Методическая разработка урока учебной практики
методическая разработка на тему
Данный урок проводился с обучающимися по пррофесии "Продавец, контролер-кассир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок учебной практики | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №1» (ГБПОУ СахПЦ№1)
Методическая разработка
урока производственного обучения
Тема: «Изучение ассортимента хлеба»
«Обслуживание покупателей»
Мастер п/обучения : ПАК М.Г.
Александровск-Сахалинский
Пояснительная записка
Согласно требованиям Стандарта среднего профессионального образования РФ и квалификационной характеристики продавец должен знать ассортимент товаров, давать качественную характеристику и обслуживать покупателей с учётам всех требований. Поэтому темы: «Изучение ассортимента товаров» и «Обслуживание покупателей» - основные в программе учебной практики по профессии «Продавец, контролер-кассир», и отрабатываются в течение всего периода обучения.
Подготавливая данный урок, я ставила перед собой следующие задачи:
- научить обучающихся различать виды и ассортимент хлеба;
- научить оценивать качество хлеба по органолептическим показателям;
- обслуживать покупателей с учетом всех требований;
- развивать настойчивость, умение действовать самостоятельно;
- воспитание доброты, заботливого отношения к людям, деловых профессиональных качеств, привитие интереса к профессии.
Данные цели были поставлены исходя из методической темы, над которой я работаю - «Применение педагогических технологий на уроках учебной практики в целях качественной подготовки выпускника».
Перед проведением урока проведена подготовительная работа:
с обучающимися проведена предварительная беседа, настрой их на творческую самостоятельную работу, что позволило создать на уроке атмосферу эмоционально-положительного настроя;
обучающиеся заранее получили домашнее задание; большое внимание уделено учебно-материальному обеспечению урока: подготовлены натуральные образцы хлеба; разработаны тесты, карточки задания, карточки наблюдательного характера.
Тип урока - урок формирования умения и навыков.
Урок проведен в виде путешествия в мир знаний с помощью изобразительно-выразительных средств обучения. Это позволило четко разграничить и отделить один вопрос от другого. Такая форма урока вызвала интерес у обучающихся, способствовала формированию у обучающихся продуктивного творческого мышления.
Для формирования творческого мышления, готовности к самостоятельному применению профессиональных и общих компетенций в новых условиях на уроке использовала проблемно-развивающие технологии, составной частью которых являются задания проблемно-производственного характера. Использование на уроке технической литературы (Справочник продавца), рекламных средств дало возможность обучающимся лучше запомнить характеризующие признаки хлеба, а также отработать навыки работы с технической и справочной литературой.
Для создания атмосферы эмоционально-положительного настроя на уроке применила нетрадиционные приемы и методы.
Тема: «Изучение ассортимента хлеба». « Обслуживание покупателей».
Цели:
Обобщающая - отработать профессиональные компетенции по распознаванию ассортимента хлеба по видам, наименованиям, по определению качества органолептическим методом.
Развивающая - формирование умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-производственных задач.
Воспитывающая - привитие интереса к профессии, воспитание деловых профессиональных качеств, проявление общих компетенций в работе.
Тип урока: формирование профессиональных и общих компетенций.
Метод проведения: инструктаж, самостоятельная работа.
Оснащение урока: натуральные образцы хлеба, справочники продавца, карточки-задания, образцы ценников, карточки наблюдательного характера, карточки-задания для самостоятельной работы, плакаты, альбомы.
Ход и содержание урока.
- 0ргмомент. Проверка явки обучающихся, их внешнего вида.
- Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово мастера производственного обучения:
Торговля - древнейшее ремесло и служит людям. Чтобы торговать, нужно владеть профессиональными и общими компетенциями, а для этого нужно учиться.
«Я дружу с человеком очень давно,
Я разнообразен по форме и по вкусу.
Я красив, могу быть белым, серым.
Меня легко повредить, т.к. характер у меня мягкий,
Но со временем я могу почерстветь и даже заплесневеть.
Ни кто не может обойтись без меня,
Ведь я - всему голова! А как меня зовут? (хлеб)
Сегодня мы на уроке отправимся в путешествие в мир знаний с помощью изобразительно-выразительных средств обучения темы: «Изучение ассортимента хлеба».
история
хлеб сырье качество
ассортимент хранение
продажа
- Вводный инструктаж.
Актуализация опорных знаний (устная беседа).
История (краткое сообщение обучающейся) (приложение 1)
Мастер п/о.: Хлеб - важнейший продукт питания человека. Имеет большую пищевую ценность, содержит белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества.
Сырьё
- Перечислите основное сырьё для производства хлеба.
- Что является вспомогательным сырьём для производства хлеба?
После ответов обучающихся мастер п/о. делает обобщение - к основному сырью относят муку, воду, соль и дрожжи. К вспомогательному - сахар, жир, молоко, яйца, пряности и др.
Ассортимент
- По каким показателям подразделяется хлеб?
- Какой хлеб бывает в зависимости от вида и сорта муки?
- Назовите ассортимент хлеба из ржаной муки.
- Отличительные особенности пшеничного хлеба?
- Дайте характеристику предложенным образцам хлеба.
(обучающиеся работают парами с образцами)
Обобщение - хлеб подразделяется по виду и сорту муки, рецептуре, форме, способа выпечки и отпуска покупателю.
(работа с натуральными образцами и плакатами)
Сообщение о новых видах хлеба (выступление обучающейся).
Для улучшения качества хлеба, для регулирования технологического процесса, а также для повышения биологической ценности хлеба в нашей хлебопекарной промышленности применяют улучшители, консерванты и пищевые добавки. Их применение способствует улучшению вкуса, аромата, увеличение объёма готовых изделий, обеспечивает хороший товарный вид, увеличиваются сроки хранения, длительное время хлеб сохраняет свежесть. Ассортимент: «Венский зерновой», «Кукурузный», «Фруктовая экзотика», «Пикантный» и другие (информация об ассортименте местного хлебозавода).
Закрепление: «Слово - магнит», я называю слово, а вы даёте всё информацию о нём: (показ образцов)
хлеб пшеничный;
хлеб ржаной;
хлеб с тмином.
Качество товара является одной из его основных характеристик, оказывающих решающее влияние на покупателя. Продавец должен уметь определять качество товара и предлагать покупателю только качественный товар. Поэтому, следующая наша остановка называется «Знак качества».
- Давайте вспомним, каким методом определяют качество товаров в магазине? Что значить - органолептическим методом?
Учащимся предлагаются инструкции (приложение 2).
- По каким показателям определяют качество хлеба?
Дайте качественную характеристику предложенному образцу хлеба, используя памятку (приложение 3) (обучающиеся работают с образцами хлеба).
- Какие дефекты хлеба вы знаете?
- Назовите болезни хлеба и причины их возникновения?
(работа с плакатами, альбомами)
Обобщение - качество хлеба должно соответствовать требованиям стандартов по органолептическим и физико-химическим показателям. Качество хлеба зависит от условий и сроков хранения.
- Условия и сроки хранения хлеба в магазине.
Обобщение - хлеб хранят в чистых, сухих помещениях при температуре ЮС и относительной влажности 75%. Срок реализации: ржаного хлеба из сеяной муки - 24 ч., для остальных видов хлеба - 36ч., пшеничный хлеб - 24 часа.
Обязанности продавца установлены в основных правилах работы магазина, выполнение которых должно обеспечивать своевременное и высококачественное обслуживание покупателей.
Продажа товара
- Назовите основные правила продажи продовольственных товаров.
- Правила продажи хлеба.
Обучающимся предлагаются памятки (приложение 4)
Обобщение - в магазинах, торгующих штучным хлебом, разрешается разрезать штучный хлеб массой 400 грамм и более на две-четыре части (кроме изделий в упаковке) и продавать не взвешивая. Цены округлять по общим правилам (привести пример).
Хлеб нарезают хлеборезными ножами, лезвия которых должны быть постоянно хорошо отточены (формирование ориентировочной основы действий).
- Давайте посмотрим, как это делается. При этом спрашиваю: «На что конкретно необходимо обратить внимание?» Обучающиеся отвечают.
Закрепление.
Обучающимся предлагается зачитать информацию о правилах продажи хлеба со справочника продавца (стр. 191).
Для закрепления темы проводим графический диктант.
-По виду муки хлеб подразделяется на простой и улучшенный.
-По внешнему виду нельзя отличить ржаной хлеб от пшеничного.
-Цвет корки - это один из показателей качества хлеба.
-Плесневение хлеба возникает при длительном и неправильном хранении.
-Хранят хлеб при температуре - ЮС, влажности - 65%.
Подведение итогов вводного инструктажа.
4.Самостоятельная работа обучающихся
Задание на самостоятельную работу
1.Отработать навыки по распознаванию ассортимента хлеба (заполнить таблицу).
Наименование | Рецептура | Сорт и вид муки | Вводимые добавки |
2.Отработать навыки по определению качества хлеба органолептическим методом (заполнить таблицу, используя справочник продавца).
Показатель | Характеристика показателя | Отклонения от требований стандарта |
Внешний вид: поверхность | ||
окраска | ||
форма | ||
корка | ||
Качество мякиша: | ||
пропеченность | ||
промесс | ||
пористость | ||
эластичность |
Дайте заключение о качестве образца
5.Текущий инструктаж.
Наблюдение за работой обучающихся, текущее инструктирование.
Целевые обходы:
-оказание помощи обучающимся;
-индивидуальное инструктирование обучающихся;
-показ и объяснение приёмов на рабочем месте;
-побуждение обучающихся к самостоятельности;
6. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока, объявление оценок, их анализ.
Домашнее задание: повторить тему «Подготовка товаров к продаже».
Приложение 1
Историческая справка
Знаменитый русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев писал в свое время: «Давно замечено, что мы не обращаем внимания на самые замечательные факты только потому; что они слишком обыкновенны. Многим ли, действительно приходила в голову мысль, что ломоть хлеба, хорошо испеченного пшеничного хлеба ... составляет одно из величайших изобретений человеческого ума...»
Производство хлеба создавалось веками, оно потребовало от человека много выдумки, знаний, труда и настойчивости.
Хорошо известно, что искусство хлебопечения было знакомо древним египтянам. Но, изучая историю хлеба, ученые пришли к любопытным открытиям - и первобытный человек ел хлеб.
Люди, изготовлявшие хлеб, пользовались в былые времена большими почестями.
Ежедневная норма потребления хлеба в различных странах составляет 150- 500 грамм на душу населения.
С хлебом человек получает углеводы, белки, жиры, минеральные соли и витамины. Хлеб является ценнейшим продуктом питания человека.
Приложение 2
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
При оценке качества товаров определяют показатели их качества и устанавливают соответствие их требованиям нормативных документов.
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Этим методом устанавливают качество товаров при помощи органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха) по внешнему виду, цвету, консистенции, вкусу и запаху.
ВНЕШНИЙ ВИД - определяют осматриванием с поверхности и на разрезе, при этом обращают внимание на равномерность цвета и наличие посторонних включений.
ЦВЕТ (окраска) - лучше всего устанавливается при естественном освещении продукта.
ВКУС И ЗАПАХ - важнейшие показатели качества продуктов. Существует четыре -- основных вида вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Кроме того различают и сложные виды вкуса: кисло-сладкий (например, в ягодах и фруктах), кисло-соленый (квашенная капуста), сладковато-горький (шоколад). На вкус могут оказывать влияние, различные вещества, вызывая острый, жгучий, терпкий и другие привкусы. Посторонний привкус указывает на изменение качества пищевого продукта.
Различают множество запахов, присущих пищевым продуктам. К посторонним запахам относят: прогорклый, появляющийся при порче жиров; плесневелый, обусловленный t развитием плесени; гнилостный, возникающий при разложении белковых веществ. Сильный посторонний запах может сделать продукт не пригодным к употреблению.
КОНСИСТЕНЦИЯ - для твердых и полутвердых продуктов различают консистенцию твердую, рыхлую, порошкообразную, упругую, эластичную и т.д. Для жидких - вязкую, сиропообразную, жидкую ит.д. Изменения консистенции продукта свидетельствует об ухудшении его качества. При приемке партии товара этот метод является решающим.
Приложение 3
Требования к качеству хлеба
Форма изделий - должна быть правильной, соответствующей данному сорту.
Поверхность - гладкая, без крупных трещин, прорывов, пузырей.
Цвет корки - от золотисто-желтого до светло-коричневого (Пшеничный хлеб), ржаного - от коричневого до темно-коричневого, толщина корки - не более - 3-4мм.
Мякиш - должен быть хорошо пропеченным, не липким, не влажным на ощупь, эластичным, без комков и следов непромеса. Пористость равномерная, без пустот. После легкого надавливания мякиш должен принимать первоначальную форму. Хлеб должен быть свежим и некрошливым.
Вкус и запах должны соответствовать данному виду хлеба, без посторонних привкусов и запахов.
Дефекты:
Трещины и надрывы на корке.
Горелая или бледная корка.
Дефекты мякиша:
Непромес
Отставание корки от мякиша Крошливость мякиша Неравномерная пористость Хруст
Хранение хлеба: при Т=10С, влажность - 75%,
Пшеничный хлеб - 24час.
Ржаной -З6час.
Приложение 4
Особенности продажи продовольственных товаров
Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров должна содержать:
наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
сведения о пищевой ценности (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов), весе или объёме;
область применения (для пищевых продуктов детского, диетического, лечебно-профилактического питания, пищевых добавок);
условия хранения;
дата изготовления.
Товары до их подачи в торговый зал должны быть подготовлены к продаже:
освобождены от тары, упаковки;
проверено качество, проведена отбраковка и сортировка товара;
проверено наличие необходимой документации и информации;
произведена расфасовка и упаковка развесного товара;
на расфасованный товар делают маркировочный ярлык.
Правила продажи хлеба:
- По истечении срока реализации продажа хлеба запрещена.
- В магазинах самообслуживания для отбора покупателями хлеба должны имеется специальные вилки и упаковочный материал.
- Разрешено по желанию покупателей разрезать штучный хлеб весом 0,4 кг. и более на две-четыре равные части (кроме изделий в упаковке) и продавать без взвешивания.
- Весовой хлеб взвешивают на циферблатных весах с учетом всех требований.
- Для резки хлеба применяют хлеборезные ножи, лезвия которых должны быть хорошо отточены (что бы было меньше крошки и ровно нарезан хлеб).
Хлеб, несоответствующий по качеству и весу продавать запрещается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики
Разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию «Станочник (металлообработка)» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения поз...
Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"
Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Венецианская штукатурка"
методическая разработка...
Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»
данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление щей", профессия "Повар, кондитер"
Данная методическая разработка содержит основную часть, пояснительную записку, оценочный лист, тест, последовательность выполнения задания, схему приготовления, карточку задания - определение качества...