"Развитие конкурсного движения среди обучающихся транспортного кластера"
статья на тему
Модернизация профессионального образования предполагает развитие познавательных способностей и творческого потенциала обучающихся, формирование их коммуникативной грамотности. Помочь в решении задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений СПО могут современные педагогические технологии: как информационные, так и игровые.
Мероприятия профессиональной направленности достаточно разнообразны: деловая игра, игра-путешествие, конкурс проектов и т.д. Форма проведения и содержание мероприятий подбираются с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и изученным программным материалом. Перед проведением мероприятий обучающимся предлагается повторить пройденное, просмотрев свои конспекты и учебные пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Многоотраслевой техникум» г. Моршанск
Развитие конкурсного движения
среди обучающихся транспортного кластера
Оленина Галина Борисовна,
мастер производственного обучения,
ТОГБОУ СПО «Многоотраслевой техникум»
Современная государственная образовательная политика ориентирует педагогов на новый результат их деятельности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою судьбу и будущее страны.
Модернизация профессионального образования предполагает развитие познавательных способностей и творческого потенциала обучающихся, формирование их коммуникативной грамотности. Помочь в решении задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений СПО могут современные педагогические технологии: как информационные, так и игровые.
Изменяя и совершенствуя традиционные образовательные формы, конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют формированию профессиональной компетентности и профессиональной культуры обучающихся, что является залогом успешной адаптации будущих выпускников в современных социально-экономических условиях.
Данные мероприятия позволяют
- активизировать познавательную и творческую активность обучающихся;
- сформировать у обучающихся уверенность в своей профессиональной состоятельности;
- создать положительный имидж профессии;
- сплотить учебную группу;
- сформировать культуру общения.
При подготовке конкурсов профессионального мастерства учитываются такие требования как
- логическая связь с изучаемым материалом;
- чёткое формулирование цели, задач и условий проведения конкурса;
- тщательная подготовка методической документации с методическими рекомендациями по предотвращению возможных ошибок при выполнении обучающимися практических заданий;
- наличие необходимого оборудования;
- создание в ходе подготовки конкурса непринуждённой творческой атмосферы.
Задача мастера производственного обучения в процессе коллективной работы – создать благоприятный психологический климат, что поможет обучающимся раскрыть свои способности, сравнить себя со сверстниками, утвердиться в их глазах и одновременно подчеркнуть свою индивидуальность. Это позволит психологически настроить обучающихся, на успех, минимизировать такие возможные затруднения при проведении мероприятия как скованность участников, возникновение неоправданных пауз и т.д. Обучающиеся чувствуют себя естественно, учатся спорить и прислушиваться к мнению товарищей, сопереживать, анализировать, находить выход из затруднительной ситуации.
Для проведения конкурсов профессионального мастерства с использованием ИКТ необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и мультимедийная презентация. Презентации, наполненные разнообразной содержательной информацией и иллюстративным материалом, являются многофункциональным мультимедийным ресурсом, необходимым для проведения подобных мероприятий. Лишь использование информационных технологий дает возможность в полной мере реализовать намеченные цели каждого мероприятия и решить весь спектр поставленных задач. Форма презентации позволяет быстро изменить последовательность слайдов и их количество, наполнить презентацию новым содержательным материалом, то есть даёт возможность практического применения представленных методических разработок на уроках и внеклассных мероприятиях вне зависимости от предмета и специальности, оставляя каждому педагогу свободу творчества.
Мероприятия профессиональной направленности достаточно разнообразны: деловая игра, игра-путешествие, конкурс проектов и т.д. Форма проведения и содержание мероприятий подбираются с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и изученным программным материалом. Перед проведением мероприятий обучающимся предлагается повторить пройденное, просмотрев свои конспекты и учебные пособия.
Обучающимся транспортного кластера могут быть предложены конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий «Своя игра», «Кто хочет стать автомехаником?», «Большие гонки (для умных водителей)», разработанные для обучающихся по профессии «автомеханик» с первого по третий курс обучения соответственно.
Так, конкурс профессионального мастерства «Своя игра» может быть рекомендован для проведения среди обучающихся I курса по профессии «автомеханик».
(ссылка для скачивания http://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2015/06/01/svoya-igra-konkurs-professionalnogo-masterstva-po-professii-avtomehanik-1)
В конкурсе могут принимать участие все обучающиеся группы, поделённые на 3 команды. Деление на команды производится по инициативе самих обучающихся, каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название, девиз и разрабатывает эмблему команды.
Правила конкурса «Своя игра» соответствуют правилам одноимённой телеигры. Команды с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с её счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Если выпадает «Кот в мешке», то вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде. При «Суперигре» стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа принадлежит выигравшей торги команде. Если одна команда идет ва-банк, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
Один из слайдов презентации представляет собой игровое поле, включающее в себя 6 раундов, 5 из которых соответствуют названиям учебных предметов: электротехника, материаловедение, охрана труда, заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами, учебная практика. Есть раунд, объединяющий в себе несколько учебных предметов под названием «Что бы это значило?». Каждый раунд заключает в себе 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов. Количество баллов в каждой ячейке представляет собой гиперссылку, нажатие на которую открывает текст вопроса. На слайде с вопросом есть гиперссылка «Ответ», позволяющая проверить правильность версии участников игры. Многие слайды с ответами помимо текста снабжены иллюстративным материалом.
Конкурс профессионального мастерства «Своя игра» имеет межпредметные связи с общеобразовательными предметами (физика, химия), учебной практикой и рядом спец. предметов.
Профессиональный конкурс «Кто хочет стать автомехаником?» рекомендуется для обучающихся II курса.
(ссылка для скачивания http://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2015/06/01/kto-hochet-stat-avtomehanikom-konkurs-professionalnogo-masterstva-dlya-2)
В игре участвуют 3 команды. Перед началом игры проводится разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы, связанные с историей развития автомобильного транспорта. Каждая команда отвечает на 5 вопросов, правильный ответ оценивается в 50 баллов, таким образом, максимальный балл за разминку может составить 250 баллов. По итогам разминки можно определить очерёдность выступлений команд. Баллы, полученные на разминке, суммируются с баллами, полученными за основную игру.
В ходе основной игры команда последовательно отвечает на вопросы, представленные на слайдах. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, только один из которых правильный. Вопросы постепенно усложняются, соответственно, растёт и сумма выигрыша: от 100 до 1миллиона баллов. 5-ый и 10-ый вопросы являются несгораемыми уровнями. Игроки имеют право остановить игру и сохранить уже выигранные очки в любое время и на любом этапе игры. В случае неверного ответа игра прекращается, а у команды остаётся набранная несгораемая сумма плюс баллы, полученные за разминку.
В ходе игры игроки могут воспользоваться подсказками: «50:50» – компьютер уберёт 2 неверных варианта, «помощь зала», «звонок другу». Профессиональный конкурс «Большие гонки (для умных водителей)» рекомендуется для обучающихся III курса по профессии «автомеханик».
(ссылка для скачивания http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2015/08/27/konkurs-professionalnogo-masterstva-dlya-studento-1)
Данный конкурс обобщает и проверяет знания обучающихся по Правилам Дорожного Движения, помогая им подготовиться к внутреннему экзамену. Мероприятие может быть интересно и полезно всем обучающимся, готовящимся к сдаче экзаменов на водительские права категории «В» и «С».
В игре участвуют 3 команды.
Начинается игра подобно телевизионной игре «Умницы и умники» с конкурса русского языка. Команды получают список профессиональных терминов, в которых допущены орфографические ошибки. Задание – найти и исправить ошибки.
Следующий конкурс – конкурс красноречия. В качестве домашнего задания каждая команда подготовила презентацию с рекламой своей профессии. По итогам двух конкурсов можно определить очерёдность выступлений команд.
В ходе основной игры команда последовательно отвечает на вопросы, представленные на слайдах. Каждый вопрос имеет 2 – 4 варианта ответа, только один из которых правильный. Вопросы постепенно усложняются. Все пункты Правил Дорожного Движения нужно знать, поэтому за каждый правильный ответ на любой вопрос игры участники получают 1 балл, независимо от номера вопроса.
Первый тур включает в себя разделы «Кто прав?», «Кто виноват?» и «Что делать?», где участникам предстоит разобраться в различных дорожных ситуациях.
Разделы второго этапа конкурса – «Меткая разметка», «Загадки знаков», «Неисправность не помеха».
Третий, заключительный этап – «Знаете ли вы?», «Можно или нельзя?», «Водительская этика».
Баллы, полученные на разминке, суммируются с баллами, полученными за основную игру.
Игровой характер мероприятий, внесение в них элементов импровизации, соревновательности, значительно повышают интерес к учению, развивают потребность в творческом поиске, формируют культуру общения, создают позитивную атмосферу партнёрства, сотрудничества.
Проведение конкурсов профессионального мастерства позволяет
- в полной мере учитывать индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы обучающихся;
- раскрыть творческий потенциал обучающихся;
- сформировать их информационно-коммуникативные компетентности;
- повысить самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели;
- выявить одарённых обучающихся и обеспечить реализацию их творческого потенциала.
Участие в конкурсах профессионального мастерства соответствует потребностям обучающихся, они приобретают полезный жизненный опыт, испытанная ситуация успеха способствует формированию положительной социальной установки. Это позволит будущему специалисту быть готовым к решению проблем, которые могут возникнуть при вступлении в самостоятельную жизнь, научит управлять собственной деятельностью, поможет увидеть мир профессиональной культуры единым целым, самореализоваться.
Положительная динамика в повышении качества знаний и уровня профессиональной подготовки обучающихся, их активное участие в научно-исследовательской работе и техническом творчестве позволяет говорить о перспективности использования конкурсов профессионального мастерства как одной из эффективных форм, стимулирующих творческую активность обучающихся.
Литература
1. Белов В.И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста // Профессиональное образование. 2004, № 5.
2. Гейстонина Л.Г. Компетентность учащихся – показатель эффективности обучения // Профессиональное образование. 2004, № 3.
3. Деранже Ю.Л. Профессиональная карьера молодёжи – новая стратегия // Профессиональное образование. 2001, № 10.
4. Муралёв В.А. Деловая игра – способ активизации учебной деятельности // Профессиональное образование. 2003, № 6.
5. Поездник В.М. Элементы конкурса профмастерства на уроках производственного обучения // Профессиональное образование. 2003, № 6
6. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентноспособного выпускника. – М.: Издательский центр АПО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности влияния ритмической гимнастики на уровень развития пластичности движений у девушек 15-16 лет
презентация...
«Подготовка квалифицированных кадров для транспортного кластера в соответствии с потребностями экономического развития региона»
Образовательные организации и бизнес – сообщество нуждаются друг в друге. Только путем тесного взаимодействия можно добиться должного качества профессионального образования выпускников, обеспечи...
Методические рекомендации по проведению конкурсов профессионального мастерства среди студентов транспортного кластера
Студентам транспортного кластера могут быть предложены конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий «Своя игра», «Кто хочет стать автомехаником?», «...
Статья "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСНЫХ ДВИЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ "
В статье рассмотрено определение понятия "одаренность", рольдистанционных конкурсных движений в выявлении и развитии интеллектуально одаренных студентов....
Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»
Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, к...
Организация конкурсных мероприятий для обучающихся
Приказы об организации и проведении конкурсных мероприятий профессиональной направленности для обучающихся...
Методическая разработка «Олимпиадное и конкурсное движение, как форма работы с одаренными детьми в объединениях ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга»
В работе представлен материал по специфике работы педагогов ИУЦ "Автоград" с одаренными и талантливыми обучающимися.Цель: обобщение особенности организации конкурсно-олимпиадной деятель...