Методическая разработка урока учебной практики
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Кронштадтский лицей»
Методическая разработка
урока учебной практики
тема: «Приготовление рассольников»
профессия: «Повар, кондитер»
Автор:
Федорова К.К. – мастер производственного обучения
Кронштадт 2019г
Пояснительная записка
Согласно требованиям Стандарта среднего профессионального образования РФ и квалификационной характеристики повар должен иметь практический опыт по приготовлению рассольников; уметь проверять органолептическим способом качество, соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к рассольникам; выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления рассольников; оценивать качество готового блюда. Знать классификацию, пищевую ценность, требования к качеству рассольников; правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении рассольников; температурный режим и правила подачи; правила хранения и требования к качеству готового блюда.
Подготавливая данный урок, я ставила перед собой следующие цели:
- научить обучающихся различать ассортимент рассольников;
- научить обучающихся готовить рассольники;
- научить оценивать качество рассольников по органолептическим показателям;
- развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;
- формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности обучающегося, ответственного отношения к порученному делу, критического мышления, чувство долга и ответственности, инициативы, целеустремленности, деловитости, трудолюбия, уверенности в себе.
Данные цели были поставлены исходя из методической темы, над которой я работаю – «Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся на уроках учебной практики».
Перед проведением урока проведена подготовительная работа: с обучающимися проведена предварительная беседа, настрой их на творческую самостоятельную работу, что позволило создать на уроке атмосферу эмоционально-положительного настроя. Большое внимание уделено учебно-материальному обеспечению урока: подготовлен натуральный образец рассольников, разработаны технологические карточки задания, тесты, карточки качества рассольников, технологическая последовательность выполнения , схемы, оценочные листы.
Тип урока: формирование профессиональных и общих компетенций
Тема урока: Приготовление рассольников
Цели урока:
Обобщающая – отработать профессиональные компетенции по приготовлению и распознаванию ассортимента щей в зависимости от ингредиентов входящих в состав. Подготавливать сырье, последовательно производить его закладку. Доводить щи до вкуса и готовности, определять качество щей.
Развивающая – формирование умений применять полученные знания для решения учебно – производственных задач.
Воспитывающая – привитие интереса к профессии, воспитание деловых профессиональных качеств, проявление общих компетенций в работе.
Оснащение урока
Сырьё: картофель, крупа, морковь, репчатый лук, зелень, специи
Оборудование, посуда, инвентарь, инструменты учебного кулинарного цеха: плита электрическая с жарочным шкафом, весоизмерительное оборудование, доски разделочные, ножи, миски, ложки столовые, сковороды, кастрюли, посуда для подачи.
Наглядные пособия: образец рабочего места, образец блюда «Рассольник» традиционные, плакат – схема последовательности выполнения операций
Дидактический материал:
- Технологическая карта;
- Карта последовательности выполнения работы;
- Карточка задание «Характерные особенности рассольников»;
- Карточка задание «Определение качества готовых рассольников»;
- Схема приготовления;
- Тест «Приготовление рассольников»;
- Оценочные листы.
Вводный инструктаж
Ход и содержание урока
- Оргмомент. Проверка явки обучающихся, их внешнего вида.
- Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово мастера производственного обучения.
Рассольники известны на Руси с XV века (тогда они назывались калья). Огуречный рассол в калье мог заменяться лимонной кислотой. Сейчас кальей называют слабокислые супы с рыбой.
Рассольник может готовиться по-вегетариански или с мясом. В качестве мяса используют, как правило, субпродукты (свиные или говяжьи почки, потроха, в том числе птичьи). В рассольник может добавляться картофель, различные крупы (рисовая, гречневая, перловая, ячневая и т. д.), пряные овощи, зелень (коренья петрушки, пастернака, сельдерея). Соленые огурцы и огуречный рассол — обязательная составная часть всех рассольников. Вкус рассольника должен быть нежным, слабокислым и слабосолёным.
Инструктирование обучающихся по материалу урока
Обязательной составной частью рассольников являются огурцы соленые. Рассольники готовят вегетарианскими, на бульонах: костном, мясо-костном, рыбном, из птицы, грибном отваре. Отпускают с потрохами, почками и другими мясопродуктами. Соленые огурцы нарезают соломкой или ромбиками. У огурцов с грубой кожей и крупными семенами предварительно очищают кожу и удаляют семена. В этом случае норма закладки огурцов массой брутто увеличивается. Подготовленные огурцы припускают в небольшом количестве бульона или воды 15 мин. Картофель нарезают брусочками или дольками. Морковь и лук пассеруют. Порядок закладки продуктов в рассольник такой же, как и для других заправочных супов. Если вкус рассольника недостаточно острый, за 5—10 мин до окончания варки можно добавить огуречный рассол, предварительно процеженный и прокипяченный.
Показ и объяснение приемов нарезки; - совместно с обучающимися
- последовательность закладки сырья; - совместно с обучающимися
- доведение рассольников до готовности и до вкуса;
- определение качества; - совместно с обучающимися, пользуются карточкой с критериями качественных показателей;
- подготовка к отпуску.
Задание на самостоятельную работу
- организовать рабочее место согласно образца;
- приготовить блюда: рассольник, рассольник домашний, рассольник «Московский», рассольник «Ленинградский». (Обучающиеся работают по бригадам, задание выбирают по желанию);
- определить качество приготавливаемого блюда, показатели занести в карточку «Показатели качества».
Предлагаю обучающимся во время самостоятельной работы пользоваться технологической картой и инструкцией последовательности выполнения работы
Напоминаю, что при работе учитываются следующие показатели:
- качество блюда;
- организация рабочего места;
- выполнение правил охраны и безопасности труда;
- выполнение правил санитарии и гигиены;
- дисциплина.
Повторяем с обучающимися безопасность труда при работе в горячем цехе, санитарию и гигиену.
Подвожу итог вводного инструктажа.
Текущий инструктаж
Самостоятельная работа обучающихся по приготовлению щей, определение качества щей.
Целевые обходы:
- проверка организации рабочего места обучающихся;
- проверка соблюдения обучающимися технологического процесса приготовления;
- проверка соблюдения обучающимися правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
- оказание практической помощи обучающимся на рабочих местах;
- выявление ошибок, допущенных обучающимися в ходе работы, рекомендации по их устранению;
- проверка качества приготавливаемых блюд и сопоставление с записями в карточках по определению качества
Заключительный инструктаж
1.Подведение итогов учебно-производственных работ и трудовых операций, сообщение оценок, тем следующего урока и объяснение домашнего задания 2.Рефлексия
3. Подвести итоги занятия.
4. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.
5. Сообщить и прокомментировать оценку обучающимся за работу.
Критерии оценки за работу на уроке учебной практики
Наименование | Кол-во баллов | Набранное кол-во баллов |
Вводный инструктаж | 22 | |
Организация рабочего места -рациональное расположение инструментов и инвентаря на рабочем месте (в зоне досягаемости рук) – 1 -удобное расположение продуктов на рабочем месте во время выполнения технологических операций – 1 -своевременная уборка рабочего места – 1 | 3 | |
Соблюдение правил санитарии и гигиены -соблюдение правил посещения туалета без спецодежды – 1 -соблюдение правил мытья рук после туалета, и различных технологических операций – 1 -соблюдение правил пробы изделий и блюд – 1 | 3 | |
Соблюдение правил охраны труда -соблюдение охраны труда при работе с инструментами и инвентарем – 1 Соблюдение правил охраны труда при работе с электрической плитой – 1 | 2 | |
Технология приготовления -первичная обработка сырья – 1 -нарезка овощей – 1 -подготовка компонентов – 1 -соединение и закладка полуфабрикатов – 1 -тепловая обработка блюда – 1 | 5 | |
Оформление, подача и бракераж готовых блюд -оформление подача блюда – 3 -бракераж – 3 | 6 | |
«5»-41-38 баллов, «4» - 37-33 балла, «3» -32-28 баллов, «2» - менее 27 баллов | 41 |
Технологическая карта
Наименование изделия: Рассольник
Наименование сырья | Расход сырья и полуфабрикатов | |
1 порция | ||
Брутто, г | Нетто, г | |
Картофель | 200 | 150 |
Лук репчатый | 24 | 20 |
Огурцы соленые | 34 | 30 |
Маргарин | 10 | 10 |
Бульон | 375 | 375 |
Выход: | 500 |
Технология приготовления:
В кипящий бульон или воду кладут картофель, доводят до кипения, добавляют пассерованные морковь и лук, а через 5—10 мин вводят припущенные огурцы, в конце варки кладут нарезанные на части листья щавеля или шпината, соль, специи. При приготовлении рассольника без шпината или щавеля норму закладки огурцов и овощей соответственно увеличивают.
Требования к качеству:
Внешний вид: в жидкой части рассольника - огурцы без кожицы и семян, нарезанные ромбиками или соломкой, картофель - дольками или брусочками, лук - соломкой Консистенция: овощей - мягкая, сочная; огурцов - слегка хрустящая, соблюдается соотношение жидкой и плотной части Цвет: желтый, жира на поверхности - желтый, овощей - натуральный Вкус: умеренно соленый, с умеренной кислотностью Запах: продуктов входящих в рассольник
Температура подачи не ниже +75°С.
Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа
Технологическая карта
Наименование изделия: Рассольник домашний
Наименование сырья | Расход сырья и полуфабрикатов | |
1 порция | ||
Брутто, г | Нетто, г | |
Капуста свежая | 50 | 40 |
Картофель | 200 | 150 |
Морковь | 25 | 20 |
Лук репчатый | 24 | 20 |
Огурцы соленые | 34 | 30 |
Маргарин | 10 | 10 |
Бульон | 350 | 350 |
Выход: | 500 |
Технология приготовления:
В кипящий бульон или воду кладут шинкованную капусту, доводят до кипения, закладывают картофель, нарезанный брусочками, а через 5—7 мин пассерованные овощи и припущенные огурцы. За 5—10 мин до готовности вводят специи, соль.
Требования к качеству:
Внешний вид: в жидкой части рассольника - огурцы без кожицы и семян, нарезанные ромбиками или соломкой, картофель - брусочками, капуста, коренья - соломкой Консистенция: овощей, мяса - мягкая, сочная; огурцов - слегка хрустящая, соблюдается соотношение жидкой и плотной части Цвет: желтый, жира на поверхности - желтый, овощей - натуральный Вкус: острый, умеренно соленый, с умеренной кислотностью Запах: продуктов входящих в рассольник
Температура подачи не ниже +75°С.
Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа
Технологическая карта
Наименование изделия: Рассольник «Московский»
Наименование сырья | Расход сырья и полуфабрикатов | |
1 порция | ||
Брутто, г | Нетто, г | |
Петрушка (корень) | 60 | 45 |
Пастернак (корень) | 40 | 30 |
Сельдерей (корень) | 22 | 15 |
Лук репчатый | 24 | 20 |
Лук порей | 26 | 20 |
Щавель | 26 | 20 |
Шпинат | 27 | 20 |
Огурцы соленые | 33 | 30 |
Масло сливочное | 10 | 10 |
Сливки или молоко | 75 | 75 |
Яйцо | 10 | 10 |
бульон | 350 | |
Выход: | 500 |
Технология приготовления:
Рассольник готовят с курицей, или субпродуктами птицы, или почками говяжьими. В кипящий бульон кладут пассерованные белые коренья и лук, нарезанные соломкой, припущенные огурцы и варят в течении 5-10 мин. Затем добавляют нарезанные на части листья шпината, щавеля, специи, соль и варят до готовности.
Из молока или сливок и яиц готовят льезон, для чего сырые яичные желтки размешивают, постепенно добавляют кипяченое и охлажденное до температуры 70-60 С молоко или сливки. Смесь варят при слабом нагреве на водяной бане до загустения, не доводя до кипения, затем процеживают.
Требования к качеству:
Внешний вид — Характерный данному блюду.
Цвет — Характерный для входящих в состав изделия продуктов.
Вкус и запах — Характерный для входящих в состав изделия продуктов, без посторонних привкусов и запахов.
Температура подачи не ниже +75°С.
Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа
Технологическая карта
Наименование изделия: Рассольник «Ленинградский»
Наименование сырья | Расход сырья и полуфабрикатов | |
1 порция | ||
Брутто, г | Нетто, г | |
Картофель | 200 | 150 |
Крупа (перлова,рисовая,овсяная) | 10 | 10 |
Морковь | 25 | 20 |
Лук репчатый | 12 | 10 |
Огурцы соленые | 34 | 30 |
Маргарин | 10 | 10 |
Бульон | 375 | |
Выход: | 500 |
Технология приготовления:
В кипящий бульон или воду кладут подготовленную крупу и варят рассольник обычным способом. За 5—10 мин до готовности кладут пассерованное томатное пюре. Рассольник можно готовить без томатного пюре.
Требования к качеству:
Внешний вид: в жидкой части рассольника - огурцы без кожицы и семян, нарезанные ромбиками или соломкой, картофель - брусочками, коренья - соломкой Консистенция: овощей, мяса - мягкая, сочная; огурцов - слегка хрустящая; перловая крупа хорошо разварена, соблюдается соотношение жидкой и плотной части Цвет: жира на поверхности - желтый, овощей - натуральный Вкус: умеренно соленый, с умеренной кислотностью Запах: продуктов, входящих в рассольник
Температура подачи не ниже +75°С.
Условия хранения и сроки годности: 1 – 3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики
Разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию «Станочник (металлообработка)» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения поз...
Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"
Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Венецианская штукатурка"
методическая разработка...
Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»
данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...
Методическая разработка урока учебной практики
Данный урок проводился с обучающимися по пррофесии "Продавец, контролер-кассир"...