Методическая разработка урока учебной практики
учебно-методический материал

Федорова Ксения Касимовна

Рассольники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metad.razrabotka_rassolnik.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Кронштадтский лицей»

Методическая разработка

урока учебной практики

тема:  «Приготовление рассольников»

профессия:  «Повар, кондитер»

                                                         

                                       

                                          Автор:

                                          Федорова К.К. – мастер производственного обучения

Кронштадт 2019г

Пояснительная записка

Согласно требованиям Стандарта среднего профессионального образования РФ и квалификационной характеристики повар должен иметь практический опыт по  приготовлению рассольников; уметь проверять органолептическим способом качество,  соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к рассольникам; выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления рассольников; оценивать качество готового  блюда. Знать классификацию, пищевую ценность, требования к качеству рассольников; правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении рассольников; температурный режим и правила подачи; правила хранения и требования к качеству готового блюда.

Подготавливая данный урок, я ставила перед собой следующие цели:

- научить обучающихся  различать ассортимент  рассольников;

- научить обучающихся  готовить рассольники;

- научить оценивать качество рассольников по органолептическим показателям;

- развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;

- формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности обучающегося, ответственного отношения к порученному делу, критического мышления, чувство долга и ответственности, инициативы, целеустремленности, деловитости, трудолюбия, уверенности в себе.

Данные цели были поставлены исходя из методической темы, над которой я работаю – «Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся на уроках учебной практики».

Перед проведением урока проведена подготовительная работа: с обучающимися проведена предварительная беседа, настрой их на творческую самостоятельную  работу, что позволило создать на уроке  атмосферу эмоционально-положительного настроя.  Большое внимание уделено учебно-материальному обеспечению урока: подготовлен натуральный образец рассольников, разработаны технологические карточки задания, тесты, карточки качества рассольников, технологическая последовательность выполнения  , схемы, оценочные листы.

Тип урока: формирование профессиональных и общих компетенций

Тема урока: Приготовление рассольников

Цели урока:

 Обобщающая – отработать профессиональные компетенции по приготовлению и распознаванию ассортимента  щей в зависимости от ингредиентов  входящих в состав. Подготавливать сырье, последовательно производить его закладку. Доводить щи до вкуса и готовности, определять качество щей.

Развивающая – формирование умений применять полученные знания для решения учебно – производственных задач.

Воспитывающая – привитие интереса к профессии, воспитание деловых профессиональных качеств, проявление общих компетенций в работе.

Оснащение урока

Сырьё:  картофель, крупа, морковь, репчатый лук, зелень, специи

Оборудование, посуда, инвентарь, инструменты  учебного кулинарного цеха: плита электрическая с жарочным шкафом, весоизмерительное оборудование, доски разделочные, ножи, миски, ложки столовые, сковороды, кастрюли,  посуда для подачи.

Наглядные пособия: образец рабочего места, образец блюда «Рассольник»        традиционные, плакат – схема последовательности выполнения операций

  Дидактический материал:    

  • Технологическая карта;
  • Карта последовательности выполнения работы;
  • Карточка задание «Характерные особенности рассольников»;
  • Карточка задание «Определение качества готовых рассольников»;
  • Схема приготовления;
  • Тест «Приготовление рассольников»;
  • Оценочные листы.

Вводный инструктаж

Ход и содержание урока

  1. Оргмомент. Проверка явки обучающихся, их внешнего вида.
  2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово мастера производственного обучения.

Рассольники известны на Руси с XV века (тогда они назывались калья). Огуречный рассол в калье мог заменяться лимонной кислотой. Сейчас кальей называют слабокислые супы с рыбой.

Рассольник может готовиться по-вегетариански или с мясом. В качестве мяса используют, как правило, субпродукты (свиные или говяжьи почки, потроха, в том числе птичьи). В рассольник может добавляться картофель, различные крупы (рисоваягречневаяперловая, ячневая и т. д.), пряные овощи, зелень (коренья петрушкипастернакасельдерея). Соленые огурцы и огуречный рассол — обязательная составная часть всех рассольников. Вкус рассольника должен быть нежным, слабокислым и слабосолёным.

Инструктирование обучающихся по материалу урока

Обязательной составной частью рассольников являются огурцы соленые. Рассольники готовят вегетарианскими, на бульонах: костном, мясо-костном, рыбном, из птицы, грибном отваре. Отпускают с потрохами, почками и другими мясопродуктами. Соленые огурцы нарезают соломкой или ромбиками. У огурцов с грубой кожей и крупными семенами предварительно очищают кожу и удаляют семена. В этом случае норма закладки огурцов массой брутто увеличивается. Подготовленные огурцы припускают в небольшом количестве бульона или воды 15 мин. Картофель нарезают брусочками или дольками. Морковь и лук пассеруют. Порядок закладки продуктов в рассольник такой же, как и для других заправочных супов. Если вкус рассольника недостаточно острый, за 5—10 мин до окончания варки можно добавить огуречный рассол, предварительно процеженный и прокипяченный.

Показ и объяснение приемов нарезки; - совместно с обучающимися

  • последовательность закладки сырья; - совместно с обучающимися
  • доведение рассольников до готовности и до вкуса;
  • определение качества; - совместно с обучающимися, пользуются карточкой с критериями качественных показателей;
  • подготовка к отпуску.

Задание на самостоятельную работу

  • организовать рабочее место согласно образца;
  • приготовить блюда: рассольник, рассольник домашний, рассольник «Московский», рассольник «Ленинградский». (Обучающиеся работают по бригадам, задание выбирают по желанию);
  • определить качество приготавливаемого блюда, показатели занести в карточку «Показатели качества».

Предлагаю обучающимся во время самостоятельной работы пользоваться технологической картой и инструкцией последовательности выполнения работы

Напоминаю, что при работе учитываются следующие показатели:                                                                                                                                                                                                                      

- качество блюда;

- организация рабочего места;

- выполнение правил охраны и безопасности труда;

- выполнение правил санитарии и гигиены;

- дисциплина.

Повторяем с обучающимися безопасность труда при работе в горячем цехе, санитарию и гигиену.

Подвожу итог вводного инструктажа.

Текущий инструктаж

Самостоятельная работа обучающихся  по приготовлению щей, определение качества щей.

Целевые обходы:

  • проверка организации рабочего места обучающихся;
  • проверка соблюдения обучающимися технологического процесса приготовления;
  • проверка соблюдения обучающимися правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
  • оказание практической помощи обучающимся на рабочих местах;
  • выявление ошибок, допущенных обучающимися в ходе работы, рекомендации по их устранению;
  • проверка качества приготавливаемых блюд и сопоставление с записями в карточках по определению качества

Заключительный инструктаж

1.Подведение итогов учебно-производственных работ и трудовых операций, сообщение оценок, тем следующего урока и объяснение домашнего задания 2.Рефлексия  

3.  Подвести итоги занятия.
4.  Указать на допущенные ошибки  и разобрать причины, их вызвавшие.
5.  Сообщить и прокомментировать оценку обучающимся за работу.

Критерии оценки за работу на уроке учебной практики

Наименование

Кол-во баллов

Набранное кол-во баллов

Вводный инструктаж

22

Организация рабочего места

-рациональное расположение инструментов и инвентаря на рабочем месте (в зоне досягаемости рук) – 1

-удобное расположение продуктов на рабочем месте во время выполнения технологических операций – 1

-своевременная уборка рабочего места – 1

3

Соблюдение правил санитарии и гигиены

 -соблюдение правил посещения туалета без спецодежды – 1

-соблюдение правил мытья рук после туалета, и различных технологических операций – 1

-соблюдение правил пробы изделий и блюд – 1

3

Соблюдение правил охраны труда

-соблюдение охраны труда при работе с инструментами и инвентарем – 1

Соблюдение правил охраны труда при работе с электрической плитой – 1

2

Технология приготовления

-первичная обработка сырья – 1

-нарезка овощей – 1

-подготовка компонентов – 1

-соединение и закладка полуфабрикатов – 1

-тепловая обработка блюда – 1  

5

Оформление, подача  и бракераж готовых блюд

-оформление подача блюда – 3

-бракераж – 3

6

 «5»-41-38 баллов,  «4» - 37-33 балла,  «3» -32-28 баллов, «2» - менее 27 баллов

41

Технологическая карта

Наименование изделия: Рассольник

Наименование сырья

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция

Брутто, г

Нетто, г

Картофель

200

150

Лук репчатый

24

20

Огурцы соленые

34

30

Маргарин

10

10

Бульон

375

375

Выход:

500

Технология приготовления:

В кипящий бульон или воду кладут картофель, доводят до кипения, добавляют пассерованные морковь и лук, а через 5—10 мин вводят припущенные огурцы, в конце варки кладут нарезанные на части листья щавеля или шпината, соль, специи. При приготовлении рассольника без шпината или щавеля норму закладки огурцов и овощей соответственно увеличивают.

Требования к качеству:

Внешний вид: в жидкой части рассольника - огурцы без кожицы и семян, нарезанные ромбиками или соломкой, картофель - дольками или брусочками, лук - соломкой Консистенция: овощей - мягкая, сочная; огурцов - слегка хрустящая, соблюдается соотношение жидкой и плотной части Цвет: желтый, жира на поверхности - желтый, овощей - натуральный Вкус: умеренно соленый, с умеренной кислотностью Запах: продуктов входящих в рассольник

Температура подачи не ниже +75°С.

Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа

Технологическая карта

Наименование изделия: Рассольник домашний

Наименование сырья

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция

Брутто, г

Нетто, г

Капуста свежая

50

40

Картофель

200

150

Морковь

25

20

Лук репчатый

24

20

Огурцы соленые

34

30

Маргарин

10

10

Бульон

350

350

Выход:

500

Технология приготовления:

В кипящий бульон или воду кладут шинкованную капусту, доводят до кипения, закладывают картофель, нарезанный брусочками, а через 5—7 мин пассерованные овощи и припущенные огурцы. За 5—10 мин до готовности вводят специи, соль.

Требования к качеству:

Внешний вид: в жидкой части рассольника - огурцы без кожицы и семян, нарезанные ромбиками или соломкой, картофель - брусочками, капуста, коренья - соломкой Консистенция: овощей, мяса - мягкая, сочная; огурцов - слегка хрустящая, соблюдается соотношение жидкой и плотной части Цвет: желтый, жира на поверхности - желтый, овощей - натуральный Вкус: острый, умеренно соленый, с умеренной кислотностью Запах: продуктов входящих в рассольник

Температура подачи не ниже +75°С.

Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа

Технологическая карта

Наименование изделия: Рассольник «Московский»

Наименование сырья

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция

Брутто, г

Нетто, г

Петрушка (корень)

60

45

Пастернак (корень)

40

30

Сельдерей (корень)

22

15

Лук репчатый

24

20

Лук порей

26

20

Щавель

26

20

Шпинат

27

20

Огурцы соленые

33

30

Масло сливочное

10

10

Сливки или молоко

75

75

Яйцо

10

10

бульон

350

Выход:

500

Технология приготовления:

Рассольник готовят с курицей, или субпродуктами птицы, или почками говяжьими. В кипящий бульон кладут пассерованные белые коренья и лук, нарезанные соломкой, припущенные огурцы и варят в течении 5-10 мин. Затем добавляют нарезанные на части листья шпината, щавеля, специи, соль и варят до готовности.

Из молока или сливок и яиц готовят льезон, для чего сырые яичные желтки размешивают, постепенно добавляют кипяченое и охлажденное до температуры 70-60 С молоко или сливки. Смесь варят при слабом нагреве на водяной бане до загустения, не доводя до кипения, затем процеживают.

Требования к качеству:

Внешний вид — Характерный данному блюду.

Цвет — Характерный для входящих в состав изделия продуктов.

Вкус и запах — Характерный для входящих в состав изделия продуктов, без посторонних привкусов и запахов.

Температура подачи не ниже +75°С.

Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа

Технологическая карта

Наименование изделия: Рассольник «Ленинградский»

Наименование сырья

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция

Брутто, г

Нетто, г

Картофель

200

150

Крупа (перлова,рисовая,овсяная)

10

10

Морковь

25

20

Лук репчатый

12

10

Огурцы соленые

34

30

Маргарин

10

10

Бульон

375

Выход:

500

Технология приготовления:

В кипящий бульон или воду кладут подготовленную крупу и варят рассольник обычным способом. За 5—10 мин до готовности кладут пассерованное томатное пюре. Рассольник можно готовить без томатного пюре.

Требования к качеству:

Внешний вид: в жидкой части рассольника - огурцы без кожицы и семян, нарезанные ромбиками или соломкой, картофель - брусочками, коренья - соломкой Консистенция: овощей, мяса - мягкая, сочная; огурцов - слегка хрустящая; перловая крупа хорошо разварена, соблюдается соотношение жидкой и плотной части Цвет: жира на поверхности - желтый, овощей - натуральный Вкус: умеренно соленый, с умеренной кислотностью Запах: продуктов, входящих в рассольник

Температура подачи не ниже +75°С.

Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики

     Разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию «Станочник (металлообработка)» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения поз...

Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"

Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема  урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...

Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"

Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...

методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»

данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...

Методическая разработка урока учебной практики

Данный урок проводился с обучающимися по пррофесии "Продавец, контролер-кассир"...