Методическая рабоработка урока производственного обучения на тему: «Технологический процесс работы станции» (сентябрь 2017)
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_tehnologich_protsess_rab_stantsii.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Технологический процесс работы станции»

                                               Составил: мастер производственного                                                                

                                                                 обучения Короткова С.А.

2017г.

     Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:

и утверждено на заседании                                        Зам.директора по УПР

ЦК №2                                                                           ________Паркина Н.В.                                              

      Председатель ЦК №2                                                                                                    

___________ Федотова С.Н.                                                                              

Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01   «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

Производственное обучение проводится на базовом предприятии станция Рузаевка Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

В период прохождения практики ведется  следующая  документация:

-дневники;

-отчеты по производственной практике;

-график перемещения студентов по рабочим местам;

-производственные характеристики.  

2.Характеристика темы

   На каждой станции кроме промежуточных разрабатывается технологический процесс.   Разработка технологических процессов осуществляется главным инженером станции с учетом ее особенностей: наличием локомотивного и вагонного депо, дистанции пути, сигнализации, связи и вычислительного центра, участка электроснабжения, механизированной дистанции  погрузочно-разгрузочных работ. Начинается она с детального анализа работы станции с учетом  изменяющихся условий, связанных с возникновений новых экономических связей, размеров и направлений вагонопотоков, технического оснащения и изменением плана формирования поездов.

   В основе технологических процессов лежат следующие принципы:

- максимальное совмещение технологических операций по обработке вагонопотоков, обеспечение поточности и непрерывности их выполнения;

- обеспечение тесного взаимодействия между системами станций и их элементами;

- выполнение нормативов действующих графиков движения поездов и плана формирования с учетом передового опыта работы станций, рекомендаций типовых технологических процессов и действующих приказов и указаний МПС и железных дорог.

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы со студентами.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми студентами невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения студентов по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов.  Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места:

-учебно-производственных работ;

-выполнение установленных количественных показателей;

-степень самостоятельности выполнения заданий.

5. План – конспект

урока производственного обучения

Тема программы: «Технологический процесс работы станции»  

 

Тема урока: «Разработка технологического процесса»

Цели урока:

 образовательная – научить студентов разрабатывать технологический процесс работы станции;

 развивающая – развить мышление у студентов в рамках правильной разработке технологического процесса работы станции;

воспитательная – привить студентам внимательность и грамотность пользования документацией станции;

     методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия студентов.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.Понятие о технологическом процессе станции?

   Технология (греч.) означает искусство, мастерство, умение выявлять закономерности, происходящие в производственных процессах, применять различные рациональные способы организации работы.

   Технологическим процессом называется система организации работы станции, основанная на применении прогрессивных, ресурсосберегающих методов труда и предусматривающая наиболее рациональное использование технологического комплекса железнодорожного транспорта, целесообразный порядок и последовательность обработки поездов и вагонов при соблюдении норм времени на выполнении операций.

Вопрос №2. Что содержит технологический процесс работы станции?

   Технологический процесс содержит:

- технико-эксплуатационную характеристику станции;                                                                                               - структуру управления эксплуатационной работой станции и систему организации труд;                                                                                                                 - порядок планирования поездной и грузовой работы;                                                       - технологию обработки транзитного вагонопотока;                                                      - организацию обработки поездной информации и перевозочных документов, работу станционного технологического центра (СТЦ);                                                       - диспетчерское руководство расформированием и формированием поездов;   - организацию местной работы; организацию контроля выполнения технологического процесса и анализ работы станции;                                                       - организацию работы станции в зимних условиях.

   Кроме того, в технологический процесс включаются такие приложения, как:                                                                                                                                     - перечень справок и технологических документов, получаемых из АСУ станции;                                                                                                                                          - расчет продолжительности расформирования и формирования составов;           - определение норм времени нахождения вагона на станции;                                             - перечень работников (должностей), имеющих право получения информации из перевозочных документов на вагоны и т.д.

Вопрос № 3.  На какие виды делятся вагонопотоки, проходящие через технические станции?

Вагонопотоки, проходящие через технические станции, делятся на транзитные без переработки, транзитные с переработкой и местные.

Транзитными без переработки называют вагоны, проходящие станцию в организованных поездах, имеющих стоянки для смены локомотивов или локомотивных бригад, технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.

Транзитными с переработкой считаются вагоны, прибывающие в поездах, поступающих в расформирование, а также вагоны, отцепляемые от поездов по различным причинам.

К местным относятся вагоны, с которыми на данной станции производятся грузовые операции ( погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка).

Структура проходящего вагонопотока зависит от функционального назначения и объема работы станции. Так, через участковые станции в основном проходит транзитный вагонопоток без переработки, и только 20-30% составляют транзитные с переработкой и местные вагоны. Через сортировочные станции в общем объеме перевозок транзит с переработкой составляет 70% и более, а на станции Санкт-Петербург – Сортировочный – Московский - 95,4%.

Вопрос №4. Какова последовательность разработки технологического процесса?

Для уточнения норм времени на выполнение технологических операций производится аналитический расчет или их хронометраж. Затем определяется наиболее рациональная специализация путей, границы маневровых районов, порядок обслуживания грузовых точек и разрабатываются графики обработки поездов разных категорий. Для проверки правильности расчетов, согласования работы всех элементов станции, определения норм простоя вагонов всех категорий, расчета потребности в маневровых средствах, установления «узких» мест в работе станции одновременно с разработкой технологического процесса составляется суточный план-график работы станции.

Технологические процессы для сортировочных, участковых и грузовых станций утверждает начальник отделения дороги, при безотделенческой системе – начальник службы перевозок.

Технологические процессы важнейших сортировочных и грузовых станций (перечню МПС) утверждает начальник дороги.

Для промежуточных станций в отделениях дороги разрабатываются технологические карты сборных поездов.

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
  3. ОАО «РЖД»  «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на  ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  4.  ОАО «РЖД»  «Инструкция по сигнализации и связи на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  5. М.С.Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» г. Москва 2003 г.

8.Рецензия

На  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте »  на тему «Разработка технологического процесса  работы станции».

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку студентов профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №2                                        С.Н.Федотова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к курсовому проекту на тему: Технологический процесс работы участковой станции

В методических указаниях рассмотрены вопросы разработки технологии работы участковой станции «Н». Приводятся основные положения по управлению и планированию работы станции. Описывается наз...