Методическая разработка по методике проведения урока по дисциплине «Маркетинг» Тема «Методы маркетинга»
методическая разработка на тему
Тема «Методы маркетинга» в дисциплине «Маркетинг» является одной из основополагающих. Целью методической работы является систематизация учебного материала и разработка учебно-методического комплекса на 8 учебных часов, которые отводятся программой.
Учебно-методический комплекс содержит все необходимые компоненты к минимуму требований в соответствии со стандартом по дисциплине «Маркетинг»,включая обратную связь ,методику практических занятий и самостоятельную работу по теме.
Учитывая сложность и актуальность темы для изучения всей дисциплины «Маркетинг», считаю целесообразным провести теоретическое занятие комбинированного типа с фронтальным опросом и проблемно-поисковым методом изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_marketinga.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
по методике проведения урока
по дисциплине «Маркетинг»
Тема «Методы маркетинга»
Составила:
преп. к.э.н Кубалова Э.А.
Рассмотрена на заседании
цикловой комиссии
товароведных и
оргтехнических дисциплин
Протокол № 6
От ___ ___________ 2013г.
Председатель
г.Владикавказ 2013
Тема «Методы маркетинга» в дисциплине «Маркетинг» является одной из основополагающих. Целью методической работы является систематизация учебного материала и разработка учебно-методического комплекса на 8 учебных часов, которые отводятся программой.
Учебно-методический комплекс содержит все необходимые компоненты к минимуму требований в соответствии со стандартом по дисциплине «Маркетинг»,включая обратную связь ,методику практических занятий и самостоятельную работу по теме.
Учитывая сложность и актуальность темы для изучения всей дисциплины «Маркетинг», считаю целесообразным провести теоретическое занятие комбинированного типа с фронтальным опросом и проблемно-поисковым методом изложения.
Занятие предполагает максимальную активность студентов с большой долей самостоятельной работы.
В УМК входят также три практических занятия, на которых закрепляются полученные теоретические знания, а также отрабатываются умения и навыки по следующим вопросам:
- отработка навыков сбора первичной информации. Составление анкет;
- разработка мероприятий «паблик рилейшнз» и их связь с рекламой;
- экскурсия с целью изучения методов стимулирования продажи товаров на примере конкретных предприятий города.
В разделе «Методические указания для преподавателя» содержится вводное сообщение преподавателя о целях и задачах изучения данной темы, мотивационная часть и теоретические вопросы темы, изложенные в форме проблемно-поисковой лекции.
Далее предусматривается самостоятельная работа студентов с раздаточным материалом и наглядными пособиями.
Весь учебный материал на три дозы, каждая из которых содержит контрольные вопросы для самопроверки, отражающие результаты обратной связи и показывают степень усвоения нового материала студентами. Обобщаются результаты всей работы, даётся задание на дом.
Методическая разработка может использоваться для самостоятельного изучения студентами заочной формы обучения и экстерната.
План урока
Тема: «Методы маркетинга» (гр. 31 «М»)
Цель урока: ознакомить студентов с методами маркетинга, развить их активность и самостоятельность для достижения поставленных учебных целей, привить навыки использования методов маркетинга в практической деятельности.
Тип урока – комбинированное занятие.
Метод урока – проблемное изложение нового материала с элементами самостоятельной работы.
Межпредметные связи.
- Менеджмент. Темы «Коммуникация» , «Управление маркетингом» .
- Бизнес- планирование. Тема «Маркетинговые решения при разработке бизнес- плана».
- Социальная психология. Темы «Методы психологии», «Социальные группы».
Внутрипредметные связи.
Темы: «Объекты и субъекты маркетинговой деятельности», «Классический комплекс маркетинга», «Жизненный цикл товара», «Среда маркетинга».
Ход урока
- Организация группы.(1-2 мин).
- Актуальность опорных знаний.(1-2мин).
- Проверка знаний (вопросы фронтального опроса прилагаются).(12-15 мин).
- Мотивация учебной деятельности.
- Изложения нового материала.(30-35 мин).
План изложения.
- Классификация методов маркетинга. Методы изучения спроса.
- Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС).
- Методы прогнозирования потребностей на рынке.
- Самостоятельная работа студентов с обучающим текстом (20-25мин).
- Обобщение результатов самостоятельной работы.(2-3мин).
- Задание на дом.(1-2мин)
- Ф. Котлер «Управление маркетингом» стр. 341-367.
- Лекция (обучающий текст).
- Разработать модель поведения объекта исследования.
Вопросы для фронтального опроса.
- Основная задача маркетинга.
- Ключевые элементы классического комплекса маркетинга.
- Что такое сегментация рынка.
- Объекты маркетинговой деятельности.
- Потребность.
- Спрос.
- Виды спроса.
- На какие группы делятся потребители.
- Какие факторы влияют на поведение потребителя.
- Модель потребительского спроса. Его этапы.
- Виды информации, необходимые для потребительского восприятия.
- Мотивация и формирование потребительских предпочтений?
- Виды конкуренции.
- Определение ближайших конкурентов.
- Факторы, контролируемые и формирующие микросреду.
- Факторы, формирующие макросреду.
- С помощью чего удовлетворяется потребность.
- Какими свойствами обладает товар.
- Что такое сбыт товара.
- Канал сбыта.
- Уровни канала сбыта.
- Кто занимается сбытом товара.
- На какие группы делятся посредники.
- Первая группа посредников.
- Вторая группа посредников.
Доза 1
Метод изучения спроса.
Методы маркетинга подразделяются на три группы:
- Методы изучения спроса.
- Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС).
- Методы прогнозирования потребностей на рынке.
Изучения спроса- это сбор первичной информации ,что по праву считается самым трудоемким этапом проведения маркетингового исследования, последовательность основных процедур которого можно представить в виде схемы:
Процедура составления плана выборки включает последовательное решение трех задач:
- Определение объекта исследования- это совокупность объектов наблюдения, в качестве которых выступают потребители, посредники, сотрудники фирмы и др.
- Определение структуры выборки:
-простая случайная выборка, при которой каждый элемент совокупности имеет равную вероятность выбора для исследования;
-сплошная выборка, если есть возможность установления контакта с элементами совокупности и есть средства на ее проведение;
-вероятностная выборка ,когда любой элемент совокупности может быть выбран с определенной вероятностью.
3. Определение объема выборки, т.е. количества элементов выборочной совокупности . Чем больше объем выборки, тем выше точность, достоверность информации, но тем больше и затрат.
Основными методами сбора первичной информации по вопросу изучения спроса являются:
-наблюдение;
-эксперимент;
-опрос;
Наблюдение- это метод изучения спроса путем фиксации деятельности исследуемых объектов без установления контакта с ними. Наблюдение может проводиться открыто и скрытно.
+ метода - простота и дешевизна, исключение искажений, вызываемых контактами.
- метода - он не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения и процессы принятия ими решения, следовательно, они могут быть неправильно истолкованы.
Необходимо определить место проведения наблюдения, деятельность проведения, инструктаж наблюдений.
Эксперимент- метод предусматривающий установление контроля за всеми факторами, влияющими на деятельность объектов.
Цель эксперимента- установление причинно- следственных связей между факторами маркетинга и поведениям исследуемых объектов. Причем в процессе исследования факторы не должны меняться для обеспечения достоверности результатов.
+ эксперимента - объективный характер.
-эксперимента - трудность в осуществлении контроля.
Опрос – это метод изучения спроса путем установления контактов с объектами исследования.
Инструмент исследования - анкета- вопросник, предусматривающий фиксацию информации, получаемой от объектов.
+ метода -возможность получения в процессе контакта информации любой направленности и объема.
- метода - значительная трудоёмкость и значительные затраты.
Опрос проводится по телефону, по почте, личное интервью.
По телефону:
+ высокая оперативность и дешевизна, возможно разъяснение задаваемого вопроса.
- краткость беседы, возможность получения отказа.
По почте:
+ нет влияния интервьюера, дешевизна охвата.
- низкая оперативность, невозвращение определенного процента разосланных анкет, получение ответа не от тех лиц, кому предназначалась анкета.
Личное интервью - самый популярный способ связи с объектами исследования.
+ метода - высокая точность обследования, совмещение личного опроса с наблюдением.
- метода - материальные затраты.
Опрос может быть открытым и скрытым.
Основной инструмент опроса - анкета.
Вопросы анкеты должны быть:
- тщательно разработаны;
- ясными, понятными;
- не должны содержать двойного отрицания (не считаете ли вы, что не следует…).
Последовательность вопросов должна быть «от общего к частному».
Первые вопросы наиболее легкие. Цель их- заинтересовать респондента.
Трудные вопросы и вопросы личного характера в конце опроса. Количество вопросов 10-15. Главное в проведении опроса- получение максимально достоверной информации в процессе опроса.
Вопросы самопроверки к дозе № 1.
- Основные процедуры изучения спроса?
- Задачи плана выборки?
- Методы сбора первичной информации?
- Основное орудие исследования?
Доза № 2
Метод формирования спроса и стимулирование сбыта.
Метод формирования спроса и стимулирования сбыта направлены на то, что потенциальный покупатель принял решение о покупке, имея для этого точные знания о товаре, способствующие преодолению «барьера осторожности». Снизить этот барьер, а еще лучше, ликвидировать его удается лишь тогда, когда в сознании субъекта возникает хорошо запоминающийся «образ» товара, вызывающий положительные эмоции.
Фирма должна заботиться о максимальной информированности действующих и потенциальных клиентов (о наличии на рынке, производителе, потребительских свойствах, особенностях, данных о качестве, гарантиях).
Основными методами формирования спроса являются:
- реклама;
- пропаганда;
- личная продажа;
- стимулирование сбыта;
- паблик рилейшнз;
Реклама- это форма коммуникации, публичное, платное предоставление информации о товаре и услугах с помощью различных средств.
Пропаганда (паблисити)-неличное и неоплачиваемое стимулирование сбыта путем распространения информации и важных сведений в средствах массовой информации.
Личная продажа- это непосредственный контакт с покупателями, когда работники путем личных контактов пытаются воздействовать на покупателя. Это форма продажи является наиболее эффективной на стадии формирования покупательских предпочтений и совершения акта купли- продажи.
Стимулирование сбыта- это набор различных методов стимулирующего воздействия, которые можно разделить на три группы:
- методы, стимулирующие покупателей- скидки, премии, конкурсы;
- методы, стимулирующие торговых посредников- скидки для закупщиков, бесплатные товары, конкурсы;
- методы, стимулирующие труд торговых работников- конкурсы, конференции, премии.
Стимулирование сбыта целесообразно применять в тех случаях, когда:
- на рынке имеются аналогичные товары конкурирующих фирм;
- товары находятся в стадии внедрения на рынок, когда нужно создавать осведомленность о них и вызывать интерес к ним, или на стадии зрелости, когда стимулирование сбыта является защитной мерой для сохранения доли фирмы на рынке.
Общепризнано, что реклама является наиболее эффективным способом стимулирования сбыта. Также эффективны:
- продажа товаров через торговых агентов:
- стимулирование труда работников;
- использование средств массовой информации;
- выставки продажи;
- использование специальных цен.
Паблик рилейшнз - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между фирмой и её общественностью.
Целью ПР считается установление двустороннего общения для выявления общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на полной информированности.
Функции ПР:
- установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью;
- создание репутации организации;
- создание у сотрудников чувства ответственности и заинтересованности в делах;
- расширение сферы влияния организации средствами соответствующей рекламы и пропаганды.
Любые мероприятия ПР состоят из четырёх различных, но взаимодействующих частей.
- Исследование: включает анализ, исследование и постановку задач;
- Действие: состоит из разработки программы и сметы мероприятий;
- Общение : включает непосредственное общение и осуществление программы;
- Оценка: состоит из оценки результатов и возможных доработок.
Вопросы самопроверки к дозе № 2.
- Методы формирования спроса?
- Отличие рекламы от пропаганды?
- Взаимосвязанные части ПР?
Доза № 3.
Прогнозирование – это функция и прямая обязанность любого руководителя.
Прогнозирование – это получение возможных будущих оценок исследуемых параметров ( в нашем случае – потребностей рынка) , а также целью прогнозирования является и сбор информации о факторах внешней среды, изменение которых повлечет к изменениям в деятельности фирмы, что может иметь определённые последствия.
Методы прогнозирования, используемые при проведении маркетинговых исследований:
- эвристические методы, которые предполагают, что лицо, делающее прогноз, опирается на интуицию, прежний опыт, творчество и воображение. Эвристика - греческое искусство отыскания истины.
Руководитель и маркетинговые деятели должны обладать этим искусством для предвидения, прогнозирования потребностей на рынке.
- социологические исследования и экспертные оценки ( например, при прогнозировании спроса изучаются предпочтения потребителей, а в качестве экспертов могут выступать торговый персонал, посредники, консультанты и д.р.)
- экономико- математические методы, где подходы к прогнозированию четко сформулированы и могут быть воспроизведены другими лицами ( например, расчеты показателей).
Определенная система факторов и причинно – следственная структура исследуемого явления - это исходная точка экономико–математического метода исследования.
Все методы являются взаимодополняющими. Эффективная прогнозная система должная обеспечивать возможность использования любого из методов.
Оценка спроса имеет большое значение в планировании маркетинговой деятельности фирмы, а также для организации управления. При этом спрос можно измерить на конкретный товар, товарную группу, товары данной фирмы, данной отрасли, в региональном разрезе, для всего внутреннего рынка.
При измерении и прогнозировании спроса используются понятия, как:
- рыночный спрос – выражается в таком количестве товара, которое будет куплено определённой группой покупателей в определенный период в определенном регионе на определенном торговом предприятии (Q);
- спрос на товары данной фирмы- это для фирмы в общем рыночном спросе (Q1);
Q1=S1×Q, где S1- рыночная доля компании, Q1- спрос на товары компании ,Q- общий рыночный спрос.
Доля товаров компании в общем объеме продажи товаров на рынке прямо пропорционально маркетинговым усилиям.
Прогноз является искусством предвидения того, что покупатели будут делать в определённых условиях.
И самым надежным источником получения информации для прогноза являются сами покупатели, для чего необходимо проводить опросы намерений покупателей.
Например, спрос на новое диетическое пиво = численность населения × доход на душу населения × доля средств на продукты питания. В том числе, доля средств на приобретение напитков × в том числе на приобретение алкогольных напитков × в том числе расходов на пиво × ожидаемая доля расходов на диетическое пиво.
Необходимо также проводить исследования состояния денежных доходов и готовность населения потратить определенную долю на приобретение товаров и услуг.
Для того чтобы прогнозирование было эффективным необходимо использовать данные тенденций в демографических процессах, капиталовложениях, колебаний объема сбыта, сезонность, которая показывает регулярные колебания сбыта в течении года и нерегулярные события ( социальные потрясения, стихийные бедствия и другие отклонения от нормативной ситуации).
Вопросы самопроверки к дозе № 3.
- Цель прогнозирования?
- К какой категории методов относятся социологические исследования и экспертные оценки ?
- Рыночный спрос?
- Эффективность прогнозирования. Что для этого необходимо?
Практические занятия.
- Сбор первичной информации. Разработка анкеты.
- Мероприятия «паблик рилейшнз» и их связь с рекламой.
- Экскурсия с целью изучения методов стимулирования продажи товаров. Составление отчетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению практического занятия по теме: "Вычисление неопределенных интегралов методом введения"
Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры по теме и предложен тренажер для закрепления....
Методическое пособие для проведения самостоятельной работы по теме: "Метод координат"
Работа содержит 2 варианта для самостоятельной работы студентов по теме: Метод координат...
Совершенствование методики проведения деловой игры как активного метода обучения студентов
Организация учебно-профессио-нальной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН»
Сценарий (методическая разработка) адресован для проведения воспитательных часов, формированию нравственных ценностей, бережного отношения к женщине, закреплению семейных устоев, особо отметить ...
Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».
Методическое пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....
Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»
Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...
Методическая разработка Методика проведения занятий по лыжным гонкам
Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее...