Методическая разработка лабораторного занятия по МДК .01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме: «Вспомогательное оборудование тепловозов и дизель-поездов»
методическая разработка по теме
Методические указания по выполнению лабораторной работы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программой по ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
В данной методической разработке представлено: содержание лабораторного занятия №3 по теме: «Устройство средств пожаротушения на тепловозах», даны рекомендации и указания по проведению лабораторного занятия.
Лабораторное занятие проводится после изучения теоретического материала,
что способствует лучшему пониманию материала курса.
При выполнении лабораторной работы студенту присваивается номер в соответствии с номером в учебном журнале. При подготовке к выполнению лабораторной работы студент должен изучить материал по соответствующей теме. На лабораторное занятие учебным планом и программой отведено
2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_laboratornogo_zanyatiya.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» в г. Алатыре
Методическая разработка
лабораторного занятия по
МДК .01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме:
1.9. «Вспомогательное оборудование тепловозов и дизель-поездов»
Специальность:
23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог
Алатырь
2018
ОДОБРЕНО
на заседании ЦК
специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация
подвижного состава железных дорог
Протокол № ___ от «__» _____ 20__ г.
Председатель
_________________ /С.В. Бочкарев
Автор: Шашанов С. В.- преподаватель филиала федерального осударственного
образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Алатыре
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению лабораторной работы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программой по ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
В данной методической разработке представлено: содержание лабораторного занятия №3 по теме: «Устройство средств пожаротушения на тепловозах», даны рекомендации и указания по проведению лабораторного занятия.
Лабораторное занятие проводится после изучения теоретического материала,
что способствует лучшему пониманию материала курса.
При выполнении лабораторной работы студенту присваивается номер в соответствии с номером в учебном журнале. При подготовке к выполнению лабораторной работы студент должен изучить материал по соответствующей теме. На лабораторное занятие учебным планом и программой отведено
2 часа
Общие указания по оформлению отчетов по лабораторным работам
Отчеты по лабораторным работам выполняются согласно единым требованиям по оформлению конструкторской документации на листах форматаА4.
Первый лист является титульным. На втором листе указывается перечень лабораторных работ, который оформляется в соответствии с ЕСКД.
Текст в отчетах лабораторных работ пишется от руки ручкой черной или
синей пастой. Отчеты по лабораторным работам должны подшиваться в
папку.
Графическую часть выполнять четко, достаточно крупно с использованием чертежных принадлежностей. Сложные рисунки, схемы, диаграммы допускается приводить в виде ксерокопий или сканированных изображений с последующей распечаткой, но при этом не забывайте дополнять их спецификацией, т.е. расшифровкой всех названий деталей.
Лабораторная работа №3.
Тема: «Устройство средств пожаротушения на тепловозах»
Цель работы: Изучить устройство средств пожаротушения
Оборудование: пожарная установка, огнетушители.
I. Теоретический материал.
Для тушения пожара предусмотрены противопожарные средства: настенные
огнетушители, тара с песком, ведро, савок, пожарная сигнализация,
противопожарная установка.
Воздухопенная установка для тушения пожара. Противопожарная воздухопенная установка включает два резервуара, заполненных огнегасящим раствором, пневматический трубопровод, подающий при открытых кранах сжатый воздух в резервуары, гидравлический трубопровод , подводящий раствор из резервуаров через краны к переносным генераторам высокократной пены.
Установку заправляют раствором пенообразователя ПО-1. Для
приведения установки в действие необходимо открыть один из кранов, взять в руки генератор высоко кратной пены, направить его на очаг пожара и открыть кран . При полной заправке установки время ее работы с одним генератором составляет 3,3 мин, с двумя генераторами - около 1,5 мин.
Применять установку для гашения горящих электроаппаратов, электрических
машин и электропроводки, находящихся под напряжением, категорически
запрещается. Для этого необходимо использовать углекислотные огнетушители.
Для сигнализации о возникновении пожара и управления установкой служит
система сигнализации и управления, состоящая из блока , расположенного на
стенке кабины машиниста, извещения, размещенных на крыше, стенках кузова и в высоковольтной камере, сигнальной лампы «Пожар», находящейся на световом табло в кабине машиниста, сигнальной сирены и тумблеров включения установки.
Приведение установки в действие производится как автоматически, так и вручную или дистанционно.
Установка состоит из резервуара , пневматического и порошкового
трубопроводов, блока управления , рукава с пожарным стволом и кранов.
Пневматический трубопровод служит для подачи воздуха из питательной
магистрали в резервуар с целью вспушивания и вытеснения из него огнетушащего порошкового состава в порошковый трубопровод или в рукав с пожарным стволом.
Воздух подается в резервуар через блок управления , состоящий из клапана ,
управляющего включением этого клапана электропневматического вентиля и разобщительных кранов.
Электропневматический вентиль при отсутствии пожара обесточен; подача
питания на его катушку происходит при включении одного из тумблеров,
расположенных на панели блока, на стенке кузова в районе установки резервуара и на стенке холодильной камеры. Можно включить установку вручную краном, кран при этом должен быть закрыт. В верхней части резервуара в штуцере установлено предохранительное кольцо (мембрана) , предназначенное для создания в резервуаре необходимого давления, при котором обеспечиваются вспушивание порошка и последующая эффективная работа установки. Установка порошкового пожаротушения высоковольтной камеры состоит из резервуара б, имеющего массу заряда (10,5 + 1) кг, пневматического и порошкового трубопроводов, электропневматического вентиля и разобщительных кранов.
Пожарный ствол предназначен для подачи струи порошкового состава на
очаг пожара. Он состоит из корпуса , навернутого на него стакана , насадок ,
придающего струе нужную форму, и обтекателя 2, расположенного внутри насадка
и способствующего равномерному распылению порошкового состава. В обтекатель вставлен клапан , перекрывающий зазор между обтекателем и штоком . С противоположной стороны к штоку присоединяется рукав. Для исключения выхода штока из корпуса установлено стопорное кольцо . Резиновые кольца предохраняют резьбу штока и корпуса от случайного попадания на нее порошка. Открывать пожарный ствол необходимо не позднее чем через 6с после включения одного из тумблеров дистанционного управления. Для открытия ствола необходимо повернуть стакан относительно штока с рукавом по часовой стрелке. После
снятия усилия стакан возвращается в исходное положение пружиной .
Автоматическая пожарная сигнализация
Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) служит для оповещения о появлении на тепловозе очага пожара или недопустимо высокой температуры.
Датчики температуры (извещатели температуры) с легкоплавким соединением лепестковых контактов типа ИПЛ расположены в наиболее опасных в пожарном отношении местах дизельного помещения и камеры электрооборудования. Контакты датчиков включены последовательно в цепь питания катушки реле РУ14.
При возрастании окружающей температуры до 95-120 °С легкоплавкое соединение датчика расплавляется, и контакты его размыкаются, выключая питание реле РУ.
Замыкающиеся при этом контакты реле обеспечивают подачу напряжения на лампу ЛП пожарной сигнализации и сигнал буксования СБ. Для проверки исправности сигнализации служит тумблер ТПР, при включении которого имитируется срабатывание датчика температуры.
Местонахождение источника сигнала (на ведущей или ведомой секциях)
определяется переключением тумблера ТП1-11.
II.Порядок выполнения лабораторной работы:
1. Ознакомиться с работой противопожарных установок тепловоза.
2. Необходимый противопожарный инвентарь на тепловозах.
3. Особо пожароопасные места на тепловозах.
4. Сделать вывод.
III.Ход работы:
1. Противопожарные установки тепловоза.
Для тушения пожара на каждой секции тепловоза предусмотрены
противопожарные средства: автоматическая пожарная сигнализация,
противопожарная установка, настенные огнетушители, тара с песком, ведро и совок.
Автоматическая пожарная сигнализация предназначается для обнаружения загорания на тепловозе и оповещения об этом световым и звуковым сигналами.
Пожарная сигнализация срабатывает при температуре 85°С и выше.
В качестве датчиков пожарных извещателей используются терморезисторы ,
встроенные в специальный кожух и защищенные от механических повреждений крышкой с отверстиями. Датчики установлены в наиболее опасных в пожарном отношении местах аппаратной камеры и дизельного помещения. Питание схемы пожарной сигнализации осуществляется от аккумуляторной батареи через автоматический выключатель. Терморезисторы (19 шт.) соединены в две параллельные группы, каждая из которых подключена к своему реле.
При повышении температуры воздуха в дизельном помещении или в аппаратной камере сопротивление соответствующего терморезистора резко уменьшается, тем самым ток, проходящий по реле, увеличивается и реле срабатывает. Своими замыкающими контактами реле включает сигнальные лампы в обеих кабинах и на сигнальной коробке, а также звуковой сигнал. Расположение противопожарного оборудования на тепловозах примерно одинаковое, на тепловозе в каждой кабине, а также в тамбуре возле передней кабины, рядом с левой входной дверью находятся по одному углекислотному огнетушителю ОУ-5. Один пенный огнетушитель ОХП- 10 висит в дизельном помещении на стенке шахты холодильника. Ведро для воды,
ведро и совок для песка установлены возле осевого вентилятора.
В комплект воздухопенной противопожарной установки входят : резервуар
объемом 235 л, расположенный под шахтой холодильника и заправленный 6%-ным водным раствором пенообразователя ПО-1; два генератора высокократной пены (ГВП) с гибкими рукавами , уложенными в специальные ящики, расположенные в переднем и заднем тамбурах; трубопроводы с кранами и вентилями.
Установка приводится в действие открытием одного из пусковых кранов. При этом воздух из питательной магистрали тормозной системы поступает в резервуар и вытесняет раствор пенообразователя в трубопровод с постоянно открытым краном, в рукава и далее в генератор высокократной пены. Через открытый кран генератора раствор попадает в полость а корпуса центробежного распылителя и через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры, где закручивается и выходит из соплового отверстия в виде распыленной струи. В коллекторе струя увлекает за собой атмосферный воздух и попадает на сетки кассеты , при прохождении которых образуется пена. Струя пены направляется на очаг пожара, изолирует его и горение прекращается. Кратность выхода пены (отношение объема использованной емкости к объему полученной жидкости) должна быть не менее 70. Вместимость резервуара противопожарной установки рассчитана на работу одного генератора высокократной пены в течение 4 мин.
2. Необходимый противопожарный инвентарь на тепловозах.
При приемке тепловоза. Принимая тепловоз, локомотивная бригада проверяет наличие и исправность инвентарных средств пожаротушения При отсутствии огнетушителей ОУ-5 применяются огнетушители ОУ-2 и ОУ-8, отличающиеся от ОУ-5 емкостью баллонов и весом заряда.
Каждый исправный и заряженный углекислотный огнетушитель имеет две
пломбы: одна ставится на маховичке, другая — на предохранительном колпачке.
Огнетушители на тепловозах должны храниться в полной исправности быть всегда готовыми к действию. Количество углекислоты в каждом огнетушителе периодически, не реже одного раза в три месяца, проверяется взвешиванием. Этот контроль обычно возлагается на работников пожарной охраны или производственно-технического отдела депо. Огнетушители ОУ-5, которые вместо маховичка имеют клапан, испытывают через 12 месяцев. Огнетушители ОП-5 проверяют через 6 месяцев на реакцию. Данные заряда углекислотных огнетушителей приведены в таблице.
3. Особо пожароопасные места на тепловозах.
Локомотивная бригада обязана тщательно проверить пожароопасные места: нет ли масла и топлива на раме тепловоза, остатков обтирочного материала около аккумуляторной батареи, электрических аппаратов и машин и вращающихся частей. Промасленный обтирочный материал хранится в специальных металлических ящиках; крепление дренажных труб и их фланцев, при этом никакой изоляции на трубах не должно быть, кроме металлических защитных щитов. Просочившиеся в поддоне топливо и масло не должны соприкасаться с дренажной трубой. Обращают внимание на: положение дренажных труб, чтобы предупредить возможность воспламенения пола; состояние изоляции труб и обшив глушителей;
течь масла и топлива в соединениях, состояние трубок измерительных приборов топливной и масляной систем в местах их крепления к дизелю и другим узлам тепловоза; состояние изоляции на кабелях, выходящих из ящиков аккумуляторной батареи; состояние проводов, подходящих к аппаратам и приборам.
4.Вывод:
В процессе лабораторного занятия были изучены противопожарные установки тепловоза, осмотрен необходимый противопожарный инвентарь, изучены особо пожароопасные места.
Контрольные вопросы.
1.Какие марки огнетушителей используются при тушении оборудования
находящиеся под напряжением?
2.Неисправности пожарных установок.
3.Марка пенообразователя применяемых в пожарных установках.
4.Технка безопасности при заправке пожарных установок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурса "Лучший по профессии- слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"
Конкурс проводится в рамках декады железнодорожных профессий среди учащихся по профессии «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава». Целью конкурса является о...
План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного составаТема урока. Кузов полувагона, назначение, устройство. Знаки и надписи на кузове.Цель урока: овладе...
Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...
Самостоятельная работа в группах на занятиях МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме: «Конструкция бесчелюстного и челюстного буксовых узлов»
В методической разработке представлена групповая форма самостоятельной работы. Данная методика самостоятельной работы предполагает дифференцированную групповую работу, выполнение гру...
Методическая разработка лабораторного занятия по МДК .01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда)по теме 1.2 «Механическая часть»
В методичекой разработке представлены указания к оформлению и выполнению лабораторной работы....
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ОП.0.5 Допуски, посадки и технические измерения для профессии 23.01.10 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»
Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности внеаудиторной самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоя...