Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Шабрение» (Декабрь 2017)
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения на тему:
«Шабрение»
Составил: мастер производственного обучения
Короткова С.А.
2017г.
Рассмотрено, обсуждено Утверждаю:
утверждено на заседании ЦК №1 и.о. зам.директора по УПР
_________Абаева Е.Ф.
Председатель ЦК №1
___________В.М.Курдюкова
Содержание
1.Введение
2.Характеристика темы
3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
4.Примерные критерии и оценки
5.План – конспект урока производственного обучения
6.Заключительный инструктаж
7.Список используемой литературы
8.Рецензия
1.Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».
Производственное обучение проводится в учебных мастерских.
В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».
В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:
-журнал производственного обучения;
-технологическая карта урока производственного обучения;
-график перемещения по рабочим местам;
-протоколы по охране труда и техники безопасности.
2.Характеристика темы.
Слесарные работы применяются в различных видах производства, их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование, развертывание отверстий, нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка. В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских располагается оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.
Шабрением называется операция по снятию (соскабливанию) с поверхностей деталей очень тонких частиц металла специальным режущим инструментом – шабером. Цель шабрения – обеспечение плотного прилегания сопрягаемых поверхностей и герметичности (непроницаемости) соединения. Шабрением обрабатывают прямолинейные и криволинейные поверхности вручную и на станках.
3.Рекомендации по подбору учебно-
производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
4.Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
правильность приемов работы и рациональность организации труда и
рабочего места;
учебно-производственных работ;
выполнение установленных количественных показателей;
степень самостоятельности выполнения задания.
5.План – конспект урока
урока производственного обучения
Тема программы: «Слесарное дело»
Тема урока: «Шабрение»
Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять шабрение металла; развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;
воспитательная – привить обучающимся внимательность и грамотность пользования инструментом;
методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Проверка наличия обучающихся.
2.Вводный инструктаж.
Вопрос №1. Какими качествами объясняется широкое применение шабрения?
Широкое применение шабрения объясняется тем, что полученная поверхность обладает особыми качествами:
более износостойка, чем шлифовальная или полученная притиркой абразивами, потому что не имеет шаржированных в поры остатков абразивных зере, ускоряющих процесс износа;
лучше смачивается и дольше сохраняет смазывающие вещества благодаря наличию так называемой разбивки ( соскабливанию) этой поверхности, что так же повышает ее износостойкость и снижает коэффициент трения;
позволяет использовать самый простой и наиболее доступный метод оценки ее качества по числу пятен на единицу площади.
Ручное шабрение – трудоемкий процесс, поэтому его заменяют более производительной обработкой на станках. Шабрению предшествует чистовая обработка резанием. Поверхность, подлежащую шабрению. Чисто и точно обрабатывают, опиливают личным напильником, строгают или фрезеруют.
Вопрос №2. Какие существуют шаберы?
Шаберы – металлические стержни различной формы с режущими кромками. Изготавливают их из инструментальных углеродистых сталей У10 У12А. Режущий конец шабера закаливают без отпуска до твердости.
По форме режущей части шаберы подразделяют на плоские, трехгранные, фасонные, фасонные; по числу режущих концов – на односторонние и двухсторонние; по конструкции – на цельные и со вставными пластинками.
Плоские шаберы применяют для шабрения плоских поверхностей - открытых пазов, канавок и т.д. Они могут быть односторонними и двухсторонними.
Трех- и четырехгранные шаберы применяют для шабрения вогнутых и цилиндрических поверхностей.
Шабер с радиусной заточкой благодаря плавности и легкости проникновения в металл значительно облегчает шабрение, так как требует приложения меньших усилий, чем при шабрении плоским шабером.
Так же существуют следующие виды шаберов: с радиусной заточкой, универсальный со сменными режущими пластинками, усовершенствованный, дисковый, универсальный с шестигранной пластиной, фасонный, шаберы – кольца.
Вопрос №3.Как производится заточка и доводка плоских шаберов?
Затупленные шаберы затачивают на заточном станке с охлаждением на корундовом круге следующим образом. Шабер берут правой рукой за рукоятку, а левой обхватывают стержень ближе к рабочему концу, в 20…30мм от режущей кромки. Опираясь плоской гранью шабера на подручник, плавно подводят торцовый конец к кругу. Положение шабера должно быть горизонтальным, а его ось – совпадать с центром круга.
Плавным движением правой руки, не отнимая конца шабера от круга, делают небольшие горизонтальные движения для образования на торцовой части криволинейной режущей кромки.
После заточки на лезвии шабера образуются заусенцы и неровности, поэтому лезвие доводят, причем так, чтобы на нем нельзя было обнаружить под лупой неровности, снижающие качество шабрения. Доводку осуществляют на абразивных брусках зернистостью 90 и ниже. Поверхность бруска смазывают тонким слоем машинного масла. При доводке шаберов можно применять ровную чугунную плитку, которую покрывают жидкой пастой из абразивного порошка с машинным маслом.
Вопрос №4. Каким образом проходит процесс шабрения?
Перед шабрением выявляют неровности поверхностей путем их окрашивания. Шабровочная краска представляет собой смесь машинного масла с лазурью и реже – с суриком и ультрамарином (синька), которые в отличие от лазури плохо смешиваются с маслом и нечетко видны на заготовке.
Процесс шабрения заключается в постепенном снятии металла с участков, представляющих собой серые пятна. Правой рукой шабер держат за рукоятку, а левой нажимают на конец шабера. По отношению к обрабатываемой поверхности шабер устанавливают под углом 25…30 градусов; режущая кромка должна находиться на окрашенной поверхности. Металл снимают скоблением. Рабочим ходом при шабрении является движении вперед, т.е. «от себя», а при работе плоским шабером с отогнанным вниз концом - движение назад, т. е. «на себя». При холостом ходе шабер приподнимают.
Вопрос №5. Шабрение прямолинейных поверхностей?
Для получения поверхности высокого качества последовательно выполняют черновое, получистовое шабрение.
Черновое шабрение ( предварительное) заключается в грубой обработке поверхности – широкими шаберами удаляют следы и риски предыдущей обработки.
Получистовое (точечное) шабрение заключается в снятии только серых, т.е. наиболее выступающих мест, выявленных проверкой на краску. Работу выполняют плоским узким (12…15мм) шабером при длине рабочего хода 5…10 мм; за один ход шабера снимают слой толщиной 0,01…0,02 мм.
Чистовое (отделочное) шабрение применяют для получения очень высокой точности поверхности. При легком нажиме на шабер снимают тонкий (8…10мкм) слой. Применяют шаберы шириной 5…10 мм при длине рабочего хода 4…5 мм (мелкие штрихи).
Чистовое (отделочное) шабрение применяют только для поверочных линеек, поверочных плит и очень точных сопряжений. Выполняют его узкими шаберами и очень короткими штрихами. Во время холостого хода инструмент должен отрываться от плиты.
Вопросы от обучающихся и ответы на них
Распределение обучающихся по рабочим местам.
Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:
1.Правильности организации рабочего места
2. Правильности приемов самоконтроля.
3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
4.Проверка загрузки обучающихся.
6.Заключительный инструктаж
1.Подведение итогов урока.
2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
3.Объявление оценок обучающимся.
4.Замечания по работе.
5.Выдача домашнего задания.
7. Список используемой литературы
- Устав работников железнодорожного транспорта.
- В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало Бубнов»2010г
- ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
- Н.И.Макиенко «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.
8.Рецензия
на методическую разработку урока производственного обучения в группе по специальности «Машинист локомотива» на тему: «Шабрение»
Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.
Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.
Председатель ЦК №1 В.М.Курдюкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...