РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
статья по теме

Фадина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий среди пешеходов на автомобильных дорогах федерального значения. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий в России и Челябинской области, предложен ряд мероприятий повышающих безопасность дорожного движения на исследуемых участках дорог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья 1135 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В.М. Гайфуллин, О.С. Фадина

(Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск)

Подавляющее большинство автомобильных дорог в нашей стране проходит через населенные пункты, в пределах которых происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Причем значительная часть их – наезд на пешехода. ДТП с пешеходами имеют в основном тяжелые последствия, связанные со смертельными исходами и ранениями.

Пешеходы и водители по прежнему неуважительно относятся друг к другу, культура общения не на должном уровне. Этому свидетельствуют последние норвежские исследования (Sakshaug, 1997) о том, что только 50% водителей соблюдает обязанность уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе, не лучше ситуация и в России.

В официальной системе учета и анализа дорожно-транспортных происшествий в создании аварийной обстановки в основном обвиняют пешехода. Однако если даже принять гибель примерно 3/4 пешеходов вследствие своей неосторожности, то все равно около 1/4 всех пешеходов гибнет на автомобильных дорогах не по своей вине.

Данные обследований, проведенных МАДИ на дорогах ряда республик, показали, что до 28,9% от общего количества происшествий связаны с наездами на пешеходов. Более 50% из них произошло в пределах населенных пунктов. В отдельных случаях наезды на пешеходов составляли до 60% от числа происшествий на дороге. Из общего числа происшествий с пешеходами 26,2% связаны с наездами на пешеходов, идущих вдоль дороги из-за отсутствия пешеходных дорожек и тротуаров, 64,5% - пересекающих дорогу, 5,1% - стоящих на обочине и 4,2% - находившихся на проезжей части.

За 2009 год в России 45% от общего числа погибших людей в ДТП являются пешеходы, а в Великобритании, Японии и Германии число погибших пешеходов не превышает 14% от всех погибших в ДТП.

Основными причинами столь высокого процента гибели пешеходов является недостаточная квалификация и низкий уровень дисциплины водителей, а также неподготовленность самой многочисленной категории участников дорожного движения - пешеходов. Также много вопросов к соблюдению действующих нормативов и ГОСТов в части организации дорожного движения для пешеходов.

Рассмотрим статистику ДТП за 2009 год на участках федеральной автомобильной дороге М-36 (Челябинск – Троицк – государственная граница с Казахстаном), проходящих через населенные пункты, это с. Еманжелинка и  г. Южноуральск.

По данным ГИБДД на участке автодороги проходящем через с. Еманжелинка зарегистрировано три наезда на пешехода, все случаи со смертельным исходом в темное время суток. Что неудивительно, так как на данном участке полностью отсутствует освещение.

В г. Южноуральске произошло три наезда на пешехода, из них один погиб и два человека ранено, два наезда на велосипедиста – один погиб и один ранен.

Таким образом, можно сделать вывод, что наезды на пешеходов на федеральных автодорогах являются большой проблемой.

В зависимости от местных условий (интенсивности движения, размеров населенных пунктов и т.д.) для уменьшения числа происшествий с пешеходами могут быть проведены следующие мероприятия:

1) Установить на остановочных пунктах «воздушную зебру» (рис. 1)

Студия Артемия Лебедева разработала концепт воздушной зебры, которая поможет водителям вовремя заметить наземный переход и обезопасит пешеходов. Такая зебра сделает переход и людей на нем более заметными в темное время суток.

Рисунок 1 – Воздушная зебра.

Суть предлагаемого решения заключается в дублировании рисунка зебры над проезжей частью. Это решает сразу несколько проблем.         

Во-первых, пешеходы, оказавшиеся на переходе, освещаются. Верхнее освещение значительно повышает безопасность перехода, потому что водитель вынужден обратить на него внимание.

Во-вторых, пешеходный переход становится виден на значительном расстоянии, что особенно актуально для загородных неосвещенных трасс, где появление людей на дороге иногда оказывается полной неожиданностью для водителя.

В-третьих, переход продолжает быть заметным и однозначно распознается даже в том случае когда разметка отсутствует или зимой, когда разметка покрыта снегом.         

«Воздушная зебра» может быть реализована с использованием разрядных ламп или с помощью лазерной проекции.

2) Устройство пешеходного перехода типа «зебра» с красными и белыми полосами, выполненными с помощью холодного пластика со светоотражающими стеклошариками.

Это привлечет внимание водителей и пешеходов, такие пешеходные переходы уже несколько лет используется в г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Разметку, выполненную холодным пластиком, отличает повышенная стойкость к истиранию элементов и их отличное сцепление с колесом, а также наличие стеклошариков – компонента, придающего разметке способность к световозвращению, улучшающему ее видимость.

3) Нанести перед пешеходными переходами на участке «шумовую» разметку по ГОСТ Р 52605-2006 и ГОСТ Р 52766-2007.

«Шумовая» разметка – специальная линия рельефного холодного 2-х компонентного пластика, которая создает не только шумовой, но и вибрационный эффект.

Шумовая разметка, призвана заставить водителей соблюдать скоростной режим. Она представляет собой несколько расположенных подряд миниатюрных "лежачих полицейских", при наезде на которые слышится громкий шум и ощущаются вибрации на рулевом колесе.

Такая разметка с успехом используется в г. Москва и г. Кемерово.

4) Нанести на проезжей части дорожную разметку по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004  1.24.2 «Ограничение скорости» для дублирования знака 5.23.1. «Начало населенного пункта», для более полного информирования водителя о существующей организации движения.

5) Установить освещение на всем протяжении подобных участков дорог.

Освещение дорог снижает количество смертельных исходов примерно на 65%, количество ДТП с травматизмом - на 30% и материальный ущерб от ДТП в темное время суток снижается примерно на 15%. Эти результаты весьма надежны, так как они получены в результате большого количества исследований, проводившихся в течение длительного времени во многих странах. Освещение дорог оказывает более сильное влияние на количество ДТП с пешеходами в темное время суток (снижение примерно на 50%), чем на другие виды ДТП. Отмечено, что устройство освещения дорог оказывает одинаковое влияние на аварийность в разных условиях движения (автомобильные магистрали, населенные пункты, сельская местность) (Elvik, 1995).

6) Установить информационные щиты перед пешеходными переходами «Внимание пешеходы», для более полного информирования водителя, и повышения его бдительности при проезде участка проходящего через населенный пункт.

7) Оборудовать остановочные пункты пешеходными дорожками и тротуарами, для создания безопасных условий для движения пешеходов. Выполнение ГОСТ Р 52766-2007.

Пешеходные дорожки должны физически отделять движение пешеходов от движения транспортных средств, снижая таким способом степень риска ДТП для пешеходов.

8) Пропаганда вежливого отношения участников дорожного движения друг к другу, правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.

Экономические расчеты показывают, что данные мероприятия должны повысить безопасность пешеходов, остается только человеческий фактор…

Список литературы

1 Справочник по безопасности дорожного движения: справ. пособие / под ред. В.В. Сильянов. – М.: Изд-во МАДИ, 2001. – 103 с.

2 ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. – М.: Изд-во стандартов, 2007. – 7 с.

3 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. – М.: Изд-во стандартов, 2008. – 53с.

4 ГОСТ Р 51256-99.  Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 26 с.

5 ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. – М.: Изд-во стандартов, 2005. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

Методическая разработка классного часа на тему: «Безопасная организация дорожного движения» с презентацией

Данная методическая разработка может быть использована в работе как классных руководителей в школе, так и кураторов в образовательных учреждениях профессионального образования....

Методическая разработка для выполнения контрольных работ по дисциплине ПБДД (Правила безопасности дорожного движения) для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (заочного отделения). Методическая разработка содержит требов...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения для специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Методические указания по выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения для специальности среднего  профессионального образования23.0...

Выступление на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»

В работе представлен План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход», проведенного в рамках выступления на ГУМО «Особенности о...

Подготовка и переподготовка специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном и городском электротранспорте

Программа повышения квалификации «Подготовка и переподготовка специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном и городском электротранспорте»...