методика проведения урока по спец.дисциплине ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения
методическая разработка по теме
Методические указания разработаны в помощь преподавателю при изучении дисциплины ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения. Цель научить студентов умению выделять главное в материале, пользованию инструкциями , раздаточными материалами; установить связи между темами «Классификация светофоров», «Требования ПТЭ к сигналам», «Основные значения сигналов светофоров», внутри темы «Входные светофоры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_pte_97-2003.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Здюмаева Ольга Ивановна
Преподаватель филиала Сам ГУПС
Вг.Алатыре
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
по дисциплине ОП.10. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения
Аннотация
Методические указания разработаны в помощь преподавателю при изучении дисциплины ОП.10 Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения. Цель научить студентов умению выделять главное в материале, пользованию инструкциями , раздаточными материалами; установить связи между темами «Классификация светофоров», «Требования ПТЭ к сигналам», «Основные значения сигналов светофоров», внутри темы «Входные светофоры».
Введение
Методические указания по проведению комбинированного урока разработаны в соответствии с рабочей программы дисциплины ОП.10. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения, а так же в помощь преподавателям при изучении материала программы.
Железнодорожный транспорт является сложным и многогранным хозяйством, требующим четкой взаимоувязанной работы всех звеньев. Для успешного выполнения производственных обязанностей важно , что бы каждый железнодорожник , а тем более техник , владел необходимыми общими профессиональными компетенциями для решения производственных задач, чему в большей мере способствует проведение различных форм занятий с применением мультимедийных программ .И применением тестов для проверки знаний у студентов .
Методика проведения урока
по дисциплине ОП.10. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения
Тема урока: «Входные светофоры»
Использованная технология: «Интеграция различных методов и приемов для развития профессиональной компетенции учащихся»
Цели урока:
Обучающая : формирование у студентов знаний о сигнализации входных
светофоров
Развивающая: научить студентов умению выделять главное в материале, пользованию инструкциями , раздаточными материалами; установить связи между темами «Классификация светофоров», «Требования ПТЭ к сигналам», «Основные значения сигналов светофоров», внутри темы «Входные светофоры».
Воспитательная: воспитание интереса к профессии и ответственного
отношения к работе, обеспечивая безопасность движения, организованности и дисциплинированности
Тип урока: комбинированный
Материально - техническое и дидактическое оснащение урока: компьютер с плазменным монитором для показа мультимедийной программы «Входные светофоры», Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ, тесты по теме: «Требования ПТЭ к сигналам. Основные значения сигналов светофоров», цветокод.
Ход урока:
I. Организационная часть- проверка учащихся по списку, проверка готовности к уроку (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний:
-Эпиграф урока. Постановка целей и задач урока (2-3 мин.)
1-й слайд презентации урока
Здравствуйте! Староста, подскажи мне, пожалуйста, кто сегодня отсутствует. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: ручки, тетради, инструкции по сигнализации. Все готовы? Тогда начнем урок.
Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со следующего эпиграфа:
2-й слайд презентации урока
«Человек без всякого воображения и умения пользоваться своими знаниями может собирать факты, но никогда не сделает великого открытия»
Пирсон (английский философ и математик)
Это высказывание я привела не случайно. Значение знаний в нашей жизни очень велико. Без них немыслима наша жизнь. Как каждый человек должен уметь читать, писать и считать, так всякий технически грамотный человек должен знать техническую грамоту, которой и обучает нас предмет «Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения». Не нужно вам объяснять, как важны эти знания для любого работника железнодорожного транспорта. Чтобы стать профессионалом в своем деле, мало просто за учить термины, правила, размеры. Необходимо научиться применять их в разных ситуациях. Не следует забывать о том, что железная дорога - это зона повышенной опасности, и, без умения пользоваться своими знаниями по ПТЭ и инструкциям, безопасности движения, вам не обойтись.
1-й слайд презентации урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Входные светофоры»
Сегодня на уроке нам с вами необходимо решить следующую задачу: узнать значения сигнальных показаний входных светофоров и определить, пригодятся ли вам эти знания в вашей будущей профессии на железнодорожном транспорте.
Задача непростая, и, чтобы наш поезд знаний двигался дальше, нам необходимо захватить с собой багаж знаний, а именно: «Требования ПТЭ к сигналам. Основные значения сигналов светофоров».
- Повторение материала. Тестовый опрос (7-10 мин.)
Вам предлагается выполнить тестовые задания, состоящие из двух вариантов, по 10 вопросов в каждом. На выполнение этого задания вам отводиться 10 минут.
№ п/п | Вариант I | Вариант II |
1 | Распишите аббревиатуру ИСИ | Распишите аббревиатуру ПТЭ |
2 | Закончите предложение: В сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работе применяются следующие основные сигнальные цвета: …, …., …., …., …., | Закончите предложение: Сигнал - условный видимый или звуковой…, … …. …. …. …. |
3 | Укажите, что не допускается устанавливать около путей? | Укажите, в качестве чего на сети железных дорог применяются светофоры? |
4 | Соотнесите видимость сигнальных огней выходных и маршрутных светофоров в зависимости от вида путей, у которых они установлены Расстояние: Светофоры: 1. Выходных и а) не менее маршрутных 200м главных путей 2. Выходных и б) не менее боковых путей | Соотнесите видимость сигнальных огней светофоров входных, предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия на различных участках пути Расстояние: вид участков пути: 1. менее 400м а) прямые но не менее 200м участки 2. не менее 1000м б) кривые 3. не менее 400м в) сильно местность |
5 | Перечислите виды светофоров по назначению: | Перечислите виды светофоров по конструкционным особенностями: |
6 | Дополните предложение: Проходные светофоры АБ обозначаются… | Допишите предложение: Сигнальные огни на светофорах применяются:…. ….. …. |
7 | Укажите, для чего служит выходной светофор | Укажите, для чего служит входной светофор |
8 | Назовите основные значения сигналов, подаваемых светофорами 1 красный огонь | Назовите основные значения сигналов, подаваемых светофорами 1 зеленый огонь |
9 | 1 желтый мигающий огонь | 1 желтый огонь |
10 | 2 желтых огня | 2 желтых огня, верхний из них мигающий |
- Объяснение нового материала (20 мин.)
Теперь приступим к новой теме «Входные светофоры». Эта тема уже немного вам знакома. Входные светофоры упоминались в курсе Станции и узлы. А сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Входные светофоры» .
Студентам демонстрируется презентация «Входные светофоры». В процессе демонстрации студенты составляют опорный конспект в виде таблице, разбираются непонятные моменты (назначение входных светофоров ,крестовины пологих марок). Прежде чем мы начнем записывать, давайте вспомним назначение входных светофоров (студенты дают ответ). Светофорная сигнализация
1й признак | 2й признак | 3й признак | Сигнал светофора | 4й признак | ||||
Разрешает или запрещает следовать далее | Скорость проследования у данного светофора | Порядок дальнейшего следования | Состояние следующего светофора | |||||
запрещает | остановка | ----- | ------ | |||||
разрешает | установленная | Один огонь без отклонения по стрелочному переводу | открыт | |||||
открыт скорость не более 60км/ч | ||||||||
Открыт уменьшенная скорость | ||||||||
Готовность к остановке | То же | закрыт | ||||||
уменьшенная | Два огня с отклонением по СП | Следующий светофор открыт | ||||||
То же+ готовность к остановке | То же | Следующий светофор закрыт | ||||||
Не более 80км/ч | Два огня с отклонением по СП | открыт скорость не более 80км/ч | ||||||
Не более 60 км/ч готовность к остановке | Два огня с отклонением по СП | Следующий светофор закрыт |
Входными светофорами подаются сигналы:
1) один зеленый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 1);
Рис. 1
2) один желтый мигающий огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 2);
3) один желтый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт (рис. 3);
4) два желтых огня, из них верхний мигающий – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 4);
5) два желтых огня – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 5);
6) один красный огонь – стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 6).
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Сигнализация входного светофора для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона должна соответствовать сигнализации входного светофора для приема с правильного железнодорожного пути.
Допускается до реконструкции устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона подавать сигналы:
1) два желтых огня – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего выходного (маршрутного) светофора или предельного столбика;
2) один красный огонь – стой! Запрещается проезжать сигнал.
Рис. 5
Рис. 6
На железнодорожных путях необщего пользования в дополнение к сигналам входных светофоров, указанных в настоящем пункте, может подаваться сигнал: один лунно-белый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию при погашенных основных огнях светофора до первого попутного маневрового светофора с дальнейшим движением маневровым порядком на железнодорожный путь, частично занятый железнодорожным подвижным составом или к объекту, расположенному на железнодорожных путях необщего пользования, с особой бдительностью и готовностью остановиться (рис. 7).
Рис. 7
10. На входных и маршрутных светофорах железнодорожных путей общего пользования при приеме поездов на боковые железнодорожные пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:
1) один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч (рис. 8);
2) два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 9);
в) два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 10);
Рис. 8
Рис. 9
4) один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор открыт и разрешает проследование его с установленной скоростью (рис. 11);
Рис. 10
Рис. 11
5) два желтых огня, из них верхний мигающий, и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 12);
Рис. 12
6) два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 13).
Рис. 13
В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: один зеленый мигающий огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 60 км/ч (рис. 14).
На отдельных железнодорожных станциях в случаях, предусмотренных пунктом 66 приложения № 6 к настоящим Правилам, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: три желтых огня – разрешается локомотиву, мотор-вагонному поезду, мотовозу, дрезине следовать на свободный участок железнодорожного пути с особой осторожностью и со скоростью на железнодорожных путях общего пользования – не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – не более 15 км/ч, до маршрутного светофора с красным огнем (рис. 15)
Слайды с 3 по 14 (презентации )Кому что непонятно?
IV. Закрепление знаний: выполнение учащимися практической
работы с использованием цветокода (5-7 мин.)
Прежде чем вы получите домашнее задание, я хочу
убедиться, что каждый из вас усвоил новый материал. Это я сделаю
при помощи цветокода. Сейчас я каждому раздам перфокарты, на
которых вы карандашом напишите свои фамилии, затем вытащите из
8 ячеек рейтеры и положите их перед собой. Перед вами должны
лежать рейтеры 8-и цветов: синий, розовый, фиолетовый, красный,
черный, зеленый, оранжевый, желтый. Я буду по порядку читать
вопросы. На плазменном мониторе приведены варианты ответов на
вопросы. Каждый ответ условно обозначен соответствующим цветом.
Отвечая на поставленный вопрос, вы выбираете вариант ответа и
рейтер соответствующего цвета вставляете в ячейку.
15- й слайд
Записано на мониторе:
1. один зеленый - розовый цвет
2. один желтый мигающий- фиолетовый цвет
3. один желтый - синий цвет
4. два желтых - черный цвет
5. два желтых, верхний мигающий- зеленый цвет
6. один зеленый мигающий и один желтый и одна зеленая светящаяся полоса - оранжевый цвет
7. два желтых, из них верхний мигающий и одна зеленая светящаяся полоса - красный цвет
8. два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - желтый цвет
Перфокарта
Записано на мониторе:
1. один зеленый - розовый цвет
2. один желтый мигающий- фиолетовый цвет
3. один желтый - синий цвет
4. два желтых - черный цвет
5. два желтых, верхний мигающий- зеленый цвет
6. один зеленый мигающий и один желтый и одна зеленая светящаяся полоса - оранжевый цвет
7. два желтых, из них верхний мигающий и одна зеленая светящаяся полоса - красный цвет
8. два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - желтый цвет
Вопросы для самопроверки:
1. Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью.
2. Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться у следующего светофора.
3. Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться у следующего светофора.
4. Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с
установленной скоростью, следующий светофор открыт.
5. Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной
скоростью на боковой путь, следующий светофор открыт.
6. Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более
80 км/ч на боковой путь; следующий светофор открыт и требует
проследования его со скоростью не более 80 км/ч.
7. Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более
60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться у
следующего светофора.
8. Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более
80 км/ч на боковой путь, следующий светофор открыт, и требует
проследования его с уменьшенной скоростью.
А теперь ваши ответы я сравню с эталонной перфокартой:
16-й слайд
Правильные ответы
Фиолетовый - черный - синий- розовый - зеленый - оранжевый - желтый - красный.
Следует краткий разбор ошибок.
V. Подведение итогов. Выставление оценок (5 мин.)
Давайте подведем итоги практической работы при помощи кружочков
разного цвета, соответствующих сигнальным огням светофора:
зеленый - «5»;желтый - «4»; красный - «3».
После того как вы справились с первым пунктом задачи – узнали сигнальные значения входных светофоров, давайте все- таки определим, пригодятся ли эти знания в вашей будущей профессии. Один из студентов отвечает: « на пример : проводник пассажирского вагона обязательно должен знать показания входных светофоров. От работников транспорта, связанных с движением поездов, требуется высокая бдительность, внимательность, безупречное знание сигналов, так как приходиться действовать в сложных нестандартных и аварийных ситуациях и принимать в очень короткое время правильное решение для обеспечения безопасности».
VI. Задание на дом (2 мин.)
Задание на дом: ИСИ (р.III пункт 9-10)
Список используемых источников
- Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ 2015г.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»
В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...
Методическая разработка по методике проведения урока по дисциплине «Маркетинг» Тема «Методы маркетинга»
Тема «Методы маркетинга» в дисциплине «Маркетинг» является одной из основополагающих. Целью методической работы является систематизация учебного материала и разработка учебно-методического комплекса н...
Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"
Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния, с целью повторения с ними методики пров...
Методика проведения урока в форме ролевой игры. Из опыта педагога.
Методичекая разаработка для педагогов по вопросам проведения нетрадиционных форм уроков...
рабочая программа дисцеплины ОП.10.Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения для специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) С...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Программы подготовки специалистов среднего звена по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов
Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения, разработан на основе Федерального государственного образовательного ст...
методические указания для проведения практических работ для специальности "монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"
Методические указания для выполнения практических работ разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ПМР для специальностей: «монтаж и техническая эксплу...