Разработка электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения как средство моделирования и повышения профессиональной компетенции педагога
статья по теме

Ромашова Елена Владиславовна

 В статье дано понятие дистанционного обучения: его преимущества и недостатки; электронный учебно-методический комплекс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка электронных учебно-методических комплексов

для дистанционного обучения

как средство моделирования и повышения

профессиональной компетенции педагога

Ромашова Е.В.

г. Омутнинк, Омутнинский колледж педагогики, экономики и права

          Основным отличием грамотного педагога является то, что он не останавливается на достигнутом, а всегда в поиске нового: новых форм, методов и технологий. Он преобразует, модернизирует старые, хорошо зарекомендовавшие себя методы.  В связи с требованием современности использует информационные технологии,  повышающие уровень подготовки студентов. А это и есть повышение профессиональной компетенции самого педагога.

        В Омутнинском колледже педагогики, экономики и права имеются возможности для профессионального роста педагога  в сфере информационных технологий. С 2008 учебного года часть педагогов стала работать по дистанционной технологии обучения. Средства компьютерной коммуникации позволили обеспечить информационный процесс:

  1. электронными учебно-методоческими комплексами;  
  2. обратной связью между преподавателем и студентом;
  3. обменом управленческой информации внутри системы обучения.      

        Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают студентам  множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе со студентами, которые вовлечены в трудовой процесс.

          Дистанционное обучение (ДО) — совокупность информационных технологий,  интерактивное взаимодействие студента и преподавателя в процессе обучения. Предоставление студенту  возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.  Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

         Основной особенностью дистанционного обучения является равенство возможностей всех обучающихся в получении и использовании образования на всех этапах жизненного пути независимо от социального положения и избранного на данный момент вида деятельности. К другим особенностям дистанционного обучения относятся: индивидуализация, модульность структуры учебного материала, необходимость тщательного планирования и систематического управления, интерактивность, особый характер мотивации обучающихся.

Преимущества дистанционного обучения:

  1. время и место обучения студент выбирает сам;
  2. доступ к учебным материалам с помощью интернет из любой точки нашей страны;
  3. учеба не будет мешать работе;
  4. гибкие сроки обучения;
  5. помогает снизить затраты на проезд к месту обучения и обратно;
  6. можно проводить обучение большого количества человек.

Недостатки дистанционного образования:

  1. рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;
  2. необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
  3. одной проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;
  4. для дистанционного обучения необходима самодисциплина;
  5. высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.

Задачи, стоящие перед педагогом, составляющим ЭУМК для дистанционного обучения:

  1. смоделировать график изучения лекционного материала;
  2. откорректировать рабочую программу;
  3. составить текстовый  лекционный материал;
  4. продумать перечень вопросов для самоконтроля;
  5. вопросы для экзаменационных билетов;
  6. тесты; индивидуальные задания;
  7. методические рекомендации к ним.

Электронный УМК позволяет  повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса. В связи с этим, актуальной стала проблема подготовки различных материалов к публикации в электронном виде.

Преимуществами ЭУМК являются:

-  обеспечение практически мгновенной обратной связи;

- помощь в  подборе необходимой информации (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;

- существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

- позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

Ожидаемые результаты:

Создание УМК с использованием ИКТ, позволяющих обучающимся на дому успешно реализовывать профессиональную программу по специальности 050704 «Дошкольное образование».

           Итак, работа над ЭУМК началась с моделирования графика изучения лекционного материала.  

          Принципиально важным для дистанционного обучения является модульность структуры учебного материала. Модульность означает, что весь учебный материал делится на небольшие, но логически связанные модули (блоки). Переход от одного модуля к другому осуществляется на основании рубежного контроля знаний. Предполагается, что переход к следующему модулю без успешно сданных испытаний по предыдущему модулю невозможен. Модульная структура учебного материала обеспечивает индивидуализацию обучения и позволяет гибко управлять учебным процессом. Для этого в него включаются тесты для самоконтроля, творческие задания, обращения к ранее изученному материалу и т.п. Использование совокупности подобных методических приемов обеспечивает наличие двунаправленного информационного потока между обучающимся и системой дистанционного обучения. Такое свойство систем дистанционного обучения называют интерактивностью.  

          Следующим этапом работы явилась разработка лекций и контрольных заданий к ним, включающим практические работы, тесты и др. формы контроля знаний.  Рассмотрим основные организационные формы педагогической деятельности, необходимые для  работы по дистанционной технологии обучения:

  1. педагог составляет  текстовый  лекционный материал.

Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Интерес у студентов всегда вызывает видеолекция или мультимедиа лекция.

  1. Консультации

При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе понимания материала занимает проведение консультаций. Обычно они проходят в форме свободного общения на сайте колледжа (в меню «Вопрос – ответ») или по электронной почте.

  1. Контроль качества знаний

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. При этом формы контроля остаются практически неизменными. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. По формам систему контроля образуют экзамен, зачеты, письменные контрольные, рефераты, курсовые, контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений и др.

В системе ДО используются практически все возможные организационные формы контроля. Таким образом, применение новых образовательных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса. Каждый студент выполняет задания в соответствии с последовательностью изучения материала и допуска преподавателя к следующей работе, после проверки предыдущей. Итоги контрольных работ, тестовых и творческих заданий  также размещены на сайте дистанционного образования колледжа.

         Таким образом, ЭУМК  повышает качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса; учит моделировать учебный процесс, формирует и совершенствует профессиональные компетенции педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "Информационноя безопасность"

ЭУМКД "Информационная безопасность" содержит материалы и разработки в помощь преподавателю...

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "Менеджмент"

В результате реформ, проводимых в России, наблюдаются огромные сдвиги в системе экономических отношений не только между субъектами хозяйствования, но и в управлении предприятиями. Новые экономические ...

Тезисы доклада "Технология разработки электронного учебно-методического комплекса"

Тезисы доклада "Технология разработки электронного учебно-методического комплекса"Актуальность внедрения ЭУМКЭтапы создания ЭУМКВозможности ЭУМК Структура ЭУМК...

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Информационное  взаимодействие  с  преподавателем  осуществляется  через  блог  преподавателя.  Преподаватель  ведет  переписку  с  обучающи...

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Для  повышения  самостоятельной  работы  студентов  их  подготовка  должна  обеспечиваться  учебно-методической  документацией  и  материала...

Учебно-методическое пособие по проведению дистанционного обучения по физической культуре

Методические рекомендации по проведению дистанционного обучения по физической культуре...