методика проведения урока по спец.дисциплине ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения
методическая разработка по теме

здюмаева ольга ивановна

Методические указания разработаны в помощь преподавателю при изучении дисциплины ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения. Цель научить студентов умению выделять главное в материале, пользованию инструкциями , раздаточными материалами; установить связи между темами «Классификация светофоров», «Требования ПТЭ к сигналам», «Основные значения сигналов светофоров», внутри темы «Входные светофоры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_pte_97-2003.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Здюмаева Ольга Ивановна

Преподаватель филиала Сам ГУПС

Вг.Алатыре

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

по  дисциплине ОП.10. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения

       Аннотация

Методические указания разработаны в помощь преподавателю при изучении дисциплины ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения. Цель научить студентов умению выделять главное в материале, пользованию инструкциями , раздаточными материалами; установить связи между темами «Классификация светофоров», «Требования ПТЭ к сигналам», «Основные значения сигналов светофоров», внутри темы «Входные светофоры».

Введение

Методические  указания по проведению комбинированного урока разработаны в соответствии  с рабочей программы дисциплины ОП.10. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения, а так же в помощь преподавателям  при изучении материала программы.

Железнодорожный транспорт является сложным и многогранным хозяйством, требующим четкой взаимоувязанной работы всех звеньев. Для успешного выполнения производственных  обязанностей важно , что бы каждый железнодорожник , а тем более техник , владел необходимыми общими профессиональными компетенциями для решения производственных задач, чему в большей мере способствует проведение различных форм занятий  с применением мультимедийных программ .И применением тестов для проверки знаний у студентов .

                           

Методика проведения  урока

по  дисциплине ОП.10. Техническая эксплуатация железных дорог и                        безопасность движения

Тема урока: «Входные светофоры»

Использованная технология: «Интеграция различных методов и приемов для развития профессиональной компетенции учащихся»

Цели урока:

Обучающая : формирование у студентов знаний о сигнализации входных

светофоров

Развивающая: научить студентов умению выделять главное в материале, пользованию инструкциями , раздаточными материалами; установить связи между темами «Классификация светофоров», «Требования ПТЭ к сигналам», «Основные значения сигналов светофоров», внутри темы «Входные светофоры».

Воспитательная: воспитание интереса к профессии и ответственного
отношения к работе, обеспечивая безопасность движения, организованности и дисциплинированности

Тип урока: комбинированный

Материально - техническое и дидактическое оснащение урока: компьютер с плазменным монитором для показа мультимедийной программы  «Входные светофоры», Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ, тесты по теме: «Требования ПТЭ к сигналам. Основные значения сигналов светофоров», цветокод.

Ход урока:

I. Организационная часть- проверка учащихся по списку, проверка готовности к уроку (1-2 мин.)

II.  Актуализация знаний:

-Эпиграф урока. Постановка целей и задач урока (2-3 мин.)

1-й слайд презентации урока

Здравствуйте! Староста, подскажи мне, пожалуйста, кто сегодня отсутствует. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: ручки, тетради, инструкции по сигнализации. Все готовы? Тогда начнем урок.

Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со следующего эпиграфа:

2-й слайд презентации урока

«Человек без всякого воображения и умения пользоваться своими знаниями может собирать факты, но никогда не сделает великого открытия»
Пирсон (английский философ и математик)

Это высказывание я привела не случайно. Значение знаний в нашей жизни очень велико. Без них немыслима наша жизнь. Как каждый человек должен уметь читать, писать и считать, так всякий технически грамотный человек должен знать техническую грамоту, которой и обучает нас предмет «Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения». Не нужно вам объяснять, как важны эти знания для любого работника железнодорожного транспорта. Чтобы стать профессионалом в своем деле, мало просто за учить термины, правила, размеры. Необходимо научиться применять их в разных ситуациях. Не следует забывать о том, что железная дорога - это зона повышенной опасности, и, без умения пользоваться своими знаниями по ПТЭ и инструкциям, безопасности движения, вам не обойтись.

1-й слайд презентации урока

Тема нашего сегодняшнего урока «Входные светофоры»

Сегодня на уроке нам с вами необходимо решить следующую задачу: узнать значения сигнальных показаний входных светофоров и определить, пригодятся ли вам эти знания в вашей будущей профессии на железнодорожном транспорте.

Задача непростая, и, чтобы наш поезд знаний двигался дальше, нам необходимо захватить с собой багаж знаний, а именно: «Требования ПТЭ к сигналам. Основные значения сигналов светофоров».

- Повторение материала. Тестовый опрос (7-10 мин.)

Вам предлагается выполнить тестовые задания, состоящие из двух вариантов, по 10 вопросов в каждом.  На  выполнение  этого задания вам отводиться 10 минут.

№ п/п

Вариант I

Вариант II

1

Распишите аббревиатуру ИСИ

Распишите аббревиатуру ПТЭ

2

Закончите предложение: В сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работе применяются следующие основные сигнальные цвета: …, …., …., …., ….,

Закончите предложение: Сигнал - условный видимый или звуковой…, … …. …. …. ….

3

Укажите, что не допускается устанавливать около путей?

Укажите, в качестве чего на сети железных дорог применяются светофоры?

4

Соотнесите видимость сигнальных огней выходных и маршрутных светофоров в зависимости от вида путей, у которых они установлены

Расстояние: Светофоры:

1. Выходных и а) не менее

маршрутных 200м

главных путей

2. Выходных и б) не менее
маршрутных 400м

боковых путей

Соотнесите видимость сигнальных огней светофоров входных, предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия на различных участках пути

Расстояние: вид участков пути:

1.  менее 400м а) прямые

но не менее 200м участки

2. не менее 1000м б) кривые
участки

3. не менее 400м в) сильно
пересеченная

местность

5

Перечислите виды светофоров по назначению:

Перечислите виды светофоров по конструкционным особенностями:

6

Дополните предложение: Проходные светофоры АБ обозначаются…

Допишите предложение: Сигнальные огни на светофорах применяются:…. ….. ….

7

Укажите, для чего служит выходной светофор

Укажите, для чего служит входной светофор

8

Назовите основные значения сигналов, подаваемых светофорами

1 красный огонь

Назовите основные значения сигналов, подаваемых светофорами

1 зеленый огонь

9

1 желтый мигающий огонь

1 желтый огонь

10

2 желтых огня

2 желтых огня, верхний из них мигающий

  1. Объяснение нового материала (20 мин.)

Теперь приступим к новой теме «Входные светофоры». Эта тема уже немного вам знакома. Входные светофоры упоминались в курсе Станции и узлы. А сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Входные светофоры» .

Студентам демонстрируется презентация «Входные светофоры». В процессе демонстрации студенты составляют опорный конспект в виде  таблице, разбираются непонятные моменты (назначение входных светофоров ,крестовины пологих марок). Прежде чем мы начнем записывать, давайте вспомним назначение входных светофоров (студенты дают ответ).                                         Светофорная сигнализация

1й признак

2й признак

3й признак

Сигнал светофора

4й признак

Разрешает или запрещает следовать далее

Скорость проследования у данного светофора

Порядок дальнейшего следования

Состояние следующего светофора

запрещает

остановка

-----

------

        разрешает

установленная

Один огонь без отклонения по стрелочному переводу

открыт

открыт скорость не более 60км/ч

Открыт уменьшенная скорость

Готовность к остановке

То же

закрыт

уменьшенная

Два огня с отклонением по СП

Следующий светофор открыт

То  же+

готовность к остановке

То же

Следующий светофор закрыт

Не более 80км/ч

Два огня с отклонением по СП

открыт скорость не более 80км/ч

Не более 60 км/ч готовность к остановке

Два огня с отклонением по СП

Следующий светофор закрыт

             Входными светофорами подаются сигналы:

1) один зеленый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 1);

C:\Documents and Settings\OkhobaAA\Рабочий стол\1.jpg

Рис. 1

2) один желтый мигающий огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 2);

3) один желтый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт (рис. 3);

4) два желтых огня, из них верхний мигающий – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 4);

5) два желтых огня – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 5);

6) один красный огонь – стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 6).

C:\Documents and Settings\OkhobaAA\Рабочий стол\2.jpg

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Сигнализация входного светофора для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона должна соответствовать сигнализации входного светофора для приема с правильного железнодорожного пути.

Допускается до реконструкции устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона подавать сигналы:

1) два желтых огня – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего выходного (маршрутного) светофора или предельного столбика;

2) один красный огонь – стой! Запрещается проезжать сигнал.

Рис. 5

Рис. 6

На железнодорожных путях необщего пользования в дополнение к сигналам входных светофоров, указанных в настоящем пункте, может подаваться сигнал: один лунно-белый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию при погашенных основных огнях светофора до первого попутного маневрового светофора с дальнейшим движением маневровым порядком на железнодорожный путь, частично занятый железнодорожным подвижным составом или к объекту, расположенному на железнодорожных путях необщего пользования, с особой бдительностью и готовностью остановиться (рис. 7).

Рис. 7

10. На входных и маршрутных светофорах железнодорожных путей общего пользования при приеме поездов на боковые железнодорожные пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:

1) один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч (рис. 8);

2) два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 9);

в) два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 10);

Рис. 8

Рис. 9

4) один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор открыт и разрешает проследование его с установленной скоростью (рис. 11);

Рис. 10

Рис. 11

5) два желтых огня, из них верхний мигающий, и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 12);

Рис. 12

6) два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 13).

Рис. 13

В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: один зеленый мигающий огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 60 км/ч (рис. 14).

На отдельных железнодорожных станциях в случаях, предусмотренных пунктом 66 приложения № 6 к настоящим Правилам, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: три желтых огня – разрешается локомотиву, мотор-вагонному поезду, мотовозу, дрезине следовать на свободный участок железнодорожного пути с особой осторожностью и со скоростью на железнодорожных путях общего пользования – не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – не более 15 км/ч, до маршрутного светофора с красным огнем (рис. 15)

Слайды с 3 по 14 (презентации )Кому что непонятно?

IV. Закрепление знаний: выполнение учащимися практической
работы с использованием цветокода (5-7 мин.)

Прежде чем вы получите домашнее задание, я хочу
убедиться, что каждый из вас усвоил новый материал.  Это я сделаю
при помощи цветокода. Сейчас я каждому раздам перфокарты, на
которых вы карандашом напишите свои фамилии, затем вытащите из
8 ячеек рейтеры и положите их перед собой. Перед вами должны
лежать рейтеры 8-и цветов: синий, розовый, фиолетовый, красный,
черный, зеленый, оранжевый, желтый. Я буду по порядку читать
вопросы. На плазменном мониторе приведены варианты ответов на
вопросы. Каждый ответ условно обозначен соответствующим цветом.
Отвечая на поставленный вопрос, вы выбираете вариант ответа и
рейтер соответствующего цвета вставляете в ячейку.

15- й слайд

Записано на мониторе:

1.  один зеленый - розовый цвет

2.  один желтый мигающий- фиолетовый цвет

3.  один желтый - синий цвет

4.  два желтых - черный цвет

5.  два желтых, верхний мигающий- зеленый цвет

6.  один зеленый мигающий и один желтый и одна зеленая светящаяся полоса - оранжевый цвет

7.  два желтых, из них верхний мигающий и одна зеленая светящаяся полоса - красный цвет

8.  два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - желтый цвет

Перфокарта

Записано на мониторе:

1.  один зеленый - розовый цвет

2.  один желтый мигающий- фиолетовый цвет

3.  один желтый - синий цвет

4.  два желтых - черный цвет

5.  два желтых, верхний мигающий- зеленый цвет

6.  один зеленый мигающий и один желтый и одна зеленая светящаяся полоса - оранжевый цвет

7.  два желтых, из них верхний мигающий и одна зеленая светящаяся полоса - красный цвет

8.  два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - желтый цвет

Вопросы для самопроверки:

1.  Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью.

2.  Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться у следующего светофора.

3.  Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться у следующего светофора.

4. Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с
установленной скоростью, следующий светофор открыт.

5. Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной

скоростью на боковой путь, следующий светофор открыт.

6. Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более
80 км/ч на боковой путь; следующий светофор открыт и требует
проследования его со скоростью не более 80 км/ч.

7. Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более
60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться у
следующего светофора.

8. Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более

80 км/ч на боковой путь, следующий светофор открыт, и требует
проследования его с уменьшенной скоростью.

А теперь ваши ответы я сравню с эталонной перфокартой:

16-й слайд

Правильные ответы

Фиолетовый - черный - синий- розовый - зеленый - оранжевый - желтый - красный.

Следует краткий разбор ошибок.

V. Подведение итогов. Выставление оценок (5 мин.)

Давайте подведем итоги практической работы при помощи кружочков

разного цвета, соответствующих сигнальным огням светофора:

зеленый - «5»;желтый - «4»; красный - «3».

После того как вы справились с первым пунктом задачи – узнали сигнальные значения входных светофоров, давайте все- таки определим, пригодятся ли эти знания в вашей будущей профессии. Один из студентов  отвечает: « на пример : проводник пассажирского вагона обязательно должен знать показания входных светофоров. От работников транспорта, связанных с движением поездов, требуется высокая бдительность, внимательность, безупречное знание сигналов, так как приходиться действовать в сложных нестандартных и аварийных ситуациях и принимать в очень короткое время правильное решение для обеспечения безопасности».

VI. Задание на дом (2 мин.)

Задание на дом: ИСИ (р.III пункт 9-10)

Список используемых источников

  1. Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ 2015г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Методическая разработка по методике проведения урока по дисциплине «Маркетинг» Тема «Методы маркетинга»

Тема «Методы маркетинга» в дисциплине «Маркетинг» является одной из основополагающих. Целью методической работы является систематизация учебного материала и разработка учебно-методического комплекса н...

Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"

Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния,  с целью повторения с ними методики пров...

Методика проведения урока в форме ролевой игры. Из опыта педагога.

Методичекая разаработка для педагогов по вопросам проведения нетрадиционных форм уроков...

рабочая программа дисцеплины ОП.10.Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения для специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) С...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Программы подготовки специалистов среднего звена по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов

Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения, разработан на основе Федерального государственного образовательного ст...

методические указания для проведения практических работ для специальности "монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

Методические указания для выполнения практических работ разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ПМР для специальностей: «монтаж и техническая эксплу...