Методические указания к практической работе по географии на тему: Политическое устройство мира
методическая разработка

Ольга Николаевна Поступинская

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО (ФГОС СОО),   обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Политическое устройство мира

Практическая работа: Ознакомление с политической картой мира. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира.

Цель работы:  сформировать умение определять группы стран в соответствии с их классификацией и составлять карты (картосхемы), характеризующих государственное устройство стран мира. 

Оборудование: географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, простой (цветные) карандаши, ручка.

 Порядок (ход) выполнения работы

В результате выполнения двух заданий практической работы каждый из вас должен научиться определять группы стран по современной политической карте мира. Вы должны уметь:

- отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять;

- оценивать полученную при отборе и анализе информацию

-составлять карты (картосхемы) по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений.

Задания  практической работы:

Задание 1. Работа состоит из четырех заданий, в которых среди предложенных стран мира нужно определить к каким типам они относятся.

1. Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:

1)Бангладеш; 2)Бразилия; 3)Индия; 4)Кувейт: 5)Непал; 6)Объединённые Арабские Эмираты; 7)Сингапур; 8)Сомали; 9)Республика Корея; 10)Эфиопия.

Ответ зафиксируйте по следующей форме:

Ключевые страны:………………………………………..

Новые индустриальные страны:…………………………

Нефтедобывающие страны:……………………………..

Наименее развитые страны:……………………………..

 2. Выпишите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Боливия;  2) Венгрия; 3) Замбия; 4) Израиль; 5) Мали; 6) Монголия; 7) Украина; 8) Узбекистан; 9) Германия; 10) Швейцария. Как такое положение сказывается на их социально-экономическом развитии?

3.а) Подберите пары по принципу « страна – столица»?

1.Австралия 1.Алжир

2.Алжир 2.Бангкок

3.Беларусь 3.Богота

4.Венесуэла 4.Дамаск

5.Кения 5.Канберра

6.Колумбия 6.Каракас

7.Норвегия 7.Минск

8.Сирия 8.Найроби

9.Таиланд 9.Осло

10.Чехия 10.Прага

б) Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления:

1)Австрия; 2)Армения; 3)Бельгия; 4)Великобритания; 5)Египет; 6)Мексика; 7)Нидерланды; 8)Турция; 9)Франция; 10)Япония.

4.а) Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме правления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие нет.

1.В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

2.Верховная власть в монархиях передаётся по наследству.

3.Республик в мире меньше, чем монархий

4.Среди монархий современного мира преобладают империи.

б) Дополните следующие предложения:

1.Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________________________

2.Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную и судебную власть, называется ______________________________________

Задание 2.  Нанести на контурную карту страны мира, с характерным для них государственным устройством. Используйте для обозначения список стран задания 3-б и карту в атласе страница 6. Выделите их границы, на их территории (карандашом), поставьте знаки, с соответствующими им формам правления и административно-территориального устройства. Например:

             - абсолютная монархия                - конституционная монархия

Занесите знаки в легенду контурной карты, подпишите название стран (ручкой). Сформулируйте вывод о распространении стран с монархической формой правления по регионам мира и запишите легенде.

Контрольные вопросы для проверки теоретических  знаний, умений и навыков до выполнения работы.

  1. Какие формы государственного строя существуют?
  2. Какие формы административно-территориального устройства Вам известны?
  3. Какие формы правления характерны для стран мира?

Краткая теоретическая часть для проведения практических работ.

Государственный строй характеризуется формой правления. Существуют две формы правления: республиканская и монархическая. Республика — форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира - республики.

Республики подразделяются на президентские, в которых президент, наделённый большими полномочиями, возглавляет правительство, и парламентские, где главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др. Парламентские республики — ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Социалистическими республиками могут считаться: Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.

Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран. Монархия - это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передаётся по наследству.

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не ограничена

Монарх является и главой церкви, и главой государства

Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада). Особая форма государственного строя — Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахирия.

Существуют различные формы административно-территориального устройства: унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство. Унитарное государство - это такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительная и законодательная власть. Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, штаты, земли, провинции), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. 

Критерии оценки:

5 (отлично) - работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо) - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя;

 3 (удовлетворительно) - работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2 (неудовлетворительно) - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин

Список используемой учебной и справочной литературы.

1. Географический атлас мира для 10 класса.

2. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru

3. Учебник Е.В. Баранчиков «География»

4. Учебник В.П. Максаковский  Экономическая и социальная география мира. 10 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к практической работе на тему "Проверка корректности построения ЛВС"

Данная работа может быть использована для закрепления знаний по указанной теме на дисциплине "Компьютерные сети" для специальности 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы" и на ...

методические указания к практическим работам по географии

методческие указания для обучающихся по выполнению  практических работ по географии...

Интегрированный урок истории и географии на тему "Политическая карта мира"

Интегрированные уроки - это одна из форм нестандартных уроков, которая позволяет объединить знания студентов из разных областей....

Методические указания к практической работе по географии на тему: «Определение промышленной специализации и главных сельскохозяйственных районов Европы».

Практическая работа направлена на формирование знания обучающихся  об экономическом развитии отдельных регионах и странах Европы  и развития умений работать:  с учебной литературой, Инт...

Практическая работа по обществознанию на тему "Политические идеологии"

Данная практическая работа может применяться в качестве методического материла на уроках обществознания как базового, так и  углубленного уровня....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам МДК.01.01. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте Тема «Финансирование, кредитование и налогообложение»

Практикум по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» охватывает основные разделы учебного курса.Практическая работа студентов по дисциплине проводится с целью:– систем...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам МДК.01.01. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте Тема «Коммерческая деятельность» Специальность 23.02.01.

Данная методическая разработка содержит практические работы  по МДК.01.01. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте Тема «Коммерческая деятельность» для студентов...