Методические рекомендации к практическим работам по географии
учебно-методический материал на тему
Цель и задачи дисциплины:
Дисциплина «География» входит в цикл естественнонаучных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования и направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Освоить системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.
ОК 2. Овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений.
ОК 3 Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран.
ОК 4. Воспитать уважение к другим народам и культурам, бережное отношение к окружающей природной среде.
ОК5. Использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения, а также географическую информацию.
ОК 6 Находить и применять географическую информацию, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.
ОК 7 Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Основные дидактические единицы (разделы):
Введение. География как наука. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Раздел 1. Источники географической информации
Географическая карта – источник информации.
Раздел 2. Политическая карта мира.
Политическая карта мира. Типология стран.
Раздел 3. География населения мира.
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды.
Демографическая политика в разных регионах и странах мира.
Раздел 4. География мировых природных ресурсов.
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.
Раздел 5. География мирового хозяйства.
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Отрасли международной специализации стран и регионов мира.
Внешние экономические связи. Главные центры мировой торговли.
Раздел 6. Страны и регионы мира.
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
Экономико-географические особенности стран Европы.
Комплексная географическая характеристика стран Азии.
Экономико-географические особенности стран Африки.
Экономико-географические особенности стран Северной и Латинской Америки.
Специализация стран Австралии и Океании.
Раздел 7. Россия в современном мире.
Россия на политической карте мира. Характеристика современного этапа развития хозяйства.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России.
Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_prakticheskim.docx | 71.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для выполнения практических работ
по дисциплине «География»
ППССЗ: 43.02.06. «Сервис на транспорте (по видам)»
(по программе базовой подготовки)
Раздел 1. Источники географической информации
Практическая работа №1. Анализ карт различной тематики.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.
Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания:
- Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.
- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.
- Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.
- Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.
Задание 1. Используя атлас, учебник или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения.
Задание 2. Подпишите их столицы.
Задание 3. Выпишите страны, вошедшие в эти группы (и по площади территории, и по их численности населения).
Задание 4. Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.
Раздел 2. Политическая карта мира.
Практическая работа №2. Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.
Цель: формирование знаний учащихся о социально-экономической типологии (дифференциации) стран мира, умений и навыков в составлении классификационных таблиц.
Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания.
Задание 1. Заполните таблицу:Типология стран мира по уровню социально-экономического развития
Типологическая группа | Краткая социально-экономическая характеристика | ВВП, млн.долл. США ВВП/чел., долл. США | Примеры стран |
Задание 2. Сделайте вывод о размещении стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.
Раздел 3. География населения мира.
Практическая работа №3. Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.
Цель: определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира; определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира; оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира; оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира; сопоставление культурных традиций разных народов.
Ход занятия:
1.Инструктаж для всех студентов.
2.Практическая работа проводится в форме вопросов, заданий, тестирования в тетрадях для практических работ и с использованием контурной карты.
на контурной карте.
3. Студентам необходимо вспомнить:
-типы воспроизводства населения;
-формы размещения населения мира, плотность населения мира;
-основные направления демографической политики;
-состав населения.
Задание 1. Работа в тетради.
Показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность, естественный прирост. Что обозначается этими терминами, в каких единицах они измеряются?
Задание 2. Заполните таблицу.
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства. | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства. |
Задание 3. Работа с контурной картой и картой атласа «Плотность населения мира»
Рассмотрите карту плотности населения мира:
обозначить территории с высокой и низкой плотностью населения;
объясните отличия в плотности населения у различных регионов мира.
Задание 4 . Работа в тетради.
Каковы особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.
Задание 5. Заполните таблицу.
Сравниваемые черты | 1 тип воспроизводства | 2 тип воспроизводства |
1.Уровень рождаемости | ||
2.Уровень смертности | ||
3.Уровень естественного прироста | ||
4.В каких странах распространен | ||
5.Доля детей | ||
6.Доля пожилых людей | ||
7.На что направлена демографическая политика. |
Задание 6. Выполнить тестовое задание.
I. Укажите верные утверждения:
1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;
2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;
3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;
4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.
II. Укажите верные утверждения:
1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;
2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;
3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км 2;
4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке
III.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;
2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.
IV.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:
1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек ;
2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.
V.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:
1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.
Практическая работа №4. Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Таблица №1.
Страна | Население (млн. чел.) | Население младшего возраста (%) | Население среднего возраста (%) | Население пожилого возраста (%) | Тип воспроизводства | Часть ЭАН к общей численности населения | Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН | Часть света (регион) |
1 | 2 | 3 | 4=100%-(3+5) | 5 | 6 | 7 | 8=4-7 | 9 |
Япония | 127 | 14 | 61 | 25 | 1 | 52 | 9 | Восточная Азия |
США | 307 | 21 | 16 | 51 | ||||
Германия | 82 | 14 | 25 | 49 | ||||
Франция | 62 | 19 | 20 | 46 | ||||
Россия | 140 | 15 | 19 | 50 | ||||
Польша | 38 | 15 | 19 | 49 | ||||
Китай | 1338 | 20 | 12 | 57 | ||||
Индия | 1166 | 31 | 9 | 39 | ||||
Нигерия | 149 | 41 | 6 | 32 |
Пример расчета для Японии:
Часть населения среднего возраста: 100% - (14+25)% =61%
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН: (61-52)% = 9%.
Задание 2. Используя расчетные данные из табл.№ 1о части населения среднего возраста, постройте столбиковые диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
% |
Страны
Задание 3. Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
Таблица №2
Страна | гос. затраты на образование ( % к ВВП) | Часть грамотных к количеству населения, % | Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения | Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США) | Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.) |
Япония | 3,9 | 100 | 30 | 2067 | Высокообразованная и грамотная нация, достаточное количество квалифицированных кадров, здоровые. |
США | 5,6 | 95,7 | 60 | 3074 | |
Германия
| 4,6 | 100 | 32 | 2548 | |
Франция | 5,9 | 98,8 | 20 | 2833 | |
Россия | 3,9 | 97,9 | 25 | 404 | |
Польша | 4,9 | 98,8 | 23 | 636 | |
Китай | 2,5 | 8 | 144 | ||
Индия | 3,7 | 82 | 6 | 23 | |
Нигерия | 4,2 | 51 | 2 | 15 |
Задание 4. Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки.
Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели, относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 4. География мировых природных ресурсов.
Практическая работа №5. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: называть виды природных ресурсов; закрепить понятие «природопользование»; «ресурсообеспеченность»; закрепить знания о закономерностях размещения разных видов природных ресурсов, сравнивать соотношения ресурсообеспеченности в отдельных регионах или странах мира; сформировать умения рассчитывать ресурсообеспеченность.
По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными видами ресурсов составляет от нескольких десятилетий до нескольких сотен лет. Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недостаточной, достаточной или высокой. Оценить ресурсообеспеченность можно путем сравнения со среднемировыми показателями. Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оценивается в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 480 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизительно 74 года, что в 2 раза превышает среднемировой показатель: 136 млрд т : 3,2 млрд т = 42,5 лет. Значит, уровень ресурсообеспеченности Саудовской Аравии нефтью высокий. Вычислить уровень ресурсообеспеченности можно 2 способами:
|
Задание 1. Используя приведенные в таблице данные, вычислите первым из предложенных способов ресурсообеспеченности стран отдельными видами ресурсов. Полученные результаты запишите в таблицу (по образцу).
Название страны | Нефть | Природный газ | Уголь | Железная руда | Другие полезные ископаемые | ||||||||
Запасы (млрд т) | Добыча (млн т) | ресурсообеспеченность (лет) | Запасы (млрд т) | Добыча (млн т) | ресурсообеспеченность (лет) | Запасы (млрд т) | Добыча (млн т) | ресурсообеспеченность (лет) | Запасы (млрд т) | Добыча (млн т) | ресурсообеспеченность (лет) | ||
США | 4,6 | 294 | 15,6 | 5,7 | 619 | 9,2 | 1700 | 973 | 1747,2 | 10 | 49 | 204,1 | Медная руда, свинец, цинк, титан, ванадий, золото, вольфрам, фосфориты, соли. |
Германия | 0,07 | 6 | 11,7 | 0,34 | 16,4 | 20,7 | 244 | 184 | 1326 | 7,5* | ? | ? | Каменная и калийная соли, стройматериалы. |
Россия | 3,2 | 505 | 24,1 | 647 | 3100 | 298 | 50 | 95 | |||||
Бразилия | - | - | недостаточное | - | 12 | недостаточное | - | 5,1 | недостаточное | 18 | 370 | 48,6 | Марганцевые руды, хромиты, титан, свинец, цинк, бокситы. |
Китай | 3,2 | 189 | 1,2 | 98 | 1200 | 3050 | 50* | 900 | |||||
Индия | 0,36 | 37 | ? | 53 | 192 | 557 | 18 | 260 | |||||
- запасы или добыча незначительны, ? – данных нет, * - железная руда низкого качества. |
Задание 2. Используя данные про количество населения сравниваемых стран, вычислите их ресурсообеспеченность нефтью другим из предложенных способов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Используя данные таблицы, вычислите другим из предложенных способов обеспеченности стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Полученные результаты занесите в таблицу (по образцу).
Название страны | Численность населения (млн чел) | Земельные ресурсы (млн га) | Обеспеченность земельными ресурсами 1 жителя (га/чел) | Площадь с/х угодий (из них земли, которые обрабатываются) (млн га) | Обеспеченность с/х угодьями 1 человека (из них землями, которые обрабатываются) (млн га) |
США | 312 | 937,3 | 428 (187,7) | ||
Германия | 81 | 35,7 | 18 (12) | ||
Россия | 139 | 1707,5 | 12,3 | * (132,3) | * (0,95) |
Бразилия | 205 | 851,2 | 238 (50,7) | ||
Китай | 1343 | 959,6 | 387 (95,7) | ||
Индия | 1206 | 328,8 | 0,27 | 18 (169,6) | 0,15 (0,14) |
____________________
* - данные отсутствуют
Из сравниваемых стран лучше обеспечена:
а) земельными ресурсами - ______________________________________________
б) сельскохозяйственными угодьями - ____________________________________
Задание 4. Обеспеченность земельными ресурсами зависит от площади страны, а обеспеченность с/х угодьями зависит еще и от других факторов. Назовите факторы, которые влияют на обеспеченность с/х угодьями сравниваемых стран (климат, рельеф, уровень развития сельского хозяйства)
1) _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________2) ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 5. Используя данные таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран водными и земельными ресурсами.
Название страны | Количество населения (млн чел) | Суммарные речные запасы водных ресурсов (км3) | Обеспеченность суммарными водными ресурсами 1 жителя (м3) | Площадь лесных угодий (млн га) | Обеспеченность лесными угодьями 1 жителя (га) |
США | 312 | 2478 | 7942 | 296 | 0,95 |
Германия | 81 | 171 | 2111 | 7,2 | 0,09 |
Россия | 139 | 4498 | 32360 | 850 | 6,12 |
Бразилия | 205 | 6950 | 33902 | 514,5 | 2,51 |
Китай | 1343 | 2800 | 2085 | 115 | 0,086 |
Индия | 1206 | 2085 | 1729 | 64 | 0,053 |
Из сравниваемых стран лучше обеспечена:
- водными ресурсами - ________________________________________________
- лесными ресурсами - ________________________________________________
Укажите факторы, которые могут в будущем повлиять на обеспеченность сравниваемых стран этими видами ресурсов.
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 6. Перечислите рекреационные объекты, которые привлекают туристов в одну из стран, которые сравнивались (по выбору).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание 7. Предложите мероприятия, к которым необходимо прибегнуть правительству одной из сравниваемых стран (по выбору), чтобы сделать ее еще более привлекательной для иностранных туристов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Вывод. Укажите, какая из сравниваемых стран лучше обеспечены природными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №6. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов, а также возможных путей их решения.
Цель: формирование у учащихся умений и навыков оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью статистических материалов и географических карт, составления сравнительных характеристик в виде таблицы; формирование у учащихся умений и навыков составлять характеристику мировых природных ресурсов, используя разные источники информации – статистические данные, карты, графики, диаграммы, картосхемы.
Задание 1. Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, заполните таблицу:
Страна | Виды ресурсов | ||||||
минеральные | водные и гидроэнерге тические | земель ные | лесные | агро климати ческие | рекреа ционные | ||
топлив ные | рудные | ||||||
1. | |||||||
2. |
Задание 2. Оцените природно-ресурсный потенциал стран для развития промышленности, сельского хозяйства, отдыха и туризма
Вариант 1 Швеция и Таиланд
Вариант 2 Ливия и Австралия
Вариант 3 Япония и Бразилия
Вариант 4 ОАЭ и Италия
Вариант 5 ЮАР и Испания
Вариант 6 Египет и Германия
Задание 3. Составьте характеристику природных ресурсов мира, с использованием различных источников информации (анализ карт, картосхем, таблиц, графиков, диаграмм, текста), по плану.
План характеристики и оценки мировых природных ресурсов
- Значение и характер использования
- Состав
- География размещения и оценка запасов
- 5 наиболее ресурсообеспеченных стран мира
- Экологические проблемы. Пути их решения
Виды мировых природных ресурсов:
- минеральные топливные ресурсы
- минеральные рудные ресурсы
- минеральные нерудные ресурсы
- водные и гидроэнергетические ресурсы
- земельные ресурсы
- лесные ресурсы
- агроклиматические ресурсы
- рекреационные ресурсы
- ресурсы Мирового океана
Практическая работа №7. Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства.
Цель: формирование у учащихся умений и навыков проводить необходимые расчеты, оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью статистических материалов.
Задание 1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитайте обеспеченность стран нефтью, природным газом, электроэнергией. Вычисления проведите по формуле: Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча или по формуле:
Р = З/Н, где Р – ресурсообеспеченность (на душу населения в стране), З – запасы, Н – население.
Задание 2. Расположите страны в порядке уменьшения ресурсообеспеченности. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью, природным газом, электроэнергией.
Страна | Разведанные запасы нефти, млрд. т | Добыча нефти, млн. т. в год | Показатель ресурсообеспеченности |
Иран | 18,9 | 211,3 | |
Кувейт | 14,0 | 132,4 | |
ОАЭ | 13,0 | 139,0 |
Страна | Разведанные запасы природного газа, трлн. м3 | Добыча природного газа, млрд. м3 в год | Показатель ресурсообеспеченности |
Иран | 25,6 | 105 | |
Саудовская Аравия | 6,8 | 73,3 | |
США | 6,0 | 524 |
Страна | Производство электроэнергии, млрд кВт/час | Численность населения, млн.чел. | Показатель ресурсообеспеченности |
Россия | 901 | 142 | |
Индия | 660 | 1013 | |
США | 4100 | 300 |
Практическая работа №8. Пути сохранения качества окружающей среды.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задание 1. Заполните таблицу «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Проблема загрязнения | Источники загрязнения | Последствия | Пути решения проблемы | |
| ||||
| ||||
|
Задание 2.
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? _________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие «грязные» отрасли производства вы знаете? __________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Что означает термин «парниковый эффект»? _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Раздел 5. География мирового хозяйства.
Практическая работа №9. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Цель:
- Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства;
- Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
- Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Ход занятия:
- Инструктаж для всех студентов.
2.Практическая работа проводится в форме вопросов, заданий, тестирования в тетрадях для практических работ, с использованием контурной карты.
3. Студентам необходимо вспомнить:
- понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;
- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;
- международное географическое разделение труда.
Задание 1. Работа в тетради и с контурной картой
1.Что такое мировое хозяйство?
2.Каковы условия формирования мирового хозяйства?
3.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.
4.Какие страны входят в «первую пятерку» по разведанным запасам нефти? Обозначить эти страны и главные международные грузопотоки нефтепродуктов на контурной карте.
5.Выделите регионы с преобладанием определенных видов электростанций.
6.Что такое «зеленая революция»? Определите основные направления «зеленой революции».
7. Составьте схему «Структура животноводства мира». Приведите примеры стран.
8.Какими отраслями представлена металлургическая промышленность мира? Назовите страны, лидирующие в производстве металлургической промышленности.
9.Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?
10.Чем представлен сухопутный транспорт? Укажите плюсы и минусы каждого вида.
11.Какие культуры относятся к тонизирующим? Обозначить на контурной карте эти страны, специализирующиеся на производстве этих культур.
12.Назовите основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их.
13.Перечислите отрасли легкой промышленности и страны-производители.
14. Какими отраслями представлена электроэнергетика мира?
15.Классифицировать перечисленные страны по уровню экономического развития. Заполнить таблицу.
Польша, Канада, Япония, Австралия, Иран, США, Россия, Великобритания, Камерун, Германия, Мьянма, Китай, Эфиопия, Узбекистан, Мали, Египет, Италия.
Аграрные страны | Индустриальные страны | Постиндустриальные страны |
Задание 2. Выполнить тестовое задание.
I. Выберите неверные утверждения.
а) Саудовская Аравия, США и Россия входят в первую тройку стран по размерам добычи нефти.
б) Россия, США и Канада входят в первую тройку стран по размерам добычи угля.
в) Индия и Китай не входят в первую десятку стран по раз-
мерам выработки электроэнергии.
г) Экспорт каменного угля из Западной Европы в США по - лучил название «угольного моста».
д) Более 3/4 электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС.
II. Выберите варианты, в которых все три страны относятся к «великим горнодобывающим державам»:
а) США, Бразилия, Индия;
б) Китай, США, Япония;
в) США, Россия, ОАЭ;
г) Япония, США, Германия;
д) Китай, Австралия, ЮАР.
III. Какие из указанных стран являются импортерами угля?
а) США; г) Россия;
б) Франция; д) Япония.
в) Италия;
IV. Выберите вариант, в котором все три страны относятся к «великим стальным державам»:
а) Китай, Япония, США;
б) Канада, Германия, США;
в) Россия, Канада, Новая Каледония;
г) США, Китай, Марокко;
д) США, Россия, Канада.
V. Продолжите предложения.
Производство продуктов химии органического синтеза в настоящее время все более концентрируется в……… (тип страны), а выпуск сложной химической продукции в ……..
Практическая работа №10. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Цель:
- Определение условий международного географического разделения труда;
- Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства;
- Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
- Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Ход занятия:
1.Инструктаж для всех студентов.
2.Практическая работа проводится в форме вопросов, заданий, тестирования в тетрадях для практических работ и с использованием контурной карты.
3.Студентам необходимо вспомнить:
- понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;
- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;
- международное географическое разделение труда.
Задание 1. Работа в тетради.
1.Что такое международное географическое разделение труда?
2.Почему географическое разделение труда является неизбежным результатом развития человеческого общества?
3.В каком веке сформировалось мировое хозяйство? Почему?
4.Перечислите условия специализации стран.
5.Приведите примеры того, как специализация районов и стран зависит от природных условий и ресурсов.
6.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.
7.Что такое нетрадиционный источник сырья? Какие страны используют данный вид энергии?
8.Назовите отрасли машиностроения и страны-лидеры в производстве.
9.Какими отраслями представлена химическая промышленность мира? В чем позитивные и негативные стороны этой отрасли?
10.Составьте схему «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».
11.В чем заключается значение «зеленой революции»?
12.Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит морскому транспорту?
13.Назовите условия размещения свиноводческой и овцеводческой отраслей.
14.Каково воздействие промышленности на окружающую среду?
15.Как вы думаете, почему в Японии не получил развития трубопроводный транспорт?
Практическая работа №11. Определение основных направлений международной торговли.
Цель: - Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Ход занятия:
1.Инструктаж для всех студентов.
2.Практическая работа проводится в форме вопросов, заданий, тестирования в тетрадях для практических работ и с использованием контурной карты.
3.Студентам необходимо вспомнить:
- понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;
- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;
- международное географическое разделение труда.
Задание 1. Выполнить тестовое задание.
I. Какой тип отраслевой структуры характеризуется ведущей отраслью промышленности?
1)Агропромышленный.2) Индустриальный, 3) Постиндустриальный
II.Географическое разделение труда определяется
1)Только географическим положением, 2)Специализацией стран и регионов на производстве продукции, 3)Обменом товарами и услугами между странами.
III.Организация ОПЕК включает:
- страны Востока, 2) страны Азии,3) экспортеров нефти, 4) производителей сельскохозяйственной продукции
IV.Районы нового освоения:
1) имеют выход к морю,2) выгодное ЭГП, 3) транспортные пути, 4) богаты природными ресурсами
V.Исторически сложившаяся совокупность хозяйств всех стран мира, связанных экономическими отношениями –это
1) отрасль специализации, 2) географическое разделение труда,
3)отраслевая структура хозяйства.
Раздел 6. Страны и регионы мира.
Практическая работа №12. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Цель:
-Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий;
-Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Ход занятия:
1.Инструктаж для всех студентов.
2.Практическая работа проводится в форме вопросов, заданий, тестирования в тетрадях для практических работ и с использованием контурной карты.
3.Студентам необходимо вспомнить:
- Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне - ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
-Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы.
Задание 1. Работа с контурной картой Зарубежная Европа.
1.Покажите границы и подпишите страны, выделяющиеся по площади своей территории и количеству проживающего населения. Сплошной линией покажите границы Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы.
2.Обозначьте моря и океаны, омывающие Зарубежную Европу.
3.Выделите штриховкой страны входящие в Европейский Союз (ЕС)
4. С помощью условных знаков отметьте страны Зарубежной Европы с федеративным административно- территориальным устройством.
5.Обозначьте микрогосударства Зарубежной Европы.
Задание 2. Работа в тетради.
- Чем характеризуется ЭГП Зарубежной Европы?
- Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?
- Какие изменения произошли на политической карте Европы на протяжении 20 века?
- Назовите природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства Европы.
- Почему Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции?
- Что собой представляет западноевропейский тип города?
- Перечислите ведущие отрасли европейской промышленности.
- Укажите три главных типа сельского хозяйства Европы.
- Назовите макрорайоны Европы.
- Перечислите субрегионы Зарубежной Европы.
- В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европа по набору полезных ископаемых?
- Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгия, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции - на сельское хозяйство?
Задание 3. Выполнить тестовое задание.
I. Выберите из предложенного списка городов самые крупные по численности населения:
1) Париж, Вена 2) Лондон, Мадрид 3) Рим, Варшава 4) Лондон, Париж
II. Ведущей отраслью промышленности Зарубежной Европы является:
1) машиностроение 2) лесная 3) нефтеперерабатывающая 4) текстильная
III. Преобладание растениеводства в сельском хозяйстве характерно для стран:
1) Северной Европы 2) Восточной Европы 3) Южной Европы 4) Западной Европы
IV.Западная Европа характеризуется:
1) низким уровнем рождаемости и высокой смертностью
2) однотипностью государственного строя
3) богатством природных ресурсов
4) высокой долей сферы услуг в структуре хозяйства
V. Какие европейские государства самые молодые по времени образования?
1) Белоруссия и Украина 2) Латвия и Литва 3) Словакия и Чехия 4) ФРГ и Франция
Раздел 7. Россия в современном мире.
Практическая работа №13. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Цель:
- Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития;
- Определение роли России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда;
- Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами;
- Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.
Ход занятия:
1.Инструктаж для всех студентов.
2.Практическая работа проводится в форме вопросов, заданий, тестирования в тетрадях для практических работ.
3.Студентам необходимо вспомнить:
- Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
-Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
-Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
Задание 1. Работа в тетради.
Участником, каких ведущих международных интеграционных группировок мира является Россия?
Задание 2.
Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира? Укажите специализацию по отраслям.
Задание 3.
Определите место металлургического комплекса России в мировом хозяйстве, перспективы его развития.
Задание 4.
Укажите основные направления специализации Российской экономики и ее место в мировой торговле.
Задание 5.
Изобразите схематически «Экспорт и импорт России»
Задание 6. Выполнить тестовое задание.
I.Найдите ошибку в описании России:
1) самые протяженные границы – с Казахстаном, Монголией, Китаем, Украиной;
омывается морями трех океанов;
2) население России составляет около половины населения бывшего СССР;
3) территория России составляет примерно ¾ территории бывшего СССР;
4) в составе России 16 республик.
II. Выберите вариант, в котором все города являются центрами цветной металлургии:
1) Братск, Норильск, Шелихов, Новокузнецк;
2) Тула, Владикавказ, Орск, Нижний Тагил.
3) Волгоград, Волхов, Ярославль, Липецк;
4) Ростов-на-Дону, Самара, Череповец, Владимир;
III.Укажите бассейн, в котором себестоимость добычи угля самая низкая в России
1) Печорский 3) Южно - Якутский
2) Канско-Ачинский 4) Нижнезейский
IV. Укажите самую северную атомную электростанцию России:
1) Билибинская 3) Кольская
2) Белоярская 4) Тверская
V.Основные минеральные ресурсы территории Сибири и Дальнего Востока
1) железная руда, соль 3) лес
2) нефть, газ, уголь 4) цветные металлы
Практическая работа №14. Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами.
Цель:
- Усвоить отраслевую и территориальную структуру, а так же основные направления внешних экономических связей России;
- Закрепить и развить следующие умения: работать с различными источниками географической информации; оценивать и объяснять отраслевую и территориальную структуру внешних экономических связей Росси; сравнивать и анализировать различные статистические данные.
Задание 1. В тетрадях для практических работ найдите % долю российского экспорта, используя данные из таблицы.
Отраслевая структура российского экспорта.
Статья (вид продукции) | Доли видов продукции в экспорте |
Уголь | 1,5 |
Нефть | 46,7 |
Природный газ | 14,2 |
Электроэнергия | 0,2 |
Железная руда | 0,3 |
Черный металл | 5,9 |
Цветной металл | 4,8 |
Машины и оборудования | 5,3 |
Химические товары | 2,2 |
Продукция лесной промышленности | 2,5 |
Зерно | 0,03 |
Объем экспорта | 100% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа , помогут студ...
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...
методические указания к практическим работам по географии
методческие указания для обучающихся по выполнению практических работ по географии...
Методические указания к практической работе по географии на тему: Политическое устройство мира
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО (ФГОС СОО), обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методиче...
Методические указания к практической работе по географии на тему: «Определение промышленной специализации и главных сельскохозяйственных районов Европы».
Практическая работа направлена на формирование знания обучающихся об экономическом развитии отдельных регионах и странах Европы и развития умений работать: с учебной литературой, Инт...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...