Молодой водитель
презентация к уроку по теме
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Рекомендации молодому водителю
Докладчик: Билан Ю.В.
Безопасность дорожного движения зависит от надежности входящих в систему ВАДС компонентов. Для обеспечения безопасности функционирования системы требуется работать над всеми ее компонентами. В настоящее время можно говорить только о каком-то определенном уровне надежности системы, так как в нее входит человек.
Это значит, что надо повышать профессиональные навыки водителей для сокращения времени реакции и своевременного обнаружения препятствия, поддерживать в исправности тормозную систему автомобиля для достижения максимального замедления, обеспечить требуемое качество поверхности дорожного покрытия для повышения коэффициента сцепления, в зимнее время своевременно очищать дорогу от снега или посыпать ее противогололедными материалами.
Отказы в системе ВАДС приводят к ДТП. Как свидетельствует статистика, чаще всего отказы системы ВАДС связаны с недостаточной «надежностью» участвующих в дорожном движении людей (водителей, пешеходов, пассажиров, возчиков, велосипедистов). Среди причин ДТП примерно в 2/3 случаев статистика устанавливает ошибки водителей и в 1/3 случаев ошибки пешеходов.
Водитель является оператором, управляющим сложной системой – автомобилем.
Находится в постоянно меняющейся обстановке, так как присутствует перемещение на большой скорости, водитель должен ежесекундно отслеживать и реагировать на изменяющуюся обстановку.
То, как справляется водитель с этой ситуацией характеризует надежность водителя, и в свою очередь влияет на надежность системы.
Возможность водителя реагировать и оценивать ситуацию – индивидуальна, и зависит от множества факторов: его возраста, тренированности, опыта и подготовленности.
Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. Так, в условиях интенсивного движения в городе в течение рабочей смены (7-8 ч) водители выполняют более 5 тыс. операций по управлению, причем около 20 % этих действий являются ошибочными из-за недостатка времени для приема и переработки информации. Приблизительно 1 раз в месяц водитель попадает в ситуацию, близкую к аварийной, и в среднем 1 раз в 6 лет он может стать участником ДТП. Исключить вероятность таких событий удается лишь водителям, отличающимся высокой надежностью.
Однако статистика ДТП показывает, что среди водителей, ставших виновниками аварии, много таких, которые, получив минимальные представления о правилах дорожного движения и методах вождения, не имеют возможности повышать свои знания по безопасному вождению автомобиля.
При отсутствии опыта водитель избыточно эксплуатирует свое внимание и до предела концентрируется на процессе вождения.
Образно говоря, молодой и неопытный водитель не сводит взгляда то с дороги, то с приборов, то с рычага переключения скорости.
Такое вождение весьма затруднительно, но молодость со своим неистощимым энтузиазмом вполне справляется с такой задачей, когда каждому элементу приходится уделять время и внимание.
Чем опытнее водитель, тем меньше времени ему требуется на оценку любой дорожной ситуации и на управление автомобилем. Опытному водителю вообще можно переключаться на «автопилот», когда автомобилем управляют на подсознании, а сознание в этот момент может быть использовано для полезных размышлений.
Чем больше стаж вождения, тем больше водитель идет на автопилоте.
Наибольшую опасность на дорогах представляют молодые водители.
У начинающих водителей кроме того, типичной ошибкой, влекущей за собой происшествие, является неправильное распределение внимания: они сосредоточиваются в основном на поведении своего автомобиля, что даже при небольшой скорости позволяет обнаружить опасность с опозданием.
До каких же пор водитель считается новичком?
Отвечая на вопрос можно выделить несколько этапов:
- несколько дней - преодоление постоянной опасности – так как оказались в новой ситуации и не достаточно опыта в решении этих ситуаций, водитель избегает не только критических ситуаций, но даже минимально опасных;
- переоценка безопасности – в результате уклонения от критических или сложных ситуаций, не приходится столкнуться с грубым поведением некоторых участников или с ДТП и такое обстоятельство можно принять за собственное мастерство;
- объективная оценка 4–100 тыс. км. или 3-4 года происходит появление опыта, навыка, что не позволяет забывать и об опасностях;
- снижение чувства опасности - более 100 тыс км. – феномен объясняется тем, что посчитав себя мастером, притупляется бдительность;
- после 7-8 лет не происходит повышения водительских способностей.
Водители моложе 25 лет наиболее подвержены ДТП. Чаще всего у них встречаются такие действия, как срезание кривых, движение в левом ряду при наличии свободного правого, движение по встречной, допущение ДТП из-за недооценки ситуации.
На первое место выходит повышение скорости, наиболее надежные водители 40-45 лет, падает надежность к 60 годам.
Что можно рекомендовать водителю для избегания опасных ситуаций?
Старайтесь выполнять основное правило: не создавайте проблем себе и помех другим. Предсказуемое для окружающих и спокойное движение транспортного средства - главное условие предупреждения ДТП. Полезны следующие рекомендации водителю:
быстро оценивайте обстановку, действуйте хладнокровно, уверенно и решительно;
запомните, если нет полной видимости (особенно на перекрестках) - движение опасно;
наиболее аварийными являются улицы с трамвайными путями, поэтому хорошо изучите правила проезда по ним;
научитесь правильно вливаться в поток и двигаться в нем (нередко этот маневр создает массу проблем);
старайтесь правильно пользоваться предупредительными сигналами и следите, чтобы вас видели другие водители;
трогаясь с места на светофоре, не торопитесь (впереди находящаяся машина может резко затормозить);
учитесь прогнозировать действия водителей и пешеходов;
соизмеряйте скорость движения автомобиля с обстановкой, правильно выбирайте дистанцию;
спокойно ведите себя в пробках, не дергайтесь, любое движение является опасным в условиях минимальных расстояний между машинами.
Одна из самых опасных критических ситуаций по своим последствиям - наезд на человека. Выработанный у большинства водителей “рефлекс торможения”, приводящий к полному блокированию колес, не повышает, а чаще всего снижает безопасность, если скорость движения высокая и нет АВС. Экстремальность условий приводит к тому, что вначале водитель тормозит, а затем пытается с помощью маневра уйти от наезда. Но первое действие исключает второе. Автомобиль на заблокированных колесах теряет управляемость и продолжает прямолинейное движение со скольжением - юзом колес. На возрастающую опасность наезда молодой водитель чаще всего реагирует полным отказом от управления. Страх сковывает его и заставляет еще сильнее давить на тормозную педаль. Для выхода из ситуации существует несколько рациональных способов:
- Сократить тормозной путь поможет ступенчатое комбинированное торможение.
- В непосредственной близости от человека захочется нажать на тормозную педаль с максимальным усилием. Откажитесь от этого ошибочного действия, продолжайте тормозить короткими импульсами.
- Если торможение не спасает от наезда, нужно решиться на экстренный маневр.
- Спасая жизнь человеку, нужно быть готовым к контактному торможению ударом о любое препятствие.
Занимаясь самообразованием и ответственно подходя к вождению автомобиля – каждый может повысить уровень безопасности системы ВАДС – желаю преуспеть в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы преподавателя по внедрению в учебный процесс ИКТ в свете требований ФГО...
Профессиональная надежность и этика водителя
Презентация к уроку "Профессиональная надежность и этика водителя". Материал может использоваться для наглядной иллюстрации зависимости коэффициента аварийности от состояния водителя, его личностных х...
КТП по подготовке водителей категории "В"
Планирование составлено на основе примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», разработанной Министерством транспорта РФ и утвержденной Министерством образования РФ....
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий",
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкате...
Учебно методический комплекс ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (водитель автомобиля)
УМК профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (водитель автомобиля) для профессии 190701 Организация перевозок и управление н...
ПМ.03 Выполнение работ по профессиям Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля. МДК 03.01 Организация работы водителя автомобиля.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Методическая разработка родительского собрания в группе профессионального обучения водителей "Ваш ребенок - будущий водитель"
Родительское собрание в группах про «Ваш ребенок – будущий водитель»...