Методическая разработка лабораторного занятия по МДК .01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда)по теме 1.2 «Механическая часть»
методическая разработка по теме
В методичекой разработке представлены указания к оформлению и выполнению лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_laboratornogo_zanyatiya.doc | 656 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка лабораторного занятия по
МДК .01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме 1.2
« Механическая часть»
При выполнении лабораторной работы студенту присваивается номер согласно номера в учебном журнале. При подготовке к выполнению лабораторной работы студент должен изучить материал по соответствующей теме. На лабораторное занятие учебным планом и программой отведено 2 часа
Общие указания по оформлению отчетов по лабораторным работам
Отчеты по лабораторным работам выполняются согласно единым требованиям по оформлению конструкторской документации на листах форматаА4.
Первый лист является титульным. На втором листе указывается перечень лабораторных работ, который оформляется в соответствии с ЕСКД.
Текст в отчетах лабораторных работ пишется от руки ручкой черной или
синей пастой. Отчеты по лабораторным работам должны подшиваться в
папку.
Графическую часть выполнять четко, достаточно крупно с использованием чертежных принадлежностей. Сложные рисунки, схемы, диаграммы допускается приводить в виде ксерокопий или сканированных изображений с последующей распечаткой, но при этом не забывайте дополнять их спецификацией, т.е. расшифровкой всех названий деталей.
Лабораторная работа №1. Тема: «Исследование конструкции и работы механизма автосцепки СА-3».
I. Теоретический материал.
Автосцепка СА-3 1- корпус автосцепки; 2-замкодержатель; 3-замок; 4-балансир валика подъемника; 5-цепь; 6-рычаг расцепной; 7- балочка; 8-подвеска; 9-ударная розетка; 10-хомут тяговый; 11-клин; 12-болт; а-упор; б-малый зуб; в-большой зуб; 7- ушко хомута. | (рис.1) |
(рис.2)
Механизм автосцепки:
(рис.2.) 1- замок; 2-шип;3-отверстие; 4- сигнальный отросток; 5-радиальная опора; 6-зуб замка; 7-замкодержатель; 8-противовес; 9- выступ; 10-лапа; 11- овальное отверстие; 12- подъемник;13- квадратное отверстие; 14-узкий палец; 15-широкий палец; 16-болт; 17-предохранитель замка; 18-нижнее плечо; 19-верхнее плечо; 20-валик подъемника; 21-отверстие; 22-выемка для болта; 23 стержень; 24-балансир.
Автосцепка СА-3 (советская автосцепка третьего варианта) – основная часть автосцепного устройства (рис.2). Корпус 1 автосцепки представляет собой стальную полую отливку, в головной части которой расположен автосцепной механизм. Наружное очертание головной части автосцепки в плане образовано большим в зубом и малым б зубом, пространство между которыми называют зевом. Головная часть автосцепки снаружи имеет упор а, которым она упирается в розетку 9 стяжного ящика в случае перегрузки
поглощающего аппарата.
Автосцепной механизм (рис. 2) состоит из замка 1, замкодержателя
7, предохранителя замка 17, подъемника 12 и его валика 20. Замок,
служащий для запирания двух сомкнутых автосцепок, вместе с собранным механизмом установлен в вертикальном положении в полости головки и на своей нижней радиальной опоре 5 может поворачиваться вдоль полости вокруг зуба 6. Под действием собственного веса замок своей замыкающей частью стремится выйти наружу из полости. На шипе 2 замка навешен двуплечий предохранитель (собачка) 17 замка. Замкодержатель 7, предназначенный для удержания замка в сцепленном и расцепленном положениях, навешивается своим овальным отверстием 11 на шип в полости автосцепки. Рядом с замком расположен подъемник 12, надетый на квадратный хвостовик валика подъемника 20. Валик располагается в отверстии автосцепки и проходит через овальное отверстие 3 замка. Эксцентрик (балансир) 24 валика подъемника остается снаружи корпуса автосцепки. Отверстием 21 эксцентрик валика соединен с цепью расцепного привода. От выпадания из корпуса автосцепки валик удерживается выемкой 22, в которую заходит тело болта 16, установленного в приливе корпуса автосцепки.
Обслуживание автосцепных устройств.
Эксплуатация неисправных автосцепных устройств приводит к их обрыву или саморасцепу. Последствия в этих случаях непредсказуемы, возможны
Вплоть до крушения поездов. Машинист и помощник машиниста должны хорошо знать устройство и действие автосцепки и уметь определять её неисправности. Автосцепки могут иметь следующие неисправности:
1.Уширение зева автосцепки.
2. Износ тяговых поверхностей.
3.Провисание головки автосцепки, происходящее по причине:
а) выработка опорных поверхностей маятниковых подвесок;
б) выработка опорного места центрирующей балочки;
в) обрыва тягового хомута верхней тяги (голова наклоняется вниз), нижней - голова автосцепки поднимается вверх;
г) изгиб хвостовика определяется по наличию наклёпа на тыльной стороне головы автосцепки и ударной разметке.
4.Износ замыкающей части замка.
5.Излом сигнального отростка.
6.Излом шипа для навешивания собачки.
7.Разработка отверстия подъёмника.
8.Износ концов зубьев подъёмника.
9.Излом противовеса замкодержателя.
10.Излом рабочих плоскостей замкодержателя.
11.Излом полочки для верхнего рычага собачки.
12.Излом плеча собачки.
13.Излом рабочих поверхностей собачки.
14.Увеличенная или уменьшенная длина цепочки расцепного привода
15.Износ перемычки хвостовика автосцепки.
16.Трещина в зеве головки автосцепки.
17.Трещина в месте перехода головы к хвостовику автосцепки.
18.Трещина в перемычке хвостовика автосцепки.
Перед выездом из депо локомотивная бригада должна проверить:
1.Подвижность замка, для чего рукой вдвинуть замок в голову автосцепки и отпустить его. Замок должен под действием собственного веса занять прежнее положение.
2.Исправность действия предохранителя от саморасцепа, для чего нажать правой рукой на лапу замкодержателя и не отпускать её, одновременно левой рукой втолкнуть замок внутрь головы. Если замок будет иметь небольшую качку и не уйдёт внутрь головы автосцепки, то предохранитель от саморасцепа исправен, если же при указанной проверке замок уйдёт внутрь головки, то такая автосцепка в эксплуатацию не допускается и подлежит замене или исправлению.
3.Действие расцепного привода, для чего повернуть рукоятку расцепного
рычага и положить её на горизонтальную полку кронштейна, оставив
рычаг в таком положении, проверить расположение замка, нижняя часть которого должна быть заподлицо с ударной стенкой зева, если нет, то необходимо произвести регулировку цепи болтом, находящегося в отверстии плеча расцепного рычага.
4.Исправность механизма на удержание замка в расцепленном положении, для чего следует повернуть от руки валик подъёмника до отказа, а затем другой рукой нажать на лапу замкодержателя. так чтобы она выступала вперёд примерно на 20 мм и, не отпуская её, валик освободить, если при этом замок не опустится в нижнее положение, это означает, что части механизма работают нормально.
5.Свободное перемещение головы автосцепки из среднего положения в обе стороны.
6.Наличие гаек и болтов и отсутствие слабины крепления ударной розетки и расцепного рычага, а также болтов, предостерегающих выпадание валика подъёмника и клина с наличием на них запорных устройств.
7.Состояние клина тягового хомута путём:
- Путём удара по клину молотком с прослушиванием. Если будет слышен двойной металлический звук при возвращении клина в исходное положение, то клин изломан.
- При визуальном осмотре:
- Клин несколько наклонен в сторону буферного бруса и имеет вмятину в заплечике.
- Согнут поддерживающий болт.
- На тяговом хомуте более крупная металлическая пыль.
8. Расстояние от упора головки автосцепки до ударной розетки должно
быть в пределах 70-90мм.
9. Расстояние между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розетки
(на расстоянии 15-20 мм от наружного края) должно быть 25-40 мм, а в
конце розетки не менее 20 мм.
После прицепки локомотива к составу проверить исправность фрикционного аппарата путём дачи первой позиции с наблюдением на сколько хвостовик уходит в розетку. Если полностью, то у фрикциона
имеется излом пружин.
При саморасцепе локомотивной бригаде проверить у обеих автосцепок:
1.Толщину замков.
2.Ширину зева автосцепки.
3.Расположение расцепных рычагов, не стоит ли один из них в положении на буфере.
4.Исправность автосцепок. Выполнить все указанные проверки при приёмке локомотива.
При разрыве сцепки и саморасцепе:
1.В момент срабатывания тормозов в составе известить немедленно идущие по соседнему пути поезда, затем сзади и ДСП.
2.Осмотреть место обрыва (саморасцепа) автосцепки.
3.Осмотреть подвижной состав до места падения головки автосцепки на
предмет схода или повреждения вагонов.
4.Определить с ДНЦ каким путём вывозить поезд.
5.Составить совместно с вагонниками акт осмотра оборванной автосцепки с зарисовкой места обрыва и наличия старой трещины. Привести в депо одну из частей автосцепки.
6.Произвести контрольную пробу тормозов.
Дать подробное письменное объяснение, указав режим ведения поезда и возникших реакциях в поезде. Необходимые размеры автосцепки: 1. Высота головки рельса-980(950)-1080 мм; 2. Уход замка в корпус-7-8мм.; 3.Расстояние от малого зуба до замка-1-8мм.;4. Разность по высоте осей автосцепок на секции локомотива - из КР не более 15мм.; 5. Разность между секциями локомотива - не более 50мм.; 6. Провисание автосцепки
вниз - не более 10мм.; 7.Поднимание автосцепки вверх – не более 3 мм.;
8. Расстояние от упора головки автосцепки до ударной розетки при
вдвинутой вручную автосцепке -не более 70мм., при полностью
выдвинутой-90мм.;
9. Расстояние между хвостиком автосцепки и потолком ударной розетки на расстоянии 15-20 мм от наружной кромки-25-40мм., на конце розетки-20мм.; 10. Изгиб клипа-не более 3 мм.; 11. Толщина клина –не менее 28 мм.; 12. Ширина клина- не менее 88 мм.; 13. Высота клина –не менее 305 мм.; 14.Износ центрирующей балочки – не более 10 мм.; 15. Высота головок болтов подвески- не менее 18мм.; 16. Толщина от выемки клина до торца хвостовика – не менее 40 мм.
Задание к лабораторной работе №1.
Цель:
исследование конструкции и работы механизма автосцепки СА-3.
I. Оборудование и принадлежности:
автосцепка СА-3,
модели автосцепки СА-3,
плакаты.
II. Порядок выполнения:
пользуясь соответствующим оборудованием и принадлежностями, исследовать конструкцию автосцепки СА-3 и ее элементы, порядок сборки и разборки автосцепки.
III. Содержание отчета:
1.Заполнить данные таблиц 1, 2, 3
2. Ответить на контрольные вопросы.
1) Назовите в чем преимущество автосцепки СА-4 от СА-3.
2) Объясните в чем особенности крепления клина тягового хомута
поглощающего аппарата Ш6ТО-4.
3) Дайте пояснения назначение сигнального отростка замка.
4) Укажите, для чего предназначен расцепной привод.
Эскиз (указать название, назначение и устройство) | |
| 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
Узел__________________________________ | 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Таблица 1.
Эскиз узлов (указать название и устройство) Таблица 2. | |
Механизм СА-3 ________________________
Устройство: | Механизм СА-3 _____________________
Устройство: |
Механизм СА-3 ________________________
Устройство: Механизм СА-3 ________________________
| Механизм СА-3 ___________________
Устройство: |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 |
Таблица 3
Показать порядок сборки и разборки автосцепки | |
Сборка: | |
Разборка: |
Список литературы.
Основные источники по МДК.01.01.:
1.Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. от 7.07.2003 г., 8.11.2007 г., 22 и 23. 07; 26 и 30.12.2008 г.).
2.Ветров Ю.Н., Приставко М.В. Конструкция тягового подвижного
состава – М.: Желдориздат, 2012 год - стр. 52 – 74.
Методические пособия:
1.Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного составаТема урока. Кузов полувагона, назначение, устройство. Знаки и надписи на кузове.Цель урока: овладе...
Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...
Самостоятельная работа в группах на занятиях МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме: «Конструкция бесчелюстного и челюстного буксовых узлов»
В методической разработке представлена групповая форма самостоятельной работы. Данная методика самостоятельной работы предполагает дифференцированную групповую работу, выполнение гру...
Вопросы к зачету по ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава ( тепловозы и дизель поезда)
Вопросы к зачету по ПМ.01.Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава( тепловозы и дизель поезда) 1.1. Тема «Общие сведения о тепловозах и дизель-поездах»,1.2. Тема «Ме...
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...
Методическая разработка лабораторного занятия по МДК .01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) по теме: «Вспомогательное оборудование тепловозов и дизель-поездов»
Методические указания по выполнению лабораторной работы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программой по ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ- КОНКУРСА „ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ – СЛЕСАРЬ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ- КОНКУРСА „ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ – СЛЕСАРЬ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА" предназначена для проведения конкурса среди обу...