ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
статья по теме
Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distants._obuchenie.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский государственный
профессионально-педагогический колледж»
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ:
Разработал:
преподаватель Слабкина Н.И.
2013г.
Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля, довольно сильно разнятся по своему функциональному назначению.
1.Теоретический материал практически во всех средствах представлен в виде конспекта лекций, повторяющего содержание традиционных учебных пособий с небольшими «вкраплениями» мультимедийных элементов. Лишь в некоторых из них наблюдается особая структурированность предлагаемого обучаемым для изучения теоретического материала.
Примером подобного средства дистанционного обучения теоретической механике, в материале которого дополнительно выделяются важные понятия дисциплины и наиболее полно использующего возможности гипертекста, может выступить электронный учебник.
Также на фоне остальных средств выгодно выделяется электронный курс «Теоретическая механика. Статика» [4], в котором, кроме электронного конспекта лекций, присутствуют лекции в видеоформате. Однако создание подобного материала требует наиболее значительных финансовых затрат, что и обуславливает низкую распространенность таких средств.
2. Обучение решению задач почти во всех электронных средствах ведется путем рассмотрения примеров решения задач и тестовых заданий для самоконтроля, что повторяет методику очного обучения. Встречающиеся вариации хотя и обладают большей наглядностью, но, по сути, демонстрируют метод обучения решению задач по образцу. В качестве примеров таких усовершенствованных эталонов можно представить примеры решения задач в виде -презентаций с использованием анимации и примеры решения задач в видеоформате, входящие в состав электронного курса «Теоретическая механика. Статика» [4]. Данная сторона процесса обучения может быть усовершенствована с помощью уже имеющихся средств, а именно – путем разработки специализированных тестов, направленных на выработку навыков выполнения определенных действий, входящих в состав методов решения задач, и в заданном их порядке, а не на решение всей задачи сразу. Однако при рассмотрении существующих курсов такой подход нам не встречался.
3. Наиболее распространенной формой контроля знаний в рассмотренных средствах являются тесты различной формы. В некоторых случаях студентам могут назначаться индивидуальные задания или проекты. Однако во всех подобных случаях правильность решения всегда контролируется по конечному ответу. На данном фоне выделяются две разработки:
4. Процесс изучения дисциплины лучше всего организован в «универсальных» системах интернет-обучения «Прометей», «Гекадем» и «Аванта». Это достигается благодаря наличию в них таких инструментов, как: графики работы обучаемого, система допусков к выполнению тестовых заданий, почтовые рассылки, текстовые online-конференции, форумы, чаты, ведение статистики работы студента по различным параметрам (продолжительность изучения и количество обращений к теоретическому материалу) и возможность совместного выполнения заданий в группе.
На основании вышеперечисленных пунктов видно, что существующие средства позволяют организовать все традиционные формы образовательного процесса. Однако данный анализ также позволил выявить ряд проблем в системе подготовки будущих специалистов.
1. Существующие подходы к организации дистанционного обучения теоретической механике реализуют знаниевый подход. Вопросы, касающиеся овладения деятельностью, способами и методами их применения в профессиональной деятельности, не раскрываются в процессе обучения.
2. Применяемые формы контроля не позволяют оценить, может ли обучаемый выполнить ту или иную деятельность с опорой на знание, и не могут служить средством управления процессом усвоения знаний.
3. Применяемые учебные материалы не учитывают специфику будущей профессиональной деятельности обучаемого, представляют собой сжатое изложение теории и не позволяют организовать деятельность по применению знаний теоретической механики в практически значимых ситуациях.
Для решения выявленных проблем предпринята попытка создания специализированного электронного обучающего средства, которое смогло бы помочь в организации процесса дистанционного обучения теоретической механике таким образом, чтобы теоретические знания стали инструментом решения задач. Для достижения данных целей наиболее эффективными представляются идеи деятельностного подхода в обучении.
. Основными структурными блоками являются следующие.
1. Структурированный теоретический материал, включающий конспект лекций и справочник терминов.
2. Задания для усвоения базовых понятий, решение которых должно формировать у обучаемого связь между рассматриваемыми в теории величинами, аксиомами, теоремами и практически значимыми ситуациями, то есть научить применять теоретические знания на практике.
3. Пакеты действий – ряд приложений, предназначенных для обучения студентов выполнению часто встречающихся в задачах действий, например, нахождению проекций. Подобные программы встречаются студенту при изучении лекционного материала на соответствующую тему (рис. 4).
Рис. 1. Пакет действий «Нахождение проекции силы на плоскости».
4. Решение задач – программы для формирования обобщенного метода решения задач (рис. 2).
Главными отличительными особенностями последних двух блоков от аналогов являются:
а) высокая детализация выполняемых действий. Для этого был проведен анализ часто встречающихся задач и выделен обобщенный метод их решения;
б) подробная система подсказок, когда обучаемому пошагово объясняется процесс выполнения рассматриваемой операции, а также возможное место возникновения ошибки в ответе (не только синтаксической);
в) кроме того, в данных блоках предусмотрен ввод ответа в различной форме – не только ввод символьного выражения, но и выбор элемента схемы, «сборка» ответа из ключевых слов, выбор варианта ответа из предлагаемого списка, а также комбинированный ответ, сочетающий несколько различных форм (например, выбор варианта ответа из списка и элементов на схеме).
Рис. 2. Определение вида системы сил, действующих на объект исследования.
Использование данного подхода при разработке описанного средства обучение совместно с современными веб-технологиями должно повысить эффективность как очного (когда данное средство используется, как вспомогательное), так и дистанционного обучения теоретической механике.
литература
1. Кирсанов М.Н., Осадченко Н.В., Горшков П.В. Электронный учебный курс «Теоретическая механика. Статика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediashell.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=55 (дата обращения: 29.08.2011).
2. Мельников Г.И., Кривошеев А.Г. Электронный учебник по дисциплине «Теоретическая механика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=29 (дата обращения: 29.08.2011).
3. Система дифференцированного обучения «Гекадем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hecadem.irk.ru/ (дата обращения: 29.08.2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения как средство моделирования и повышения профессиональной компетенции педагога
В статье дано понятие дистанционного обучения: его преимущества и недостатки; электронный учебно-методический комплекс...
Использование технологий дистанционного обучения как закономерный шаг на пути информатизации образования города Белгорода.
Статья раскрывает пути информатизации образования города Белгорода...
Преемственность в формировании практических навыков: проблемы и пути их решения при обучении профессиональным программам.
В настоящее время выпускник должен не только иметь высокий уровень профессионализма и быть всесторонне развитым человеком, но и обладать профессиональной мобильностью, готовностью к профессиональному ...
Система дистанционного обучения "1С Электронное обучение"
Содержит примеры разработанного образовательного контента программ повышения квалификации для системы дистанционного обучения «1С Электронное обучение»...
ПРОДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГАПОУ «БУГУЛЬМИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Работа посвящена использованию электронной и дистанционной форм обучения в учеждении спо...
Разработка электронных учебных микрокурсов по иностранному языку средствами iSpring Suite и их применение при дистанционном обучении студентов
Статья опубликована в сборнике материалов XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Цифровые образовательные ресурсы...
Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения
Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...