ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Мет од указ по выполнению сам работы студентовС
методическая разработка на тему
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине 0п.08. Метрология и стандартизация разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Старомайнский технологический техникум»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.08. Метрология и стандартизация
для студентов специальности
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
Старая Майна
2017 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине 0П.08. Метрология и стандартизация разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК социально-экономического и естественнонаучного профиля Председатель ЦМК ________________Н.В. Кухтикова Протокол заседания ЦМК № 1 от «31» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ________________Г.В. Ширманова «31» августа 2017г. |
Автор-разработчик:
Борисик Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории
Коденцева Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории
Введение
Методические указания по выполнению самостоятельной работы являются частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация. Методические указания по выполнению самостоятельной работы разработаны в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовке специалистов среднего звена 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с содержанием рабочей программы.
Учебная дисциплина ОП.08 Метрология и стандартизация является общепрофессиональной .
Максимальная нагрузка составляет – 54 часа
Аудиторная нагрузка – 36 часов
Внеаудиторная самостоятельная работа – 18 часов
Цели самостоятельной работы
Рабочей программой ОП.08 Метрология и стандартизация предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- Для овладения знаниями;
- Для закрепления и систематизации знаний
- Для формирования умений
В методических указаниях рассмотрены формы, даны рекомендации студентам по самостоятельному выполнению, примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию, рекомендуемая литература (основная и дополнительная), требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы.
Структура и общие требования
Современное образование призвано создавать условия, при которых у студента формируется опыт самостоятельной деятельности, в результате чего наиболее полно раскрываются индивидуальные способности и создаются предпосылки для творческого развития будущего специалиста.
Самостоятельная работа студентов (далее - СРС) рассматривается как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.
В учебном процессе ОГБПОУ СМТТ выделяют два вида самостоятельной работы:
• аудиторная
• внеаудиторная
Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Задачами организации самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитие исследовательских умений;
- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.
компетенции, формируемые в рамках междисциплинарного курса
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1. | Выявлять потребность в товарах |
ПК 1.2. | Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции |
ПК 1.3. | Управлять товарными запасами и потоками |
ПК 1.4. | Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров |
ПК 2.1. | Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности |
ПК 2.2. | Организовывать и проводить оценку качества товаров |
ПК 2.3. | Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товарной экспертизы. |
ПК 3.1. | Планировать основные показатели деятельности организации |
ПК 3.2. | Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями |
ПК 3.3. | Организовывать работу трудового коллектива |
ПК 3.4. | Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями |
ПК 3.5. | Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности |
В функции преподавателя входит:
• разработка плана СРС по учебному курсу;
• определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРС;
• подготовка пакета четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
• определение системы индивидуальной работы со студентами;
• своевременное донесение полной информации о самостоятельной работе до студентов.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;
- Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др;
- Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др;
- Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы используются следующие типы самостоятельной работы:
• воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
• реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
• эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
• творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности студента.
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (виртуальный инструктаж) по выполнению задания, который включает определение цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
При необходимости во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в том числе и на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности материала, уровня умений студентов.
Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);
- решение ситуационных задач;
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
- представленный текст контрольной работы;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
- рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
- отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
- представление изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются обмен информационными файлами, семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
• уровень освоения студентов учебного материала;
• умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
• сформированность общих и профессиональных компетенций;
• умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
• обоснованность и четкость изложения ответа;
• оформление материала в соответствии с требованиями;
• умение ориентироваться в поток информации, выделять главное;
• умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
• умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
• умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
№ | тема | Содержание задания | Форма отчета | час | неделя |
1 | 1.1 | Творческая работа на тему: «Из истории развития метрологии», «Метрология, стандартизация и современный рынок» | Презентация или реферат | 1 | 1 |
2 | 1.2 | «Метрология и международный рынок», «Роль метрологических данных в решении проблем качества» | Сообщение | 2 | 1 |
3 | 1.3 | Ульяновский территориальный центр стандартизации, метрологии, сертификации. | Сообщение | 2 | 2 |
4 | 1.3 | Составление схемы Государственного метрологического контроля и надзора. Изучение условных обозначений знаков в метрологии. | Составление схемы | 1 | 2 |
5 | 2.1 | «История развития стандартизации» | Доклад | 1 | 6 |
6 | 2.3 | Изучение Закона РФ “ О техническом регулировании” | Конспект | 2 | 6 |
7 | 2.3 | Изучение методики расчета экономической эффективности стандартизации. | Конспект | 3 | 8 |
8 | 3.1 | Составление глоссария | 1 | 9 | |
9 | 3.2 | “История развития сертификации». | Доклад | 1 | 11 |
10 | 3.2 | Изучение новой нормативно-технической документации в отделе технической литературы в электронной библиотеке | Конспект | 2 | 11 |
11 | 3.3 | Изучение стандартов «Требования к обслуживающему персоналу. | Конспект | 1 | 12 |
12 | 3.4 | Составление кроссворда на тему: «Испытания и контроль качества товаров» | Кроссворд | 1 | 13 |
ИТОГО | 18 |
Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы студентов.
1. Методические указания студентам по работе с текстом.
1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их.
В заголовках передай главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
2. Методические указания для работы с параграфом учебника.
1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
3. Составь развёрнутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Свяжи с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музеи, в кинофильмах.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы изученные раннее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю.
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
9.Потготовь ответы на вопросы и задания, которые размещены в конце параграфа.
10. Выполни задания, предложенные преподавателям.
3. Методические указания по написанию реферата.
Слово реферат латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат- это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщения и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.
3.1.Методические указания по выбору темы к постановке проблемы.
1. Выбери тему реферата и согласуй её с преподавателем.
2. Учти имеющиеся источники и литературу по теме работы, их доступность.
3. Тема реферата не должна быть слишком широкой или слишком узкой.
4. С темой реферата продумай и его проблему.
3.2.Методические указания по сбор материала по выбранной теме.
1. Составь список литературы, содержащий необходимые сведения. Для этого ознакомься с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, сайтами в Интернете.
2. Наметь последовательность изучения подобранных материалов, что позволит точно определить примерное содержание и структуру реферата.
3. Выписывай основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывай их авторов, названия, страницы
3.Методические указания по составлению плана.
1. Составь черновой вариант плана. Он состоит из введения, двух-пяти пунктов основной части (могу иметь подпункты) и заключение.
2. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, чёткими, по возможности краткими, в процессе работы они могут пересматриваться.
Работа над текстовой частью реферата.
3. Определи содержание и логику изложения отдельных вопросов.
4. Внимательно читай отобранную литературу, конспектируй её, выписывай отдельные цитаты, записывай собственные мысли, возникающие во время чтения.
5. Рассчитай объём всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объём реферата 10-20 стандартных страниц чистого текста (т.е.без учёта титульного листа, плана и списка литературы). При компьютерном наборе используется шрифт Times New Roman, 14-й размер полуторный интервал.
6. Во введении 1-2 с следует обосновать а) Выбор темы реферата, б) показать её актуальность, в) дать краткую характеристику использованной литературы, г) цель исследования.
7. В заключении так же 1-2 с сформулируй основные выводы по теме работы.
4.Методические указания по оформлению реферата.
1. Укажи на титульном листе, сверху название учебного заведения, ниже укажи тип работы (в данном случае реферат), предмет (по истории), тему, затем (ниже и правее) фамилию, инициалы и конкретное место учёбы, исполнителя (группа), фамилию, инициалы и должность руководителя и , наконец внизу – местонахождения учебного заведения и год написания работы.
2. На втором листе даётся план реферата.
3. Введение и заключение не номеруются. Основные пункты плана номеруются римскими, а подпункты – арабскими цифрами.
4. На титульном листе и плана номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.
5. Цитата берётся в кавычки и делается ссылка на источник :”_____ ______ ”1. Иванов Н.С. Первые победы М, 1988., 29.
6. Завершается реферат списком используемой литературы. Он должен состоять не менее, чем из пяти наименований, не являющемся учебниками или учебными пособиями. Сначала указывается использованные источники (документы и т .д. ), затем монографии и стать в журналах, газетах и сборниках ( и это и другое в алфавитном порядке или в хронологическом, под нумерацией.
5. Методические рекомендации студентам по подготовке доклада.
Следует, различать два вида докладов: доклад-отчет и доклад, на научную тему. Когда, например, необходимо сделать отчет о работе класса на отчетно-выборном собрании или сообщение на заседании кружка, то структура доклада и подготовка его будет отличаться от доклада на научную тему. Доклад на отчетно-выборном собрании состоит из перечисления задач, которые должна была решить организация за отчетный период. Затем излагаются условия, в которых работала комсомольская группа. Главная часть доклада посвящается подробному анализу работы, выполненной за отчетный период. Указывается и то, что не сделано, называются причины невыполнения. Далее определяются задачи на определенный период работы, аргументируется необходимость их решения. Заканчивается отчетный доклад предложениями о том, как выполнить поставленные задачи. Особенностью подготовки отчетного доклада является то, что материал для него берется непосредственно из жизни комсомольской группы. Здесь нет необходимости изучать литературу. Отдельные факты уточняются в беседах (или через письменный отчет) с активистами класса, которым были поручены конкретные участки работы. Научный доклад строится на основе изучения литературы, поэтому и подготовка к нему имеет свою специфику. Очень важно отчётливо уяснить тему доклада, точно определить круг вопросов, которые надо осветить в докладе, чтобы знать, что именно искать в каждом пособии. В противном случае вам: трудно (будет разобраться в многообразии фактов.
Подобранную для доклада литературу просмотрите по оглавлению и отметьте те главы и страницы, материал которых будет использован в докладе. После такой предварительной работы вы убедитесь, что для доклада вам не нужны все названные книги, а достаточно только пяти. Их и надо использовать.
Изучение подобранных материалов заканчивается составлением простого плана каждого источника в отдельности. Затем, объединяя общие вопросы, составляется сводный план, который нужно положить в основу доклада.
6. Методические рекомендации студентам по написанию конспекта
Вид работы: Подготовка конспекта
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
Форма контроля и критерии оценки
«5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«3» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.
«2» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.
7. Методические рекомендации студентам по составлению таблицы.
Вид задания: Составить таблицу
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Форма контроля и критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради. «Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.
8. Методические рекомендации студентам по подготовки презентации.
Вид работы: Подготовить презентацию на тему
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Правила оформления компьютерных презентаций
Общие правила дизайна
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль — обойдет любые правила и законы.
Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.
Правила шрифтового оформления:
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции.
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения. Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
Рекомендации к содержанию презентации.
По содержанию
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).
Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Если презентация является основой устного доклада, то по европейским и американским правилам второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это нечасто встречается у нас даже на «взрослых» конференциях, но практика показывает, что правило – чрезвычайно полезное: дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.
Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.
По оформлению
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.
Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.
Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.
Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу – одним взглядом.
На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или краткое название презентации и год создания (например, в презентации «Политическая история народов Дагестана и ее влияние на историю России» в колонтитуле стояло: «Иванова. Народы Дагестана. 2004»), номер слайда.
В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.
Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:
название фильма (репортажа),
год и место выпуска,
авторы идеи и сценария,
руководитель проекта,
Правила компьютерного набора текста при создании презентаций
Общие правила оформления текста
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.
Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.
Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с)
Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.
Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.
Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или" и т.п.
Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.
Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15').
Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.
Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.
В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура — сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. — год), по частям слов (см. — смотри), по характерным буквам (млрд — миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка — фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.
Специфические требования при компьютерном наборе текста
При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.
Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).
Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела).
Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы:
шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, — набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры;
нешрифтовые выделения, выполняемые путем изменения расстояний между буквами (набор вразрядку) или между строками набора (дополнительные отбивки отдельных строк), изменения формата набора (набор «в красную строку», набор с одно- или двусторонними втяжками), подчеркивания текста тонкими или полужирными линейками или заключения отдельных частей текста в рамки и т. п.;
комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п. Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.
В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.
Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус (серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Пример:
1. Петров А.В. Экономика в школе. – М.: Просвещение, 2001.
2. Сидоров Т.В. Экономика транспорта. – Спб.: Аврора, 2000.
3. Щукина И.Г. Люди и машины. – Саратов: Лицей, 2006.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например: http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Правила оформления презентаций
1. Общие требования к смыслу и оформлению:
Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения. Презентации должны быть разными — своя на каждую ситуацию. Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи значительно отличаются;
Представьте себя на месте просматривающего.
2. Общий порядок слайдов:
Титульный;
План презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов — это максимум, к которому не следует стремиться);
Основная часть;
Заключение (выводы);
Спасибо за внимание (подпись).
3. Требования к оформлению диаграмм:
У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда;
Диаграмма должна занимать все место на слайде;
Линии и подписи должны быть хорошо видны.
4. Требования к оформлению таблиц:
Название для таблицы;
Читаемость при невчитываемости;
Отличие шапки от основных данных.
5. Последний слайд (любое из перечисленного):
Спасибо за внимание;
Контакты.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде. «Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Список литературы:
Основная
1. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. – М.: изд.: ЮНИТИ, 2008.-412c.
2.Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. - М: ОЦПКРТ, 2006. -208c.
3 Николаева М.А. Основы метрологии. - М.: ОЦПКРТ, 2006.- 72c.
4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия. - М.: ОЦПКРТ, 2006.-56c.
Дополнительные источники:
5.ГОСТ Р 1.0 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
6.ГОСТ Р 1.2 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальной Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
7.ГОСТ Р 1.4 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации Общие положения - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
8. ГОСТ Р 1.8- 2004 Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
9. ГОСТ Р 1.9 - 2004 Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
10 ГОСТ Р 1.10 - 2004 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. - М,: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
11.ГОСТ Р 1.12 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
12. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг. Утверждены Госстандартом России 21.08.2003 № 97
13.OK (MK ИСО/ИНФКО МКС) 001-2000. Общероссийский классификатор стандартов ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения измерений. Методика выполнения измерений.
14.Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Постановление. Госстандарта России 10.05.2000 № 26
15.ПР 50.2.003-94. ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.
16.ГОСТ 2.114-95 Технические условия (общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий на продукцию).
17. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
18.ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
19.Журналы «Стандарты и качество», «Сертификация»
Интернет-ресурсы:
20. Резолюция всероссийского форума "Реформа технического регулирования в России: идеология и практика реализации" (Internet-сайт: http://www.rabotodateli.ru/teh/203.html)
21. Олефирова А.П. Подтверждение соответствия: Учебное пособие (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r48579/mtdukm71.pdf)
22. Олефирова А.П. Сертификация услуг: Учебное пособие (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r40669/mtdukm47.pdf)
http://protect.gost.ru/
23. www.gost.ru (Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии)
24..http://www.gost.ru/wps/portal/pages.Sitemap.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины 0п.10 Мерчендайзинг разработана в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества ...
ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов КОС
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.10 Мечердайзинг разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального...
ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указания к практическим работам
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине 0п.10 Мерчендайзинг разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 ...
ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указ по выполнению самостоятельной работы студентов
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир» МДК 04.01. Розничная торговля продо...
ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины 0п.08 Метрология и стандартизация разработана в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспер...
ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов КОС
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего пр...
ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указ к практическим работам
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образован...