МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка на тему

Стецик Дмитрий Андреевич

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrab_uroka_praktika.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

ТЕМА: Выполнение слесарных работ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:  Технология резки металла. Резка заготовок пластин по размеченным линиям. Резка проволоки диаметром 6 мм на заготовки длиной 450мм

Разработал: мастер п/о Стецик Д.А.

Симферополь

2017

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка занятия производственного обучения «Технология резки металла. Резка заготовок пластин по размеченным линиям. Резка проволоки диаметром 6 мм на заготовки длиной 450мм», который входит в состав  учебной практики ПМ.01 по теме «Выполнение слесарных работ» предназначена для обучающихся I курса  по профессии «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава». В методической разработке изложена технология резки металла. Данная методика проведения занятия  используется в рамках традиционной системы, но  включает в себя элементы информационных технологий и технологии «мастерские», так как обучающиеся достаточно большое количество времени на занятии работают самостоятельно по определенному плану (в соответствии с технологической картой). Уроки такого типа стабильно вызывают со стороны обучающихся, даже слабоуспевающих, положительные отклики, так как каждый обучающийся работает со своей скоростью и выполняет посильное задание.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Изготовление розы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Данное занятие производственного обучения является частью в теме «Выполнение слесарных работ» ПМ 01 и поскольку обучающиеся уже получили определённый профессиональный опыт при изучении других тем и знания при изучении данной темы на уроках теоретического обучения, на уроке организуется осмысление, формулирование и развитие ранее приобретённых  знаний и умений.  Занятие начинается с актуализации опорных знаний обучающихся по данной теме методом постановки вопросов, посвященных резке металла. Его содержание акцентирует внимание на изучение технологического процесса резки металла различными способами. В ходе занятия применяются следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с технологической картой); наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий); практические методы (комплексные учебно-производственные работы).  На заключительном этапе урока обучающиеся знакомятся с новыми технологиями для расширения знаний о различных видах резки металла путем просмотра видеороликов. Эти методы позволяют мастеру выяснить уровень необходимых знаний; четко и ясно изложить тему занятия; показать правильность выполнения трудовых приемов, наглядно показать, что именно должно получиться в результате выполнения задания; обеспечат  усвоение обучающимися характерных сочетаний операций и сложных приемов, совершенствование приобретенных навыков и умений.

1.ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Технология резки металла. Резка заготовок пластин по размеченным линиям. Резка проволоки диаметром 6 мм на заготовки длиной 450мм.

ТИП  ЗАНЯТИЯ: Комбинированный

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные ; наглядно - демонстрационные; практические

Цели занятия

Образовательная

Закрепить полученные знания  о резке металла, ознакомить с технологией резки металла, научить обучающихся выполнять резку металла ножовкой и ножницами по металлу, расширить знания обучающихся о различных способах  резки металла

Развивающая

Развить интерес к производственному обучению и профессии, научить применять имеющие знания на практике, способствовать развитию самостоятельного творческого и практического мышления у обучающихся

Воспитательная

Воспитать у учащихся культуру производственного труда, чувство ответственности за качество выполняемой работы, аккуратность

Интеграция

Охрана труда

Основы охраны труда в отрасли. Основы гигиены труда, производственная санитария

Слесарное дело

Резка металла

Материаловедение

Классификация металлов

Чтение чертежей

Рабочие чертежи деталей

Допуски и технические измерения

Средства измерения линейных размеров

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1.Инструкции по охране труда

2.Стенды по технологии резки металла

3.Задание по теме "Технология резки металла"", Технологическая карта «Изготовление розы»

4.Инструменты:

- чертилка- 15шт.

- линейка- 15шт.

- ножовка- 15шт.

- ножницы по металлу- 15шт.

- напильники – 15шт.

5.Заготовки металлических пластин

6.Оборудование:

- слесарный верстак с тисками и защитными экранами- 15шт.

7.Принадлежности:

- щетки- 15шт.

8.Спецодежда, обувь

9. Дидактические средства

- видеоролики «Плазменная резка металла», «Гидроабразивная резка», «Лазерная резка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- проверка явки обучающихся;

- проверка внешнего вида обучающихся (наличие спецодежды)

2.ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1.Сообщение темы и целей занятия

2.2. Актуализация опорных знаний обучающихся:

Беседа по материалу, изученному на теоретических занятиях:

1.Охрана труда перед началом, во время и после окончания работы?

2. Каково назначение резки?

3.Какой инструмент применяется для резки металла?

4.Из каких основных деталей состоит ручная ножовка и каково их назначение?

5.Какие виды ножниц по металлу вы знаете?

6.Порядок установки ножовочного полотна?

Проверка знаний обучающихся (письменная)-  выполнение задания по теме "Технология резки металла"

2.3. Объяснение нового материала

2.3.1.Практическое задание: Резка заготовок пластин по размеченным линиям. Резка проволоки диаметром 6 мм на заготовки длиной 450мм.

 - Значение резки при обработке данных пластин.

 - Показ пластин после выполнения резки.

 - Последовательность выполнения задания по технологической карте (рабочий инструмент, измерительный инструмент, приспособления)

 - Контроль качества работы

 - Требования охраны труда при выполнении резки пластин

2.3.2.Показ и объяснение трудовых приемов и действий в последовательности выполнения работы.

 2.3.3.Организация рабочего места.

 2.3.4.Воспроизведение обучающимися приемов и действий перед учебной группой.

 2.3.5.Обсуждение вопросов, которые появились у учащихся.

 2.3.6.Выдача обучающимся задания, распределение по рабочим местам, сообщение норм времени и критериев оценки.

3.ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ

Обучающиеся приступают к выполнению задания.

Целевые обходы мастера:

1. Проверка организации и содержания рабочих мест.  

2. Проверка правильности выполнения трудовых приемов, наблюдение за работой всех учащихся, обратить внимание на слабых учащихся, коллективный и текущий инструктаж (затруднения в работе, нарушение безопасности труда)

3.Прием и оценка работ. Дать дополнительное задание сильным обучающимся или направить их к  слабым обучающимся.

  Просмотр видеороликов «Плазменная резка металла», «Гидроабразивная резка», «Лазерная резка» для расширения знаний обучающихся о различных видах резки металла с последующим обсуждением.

4.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

 Подведение итогов работы за учебный день (результаты достижения цели, объявление оценок).

 Разъяснение причин наиболее типовых ошибок в работе обучающихся.

 Отметить обучающихся, добившихся отличного качества работы.

 Сообщение обучающимся темы следующего занятия.


Задание по теме "Технология резки металла"

ФИО обучающегося_________________________

1. Резка- это _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2.Назовите основные детали ножовочного полотна

1-________________________________

2-________________________________

3-________________________________

4-________________________________

5-________________________________

6-________________________________

7-________________________________

8-________________________________

3. Какой инструмент следует использовать, если требуется разрезать:

а) стальной лист толщиной до 2,5 мм - ________________________________

6) лист латуни толщиной до 6 мм -___________________________________

в) стальной лист толщиной до 0,7 мм-________________________________

г)стальной лист толщиной до 4 мм-__________________________________

д)лист алюминия толщиной до 6 мм -________________________________

е) лист латуни толщиной до 1,5 мм-__________________________________

ж)лист меди толщиной до 1 ,5 мм - __________________________________

3) листовой материал толщиной более 6 мм -___________________________________

4. Как следует поступать, если в процессе резания полотна произошла

поломка одного или двух зубьев ножовочного полотна, а запасного нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Объясните причины возникновения и укажите способы предупреждения

и устранения следующих дефектов, появившихся при разрезании металла:

а) перекос реза при резке ножовкой - __________________________________________

б) выкрашивание зуба полотна ножовки - ______________________________________

в) поломка полотна ножовки - ________________________________________________

г) при разрезании листового металла ножницами они мнут его- ___________________

д) надрывы в конце реза ножницами-__________________________________________

е) рваный торец отрезанной трубы - ___________________________________________

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

"Изготовление розы"

Порядок выполнения

Инструкционные указания и пояснения

Инструмент

1.Разметка квадратов

 

Подготовить заготовку к разметке. Разметить три квадрата размером 110*110 мм.

Линейка, чертилка

2.Разметка нижней части бутона розы

Подготовить заготовку к разметке. Разметить бутон розы используя шаблон.

Линейка, чертилка, шаблон нижней части бутона

3. Разметка листьев

Подготовить заготовку к разметке. Разметить шесть листьев используя шаблон.

Линейка, чертилка, шаблон листа

4. Рубка

Выполнить рубку заготовок по размеченным линиям.

Зубило, молоток, слесарные тиски

5. Опиливание

Выполнить опиливание заготовок по контуру.

Набор напильников, слесарные тиски

6.Накернивание

Накернить центры на заготовках квадратов.

Керн, молоток

5. Разметка квадратов

Выполнить разметку квадратов согласно рисунка.

Линейка, разметочный циркуль

6.Рубка

Выполнить рубку квадратов по размеченным линиям.

Зубило, молоток

7.Опиливание

Выполнить опиливание квадратов по контуру.

Набор напильников, слесарные тиски

8.Разметка линий резания

Выполнить разметку линий резания по рисунку, с отступом от центра квадрата 20 мм в каждую сторону.

Выполнить разметку проволоки Ø6,5 мм на заготовку длиной 45 мм.

Линейка, чертилка, маркер для разметки

9.Резка квадратов

Выполнить резку квадратов по линиям резания.

Ножовка, ножницы по металлу, слесарные тиски

10. Резка проволоки

Выполнить резку проволоки Ø6,5 мм на заготовку длиной 45 мм.

Ножовка, слесарные тиски

11.Декоративная обработка заготовок

Придать фактуру заготовкам бутона и проволоки отбивая их на плоскости носком молотка.

Расклепать один конец проволоки молотком.

Молоток, слесарные тиски

12. Сверление

Просверлить отверстия Ø7,0 мм в заготовках бутона розы.

Сверлильный станок, набор сверл

13. Гибка

Выполнить гибку заготовок бутона розы и листьев по образцу.

Плоскогубцы, молоток, зубило, слесарные тиски

14. Сборка розы

Выполнить сборку всех элементов розы и соединить с помощью сварки.

Сварочный полуавтомат

15. Покраска

Выполнить покраску готового изделия

Аэрозольная краска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в условиях рыночной экономики совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь развития. Обучение направлено на развитие широких компетенций, подкрепленных глубокими знаниями, умениями и навыками для будущей трудовой деятельности.

Новые образовательные программы ориентированы на новые требования к мастерам производственного обучения. Качественная подготовка, умение формировать и развивать такие навыки, как анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, предпринимательство и инициатива, работа с социальными партнерами, использование информационных технологий в учебном процессе и при разборке учебно-методической документации, владение современными технологиями, повышающими эффективность учебного процесса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Покровский Б.С. Основы слесарных и сборочных работ. - М.: Издательский центр  «Академия», 2014.-208 с.

2. Покровский Б.С. Контрольные материалы о профессии « Слесарь».-М.: Издательский центр « Академия», 2012 - 288с.

3. Багдасарова Т.А. Основы резания металлов - М.: Издательский центр « Академия», 2012. – 80с.

4. Багдасарова Т.А. Устройство металлорежущих станков: раб. тетрадь. - М. : Издательский центр « Академия». 2011.-80 с.

5. Долматов Г.Г. и др. Слесарное дело: практические основы профессиональной деятельности. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 230 с.

6. Заплатин В.Н.и др. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка). - М.: Издательский центр « Академия», 2012.-256 с.

7. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, 112с.

8. Покровский Б.С. Справочное пособие слесаря.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик по ремонту и эксплуатации автомобильного транспорта: 66 часов

  Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...

Полянский Андрей Александрович.Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик": 66 часов

  Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

Материал для педагогического совета на тему: "Организация и методическое сопровождение производственного обучения обучающихся ГПБОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Учебная /Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений и навыков самостоятельно решат...

Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО

В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...

Выступления на методическом семинаре: "Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов".

Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективн...