основных понятий характеризующих религию их разграничением, пониманием; б) мотивационно-оценочный компонент, отражающие личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям и; в) поведенческий компонент – отношение к религиозному образование.

В исследовании приняли участие 132 человека – студенты ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Прежде всего, нам необходимо было выяснить, верят ли студенты в Бога? В ответе на этот вопрос были выделены следующие категории: . Верую в существование Бога – 96% (из них: Исповедую религию 38%, Верую в Бога, но не придерживаюсь какой-либо религии – 62% ), атеистами себя признали  – 4% опрошенных.

Грановская Р.М. в своей книге «Психология веры» [3] показывает, что каждая из Мировых религий сохраняя свой особый характер, внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. В этой связи для нас представляет интерес, как молодые люди относятся к  существованию различных религий, а также как они относятся к другим религиям.

Результаты ответа на вопрос являетесь ли Вы сторонником полной свободы совести (быть атеистом или верить в Бога - частное дело любого человека, в это не нужно вмешиваться), показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 86,6% ответили положительно, только 4% признали себя «воинствующими безбожниками». Не смогли ответить на данный вопрос 9,6 % респондентов исследуемой выборки.

О положении церкви в современном обществе мнения разделились 43,3 %. считают, что допустимо преподавание богословия в школах и вузах, присутствие священников в войсках, освящение зданий и собраний и т. д., 10% респондентов сторонники полного отделения церкви (религии) от государства. 46,6 % - затруднились дать ответ.

У каждого человека свое представление о картине мира. Картина мира складывается из 3 основных компонентов: религии, науки и философии. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Какими, на Ваш взгляд, должны быть взаимоотношения науки и религии? 20% респондентов говорят о взаимодействии науки религии, 10% отвечают, что они не совместимы, а 70% затрудняются ответить.

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества.

Эмпирическое исследование показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Я отдаю себе отчет в том, что исследования в других регионах, возможно, дадут другие результаты, однако, было бы абсолютно неверным отрицать, что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.

Данная научная статья ляжет в основу учебно-исследовательской работы студентов коледжа, и результаты будут доложены на научно-практической конференции в ОГОБУСПЛО «Государственный медицинский колледж г. Братска» «Медицина. Человек. Общество» в апреле 2015 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология : конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М. : Флинта, 2000. - 85 с.
  2. Бражникова, А.Н. Психология нравственности профессионала : учебное пособие / А.Н. Бражникова - М. : Изд-во «Университетская книга», 2009. - 432 с.
  3. Грановская, Р. М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. - 373 с.
  4. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. - СПб. : Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.
  5. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1991. – 165 с.
  6. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр ; пер. с англ. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990 [Электронный ресурс]http://textfighter.org/raznoe/Psihol/Fromm_PsRel/fromm_e_psihoanaliz_i_religiya.php - Дата обращения 19.01.2015
  7. Юнг, К. Г. Психология и религия. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. Ренессанс, 1991. - 304 с.
  8. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью

Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью и старшего поколения существенно различается. В чем заключаются причины? Каковы средства преодоления этого раскола?...

Фото с областной конференции "Молодежь и религия" 2015 год

Фото с областной конференции "Молодежь и религия" 2015 год...

Есть ли будущее у современной молодежи?

Влияние наркотиков на современную молодежь...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В 2017 году исполнится 72 года победе советского народа в Великой Отечественной войне. Чтобы у современных подростков и молодежи за давностью лет не угасла память о подвиге героев войны, тех, кто кова...

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

9.05 2018. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИВ истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало...

статья натему:"Современная молодежь, ее взгляд на семью и семейные ценности".

В настоящей работе будет обсуждаться проблема демографии современного общества. Будут представлены ключевые аспекты проблемы создания современной семьи и деторождения....

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...